Научная статья на тему 'ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СТРОИТЕЛЬНОМ СЕКТОРЕ: АНАЛИЗ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СТРОИТЕЛЬНОМ СЕКТОРЕ: АНАЛИЗ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
773
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР / РАБОТНИК / БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Северухин Кирилл Валерьевич

Статья посвящена обзору одной из проблем экономического развития России, связанной с возросшим объемом теневой экономики в строительной отрасли, где на компании строительного сектора в первой половине 2019 года пришлось 32% таких операций. Выявлено, что строительный сектор считается наиболее теневой сферой экономики. Автором определены причины и факторы, влекущие повышение степени теневых операций в строительной отрасли. Определены основные направления противодействия теневой экономике, включающие в себя: совершенствование законодательства в сфере регулирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов строительства, увеличение финансирования за счет средств федерального бюджета государственных и муниципальных закупок на строительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Северухин Кирилл Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ECONOMY IN THE CONSTRUCTION SECTOR: ANALYSIS AND COUNTERMEASURE

The article reviews one of the problems of Russia’s economic development related to the increased volume of the shadow economy in the construction industry, where companies in the construction sector accounted for 32% of such operations in the first half of 2019. It is revealed that the construction sector is considered the most shadowy sphere of the economy. The author identifies the causes and factors that lead to an increase in the degree of shadow operations in the construction industry. The main directions of counteraction to the shadow economy are defined, including: improvement of legislation in the sphere of regulation of financial and economic activities of construction entities, increase in financing from the Federal budget of state and municipal purchases for construction.

Текст научной работы на тему «ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СТРОИТЕЛЬНОМ СЕКТОРЕ: АНАЛИЗ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»



УДК 330.101 DOI 10.47629/2074-9201_2020_20_12_10

Северухин Кирилл Валерьевич,

аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва,

79169428315@yandex.ru

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СТРОИТЕЛЬНОМ СЕКТОРЕ: АНАЛИЗ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. Статья посвящена обзору одной из проблем экономического развития России, связанной с возросшим объемом теневой экономики в строительной отрасли, где на компании строительного сектора в первой половине 2019 года пришлось 32% таких операций. Выявлено, что строительный сектор считается наиболее теневой сферой экономики. Автором определены причины и факторы, влекущие повышение степени теневых операций в строительной отрасли. Определены основные направления противодействия теневой экономике, включающие в себя: совершенствование законодательства в сфере регулирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов строительства, увеличение финансирования за счет средств федерального бюджета государственных и муниципальных закупок на строительство.

Ключевые слова: теневая экономика, строительный сектор, работник, безопасность, финансовые услуги

Kirill V. Severukhin,

post-graduate student, Moscow financial-industrial University «Synergy», Moscow,

79169428315@yandex.ru

SHADOW ECONOMY IN THE CONSTRUCTION SECTOR: ANALYSIS AND COUNTERMEASURE

Abstract. The article reviews one of the problems of Russia's economic development related to the increased volume of the shadow economy in the construction industry, where companies in the construction sector accounted for 32% of such operations in the first half of 2019. It is revealed that the construction sector is considered the most shadowy sphere of the economy. The author identifies the causes and factors that lead to an increase in the degree of shadow operations in the construction industry. The main directions of counteraction to the shadow economy are defined, including: improvement of legislation in the sphere of regulation of financial and economic activities of construction entities, increase in financing from the Federal budget of state and municipal purchases for construction.

Keywords: the shadow economy, the construction industry, worker safety, and financial services

Строительный сектор занимает устойчивую позицию в российской экономике, и его удельный вес составляет 6,2% ВВП России. В свою очередь рост ВВП в России в 2019 году обусловлен развитием строительной отрасли в том числе, которая впервые вошла в список выгодных сфер финансирования [2]. Кроме того, строительная деятельность считается одним из основных источников экономического роста в смежных отраслях, а также в экономической деятельности большого и среднего бизнеса в регионах. Данную отрасль можно рассматривать как механизм создания рабочих мест для миллионов людей с различным уровнем квалификации. В соответствии со Стратегией развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года, более 50% совокупных инвестиций в основной капитал приходится на строительство зданий

(жилых и нежилых) и сооружений [8]. По данным Рос-стата объем вложений в строительный сектор в России за прошлый год увеличился на 5,3%, показав рекордные темпы роста за последние десять лет [6]. Такой динамике способствовало строительство стадионов к чемпионату мира по футболу и Крымского моста.

Строительная индустрия также играет ключевую роль в получении дохода как в формальном, так и в неформальном секторе, дополняя поступления в иностранной валюте от торговли строительными материалами. Исходя из этого нельзя отрицать факт те-низации экономики страны, в том числе и строительного сектора. Так, например объем теневой экономики России в 2018 году превысил 20 трлн руб., составив около 20% ВВП страны, что превышает расходы федерального бюджета на 2019 год (18 трлн руб.) [10].

