Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИНТЕРЕСОВ НА ПРИМЕРЕ ТРУБОПРОВОДОВ'

ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИНТЕРЕСОВ НА ПРИМЕРЕ ТРУБОПРОВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
трубопровод / нефтепровод / газопровод / Единая система газоснабжения / магистральный трубопровод / зона с особыми условиями использования территорий / охранная зона / земельный участок / изъятие земельного участка / публичный сервитут / интерес / частноправовые интересы / публично-правовые интересы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сварчевский Константин Геннадьевич, Потеряхина Ксения Владимировна

В статье рассмотрены аспекты столкновения частноправовых и публично-правовых интересов при прокладке, эксплуатации и реконструирующих работ трубопроводов. Трубопроводы имеют важное экономическое значение для развития государства и общества, так как с их помощью передаются разные вещества. Современное российское законодательство содержит большое разнообразие правовых актов, которые порой не согласованы между собой, либо не регулируют необходимый объем общественных отношений по определенным вопросам, тем самым создавая спорные ситуации между собственниками земельных участков и владельцами линейных объектов. Авторы пришли к выводу о том, что необходимо разработать и принять на федеральном уровне закон о магистральных трубопроводах и ином трубопроводном транспорте, содержащий легальные дефиниции и классификацию трубопроводов, специфику их эксплуатации, а также ответственность участников таких правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сварчевский Константин Геннадьевич, Потеряхина Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИНТЕРЕСОВ НА ПРИМЕРЕ ТРУБОПРОВОДОВ»

СВАРЧЕВСКИЙ Константин Геннадьевич,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, e-mail:svarche wsky@yandex.ru SPIN-код: 7496-7336, AuthorlD: 431054

ПОТЕРЯХИНА Ксения Владимировна,

студент 3 курса, бакалавр, факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет)

Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, e-mail: kseniapoteryakhina@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИНТЕРЕСОВ НА ПРИМЕРЕ

ТРУБОПРОВОДОВ

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты столкновения частноправовых и публично-правовых интересов при прокладке, эксплуатации и реконструирующих работ трубопроводов. Трубопроводы имеют важное экономическое значение для развития государства и общества, так как с их помощью передаются разные вещества. Современное российское законодательство содержит большое разнообразие правовых актов, которые порой не согласованы между собой, либо не регулируют необходимый объем общественных отношений по определенным вопросам, тем самым создавая спорные ситуации между собственниками земельных участков и владельцами линейных объектов. Авторы пришли к выводу о том, что необходимо разработать и принять на федеральном уровне закон о магистральных трубопроводах и ином трубопроводном транспорте, содержащий легальные дефиниции и классификацию трубопроводов, специфику их эксплуатации, а также ответственность участников таких правоотношений.

Ключевые слова: трубопровод, нефтепровод, газопровод, Единая система газоснабжения, магистральный трубопровод, зона с особыми условиями использования территорий, охранная зона, земельный участок, изъятие земельного участка, публичный сервитут, интерес, частноправовые интересы, публично-правовые интересы.

SVARCHEVSKY Konstantin Gennadievich,

PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law of the North-Western Branch of the Russian State University of Justice

POTERYAKHINA Ksenia Vladimirovna,

3rd year student, bachelor, faculty of training specialists for the judiciary (faculty of law) of the North-Western branch of the Russian State University of Justice,

TRENDS OF INTERACTION OF PRIVATE AND PUBLIC LEGAL INTERESTS ON THE EXAMPLE OF PIPELINES

Annotation. The article deals with aspects of the collision of private law and public law interests in the laying, operation and reconstruction of pipelines. Pipelines are of great economic importance for the development of the state and society, since various substances are transferred with their help. Modern Russian legislation contains a wide variety of legal acts that are sometimes not coordinated with each other, or do not regulate the necessary amount of public relations on certain

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-103-110 NIION: 2018-0076-3/23-168 MOSURED: 77/27-023-2023-3-168

issues, thereby creating disputes between land owners and owners of linear facilities. The authors came to the conclusion that it is necessary to develop and adopt at the federal level a law on main pipelines and other pipeline transport, containing legal definitions and classification of pipelines, the specifics of their operation, as well as the responsibility of participants in such legal relations.

