может отражать только какую-то существенную характеристику модели или ее часть
(например, отчет о денежных средствах отражает только движение денежных средств
бухгалтерского учета).
Литература
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете».
2. Бабаев Ю. А., Комиссарова И. П., Бородин В. А. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов // под ред. Ю. А. Бабаева, И. П. Комиссаровой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Вып. 2-е изд., перераб. и доп. 527 с.
3. Гацалов М. М. Современный экономический словарь-справочник / Ухта: УГТУ, 2002. 371 с.
4. Данилов-Данильян В. И. Экономико-математический энциклопедический словарь / М.: Большая Российская энциклопедия: Издательский дом «ИНФРА-М», 2003. 688 с.
5. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., и др. Философия для аспирантов: учеб. пособие. Изд. 2-е / Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448 с.
6. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. / Л. И. Лопатников - 5-е изд., перераб. и доп. / М.: Дело, 2003. 520 с.
7. Медведев М. Ю. Общая теория учета: естественный, бухгалтерский и компьютерный методы / М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. 752 с.
8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Словарь современных экономических терминов. 4-е изд. / М.: Айрис-пресс, 2008. 480 с.
9. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни / М.: Магистр, 2010. 220 с.
Shadow banking in China Shebeko M. (Russian Federation) Теневая банковская деятельность в Китае Шебеко М. Н. (Российская Федерация)
Шебеко Михаил Николаевич /Shebeko Mikhail - студент магистратуры, кафедра «Мировые финансы», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются развитие и текущее состояние теневого банковского сектора Китая. В результате было получено общее представление об особенностях и текущем состоянии теневого банковского сектора в стране, который динамично развивается и представляет собой важную часть национальной финансовой системы. Abstract: the article analyzes development and current state of Chinese shadow banking sector. The research included review of analytical materials covering financial and banking sectors of China's economy. This resulted in the basic view of Chinese shadow banking sector that develops rapidly and becomes an important part of national financial system.
Ключевые слова: теневой банкинг, Китай. Keywords: shadow banking, China.
Теневой банкинг стал важной, быстро развивающейся отраслью китайской финансовой системы [2, с. 11]. Однако существует ряд отчетов и прогнозов, описывающих значительные риски, порождаемые данным процессом. Тем не менее, социальные и экономические выгоды, приносимые обществу, пока еще перевешивают возможные негативные
33
последствия. Существует реальная необходимость реформирования теневого банковского сектора, которое должно привести к уменьшению рисков и росту положительной отдачи, однако отнюдь не путем схлопывания или насильственного сокращения размеров индустрии, проводимого с единственной целью уменьшения его влияния. Правильный подход заключается в поиске оптимального баланса между социальными выгодами и рисками, а не в регулятивном определении роли или размера сектора.
Далее, причиной возникновения большинства институтов теневого банковского сектора является сложившаяся в Китае система регуляторных, бюрократических и политических ограничений и точек давления на традиционный банковский сектор, наряду с определенными внутренними слабыми местами банковской системы. Большинство рекомендаций по реформированию системы теневого банкинга исходят из необходимости его интеграции в традиционную банковскую систему.
Развитие и текущее состояние теневого банковского сектора в Китае должны рассматриваться в контексте сложившейся в стране финансовой системы, в которой доминируют банки (особенно крупные банки, находящиеся под контролем государства), и государство оказывает значительное влияние на проводимую ими политику через различного рода нормативные акты, а также формальные и неформальные указания. За последние несколько лет этот контроль стал настолько ограничивать деятельность банков, что часть их функций перешла к теневым банковским институтам. Среди подобных причин ухода банков «в тень» можно назвать [1, с. 5]:
• Ограничения на максимальные объемы кредитования, установленные Народным Банком Китая;
• Фиксация максимального отношения объема кредитов к депозитам на уровне 75%;
• Регуляторное противодействие в кредитовании ряда отраслей;
• Большинство небанковских каналов предоставления услуг имеют сниженные барьеры в части требований к собственному капиталу и ликвидности;
• Теневые банковские институты не подвергаются ограничениям по установлению процентных ставок по кредитам или депозитам;
• Теневые банки не подлежат контролю со стороны Народного Банка Китая в части соответствия требованиям по созданию резервов, что в значительной мере снижает их затраты.
