DOI https://doi .org/10.46845/2541 -8254-2021 -3(3 0)-4-4 УДК 338
ТЕНЕВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА
П. А. Меркер, студентка 4 курса, e-mail: [email protected] ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»
О. Б. Ильина, канд. экон. наук, e-mail: [email protected] ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»
В статье проанализированы особенности воздействия процессов теневизации экономической деятельности на экономическую безопасность регионов и рассмотрены причины функционирования теневой экономики. Основной акцент сделан на раскрытии содержания скрытой, фиктивной и подпольной экономики, а также форм теневых отношений. Ключевым аспектом является изучение влияния различных форм теневой деятельности на индикаторы экономической безопасности региона и определение мер противодействия теневизации экономической деятельности.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, теневизация экономической деятельности, неформальная экономика, фиктивная экономика, подпольная экономика
ВВЕДЕНИЕ
Наличие теневого сектора характерно для всех экономик мира. Отличие между странами заключается в масштабах и преобладающих видах теневой деятельности. Мировые кризисы, войны, эпидемии, смена политического режима - все это является благоприятной средой для развития теневой деятельности. Особенно актуальным для России это стало с 1980-х гг. и остается таковым до настоящего времени. Влияние теневого сектора негативно сказывается на общем состоянии экономики, поскольку уклонение от уплаты налогов обуславливает потери для бюджета страны, неучтенные денежные средства создают инфляционное давление, снижается уровень жизни, и все это относится к так называемой серой экономике. Если же говорить о запрещенных законодательством видах деятельности, то теневизация ведет к криминализации, нарушению прав человека, реальному ущербу предприятиям и экономике в целом, снижению инвестиционной привлекательности отдельных регионов и государства. Разрастание теневой экономики приводит к ухудшению условий труда и снижению социальной защищенности граждан, что подтверждается практикой современной российской экономики. Занятость большей части населения в теневой экономике в 90-е гг. XX в. и получение серых зарплат уже привело к определенным негативным результатам. Люди, выходящие на пенсию в настоящее время, при наличии многолетнего стажа работы получают минимальный размер пенсионного пособия.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования является теневизация экономической деятельности региона.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - оценка влияния теневого сектора на экономическую безопасность региона. Для ее достижения были поставлены следующие задачи: 1) охарактеризовать сущность теневой экономики; 2) выявить влияние теневизации на экономическую безопасность; 3) описать экономические последствия воздействия теневого сектора на экономику; 4) охарактеризовать меры по предотвращению теневизации экономической деятельности.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теневизация экономической деятельности - это сложная социально-экономическая проблема для всего мирового сообщества. По оценкам МВФ объем теневой экономики в мире на 2015 год составлял 31,9 % мирового валового внутреннего продукта. Различные ее формы сопровождают легальную экономическую деятельность и в большинстве случаев тесно с ней переплетаются. Такая ситуация носит дестабилизирующий характер для развития не только отдельных регионов и стран, но и мировой экономики в целом. Страны с высоким уровнем теневой экономической деятельности имеют низкий инвестиционный рейтинг и соответственно уровень конкурентоспособности, высокие риски ведения бизнеса, как в экономическом, так и политическом и социальном аспектах.
В условиях углубления мирохозяйственных связей с одной стороны и усиления политических разногласий между странами с другой, обеспечение национальной экономической безопасности становится первостепенным вопросом в развитии России. Большое значение в сложившихся условиях приобретает безопасность не только страны в целом, но и ее отдельных территориальных образований, поскольку именно они являются составными элементами хозяйственной системы государства.
На протяжении всего периода развития современной российской рыночной экономики теневизация являлась ее неотъемлемой частью. При этом влияние теневой экономики на общество неоднозначно и разнонаправлено, что определяется большим разнообразием видов деятельности теневого сектора. При исследовании структуры теневой экономики применяют различные варианты дифференциации ее отдельных форм. В общем случае ее можно разделить на три сектора: скрытая экономика, фиктивная и подпольная.
Скрытая или «серая» экономика - это такие виды экономической деятельности, которые не запрещены законом, но доходы от этой деятельности сознательно занижаются либо скрываются, что приводит к недофинансированию бюджетов различных уровней.
Фиктивная экономика - это специфическая форма теневой деятельности, которая в противовес серой экономике отражает несуществующие результаты деятельности как реальные. Такая форма теневой экономической деятельности способствует развитию коррупции, перераспределению и легализации незаконно полученных доходов.
Подпольная экономика включает виды деятельности, запрещенные законодательством (производство и реализация оружия и наркотических средств, насилие, убийства в целях получения выгоды, контрабанда и пр.). Это самая разрушительная часть теневого сектора, поскольку приводит к усилению криминогенной нагрузки на общество и снижает рейтинг регионов и государства в целом.
Также выделяют неформальный сектор экономики, который в соответствии с методологией Росстата представляет собой способ самозанятости населения без какой-либо регистрации («гаражное» производство, реализация сельхозпродукции собственного производства и пр.)
