marketing strategy is provided with appropriate investment resources. Accordingly, the adopted investment directions should expand the market opportunities for innovative development of an economic entity and stimulate their implementation. Compliance with the principle of parallelism will allow us to avoid situations where the identified market opportunities cannot be realized due to lack of resources, as well as to quickly assess the prospects for resource provision of the identified innovative development options and, in the absence of such options, proceed to the consideration of alternative options.
References
1. Baldin K. V. Risk management in innovative and investment activity of the enterprise: textbook / Baldin K. V., Perederyaev I. I., Golov R.S. - Moscow: Dashkov & K, 2019. - 418 p. - ISBN 978-5-394-032134. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85180.html
2. Bolodurina M. P. Investment strategy: a textbook / Bolodurina M. P. - Orenburg: Orenburg State University, EBS DIA, 2016. - 184 p. - ISBN 978-57410-1388-5. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61359.html
3. Kovalenko M. N., Gonchar A. I. Formation of management decisions in the field of production modernization at a construction enterprise // Economics and management of innovative technologies. 2014. No. 9 [Electronic resource]. URL: http ://ekonomika. snauka. ru/2014/09/5720
4. Kuzminov A.V. Enterprise strategy: an educational and methodological manual / Kuzminov A.V.Simferopol: University of Economics and Management, 2017. - 168 p. - ISBN 2227-8397. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73284.html
5. Selyutina L. G., Pesotskaya E. V. Management of innovation and investment processes in construction. St. Petersburg: SPbGIEU Publishing House, 2011. 227 p.
6. Financial strategy of the enterprise. Formation and implementation: a collective monograph / A.V. Savtsova [et al.]. - Stavropol: North Caucasus Federal University, 2016. - 156 p. - ISBN 978-5-9296-0875-9. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. — URL: http ://www. iprbookshop.ru/69447.html
7. Faber M. Global asset distribution: the best global investment strategies / Faber M.-Moscow: Alpina Publisher, 2021. - 160 p. - ISBN 978-5-96144033-1. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. — URL: http ://www. iprbookshop.ru/104293. html
ТЕНЕВОЙ СЕКТОР И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В
ЦЕЛЯХ ЕГО СНИЖЕНИЯ
Безпалов В.В.
доктор экономических наук, профессор Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Москва, Россия Бондаренко В.В.
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Москва, Россия
THE SHADOW SECTOR AND THE POSSIBILITIES OF USING BLOCKCHAIN TECHNOLOGY TO
REDUCE IT
Bezpalov V.
Doctor of Economics, Professor Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russia Bondarenko V. Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russia
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается проблема масштабного присутствия теневого сектора в мировой экономике, рост её роли в хозяйственных процессах и стремительная трансформация способов ведения теневой деятельности, что подтверждает важность комплексного анализа и поиска новых методов борьбы с теневой экономикой. Одним из перспективных направлений по разработке действенных мер противодействия теневым секторам является использования цифровых технологий и, в частности, исследования потенциала технологии блокчейн в системе государственного управления развитием национальной экономической системы. Целью данной работы является анализ современных видов и способов развития тене-
вой экономики на данном этапе, выявление её коренных причин на основе характеристики динамики основных показателей, определение возможностей применения технологии распределенного реестра в качестве сдерживающего механизма и инструмента, способного существенно снизить развитие теневых секторов. На основе проведенного анализа были сделаны выводы о целесообразности внедрения технологии блокчейн в национальном масштабе, что позволило сформировать предложения среди которых: создание необходимого нормативно-правового поля, разработка национальной платформы блокчейн-сертифика-ции, блокчейн-архитектуры для организации национального документооборота и контроля за собираемостью налогов и подготовка к токенизации экономики.
