Научная статья на тему 'Тенденции в стратегии развития малоэтажного домостроения в США'

Тенденции в стратегии развития малоэтажного домостроения в США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голд Натали, Гугелев Александр Владимирович, Чистякова Светлана Витальевна

Данная статья является продолжением исследования и сравнения экономико-правовых и этических проблем, существующих у аналогичных бизнесов в США и России создателей социальных сетей, ресторанов быстрого питания, компании Unilever. В данном исследовании на примере одного из лидеров копании PulteGroup, Inc. рассматривается опыт строительной компании США. Анализ проводится путем сравнения проблем частного домостроения в России и Америке. Результаты исследования могут использоваться при выстраивании стратегии поведения на рынке малоэтажного домостроения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции в стратегии развития малоэтажного домостроения в США»

♦

Natalia Gold,

assistant teaching professor, Northeastern University, USA

Alexander Vladimirovich Gugelev,

Doctor in Economics,

professor, head of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Svetlana Vitalevna Chistiakova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Натали Голд,

преподаватель, Северо-Восточный Университет США

Александр Владимирович Гугелев,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

4йй>» а.gugelevitfyandex.ru

Светлана Витальевна Чистякова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

УДК 65.6

ТЕНДЕНЦИИ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОЭТАЖНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ В США

Данная статья является продолжением исследования и сравнения экономико-правовых и этических проблем, существующих у аналогичных бизнесов в США и России - создателей социальных сетей, ресторанов быстрого питания, компании Unilever. В данном исследовании на примере одного из лидеров - копании PulteGroup, Inc. - рассматривается опыт строительной компании США. Анализ проводится путем сравнения проблем частного домостроения в России и Америке. Результаты исследования могут использоваться при выстраивании стратегии поведения на рынке малоэтажного домостроения.

Ключевые слова: стратегия, конкурентоспособность, строительство.

TRENDS IN STRATEGY OF THE DEVELOPMENT OF FOR LOW-RISE RESIDENTIAL CONSTRUCTION

IN THE USA

The article presents a continuation of the research and comparison of economic, legal and ethical problems that exist in similar businesses in the US and Russia: social networks, fast food restaurants, Unilever company. The research discusses the structure of the US construction industry through the example of one of its leaders, PulteGroup Inc. The analysis is carried out by comparing the problems of private housing construction in Russia and US. The results of the study can be used for developing a business strategy in the market of low-rise housing construction.

Keywords: strategy, competitiveness, construction.

Вопросы жилищного строительства всегда были очень актуальными, а в настоящее время стратегия развития малоэтажного домостроения приобретает все большую популярность в России. Тема жилищного строительства не является исключением для Саратова и городов области, но здесь есть свои особенности и проблемы. На сегодняшний день доступной информации об источниках финансирования жилищного строительства в Саратове нет, но, по оценкам статистических служб, в 2016 г. с использованием собственных и заемных средств население построило 65% общей площади жилья, или 54% жилых единиц [1].

На 2017-2018 гг. российские эксперты и аналитики в области малоэтажного строительства делают прогноз на повышение активности в сфере загородного домостроения. Мы вынуждены отметить, что реальный спрос - это не только потребность построить свой уютный дом со своей зеленой лужайкой, но и реальная возможность реализовать эту потребность. К сожале-

нию, сейчас деньги стоят дорого, а потому их обладатели сами желают на них заработать. По мнению аналитиков, прогноз по инфляции в 4% в 2017 г. может и оправдаться, но ставка рефинансирования ЦБ РФ будет, скорее всего, сохраняться высокой, т.е. деньги все также будут дорогими. Основываясь на анализе экономической ситуации, можно оценить рынок загородного строительства как стагнирующий, не развивающийся в объемах, и можно только очень осторожно прогнозировать его определенное оживление к началу 2018 г.

