Научная статья на тему 'Теневая экономика как элемент системы экономической безопасности'

Теневая экономика как элемент системы экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1360
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теневая экономика / экономическая безопасность / угроза / объект / субъект / инструменты обеспечения / shadow economy / economic security / threat / object / subject / instruments of providing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Владимирович Грачев, Александр Николаевич Литвиненко

В статье уточняется место теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности. Авторы предлагают расширить существующие взгляды на понимание теневой экономики в качестве угрозы экономической безопасности. Предлагается рассматривать теневую экономику как защищаемый объект, субъект, инструмент обеспечения и фактор экономической безопасности хозяйственных систем различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александр Владимирович Грачев, Александр Николаевич Литвиненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shadow Economy as an Element of Economic Security System

The article describes the place of the shadow economy in the system of economic security. The authors suggest to expand existing views for better understanding the shadow economy as a threat of economic security. They offer to consider the shadow economy as a protected object, а subject, an instrument and a factor of economic security on economic systems at various levels.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика как элемент системы экономической безопасности»

УДК 338.462 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10095

Теневая экономика как элемент системы экономической безопасности

Shadow Economy as an Element of Economic Security System

Александр Владимирович ГРАЧЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России

E-mail: grachevalexunder@rambler.ru

Александр Николаевич ЛИТВИНЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России

E-mail: lanfk@mail.ru

Аннотация. В статье уточняется место теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности. Авторы предлагают расширить существующие взгляды на понимание теневой экономики в качестве угрозы экономической безопасности. Предлагается рассматривать теневую экономику как защищаемый объект, субъект, инструмент обеспечения и фактор экономической безопасности хозяйственных систем различного уровня.

Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, угроза, объект, субъект, инструменты обеспечения

Теория экономической безопасности при анализе компонентов системы экономической безопасности хозяйственных систем различного уровня, как правило, включает следующие обязательные элементы:

■ защищаемый объект (объект экономической безопасности) — экономические системы различного уровня (государство, регион, хозяйствующей субъект), а также их структурные элементы;

■ субъект обеспечения (субъект экономической безопасности) — субъекты, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности защищаемого объекта;

Abstract. The article describes the place of the shadow economy in the system of economic security. The authors suggest to expand existing views for better understanding the shadow economy as a threat of economic security. They offer to consider the shadow economy as a protected object, а subject, an instrument and a factor of economic security on economic systems at various levels.

Key words: shadow economy, economic security, threat, object, subject, instruments of providing

■ инструменты обеспечения — организационные, экономические и правовые меры по созданию условий, способствующих обеспечению экономической безопасности защищаемого объекта (в том числе меры по предупреждению, выявлению, предотвращению и ликвидации угроз экономической безопасности);

■ угрозы — действия, бездействия, явления или процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние защищаемого объекта, ограничивают его экономические интересы, создают опасность для объекта или его составляющих. Угрозы — это непосредственно те явления или дей-

ствия, которые деструктивно воздействуют (реальные) или могут воздействовать (потенциальные) на экономическую систему;

■ угрозообразующие факторы — процессы или явления, способные при определенных условиях в своем развитии создать угрозу экономической безопасности. Понятие «фактор экономической безопасности» первично по отношению к угрозе экономической безопасности. Факторы представляют собой движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные его черты;

■ факторы, способствующие обеспечению безопасности, — это процессы или явления, способные при определенных условиях в своем развитии предотвратить, уменьшить негативное воздействие угрозы экономической безопасности.

В рамках данной статьи попытаемся обосновать гипотезу о том, что теневая экономика может выступать каждым из указанных выше элементов экономической безопасности.

Теневая экономика — угроза экономической безопасности. Наиболее распространенным и традиционным является понимание теневой экономки как угрозы экономической безопасности.

Так, на уровне нормативных актов такой взгляд на теневую экономику со стороны государства закреплен в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1] и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [2]. При исследовании теневой экономики в качестве угрозы, как и для любой другой угрозы, требуется определение источников ее возникновения, последствий, индикаторов, показателей оценки и их пороговых значений, а также инструментов противодействия. Тезис «теневая экономика — угроза экономической безопасности» хотя и можно считать справедливым, однако требует дополнительного обоснования и серьезных уточнений. Понимание теневой экономики сугубо как угрозы экономической безопасности хозяйствующих субъектов ограничивает сферу анализа данного явления и не соответствует реалиям социально-экономической жизни.

Теневая экономика — объект экономической безопасности. При рассмотрении теневой экономики в качестве объекта экономической безопасности обратимся к статье О.В. Шумилина и Ю.Е. Путихина. Для решения выявленных противоречий в определении объектов экономической безопасности авторы предлагают классифицировать их по четырем разделам: (1) уровень;

(2) сфера действия; (3) формы собственности; (4) масштабы деятельности, внутри которых представлено 12 направлений. Теневая экономика в работе рассматривается как объект экономической безопасности лишь в одном направлении, а именно при рассмотрении экономических систем по сферам действия [15, с. 41—47].

