УДК 37.014
Н. Г. Тихомирова
Тенденции взаимодействия вузов и образовательных учреждений в работе с одаренными детьми
Статья посвящена актуальному процессу интеграции вузов и образовательных учреждений в работе с одаренными детьми, а именно современным тенденциям такого взаимодействия, выявленным в результате теоретического и практического анализа отечественного опыта по настоящей проблеме.
Ключевые слова: интеграция, тенденция, образовательное учреждение, высшее учебное заведение, открытая социально-педагогическая система, одаренный ребенок, организация работы с одаренными детьми, формы и методы работы с одаренными детьми.
N. G. Tikhomirova
Tendencies of Interaction of Higher Schools and Educational Institutions in Work with the Gifted Children
This article is devoted to the urgent process of integration of institutes of higher educational institutions and other educational institutions into the process of work with the gifted children, in particular to the modern tendencies of this integration, being exposed as a result of the theoretical and practical analysis of the domestic experience on the given problem.
Key words: integration, a tendency, an educational institution, a higher educational institution, an open social-pedagogical system, the gifted child, the organization of work with the gifted children, forms and methods of work with the gifted children.
Новая социально-экономическая ситуация в нашей стране способствовала модернизации всех сфер жизни общества, в том числе и сферы образования. Одной из современных тенденций модернизации образования является процесс интеграции, который представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов образовательной системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. В настоящее время особую актуальность приобретает интеграция различных образовательных учреждений в работе с одаренными детьми -детьми, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. По мнению А. В. Золотаревой, одно из условий развития одаренных детей - внешние интегрированные проекты, программы, процессы в системе образования. При этом интеграцию необходимо рассматривать как обеспечение взаимодействия образовательных учреждений по горизонтали, и как обеспечение преемственности образования на разных этапах взросления ребенка (дошкольном, школьном, профессиональном) - по вертикали. Важной задачей современного образования
России является сохранение и развитие творческого потенциала человека, а эффективное взаимодействие вузов и других образовательных учреждений может этому успешно содействовать.
В процессе своей деятельности образовательные учреждения как открытые системы социально-педагогического типа взаимодействуют с внешней средой. Не ограничиваясь своими собственными целями, ресурсами и средствами, каждое учреждение стремится к развитию своих связей взаимодействия с внешней средой. В качестве одного из субъектов такого взаимодействия выступают высшие учебные заведения.
Анализ отечественного опыта интеграции образовательных учреждений разных типов с вузами по работе с одаренными детьми в Центральном, Приволжском, Южном и СевероКавказском Федеральных округах показал, что на сегодняшний день эта проблема является не достаточно разработанной, но имеются определенные предпосылки для ее развития. Для исследования были использованы следующие методы: анализ интернет-источников, публикаций, методических и нормативных документов (Концепция одаренности, разработанная Д. Б. Богоявленской и другими; федеральная целевая программа
© Тихомирова Н. Г., 2011
«Одаренные дети»; областные концепции «Одаренные дети»; Президентская программа «Дети России», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.). Для анализа опыта в Ярославской области изучались Областная целевая программа «Одаренные дети», «Модель сопровождения одаренных детей в региональной системе образования Ярославской области», материалы областной научно-практической интернет-конференции «Развитие одаренного ребенка в условиях региональной системы образования», закон Ярославской области «О поддержке одаренных детей», исследования студентов по этой проблеме.
Анализ российского опыта интеграции образовательных учреждений и высших учебных заведениях по работе с одаренными детьми позволил выявить определенные тенденции этого процесса.
Прежде всего, необходимо отметить, что во всех изученных федеральных округах (Центральном, Приволжском, Южном и СевероКавказском) реализуется государственная программа «Одаренные дети». В рамках этой программы разрабатываются региональные программы развития системы работы с одаренными детьми. Научно-методическое руководство региональными программами в основном осуществляется научными работниками вузов. В связи с этим отмечается усиление взаимодействия образовательных учреждений и вузов по работе с одаренными детьми в последние годы.
