Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА'

ТЕНДЕНЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеметова Елена Васильевна, Колесникова Эмилия Игоревна

В статье исследованы тенденции здорового питания на туристском рынке г. Владивостока. Ввиду сложившейся ситуации в мире современному туристу важно минимизировать всевозможные риски и оставаться здоровым. Сделать путешествие максимально безопасным поможет соблюдение личной гигиены, поддержание здоровья и правильное питание. Актуальность рассматриваемой проблемы кроется в росте заболеваемости населения, который стимулирует спрос на продукты питания для профилактики различных заболеваний. С каждым днем все больше посетителей предприятий общественного питания переходят на здоровый образ жизни, однако не многие пищевые производства и предприятия питания направляют свою деятельность на производство данного вида продукции. Цель исследования - на основе теоретических и практических материалов проанализировать рынок здорового питания г. Владивостока и сформировать модель взаимодействия потребителей и поставщиков ресурсов здорового питания. Методической основой исследования является анализ ресурсов здорового питания на туристском рынке г. Владивостока с использованием методов сравнительного анализа, систематизации и наблюдения. По результатам исследования были проработаны теоретические аспекты здорового питания, определены основные представители рынка здорового питания, включая предприятия общественного питания, розничные сети и сервисы доставки, а также определены потенциальные потребители здорового питания. Практическая значимость исследования заключается в анализе субъектов рынка здорового питания с учетом государственной политики и принципов здорового питания. Научная новизна исследования заключается в разработке схемы взаимодействия потребителей и всех поставщиков ресурсов здорового питания на региональном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шеметова Елена Васильевна, Колесникова Эмилия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY EATING TRENDS IN THE TOURIST MARKET OF VLADIVOSTOK

The article explores the trends of healthy eating in the tourist market of Vladivostok. In view of the current situation in the world, it is important for a modern tourist to travel to minimize all kinds of risks, while remaining healthy. And to make this trip as safe as possible, personal hygiene, maintaining health and proper nutrition will help. The relevance of the problem under consideration lies in the increase in the incidence of the population, which stimulates the demand for food products for the prevention of various diseases. Every day more and more visitors switch to a healthy lifestyle, however, few food production and catering enterprises direct their activities to the production of this type of product. The purpose of the study is to analyze the healthy food market in Vladivostok on the basis of theoretical and practical materials and propose a model of interaction between consumers and suppliers of healthy food resources developed by the authors. The methodological basis of the study is the analysis of healthy food resources in the tourist market of Vladivostok using the methods of comparative analysis and observation. Based on the results of the study, the theoretical aspects of healthy nutrition were worked out, the main representatives of the healthy food market were identified, including public catering enterprises, healthy food enterprises at accommodation enterprises, retail chains and delivery services, and potential consumers of healthy food were identified. The practical significance of the study lies in the analysis of the subjects of the healthy food market, taking into account the state policy and the principles of healthy eating. The scientific novelty of the study lies in the development of a scheme of interaction between consumers and all suppliers of healthy food resources in the regional market.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ Г. ВЛАДИВОСТОКА»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 1. С. 87-101 The territory of new opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. № 1. Р. 87-101

Научная статья

УДК 338.486

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/087-101

Тенденции здорового питания на туристском рынке г. Владивостока

Шеметова Елена Васильевна

Колесникова Эмилия Игоревна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Владивосток. Россия

Аннотация. В статье исследованы тенденции здорового питания на туристском рынке г. Владивостока. Ввиду сложившейся ситуации в мире современному туристу важно минимизировать всевозможные риски и оставаться здоровым. Сделать путешествие максимально безопасным поможет соблюдение личной гигиены, поддержание здоровья и правильное питание. Актуальность рассматриваемой проблемы кроется в росте заболеваемости населения, который стимулирует спрос на продукты питания для профилактики различных заболеваний. С каждым днем все больше посетителей предприятий общественного питания переходят на здоровый образ жизни, однако не многие пищевые производства и предприятия питания направляют свою деятельность на производство данного вида продукции. Цель исследования - на основе теоретических и практических материалов проанализировать рынок здорового питания г. Владивостока и сформировать модель взаимодействия потребителей и поставщиков ресурсов здорового питания. Методической основой исследования является анализ ресурсов здорового питания на туристском рынке г. Владивостока с использованием методов сравнительного анализа, систематизации и наблюдения. По результатам исследования были проработаны теоретические аспекты здорового питания, определены основные представители рынка здорового питания, включая предприятия общественного питания, розничные сети и сервисы доставки, а также определены потенциальные потребители здорового питания. Практическая значимость исследования заключается в анализе субъектов рынка здорового питания с учетом государственной политики и принципов здорового питания. Научная новизна исследования заключается в разработке схемы взаимодействия потребителей и всех поставщиков ресурсов здорового питания на региональном рынке.