Полагаем, что данная классификация не учитывает статус рассматриваемого объекта в зависимости от степени легальности; степени латен-тности; степени деструктивности.

Практически каждый из выделяемых авторами объектов экономической безопасности может иметь характеристику в одной из альтернатив: легальный / нелегальный; открытый (учитываемый) / скрытый (латентный); конструктивный / деструктивный. То есть объект экономической безопасности может носить характер теневого. Такими теневыми объектами экономической безопасности могут выступать:

■ субъекты: хозяйствующий субъект, регион (например, регион, территория которого неподконтрольна официальной власти), целое государство (непризнанное мировым сообществом), которые носят нелегальный, скрываемый и деструктивный характер;

■ виды деятельности: деятельность, которая либо запрещена правилами в целом, либо должна осуществляться только субъектами, имеющими на это разрешение;

■ стадии воспроизводственного цикла: теневое производство (незарегистрированное, неучтенное, криминальное); распределение доходов (скрытое от учета); теневой экономический обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей); теневое потребление (потребление запрещенной продукции, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей) [12, с. 19].

■ виды продукции: запрещенные или ограниченные в производстве / обороте товары, работы, услуги.

Теневая экономика в системе экономической безопасности в качестве объекта может рассматриваться как объект исследования и как объект обеспечения (защиты). При рассмотрении теневой экономики в качестве защищаемого объекта появляются задачи, требующие самостоятельного решения, а именно определение угроз экономической безопасности теневой экономики, их источников, показателей их оценки, субъектов и инструментов обеспечения. Решение данных за-

дач выступает возможным средством выработки государством такой правоохранительной и социально-экономической политики, которая способствовала бы формированию убежденности хозяйствующих субъектов в том, что ведение теневого бизнеса — экономически опасное занятие, сопряженное не только с потенциальными, но и с реальными угрозами имущественных и финансовых потерь, правовых и экономических ограничений (в том числе свободы).

Теневая экономика — субъект обеспечения экономической безопасности. В данном случае речь идет о предоставлении услуг безопасности субъектами теневой экономики.

Данный статус теневой экономики был подробно рассмотрен нами в более ранних работах [7], где мы отразили, как субъекты теневой экономики могут обеспечивать экономическую безопасность государства и отдельного хозяйствующего субъекта. В основном здесь речь идет об обеспечении так называемой силовой составляющей экономической безопасности, под которой понимается:

■ на уровне государства: в широком смысле — защищенность и суверенитет власти, населения, инфраструктуры, территории от внешних субъектов (т.е. обороноспособность страны) и внутренних субъектов (т.е. правопорядок); в узком смысле — защищенность власти, членов государственного аппарата, их собственности и властного статуса от внешних по отношению к ним угроз (в данном случае угрозы могут исходить не только извне, но и от населения страны);

■ на уровне хозяйствующего субъекта: защищенность собственности, имущественных прав, жизни и здоровья хозяйствующего субъекта и его персонала.

В качестве примеров использования теневых субъектов обеспечения силовой составляющей экономической безопасности государства можно привести: использование нелегитимных вооруженных формирований в периоды государственных переворотов, когда официальные правоохранительные институты бездействуют; использование нелегитимных вооруженных формирований в вооруженных конфликтах, когда применение официальных вооруженных сил невозможно; исторические примеры использования властями некоторых государств пиратов и мафии. Использование последней имеет экономическую обоснованность. Так, экономические аргументы выгодности для общества, полиции и самих преступников монополизации преступной

деятельности приводят в своих работах нобелевские лауреаты М. Олсон [13, с. 56] и Дж.М. Бью-кенен [16, с. 395—410]. Однако использование нелегальных субъектов для обеспечения экономической безопасности государства сопряжено с рядом существенных негативных последствий, наиболее опасным из которых является утрата монополии государства на рынке правоохранительных услуг.

В качестве примеров использования теневых субъектов для обеспечения силовой составляющей экономической безопасности других хозяйствующих субъектов можно отметить использование института «криминальных крыш», использование услуг чиновников-коррупционеров, в том числе сотрудников правоохранительных органов.

Также мы рассматривали экономическую безопасность в качестве потребности хозяйствующих субъектов [8, с. 25—35]. В таком контексте обращение хозяйствующих субъектов за услугами безопасности в теневой сектор связан с нереализованностью (неудовлетворенностью) их потребностей в безопасности в легальном секторе экономики.