Второй негативный фактор - алгоритм экономического кризиса. Он длится долго, т.е. намечающийся в России в следующем году экономический рост будет значительно меньше, чем это было в предыдущие периоды. Рост валового регионального продукта - это и медленный рост зарплат, тем более что в предыдущие годы темпы роста этого показателя были выше темпов роста производительности труда. Ожив-

♦-

ление в загородном малоэтажном домостроении может стать заметнее, если рынок заставит девелоперов снизить цены на земельные участки, строителей малоэтажных домов - цену на подрядные услуги, поставщиков и производителей - стоимость строительных материалов.

Факторы, влияющие на развитие рынка малоэтажного строительства в 2017-2018 гг.:

- введение санкций против нашей страны, запрет на приобретение заграничных ценных бумаг крупными отечественными инвесторами;

- отсутствие стабильного роста доходов потенциальных покупателей, невозможность оплачивать обременительные суммы по ипотеке;

- изменение курсов валют, проблемы с валютной ипотекой в пересчете на рубли, рост процентной ставки, ужесточение требований по ипотеке к заемщикам;

- ограниченный срок программы по выдаче ипотечных кредитов с государственной поддержкой;

- увеличение себестоимости возведения нового жилья, банкротство строительных компаний, снижение сумм жилищных инвестиций.

Чтобы выстроить стратегию поведения в этих условиях, на наш взгляд, будет полезно исследовать опыт строительных компаний, сравнить проблемы частного домостроения в нашей стране и Америке. Остановимся на истории, проблемах роста и стратегических альтернативах копании PulteGroup, Inc.

PulteGroup занимается строительством домов для нескольких целевых рынков. Компания может ориентироваться на несколько разных сегментов из-за стратегических приобретений некоторых других компаний. Например, с приобретением DiVosta Homes и Del Webb PulteGroup может обеспечить домами людей 55+, которые хотят уйти на заслуженный отдых. С Pulte Homes и Centex PulteGroup может ориентироваться на тех, кто хочет купить свой первый дом в доступной обстановке. PulteGroup может ориентироваться на тех, кто хочет переехать в роскошный дом в популярных городах. Компания приобрела многие из упомянутых выше компаний, потому что хочет выйти на те рынки, которые, как она знает, будут расти в ближайшие десятилетия.

Миссия PulteGroup сформулирована следующим образом: «Мы строим дома, вдохновленные потребителями, чтобы сделать жизнь лучше». В отличие от других компаний, занимающихся строительством домовладения, PulteGroup может сегментировать своих клиентов и собирать информацию из каждого конкретного сегмента, чтобы сделать дома индивидуальными для каждой группы. С домами, предназначенными для разных этапов жизни, существует более высокая вероятность удовлетворенности клиентов. Эта стратегия окупилась, потому что компания постоянно оценивалась как одна из лучших топ-компаний в исследовании удовлетворенности клиентов. Суть видения компании заключается в том, чтобы хорошо заботиться о клиентах и сотрудниках, сохраняя репутацию превосходства и честности в отрасли и осуществляя хорошее управление окружающей средой [5].

Компания создала дочернюю компанию (PulteMort-gage) в 1972 г. для предоставления ипотечных креди-

-♦

тов своим клиентам. PulteMortage считает себя финансово стабильным партнером и гордится тем, что является единственным подразделением, которое поддерживает клиентов из каждой дочерней компании PulteGroup.

Во время процесса кредитования с PulteMortgage необходимо выполнить следующие действия. Оформить кредит можно онлайн или по почте. После подачи заявки консультант по кредиту PulteMortgage встретится с физическим лицом, чтобы зафиксировать процентную ставку и проанализировать жизненные обстоятельства этого человека, чтобы рекомендовать наилучшие варианты финансирования. Затем физическое лицо будет работать с представителем банка для утверждения кредита и координации даты закрытия. По мере приближения даты закрытия представитель банка предоставит окончательные показатели закрытия кредита. Представитель банка также координирует работу с головной компанией или агентом условного депонирования, чтобы гарантировать, что все кредитные документы являются точными и полными.