ABSTRACT
This article examines the problem of the large-scale presence of the shadow sector in the world economy, the growth of its role in economic processes and the rapid transformation of the ways of conducting shadow activities, which confirms the importance of a comprehensive analysis and the search for new methods of combating the shadow economy. One of the promising directions for the development of effective measures to counteract the shadow sectors is the use of digital technologies and, in particular, the study of the potential of blockchain technology in the system of state management of the development of the national economic system. The purpose of this work is to analyze the current types and methods of development of the shadow economy at this stage, to identify its root causes based on the characteristics of the dynamics of the main indicators, to determine the possibilities of using distributed registry technology as a deterrent mechanism and tool that can significantly reduce the development of the shadow sectors. Based on the analysis, conclusions were drawn about the feasibility of implementing blockchain technology on a national scale, which allowed us to form proposals, including: creating the necessary regulatory framework, developing a national platform for blockchain certification, blockchain architecture for organizing national document management and control over tax collection, and preparing for the tokeni-zation of the economy.
Ключевые слова: теневая экономика, теневой сектор, неформальная экономика, блокчейн, распределенный реестр данных, смарт-контракт, блокчейн-консорциум.
Keywords: shadow economy, shadow sector, informal economy, blockchain, distributed data registry, smart-contract, blockchain-consortium.
Процессы глобального противостояния государств в борьбе за ресурсы на фоне не прекращающегося финансово-экономического кризиса, санк-ционных и торговых войн привели мировую систему к серьезной неопределенности и не стабильности, что отразилось на развитии и усилении роли теневых секторов экономики по всему миру. С учетом бурного развития науки и техники, теневой сектор стал использовать данный прогресс в своих интересах, при этом все попытки государств оказать противодействие в данном направлении на сегодняшний момент не приносят существенных результатов. Это подчеркивает необходимость поиска и формирования современных моделей с использованием цифровых технологий по противостоянию развития теневых секторов, которые могут быть представлены созданием масштабной экосистемы блокчейн. Блокчейн является цифровой платформой, построенной на криптографическом кодировании, и обладает широким функционалом, который потенциально может быть полезен в разрешении проблем, связанных с недостаточным уровнем прозрачности множества финансовых, хозяйственных, управленческих решений, принимаемых государственными служащими разного уровня, а так же и бизнес структурами, что несомненно может снизить уровень теневой экономики в общем, а так же повысит доверие к государственному управлению.
Феномен теневой экономики был рассмотрен различными учеными. Американский ученый П. Гутманн прогнозировал, что рост налогового бремени и сужение нормативно-правовых рамок для бизнеса приводят к разрастанию неформального сектора [13, с. 24]. В свою очередь, экономист Э. де
Сотоделал акцент на уровень коррупции, как основной причине существования теневого сектора, утверждая, что уход в «тень» является ответом на неспособность государства эффективно проводить политику. Английский ученый К.Харт выявил, что ключевым критерием формальности выступает фиксированная заработная плата - в случае самозанятых, которых Харт относит к неформальному сектору, она отсутствует. Особую важность приобрели работы профессора Ф. Шнайдера, который разработал модель расчета долларового выражения теневой экономики, его расчеты не учитывают масштабы криминальной деятельности и «неформальную экономику домашних хозяйств». Исследования В. Радаева направлены на исследование российского феномена, который по мнению ученого обусловлен советским экономическим наследием России. Радаев также исследовал разницу между понятиями «теневая», «криминальная» и «неформальная» экономика и осуществил классификацию типов теневой экономики по степени легальности, мотивам и охвату деятельности статистическим учетом.
Таким образом, исходя из анализа взглядов мировых ученых, занимающихся исследованиями в данном направлении, ключевыми проблемами в области теневой экономики является сложность ее выявления, а, следовательно, и оценки её масштабов, что ведет за собой сложность контроля над ней. Технология блокчейн обладает функционалом, которое при масштабном её внедрении имеет потенциал разрешить проблемы, стоящие перед ученными и главами государств уже не одно десятиле-
тие, а также сократить риски, связанные с возможностью появления новых цифровых методов ухода в «тень».