Следует отметить, что услуги по обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта, предоставляемые субъектами теневой экономики, выходят за рамки услуг по обеспечению силовой составляющей. Таким образом, расширяется и субъектный состав теневых поставщиков услуг. К их числу можно отнести теневые субъекты:

■ по предоставлению услуг по обеспечению доступа хозяйствующих субъектов к жизненно важным товарам, работам и услугам (ресурсам), т.е. реализующие различные товары, работы и услуги (отличные от финансовых) на «черных» рынках;

■ предоставлению услуг по трудоустройству (услуги по предоставлению рабочих мест в качестве фирмы-работодателя или в качестве чиновника, ответственного за наем персонала);

■ предоставлению услуг по обеспечению субъектов финансовыми ресурсами (услуг по предоставлению срочных кредитов без предоставления требуемого легальными кредитными учреждениями пакета документов; услуг по легализации доходов (имущества), полученного преступным путем; услуг по обналичиванию легально полученных денежных средств юридических лиц; услуг по разработке схем и способов уклонения от уплаты налогов («черной» налоговой оптимизации); услуг по

совершению имущественных правонарушений в интересах субъекта);

■ предоставлению услуг по преодолению административных барьеров (услуги по регистрации, лицензированию, сертификации, обеспечению участия и положительного результата в аукционах, конкурсах и т.п.; услуги по подделке или формированию документов, необходимых для преодоления административных барьеров);

■ предоставлению услуг по получению необходимых конкурентных преимуществ (силовое (противоправное) воздействие на конкурентов, их клиентов, имущество и т.п. (угрозы или фактическое причинение вреда), теневая бизнес-разведка);

■ предоставлению услуг по оказанию содействия в уходе от ответственности за совершенные правонарушения (как за уже совершенные правонарушения за счет услуг коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, так и за потенциально возможные противоправные действия субъекта в будущем за счет превентивного принятия соответствующих норм, законов коррумпированными и лоббирующими интересы субъекта чиновниками, ответственными за нормотворчество).

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о включении субъектов теневой экономики в число потенциальных субъектов оказания услуг экономической безопасности, замещение которыми легитимных, но неэффективных государственных правоохранительных структур является серьезной угрозой безопасности государства как такового.

Считаем обязательным обратить внимание на то, что обоснование в качестве причины обращения хозяйствующего субъекта к субъектам теневой экономики необходимости удовлетворения потребности в безопасности не может служить основанием для оправдания его действий, однако может служить индикатором для государства о необходимости создания условий для максимального удовлетворения потребности хозяйствующих субъектов в экономической безопасности в легальном секторе экономики посредством легальных способов и инструментов.

Теневая экономика — инструмент обеспечения экономической безопасности. Рассмотрим, как теневая экономика может выступать инструментом обеспечения экономической безопасности. Впервые мысль о наличии теневой экономи-

ческой безопасности высказал В.М. Баранов. Рассуждая об определении понятия «экономическая безопасность государства», он отметил: «В отечественной науке уже давно активно ведется речь о наличии в России «теневой экономики». Также существует и функционирует «теневое право». Но если существует теневая экономика, теневое право, то очевиден и вывод — существует и теневая экономическая безопасность» [3, с. 26].

Теневые практики хозяйствования, используемые в качестве инструментов обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, следует разделить на инструменты обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов теневой экономики; инструменты обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, находящихся в легальном (транспарентном) поле.

В первом случае экономическая безопасность будет обеспечиваться посредством осуществления деятельности по предоставлению легальных товаров, работ, услуг без преодоления необходимых административных барьеров и невыполнения обязательств перед государством; осуществления противоправной (криминальной) деятельности, в виду статуса производимых или реализуемых товаров, работ и услуг.

Основная цель инструментов обеспечения экономической безопасности будет заключаться в сокрытии деятельности от контролирующих и правоохранительных органов, уходе от ответственности и легализации доходов, полученных от осуществления теневой (в том числе криминальной) деятельности.

Использование теневых практик хозяйствования может быть направлено на достижение следующих целей, связанных с обеспечением экономической безопасности хозяйствующего субъекта:

■ для обеспечения силовой (физической) составляющей своей безопасности; преодоления административных барьеров;

■ снижения налоговой нагрузки;

■ снижения (избежания) санкций со стороны государства и других хозяйствующих субъектов;

■ получения доступа к необходимым товарам, работам, услугам (в том числе финансовым ресурсам);

■ получения конкурентных преимуществ [8, с. 25—35].

В качестве конкретных примеров обеспечения экономической безопасности посредством теневых инструментов можно рассматривать:

■ коррупционные отношения, обеспечивающие доступ к определенным ресурсам, избежание или снижение санкций;

■ теневую занятость как инструмент компенсации потерь (недополученных доходов) в легальной сфере;

■ уклонение от уплаты налогов и т.д. [6].

Теневая экономика — фактор экономической безопасности. Теневая экономика выступает фактором экономической безопасности, т.е. условием функционирования объекта, которое может оказывать как негативное, так и положительное влияние на его экономическую безопасность. В первом случае теневая экономика будет выступать как угрозообразующий фактор экономической безопасности хозяйствующего субъекта, требующий создания инструментов противодействия, защиты от него; во втором — фактором, способствующим укреплению его экономической безопасности.