Инцидент ипотечного обмана привлек внимание потенциальных клиентов компании в 2011 г. На Уоллстрит была опубликована статья о том, что PulteMortgage отказалась от большого количества заранее одобренных ипотечных кредитов, в результате чего многие семьи потеряли свои дома и авансовые платежи, которые они предоставили компании. Одна клиентка заявила, что получила одобрение ипотеки от своего местного банка, но затем связалась с PulteMortgage, представитель которого сказал, что она может получить кредит в размере 4000 долл., переключив поставщиков ипотечных кредитов. Как только она это сделала, предоставила всю необходимую документацию, оформила депозит, ипотека была предварительно одобрена и ей назначили дату выплаты. Перед самой датой выплаты клиентке отказали в кредите. Поскольку она не могла позволить себе дом без кредита, ей пришлось отказаться от договора купли-продажи, а PulteMortgage сохранил депозит в размере 20 000 долл. На подобную ситуацию жаловались многие. Генеральный прокурор штата Аризона подал иск против компании за обман во время процесса продажи. Многие люди думали, что им были одобрены займы, хотя на самом деле этого не происходило. Был назначен 60-дневный период для возмещения, но продавцы обращались к клиентам через 60 дней, заявляя, что кредит отклонен, и они не смогли вернуть свои депозиты. Клиентам также сказали, что им нужно платить более высокие процентные ставки по сравнению с тем, что было изначально обещано. В то время как PulteMortgage гордится своим опытом «единого шоппинга», за последние несколько лет было достаточно негативных примеров, что привело к возникновению некоторого недоверия потребителей [8].

Строительная отрасль США является высококонкурентной. PulteGroup конкурирует с другими компаниями на национальном, региональном и местном уровнях. В национальном масштабе PulteGroup, на долю которого приходится 6,41% доли рынка, находится в десятке лучших рейтингов гигантов жилищного сектора, включая D.R. Horton Inc. (14,73%), Lennar

Corp (10,91%), CalAtlantic Homes, NVR Inc. (5,33%), Toll Brothers (5,3%), Taylor Morrison Home Corporation (3,18%), KB Homes (6,2%) и Meritage Homes Corp (2,56%).

Одной из серьезных проблем в жилищном строительстве является строительство домов на активной почве. Земля некоторых районов штата Техас - это особый тип активной почвы, которая характеризуется глубокими трещинами из-за сухих погодных условий, наносящих серьезный ущерб фундаменту домов. Meritage Homes использует технологию, полученную по лицензии от компании Tella Forma для решения этой проблемы, которая позволит быстрее строить, снизить затраты на строительство и устанавливать более выгодные цены.

Существует шесть основных препятствий для входа в отрасль жилищного строительства, связанных с рисками, стоимостью, регулированием и конкуренцией. Во-первых, это технико-экономическое обоснование, которое состоит из испытаний почвы, независимых исследований окружающей среды и других инженерных работ, а также оценки зонирования и других обширных исследований рынка. Это требует от компаний, заинтересованных в этой отрасли, значительного времени, труда и капитала, чтобы соответствовать стандартам, необходимым для строительства домов. Во-вторых, компании должны выдержать нынешнее финансовое бремя без краткосрочного дохода. Компании в этой отрасли должны обрабатывать контролируемые земли, которые в ближайшем будущем не будут конвертированы в продажи жилья, а это означает, что существует финансовое бремя, которое не приносит немедленных выгод. В-третьих, высока стоимость земли из-за ограниченной доступности. В-четвертых, более высокие затраты на рабочую силу угрожают марже в отрасли и могут помешать более мелким компаниям выйти на рынок. В-пятых, операции подлежат широкому регулированию различными федеральными, государственными и местными органами власти. Положения являются сложными и состоят из ограничений на право (строительные нормы и зонирование земель), правил охраны здоровья и безопасности, практики труда, практики маркетинга и продаж, экологических норм и правил (положений), касающихся ипотечного финансирования. Органы власти часто имеют широкую свободу действий при администрировании этих правил. Наконец, ипотечная индустрия в США очень конкурентоспособна. Компании должны конкурировать с другими ипотечными компаниями и финансовыми институтами, чтобы обеспечить привлекательное ипотечное финансирование для покупателей жилья.