ип

Таким образом, целью настоящей статьи является попытка анализа теневой экономики в строительном секторе и предложение автором мер по ее противодействию.

Исследователь О.П. Смирнова, в свою очередь, считает, что теневые явления характерны для различного типа строительного бизнеса, где стремление ухода от легализации порождает нарушение экономической безопасности и социально-экономической стабильности строительного сектора [9].

По данным Центробанка РФ, строительство считается наиболее теневой сферой экономики. Это подтверждают информационные материалы по сомнительным операциям касаемо секторов экономики, сформировавших спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2019 года, которые представлены в Таблице 1.

Согласно оценке Центрального банка, подготовленной на основе данных его департамента финансового мониторинга и валютного контроля, за январь-июль 2019 года сомнительные финансовые операции активнее всего проводились компаниями строительного сектора. По данным регулятора, на компании строительного сектора первой половины 2019 года пришлось 32% таких операций. Вместе с тем основной спрос на теневые финансовые услуги в 2018-2019 годах формировался также в торговле (27%), секторе услуг (26%), производстве (14%), и в прочих сферах (1%) [7].

Данные показатели обуславливаются в первую очередь тем, что в строительной отрасли неофициально используется труд большого числа мигрантов, а в сфере торговли и ремонта распространены незарегистрированные производства, например автомастерские и шиномонтаж. Так, в неформальном секторе нашей страны стабильно трудится около 20% всех занятых или каждый пятый работающий россиянин. Среди 13,57 млн таких работников примерно 883 тыс., или 6,5% также имеют другую официальную работу, остальные же довольствуются исключительно «неформальными» трудовыми доходами.

С конца 2019 года численность неформально занятых постепенно снижалась, однако в марте 2020

года увеличилась на 5,3% к предыдущему месяцу (до 14,5 млн человек, причем сразу на 151 тыс. выросло число совмещающих официальную и неофициальную работу, где в преддверии длительной пандемии люди искали возможности для подработок), однако уже в апреле с началом нерабочих дней обвалилась на 10,8% (сразу на 1,56 млн человек, до 12,93 млн). В мае по мере снятия карантинных ограничений неформальная занятость вновь увеличилась на 5,8% (до 13,68 млн человек), а в июне сократилась на 0,8% (до 13,57 млн человек). Таким образом, за пандемический период с марта по июнь 2020 года неформальная занятость снизилась на 925 тыс. человек, а ее доля в общей занятости - почти на 1 процентный пункт [3].

Обычно весной и летом неформальная занятость (в строительной отрасли в частности) растет за счет прибытия работников из стран Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Однако в этом году карантин и кризисные явления в экономике существенно сузили возможности для неофициальной деятельности работников из стран СНГ.

В то же время следствием широкого распространения теневой экономики в строительной отрасли являются: игнорирование вопросов безопасности, привлечение низкоквалифицированной рабочей силы, систематические переработки, что ведет к авариям на стройках и протестам со стороны работников. При «серых» трудовых отношениях работник строительного сектора зачастую подписывает не трудовой договор, а гражданско-правовой, что лишает его большинства социальных гарантий. При этом официальная оплата, как правило, занижена по сравнению с реальной, что позволяет работодателю сэкономить на страховых отчислениях. Кроме того, вместо традиционной системы найма «работодатель-работник», в строительстве широко применяется схема, когда компания-подрядчик распадается на сеть субподрядчиков, подконтрольных материнской фирме и отвечающих за разные части работы. Они, в свою очередь, заключают договоры с суб-субподрядчиками, а те связываются с агентствами по аутсорсингу рабочей силы. Их менеджеры подключают так называемых бригадиров из стран с дешевой рабочей силой,

Таблица 1.

Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2019

года, % [7]

Сектор экономики Удельный вес теневых финансовых услуг, %

Строительство 32%

Торговля 27%

Услуги 26%

Производство 14%

Прочее 1%

□а

которые привозят в Россию земляков. «В этой цепочке теряются и деньги, и юридическая суть трудовых отношений, и социальные гарантии, где трудовой мигрант не в состоянии проконтролировать, кто и как ему платит» [11]. Цепочка существует специально для того, чтобы в любом из звеньев можно было выводить деньги. В данном случае речь идет в том числе о незаконных схемах обналичивания средств ради уклонения от уплаты налогов, что является верным признаком нелегальной занятости.