Key words: pipeline, oil pipeline, gas pipeline, Unified gas supply system, main pipeline, zone with special conditions for the use of territories, security zone, land plot, withdrawal of land plot, public easement, interest, private law interests, public law interests.

На территории Российской Федерации располагаются разнообразные сети и виды трубопроводов, не урегулированные единым унифицированным законодательством, при прокладке, функционировании, эксплуатации и реконструкции которых затрагиваются интересы граждан, порождая столкновение частноправовых и публично-правовых интересов. Так, согласно сведениям судебной статистики, за 2021 год было рассмотрено 887 дел о признании недействительными решений по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд с определением их выкупной цены; 3 857 дел по вопросам устранения препятствий в пользовании земельными участками и объектами недвижимости; 16 450 дел по спорам, связанных с возведением самовольных построек, а также 34 185 дел по иным спорам, связанных с землепользованием [15].

Трубопроводы имеют важное экономическое значение для развития государства и общества, так как с их помощью передаются разные вещества, что дает возможность выделить один из главных критериев для классификации трубопроводов:

- водопровод, обеспечивающий население водой;

- газопровод, осуществляющий транспортировку природного газа к потребителям;

- нефтепровод и нефтепродуктопровод, производящий доставку сырой необработанной нефти и таких нефтепродуктов как бензин;

- воздухопровод, обеспечивающий транспортировку воздуха;

- теплопровод, осуществляющий передачу теплоносителя к потребителям;

- паропровод, транспортирующий пар к потребителю [16].

Следующим важным классификационным критерием деления трубопроводов является способ укладки инженерного сооружения, по которому различают:

- наземные, располагающиеся на поверхности земли;

- надземные, проложенные на определенной высоте от грунта;

- подземные, укладка которых осуществляется в канавах, тоннелях и др.;

- подводные, проходящие по дну водного объекта и подразделяющиеся на: речные, болотные и морские [16].

По значимости (масштабу) трубопроводы подразделяются на:

- магистральные, предназначением которых является осуществление транспортировки веществ на дальние дистанции;

- местные, промыслы с головной станцией магистрального нефтепровода;

- внутренние, соединяющие отдельные установки в рамках одного предприятия [21].

Из приведенных выше классификаций видно, какое многообразие трубопроводов существует: по ним производится экспорт ресурсов, обеспечивается внутреннее потребление объектов промышленности, транспорта для эффективного и полноценного функционирования, а также удовлетворяются базовые потребности населения. Складывающиеся правоотношения требуют отдельного законодательного регулирования.

Свои истоки трубопроводное право РФ берет в конце XIX века. Одним из первых законодательных актов трубопроводного права является Устав от 18 декабря 1887 г. об утверждении общества Каспийско-Черноморского нефтепровода. Данный Устав регламентировал правила пользования нефтепроводом, а именно: положения о допускаемом количестве нефти, отправляемой отдельными лицами; порядок очередей при приеме нефти от отправителей; объем нефти, принимаемой к перекачке; нормирование удельного веса. Когда Каспийско-Черноморский нефтепровод был введен в эксплуатацию, он был отнесен к магистральным [9].

В 1893 году впервые были закреплены правила строительства и эксплуатации нефтепроводов в Уставе горном Российской Империи, который действовал до 1917 года. В соответствии с ст. 608 Устава было определено, что нефтепромышленникам и иным лицам, осуществляющим торговую деятельность и промыслы, предоставляется осуществление устройства нефтепроводных путей. Горный Департамент дал разъяснения, что данные сооружения, не выходящие за пределы одной административно-территориальной единицы (губернии), являются трубопроводами местного значения. В соответствии с ст. 609 Устава укладка нефтепроводных труб допускалась лишь