При этом теневую экономику можно рассматривать в качества фактора экономической безопасности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всей страны в целом.

На уровне государства теневая экономика как фактор, способствующий экономической безопасности, может быть рассмотрена через реализуемые ей функции. Среди конструктивных функций теневой экономики в научном мире известны функции, предложенные Д. Касселом [17, р. 140—141], Ю.В. Латовым [9], Л.Я. Ко-салсом [11], О.М. Лизиной [10, с. 8], М.П. Буровым [5, с. 9].

Необходимо отметить, что все авторы, обращающие внимание на положительное влияние теневой экономики на экономическую безопасность страны, указывают на ограниченность такого положительного влияния периодом развития экономических отношений, масштабами и структурой теневой экономики.

Теневая экономика рассматривается как уг-розообразующий фактор экономической безопасности государства в работах В.П. Бирюкова [4, с. 17—18] и И.А. Чурсиной [14, с. 10] В целом, угрозообразующие последствия теневой экономики совпадают с последствиями, которые мы отразили при рассмотрении теневой экономики в качестве угрозы экономической безопасности. Разница заключается лишь в том, что при позиционировании теневой экономики в качестве угрозообразующего фактора угрозами выступают не сама теневая экономика, а ее негативные последствия для экономической системы.

В заключение отметим, что выход за рамки традиционного понимания теневой экономики сугубо как угрозы экономической безопасности

не означает, что данный феномен не является угрозой экономической безопасности страны, противодействие которой является первоочередной задачей государства и правоохранительных органов. Мы не выступаем сторонниками идеализации теневого бизнеса и героизации его субъектов (этаких «Робин Гудов», альтруистично готовых бороться с несправедливостью существующих правил). Мы лишь попытались научно обосновать, что рассматривать теневую экономику сугубо как угрозу экономической безопасности страны и хозяйствующих субъектов по меньшей мере неверно, а в целом практически недальновидно.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

3. Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее обеспечения // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. № 1.

4. Бирюков В.П. Управление процессами сокращения масштабов теневой экономики в России: Автореф... канд. экон. наук. М., 2008.

5. Буров В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства и пути ее легализации: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2009.

6. Грачев A.B., Пузыревский Л.В. Теневая экономика как инструмент обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». 2011. № 3.

7. Грачев A.B., Соболь ИА. Субъекты криминальной экономики как поставщики услуг безопасности государства и бизнеса // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 11.

8. Грачев A.B., Ковтунова С.Ю. Удовлетворение потребности хозяйствующего субъекта в безопасности в теневом секторе экономики // Вестник ВЭГУ. 2014. № 1 (69). С. 25—35.

9. Латов Ю.В. Социальные функции теневой экономики в институциональном развитии постсоветской России: Дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2008.

10. Лизина О.М. Теневая экономика как особый сегмент рыночного хозяйства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

11. Косалс Л.Я. Теневая экономика: как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. 1998. № 10.

12. Купрещенко Н.П. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности России (теоретико-методологический подход): Автореф. дис. . д-ра экон. наук. М., 2008.

13. Олсон М. Рассредоточение власти и общество в переходный период. Лекарства от коррупции, распада и замедления темпов экономического роста // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 4.

14. Чурсина ИА. Влияние теневой экономики на налоговую составляющую экономической безопасности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.

15. Шумилин О.В., Путихин Ю.Е. Классификация объектов исследования экономической безопасности // Вестник Балтийского федерального государственного университета им. И. Канта. 2015. №№ 3. С. 41—47.

16. Buchanan J.M. A Defence of Organized Crime? // The Economics of Crime. Cambr., Mass., 1980. P. 395—410.

17. Cassel D., Cichy U. The Shadow Economy and Economic Policy in East and West: A Comparative System Approach // The Unofficial Economy. Consequences and Perspectives in Different Economic Systems / Ed. by S. Ales-sandrini and B. Dallago. Gower, 1987.P. 140—141.

[геуакции

Настоящим сообщаем, в журнале «Образование. Наука. Научные кадры» № 1 за 2019 год в рубрике «Экономические науки» была опубликована статья В.А. Ивановой и Г.Е. Железновой «Инновационный менеджмент в современной России: реальность или симулякр». При передаче статьи со стороны научно-исследовательского сектора АНО ВО «Институт деловой карьеры» была допущена ошибка в указании данных автора. Вместо «Галина Юрьевна Железнова, преподаватель кафедры менеджмента и административного и уголовного права Института деловой карьеры» следует считать верным: «Галина Евгеньевна Железнова, старший преподаватель кафедры менеджмента и административного и уголовного права Института деловой карьеры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.