Подобная практика привела к многочисленным трудовым конфликтам на стройках московского метро в 2015-2017 годах. Например, одна из компаний, исчезнувшая вместе с зарплатой сотен рабочих на сумму 8,8 млн руб., была субподрядчиком другой компании, ранее также задолжавшей своим сотрудникам, которая, в свою очередь, была связана с крупным застройщиком, который получал заказы от мэрии Москвы. В 2018 году такая же ситуация сложилась и на объектах «Метростроя» в Петербурге, после чего правительство расторгло контракты с компанией.

Исходя из этого, А.О. Афанасьева выделяет следующие факторы, влекущие повышение степени теневых операций в экономике, что также применимо и к строительной отрасли:

- экономическая ситуация в стране;

- высокий уровень налогообложения;

- низкий уровень жизни населения;

- высокий уровень безработицы;

- неэффективность институтов государственной власти;

- частые кризисные явления;

- существенные ограничения для ведения бизнеса [1, с.75].

Действительно, Россия переживает довольно непростой период своей истории, который связан с масштабным процессом коренного реформирования экономической и политической системы.

По данным МВФ теневая экономика и коррупция прочно укоренились в сильно регулируемой экономике со слабой администрацией. Это явление гораздо менее выражено в странах с сильными, хорошо регулируемыми и эффективными государственными учреждениями. В этом можно убедиться, взглянув на экономическую ситуацию в странах бывшего Советского Союза в конце 1990-х годов. В то время теневая экономика Грузии оценивалась в 64 % ВВП, а в России - около 44 %.

Помимо этого, управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский говорит о том, что большой теневой сектор в России является следствием отсутствия стабильного законодательства в сфере экономики, в частности в сфере налогов и обязательных платежей [5]. Следовательно, одной из эффективных мер противодействия теневому сектору в строительной области является совершенствование законодатель-

ства в сфере регулирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов строительного сектора.

В свою очередь, законодательные меры должны содержать нормы по повышению ответственности за ведение теневой деятельности и меры, направленные на легализацию теневого строительного бизнеса. В настоящее время нужны меры по ослаблению давления государства на бизнес. В частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысить эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Необходимы мероприятия по стимулированию безналичного денежного оборота, где, например, юридическим и физическим лицам, получающим доходы на банковский счет и не обналичивающим их, можно учитывать часть уплаченного ими НДС.

Стоит заметить, что ввиду усиления конкурентной борьбы в строительной отрасли, ожидается спад количества заказов, что негативно отразится на вовлечении строителей в теневую экономику.

Последние расчеты показателей теневой экономики показывают, что в строительном секторе наблюдается небольшое улучшение (сокращение) по всем основным компонентам теневой экономики по конвертируемой заработной плате, незарегистрированным корпоративным доходам, незадекларированным сотрудникам и размеру коррупции, однако показатели теневой экономики все еще остаются значительными по сравнению с более развитыми странами. Руководители крупных российских строительных компаний указывают на специфику закупочной политики как на один из главных факторов, способствующих существованию теневой экономике в секторе, что на практике обычно проявляется в конкуренции за самую низкую цену. Руководители компаний также отмечают излишнюю бюрократичность в работе контролирующих органов.

Вместе с тем были опрошены строительные подрядчики для оценки воздействия СОУЮ-19 и возможных решений по его снижению. Так например на территории Москвы и Московской области, начиная с марта 2020 года, был введен целый ряд ограничительных мер и запретов, которые в том числе затронули строительную отрасль. В частности, были установлены запреты на передвижение транспортных средств без специальных пропусков и ограничения на передвижение физических лиц, приостановлена деятельность предприятий и учреждений, отменены и перенесены массовые мероприятия, введен режим самоизоляции граждан и другие. Комплекс введенных ограничительных мер привел к фактической остановке деятельности на строительных объектах и связанных с ней бизнес-процессов, в том числе к перерывам в поставках материалов и оборудования, простою спецтехники, продлению сроков хранения невостребованных в настоящий момент материалов и оборудования

шз

и др. Таким образом, застройщики в московском регионе были вынуждены в кратчайшие сроки обеспечить приостановку строительных работ, урегулировать вопрос с выплатами привлеченным подрядчикам, продолжая при этом обслуживать дорогостоящие кредиты на реализацию соответствующих проектов.

Исходя из ограничительных мер, ведущих к фактической остановке деятельности на строительных объектах, государству необходимо незамедлительно рассмотреть вопрос об увеличении вложений финансовых средств в сектор через государственные и муниципальные закупки за счет средств федерального бюджета, включая минимизацию бюрократии,

необходимой для реализации этого процесса, и планирование привлечения финансирования в данный сектор экономики. Между тем, власти, признавая, что объем теневой экономики достигает 20% ВВП, видят решение скорее в налогообложении самозанятых и контроле над расходами населения, чем в дополнительном финансировании [4].