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

с разрешения руководства административно-территориальной единицы (губернатора). Земельные участки предоставлялись в размерах необходимых для осуществления установки нефтепрово-дных станций, сторожевых будок и прочих, необходимых для исправного функционирования нефтепроводов, сооружений. Устав содержал положения, ограничивающие постройку нефте-проводных труб и необходимых для них сооружений, так в соответствии с ст. 610 Устава запрещалось осуществлять строительство названных объектов без согласия: землевладельцев земельных участков, отведенных под огородничество, а также лиц, пользующихся участками, отведенными для добычи нефти. Не допускалось строительство нефтепроводных станций на расстоянии ближе ста сажень к строениям без согласия владельцев данных объектов [9].

В период советской власти отсутствовали какие-либо законодательные акты, регулирующие деятельность по строительству и эксплуатации трубопроводов, однако, координация правоотношений выстраивалась нормативной административной базой министерств и ведомств [9]. В начале 90-х годов была предпринята попытка урегулирования вопроса строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов созданием проекта закона «О нефти и газе». К концу XX века до Государственной Думы РФ был доведен проект «О магистральных трубопроводах», однако он не был принят из-за изменения российского законодательства и противоречий нормам права других отраслей [7].

Современное российское законодательство содержит большое разнообразие правовых актов, которые порой не согласованы между собой, либо не регулируют необходимый объем общественных отношений по определенным вопросам, тем самым создавая спорные ситуации между собственниками земельных участков и владельцами линейных объектов. Проблемы урегулирования правоотношений по транспортировке разных видов продукции трубопроводами по мнению Т.Я. Хабриевой кроются в существовании нескольких подходов к выходу из сложившейся ситуации: создание общего единого закона, либо разработка отдельных специальных законов, учитывающих специфику передаваемого продукта. Общий единый закон по мнению Талии Ярулловны должен содержать в себе все необходимые основы для исправного функционирования магистральных трубопроводов, устанавливать права и обязанности лиц, участвующих в таких отношениях, а также в нем должны быть отражены иные нормы, необходимые для урегулирования спорных моментов [7].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

На сегодняшний день существует ряд специальных законов, учитывающих, помимо прочего, специфику передаваемого продукта, отметим такие Федеральные законы, как: «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ [19], «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ [20], «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 № 155-ФЗ [18]. Градостроительный кодекс РФ, в свою очередь, раскрывает дефиницию «линейный объект» под которым понимаются линии электропередачи, линии связи, трубопроводы и др. [3]. Положение ст. 1331 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) [4] определяет то, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, представляющий собой совокупность объединенных единым назначением вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (трубопроводы и другие) или расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество было зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Федеральным законом от 21.12.2021 № 430-ФЗ в ГК РФ была введена глава 6.1, отражающая общие положения о недвижимых вещах, конкретизируя дефиниции земельных участков, зданий, сооружений и помещений в них. Следует отметить, что в данной главе определение линейных объектов не получило свое закрепление [17].

Для осуществления строительной деятельности линейных объектов земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании общих положений соответствующего раздела Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ). Стоит отметить, что существует ряд процедурных особенностей по предоставлению земельных участков для данных объектов, так, например, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ земельные участки, необходимые для размещения объектов газо- и теплоснабжения, нефтепроводов в аренду предоставляются без проведения торгов, а сама процедура регламентирована ст. 39.14 ЗК РФ [6]. Специфика трубопроводных правоотношений раскрывается и во множестве ведомственных и локальных нормативных правовых актах.