Ключевые слова: здоровое питание, потребитель, предприятия общественного питания, здоровый образ жизни, внутренний туризм.

Для цитирования: Шеметова Е.В., Колесникова Э.И. Тенденции здорового питания на туристском рынке г. Владивостока // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 1. С. 87-101. DOI: https://doi.org/. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/087-101.

Original article

Healthy eating trends in the tourist market of Vladivostok

Elena V. Shemetova

Emilia I. Kolesnikova

Vladivostok State University of Economics and Service

Vladivostok. Russia

Abstract. The article explores the trends of healthy eating in the tourist market of Vladivostok. In view of the current situation in the world, it is important for a modern tourist to travel to minimize all kinds of risks,

© Шеметова Е.В., 2022 © Колесникова Э.И., 2022

87

while remaining healthy. And to make this trip as safe as possible, personal hygiene, maintaining health and proper nutrition will help. The relevance of the problem under consideration lies in the increase in the incidence of the population, which stimulates the demand for food products for the prevention of various diseases. Every day more and more visitors switch to a healthy lifestyle, however, few food production and catering enterprises direct their activities to the production of this type ofproduct. The purpose of the study is to analyze the healthy food market in Vladivostok on the basis of theoretical and practical materials and propose a model of interaction between consumers and suppliers of healthy food resources developed by the authors. The methodological basis of the study is the analysis of healthy food resources in the tourist market of Vladivostok using the methods of comparative analysis and observation. Based on the results of the study, the theoretical aspects of healthy nutrition were worked out, the main representatives of the healthy food market were identified, including public catering enterprises, healthy food enterprises at accommodation enterprises, retail chains and delivery services, and potential consumers of healthy food were identified. The practical significance of the study lies in the analysis of the subjects of the healthy food market, taking into account the state policy and the principles of healthy eating. The scientific novelty of the study lies in the development of a scheme of interaction between consumers and all suppliers of healthy food resources in the regional market.

Keywords: healthy food, hotel business, healthy food enterprises at accommodation enterprises, recommendations for employees, healthy food consumers, healthy lifestyle.

For citation: Shemetova E. V., Kolesnikova E.I. Healthy eating trends in the tourist market of Vladivostok// The Territory of new opportunities: The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. № 1. P. 87-101. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/087-101.

Введение

В 2021 году в России существенно вырос интерес к внутреннему туризму, достигший 56 млн человек, что соответствует 90 % объема внутреннего туризма к показателям 2019 года. Концепция местной еды играет значительную роль в развитии регионального туристского продукта. В период пандемии COVID-19 тема правильного, сбалансированного рациона приобрела особую значимость, так как здоровое питание перестало быть просто модным, оно стало естественной потребностью человека, а рост рынка продуктов ЗОЖ составил 30 %.

Существует ряд схожих определений, связанных с питанием, - здоровое, правильное, сбалансированное, рациональное [1-4]. В России понятие «здоровое питание», как и его принципы, закреплены на законодательном уровне в 2020 году в новой редакции Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: здоровое питание - питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах, установленных Федеральным законом, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений [5].

Рост рынка здорового питания является прямым следствием изменений в моделях потребительского поведения. Традиционные критерии потребительского выбора на рынке продуктов питания - цена, вкус и качество - сегодня неотделимы от новой группы критериев - здоровье и здоровый образ жизни (health & wellness), безопасность и прозрачность (потребители хотят знать, что именно они потребляют). Здоровый образ жизни становится не просто трендом, но и стилем жизни во всем мире.

Достижение поставленной цели исследования потребовало решить взаимосвязанные теоретические, методологические и практические задачи:

- исследовать теоретические и практические аспекты здорового питания;

- проанализировать ресурсную базу здорового питания на рынке г. Владивостока;

- установить взаимодействие потребителей и поставщиков здорового питания.

88

Предмет, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция.

Предметом исследования являются ресурсы здорового питания на туристском рынке г. Владивостока.

Вопросы здорового питания поднимают многие исследователи на всех этапах развития современного общества. О влиянии питания на уровень благосостояния различных социальных групп писали такие известные ученые и философы, как М. Вебер, И. Кант, А. Смит. В настоящее время проблема правильного питания подробно рассматривается в работах В. Н. Бобкова, Р. М. Римашевской, В. А. Тутельяна, Г. Г. Онищенко и других авторов [6, 2, 3]. Особое место на современном этапе занимают безопасность и создание новых технологий производства продуктов [7].

На наш взгляд, питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде. Несбалансированное же питание является одной из основных причин появления сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний пищеварительной системы, а также заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. В. А. Тутельян отмечает, что рацион здорового питания современного человека - это умелое сочетание традиционных натуральных продуктов и продуктов, полученных с использованием генно-инженерно-модифи-цированных организмов с улучшенным химическим составом [3].

