DOI 10.24411/2073-0454-2019-10234 © Е.В. Перевезенцева, 2019
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ТЕНЕВОЙ РЫНОК ТРУДА РОССИИ: ОЦЕНКА МАСШТАБА И СФЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Екатерина Вячеславовна Перевезенцева, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор Н.П. Купрещенко
Аннотация. Исследуется теневой рынок труда России. Акцентируется внимание на контингенте работников, занятых в неформальном секторе. Автор включает в теневой рынок труда не только занятых в неформальном секторе, но и лиц, работающих на предприятиях без юридического оформления в рамках легальной деятельности, не отражаемой в отчетности. На основе данных, представленных Федеральной службой государственной статистики в статье приводится анализ численности занятых в неформальном секторе экономики. Важное значение придается анализу причин возникновения неформальной занятости, в числе которой можно выделить: нестабильность экономической ситуации в стране, слабая ответственность работодателей и неконтролируемость со стороны государственных органов, невысокий уровень защиты права на труд и социальных гарантий и другие. Предлагается комплекс мер, направленных на борьбу с выплатой заработной платы по «конвертной схеме» и вовлечения в сферу государственного регулирования самозанятого населения.
Ключевые слова: неформальный сектор, занятость, скрытый фонд оплаты труда, самозанятые, экономическая безопасность, «серая» заработная плата, страховые взносы.
УДК 330, 336.02 ББК 65
THE SHADOW LABOR MARKET OF RUSSIA: ASSESSMENT OF THE SCALE AND SCOPE OF DISTRIBUTION
Ekaterina V. Perevezentseva, adjunct of the faculty of training of scientific, pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Research supervisor: professor of department of economy and accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of economic sciences, professor N.P. Kupreshchenko
Annotation. The article is devoted to the study of the shadow labor market in Russia. Attention is focused on the number of workers employed in the informal sector. The author includes in the shadow labor market not only those employed in the informal sector, but also those who work in enterprises without legal registration in the framework of legal activities that are not reflected in the financial statements. This work is an analysis of the number of employees in the informal sector of the economy on the basis of data provided by the Russian Federal State Statistics Service. Importance is given to analyzing the causes of informal employment, among which are the instability of the economic situation in the country, weak responsibility of employers and uncontrollability on the part of state bodies, a low level of protection of the right to work and social guarantees and others. As a result of the study, a set of measures to combat the payment of wages using an «envelope scheme» and involving the self-employed population in the sphere of state regulation is proposed.
Keywords: informal sector, employment, hidden salary fund, self-employed, economic security, «gray» wages, insurance premiums.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Перевезенцева Е.В. Теневой рынок труда России: оценка масштаба и сферы распространения. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):252-255.
За последние десятилетия произошли существенные изменения в характере работы и структуре рынка труда в России. Одной из наиболее характерных тенденций является рост занятости в неформальном секторе, который, в первую очередь, связывают с нехваткой высокооплачиваемых рабочих мест в формальном, а также чрезмерной нагрузкой на предпринимательскую деятельность в виде страховых взносов, в связи с чем, большие объемы зарплат продолжают вы-
плачиваться по «конвертной схеме», а вторичная занятость не регистрируется.
Неформальный сектор, тесно связанный с такими негативными явлениями, как нерациональное распределение ресурсов в экономике, замедление роста производительности труда, при этом оказывает и положительное влияние: обеспечивает определенный уровень социальной стабильности в российской экономике (помогает населению пережить кризис и спасает
от безработицы). Однако, существующая практика показывает, что во время экономического подъема или в периоды преодоления кризисных явлений существенно увеличивается роль деструктивной функции теневого сектора, а компенсационное влияние становится незаметным.
По критериям Росстата занятыми в неформальном секторе являются работники предприятий, не зарегистрированных в качестве юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели, фермеры, самозанятые и наемные работники, а также родственники, помогающие в собственном бизнесе, принадлежащем кому-либо из членов семьи.
Используя свое определение Федеральная служба государственной статистики оценила численность занятых в неформальном секторе в период с 2006 по 2016 гг. следующим образом (рис. 1).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что размер неформального сектора начиная с 2011 г. показывает тенденцию к стабильному росту как в абсолютном, так и относительном выражении. В последний год наблюдения масштабы неформального сектора достигли максимального значения 15,4 млн человек, или 21,2% трудоактивного населения. Полагаем, что небывалый рост численности занятых в неформальном секторе экономики позволяет признать в том виде, что существует сейчас, существенной угрозой экономической безопасности.