На таких крупных производителей, как PulteGroup, влияют местные, государственные и федеральные правила, которые повышают затраты. Эти расходы могут включать плату за разрешение на строительство, а также строительные стандарты, которые прямо или косвенно увеличивают расходы, вызывая задержки в сроках. Национальная ассоциация домостроителей (NAHB) оценивает, что 25% конечной цены вновь построенного дома можно отнести за счет регулирующих расходов, связанных с процессом подготовки строи-

тельства. Выступая перед NAHB в 2017 г., президент Дональд Трамп пообещал смягчить это бремя регулирования для создания рабочих мест и стимулирования экономического развития страны. Как компания, не имеющая международного присутствия, PulteGroup Inc. очень полагается на экономическое благополучие своего внутреннего рынка. Факторы, которые непосредственно влияют на рынок жилья, включая процентные ставки, доступность ипотечного кредита, доверие потребителей, экономический рост и безработицу, особенно актуальны для компании. Потребительское доверие растет с президентских выборов

2016 г. и достигло самого высокого уровня в марте

2017 г. Хотя в отчете о занятости в марте 2017 г. наблюдается резкое замедление темпов роста занятости, уровень безработицы является самым низким за последние десять лет. Заработная плата также увеличилась. После окончания Великой рецессии экономика США в основном восстановилась и продолжает развиваться медленными, но устойчивыми темпами. Это хорошая новость для домостроителей, таких как PulteGroup. Когда люди работают и получают более высокую заработную плату, они могут позволить себе собственное жилье. Поскольку покупка дома - это долгосрочная инвестиция, тот факт, что потребительская уверенность повышается, означает, что люди, скорее всего, склонны рисковать, беря ипотеку.

Перспективы других экономических показателей, к сожалению, не столь благоприятны. Федеральный резерв повысил процентные ставки в 2017 г. Это может быть хорошей новостью для PulteMortgage, но это нехорошо для бизнеса в целом. Более высокие процентные ставки повышают стоимость ежемесячных ипотечных кредитов и снижают спрос на жилье. Ипотечные кредиторы также ужесточили кредитные стандарты, что затрудняет переход арендаторов на рынок недвижимости. Доступность ипотечного кредита, о чем свидетельствует последний индекс доступности жилья, остается на уровне 5,1%, что составляет менее половины ставки 12,1%, которая была признана «разумной» до жилищного кризиса. Между тем цены на жилье приближаются к пику по сравнению с ценами до рецессии, что увеличивает сумму, которую потенциальные домовладельцы должны занимать. Экономический рост в США остается вялым. Экономический рост в 2016 г. составил 1,6%; ВВП вырос на 1,9% в последнем квартале года. Растущие цены на материалы также волнуют PulteGroup. Цены на ключевые компоненты, такие как бетон и гипс, растут. В связи с торговыми договоренностями между США и Канадой цена древесины хвойных пород увеличилась на 13% в течение последнего года. Стоимость продуктов из хвойных пород (например, дверей) выросла на 25% только в первом полугодии 2017 г. Продолжение этой тенденции, очевидно, было бы опасно для PulteGroup, особенно учитывая другие факторы (например, нехватку рабочей силы), которые также повышают затраты [8].

Строительство домов не достаточно для удовлетворения потребностей населения США. Хотя многие люди хотели бы купить дом, предложение в настоящее время приближается к 20-летнему минимуму. Ограни-