Исследователи В. Н. Минина, М. С. Иванова и Е. Ю. Ганскау отмечают, что в последние годы благодаря возрастающей технологизации и автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической нагрузки, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энергозатраты. В связи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими неинфекционными заболеваниями [4].

Авторы также поднимают проблему продовольственного обеспечения как одну из самых острых на национальном и международном уровнях, особое внимание уделяют правам человека на полноценное (здоровое) питание [1, 8, 9].

Вопросами развития мирового и отечественного рынков здорового питания занимаются многие авторы [2, 10]. В частности, Е. А. Корогодина выделяет основные направления развития рынка в соответствии с государственной политикой. Исследователи отмечают, что система здорового питания в России только начинает свое развитие. Пока на рынке нет «крупных игроков», число производителей невелико. В основном это мелкие производства, выпускающие крупы, заменители молочных продуктов из растительного сырья, кондитерскую продукцию. Одним из показателей незрелости рынка является его слабое брендиро-вание. Тем не менее отмечается заинтересованность потребителей в данной категории продуктов. Многие авторы проводят исследования потребителей для выявления целевых сегментов продукции здорового питания, в том числе на региональном рынке [4, 11-15].

89

Учитывая возрастающий интерес потребителей к здоровому питанию, необходимо, чтобы во время путешествий и поездок на всей территории страны у туристов была возможность получать одинаковое качество услуг. Так, вследствие развития гастрономического туризма можно создать прочную ассоциацию региона с качественным аутентичным продуктом, который вызовет мотивацию для посещения местности и продления срока пребывания на ней [16-19].

Методы исследования. В работе использованы методы сравнения, наблюдения, анализа, индукции и дедукции, систематизации, сравнительно-описательный, статистический.

Основная часть

Здоровое питание - это в первую очередь сбалансированное питание, которое снабжает человеческий организм всеми необходимыми веществами с учетом его индивидуальных потребностей. В табл. 1 представлена краткая характеристика типов здорового питания.

Таблица 1

Типы здорового питания и их краткая характеристика

Тип здорового питания Кому подходит Что предполагает

Функциональное Все возрастные группы здорового населения Имеет физиологические преимущества и/или снижает риск развития хронических заболеваний

Лечебное Люди с острыми заболеваниями или обострениями хронических заболеваний Применяется с лечебной или профилактической целью специально составленных пищевых рационов и режимов питания

Профилактическое Люди с высоким риском возникновения профессиональных заболеваний или находящихся в условиях экологического неблагополучия Учитываются неблагоприятные воздействия производственной среды и физических факторов

Диетическое Желающие похудеть в короткие сроки Основано на жестких ограничениях, строгом подсчете калорий и однообразном рационе

Диабетическое Диабетики и люди, предрасположенные к сахарному диабету Уменьшение потребления продуктов с повышенным содержанием сахара (рафинированных продуктов)

Вегетарианское / веганское Вегетарианцы, веганы Исключение из рациона продуктов животного происхождения (мясо, рыба), более строгие формы предполагают отказ от молочных продуктов и яиц

Спортивное Спортсмены Полноценный рацион с добавлением пищевых добавок

БЖУ-баланс Люди, стремящиеся удержать вес на определенном уровне Основано на расчете суточной нормы белков, жиров и углеводов, с учетом образа жизни

Примечание: составлено авторами по [20-23].

90

Анализ состояния фактического питания населения России выявил существенные отклонения от формулы оптимального питания, выражающиеся в избыточной калорийности рационов, избыточном потреблении жира, соли, сахара при одновременном недостаточном поступлении микронутриентов: витаминов (от 20 до 90 %), макро- и микроэлементов (от 20 до 55 %) и биологически активных веществ [3]. Следствием этого является развитие различных заболеваний - анемии, остеопороза, кариеса, врожденных дефектов хряща и костей, дистрофического поражения сердца, нарушений функции щитовидной железы, что приводит к развитию острых и хронических воспалительных процессов, инфекционных заболеваний, злокачественных опухолей и т.д. [6].

Необходимый уровень знаний и общей компетенции в вопросах здорового питания позволяет существенно снизить возможное отрицательное влияние на состояние здоровья человека, но, к сожалению, на сегодняшний день у россиян знания о здоровом питании - одни из самых низких в мировом рейтинге (рис. 1).

Рис. 1. Место страны в рейтинге правильного питания («Bloomberg Global Health Index», 2020 г.)

Примечание: составлено авторами по [24].

В 2021 году проектом «Здоровое питание» было проведено масштабное исследование по вопросу отношения к здоровому питанию среди населения России [25]. По мнению респондентов, здоровый образ жизни прежде всего состоит из правильного питания (72%), здорового сна (71%) и отказа от вредных привычек (62 %). Основные драйверы потребления продуктов питания - содержание витаминов и минералов (53 %), а также меньшее содержание жиров и углеводов (41 %), чем в обычных продуктах. Доля трат на продукты здорового питания в кошельке покупателя незначительно изменилась за несколько лет - от 36 до 41 %, а доля продуктов здорового питания в корзине потребителей составляет от 25 до 70 %. Основные барьеры, с которыми сталкиваются потребители, приоритеты выбора и оптимальное соотношение блюд в рационах представлены на рис. 2.