Большое внимание в развитии взаимодействия образовательных учреждений уделяется преемственности сопровождения одаренных детей. Эта тенденция проявляется в образовательных учреждениях Владимирской, Московской, Ярославской, Астраханской областях, республиках Татарстан, Адыгея, Ингушетия, Пермском и Ставропольском краях. В этих регионах одаренных ребят готовят к дальнейшему обучению в вузах, ориентируют их на продолжение исследований по своим проектам в рамках вузов, углубляют их знания по отдельным предметам. Победители конкурсов, олимпиад, конференций имеют возможность поступления в определенные договором вузы на льготных условиях (например, по сниженному проходному баллу или на сокращенные сроки обучения). Например, наиболее перспективным в спорте и творчестве ребятам Московской области обеспечена возможность продолжить образование в профильных учреждениях Москомспорта и Департамента
культуры - в училищах олимпийского резерва, средних и высших учебных заведениях культуры и искусства. Практикуется целевой набор в вузы детей из социально незащищенных семей или детей, проявивших склонность к определенной профессии. Например, для выпускников, проявивших склонность к педагогическим профессиям, осуществляется целевой набор в Московский государственный педагогический университет (МШУ). В 2010 г. в этом вузе для такой цели увеличено количество мест и специальностей.
Исследование показало, что система преемственности и сопровождения одаренных детей сегодня остается не совершенной. Для ее развития регионы планируют осуществить ряд мероприятий: создать межотраслевую базу данных по систематическому учету одаренных детей, координационный совет по поддержке работы с одаренными детьми (Московская, Астраханская, Ярославская области); создать комплекс условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях региональной системы образования; создать региональные системы олимпиад, конкурсов для одаренных детей разного возраста; разработать модель непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в рамках региональной системы образования; регулярно проводить методические конференции по актуальным проблемам создания современной модели образования в системе «школа-вуз» (республика Татарстан).
Достаточно активно во многих регионах России происходит вовлечение учащихся образовательных учреждений и преподавателей вузов в совместную проектную и научно-исследовательскую деятельность. Такая тенденция отмечается в образовательных учреждениях Владимирской, Московской, Рязанской, Смоленской, Ярославской, Ростовской областях, республиках Татарстан, Чувашия и Калмыкия. В этих областях и республиках преподаватели и научные сотрудники вузов осуществляют научно-методическое руководство, консультационную деятельность по выполнению, оформлению, рецензированию научно-исследовательских работ детей, оказывают помощь в обработке данных, подготовке выступлений и презентаций, предоставляют информационную и материальную базу для осуществления исследовательской деятельности, обучают педагогические кадры. В процессе такой работы дети получают навыки
Тенденции взаимодействия вузов и образовательных учреждений в работе с одаренными детьми
самостоятельной работы и исследовательской деятельности, развивают свои творческие способности.
Вузы многих регионов России становятся сегодня базами организации работы с одаренными детьми. Они предоставляют материально-технические, методические, научные и кадровые ресурсы факультетов, кафедр, кабинетов, лабораторий, инновационных структур (технопарков, межвузовских центров трансферта технологий, малых предприятий) для организации работы с одаренными детьми. Это относится к вузам Владимирской, Московской, Ярославской, Ростовской, Тульской областей, республик Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Адыгея, Дагестан, Пермского края. При вузах организуются различные конференции, олимпиады, конкурсы, фестивали, тренировочные сборы, спецкурсы для работы с детьми. Работа проходит в вузовских научных обществах, кружках, лабораториях, классах-колледжах, профильных лагерях, факультетах довузовской подготовки, научно-исследовательских школах. Для педагогов вузы организуют мастер-классы, творческие мастерские, лаборатории, курсы повышения квалификации и переподготовки.
Большое внимание региональными системами образования уделяется предпрофильной подготовке и профориентационной работе с одаренными детьми. Эта тенденция прослеживается в системах образования Московской, Ярославской, Ростовской областей, республик Татарстан, Удмуртия, Адыгея, Пермского края и др. Предпрофильная и профильная работа в этих регионах ведется в различных формах, среди которых можно отметить организацию профориен-тационных лекций и создание экспериментальных площадок в школах (Московская область); проведение бесед со старшеклассниками с целью донесения информации об университете, необходимых вступительных экзаменах, направлениях подготовки (Ярославская область, республика Удмуртия); создание профильных лагерей (республики Татарстан, Адыгея, Пермский край); организацию предпрофильных кружков (республика Татарстан), введение предпрофильных курсов (Ростовская область) и т. д. Профильное обучение реализуется через введение в образовательных учреждениях определенного профиля с углубленным изучением предметов, например, социально-гуманитарного профиля с углубленным изучением истории, права, экономики (Ростовская область). Для организации профильного
обучения создаются инновационные формы работы: технопарки (республика Татарстан), три-нарные занятия, видеолекции в режиме он-лайн (Ульяновская область), которые позволяют обеспечить повышенный уровень знаний. Это направлено на создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории талантливому ребенку. Эффективность профильного обучения подкрепляется заключением договоров о творческом сотрудничестве с вузами.