ченные и понижающие поставки уменьшают риск строительства новых домов для PulteGroup, Inc. Так как многие потенциальные покупатели жилья испытывают трудности с поиском подходящих вариантов, новые сборки пользуются большим спросом и почти гарантированно продаются. Компания также может продавать по более высоким ценам благодаря конкуренции между покупателями. Несомненно, будут некоторые изменения по местоположению, но в целом 2017 год - рынок продавца. Ставки строительства растут, но уровни строительства не будут расти настолько, чтобы удовлетворить спрос. Ежегодно в США формируется от 1,2 до 1,5 новых домашних хозяйств. Эти цифры, а также количество домов, которые снесены в год, означают, что ежегодно требуется 1,5 млн новых домов. Для ликвидации этого разрыва потребуется несколько лет сверхнормативной строительной деятельности, а следовательно, несколько лет хороших продаж и прибыли для PulteGroup, Inc., если они смогут воспользоваться этой возможностью. Великая рецессия уничтожила пенсионные сбережения для большого количества бэби-бумеров (baby boom -компенсационное увеличение рождаемости в конце 1940-х - начале 1950-х гг.), удерживая их в рабочей среде до выхода на пенсию. В результате эта группа отложила покупку премиальных и «торговых» домов, в которые они обычно переезжали, чтобы прожить свои золотые годы. Кроме того, для многих уход в отставку будет сопровождаться меньшим бюджетом, чем до рецессии. Когда бэби-бумеры уйдут на пенсию, они разместят свои нынешние дома на рынке, предлагая большое количество альтернатив новым моделям PulteGroup. Рынок перепродажи представляет угрозу для строительного бизнеса, особенно если пенсионеры выставляют свои старые дома на рынок, а затем предпочитают покупку квартир вместо покупки новых домов. Финансовые трудности и их социальные последствия влияют на домостроителей, таких как PulteGroup, задерживая выход потенциальных покупателей на рынок жилья и снижая их покупательную способность. Учитывая, что затраты и цены на рынке жилья не снижаются с той же скоростью (или вообще), эта ситуация вызывает обеспокоенность.

В 2005 г. выручка PulteGroup достигла максимума в 14 млрд долл., но затем резко упала. Они работали с убытком в период с 2007 по 2011 г. Цена акций компании в тот период упала на 95%, компании пришлось уволить 80% своих сотрудников, чтобы выжить в условиях кризиса. В 2010 г. PulteGroup обратилась к Boston Consulting Group, чтобы проанализировать деятельность компании [8]. Анализ показал, что PulteGroup покупала землю в качестве средства для создания ценности для своего бизнеса, но не использовала дома для строительства как источник прибыли. Компания покупала большие участки земли и разбивала их на несколько лотов, что позволяло увеличить общую цену перепродажи земли, когда строили дома на лотах и продавали их. Однако компания не получала прибыль от самих домов. Поскольку PulteGroup использовала доход до вычета налогов в качестве своего ключевого показателя эффективности, менеджеры были готовы продать дома по недооцененной

цене, сократив общую прибыль. Со временем этот тип мышления наряду с агрессивным увеличением инвестиций в землю, ведущим к экономическому спаду, стал угрожать выживанию компании. PulteGroup должна была внести фундаментальные изменения в бизнес-модель для достижения финансовой стабильности. Внедряя изменения, предложенные Boston Consulting Group в 2011 г., компания сосредоточила свое внимание на создании эффективности в обороте запасов (например, на земле) и процессе жилищного строительства, оценивая возможности за счет возвращения на менталитет инвестированного капитала и поддержания клиентов. Начиная с 2012 г. PulteGroup впервые продемонстрировала положительную чистую прибыль в размере 241 млн долл. после 2006 г., а в 2013 г. показатель увеличился на 154%. Чистая прибыль в

2014 г. снизилась на 9%, однако до 2013 г. доходы до налогообложения увеличились на 31%, 3% - увеличение выручки. В конце 2015 и 2016 гг. чистая прибыль увеличилась на 4 и 22% соответственно, а доходы выросли на 3 и 28% соответственно. Эти финансовые успехи за последние несколько лет можно отнести к более эффективному распределению капитала, максимизации оборотов запасов, контролю над накладными расходами, оптимизации затрат на жилье за счет стоимостной инженерии и созданию четких предложений продуктов, которые клиенты хотят покупать на основе потребительских предпочтений. Другим фактором, влияющим на продажи, является спрос на жилье. В 2012 г. продажи новых домов в США выросли впервые с 2005 г. В течение периода восстановления PulteGroup обнаружил, что спрос на новые сборки был в сегменте премиального продвижения. PulteGroup скорректировала свой ассортимент продуктов, чтобы учитывать сдвиг, увеличивающий его среднюю отпускную цену. В 2016 г. средняя цена продажи составила 373 000 долл. по сравнению с 338 000 долл. в

2015 г. [8].