К субъектам теневой экономики в зависимости от формы проявления могут относиться как обычные граждане, нелегально трудоустроенные, получающие серую заработную плату и пр., предприниматели и бизнесмены различного уровня, так и криминальные элементы, осуществляющие тяжкие противозаконные действия.
Различные формы теневых отношений можно классифицировать в зависимости от сферы экономической деятельности, в которой они проявляются (рис. 1).
в сфере торговли
• сотрудничество с таможенными органами (торговля конфискованными товарами, импорт запрещенных товаров), торговля фальсифицированной продукцией, контрабанда
н в сфере образования • взятки за поступления в образовательные учреждения различного звена, получение образования и диплома
н в сфере здравоохранения ]- • сговор между медицинскими учреждениями (сотрудниками) и фармацевтическими (или дистрибьютерскими) компаниями, оказание нелегальных платных услуг
н • перевод прибыли в оффшорные зоны, умышленное банкротство предприятий, задержка заработной платы, использование труда нелегальных мигрантов, бартер, необоснованное распределение государственных заказов
н • формирование финансовых пирамид, легализация криминальных доходов и структур и т.д.
Рисунок 1 - Классификация теневых отношений в зависимости от сфер экономической деятельности
Среди основных причин, способствующих теневизации экономической деятельности регионов, можно выделить:
1. недоверие к государству со стороны предпринимателей;
2. коррупция, как в государственных органах, так и в предпринимательской среде;
3. высокая дифференциация доходов;
4. высокая налоговая нагрузка на слои населения с низкими доходами;
5. несовершенство законодательства;
6. размытость административных функций между различными ветвями исполнительной власти.
Исследуя вопрос теневизации экономической деятельности, можно отметить, что некоторые ученые выделяют положительные аспекты влияния этого процесса на социально-экономическое положение страны и регионов [2]. Нельзя не согласиться с тем, что в периоды социально-экономических кризисов нелегальная экономика позволяет поддержать жизнеспособность населения. Вместе с тем невозможно отрицать и крайне негативное воздействие нелегальной экономики, которое при переходе государства на устойчивый уровень экономического роста создает определенные препятствия для перехода на следующий этап развития. Неоднозначность влияния теневой экономики учтена в анализе
индикаторов экономической безопасности региона, которые в наибольшей степени подвержены влиянию различных составляющих теневого сектора (рис. 2).
Уровень НТП Объём производственной сферы
Уровень жизни населения Объём инвестиций
Занятость населения
Дефицит бюджета Утечка капитала
Объём ВРП
■ Неформальный
■ Фиктивный
■ Скрытый
отрицательное влияние
положительное влияние
Рисунок 2 - Влияние секторов теневой экономики на индикаторы экономической безопасности региона
Из рис. 2 видно, что различные секторы теневой экономики оказывают не только отрицательное, но и в ряде случаев положительное влияние на состояние индикаторов экономической безопасности региона. К положительным аспектам можно отнести создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня жизни населения и занятости, особенно при социально-экономическом спаде или кризисе экономической системы.
Отрицательное влияние теневого сектора отражается в неверном определении величины валового регионального и валового внутреннего продукта, недофинансировании бюджетов различных уровней. Кроме того, негативное влияние испытывают инвестиционный и научно-технический потенциал страны и регионов. За счет износа и переработки основных фондов промышленности происходит устаревание оборудования, повышение угроз чрезвычайных ситуаций и аварий техногенного характера. Утечка капитала за рубеж, ограниченность инвестиционных ресурсов, в том числе иностранных, создают негативный инвестиционный климат и не позволяют в полной мере перейти на инновационный путь развития экономики.
Ввиду того, что оценка объемов теневой экономики носит приблизительный характер, данные о ее величине разнятся. По оценкам Росстата в 2017 г. в России доля теневой экономики составляла 15-16% от ВВП, по данным Росфинмониторинга - это 20% от ВВП в 2018 г., МВФ оценивает эту величину гораздо больше - 33,7 % от ВВП в 2015 г. [5]. При этом оптимальным считается размер теневого сектора в объеме 10 % от ВВП [3]. Таким образом, независимо от способа расчета видно, что проблема теневизации экономической деятельности в России носит системный характер, хотя наметилась положительная тенденция (рис. 3).
120 100 80 60 40 20 0
2015
2016
2017
2018
Размер теневой экономики, в трлн. руб. Доля от ВВП, в процентах Размер ВВП, трлн. руб.
Рисунок 3 - доля теневой экономики в России
Если рассматривать региональный аспект теневизации экономических отношений, то, отмечая сопутствие нелегальной деятельности легальной, необходимо также обратить внимание и на особенности теневых отношений в зависимости от географического положения и системы региональных преференций.