Столкновение публичных и частных интересов происходит как на этапе строительства трубопроводов, так и в процессе их эксплуатации и реконструкции. Прокладка трубопровода может повлечь изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ и ст. 284 ГК РФ). На практике встречаются ситуации,

когда изъятие земельного участка может происходить незаконно. Так, гражданин Р. обратился в судебные органы для разрешения спора в отношении постановления органа местного самоуправления. Администрацией был изъят для муниципальных нужд земельный участок для строительства межпоселкового газопровода. В оспариваемом постановлении не были отражены: сведения, содержащие порядок подготовки и решение о процедуре изъятия земельного участка для муниципальных нужд; обстоятельства, вследствие которых орган местного самоуправления установил невозможность размещения строящегося объекта иным способом; информацию о порядке выкупа земельного участка, определении его выкупной цены и прекращении прав владения и пользования земельным участком. Однако до принятия данного постановления администрация муниципального образования сообщила, что работы по газификации на земельном участке выполнены в полном объеме, и объект - межпоселковый газопровод построен. По оценкам специалистов, задействованных в рамках данного дела, было установлено, что расходы на выкуп части земельного участка были бы сопоставимы с расходами по строительству газопровода в обход земельного участка гражданина Р. В связи с чем цели для изъятия земельного участка уже не существует, поскольку газопровод уже построен. Суд в сложившейся ситуации принял единственное верное решение - удовлетворить заявление гражданина Р., обязав администрацию отменить данное постановление [14]. В связи со строительством и эксплуатацией трубопровода может быть принято решение о установлении публичного сервитута (п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ). Так, Приказом от 01.07.2022 № 609 на 49 лет был установлен публичный сервитут для строительства и эксплуатации линейного объекта системы газоснабжения федерального значения «Газопровод-отвод высокого давления и АГРС в п. Зеленоборский» [11]. Так как трубопроводы транспортируют разные вещества, в том числе и опасные, в целях защиты населения, охраны окружающей среды, а также безопасной эксплуатации линейных объектов, в ЗК РФ предусмотрены зоны с особыми условиями использования территорий. В ст. 105 ЗК РФ в качестве одной из таких зон обозначена охранная зона трубопроводов. Данная зона, содержит особые условия использования, установленные Правительством РФ, для обеспечения исправной эксплуатации линейных объектов, что исключает возможность повреждения трубопроводов.

Однако, на практике часто встречаются случаи, когда трубопровод уже построен, а собственник земельного участка, через который проходит трубопровод, не знает о его существовании.

Ярким примером является случай подачи иска ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к гражданину М. с требованием устранения препятствия для безопасной эксплуатации объекта Единой системы газоснабжения России магистрального газопровода. Гражданин М. являясь собственником земельного участка, получил разрешение на строительство от администрации и планировал построить загородный поселок. Однако при строительстве выяснилось, что возле поселка под землей проходят два магистральных газопровода, о которых знала администрация и о наличии которых не поставила собственника в известность. ООО «Газпром трансгаз Чайковский» требовало от собственника снести дом, а также обеспечить включение в кадастр сведения об имеющейся охранной зоне данного газопровода. Суд удовлетворил требования истца, обязав гражданина М. устранить препятствие, а администрацию осуществить внесение сведений об охранных зонах газопровода [12].

В 2018 году Верховным Судом РФ было обращено внимание организаций на передачу фактических данных органам власти местоположений трубопроводов и охранных зон, для дальнейшего внесения предоставленных сведений в районные карты землепользователей [1].

В 2021 году Верховный Суд РФ объяснил, в каких случаях можно пересмотреть решение о сносе строения в охранной зоне. Так было дано разъяснение, согласно которому, нельзя признать самовольной постройкой дом, находящийся в охранной зоне магистрального или промышленного трубопровода в случае, когда собственник не знал о том, что рядом проходит магистральный трубопровод и действуют какие-либо ограничения в отношении данного земельного участка [2].

Баланс частноправовых и публично-правовых интересов возможно достигнуть в случае, когда собственники земельных участков будут своевременно получать информацию о наличии ограничений в отношении их земельных участков, а также будут производится выплаты за снос возведенных строений в качестве возмещения убытков. Таким образом, лиц, знающих об ограничениях и сознательно нарушивших их, осуществив самовольную постройку, можно будет привлечь к ответственности и осуществить снос самовольной постройки за их счет [10].