91

Рис. 2. Критерии выбора здорового питания, %

Примечание: составлено авторами по [25].

По оценкам экспертов рынка, потребление здоровых и функциональных продуктов в основном сконцентрировано в крупных городах, а число покупателей товаров для здорового питания росло в среднем на 3 % ежемесячно в течение 2021 года. Наибольший рост спроса отмечается на вегетарианские и веганские продукты. В целом если рассматривать структуру расходов населения на продукты питания, то с 2010 по 2020 год потребительские расходы на продукты питания выросли на 12 %, а на услуги общественного питания сократились на 52 % [26].

Как и любая другая сфера, общественное питание нуждается в государственном контроле. В России концепция здорового питания базируется в основном на идее экологически чистых продуктов, безопасности и натуральности. Со вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ) ряд игроков рынка с локальным производством успели получить соответствующий сертификат и право использовать обозначение «органик» на упаковке. Так, на конец 2021 года в Едином государственном реестре производителей органической продукции РФ было 105 производителей, начиная от малых форм хозяйств и заканчивая агрохолдингами, однако доля такой продукции в товарообороте крупнейших розничных сетей пока невелика и за последние 12 месяцев достигла порядка 0,1 % [27].Так, рестораны вводят в меню странички «правильного питания», в качестве «здоровых» чаще себя позиционируют рестораны с некоторыми национальными кухнями (эталонами являются японская, китайская, вьетнамская).

92

С целью выявления потенциальных потребителей здорового питания в декабре 2021 г. был проведен онлайн-опрос 140 респондентов. Возраст большинства опрошенных (55 %) - от 30 до 45 лет, однако 56 % не могут назвать свое питание правильным, и именно материальные возможности мешают 47 % из них питаться правильно. Наибольший интерес (42 %) здоровое питание вызывает у респондентов до 35 лет, но только 13 % из них периодически пользуются информационными ресурсами или сервисами по расчету энергетической и пищевой ценности своего рациона или с целью приобретения готовых рационов. Многие респонденты (44 %) не обладают определенным уровнем знаний и относят продукты здорового питания исключительно к специализированной продукции, предназначенной, например, для диабетиков или спортсменов. Примерно треть опрошенных (31 %) выбирают продукты исходя из цены, для 28 % респондентов важным фактором является отсутствие ГМО, с этой целью они обращают внимание на маркировку и состав продуктов. Регулярно приобретают продукцию здорового питания только 15 % опрошенных, и чаще ассортимент ограничивается бакалеей или снека-ми отделов правильного питания в крупных магазинах. При этом 65 % респондентов несколько раз в неделю едят мучные изделия и фаст-фуд, столько же и с такой же регулярностью употребляют в пищу колбасы и мясные полуфабрикаты.

Учитывая, что Приморский край лидирует по гастрономическому туризму в Дальневосточном регионе, особого внимания заслуживает сырьевая база. Региональные продукты в Приморской крае уникальны и однозначно относятся к здоровым: рыба, морепродукты, дикоросы - суперфуды (актинидия, лимонник, брусника, папоротник, кедровые орехи, таежные травы и др.). Но в большей части регион представлен сырьевыми продуктами, в то время как в развитых гастрономических регионах Европы, наоборот, значительную часть защищённых региональных продуктов составляют гастрономические и кулинарные. А такой сегмент здорового питания, как суперфуд, - слабо освоенная дальневосточными производителями рыночная ниша [28].

По данным World Food Travel Association, в среднем в мире туристы тратят на еду и напитки во время нахождения в дестинации порядка 25 % общего бюджета на поездку, а в развитых гастрономических дестинациях с высокой добавленной стоимостью, создаваемой гастрономическими брендами, этот показатель может доходить до 35 %. Так, по данным исследований, проведенных в Приморском крае, доля затрат, приходящаяся на сегмент общественного питания, в общих расходах туристов составляет 5,8-10,13 %, а доля затрат на розничные покупки (потенциал для развития сегмента гастрономических сувениров, в том числе относящихся к здоровому питанию), - 46,3 % [28].

С учетом принципов здорового питания, обозначенных на законодательном уровне (наличие в составе рациона сырья со сниженным содержанием соли, сахара, насыщенных жиров, расчет пищевой и энергетической ценности, применение технологической обработки, обеспечивающей сохранность пищевой ценности блюд), авторами были проанализированы предприятия общественного питания (ПОП) г. Владивостока по фильтру «здоровое питание» и определено пять заведений (табл. 2).