Например, если рассматривать теневизацию экономической деятельности в Калининградской области, то среди прочих факторов можно выделить приграничное положение и наличие режима особой экономической зоны. Приграничное положение способствует развитию контрабанды, что обеспечивается наличием спроса на акцизные российские товары в Польше и Литве и, наоборот, спрос со стороны населения Калининградской области на более качественные и дешевые продовольственные товары польского производства. При этом население приграничных районов при отсутствии других видов занятости не рассматривает контрабанду как форму нарушения закона, а относит его к некому виду самозанятости [4]. Наличие режима особой экономической зоны с различной системой преференций создает среду для псевдо-внешнеэкономических операций и прочих видов серой экономики. Следует отметить, что введение коронавирусных ограничений, связанных с пересечением границ физическими лицами в 2020 г., практически полностью прекратило так называемую «челночную» контрабанду. Между тем отсутствие возможности трудоустройства населения приведет к перераспределению его в другие сферы теневой экономики.
Таким образом, среди уже указанных причин теневизации региональной экономики можно выделить еще и факторы, определяющие виды и формы нелегальной экономики - это географическое положение, наличие федеральных преференций, степень автономии от федерального центра.
Разнообразие причин и факторов, вызывающих развитие теневой деятельности, предполагает избирательный подход в борьбе с ней. Соответственно и не сформирован единый комплексный подход к противодействию теневизации, борьба ведется с отдельными проявлениями без учета региональной специфики.
К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики относят:
- ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);
- выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;
- привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за «фоновые» преступления (ношение оружия, хранение наркотиков) [1].
В настоящее время важным направлением противодействия теневой экономике стало усиление контроля со стороны Центробанка за сомнительной деятельностью в банковской сфере, а также усиление контроля со стороны налоговых органов. Такая система мер должна повысить прозрачность финансовых операций участников экономических отношений и обеспечить выявление хозяйствующих субъектов, уклоняющихся от уплаты налогов путем создания фирм-однодневок и оффшорных компаний.
Исследуя вопрос сдерживания и сокращения теневой деятельности, необходимо разделить ее на два сектора - это криминальная экономика (противозаконная деятельность), единственным способом борьбы с которой являются административные методы; серая и неформальная экономики. Для сокращения и предотвращения деятельности последних необходимо развивать институциональные основы экономики государства и регионов. При равномерном развитии инфраструктуры территорий, четко определенных и защищенных правах собственности, прозрачном и отлаженном налоговом контроле и других формах контрольно-ревизионной деятельности предприниматели и население предпочтут легальную форму деятельности сомнительным операциям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теневая экономика по-прежнему остается весомой проблемой на пути достижения устойчивого развития региональной и национальной экономик. Субъектами теневого сектора являются различные социальные группы с неодинаковыми интересами и формами экономических отношений. Теневой сектор, имея некоторые положительные аспекты в периоды глубоких экономических кризисов, в целом негативно влияет на экономическую безопасность регионов и государства. Подрывая материальную основу обеспечения экономической безопасности, теневая деятельность создает препятствия на пути поступательного экономического развития. Для решения этого вопроса требуется комплексный институциональный подход. При определении методов борьбы с нелегальной экономической деятельностью необходимо определять причины и факторы, способствующие развитию теневых отношений в том или ином регионе. Для повышения эффективности мероприятий в отношении снижения уровня теневизации экономической деятельности в стране и регионах необходимо использовать не только экономические и административные методы государственного воздействия, но и повышать прозрачность законодательства и развивать инфраструктуру неблагополучных в экономическом плане территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Гуленков, С.С. Противодействие теневой экономике России в новых условиях международной торговли: Гуленков, С.С. / С.С. Гуленков. - Москва, 2012. - 178 С.
2) Ишков, Ю.В. Теневая экономика и ее негативное влияние на экономическую безопасность российской Федерации / Ю.В. Ишков, Р.З. Ильясова, А.Р. Тулегенова // Вестник АГТУ. - 2018. - № 1 (65). - С.121-129.
3) Овсянникова, И.П. Теневая экономика: учеб. пособие / И.П. Овсянникова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 160 с.
4) Тряхов, Е.А. Теневая экономика как особая угроза безопасности Калининградской области / Е.А. Тряхов. // Молодой ученый. - 2020. - № 21 (311). -С. 193-195.
5) Финансовая разведка оценила в 20 трлн. рублей объем теневой экономики в России [Электронный ресурс]: РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee
TREATMENT OF ECONOMIC ACTIVITIES AND ITS INFLUENCE ON THE ECONOMIC
SECURITY OF THE REGION
P.A. Merker, 4th year student e-mail: [email protected] Kaliningrad State Technical University
O.B. Ilina, PhD, e-mail: [email protected] Kaliningrad State Technical University
The article analyzes the features of the impact of the shadow economy processes on the economic security of regions and considers the reasons for the emergence of the shadow economy. The main emphasis is placed on disclosing the content of the informal, fictitious and underground economy, as well as forms of shadow relations. The key aspect is the degree of influence of various sectors of the shadow economy on the level of economic security, and the development of a set of measures to counteract the shadowing of economic activity.
Keywords: shadow economy, economic security, shadow economy of economic activity, informal economy, fictitious economy, underground economy.