Показательным примером является случай, в котором ООО «Газпром трансгаз Ухта» в лице Грязовецкого Линейного производственного Управления магистральных газопроводов подал иск к гражданину К. в целях признания строений, возведенными гражданином К., самовольными постройками и дальнейшего их сноса. В 1998 году ответчиком был построен жилой дом, используе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

мый лишь для сезонного проживания. В тот период времени гражданин К. не знал о имевшихся ограничениях в отношениях данного земельного участка в связи с отсутствием опознавательных знаков, свидетельствующих о нахождении газопровода. Ответчик узнал об охранной зоне лишь в 2011 году. Зона минимальных расстояний отвода на момент рассмотрения судебного дела не была поставлена на государственный кадастровый учет. В п. 1.13 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов, утвержденных Министерством газовой промышленности СССР 22 марта 1988 года отражено положение о производимом контроле эксплуатирующей организацией за нанесение на карты землепользователей сведений о фактическом положении газопровода в месячный срок, обеспечивая недопущение причинения вреда при авариях. Однако трасса газопровода-отвода была нанесена лишь в 2007 году. В связи с данными обстоятельствами суд отметил, что до 2007 года ответчик не был информирован и не знал про ограничения, действующие на земельном участке. Таким образом, суд отказал в удовлетворении требований ООО «Газпром трансгаз Ухта» [13].

Однако в своем Постановлении Конституционный Суд РФ уточняет, что при существовании возможной угрозы производственных объектов, для безопасной эксплуатации которых вводятся ограничения в использовании земельных участков, в некоторых случаях может возникнуть необходимость сноса постройки независимо от добросовестности лица, который создал ее. Стоит уточнить, что при установленных законодателем обстоятельствах, для лица, осуществившего возведение постройки, не зная о нарушениях, и вследствие возникновения необходимости сноса данной постройки, не является санкцией для данного лица и не может осуществляться за его счет. Баланс частноправовых и публично-правовых интересов достигается путем обеспечения полного возмещения собственнику земельного участка убытков, вызванных сносом добросовестно возведенного им строения [10].

В своей работе О.А. Жаркова отмечает, что до сих пор остается неясным вопрос необходимости оформления права собственности земельных участков, содержащих под верхним слоем подземные трубопроводы [5]. В соответствии с п. 8 ст. 90 ЗК РФ не требуется оформление прав собственника подземных объектов трубопровода. Собственники объектов оформляли права на земельные участки для расположения технологических сооружений, выходящих на поверхность земли. Если уполномоченные органы, осуществляющие деятельность по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

отразили в своем заключении, что сооружение включает в себя элементы, находящиеся как на земле, так и под землей, то предоставление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхность которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется [8].

На основе всего вышеизложенного считаем необходимым разработать и принять на федеральном уровне закон о магистральных трубопроводах и ином трубопроводном транспорте, содержащий легальные дефиниции и классификацию трубопроводов, специфику их эксплуатации, а также ответственность участников таких правоотношений.

Подводя итог, необходимо сделать следующие выводы:

- трубопроводы имеют важное экономическое значение для развития государства и общества, так как с их помощью передаются разные вещества. Существуют множество классификаций трубопроводов: по ним производится экспорт ресурсов, обеспечивается внутреннее потребление объектов промышленности, транспорта для эффективного и полноценного функционирования, а также удовлетворяются базовые потребности населения. Складывающиеся правоотношения требуют отдельного законодательного регулирования;

- свои истоки трубопроводное право РФ берет в конце XIX века. Одним из первых законодательных актов трубопроводного права является Устав от 18 декабря 1887 г. об утверждении общества Каспийско-Черноморского нефтепровода. Данный Устав регламентировал правила пользования нефтепроводом. В 1893 году впервые были закреплены правила строительства и эксплуатации нефтепроводов в Уставе горном Российской Империи, который действовал до 1917 года. В период советской власти отсутствовали какие-либо законодательные акты, регулирующие деятельность по строительству и эксплуатации трубопроводов, однако, координация правоотношений выстраивалась нормативной административной базой министерств и ведомств;