Еще одной положительной тенденцией взаимодействия вузов и образовательных учреждений в работе с одаренными детьми можно считать расширение спектра форм и методов работы с одаренными детьми. Среди форм наиболее ярко выделяются школы: компьютерные, заочные, воскресные, «профессорские», летние и зимние предметные (республика Адыгея, Астраханская, Ростовская области); лицеи: лицей-интернат (Нижегородская область), многопрофильный лицей (республика Дагестан); институты: Малый нефтяной (республика Татарстан), академии (академия наук Кубани); факультативы, спецкурсы для подготовки к ЕГЭ, углубления изучения предметов (республика Татарстан, Нижегородская область); научные общества (Московская область, республика Татарстан); детские образовательные лагеря: летние, зимние, выездные, профильные (Ярославская, Московская области, республики Адыгея, Татарстан); экспериментальные площадки (Московская, Ростовская области); ресурсные центры: для выработки единого научно-методического подхода к работе с одаренными детьми и обеспечения методического сопровождения учителей массовой школы (Московская область); центры по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров в вопросах сопровождения одаренных детей (Ярославская область); банки и базы данных по учету одаренных учащихся, научных обществ (Московская, Астраханская области); университетские классы (Тульская область); технопарки, межвузовские центры трансферта технологий, малые предприятия (республика Башкортостан); центры одаренных детей (Ярославская область, Краснодарский край); мастерские (республика Татарстан); наукограды - инновационные комплексы (Калужская, Московская области); очно-заочные формы дополнительного образования (Ярославская область).
Методы работы с одаренными детьми также разнообразны. К ним относятся индивидуально-групповые занятия (Нижегородская область,
республики Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкарская республика, Краснодарский край, Ростовская область); межрегиональные телеигры (республика Татарстан); интеллектуальные марафоны, турниры (Московская область); Всероссийские конкурсы, конференции, олимпиады, спартакиады, Дни науки (Московская, Орловская, Ростовская области, республики Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия); мастер-классы (Липецкая, Нижегородская области, республика Татарстан); семинары (Оренбургская, Астраханская области); лекции (Московская область); тренинги (республика Татарстан).
Во многих регионах России особое внимание уделяется развитию системы подготовки и переподготовки кадров для работы с одаренными детьми, которая может быть организована в следующих формах и направлениях: научно-методические семинары по проблемам организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, по использованию информационных технологий в организации и проведении интеллектуальных конкурсов и олимпиад среди одаренных школьников (Московская, Ярославская области); конференции (Ярославская область, республика Татарстан); консультации (Московская область), съезды учителей (Московская область). Кроме того, в регионах осуществляется разработка моделей подготовки кадров для работы с одаренными детьми (Московская, Ярославская области, республики Марий-Эл, Дагестан), а также инновационных программ работы с одаренными детьми (Московская, Ростовская, Ульяновская области).
Большое разнообразие форм и направлений работы с одаренными детьми свидетельствует о развитии интеграционных механизмов в регионах страны, о поиске наиболее прогрессивных и эффективных из них.
Следует отметить, что во многих регионах России развивается система стимулирования одаренных детей: система льготного поступления в вузы, целевой набор в вузы, именные стипендии, награждение грамотами, надбавки к стипендии, грантовая поддержка лучших школьников и студентов. Известно, что одаренных детей растят талантливые, профессиональные педагоги, поэтому награждаются не только дети, но и их педагоги и научные руководители. Отмечается постоянное совершенствование системы стимулирования одаренных детей и педагогов.
Таким образом, в РФ наблюдается усиление интеграции различных образовательных учреждений с вузами в работе с одаренными детьми. С каждым годом в интеграционный процесс включается большее количество вузов, школ, учреждений дополнительного образования детей и других учреждений, обновляются и добавляются новые формы работы с одаренными детьми, совершенствуется нормативно-правовая и материальная база учреждений, организуется все больше совместных мероприятий, все большее внимание оказывается процессам повышения квалификации кадров, совершенствуется система стимулирования детей и педагогов.
Можно отметить и некоторые негативные тенденции взаимодействия образовательных учреждений и вузов в работе с одаренными детьми: не все регионы активно участвуют в интеграционных процессах, не совершенна система преемственности обучения, подготовки квалификации, система стимулирования детей и педагогов. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, мы считаем развитие взаимодействия вузов и учреждений дополнительного образования детей в работе с одаренными детьми необходимым и перспективным.
Тенденции взаимодействия вузов и образовательных учреждений в работе с одаренными детьми