ному, налоговому, пенсионному законодательству промежуточный итог неутешителен: уровень жизни падает, но растут налоговое бремя и риски коррупции, неэффективного расходования бюджетных средств, недоведения бюджетных ассигнований до бюджетополучателей.
Анализ состава мероприятий национальной программы «Цифровая экономика» и описания рынков Национальной технологической инициативы позволяет уяснить способы, которыми публичная власть планирует обеспечить национальную безопасность, социально-экономическое развитие страны и благосостояние населения в ближайшее время. Так, среди мероприятий программы «Цифровая экономика» значительное место (по масштабности намеченных преобразований) занимают «цифровое государственное управление» и «автоматизация права». В рамках Национальной технологической инициативы предусмотрено развитие направления «Нейроассистенты» (рынок НТИ — Нейронет), то есть развитие технологий понимания естественного языка, глубокого машинного обучения, создание и использование персональных электронных ассистентов.
Вышеизложенное логично приводит к мысли о возможности и нужности разработки персонального электронного ассистента для любого активного гражданина (не только работника аппарата органа публичной власти), желающего участвовать в законотворчестве.
Полагаем, что для привлечения широкой инициативы в процесс создания норм права полезно (и даже необходимо) было бы создание программного продукта, позволяющего обрабатывать тексты для обеспечения перевода с формального языка (языка нормативных правовых актов) на естественный язык (общеупотребимый) и обратно. Наличие такого переводчика будет способствовать более эффективному правовому регулированию за счет культивирования осознанного правомерного поведения всех участников правоотношений.
Существующий механизм оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов нельзя признать эффективным, поскольку возможность выразить несогласие с планируемыми изменениями правового регулирования зачастую остается нереализованной из-за «сложностей перевода». Специфический жаргон, которым грешат профессиональные нормотворцы, затрудняет понимание вводимых правил поведения. Незнание этого жаргона и специфики законотворческого процесса не дает донести общественную инициативу до законодателя, затрудняет обратную связь между управляющим и управляемым, порождает мнение о несправедливости нормы, выраженной нечетко, неконкретно, чуждым языком.
Наличие в законодательстве и применение четких, справедливых, непротиворечивых, конкретных правил поведения, осознаваемых всеми субъектами, помогает преодолеть коррупцию и не допустить растраты. Тем самым становится возможным, используя сравнение член-корреспондента РАН, доктора экономических наук С.А. Афонцева, «повысить иммунитет» национальной экономической системы к угрозам национальной экономической безопасности.
Неясность, непонятность права может и должна быть исправлена в самом начале, когда закон только пишется. Для успешного процесса законотворчества необходимы специалисты — «нормо-райтеры», вооруженные программными средствами, позволяющими:
1) уменьшать количество слов (добиваться лаконичности нормы права);
2) структурировать текст в соответствии с семантикой;
3) использовать единый для каждой из отраслей права глоссарий терминов на естественном языке.
Санинский Роман Александрович, кандидат юридических наук, доцент, председатель Арбитражного суда Нижегородской области
Теневая экономика как угроза национальной и международной экономической безопасности: современное состояние, направления противодействия
Начать необходимо с констатации следующего факта. Теневая экономика возникла с момента появления легальной экономической деятельности и сопровождает человечество на всех этапах ее развития.
В настоящее время в столь сложных экономических условиях она представляет собой комплексное негативное социально-экономическое явление, противоречащее легальной экономической
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)
267
деятельности, оказывающее дестабилизирующее воздействие на государственные институты, препятствующее эффективному развитию рыночных отношений, формирующее коррупционные проявления, деформирующее общественное сознание, нарушающее принципы социальной справедливости, подрывающее авторитет и силу закона, тем самым ставя под угрозу не только национальную, но и международную экономическую безопасность.
Например, в пик последнего мирового экономического кризиса в 2015 году на теневую экономику приходилось около 50% ВВП. По данным Международного валютного фонда Российская Федерация в этом рейтинге находится на 49-ой позиции. По оценкам специалистов размер теневого сектора по отношению к ВВП составляет 38,42%.
Вместе с тем, как правильно отметил в своем выступлении член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, заместитель директора Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН С.А. Афонцев, все это, конечно же, связано с кризисом в мировой экономике, наличием открытых конфликтов в международных экономических отношениях, враждебных действий со стороны иностранных участников экономической деятельности в целях причинения ущерба участникам российской национальной экономики.
Сегодня более подробно остановимся на анализе дисфункций. Выделим, лишь пять наиболее значимых, с нашей точки зрения.
В качестве первой выступает приватизация. Уход государства от контроля и регулирования экономики повлек переход наиболее прибыльных отраслей в частные руки за существенно заниженные цены, не соответствующие рыночным. Например, за 1992—1993 годы частными лицами было приватизировано 60% акций Газпрома. На тот момент рыночная цена 1% акций этого общества оценивалась в примерно в 1 млрд долларов.
Вторая — это долларизация экономики, также выступает в качестве еще одного значимого элемента экономической дисфункции по причине вытеснения национальных денежных средств. Новый виток мирового экономического кризиса в 2020 году яркий тому пример.
