Научная статья на тему 'ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: УГРОЗА И ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: УГРОЗА И ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
991
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / УХОД ОТ НАЛОГОВ / ТЕНЕВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дахададаева А.А., Чернова С.А.

В статье установлены влияние и причины влияния теневой экономики на экономическую безопасность государства, отражена структура теневой экономики РФ, приведены статистические данные о ее масштабах в различных отраслях деятельности, представлены размеры утечки денежных средств. Также рассмотрено влияние теневой экономики на ключевые экономические индикаторы: количество банков в РФ, процентную ставку, объем вывода денежной массы и др.; изучены последствия нелегального бизнеса для общества и государства. Сделан вывод, что борьба с теневой экономикой является важным элементом сохранения экономической безопасности. Определены основные способы борьбы с ней: упреждающие меры и предупреждение о негативных последствиях и рисках для страны. Для эффективной борьбы с теневой экономикой необходимо сотрудничество бизнеса, граждан и государства, а также создание благоприятных условий для легального бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ECONOMY: THE THREAT AND THE FACTOR OF STATE ECONOMIC SECURITY

The article establishes the influence of the shadow economy on the economic security of the state. The reasons for the influence of the shadow economy on the economic security of the state are determined. The article reflects the structure of the shadow economy of the Russian Federation, provides statistical data on its scale in various industries, presents the size of the leakage of funds. The influence of the shadow economy on key economic indicators is considered: the number of banks in the Russian Federation, the interest rate, the volume of money withdrawal, etc. The consequences of illegal business for society and the state are studied. It is concluded that the fight against the shadow economy is an important element of maintaining economic security. The main way to combat it is defined: proactive measures and warning about negative consequences and risks for the country. Effective fight against the shadow economy requires cooperation between business, citizens and the state, as well as the creation of favorable conditions for legal business.

Текст научной работы на тему «ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: УГРОЗА И ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 330.5

DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-4-31-38 А.А. Дахададаева, С.А. Чернова

Теневая экономика: угроза и фактор экономической безопасности государства

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; asiyat.d99@gmail.com, bosya2003@list.ru

В статье установлены влияние и причины влияния теневой экономики на экономическую безопасность государства, отражена структура теневой экономики РФ, приведены статистические данные о ее масштабах в различных отраслях деятельности, представлены размеры утечки денежных средств. Также рассмотрено влияние теневой экономики на ключевые экономические индикаторы: количество банков в РФ, процентную ставку, объем вывода денежной массы и др.; изучены последствия нелегального бизнеса для общества и государства. Сделан вывод, что борьба с теневой экономикой является важным элементом сохранения экономической безопасности. Определены основные способы борьбы с ней: упреждающие меры и предупреждение о негативных последствиях и рисках для страны. Для эффективной борьбы с теневой экономикой необходимо сотрудничество бизнеса, граждан и государства, а также создание благоприятных условий для легального бизнеса.

Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, экономическая политика, уход от налогов, теневые финансовые потоки, угрозы экономической безопасности.

Теневая экономика - это виды деятельности, которые направлены на получение дохода вне государственного контроля. В настоящее время теневая экономика распространена во многих сферах жизнедеятельности общества. Ежегодно данная область экономики растет, состыковывается с правовым сектором, и со временем становится сложнее различать теневую и правовую экономические системы.

Недооценка и игнорирование теневых процессов в различных секторах экономики из-за отсутствия регулярного мониторинга привели к значительным просчетам при определении макроэкономических показателей, используемых при реализации многих областей экономической политики. Без постоянного и систематического анализа параметров теневой экономики невозможно эффективно управлять экономическими процессами страны и ее регионов. Неправильная оценка масштабов теневой экономики и ее критериев, которые являются факторами ее роста, может привести к разным последствиям: ошибки в расчетах бюджета и отсутствие налогов, увеличение инфляции и государственных расходов в различных областях, ошибки в планировании необходимых средств в экономике и оценке ВВП, ошибки в подсчетах уровня безработицы, занятого населения и миграционной политики, ошибки в определении мер противодействий правоохранительными органами при экономических преступлениях и др.

На рис. 1 представлена структура теневой экономики.

Корни возникновения теневой экономики могут быть различными, но в основном в качестве причин эксперты выделяют следующие факторы [4; 11; 15]: высокие налоги, низкое благосостояние общества, чрезмерная длительность рабочего дня, высокая безработица в обществе, неэффективные действия государства в экономике и др.