93

Таблица 2

Ассортимент предлагаемых блюд здорового питания на туристском рынке предприятий общественного питания в г. Владивостоке по состоянию

на 2021 год

Название Позиции в меню Средний чек блю- Критерии здорового питания

ПОП Все Здо- % от да, руб. Технологии Рецептура, указа- Расчёт пище-

го ровая общего производ- ние всех ингреди- вой и энерге-

кухня меню ства ентов тической ценности

Ресторан 224 11 4,9 Холод- Гриль, варка Пониженное со- Все блюда

Zuma ные - 400, горячие -500 на пару, тушение держание простых сахаров, соли, насыщенных жиров имеют калькуляцию калорий

Кафе 29 20 69 Холод- Тушение, Отсутствие майо- Все блюда

Kuula ные - 280, горячие -360 гриль неза, сахара, фритюра имеют калькуляцию калорий

Oh, my 68 19 28 Холод- Запекание, Десерты с пони- Калькуляция

coffee! ные - 140, горячие -190 гриль женным содержанием жира калорий только в группе напитков

Бар здо- 104 90 86,5 Холод- Соки холод- Заменители сахара, Расчет кало-

ровых ные - 215, ного отжима не содержат в со- рийности

привы- горячие - без исполь- ставе консерван- блюд, подхо-

чек 270 зования сахара и высоких температур, тушение, гриль, запекание тов, усилителей вкуса, ароматизаторов, заменителей молочного белка, трансжиров и ра-финированых продуктов, кофейные и чайные напитки без сахара дят к пропорциям ингредиентов и составу с учетом принципов ПП

Вегета- 50 50 100 Холод- Тушение, Отсутствие в блю- Отсутствует

рианское ные - 240, су-вид, дах продуктов расчет кало-

кафе «Ганга» горячие -315 гриль, варка на пару животного происхождения (мясо, рыба, яйца), а также лука, чеснока, выпечка не содержит эмульгаторов рийности блюд

Примечание: составлено авторами по [29].

Так, согласно данным таблицы, видно, что в некоторых рассмотренных предприятиях общественного питания, которые позиционируют себя «здоровыми», не имеется элементарного расчёта пищевой и энергетической ценности блюд. На рынке общественного питания г. Владивостока предприятия здорового питания занимают совсем маленькую долю - около 1 %.

94

Среди предприятий размещения, где есть кафе/рестораны, можно выделить три с предоставлением услуг здорового питания: «Огонек» гостиницы Астория 4', гаст-робар «Южане» гостиницы Novotel 4', ресторан «Limoncello» Аигога Park Hotel 3'. В основном это группы веганских, безлактозных и безглютеновых блюд.

В современном мире спешки и горящих дедлайнов времени поесть совсем не остаётся, а уж тем более поесть правильно. Недавно появившаяся на рынке и успешно функционирующая «доставка здорового питания» звучит как лучший выход из этой ситуации. В табл. 3 проанализированы сервисы доставки в г. Владивостоке, специализирующиеся на здоровом меню.

Таблица 3

Сервисы доставки здоровой еды во Владивостоке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сервис Позиции в меню Средний Программа здорового питания

достав- чек на

ки здоровой еды Все го Здоровая кухня % от общего меню 1 здоровое блюдо, руб. Характеристика Продол-житель-ность, дни Стоимость, руб.

Helsy 89 89 100 300 Завтрак 1, 1 день, Скидка 20 % на проб-

Cafe завтрак 2, обед, перекус, ужин, просчитано количество КБЖУ, десерты без сахара 14 дней, 30 дней ный набор - 960 руб. (на 30 дней - 35 760 руб.)

Eat- 63 23 37 500 1100 ккал, в 1 день, Детокс-программы

clean день 5-6 приемов пищи; 1400,1700, 2000, 2300 ккал, в день 5-7 приемов пищи 5 дней, 10 дней, 15 дней, 20 дней, 30 дней рассчитываются индивидуально

Fit meal 150 140 93 460 1.1100-1200 ккал - 5 блюд. 2. 1500- 1 день, 5 дней, 7 дней, 1 день - нет скидки, 5 дней - 5 %, 14 дней - 10 %,

1600 ккал -5-6 блюд. 14 дней, 30 дней 30 дней - 15 %. 1. От 1200 до 30 600 руб.

3. 1700- 2. От 1400 до 35 700 руб.

1800 ккал - 3. От 1500 до 38250 руб.

6 блюд. 4. От 1700 до 43 350 руб.

4. 2400- 5. От 1116 до 28 458 руб.

2500 ккал -

8-9 блюд.

5. 900 ккал -

4 приема пищи

Примечание: составлено авторами по [30].

Стоит отметить преимущества данных сервисов - возможность пройти индивидуальную консультацию у диетолога, получить сбалансированный рацион

95

на определенный период, хотя стоимость подобных программ доступна ограниченному числу потребителей.