Однако в самом широком смысле теневой рынок труда включает в себя не только занятых в неформальном секторе, но и лиц, работающих на предприятиях без официального трудоустройства или получающих там серые зарплаты. Министр финан-
сов А. Силуанов на расширенном заседании коллегии Минфина Российской Федерации отметил, что «объем «серого» фонда заработной платы — более 10 трлн руб. в год»1. Указанные данные о размере скрытой зарплаты совпадают с официальными данными Федеральной службы государственной статистики. Так, скрытый фонд оплаты труда в стране (это доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6% ВВП) в 2011 г. до 10,9 трлн руб. (13,4% ВВП) в 2015 г. [1].
Отраслями, где преимущественно распространена неформальная занятость, являются: операции с недвижимым имуществом — порядка 50% (сдача квартир в аренду без уплаты налогов), сфера образования — за счет репетиторства доля самозанятых достигает 5-6%, строительство (без официальной государственной регистрации и без постановки на учет в налоговых органах трудятся около 16-18% работающих) и сфера торговли составляет примерно 10-11%.
Функционирование неформальной экономики деструктивно сказывается на состоянии экономики России: наносит значительный ущерб экономической безопасности государства, подрывая материальную основу его деятельности. Настоящее положение налагает на государство ответственность при принятии комплекса мер, способствующего снижению доли теневого сектора в экономике.
1 Тезисы выступления министра финансов Российской Федерации на парламентских слушаниях в Государственной Думе «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы», 23 мая 2015 г. // Финансы. 2015. № 7. С. 4.
Рис. 1. Динамика численности занятых в неформальном секторе экономики России за период с 2006 по 2016 гг.
Источник: официальные данные Росстата (http://www.gks.ru).
Минфин России в июле этого года представил проект документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.»2. Значительная часть документа посвящена борьбе с теневым сектором. Предлагаемые меры направлены на качественное изменение администрирования доходных поступлений и повышение собираемости налогов.
В частности, предложения представителей Минфина, Минэкономразвития и центра стратегических разработок сводятся к необходимости провести налоговый маневр по схеме «22/22»: снизить ставку страховых взносов во внебюджетные фонды до с 30 до 22% с одновременным повышением ставки НДС до той же величины. По нашему мнению, осуществление подобных мер не приведет к снижению налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность. Безусловно, уменьшение ставок страховых взносов до предполагаемых размеров может в определенной мере содействовать сокращению выплат заработной платы «по конвертной схеме» работодателями, практикующими неформальные трудовые отношения, однако не будет иметь стимулирующего характера для подъема российской экономики, не будет способствовать росту деловой активности, поскольку не создаст налогоплательщикам необходимых финансовых возможностей для расширения инвестиционной и инновационной деятельности. В связи с этим на законодательном уровне необходимо установить ответственность работодателя при любой форме собственности за выплату работникам заработной платы ниже прожиточного минимума [2, с. 184-189].
С целью решения проблемы нелегальных выплат заработной платы необходимо навести порядок в на-лично-денежном обращении. Следует ввести ограничения на практически бесконтрольное осуществление операций с наличными деньгами предпринимателям без образования юридического лица, это позволит усилить банковский контроль за расчетами наличными средствами, не позволяя создавать их партнерам излишки денежной наличности для расчетов «по-серому». Требуется также разработать меры по снижению доли расчетно-платежных операций с использованием значительных сумм наличности для оплаты крупных покупок, в том числе с помощью корпоративных банковских карт.
Совершенствование организации контроля производимых расходов с имеющимися у налогоплатель-
щика источниками доходов возможно лишь при создании единой базы данных, формируемой на основе ежегодно представляемых в налоговые органы деклараций о находящемся в распоряжении имуществе, включая денежные средства, как в наличной, так и безналичных формах. Подобный контроль может быть эффективным только при предоставлении всеми совершеннолетними лицами деклараций. При этом следует установить ответственность за сокрытие полученных доходов и за непредставление такой декларации. Введение перекрестного контроля доходов и расходов каждого физического лица, с нашей точки зрения, может и должно стать серьезной мерой борьбы с заработной платой, выплачиваемой «в конверте». Одновременно представляется целесообразным ужесточить санкции за факты выплаты «серой» заработной платы в любой форме должностными лицами предприятий и организаций [3].