В целом около двух третей операций, перетекших в сегмент теневого банкинга, представляют собой лишь завуалированные банковские кредиты, в которых коммерческий банк принимает на себя большую часть рисков и доходов, но выплачивает определенное вознаграждение небанковским организациям, чье участие позволяет избежать ряда регуляторных ограничений и издержек. Оставшаяся треть приходится на те операции, которые предлагают небанковским институтам целый ряд уникальных конкурентных преимуществ (главным образом благодаря более свободному регулированию, а также желанию и возможности предоставлять услуги компаниям малого и среднего бизнеса, чьи потребности не вполне учитываются традиционными банками).
Оценки размеров теневого банковского сектора разнятся в зависимости от определения теневого банкинга и выбора основных показателей. В качестве объективной оценки можно принять 25 трлн. юаней [1, с. 4], или 43% от ВВП Китая в 2013 г. Данный показатель по сравнению с размерами теневого банковского сектора в прочих развитых экономиках выглядит достаточно скромным. И, несмотря на используемые методы измерения, размеры теневого банковского сектора в китайской экономике значительно меньше объемов, занимаемых традиционными банками.
Одним из ключевых вопросов, встающих перед финансовым сектором китайской экономики, является возможность возникновения острого кризиса в теневом банковском секторе Китая, а также определение размеров последующего ущерба [3, с. 145]. К числу факторов, способствующих проявлению подобного кризиса именно в сегменте теневого банкинга, можно отнести:
• Теневой банкинг по определению несет в себе большие, по сравнению с традиционными, риски, а институты теневого сектора обладают меньшим запасом устойчивости;
• Замедление роста китайской экономики и довольно болезненные трансформации в ее структуре, способные вызвать рост неплатежей по кредитам;
• Низкая степень прозрачности теневой банковской деятельности и высокая зависимость от системы косвенных гарантий.
В частности, недавнее замедление развития китайской экономики и падение цен на недвижимость и энергоносители, существенно повлияли на способность заемщиков обслуживать займы, полученные через теневые банковские институты. Для предотвращения неплатежей коммерческие банки Китая активно предоставляют возобновляемые кредитные линии, позволяющие заемщикам продолжать обслуживание долгов и избегать дефолта по ним. Данная практика приводит к занижению фактических долей низкокачественных кредитов в портфелях банков.
Так какие же преимущества и возможности имеет финансовая система и правительство при борьбе с возможным финансовым кризисом?
Во-первых, относительно малые (по сравнению с традиционным банковским сектором) размеры сектора теневого банкинга в Китае позволяют рассчитывать на успешное управление им без провокации кризисных явлений.
Во-вторых, большинство теневых банков тесно связаны с крупными банковскими группами: в случае повышения нестабильности сработает система косвенных гарантий и банки сами включатся в процесс урегулирования ситуации в теневом секторе.
В-третьих, правительство страны обладает большими возможностями в части использования инструментов бюджетно-налоговой политики для противодействия даже весьма крупным кризисам в секторе теневого банкинга (учитывая поправки на исполнение забалансовых обязательств, таких как бюджетная поддержка администраций неблагополучных регионов).
Фактически, руководство КНР уже приняло ряд весьма своевременных мер. Так, на законодательном уровне были выделены три основные группы институтов теневого финансового сектора: посредники, чья деятельность не подлежит обязательному лицензированию и практически не доступна для регулирования; посредники, деятельность которых не подлежит лицензированию и не регулируется должным образом; посредники, подлежащие лицензированию и находящиеся под несоответствующим регулированием или не подлежащие ему вовсе.