Рис. 1. Структура теневой экономики

В настоящее время важно иметь общую оценку степени теневой экономики. Целесообразно дать ряд оценок для определения уровня экономической активности и развития данной отрасли. Стоит отметить, что для противодействия этому сектору необходимо начать борьбу с причинами его порождения, а не только с последствиями. Увеличение числа субъектов теневой экономики является серьезной угрозой экономической безопасности.

Выявление размеров теневого сектора является сложной задачей, так как основная задача субъектов данного сектора - это вуалирование всех видов учета, будь то бухгалтерский, статистический и др. Поэтому для официальной статистики используются разнообразные аналоговые способы, которые могут быть не совсем точными. Все используемые методы оценки размеров теневой экономики объединены в три группы:

1) статистические методы, используемые на макроуровне;

2) методы открытой проверки;

3) специальные экономические и правовые методы, используемые на микроуровне, для выявления и оценки экономических параметров конкретных преступлений, преступлений экономической деятельности физических лиц:

а) методы: статистика и учет, моделирование, экспертный, структурный, смешанный;

б) открытая проверка;

в) экономические, документальные, правовые;

г) учет и статистика для выявления статистических закономерностей развития теневой экономики, а также для обобщения.

В настоящее время разработаны различные методы оценки скрытого производства товаров и оказания услуг. Из-за относительной легкости получения информации эти методы являются наиболее точными. Труднее всего оценить параметры незаконной экономической деятельности, хозяйственной, профессиональной, организованной и политической преступной деятельности. Оценка этих видов преступной экономической деятельности в значительной степени основана на результатах усилий правоохранительных органов по их выявлению и расследованию. Рассмотрим особенности статистических методов оценки различных структурных элементов теневой экономики.

Центр финансовых и банковских исследований Академии наук РФ в настоящее время разработал около 150 показателей для оценки аспектов социального и экономического развития. В то же время необходимо определить центральные болевые точки для мониторинга угроз экономической безопасности страны и деятельности по защите экономических интересов. Поэтому показатели, отражающие эти важные болевые точки, должны быть отфильтрованы из показателей уровня угрозы экономической безопасности. Эти показатели используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.

Таким образом, порог экономической безопасности является количественным показателем. Максимально допустимая доля хозяйственной деятельности рассчитывается с точки зрения экономических интересов. Несоблюдение этого показателя препятствует нормальному экономическому развитию различных продуктивных элементов и, таким образом, ставит под угрозу экономическую безопасность страны.

Негативные последствия развития теневой экономики для государства широко рассмотрены в профильной литературе, среди них:

1) сокращение бюджета страны, что впоследствии приводит к повышению нагрузки на легальный бизнес;

2) увеличение коррупции, снижение контроля финансовых ресурсов;

3) офшорные зоны, куда утекает значительный капитал;

4) дестабилизация в управлении государством и др.

Рост теневой экономики создает угрозы для общей безопасности страны, так как способствует уменьшению ресурсов, что снижает возможности и результаты. Для примера, если теневая экономика увеличится на 1 %, то это повлечет за собой незаконное движение денежных средств на 7 %.

По исследованиям американской международной организации Global Financial Integrity, за 10-летний период из-за теневого сектора экономика РФ утратила не менее 211,5 млрд долл. Преступный капитал, полученный в результате уклонения от налогов, сказался на счетах иностранных банков. Больше половины из них, то есть 63,8 % (135 млрд долл.) были выведены посредством неучтенных банковских переводов [2].

Главный способ вывода денег из РФ осуществляется путем создания дочерних компаний, в частности в Европе, под видом экспортно-импортных операций. Еще одним способом вывода денег являются «собственные банки», через которые делаются переводы на крупные суммы. Причиной этому является несовершенство банковской системы РФ, которая позволяет реализовывать контроль над банком преступниками, отсутствуют нормы контроля открытия банков под вымышленными именами и мониторинг переводов. Но с 2015 года ЦБ РФ ввел контроль по обналичиванию и выводу денег, и вследствие этого утечка капитала сократилась в разы.

На рис. 2 отображена статистика снижения утечки средств теневой экономикой.

Рис. 2. Обналичивание денежных средств

Еще одним направлением борьбы с теневым сегментом стал отзыв лицензии у банков, занимающихся деятельностью незаконного вывода денежных средств.