Сектор теневой(ненаблюдаемой) экономики фигурирует в повестке многих стран мира уже на протяжении нескольких десятков лет. Как позывает статистика и прогноз международной организации аудиторов ACCA, на сегодняшний день наблюдается тенденция к его сокращению, однако, теневая экономика постоянно меняется и, следовательно, адаптируется к текущим трендам глобализации, цифровизации и появлению новых бизнес-моделей (таб. 1). Такая адаптация к новым возможностям порождает серьезные проблемы в обществе и создаёт опасные инциденты по нарушению налогового законодательства, что не может не отражаться на росте преступности особенно на рынке труда и трансграничного мошенничества, т.е. увеличение
Прогнозные значения размера
неформального и чёрного сектора теневой экономики. При этом участники данных процессов все более изощренно используют в своей деятельности новые технологии, а развитие гиг-экономики только усиливает потенциальную угрозу значительного снижения собираемости налогов.
Согласно последним данным Международной Организации труда, неформальный сектор в мировом масштабе насчитывает порядка 2 миллиардов занятых, что составляет 60% от их общего числа[7]. Рассматривая данный показатель в региональном разрезе, стоит отметить, что наибольшая доля рабочих мест, созданных «в тени», зафиксирована в Африке и составляет 85,8%, а наименьшая - в Европе и Центральной Азии - 25,1% [12]. В России на неформальную занятость приходится 19,4% рынка труда - число неформально занятых сократилось с марта по июнь 2020 года на 925 тыс. человек [4].
Таблица 1
теневой экономики (в % от ВВП)
Страна 2011 г. 2016г. 2017 г. 2020 г. 2025г.
Мир 23,1 22.66 22,5 22,11 21,39
США 8,2 7,78 7,69 7,42 6,94
Россия 39,33 39,07 39,29 39,37 39,3
Китай 10,53 10,15 10,17 10,05 9,9
Япония 10,22 10,08 9,89 9,42 7,86
Азербайджан 47 67,04 66,12 56,73 58,38
Нигерия 50,73 48,37 47,7 46,99 46,11
Источник: составлено автором на основе данныхACCA. Emerging from the shadows: theshadow economy to 2025. Режим доступа: https://www.accaglobal.com/content/dam/ACCA_Global/Technical/Future/pi-shadow-economy-report.pdf
Анализируя состояние теневых секторов экономики в России, где так же как и во всем мире, есть ряд сложностей с выявлением и расчетом, в результате чего статистика сильно разнится в зависимости от применяемого метода расчета. Так, по данным Росстата и Росфинмониторинга доля теневой экономики в России колеблется на уровне 20,5% от ВВП, в то же время Международный Валютный Фонд указывает на 33,7% [2]. Однако, даже если принимать за основу данные Росстата, отличающи-
еся в меньшую сторону, то размер теневых секторов экономики России - более 20 трлн.руб. Данная сумма превосходит расходы всего федерального бюджета на 2019 год (18 трлн. руб.) и составляет более трети всех денежных доходов россиян за 2018 год (57,5 трлн руб.) [3].
Анализ динамики масштабов теневой экономики по методике Росстата показывает стремительное сокращение неформального сектора в период с 2016 по 2017 год (на 5,4 п.п.), при обратной тенденции с 2017 по 2018 год (рост на 1,8 п.п.) (Рис. 1).
Размер теневой экономики, трлн руб.
Рис. 1 -Теневая экономика в России Источник: РБК. Финансовая разведка оценила в 20 трлн. руб. объем теневой экономики в России. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee
Кроме того, стоит отметить, что по данным таблицы 1, отражающей прогнозные значения, представленные организацией ACCA, Россия стала единственной из представленных страной, где в период между 2017 и 2020 годом прогнозировался рост теневого сектора.
Среди основных причин «ухода в тень» в целом следует выделить: высокий уровень коррупции, отсутствие демократической подотчетности (транспарентность принимаемых органами государственной власти решений), чрезмерное налоговое бремя, зарегламентированность деятельности и отсутствие системы контроля, предусматривающей справедливое наказание за преднамеренное сокрытие от налоговых органов профессиональной деятельности и дохода от неё [11]. При этом, в случае России ACCA выделяет недостаток эффективности при борьбе с коррупцией, низкий уровень демократической подотчетности и недостаточные темпы экономического роста, в качестве основных факторов расширения теневого сектора.