В 2013 году Государственной комиссией по аудиту было проведено комплексное исследование государственного долга, особенно местных финансовых компаний, находящихся в государственной собственности (которые привлекали фондирование именно от теневых банков). Вследствие чего были разработаны рекомендации по привлечению, использованию и погашению задолженностей региональных бюджетов. В начале 2015 года Министерство финансов КНР утвердило новую схему обмена обязательств региональных и местных бюджетов с квотой в размере 3 трлн. юаней [3, с. 145]. В рамках данной схемы обязательства перед теневыми банковскими институтами (с высокой процентной ставкой) замещались на задолженность с низкими ставками (средства привлекались напрямую у коммерческих банков).
Что может омрачить столь успешные действия властей? Дело в том, что деятельность теневых банков скрывает куда более значительные проблемы, сформировавшиеся в финансовом секторе Китая, а реакция правительства и регуляторов замедлена из-за большого числа бюрократических и процессуальных препятствий. Оптимизма не добавляет и тот факт, что финансовая система страны значительно трансформировалась и усложнилась со времени последней рецессии в экономике. Государство вынуждено перераспределять издержки и доходы между заметно большим числом участников финансовой системы.
Подводя итоги, можно отметить, что теневая банковская система Китая не так велика по международным стандартам, относительно проста по своей структуре (небольшая доля операций по секьюритизации и с производными инструментами) и находится в ведении регуляторов, показавших себя способными справляться с большинством возникающих проблем. Власти серьезно воспринимают свои обязанности по поддержанию финансовой стабильности и способны принимать превентивные меры по исключению факторов, этой стабильности угрожающих [2, с. 13].
Литература
1. ElliotD. Reforming Shadow Banking in China // Brookings. May, 2015. 19 c.
2. ElliotD., Kroeber A., Qiao Y. Shadow banking in China: A primer // Brookings, 2015. 30 c.
3. Lan G. Insights from China for the United States: Shadow Banking, Economic Development, and Financial Systems. Berkeley Business Law Journal, 2015. № 12. C. 143-195.
Investigation of Russian trade balance Kanishchev K. (Russian Federation) Исследование торгового баланса России Канищев К. В. (Российская Федерация)
Канищев Кирилл Валерьевич / Kanishev Kirill - студент, факультет бизнеса и менеджмента, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва
Abstract: the trade balance is the ratio between the sum of the prices of commodities exported country or several countries abroad and the sum of the prices of goods imported from abroad for the corresponding period (year, quarter, month). It is one of the most important economic indicators, showing the difference between the value of exported and imported goods for a certain period. The trade balance is the part of the balance of payments, part of the current account balance. This article is devoted to investigation the Russian trade balance.
Аннотация: торговый баланс - это соотношение между суммой цен товаров, вывезенных страной или несколькими странами за границу, и суммой цен товаров, ввезенных из-за границы, за соответствующий период (год, квартал, месяц). Он является одним из важнейших экономических показателей, демонстрирующим разницу между стоимостью экспортированных и импортированных за определенный период товаров. Торговый баланс является частью платежного баланса, входящей в текущий платежный баланс. Эта статья посвящена расследованию торгового баланса России.
Keywords: trade balance, Russian economics, positive trade balance, surplus. Ключевые слова: торговый баланс, российская экономика, излишек торгового баланса.
1. Introduction
To investigation was chosen the topic related with the Russian trade balance. We can say that the balance of trade is directly linked to a number of macroeconomic indicators, such as the exchange rate. Thus, the exchange rate adjusts the amount of revenue from imports in local currency. If exports exceed imports, this difference is called a positive trade balance. At the moment, the biggest surplus in China, the smallest negative - in the United States. The Figure 1 shows the dynamic of US trade balance. From the graph it is clear that in the period from 1995 to 2006 there is a sharp drop in the trade surplus. This allows keeping inflation in the United States