Научная статья на тему 'Тенденции в совершенствовании конструктивных схем железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов'

Тенденции в совершенствовании конструктивных схем железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
268
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНіЧНі ПРОЕКТИ / КОНСТРУКЦіЯ ЦИСТЕРН / НАФТОПРОДУКТИ / ENGINEERING DESIGNS / CONSTRUCTIONS OF TANK CARS / OIL PRODUCTS / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / КОНСТРУКЦИЯ ЦИСТЕРН / НЕФТЕПРОДУКТЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мямлин С. В., Бубнов В. М., Лавренко Д. Т.

Представлен анализ основных технических решений конструкций вагонов-цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов. Особое внимание уделено узлу соединения котла и рамы вагона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN IMPROVING THE STRUCTURAL DESIGN OF RAIL TANK CARS FOR THE TRANSPORTATION OF PETROLEUM PRODUCTS

An analysis of main engineering designs for constructions of tank cars for transportation of light oil products is presented in the paper. A special attention is paid to the connection unit of boiler and wagon frame.

Текст научной работы на тему «Тенденции в совершенствовании конструктивных схем железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов»

УДК 629.463.3.001.2:656.225.073.437

С. В. МЯМЛИН (ДИИТ), В. М. БУБНОВ, Д. Т. ЛАВРЕНКО (ООО «ГСКБВ») ТЕНДЕНЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

КОНСТРУКТИВНЫХ СХЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Наведено аналiз основних техшчних рiшень конструкцiй вагошв-цистерн для перевезення свiтлих наф-топродукпв. Особливу увагу придiлено вузлу з'еднання котла та рами вагона.

Представлен анализ основных технических решений конструкций вагонов-цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов. Особое внимание уделено узлу соединения котла и рамы вагона.

An analysis of main engineering designs for constructions of tank cars for transportation of light oil products is presented in the paper. A special attention is paid to the connection unit of boiler and wagon frame.

Работы по совершенствованию конструкции и повышению надежности выпускаемых вагонов-цистерн проводятся многими конструкторскими организациями практически во всех промышленно-развитых странах. Постоянное совершенствование конструкции цистерн связано с характером перевозимых грузов, которые, как правило, относятся к категории опасных. В свете проводимых работ по совершенствованию конструкций цистерн большое внимание уделяется такому узлу как соедине-

{

lil JL )

ние котла с рамой, который, по сути, является одним из наиболее ответственных конструктивных узлов, отвечающий за устойчивость и прочность конструкции цистерны в целом.

Анализ данных, полученных при изучении зарубежного опыта цистерностроения, а также проведенные патентные исследования (более 200 патентов), позволили сравнить и классифицировать основные конструктивные схемы вагонов-цистерн в части соединения котла к раме (рисунок).

Рис. Классификация конструктивных схем крепления котла на раме:

- хомутовая схема; б - бесхомутовая схема; в - двухточечная схема; г - жесткая (европейская) схема;

д - безрамная схема

Для цистерн, изготавливаемых в странах СНГ и Скандинавии, характерна хомутовая схема (см. рис., а). Крепление котла на раме осуществляется в средних и концевых его частях. В средней части крепление котла на раме осуществляется с помощью фасонных лап, препятст-

вующих смещению котла относительно рамы, а концевые части котла опираются свободно на крайние опоры. К крайним опорам котел притянут стяжными хомутами, предназначенными для предотвращения вертикальных и поперечных перемещений котла относительно рамы.

в

а

б

г

д

а

Особенностью конструкции рамных цистерн является то, что хребтовая балка почти не участвует в восприятии основных вертикальных нагрузок. Это объясняется большей жесткостью котла по сравнению с жесткостью хребтовых балок рамы. Шкворневые балки рамы подвержены значительным вертикальным нагрузкам, и при приложении к их концам усилий, необходимых для подъема кузова, в этих балках могут возникнуть значительные напряжения. Хребтовые балки служат в основном для восприятия продольных усилий. Особенности хомутового крепления котла на раме отражены в патентах [1; 2].

К основным недостаткам такой конструктивной схемы соединения котла к раме следует отнести необходимость применения для изготовления котла листов различной толщины, что не позволяет применять прогрессивные методы при их изготовлении, например, изготовление котлов методом спиральной навивки и др., а также увеличивает количество типоразмеров применяемого металлопроката.

Еще одним существенным недостатком является применение в качестве опорных поверхностей деревянных брусков, которые в процессе эксплуатации могут растрескиваться, менять влажность, а следовательно, и механические свойства при изменении метеорологических условий, кроме того, при установке котла на опоры присутствует трудоемкая операция по подгонке опорного контура деревянных брусков к контуру поверхности цилиндрической части котла.

Схема бесхомутового крепления котла на раме (см. рис., б). Такое решение направлено на повышение надежности крепления путем исключения возможности образования зазоров между котлом и рамой в процессе эксплуатации. Особенности бесхомутового крепления котла на раме отражены в патентах [3; 4].

Схема двухточечного крепления котла на раме (см. рис., в). Она характеризуется отсутствием среднего крепления котла. Передача эксплуатационных нагрузок (вертикальных, продольных и поперечных) от котла на раму осуществляется через опоры. Сущность двухточечного крепления котла на раме можно видеть в патентах [5-7].