Продукты здорового питания также представлены во всех крупных супермаркетах города (Самбери, Реми и др.), что делает их путь более коротким к потенциальным потребителям. Специализированные магазины продукции здорового сегмента представлены в табл. 4.

Таблица 4

Магазины правильного питания в г. Владивостоке

Название Ассортимент Потребители

Вкуснямка Широкий ассортимент Все возрастные группы здорового населения, в том числе склонные к сахарному диабету

ORGANIC boutique ПП продукты, полезные сладости, продукты для выпечки, веганские продукты Все группы населения, в том числе склонные к сахарному диабету, веганы, вегетарианцы

ЭКОтория Натуральные сладости, все для выпечки, вегетарианская колбаса, паштеты, супы, масла сыродавленные Приверженцы ЗОЖ, соблюдающие диетическое или спортивное питание

NL International Сбалансированное и спортивное питание Приверженцы ЗОЖ, спортсмены, атлеты

Veggy shop Закваски, йогурты растительные, водоросли, сыр постный Вегетарианцы, веганы, фрукторианцы, сыроеды, пескетарианцы

ИП Карчев-ская О.Н. Диабетические продукты, чай, кофе Люди, склонные к сахарному диабету, любители и поклонники чая

Эколавка Кисели, травяные чаи Любители и поклонники чая

Salat Диетические и диабетические продукты, чай и кофе Люди, склонные к сахарному диабету и соблюдающие диету

Гречка Натуральные сладости, семена, безглютеновая продукция, мука разных видов, масла, хлебцы Группы населения, употребляющие без-глютеновые, безлактозные продукты

Sweet & Safe Правильные десерты (веган, кето, raw и низкокалорийные) Последователи «правильных» сладостей, веганы, спортсмены

Дискаунтер полезного питания Питание для беременных, кормящих мам (усиления лактации) и для спортсменов Беременные и кормящие мамы, спортсмены

Vertera-DV Лечебно-профилактическое питание, органическая продукция из ламинарии Группа населения, практикующая лечебно-профилактическое питание

Сладуша Эко-лавка, ПП и raw десерты, ве-ганские продукты Эко-последователи, веганы

Примечание: составлено авторами по [30].

Таким образом, на рынке достаточно широко представлен ассортимент продуктов здорового питания, начиная от узкоспециализированных до используе-

96

мых абсолютно всеми категориями потребителей. Однако в ассортименте практически отсутствуют продукты местных производителей.

Для дальнейшего развития рынка здорового питания нами предложена схема взаимодействия потребителей и всех поставщиков ресурсов здорового питания на региональном рынке (рис. 3).

Рис. 3. Схема взаимодействия потребителей и поставщиков продуктов

здорового питания

Примечание: составлено авторами.

На наш взгляд, сотрудничество всех субъектов рынка (потребители - жители и гости дестинации), эксперты (диетолог, нутрициолог), предприятия общественного питания, фермерские хозяйства, пищевые предприятия, розничные магазины и продовольственные рынки и пр.) позволит удовлетворить потребительский спрос на продукцию здорового питания с учетом региональных особенностей, аутентичности культуры, традиций питания и самобытности местного населения. И конечно, очень важно вести информационно-просветительскую работу при помощи поддержки государства.

Выводы

Проведенные исследования позволили определить, что большинство российских потребителей готовы придерживаться здорового питания, но не каждый

97

готов поддерживать его постоянно, из-за ограниченного денежного дохода. Нами было выявлено, что на рынке города Владивостока достаточно широко представлен ассортимент продуктов здорового питания среди розничной торговли, начиная от узкоспециализированных до используемых абсолютно всеми категориями потребителей. Однако в ассортименте практически отсутствуют продукты местных производителей. Были проанализированы сервисы доставки здоровой еды во Владивостоке, которые позволяют получить сбалансированный рацион на определенный период; рассмотрены предприятия общественного питания, которые позиционируют себя «здоровыми», но не все имеют элементарный расчёт пищевой и энергетической ценности блюд.

Научная новизна выражается в разработке схемы взаимодействия потребителей и поставщиков здорового питания на региональном рынке. Особого внимания в этом направлении заслуживает разработка продуктов из уникальной местной сырьевой базы, что будет способствовать развитию гастрономического туризма.

Список источников

1. Чернова Е.В. Продовольственная безопасность и рациональное питание // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 12. - С. 113-117.

2. Голубев В. С., Беркович М. И. Здоровое питание: восприятие, динамика, популяризация // Теоретическая экономика. - 2020. - № 3 (63). - С. 98-104.

3. Тутельян В. А. Здоровое питание для общественного здоровья // Общественное здоровье. - 2021. - Т. 1, № 1. - С. 56-64.

4. Минина В.Н., Иванова М. С., Ганскау Е.Ю. Здоровое питание в контексте повседневной жизни россиян // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii = Журнал социологии и социальной антропологии. - 2018. - Т. 21, № 4. - С. 182-202.

5. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). - Текст: электронный. - URL: http://www.consultant.ru/document/.

6. Вдовина Л.Н. Здоровое питание - залог качества жизни и долголетия // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. - 2016. - № 1. - С. 40-42.

7. Курганов Д. О. Проблемы контроля качества пищевой продукции: безопасность и здоровое питание // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. -2020. - № 3 (34). - С. 19-22.

8. Власов В. А., Князев В. В. Полноценное и здоровое питание граждан Российской Федерации как один из важнейших факторов обеспечения продовольственной безопасности государства // Аграрное и земельное право. - 2020. - № 9 (189). - С. 55-58.

9. Епифанов А. Е., Мохов А. Ю. Современные правовые механизмы гарантирования права каждого на питание и обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. - 2021. - № 2 (42). - С. 59-72.

10. Корогодина Е. А. Рынок здорового питания: перспективы развития // Региональный вестник. - 2018. - № 5 (14). - С. 6-8.

11. Сандракова И. В., Резниченко И. Ю. Исследование потребителей продуктов здорового питания // Практический маркетинг. - 2019. - № 12 (274). - С. 22-27.

12. Карамушко Г.В., Хатко З. Н., Навасардян Н. Х. Анализ рынка здорового питания Российской Федерации и Республики Адыгея // Новые технологии. - 2020. - Т. 16, № 6. - С. 106-115.

98

13. Корогодин Е. А. Исследование потребителей российского рынка здорового питания // Наука и практика регионов. - 2019. - № 1 (14). - С. 118-123.

14. Пермякова Е.Е. Факторы, влияющие на принятие решения о покупке в магазинах здорового питания г. Кирова // Нижегородская наука. - 2018. - № 5 (11). - С. 8-11.

15. Сурнина М.В., Лукина А.В. Выбор целевых сегментов рынка для продукта RESOURCE DIABET PLUS // Экономический вестник ИПУ РАН. - 2021. - Т. 2, № 1. - С. 84-94.

16. Иванов В. Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туристической индустрии // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. -№ 2. - С. 105-113.

17. Хоменко В.И., Филатова М. С. Генезис и перспективы становления и развития гастрономического туризма в Российской Федерации // Сборник конференции Института экономики и культуры. - Москва, 2019. - С. 63-70.

18. Буценко Е.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туризме // Концепт. - 2015. - Т. 33. - С. 56-60.

19. Ден В. Г., Шеметова Е.В. Гастрономический туризм как драйвер развития Дальнего Востока России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2020. - Т. 12, № 3. - С. 32-42.

20. ГОСТ Р 52349-2005 Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения: [сайт]. - URL:https://docs.cntd.ru/document/1200039951/.

21. ГОСТ 33999-2016 Продукция пищевая специализированная. Продукция пищевая диетического лечебного и диетического профилактического питания: [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200145604/.

22. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителей: [сайт]. -URL : https://docs.cntd.ru/document/1200145604/.

23. ГОСТ 34006-2016 Продукция пищевая специализированная. Продукция пищевая для питания спортсменов: [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200145605.

24. Bloomberg: [сайт]. - URL: https://www.bloomberg.com.

25. Все о здоровом питании: [сайт]. - URL: httpsV/здоровое-питание.рф/.

26. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. - URL: https://rosstat. gov.ru/.

27. Единый государственный реестр производственной органической продукции: [сайт]. - URL: https://soz.bio/edinyy-gosudarstvennyy-reestr-proiz-3/.

28. Концепция развития гастрономического туризма в Приморском крае на основе дальневосточной кухни: [сайт]. - URL: https://primorsky.ru/news/231154/.

29. Рестораны здорового питания во Владивостоке: [сайт]. - URL: https://www.tripadvisor.ru/.

30. Розничные магазины правильного питания: [сайт]. - URL: https://www.vl.ru/vladivostok/trade/specialized-shops/health-food-shops/.

References

1. Chernova E.V. Food security and rational nutrition. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Social development theory and practice. - 2015. - № 12. - Р. 113-117.

2. Golubev V.S., Berkovich M.I. Healthy nutrition: perception, dynamics, popularization. Teo-reticheskaya ekonomika = Theoretical economy. - 2020. - № 3. - Р. 98-104.

3. Tutelyan V.A. Healthy food for public health. Obshchestvennoe zdorov'e = Public health. -2021. - № 1. - Р. 56-64.

4. Minina V.N., Ivanova M.S., Ganska E.Y. Healthy nutrition in the context of daily life of Russians / Journal of Sociology and Social Anthropology. - 2018. - № 21. - Р. 182-202.

99

5. The Federal Act of 02.01.2000 № 29-F3 (Rev. of 13.07.2020) "On food quality and safety" (c. and Dec., entered into force. from 01.01.2022). - 2022. - URL: http:7www.consultant.ru/document/.