Согласно ряду экспертных мнений, простое снижение налоговых ставок не способно привести к значительному сокращению теневого сектора, но способно остановить его дальнейший рост. Таким образом, необходимо сместить акцент на другие причины формирования теневой экономики и осу-
Виды блокчейн варьируются в зависимости от архитектуры технологии и режима доступа к ней. Выделяют публичный и закрытый блокчейн. К публичному блокчейну может присоединиться любой желающий, при этом каждый участник сети имеет возможность просматривать транзакции и добавлять новые блоки в цепь. Закрытый блокчейн поддерживается и контролируется организацией, которой он принадлежит. Для того чтобы стать участником подобной блокчейн-платформы необходимо получить право доступа к ней, а возможности ноды варьируются в зависимости от её статуса. В рамках блокчейн также возможно функционирование смарт-контрактов. Они представляют собой код,
ществить коренные институциональные и системные трансформации. Одним из инструментов реализации таких изменений может послужить технология распределенных реестров - блокчейн.
Блокчейн представляет собой распределенную, неизменную и защищенную от несанкционированного доступа структуру данных с возможностью записи и без возможности удаления и изменения информации. Прозрачность и консолидация данных в рамках блокчейн позволяет оптимизировать взаимодействия между всеми участниками бизнес-процесса, создавая доверие между ними. Благодаря отсутствию возможности изменять или удалять данные, устраняется необходимость дорогостоящих и сложных сверок, а также присутствия третьей стороны.
Блокчейн является распределенным реестром для хранения текущего состояния и фактов об объекте посредством транзакций. Транзакции объединяются в блоки данных, каждый новый блок добавляется в конец цепочки и имеет хеш-указатель на предшествующий блок. Правила и корректность добавления информации в блокчейн обеспечивается механизмом консенсуса. Копия каждой цепочки блоков хранится и постоянно обновляется на всех устройствах- нодах, то есть узлах блокчейн-сети (рис.2)
О
о
Верифицированная транзакция, включая записи в контрактах.
V
Новая транзакция добавляется к другим транзакциям для создания блока данных в реестре.
который хранится на блокчейн платформе и работает автономно. Такой контракт самовыполняется согласно условиям, заложенным в его криптографическом коде. Смарт-контракты имеют обширный потенциал применения. С его помощью возможно оптимизировать процесс заключения и исполнения любой сделки.
Функционал технологии блокчейн обширен в своём применении и не может быть ограничен лишь понятиями криптовалют или токенов, но при этом может активно использоваться в противодействии развития теневых секторов экономики. Так, главным преимуществом данной технологии вы-
Рис. 2 - Принцип работы блокчейн-сети Источник: PwC - Price waterhouse Coopers. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/services/technology/blockchain.html
ступает полная достоверность и безопасность данных, хранящихся в блокчейн-сети, а также возможность моментально отслеживать любые транзакции, равно как и цифровые активы, зарегистрированные в распределенном реестре. В контрасте с существующими моделями, теневая экономика обеспечивается зачастую денежными потоками, которые почти невозможно отследить или зафиксировать, например, при помощи расчета наличными. Создание единой системы блокчейн предполагает консолидацию баз данных различных экономических агентов, которые чаще всего действуют в рамках одной сферы деятельности. Подобные системы, в которых задействованы коммерческие партнеры по единой цепочке стоимости, носят название блок-чейн-консорциумов. Так, распространение и государственная поддержка в создании таких бизнес -структур значительно упростит борьбу с теневым сектором экономики. Это обусловлено тем, что массовое подключение экономических агентов к блокчейн-архитектуре автоматически обеспечит прозрачность проводимых между ними транзакций.
Однако, необходимо учесть, что подобные выводы носят условный характер. На сегодняшний день присоединение к блокчейн-консорциуму или его создание требуют больших капиталовложений, которые с высокой долей вероятности не станут привлекательными для игроков теневого рынка. Именно поэтому существуют более амбициозные национальные проекты, которые предполагают переход всех элементов экономической системы на блокчейн.