На рис. 3 отображена динамика сокращения количества банков в России, начиная с 2010 года [5], согласно статистике Банка России. 1200

1000

800

Рис. 3. Динамика сокращения количества банков в РФ с 2010 по 2021

Для пресечения обналичивания через фирмы-однодневки с 2011 года ФНС России начала борьбу с фиктивными компаниями, а затем была проведена очистка юрлиц из ЕГРЮЛ. Но несмотря на то что такие компании научились находить обходные пути, их число значительно уменьшилось, что отражено на рис. 4.

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

Как утверждает заместитель председателя ЦБ Дмитрий Скобелкин, рост комиссии на обналичивание денежных средств является показателем эффективности в борьбе с теневой экономикой. В начале 2010 года комиссия обналичивания составляла 2-3 %, в настоящее время этот показатель достигает 15-20 %.

25 20 15 10 5 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Рис. 5. Динамика процента комиссии за обналичивание денежных средств

Значительный ущерб субъекты теневой экономики наносят государству при уклонении от выплаты налогов - сокращается государственный бюджет, а налоговая нагрузка переходит на население и легальный бизнес. В результате сокращения бюджета финансирование важных отраслей происходит медленнее, что впоследствии приводит к дестабилизации. Кроме того, теневая экономика приводит к неправильному распределению бюджета из-за коррумпирования, незаконных представленных льгот, тендеров, квот и т. д., что впоследствии приводит к падению эффективности использования средств бюджета.

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рис. 4. Число фирм-однодневок в РФ

Теневая экономика в целом искажает структуру экономической системы, что приводит к рискам при инвестициях. Из-за сокращения инвестиций уменьшается рост отечественного производства, а импорт из других государств значительно вырастает.

Также важно, чтобы и общество принимало активное участие в борьбе с теневой экономикой вместе с государством. Необходимо пропагандировать прозрачный бизнес, создать выгодные условия и ликвидировать недоверие населения к власти. Для решения проблемы недоверия нужен комплексный подход. Это могут быть меры психологического, экономического или правового характера, также необходимо привлечь средства массовой информации.

Подводя итог, необходимо отметить, что:

- деятельность субъектов теневой экономики не соответствует законодательству

РФ;

- деятельность теневой экономики распространяется практически на все сферы экономических отношений, будь то производство, обмен, распределение или потребление;

- субъекты теневой экономики в некоторых случаях могут вступать в экономические отношения с субъектами легальной экономики;

- в некоторых случаях проявление теневой экономики может иметь положительный эффект, но он не имеет продолжительности (например, у граждан, которые занимаются незаконной экономической деятельностью, более высокие доходы и платежеспособность);

- основная цель теневой экономики - получение прибыли с учетом покрытия расходов на осуществление деятельности и создание дополнительных факторов коррумпированности в обществе.

По данным Центрального банка Российской Федерации наиболее популярными отраслями теневой экономики в 2018-2020 гг. являлись строительный и торговый спектр (прочие отрасли отражены в табл. 1) [14].

Таблица 1. Доля теневой экономики в разных отраслях за 2018-2020 гг., %

Отрасль Доля теневой экономики, % Изменение в % в срав-

2018 г. 2019 г. 2020 г. нении с 2018 г.

Строительный спектр 29 35 38 +31

Торговля 32 26 23 -28,1

Услуги 22 22 22 -

Производство 12 12 11 -8,3

Логистические услуги 4 4 5 +25,0

Прочее 1 1 1 -

Всего 100 100 100 -

Источник: расчеты автора, по данным ЕМИ [СС

За последние 3 года доля теневой экономики в строительстве возросла практически на 1/3 часть, что дает основания направить именно в эту отрасль основные усилия профильных по борьбе с теневой экономикой организаций.

Учет роста теневой экономики в разных областях является важным элементом для формирования нормативной базы и регулировки данного сектора государственными органами Российской Федерации.

4%

12%

29%

22%

33%

□ Строительный спектр ШТорговля 1ИУслуги □ Производство □ Логистические услуги

Рис. 6. Доля теневой экономики в разных отраслях экономики России за 2018 год [12]

Выводы. Теневая экономика является средством обратной связи с обществом, показывая недостатки в экономике страны, выявляя необходимость непосредственного вмешательства правовых и политических институтов государства. Вред государству, наносимый теневым сектором экономики, колоссальный: развитие нелегального бизнеса и коррупции наносит ущерб бюджету и способствует утечке денежных средств, что впоследствии приводит к ухудшению качества жизни в стране в целом. Но по сравнению с прошлым, объемы утечки капитала сейчас значительно сокращены, что говорит о положительных результатах деятельности по минимизации оборотов теневой экономики и необходимости продолжения этой работы, особенно в отраслях, где сосредоточены значительные объемы неконтролируемой деятельности.