6. Widowina L.N. Healthy nutrition is the key to quality of life and longevity. Racional'noe pitanie, pishchevye dobavki i biostimulyatory = Rational nutrition, food additives and biostimulants. - 2016. - № 1. - P. 40-42.

7. Kurganov D.O. Food quality control problems: food safety and healthy nutrition. Rossi-jskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy = Russian science and education today: problems and prospects. - 2020. - № 3. - P. 19-22.

8. Vlasov V.A., Knyazev V.V. Full and healthy nutrition of citizens of the Russian Federation as one of the most important factors for ensuring food security of the state. Agrarnoe i ze-mel'noe pravo = Agrarian and land law. - 2020. - № 9. - P. 55-58.

9. Epifanov A.E., Mokhov A.U. Modern legal mechanisms for guaranteeing the right of everyone to food and ensuring food security in the Russian Federation. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: YUridicheskie nauki = Gazette of the Moscow City Pedagogical University. Series: Legal Sciences. - 2021. - № 2. - P. 59- 72.

10. Korogodyna E.A. Healthy Food Market: Development Prospects. Regional'nyj vestnik = Regional Gazette. - 2018. - № 5. - P. 6-8.

11. Sandrakova I.V., Reznichenko I.Y. Health Food Consumer Research. Prakticheskij marketing = Practical Marketing. - 2019. - № 12. - P. 22-27.

12. Karamushko G.V., Khatko Z.N., Navasardian N.H. Analysis of the Healthy Food Market of the Russian Federation and the Republic of Adygeya. Novye tekhnologii = New technologies. - 2020. - № 6. - P. 106-115.

13. Korogdin E.A. Consumer Research of the Russian Healthy Food Market. Nauka i praktika regionov = Regional Science and Practice. - 2019. - № 1. - P. 118-123.

14. Permyakova E.E. Factors influencing the decision to buy in healthy food stores of Kirov. Nizhegorodskaya nauka = Nizhny Novgorod Science. - 2018. - № 5. - P. 8-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Surnina M.V., Lukina A.V. Selection of target market segments for RESOURCE DIABET PLUS. Ekonomicheskij vestnik IPU RAN = Economic Gazette IPU RAS. - 2021. -№ 1. - P. 84-94.

16. Ivanov V.D. Gastronomic tourism as a popular destination in the tourist industry. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya = Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. - 2018. - № 2. - P. 105-113.

17. Chomenko V. I., Filatova M. S. Genesis and prospects for the development of gastronomic tourism in the Russian Federation. Sbornik konferencii Instituta ekonomiki i kul'tury (g. Moskva). - Moskva = Collection of the conference of the Institute of Economics and Culture (Moscow). - 2019. - № 3. - P. 63-70.

18. Bucenko E. D. Gastronomic tourism as a popular destination in tourism. Koncept = Concept. - 2015. - № 33. - P. 56-60.

19. Den V.G., Shemetova E.V. Gastronomic tourism as a driver of development of the Russian Far East. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = Territory of new opportunities. Gazette of Vladivostok State University of Economics and Services. - 2020. - № 3. - P. 32-42.

20. GOST P 52349-2005 Food products. Food products are functional. Terms and definitions: [site]. 2022. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200039951/.

21. GOST 33999-2016 Food specialty products. Food dietary therapeutic and dietary preventive food products: [site]. 2022. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200145604/.

22. GOST P 51074-2003 Food products. Information for consumers: [site]. - URL: https:Zdocs.cntd.ru/document/1200145604/.

100

23. GOST 34006-2016 Food specialty products. Food for sport: [site]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200145605.

24. Bloomberg: [site]. - URL: https://www.bloomberg.com.

25. All About Healthy Eating: [Site]. - URL: https://healthy Eating Rf/.

26. Federal State Statistics Service: [site]. - URL: https://rosstat.gov.ru/.

27. Unified State Organic Production Register: [site]. - URL: https://soz.bio/edinyy-gosudarstvennyy-reestr-proiz-3/.

28. Concept of the development of gastronomic tourism in Primorsky Krai based on Far Eastern cuisine: [site]. - URL: https:/primorsky.ru/news/231154/.

29. Healthy food restaurants in Vladivostok: [site]. - URL: https://wwww.tripadvisor.ru

30. Food Retailers: [site]. - URL: https://www.vl.ru/vladivostok/trade/specialized-shops/health-foodshops/.

Информация об авторах:

Шеметова Елена Васильевна, ст. преподаватель кафедры туризма и экологии ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: elena.shemetova@vvsu.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1456-8911

Колесникова Эмилия Игоревна, студент кафедры туризма и экологии ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: fedotova.emili@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7196-788X

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/087-101

Дата поступления: 21.02.2022

Одобрена после рецензирования: 21.02.2022

Принята к публикации: 01.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.