Вопросы сокращения масштабов неформальной занятости населения России и легализация трудовых отношений являются одними из важнейших задач государства. В ходе ежегодного послания Федеральному собранию3 Президент Российской Федерации в марте этого года обратился с поручением по закреплению правового статуса самозанятых граждан. Проблема занятости в неформальном секторе стала широко обсуждаться, однако видится она исключительно в области налогообложения. В целях вовлечения в официальную экономику граждан, осуществляющих деятельность в качестве репетиторов, сиделок, уборщиков жилых помещений и домработниц был принят Федеральный Закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 (в части налогового стимулирования самозанятых граждан для выхода из тени), который устанавливает двухлетние налоговые каникулы, по истечению срока которых данная категория граждан должна исчислять и уплачивать налоги и страховые взносы.
2 «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.» (проект) от 3 октября 2017 г.
3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г.
4 Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6844.
Совершенно очевидно, что такие нормативные новации в виде введенного механизма налоговых каникул для вывода из тени самозанятой части населения и сокращения уровня теневой экономики в стране не принесли результатов, поскольку в таком качестве зарегистрировались и встали на учет в налоговых органах порядка тысячи человек. Мы разделяем позицию В.Г. Панскова, который считает, что действующая в Российской Федерации система налогообложения доходов физических лиц является важной, но все же не доминантной составляющей в стремлении части населения выйти из сектора государственного регулирования и контроля [1, с. 105112]. Действительно, в настоящее время малому бизнесу предоставляются достаточно комфортные условия налогообложения доходов, поскольку уровень их налоговой нагрузки существенно ниже. Однако, далеко не все предприниматели, приспособленные к систематическому получению прибыли без уплаты налогов и других обязательных платежей, пожелают платить даже не столь существенную часть своего дохода в казну государства.
Теперь же ясно, что мероприятия по снижению неформальной занятости не должны ограничиваться только ужесточением контроля и силового давления, но и включать целый комплекс мер экономического, социального, антикриминогенного, а также политического характера. Содержание этих мер должно учитывать причины, которые заставили каждого пятого работать вне государственного регулирования. В качестве основных из которых можно выделить:
♦ нестабильность экономической ситуации в стране;
♦ снижение доверия как к государству, так и к его носителям;
♦ низкий уровень жизни населения;
♦ слабая ответственность работодателей и неконтролируемость со стороны государственных органов;
♦ невысокая эффективность существующей бюджетной системы;
♦ невысокий уровень пенсионного обеспечения;
♦ практически бесконтрольное обращение наличных денег в экономике;
♦ невысокий уровень защиты права на труд и социальных гарантий;
♦ высокая стоимость кредита для малого предпринимательства и проч.
В данной экономической ситуации методы налогового регулирования должны стать одними из приоритетных и носить точечный характер для решения определенных задач по снижению уровня теневого сектора в различных областях.
Литература
1. Пансков В.Г. Прогрессивная или пропорциональная шкала налогообложения: что справедливее и эффективнее // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 2. С. 105-112.
2. Перевезенцева Е.В. Противодействие теневым процессам в системе обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Мат. ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. 2018.
3. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Казиахмедова. М.: Норма, 2006.
4. Маневр пошел по кругу // Ведомости. 2017. № 4310.
5. Минфин России: итоги работы и новые планы // Финансы. 2017. № 5.
6. Налоговая политика: Кто заплатит за маневр // Ведомости. 2017. № 5.
References
1. Panskov V.G. Progressivnaya ili proportsio-nal'naya shkala nalogooblozheniya: chto spravedliveye i effektivnee // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2017. № 2. S. 105-112.
2. Perevezentseva E.V. Protivodeystvie tenevym protsessam v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii // Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti, obshchestva, gosudarstva: problemy i puti obespecheniya: Mat. ezhegodnoy Vseros. nauch.-prakt. konf. 2018.
3. Latov Yu.V., Kovalev S.N. Tenevaya ekonomika: Ucheb. posobiye dlya vuzov / Pod red. V.Ya. Ki-kotya, G.M. Kaziakhmedova. M.: Norma, 2006.
4. Manevr poshel po krugu // Vedomosti. 2017. № 4310.
5. Minfin Rossii: itogi raboty i novye plany // Fi-nansy. 2017. № 5.
6. Nalogovaya politika: Kto zaplatit za manevr // Vedomosti. 2017. № 5.