PulteMortgage - небольшая часть бизнеса компании, предлагающая своим клиентам услуги по кредитованию. Эта услуга дает дополнительный доход, поскольку взятый долг реализуется в течение 30 дней после продажи дома. В 2016 г. 65% клиентов использовали кредитные услуги, составляющие 2% от доходов за год. Кредитные услуги компании являются конкурентным преимуществом на местных рынках, поскольку мелкие домостроители обычно не предлагают услуги по кредитованию.

С тех пор как PulteGroup восстановила финансовую стабильность после кризиса жилья, компания не генерирует столько доходов и чистой прибыли, сколько до кризиса. Кроме того, уровень восстановления компании шел медленнее, чем у некоторых из его ключевых конкурентов, включая Lennar Corp и DR Horton. В то же время PulteGroup в 2011 г. внесла существенные изменения в свою бизнес-модель, приобрела в 2016 г. John Wieland, чтобы увеличить свое присутствие на определенных рынках для роста продаж. Крупные инвестиции часто требуют времени. Чистый доход компании за последние два года и первую половину 2017 г. растет, что является одним из ключевых показателей того, что PulteGroup находится в хорошем

финансовом состоянии. PulteGroup инвестировала около 900 млн долл. в землю, увеличившись на 24%. Приобрела John Wieland за 430 млн долл. и вернула 725 млн долл. акционерам в виде выкупа и дивидендов. Опыт PulteGroup был хорошим с точки зрения погашения задолженности, в том числе в 2016 г., когда PulteGroup закончила год без остатка средств по займам. Исторически сложилось, что PulteGroup имеет самый низкий коэффициент долга / собственного капитала среди своих конкурентов.

PulteGroup четко определяет целевые группы потребителей, которые обслуживает в разных сегментах бизнеса. Это позволяет им поддерживать широкий круг интересов рынка в различных ценовых точках и на разных этапах жизненного цикла домовладельца. Целевые сегменты PulteGroup:

1. Первый раз - покупатели начального уровня, которые покупают дома по более низким ценам.

2. Move-Up - семейно ориентированные покупатели, которые делают акцент на место и удобства.

3. Active Adult - более старые покупатели, которые предпочитают сообщества с хорошими удобствами.

Эта сегментация в сочетании с подробными знаниями каждой группы дает возможность оценки бизнес-возможностей и рисков. Согласование различных брендов с каждым сегментом целевого потребителя дает четкую дорожную карту, как принимать решения для каждой группы, в том числе где инвестировать в землю, куда вкладывать деньги в «домашние» инновации, а также выбирать варианты дома и дизайна. PulteGroup имеет шесть брендов, три из которых напрямую привязаны к целевым сегментам рынка.

Комбинация продуктов PulteGroup выглядит следующим образом:

• Centex - согласовано с покупателями в первый раз;

• Pulte Homes - выравнены с покупателями Move-Up;

• Del Webb - в сочетании с активными покупателями для взрослых;

• DiVosta - обеспечивает случайный, курортный стиль для живущих во Флориде;

• John Wieland Homes & Neighbors - фокусируется на домах роскошного стиля, чтобы увеличить присутствие бренда;

• PulteMortgage - предоставляет кредитные услуги для клиентов, которые покупают дом PulteGroup.

Различные марки PulteGroup и четко определенные потребительские сегменты позволяют им развиваться с учетом изменяющихся требований клиентов. Изучая, что происходит на рынке, PulteGroup изменила ассортимент продаж, чтобы сосредоточиться на приобретении земли для покупателя. После кризиса 2008 г. оживление на рынке жилья стало самым сильным в сегменте продвижения.