Использование технологий блокчейна для борьбы с теневой экономикой все активнее начинает применяться в зарубежных странах. Пример Эстонии является показательным - государством была успешна реализована программа по созданию единой национальной электронной системы с использованием децентрализованной архитектуры, которая значительно упростила дальнейший переход к блокчейну. В результате Эстония стала мировым лидером по собираемости налогов, и только 6% населения не имеет электронного удостоверения для доступа к системе [9]. В сентябре 2020 года инициатива масштабной имплементации технологии блокчейн также была выдвинута Премьер Министром Италии, Джузеппе Конте. По его мнению цифровые платежи приведут к тому, что финансовая система станет более быстрой, прозрачной и отслеживаемой, что в перспективе означает сокращение теневой экономики. Более того, Конте отмечает, что оптимизация налоговой системы при помощи технологии распределенного реестра приведет к повсеместному сокращению налоговых ставок, ввиду естественного роста числа налоговых поступлений в бюджет [10].
Также, например, в Китае реализовывается программа цифровых рейтингов, которые составляются на каждого гражданина и компанию. Эти данные меняются в зависимости от поведения экономического агента, что в дальнейшем влияет на возможность получения им кредита или определенных
социальных льгот. Таким образом, подобная платформа способна предоставить государству более полную информацию о деятельности субъектов, из чего следует возможность адекватно оценить масштабы теневого сектора и побудить его участников «выйти из тени» путем присвоения им плохого цифрового рейтинга [8].
Кроме того примечателен стартап Twiga, реализованный в Кении. Его целью является обеспечение кредитного скоринга среди малого и среднего бизнеса, благодаря которому предприятия получили бы доступ к кредитному рынку и необходимому для них финансированию. Так, компания специализируется на оптовой покупке свежей продукции и продаже ее мелким предпринимателям. С помощью технологии блокчейн компания отслеживает заказы, поставки и привычки погашения. Согласно статистике, дальнейшее развитие Twiga и подобных инструментов приведет сокращению ненаблюдаемого сектора Кении на 20 млрд долларов США [5].
Как было упомянуто ранее, одной из ключевых причин разрастания ненаблюдаемого сектора экономики является коррупция. Масштабы теневой экономики, как правило, меньше в странах, где государственные институты прочны, прозрачны и пользуются доверием населения. В действительности, некоторые исследования показали, что относительно высокие налоги не настолько влияют на рост теневой активности, как неэффективное функционирование налоговой системы и государственной власти в целом [6].
Блокчейн имеет необходимый потенциал для того, чтобы выступать в качестве эффективного инструмента борьбы с коррупцией. На данный момент большинство каждодневных операций в разных странах мира усложнено устаревшей бюрократической системой, которая требует от экономических агентов значительных операционных и временных издержек, однако не гарантирует безопасность и сохранение достоверности предоставляемых ими данных. Так, заинтересованные лица, имеющие доступ к рычагам влияния, могут адаптировать любого рода информацию под собственные нужды. Все обозначенные проблемы могут быть нивелированы посредством внедрения технологий блокчейн, где основными достоинствами являются: распределенность, стабильность, прозрачность, неизменность и масштабируемость.
В блокчейн-архитектуре подобные манипуляции невозможны. Однажды зарегистрированный блок транзакций (данных)не может более быть никак изменен, так как при любой попытке внесения изменения или удаления какой-то части информации хеш блока также будет меняться и тем самым «разрывать» всю цепочку, чего не допустят ноды, отвергнув попытку переписать данные.
Кроме того, криптовалюту или токен, обращающихся в экосистеме блокчейн, легко пометить используя криптографические коды. Следовательно, направление и отправную точку транзакции предоставляется возможным быстро отследить. Так, например, на блокчейн-платформе, объединяющей
налогоплательщиков, налоговые органы и государственные службы, были бы четко видны поступление налоговых отчислений в бюджет и пути их дальнейшего расходования. Следовательно, попытка записи некорректной транзакции отклонится участниками сети, а коррупционное действие будет пресечено. Следует упомянуть, что подобные особенности данной технологии позволили применить её в качестве платформы для проведения голосований на выборах.