- современное российское законодательство содержит большое разнообразие правовых актов, которые порой не согласованы между собой, либо не регулируют необходимый объем общественных отношений по определенным вопросам, тем самым создавая спорные ситуации между собственниками земельных участков и владельцами линейных объектов;

- для осуществления строительной деятельности линейных объектов земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основа-

нии общих положений соответствующего раздела Земельного кодекса РФ;

- столкновение публичных и частных интересов происходит как на этапе строительства трубопроводов, так и в процессе их эксплуатации и реконструкции;

- в связи с тем, что трубопроводы транспортируют разные вещества, в том числе и опасные, в целях защиты населения, охраны окружающей среды, а также безопасной эксплуатации линейных объектов, в ЗК РФ предусмотрены зоны с особыми условиями использования территорий. В ст. 105 ЗК РФ в качестве одной из таких зон обозначена охранная зона трубопроводов. Данная зона, содержит особые условия использования, установленные Правительством РФ, для обеспечения исправной эксплуатации линейных объектов, что исключает возможность повреждения трубопроводов;

- баланс частноправовых и публично-правовых интересов возможно достигнуть в случае, когда собственники земельных участков будут своевременно получать информацию о наличии ограничений в отношении их земельных участков, а также будут производится выплаты за снос возведенных строений в качестве возмещения убытков;

- необходима разработка и принятие на федеральном уровне закона о магистральных трубопроводах и ином трубопроводном транспорте, содержащий легальные дефиниции и классификацию трубопроводов, специфику их эксплуатации, а также ответственность участников таких правоотношений.

Список литературы:

[1] Верховный суд вступился за права дачников в спорах с «Газпромом». Верховный Суд РФ // Официальный сайт, раздел пресс-центр - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https:// www.vsrf.ru/press_center/mass_media/27126/ (дата обращения: 03.02.2023);

[2] Верховный суд объяснил, когда можно пересмотреть решение о сносе строения в охранной зоне // Официальный сайт, раздел пресс-центр - [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_ media/30143/ (дата обращения: 03.02.2023);

[3] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от

19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с

03.02.2023) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16;

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301;

[5] Жаркова О.А. Оформление прав на линейные объекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 12. С. 43-55. -[электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc &rnd=Fg0UGQ&base=CJI&n=126298#VyCzcUT0Q ws3eawO1 (дата обращения: 02.02.2023);

[6] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147;

[7] Минэнерго, МЭР и Минюст начали готовить закон о трубопроводах // Интернет-портал «Российской газеты», рубрика: экономика, 2016.

- [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://rg.ru/2016/12/19/minenergo-mer-i-miniust-nachali-gotovit-zakon-o-truboprovodah.html (дата обращения: 31.01.2023);

[8] Необходимо ли оформлять права на земельные участки, на которых расположены подземные сооружения системы газораспределения), применением технологии направленного бурения? - [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: https://rosreestr.gov.ru/upload/to/permskiykray/ Вопросы/Необходимо%20ли%20оформлять%20 права^осх (дата обращения: 04.02.2023);

[9] Перчик А.И. Трубопроводное право. - М.: Нефть и газ, 2002. С. 213. - [электронный ресурс]

- Режим доступа. - URL: httpY/трубопровод.рф/ static/books/2013/10/09/perchik-truboprovodnoe-pravo.pdf (дата обращения: 31.01.2023);

[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.2021 № 48-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Ю.В. Тихонова» - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400313/ (дата обращения: 04.02.2023);

[11] Приказ от 01.07.2022 № 609 «Об установлении публичного сервитута для использования земель и земельных участков в целях строительства и эксплуатации линейного объекта системы газоснабжения федерального значения «Газопровод-отвод высокого давления и АГРС в п. Зеленоборский». Министерство энергетики РФ // Официальный сайт, раздел законодательство. -[электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://minenergo.gov.ru/node/23114 (дата обращения: 02.02.2023);

[12] Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 июня 2015 г. по делу № А71-15106/2014 // Интернет-ресурс Судебные и норма-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