Еще одна сильная сторона PulteGroup - это способность сосредоточиться на создании отличного опыта работы с клиентами в процессе строительства через «Программу обслуживания клиентов», также известную как «Процесс качества здания». Эти программы способствуют доверию между компанией и ее клиентами. Каждому проекту назначается полевой менеджер, который встречается с клиентами на трех этапах процесса строительства дома. PulteGroup прозрачна

в отношении того, что происходит во время процесса строительства дома, менеджер рассказывает клиентам, чего ожидать. Они также поддерживают клиентов послепродажным обслуживанием и 10-летней гарантией. Хотя у компании есть положения о стандартизации, когда речь заходит о планах этажей и материалах, клиенты могут выбирать то, что они хотят из множества вариантов. Благодаря этим усилиям PulteGroup превратила свои слабые стороны в сильные. Обслуживание клиентов было предметом беспокойства в соответствии с анализом компании Boston Consulting Group в 2010 г. Наконец, предложение продуктов Financial Services является маркетинговым преимуществом, которое PulteGroup имеет среди местных строительных компаний на каждом рынке.

У PulteGroup очень хорошие отношения с поставщиками и субподрядчиками. Компания в основном использует субподрядчиков для строительства своих домов, она тесно сотрудничает с поставщиками, чтобы попытаться снизить цены для своих клиентов и затраты для получения более высокой прибыли, что позволило PulteGroup установить подход, основанный на совместном обсуждении цен на строительные материалы. Эта совместная попытка взглянуть на рынок и увидеть, какие материалы использовать, помогает PulteGroup снизить затраты на строительство. Компания также контролирует затраты за счет использования контрактов, которые предоставляют им право оплачивать материальные и трудовые затраты на основе фиксированной цены.

Совместные рабочие проекты с субподрядчиками и поставщиками PulteGroup дают еще одно преимущество в операционной деятельности: экономия за счет масштаба. Операции PulteGroup географически разнообразны. Домашняя эксплуатация (например, древесина, сталь, бетон, медь и др.) позволяет PulteGroup использовать эффект масштаба. Они могут вести переговоры о ценах с поставщиками на национальной или региональной основе для минимизации затрат и распределения материалов. Без выбора стандартных материалов было бы труднее использовать экономию масштабов. PulteGroup предлагает заранее разработанные планы этажей с конкретными вариантами модернизации и модификации, чтобы ускорить процесс строительства дома. Стандартизация PulteGroup становится основой каждого решения, которое принимает строитель дома. Стоимость дома сильно варьируется в зависимости от стоимости материалов и планов компоновки, поэтому путем стандартизации процессов для достижения эффекта масштаба PulteGroup может конкурировать на насыщенном рынке жилья.

PulteGroup использует непрерывное совершенствование в своем процессе строительства дома. Компания применяет «Строительный стандарт Pulte» - систему внутренних требований к строительству, которая использует разработку новых или пересмотренных строительных стандартов, обучение персонала на местах, связь с поставщиками и соответствие требованиям аудита. В то время как «Строительный стандарт Pulte» в основном фокусируется на обеспечении того, чтобы внутренние процессы были эффективными

для завершения строительных проектов вовремя с высоким качеством, ее «Стоимостная инженерия» для домашних планов сконцентрирована на создании ценности для своего клиента при одновременном снижении издержек. PulteGroup может оптимизировать проекты домов через «Стоимостную инженерию», выбирая варианты материального контента, которые хотят клиенты, в то же время обеспечивая простоту строительства для исполнителей, чтобы в конечном итоге устранить элементы, которые добавляют стоимость, но практически не имеют ценности для клиента. «Стоимостная инженерия» - это еще один способ, посредством которого PulteGroup оценивает свои эксплуатационные расходы и увеличивает эксплуатационную маржу, продолжая обслуживать клиента.