На наш взгляд, в условиях прогнозируемого экономического спада необходима еще более сильная поддержка для снижения рисков теневой экономики, что может быть достигнуто за счет предсказуемых объемов заказов и инвестиций в общественное строительство и объекты инфраструктуры.

Список литературы

1. АфанасьеваА.О. Особенности теневой экономики в различных по уровню развития экономики группах стран // Научные записки молодых исследователей. 2019. №3. С.74-82.

2. ВВП России в 2019 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fincan.ru/articles/56_vvp-rossii-v-2019-godu/#h2_2 (дата обращения: 11.09.2020).

3. Выход из тени: неформальная занятость в период пандемии сократилась почти на миллион человек [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/vykhod-iz-teni-zanyatost/ (дата обращения: 12.09.2020).

4. Россия: теневая занятость на стройках ведет к авариям и забастовкам (Eurasianet, США) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inosmi.ru/economic/20190902/245742914.html (дата обращения: 19.09.2020).

5. Росстат измерил «невидимую» экономику России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/ economics/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030 (дата обращения: 15.09.2020).

6. Росстат отчитался о рекордном за десятилетие росте строительного сектора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/25/01/2019/5c4b26b89a7947d23370c4dd (дата обращения: 20.08.2020).

7. Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2019 года // Информационные материалы по сомнительным операциям [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr. ru/Content/Document/File/83381/sectors_2019_1.pdf (дата обращения: 26.08.2020).

8. Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года // Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravdaosro.ru/wp-content/uploads/2019/08/PR0EKT-STRATEGII-2030-v.-05.08.2019. pdf (дата обращения: 12.09.2020).

9. Смирнова О.П. Теневая экономика как системная угроза экономической безопасности строительного бизнеса России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №3 (13). С.58-62.

10. Теневая экономика в России составила 20% ВВП страны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. forbes.ru/biznes/372659-tenevaya-ekonomika-v-rossii-sostavila-20-vvp-strany (дата обращения: 16.09.2020).

11. Eurasianet: почему в России строители уходят в тень [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finovosti. ru/news/politika/eurasianet-pochemu-v-rossii-stroiteli-ukhodyat-v-ten (дата обращения: 17.09.2020).

References

1. Afanas'eva A.O. Osobennosti tenevoj ekonomiki v razlichnyh po urovnyu razvitiya ekonomiki gruppah stran // Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. 2019. №3. S.74-82. (s.75).

2. VVP Rossii v 2019 godu [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://fincan.ru/articles/56_vvp-rossii-v-2019-godu/#h2_2 (data obrashcheniya: 11.09.2020).

3. Vyhod iz teni: neformal'naya zanyatost' v period pandemii sokratilas' pochti na million chelovek [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/vykhod-iz-teni-zanyatost/ (data obrashcheniya: 12.09.2020).

4. Rossiya: tenevaya zanyatost' na strojkah vedet k avariyam i zabastovkam (Eurasianet, SSHA) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://inosmi.ru/economic/20190902/245742914.html (data obrashcheniya: 19.09.2020).

5. Rosstat izmeril «nevidimuyu» ekonomiku Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/econom ics/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030 (data obrashcheniya: 15.09.2020).

6. Rosstat otchitalsya o rekordnom za desyatiletie roste stroitel'nogo sektora [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/business/25/01/2019/5c4b26b89a7947d23370c4dd (data obrashcheniya: 20.08.2020).

7. Sektory ekonomiki, formirovavshie spros na tenevye finansovye uslugi v pervom polugodii 2019 goda // Informacionnye materialy po somnitel'nym operaciyam [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cbr.ru/Content/ Document/File/83381/sectors_2019_1.pdf (data obrashcheniya: 26.08.2020).

шз

8. Strategiya razvitiya stroitel'noj otrasli Rossijskoj Federacii do 2030 goda // Garant [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://pravdaosro.ru/wp-content/uploads/2019/08/PROEKT-STRATEGII-2030-V.-05.08.2019.pdf (data obrashcheniya: 12.09.2020).

9. Smirnova O.P. Tenevaya ekonomika kak sistemnaya ugroza ekonomicheskoj bezopasnosti stroitel'nogo biznesa Rossii // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. №3 (13). S.58-62.

10. Tenevaya ekonomika v Rossii sostavila 20% VVP strany [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.forbes. ru/biznes/372659-tenevaya-ekonomika-v-rossii-sostavila-20-vvp-strany (data obrashcheniya: 16.09.2020).

11. Eurasianet: pochemu v Rossii stroiteli uhodyat v ten' [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://finovosti.ru/ news/politika/eurasianet-pochemu-v-rossii-stroiteli-ukhodyat-v-ten (data obrashcheniya: 17.09.2020).

un

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.