тивные акты РФ (СудАкт) - [электронный ресурс]

- Режим доступа. - URL: https://sudact.ru/arbitral/ doc/BgFOn83oZfY5/ (дата обращения: 03.02.2023);

[13] Решение Вологодского районного суда от 14 сентября 2020 г. по делу № 2-666/2011~2-665/2011 // Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) - [электронный ресурс]

- Режим доступа. - URL: https://sudact.ru/regular/ doc/pxWpt9sWQPVw/ (дата обращения: 04.02.2023);

[14] Решение Красноуфимского городского суда (Свердловская область) от 6 мая 2015 г. по делу № 2-499/2015 // Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://sudact.ru/ regular/doc/4GN02ywZbxYX/ (дата обращения: 02.02.2023);

[15] Судебная статистика РФ // Агентство правовой информации - [электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: https://sudstat.ru/stats/ gr/t/22/s/27 (дата обращения: 31.01.2023);

[16] Трубопровод: классификация, виды и назначение // Сантехмастер групп, 2017 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https:// re-st.ru/artides/truboprovod-klassifikatciia-vidy-i-naznachenie/ (дата обращения: 31.01.2023);

[17] Федеральный закон от 21.12.2021 № 430-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.12.2021, № 52 (часть I), ст. 8989;

[18] Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3833;

[19] Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7358;

[20] Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1667;

[21] Шуваткина Ю.Н. Правовое регулирование эксплуатации нефтяных и газовых трубопроводов // Юридический вестник Самарского университета, 2022. - С. 78-81. - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-ekspluatatsii-neftyanyh-i-gazovyh-truboprovodov (дата обращения: 31.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

[1] Verhovnyj sud vstupilsya za prava dachnikov v sporah s «Gazpromom». Verhovnyj Sud RF // Ofi-cial'nyj sajt, razdel press-centr - [elektronnyj resurs]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

- Rezhim dostupa. - URL: https://www.vsrf.ru/press_ center/mass_media/27126/ (data obrashcheniya: 03.02.2023)

[2] Verhovnyj sud ob"yasnil, kogda mozhno peresmotret' reshenie o snose stroeniya v ohrannoj zone // Oficial'nyj sajt, razdel press-centr - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: https://www. vsrf.ru/press_center/mass_media/30143/ (data obrashcheniya: 03.02.2023)

[3] Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Feder-acii ot 29.12.2004 № 190-FZ (red. ot 19.12.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.02.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.01.2005, № 1 (chast' 1), st. 16;

[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 16.04.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.12.1994, № 32, st. 3301;

[5] ZHarkova O.A. Oformlenie prav na linejnye ob"ekty // Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 2019. № 12. S. 43-55. - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: https://online.con-sultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=F-g0UGQ&base=CJI&n=126298#VyCzcUT0Qw-s3eawO1 (data obrashcheniya: 02.02.2023);

[6] Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 05.12.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 29.10.2001, № 44, st. 4147;

[7] Minenergo, MER i Minyust nachali gotovit' zakon o truboprovodah // Internet-portal «Rossijskoj gazety», rubrika: ekonomika, 2016. - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: https://rg. ru/2016/12/19/minenergo-mer-i-miniust-nachali-got-ovit-zakon-o-truboprovodah.html (data obrash-cheniya: 31.01.2023);

[8] Neobhodimo li oformlyat' prava na zemel'nye uchastki, na kotoryh raspolozheny podzemnye sooru-zheniya sistemy gazoraspredeleniya), primeneniem tekhnologii napravlennogo bureniya? - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: https://rosreestr. gov.ru/upload/to/permskiykray/Voprosy/Neobhod-imo%20li%20oformlyat'%20prava.docx (data obrashcheniya: 04.02.2023).