Схема двустороннего бокового крепления (см. рис., г), характерна для цистерн, изготавливаемых в странах Западной Европы. Рамы этих цистерн имеют, в большинстве своем стандартизованную конструкцию, а их конструктивное исполнение обусловлено в значительной мере спецификой конструкции котлов

и способов крепления их на раме. Рама, как правило, состоит из системы продольных и поперечных балок и консолей. В конструкции широко применяются гнутые и прокатные профили.

Широкое распространение получило боковое крепление котла и рамы по всей его длине, в связи с чем, рама имеет усиленные боковые продольные балки.

Двустороннее боковое крепление наиболее распространено во Франции и Германии. К котлу снизу с двух сторон по всей длине приваривается специальный профиль, к которому при помощи направляющих элементов (болты, заклепки) крепятся наклонные листы, приваренные по всей длине к продольным балкам рамы, а в безрамных конструкциях к концевым боковым элементам [8; 9].

Безрамная схема крепления котла к полураме (см. рис., д), характерна для цистерн, изготавливаемых в странах СНГ и Северной Америки. Две концевые полурамы имеют соответствующие элементы опор, к которым посредством сварки крепится котел. При такой схеме котел становится несущим элементом конструкции и, следовательно, воспринимает на себя все эксплуатационные нагрузки вместе с полурамой [10-12].

Рассмотренные технические решения характерных конструкций соединения котла с рамой можно классифицировать следующим образом:

- хомутовая схема;

- бесхомутовая схема;

- двухточечная схема;

- жесткая схема;

- безрамная схема.

Таким образом, исходя из анализа технических решений крепления котла к раме, можно сформулировать основные задачи по созданию перспективной конструкции железнодорожной цистерны в части крепления котла на раме цистерна должна:

- иметь безрамную конструкцию;

- обладать пониженной металлоемкостью;

- иметь пониженный центр тяжести вагона за счет максимально-возможного приближения котла к полурамам;

- иметь максимально возможный объем при базе 7 800 мм и длине по осям сцепления автосцепки 12 020 мм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. А.с. 1402466 СССР. Железнодорожная цистерна /

Ю. Я. Водянников, А. В. Донченко, В. С. Оле-

щак, В. С. Лагута, Ю. А. Холод, Ю. А. Бекасов. -

Заявл. 10.11.86; Опубл. 15.06.88, Бюл. № 22.

2. Пат. ЯИ 216102 С2 Российская Федерация. Железнодорожная цистерна / А. В. Зоценко, В. П. Герман, В. П. Ефимов, Н. А. Малых, В. А. Андронов, В. И.Полявин, А. С. Вельчев, Б. Ю. Маженевских, А. П. Шилов. - Заявл. 09.02.1999; Опубл. 27.12.2000, Бюл. № 36.

3. Пат. ЯИ 2063347 С1 Российская Федерация. Железнодорожная цистерна / Р. А. Зашляпин, И. К. Насибулин, Н. Е. Конышев, С. Б. Радишев-ский. - Заяв. 24.03.92; Опубл. 10.07.96, Бюл № 19.

4. А.с. 1207867 СССР. Железнодорожная цистерна / Ю. Я. Водянников, В. С. Лагута, А. В. Дон-ченко, Ю. А. Холод, Л. А. Головко, В. М. Бубнов, Е. А. Лалуев. - Заявл. 16.10.84; Опубл. 30.01.86, Бюл. № 4.

5. А.с. 1592200 А1 СССР. Устройство крепления котла железнодорожной цистерны к раме /

B. А. Антипов, В. И. Климанов, С. Т. Павленко, А.

C. Пыстогов и В. А. Терехов. - Заявл. 12.04.88; Опубл. 15.09.90, Бюл. № 34.

6. Патент № 1.380.600 Франция.

7. Патент № 671282 Германия.

8. Пат. № 636400 Франция. Крепление котла железнодорожной цистерны к раме / Кристиан Кардон. -Заявл. 25.07.1988; Опубл. 26.01.1990; BOPI «Brevets» № 4.

9. Пат. № 2518966 Франция. Крепление котла железнодорожной цистерны к раме / Альберт Дек-роикс. - Заявл. 30.12 1981; Опубл. 01.07.1983, «Listen» № 26.

10. Пат. № 5467719 США. Способ соединения котла к раме / Tomas H.Dalrymple, Christopher C. Harkey. - Заявл. 29.07.1994; Опубл. 21.11.1995.

11. Пат. № 4257332 США. Способ соединения котла к раме / Mark A. Sochrist. -Заявл. 15.06.1979; Опубл. 24.03.1981.

12. Пат. RU 2 257 305 C2 Российская Федерация. Крепление котла цистерны к полурамам / В. П. Ефимов, А. Н. Стрельченко, Л. М. Васильева, Н. А. Малых, А. В. Крючков, В. А. Андронов, К. П. Демин, А. А. Поликарпов, А. А.Илларионов, М. В. Агинских, А. Б. Левин, А. В. Бесастный, Н. А. Белов. - Заявл. 29.07.2002; Опубл. - 27.07.2005, Бюл № 21.

Поступила в редколлегию 18.11.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.