»1. л fc г i . о. ví ■■ , - . ■■■..-■•. - и Психология и социология
М.А.Шсшанская Тендер как культурная мвтфо ра
Целый ряд характеристик человека, таких как возраст, расовая и этническая принадлежность, особенности строения тела, прочие внешние признаки и др. являются феноменами двуплановыми: имея основу в биологических свойствах человека, они подвергаются осмыслению и символизации, в результате чего им приписывается комплекс признаков, дополняющих первоначальную биологическую «основу» и существенно различающихся в рамках различных культур. В отношении разделения людей на мужчин и женщин такая двойственность получила закрепление в терминах «пол» («зехш») и «гендер». Традиционно первый из них используется для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Термин «гендер» относится не к биологическим различиям между мужчинами и женщинами, а к тому культурному и социальному значению, которое придает общество этим различиям. Пол понимается как «биологический субстрат для образования тендера». В отличие от биологического пола, гендер не задается природой, но «конструируется» обществом.
В современной науке тендерный подход к анализу социальных и культурных процессов используется очень широко. Одно из направлений трактовки тендера связано с его символическим, или собственно культурным аспектом. Такое понимание учитывает ассоциацию пола с другими явлениями. Так, «мужчина» отождествляется со светом, силой, упорядоченностью, рациональностью и т. д. «Женщина» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - тьмой, слабостью, хаосом, иррациональностью и т.д.
Данная концепция, восходящая к теориям К. Леви-Стросса, Ж. Дерриды, Э. Фромма, направлена на раскрытие внутренних механизмов формирования западной культуры, в котором противопоставление мужского и женского начал выполняет роль «культур-ноформирующего фактора» [1]. В таком понимании «мужчина» и «женщина» встраиваются в качестве онтологических начал, или первичных бытийных принци-
пов, в систему других базовых бинарных оппозиций: «добро - зло», «хорошо - плохо», «свой - чужой», «много - мало», «верх - низ», «далеко - близко», «право - лево» [2].
Дихотомическое восприятие бытия присуще человеку. При этом два поляризованных феномена неизменно выстраиваются в некую иерархию, в которой подчиненная сторона становится отрицанием доминирующей, возглавляющей оппозицию. Первый элемент является именованием объектов более высокого онтологического статуса и воспринимается как более значимый, второй же - как производный. Так, поскольку природа и телесность соотносятся с женщиной, то, соответственно, познающий дух, а следовательно, и человек познающий, приравнивается к мужчине. В западноевропейской традиции разум главенствует над чувственностью, он агрессивно завоевывает и упорядочивает природу [3]. Таким образом, весь процесс познания, являющийся фундаментальной основой западной культуры, метафорически концептуализируется как тендерные отношения. Для западной культуры характерна тендерная асимметрия, или андроцентризм, то есть тенденция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме. Андроцентризм современной западноевропейской и американской культуры, коренящийся в культурной традиции европейских народов, поддерживается и универсалистским дискурсом европейской науки.
Библиографический список
1. Воронина, О. А. Формирование тендерного подхода в социальных науках // Тендерный калейдоскоп : Курс лекций. - М. : Academia, 2000. - С. 7-32.
-2. Аотман, Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. - СПб. : Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.
3. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. - М. : АСТ, 2002. - 526 с.
64
ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006