PulteGroup тщательно подходит к выбору земли, которую покупает. Используя четко определенные сегментированные группы клиентов, PulteGroup оценивает местоположение будущего строительства по близости к развитым районам. Компания проводит почвенные тесты, зонирование, исследует окружающую среду, а также анализирует модели народонаселения и рост занятости. Эти необходимые шаги позволяют им принимать интеллектуальные инвестиционные решения. В марте 2015 г. компания объявила о начале пилотной программы Zero Net Energy, направленной на строительство новых домов, позволяющих достичь максимальной энергоэффективности и снижения затрат на электроэнергию. PulteGroup уже реализовала «зеленую технологию» за счет использования солнечной энергии, светодиодного освещения, водонагревателей без резервуаров и качества воздуха в помещении, а также внедрила программу утилизации отходов, чтобы уменьшить их количество на строительных площадках. PulteGroup также поддерживают местные сообщества, в которых они строят дома. В 2013 г. стартовала программу строительства без ипотеки для возвращения военных ветеранов США, нуждающихся в новой жизни после войны. PulteGroup построила 40 таких домов благодаря поддержке со стороны деловых партнеров и сотрудников [8].

По данным «Объединенного центра по жилищным исследованиям Гарвардского университета», более половины американцев, которые арендуют квартиры, находятся в возрасте 40 лет и старше, а те, кому 30, составляют 26% арендного рынка Америки и ищут альтернативные варианты жилья. В 2017 г. 40% Millennial (люди, рожденные в США в период с 1980 по 2000 г.) в настоящее время живут со своими родителями, что составляет самый высокий процент за 75 лет. Это результат роста студенческих кредитов, отсутствия высокооплачиваемых рабочих мест и высоких издержек на рынке жилья. Несмотря на распространенное мнение, большинство Millennials действитель-

но хотят иметь дома. Опросы, проведенные такими сайтами, как показали, что взрослые в возрасте от 22 до 34 лет люди больше заинтересованы в домовладении, чем взрослые американцы, даже больше, чем их родители и бабушки с дедушками. МШепп1а!8 считают, что домашняя собственность является важной частью того, чтобы быть уважаемым взрослым и достигнуть американской мечты. Среди одиноких молодых людей с полной занятостью и супружеских пар, где работают оба супруга, стремление к домовладению выше исторического уровня. Если РиКеОгоир сможет преодолеть уникальные проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение покупателей жилья, компания может воспользоваться большим сегментом рынка. К сожалению, хотя М1!!епп1а!Б хотят и нуждаются в домах, многие просто не могут себе их позволить. В целом уровень собственного домохозяйства среди молодых людей находится на историческом минимуме. Отчасти виноват финансовый кризис, который пошатнул финансовую стабильность, а также падение реальной заработной платы и рост стоимости образования, жилья и здравоохранения.

Надо отметить, что у российских строителей отмечаются аналогичные проблемы в стратегии развития малоэтажного домостроения. Использование зарубежного опыта поможет нам в их решении.

1. Анализ строительного рынка в Саратове и Энгельсе. URL: https://refits.pro/information/article/poleznoznat/analiz_stroi-telstva_zhilya_v_saratove_i_engelse/

2. Гугелев А.В., Чистякова С.В., Голд Н. Анализ стратегий развития у основных создателей социальных сетей // Информационная безопасность регионов. 2016. № 3 (24). С. 20-28.

3. Голд Н., Гугелев А.В., Чистякова С.В. Рестораны быстрого питания: развитие конкурентных преимуществ // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 1 (09). С. 45-51.

4. Голд Н, Гугелев А.В., Чистякова С.В. Влияние социальной миссии в стратегии успеха (на примере компании Unilever) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 1 (65) С. 9-16.

5. Развитие теории, методологии и управления организацией в условиях интенсивных трансформаций внешней среды: колл. монография. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016.

6. Чистякова С.В., Голд Н. Как справиться с непредсказуемостью мира // Современный взгляд на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условиях внешних вызовов: материалы Междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.

7. History of PulteGroup Inc. (2017, February). Retrieved April 22, 2017. URL: http://s1.q4cdn.com/101919580/files/doc_down-loads/History-Timeline-Updated-February-2017.pdf

8. Why Build with Centex. (n.d.). Retrieved April 22, 2017. URL: https://www.centex.com/build?cmp=SEM_CNTX_NATL_ NTL_ONGOING_Google_B&%7Bunescapedlpurl%7D&gclid= Cj0KEQjwzpfHBRC1iIaL780l.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.