Следующая — это отток капитала за границу. Например, при переходе России к рыночной экономике в 1990 году (и только за первый квартал) объемы оттока капитала в среднем составляли порядка 5 млрд долларов. В 2000 году — 6,3 млрд. По итогам 2014 года 150 млрд долларов. По данным Центрального банка РФ в 2016 году — 19,8, 2017 году — 31,3 млрд соответственно. В докладе Банка России о денежно кредитной политике прогноз на 2018 год — 16 млрд долларов. В 2019—2020 — порядка 8-9 млрд. С учетом сложной сложившейся в этом году ситуации представленные объемы могут быть существенно увеличены.
Инфляция — следующая разновидность дисфункции, представляющая собой комплексную, социально-экономическую и политико-правовую проблему для любого современного цивилизованного государства, подрывающая экономическую безопасность. Она влечет за собой снижение покупательной способности денег и вызывает ничем не обеспеченную эмиссию. Тем самым чрезмерно увеличенная денежная масса не соответствует реальным объемам производимых товаров, что становится причиной снижения жизненного уровня населения, обостряются социальные и экономические противоречия в обществе. В том числе инфляция блокирует ключевые факторы экономического роста, дезорганизует ресурсы, искажает ценовые пропорции, то есть наносит существенный вред долгосрочному экономическому росту. Так, например, в современной России наиболее высокий уровень инфляции был зафиксирован в 1992 году на отметке 2508,8%, самый низкий в 2017 году — 2,52%.
Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина отметила, что в этом году мы можем выйти за границы запланированного ранее объема инфляции. Причина — новая фаза мирового экономического кризиса, усугубляемая резким падение цен на нефть и пандемией.
В качестве пятой выступает миграция. Незаконные миграционные процессы, сопровождаемые нелегитимной трудовой деятельностью, наносят колоссальный вред экономике России. Об этом свидетельствуют данные об объемах нелегального вывоза капитала представителями иных государств, незаконно трудящихся в Российской Федерации. Так, например, в 2002 году только из Москвы и Московской области ими было вывезено порядка 10 млрд долларов. В 2013 году эта сумма с учетом активного распространения мигрантов по всей территории страны выросла до 1 трлн рублей (порядка 26 млрд долларов). И это только официальные цифры. По мнению экспертов, средняя сумма, которую отправляют гастарбайтеры на свою родину через платежные системы, в 2019 году составила в среднем $422 (27,3 тыс. рублей).
268
Юридическая наука и практика
В своей совокупности дестабилизирующие явления, дисфункции в рыночных отношениях способствуют развитию теневой экономики в различных ее формах и проявлениях, активизируют экономическую преступность, порождают коррупционные явления и в конечном итоге приводят к осложнению экономической и криминальной обстановки в стране и мире.
В этой связи основные направления противодействия теневой экономике должны включать в себя комплекс правовых, экономических и социальных направлений.
К основным из них следует отнести:
— разработку юридико-технических механизмов, регулирующих новые условия экономической деятельности;
— модернизацию института собственности с обязательным созданием более эффективной системы защиты прав собственников;
— выпуск на рынок экономических агентов, способных обслуживать рыночную среду в целях ее эффективного функционирования;
— модернизацию социально-экономической политики государства в разрезе развивающихся новых форм экономической деятельности;
— формирование государственных и негосударственных правовых, политических, экономических и социальных инструментов регулирования экономики;
— внедрение системы подготовки специалистов к работе в новых условиях формирования рыночной экономики, способных выполнять возложенные на них функции в переходный период.
Софьин Александр Александрович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета Нижегородской академии МВД России; Милосердова Анна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского
Экономический анализ как инструмент налогового контроля
Основной целью реализации мероприятий налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений и преступлений в рамках обеспечения экономической безопасности государства. Стремление налогоплательщиков к уменьшению налоговых обязательств создает предпосылки к созданию схем незаконного уклонения от уплаты налогов. Данный процесс характеризуется высокой степенью изменчивости в выборе инструментов незаконного снижения налогового бремени при создании налоговых схем. Исходя из изложенного, увеличивается роль инструментов налогового контроля в обеспечении налоговой безопасности. При этом от выбора методов налогового контроля зависит эффективность его реализации.
С учетом действующей нормативно-правовой базы наиболее эффективными методами контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов, реализуемыми налоговыми органами, являются выездная и камеральная виды проверок. При осуществлении данных мероприятий одним их основных инструментов, определяющих их эффективность, является применение методов анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. В ходе исполнения своих полномочий в сфере контроля налоговые органы накапливают большой объем информации, характеризующий деятельность хозяйствующих субъектов с момента организации до момента подачи каждого из видов отчетности. Квалифицированный анализ указанного информационного массива приводит к увеличению эффективности процедур налогового контроля за счет снижения их трудоемкости и выявления налогоплательщиков и периодов их деятельности с высоким уровнем налогового риска.
Основными направлениями применения методики экономического анализа в контрольной работе налоговых органов следует признать: проведение углубленной камеральной налоговой проверки, отбор налогоплательщиков в план проведения выездных проверок, подготовка к проведению выездной проверки. Указанные аспекты деятельности налоговых органов основаны на
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)
26 9