Другой ключевой возможностью технологии распределённого реестра выступает возможность проведения сертификаций. Это означает, что ключевые данные о хозяйственных субъектах будут надежно храниться в блокчейн-сети, что обеспечит возможность отслеживания данных в любой момент времени, что в свою очередь приведет к сокращению рынка фальшивых ГО и контрафактной продукции. Как показывает статистика, к 2024 году блокчейн способен сократить оборот контрафакта в России минимум на 853 млрд рублей [1].
Наконец, с помощью мобильного блокчейна потенциально может быть решена проблема ин-клюзивности. В большей степени именно из-за неравного доступа к финансовым инструментам и услугам неформальный сектор настолько велик на Африканском континенте.
Несмотря на множество позитивных моментов, которые может внести разработка и внедрение технологии блокчейн в противодействие развития теневых секторов экономики, данная система требует серьезной доработки как в технологическом плане, так и в нормативно-правовом обеспечении.
На основе проведенного анализа текущего опыта имплементации технологии блокчейн в национальном масштабе и экономической оценки от внедрения представляется возможным сформировать следующие предложения:
• Разработать и протестировать систему блокчейн-сертификации. Создание единой электронной базы данных, в которой информация не может быть изменена после ее добавления, приведет к сокращению коррупционной составляющей, которая отмечается экспертами как ключевая причина ухода в «тень» в России. Установление сертификации на блокчейн также существенно сократит рынок контрафактной продукции, путем установления полной прозрачности информации о производимых и сбываемых товарах. Кроме того, это позволит эффективно отслеживать данные о сомнительных хозяйственных субъектах.
• Создать пилотную версию единой национальной блокчейн сети (по примеру Эстонии), к которой бы были подключены все органы исполнительной и законодательной власти, наряду с физическими и юридическими лицами. В рамках такой системы сбор информации о налогоплательщиках был бы значительно упрощен, таким образом, оценки масштаба теневого сектора были бы более адекватными и надежными. Кроме того, в такой системе легко вычислить хозяйственные субъекты, уклоняющиеся от налогов.
• Начать токенизацию экономики, так, чтобы в последствии появилась возможность сформировать национальную блокчейн-архитектуру, в рамках которой будут осуществляться транзакции. Необходимо отметить, что прежде чем, переход на криптовалюту и токены станет возможным должна быть разработана соответствующая нормативно-правовая база, без которой ни одна из инициатив не имеет смысла. Существование платформы, где возможно отследить источник и направления транзакции обеспечит полный контроль над легальностью их осуществления.
Наконец, следует отметить, что, как было упомянуто в данной работе, цифровизация не только открывает возможности для борьбы с теневой экономикой, но также создает новые методы для «ухода в тень», в связи с этим качественное изменение принципов работы текущей национальной экономической системы критически важно на сегодняшний день.
Таким образом, внедрение блокчейн-решений способно привести к существенному ослаблению ключевых факторов роста теневого сектора путем установления демократической подотчетности, значительного сокращению масштабов коррупции и оптимизации процесса сбора и обмена информацией, что в свою очередь приведет к уменьшению степени зарегламентированности ведения деятельности.