Литература

1. Давлетшин Т.Г. Реформирование налоговой системы России: проблемы и решения. - Донецк: Изд-во Донецкого нац. тех. ун-та. - 2018. - С. 88-94.

2. Доклад: объем теневой экономики России составляет 46 % от ВВП, из-за этого страна потеряла $211,5 млрд. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2013/02/13/n 2752533.shtml (дата обращения: 18.11.2021).

3. Ермакова Э.Р., Лизина О.М. Специфика теневой экономической деятельности в России // Финансы и кредит. - 2020. - Т. 26, № 9. - С. 123-143.

4. Ковылина А.В. Теневая экономика как угроза экономической безопасности страны. - Саратов: Изд-во Саратовского соц.-эк. ин-та (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова. -

2018. - С. 44-48.

5. Количество банков в России по годам. - Режим доступа: https://bankirsha.com/ kolichestvo-bankov-v-rossii-na-2019-gody.html (дата обращения: 18.11.2021).

6. Костылева А.О., Сергеев А.Ю. Основные направления воздействия государства на теневую экономику. - Прага, 2018. - С. 200-204.

7. Купрещенко Н. Теоретико-методологические основы оценки теневой экономики при обеспечении экономической безопасности России: монография. - М.: Дашков и К,

2019. - 215 с.

8. Ларионов И.К., Ларионова И.И. Предпринимательство. Корпоративный и теневой ракурсы: монография. - М.: Дашков и К, 2019. - 276 с.

9. Мартьянов В.С., Давыдов Д.А. Рентное общество. В тени труда, капитала и демократии. - М.: Издательский Дом ВШЭ, 2019 - 416 с.

10. Меньшикова Е.А. Экономическая безопасность. - 2-е изд. - Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2020. - 282 с.

11. Мустафаева С.Р., Абдульбакиева С.И. Теневая экономика как фактор угрозы экономической безопасности страны. - Симферополь: Изд-во Крымского фед. ун-та им. В.И. Вернадского. - 2018. - С. 243-248.

12. Приоритетные направления противодействия теневой экономике - Режим доступа: http://meridian-journal.ru/site/article?id=2579 (дата обращения: 18.11.2021).

13. Рахматуллин М.А., Губайдуллина И.Н. Теневая экономика: проблемы противодействия: учебное пособие. - Уфа: Уфимский юр. ин-т МВД РФ, 2020. - 48 с.

14. Теневой сектор экономики сократился на четверть. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/04/06/864874-tenevoi-sektor (дата обращения: 18.11.2021).

15. Трунцевский Ю.В. Теневая экономика и криминальный бизнес. - М.: КноРус, 2021. - 492 с.

16. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - 3-е изд., стер. - М.: Дашков и К, 2020. - 350 с.

17. Чеглакова С.Г. Технологические приемы оценки достоверности микроэкономических показателей в учетной информации // Материалы IV Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы современной науки и производства». - Рязань: РГРТУ, 2019. - С. 321-325.

Поступила в редакцию 18 октября 2021 г.

ШС 330.5

DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-4-31-38

Shadow Economy: the Threat and the Factor of State Economic Security A.A. Dakhadadaeva, S.A. Chernova

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M.Gadzhiev st. 43a;asiyat.d99@gmail.com,bosya2003@,list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article establishes the influence of the shadow economy on the economic security of the state. The reasons for the influence of the shadow economy on the economic security of the state are determined. The article reflects the structure of the shadow economy of the Russian Federation, provides statistical data on its scale in various industries, presents the size of the leakage of funds. The influence of the shadow economy on key economic indicators is considered: the number of banks in the Russian Federation, the interest rate, the volume of money withdrawal, etc. The consequences of illegal business for society and the state are studied. It is concluded that the fight against the shadow economy is an important element of maintaining economic security. The main way to combat it is defined: proactive measures and warning about negative consequences and risks for the country. Effective fight against the shadow economy requires cooperation between business, citizens and the state, as well as the creation of favorable conditions for legal business.

Keywords: shadow economy, economic security, economic policy, tax evasion, shadow financial flows, threats to economic security.

Received 18 October 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.