[9] Perchik A.I. Truboprovodnoe pravo. - M.: Neft' i gaz, 2002. S. 213. - [elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa. - URL: http://truboprovod.rf/static/ books/2013/10/09/perchik-truboprovodnoe-pravo.pdf (data obrashcheniya: 31.01.2023);

[10] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 11.11.2021 № 48-P «Po delu o proverke kon-stitucionnosti polozhenij punkta 6 chasti chetvertoj stat'i 392 Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii, punkta 1 stat'i 222 Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'i 32 Feder-al'nogo zakona «O gazosnabzhenii v Rossijskoj Federacii" v svyazi s zhaloboj grazhdanina YU.V.

Tihonova» - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_400313/ (data obrashcheniya: 04.02.2023);

[11] Prikaz ot 01.07.2022 № 609 «Ob ustanov-lenii publichnogo servituta dlya ispol'zovaniya zemel' i zemel'nyh uchastkov v celyah stroitel'stva i eksplu-atacii linejnogo ob"ekta sistemy gazosnabzheniya federal'nogo znacheniya «Gazoprovod-otvod vysokogo davleniya i AGRS v p. Zelenoborskij». Min-isterstvo energetiki RF // Oficial'nyj sajt, razdel zakonodatel'stvo. - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: https://minenergo.gov.ru/ node/23114 (data obrashcheniya: 02.02.2023);

[12] Reshenie Arbitrazhnogo suda Udmurtskoj Respubliki ot 25 iyunya 2015 g. po delu № A71-15106/2014 // Internet-resurs Sudebnye i norma-tivnye akty RF (SudAkt) - [elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa. - URL: https://sudact.ru/arbitral/ doc/BgFOn83oZfY5/ (data obrashcheniya: 03.02.2023);

[13] Reshenie Vologodskogo rajonnogo suda ot 14 sentyabrya 2020 g. po delu № 2-666/2011~2-665/2011 // Internet-resurs Sudebnye i normativnye akty RF (SudAkt) - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/ pxWpt9sWQPVw/ (data obrashcheniya: 04.02.2023);

[14] Reshenie Krasnoufimskogo gorodskogo suda (Sverdlovskaya oblast') ot 6 maya 2015 g. po delu № 2-499/2015 // Internet-resurs Sudebnye i nor-mativnye akty RF (SudAkt) - [elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa. - URL: https://sudact.ru/regular/ doc/4GN02ywZbxYX/ (data obrashcheniya: 02.02.2023);

[15] Sudebnaya statistika RF // Agentstvo pra-vovoj informacii - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: https://sudstat.ru/stats/gr/t/22/s/27 (data obrashcheniya: 31.01.2023);

[16] Truboprovod: klassifikaciya, vidy i naz-nachenie // Santekhmaster grupp, 2017 - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - URL: https://re-st.ru/ articles/truboprovod-klassifikatciia-vidy-i-naz-nachenie/ (data obrashcheniya: 31.01.2023);

[17] Federal'nyj zakon ot 21.12.2021 № 430-FZ (red. ot 28.06.2022) «O vnesenii izmenenij v chast' pervuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Feder-acii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 27.12.2021, № 52 (chast' I), st. 8989;

[18] Federal'nyj zakon ot 31.07.1998 № 155-FZ (red. ot 05.12.2022) «O vnutrennih morskih vodah, territorial'nom more i prilezhashchej zone Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF,

03.08.1998, № 31, st. 3833;

[19] Federal'nyj zakon ot 07.12.2011 № 416-FZ (red. ot 19.12.2022) «O vodosnabzhenii i vodootve-denii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 12.12.2011, № 50, st. 7358;

[20] Federal'nyj zakon ot 31.03.1999 № 69-FZ (red. ot 14.07.2022) «O gazosnabzhenii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF,

05.04.1999, № 14, st. 1667;

[21] Shuvatkina YU.N. Pravovoe regulirovanie ekspluatacii neftyanyh i gazovyh truboprovodov // YUridicheskij vestnik Samarskogo universiteta, 2022.

- S. 78-81. - [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa.

- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-voe-regulirovanie-ekspluatatsii-neftyanyh-i-ga-zovyh-truboprovodov (data obrashcheniya: 31.01.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.