Литература
1. Прайм. Блокчейн сократит оборот контрафакта в РФ на 853 млрд рублей к 2024 году [Электронный ресурс] // https://1prime.ru/telecom-munications_and_technolo-gies/20191014/830402940.html
2. Прайм. МВФ оценил долю "теневой" экономики России [Электронный ресурс] // https ://1prime. ru/state_regula-tion/20180207/828424809.html
3. РБК. Финансовая разведка оценила в D20 трлн объем теневой экономики в России [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99 a79477be70257ee
4. ТАСС. Исследование: в России число неформально занятых сократилось на 925 тыс. человек [Электронный ресурс] // https://tass.ru/ekonomika/9369813
5. Bloomberg. Blockchain Opens Up Kenya's $20 Billion Informal Economy [Электронный ресурс] // https ://www.bloomberg.com/news/articles/2018-06-14/blockchain-is-opening-up-kenya-s-20-billion-infor-mal-economy
6. Friedrich Schneider; Dominik Enste. Hiding in the Shadows [Электронный ресурс] // https://www.imf.org/external/pubs/ft/issues/issues30/
7. International Labour Organization. Informal Economy [Электронный ресурс] //https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/W CMS_627189/lang--en/index.htm
8. Medium. Five new interesting initiatives in big data and online-scoring in Asia [Электронный ресурс] // https://medium.com/@slavasolod-kiy_67243/four-new-interesting-initiatives-in-big-data-and-online-scoring-in-asia-fba4b7516230
9. Medium. How Estonia is Pioneering the Digital Identity Space [Электронный ресурс] // https://medium.com/metadium/how-estonia-is-pio-neering-the-digital-identity-space-4008c709fbb8
10. Modern Consensus. Italy PM: Digital payments a solution to 'shadow economy' [Электронный ресурс] // https://modernconsensus.com/regulation/it-aly-pm-digital-payments-a-solution-to-shadow-econ-omy/
11. OECD. Shining Light on the Shadow Economy [Электронный ресурс] // https://www.oecd.org/tax/crime/shining-light-on-the-shadow-economy-opportunities-and-threats.pdf
12. United Nations. Nearly two-thirds of global workforce in the 'informal' economy [Электронный ресурс] // https://www.un.org/sustainabledevelop-ment/blog/2018/04/nearly-two-thirds-of-global-work-force-in-the-informal-economy-un-study/
13. Gutmann Pierre M. The subterranean econ-omy/ P. M. Gutmann // Financial Analysts Journal. -1977, 34:1. - P. 24-27
14. Robert Neuwirth. TheShadowSuperpower [Электронный ресурс] // https://foreignpol-icy.com/2011/10/28/the-shadow-superpower/ Emerging from the shadows: the shadow economy to 2025. ACCA. 2017. P. 11. [Электронный ресурс] //https://www.accaglobal.com/content/dam/ACCA_Gl obal/Technical/Future/pi-shadow-economy-report.pdf
15. PWC. Blockchain [Электронный ресурс] // https://www.pwc.ru/ru/services/technology/blockchain .html
ГЕОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА И ИНСТИТУТЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ РАКУРС
Ивашковский С.Н.
Московского государственного института международных отношений МИД России,
Москва
GEOGRAPHY, CULTURE AND INSTITUTIONS: HISTORICAL AND CULTURAL PERSPECTIVE
Ivashkovsky S.
Moscow State Institute international relations of the Russian Foreign Ministry,
Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье предпринята попытка выявления причин появления институтов и их природы. Особое внимание уделяется обоснованию институтов как культурного феномена, в связи с чем анализируются факторы, повлиявшие на специфику российских политических, государственных и экономических институтов. Обстоятельно раскрывается роль географических и природно- климатических условий в формировании российской национальной культуры, обусловившей соответствующий характер институтов.
ABSTRACT
The article attempts to identify the reasons for the emergence of institutions and their nature. Particular attention is paid to the justification of institutions as a cultural phenomenon, in connection with which factors that influenced the specifics of Russian political, state and economic institutions are analyzed. The role of geographical and climatic conditions in the formation of the Russian national culture, which determined the corresponding nature of institutions, is thoroughly disclosed.
Ключевые слова: география, государство, институты, культура, неопределенность, православная религия, трансакционные издержки.
Keywords: geography, state, institutions, culture, uncertainty, Orthodox religion, transaction costs.
Постановка проблемы
Тот, кто регулярно следит за экономическими публикациями в последние годы, наверняка обратил внимание на часто встречающиеся работы по теме институтов, их месте и роли в развитии общества в целом, и экономики, в частности. По институциональной экономике читаются специальные курсы на экономических факультетах университетов, издается немало учебников и учебных пособий. К институтам все чаще обращаются культурологи, антропологи и историки, в особенности специалисты в области исторической социологии.
Институты стали предметом пристального внимания политиков и правительственных чиновников. В общем, проблема институтов стала в наше время одной из наиболее привлекательных и модных тем социальных исследований. И несмотря на то, что разные авторы дают различные определения институтов, понимают их по-разному, все они едины в том, что институты представляют собой определенные нормы и правила поведения людей, которые могут носить экзогенный характер, либо задаваться внутренними мотивами. То есть, эти правила предписываются либо законами и административными