Научная статья на тему 'Тенденции в развитии высшего технического образования в Российской федерации и за рубежом'

Тенденции в развитии высшего технического образования в Российской федерации и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ГОСУДАРСТВА / ОБРАЗОВАНИЯ / БИЗНЕСА И ШИРОКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / TECHNICAL HIGHER EDUCATION / COOPERATION OF INDUSTRY / GOVERNMENT / EDUCATION AND THE WIDER COMMUNITY / HUMANISTIC VALUE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёв Александр Николаевич

Анализируются проблемы, возникающие в высшем техническом образовании разных стран. Их идентичность позволяет использовать сходные подходы для их решения, например, переход к «студентоцентрированному» образованию и схема «LLL». Для успешной реализации этих принципов требуется объединение усилий государства, бизнеса, промышленности, науки, образования и общества в целом. Необходимо помнить о гуманистической функции образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies in development of the higher technical education in the Russian Federation and abroad

It is analyzed that the modern development of technical higher education raises the similar problems in different countries. It means that we can use the same methods to solve them. The main principles to discuss are as follows: «the student centered education» and «LLL». There are significant opportunities for the innovative development of engineering capability in a more coherent way involving industry, government, education and the wider community. It is necessary to take into account the humanistic value of education.

Текст научной работы на тему «Тенденции в развитии высшего технического образования в Российской федерации и за рубежом»

ческой деятельности образования: мало иметь теорию, позволяющую прогнозировать объективное развитие тех ли иных функций, нужно кроме того знать как изменить саму систему образования, чтобы она могла на практике обеспечить качественное выполнение возложенных на нее функций. Сложность решения этой проблемы обусловлена именно тем, что система образования, с одной стороны, сама является частью общественной эволюции и, будучи созданной для выполнения функций передачи накопленных знаний и опыта, она как бы вторична по отношению к общественным изменениям, т. е. в начале что-то изменяется в обществе и поэтому что-то нужно менять в образовании, чтобы оно соответствовало новым требованиям общества.

С другой стороны, образование не только накапливает и передает знания и опыт, но вместе с тем оно еще и источник новых знаний, которые должны трансформироваться в общество. Поэтому система образования является «локомотивом», который выводит общество на новые уровни развития.

Таким образом, следующее противоречие состоит в том, что с одной стороны, образование должно реформироваться в соответствии с происходящими изменениями в обществе (как бы во след новым

требованиям), а с другой — изменения в образовании должны упреждать возникающие в обществе новые требования (как бы предвосхищая и способствуя появлению нового).

Проблема заключается в разрешении противоречий между стремительными изменениями в обществе, обусловливающими новые требования к системе образования, в связи с переходом его в свою постиндустриальную эпоху и недостаточной разработанностью теории изменения социальнопедагогических функций вуза в современном обществе. Для этого необходимо разработать инвариантную структуру социально-педагогических функций образования как социально-генетического механизма общественного развития, теоретически обосновать тенденции развития (эволюцию) социальнопедагогических функций вуза и сформулировать концепцию модернизации миссии вуза в постиндустриальном обществе.

Список литературы

1. Корнетов, Г.Б. Феномен исторически первого типа образования / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2007. — № 2. — С. 3-8.

2. Леднев, В.С. Содержание образования / В.С. Лед-нев. — М.: Высшая школа, 1989.

УДК 378.147

А.Н. Соловьёв, канд. физ.-мат. наук, доцент

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Современное общество обычно характеризуют как «общество знаний» или как «постиндустриальное общество». По мнению А.М. Новикова [1], характеристикой постиндустриального общества стало то, что «класс интеллектуальных служащих играет все большую роль в экономике и политике», а «Россия сегодня находится, очевидно, на переходе от индустриального и делового общества к постиндустриальному».

Ряд традиционных ключевых отраслей экономики (энергетика, водоснабжение, горнодобывающая и металлургическая промышленность, строительство, транспорт) во многих странах испытывает дефицит инженерных кадров. Актуальные проблемы их подготовки активно обсуждаются правительственными и общественными организациями. Интернационализация принципов оценки высшего образования, взаимного признания квалификаций различными странами, повышение мобильности студентов и преподавателей, а также связанное

с этим облегчение трансграничного перемещения рабочей силы должно помочь разрешить проблему дефицита кадров. При этом необходимо учитывать, что в современных условиях темпы обновления технологий, социально-экономической и экологической ситуации настолько велики, что моральное устаревание знаний происходит в течение 4-5 лет. Последнее соображение выдвинуло на передний план парадигму обучения в течение всей жизни (ЬЬЬ) на базе высшего образования, а также тесного сотрудничества «образование-бизнес-общество».

В современной инженерной деятельности происходят значительные изменения, формирующие серьезные «вызовы» существующим системам высшего технического образования. Складываются такие условия производства, ведения бизнеса, такие социальные запросы, которые уже сейчас (или в недалеком будущем) окажут мощное влияние на формы, методы и содержание инженерного образования.

43

Сложность современных инженерных проектов значительно повысилась за счет их комплексности. Действительно, разработчикам и исполнителям необходимо учитывать не только техническую сторону проекта, но также экономические, управленческие, социальные и многие другие аспекты. Комплексность крупных инженерных проектов связана не только и не столько с усложнением задействованных в них технических компонентов. Она определяется большим количеством включенных в совместную деятельность людей и сложной системой связей между ними.

Определяющей характеристикой сложных проектов является неожиданное «появление» таких свойств у создаваемой системы, которые не могли быть предсказаны на основе предварительных знаний обо всех ее подсистемах и отдельных компонентах. Важно, чтобы неожиданно появляющиеся при выполнении проектов «результаты» не приводили к негативным для их участников (и социума в целом) последствиям. Имеются примеры масштабных проектов, приводящих к ухудшению экологической ситуации или к росту безработицы.

Одной из ярких особенностей возрастающей по сложности функциональной системы — современной инженерии—является использование новых бизнес-моделей. В соответствии с инновационными бизнес-моделями, в выполнение проектов включается большое число различных «команд» (стратегических альянсов, венчурных компаний и т. д.). Действия команд должны базироваться на взаимном доверии и быть согласованными для достижения общей цели — получения продукта (результата) наивысшего качества. При совместной работе нескольких «команд» контрактные соглашения включают обязательное условие совместного использования коммерческой информации. Заказчик, проектировщик и конструктор должны быть «открыты» друг другу. Контрактные соглашения предусматривают систему стимулов, нацеленную на поддержку совместной деятельности команд и ее ориентацию на получение наилучшего из возможных результатов в интересах всех участников. Для многих инженеров, привыкших работать только в рамках своих организаций, функционирующих в условиях конкурентной среды, новый способ «делать» бизнес оказывается личностным и профессиональным «вызовом».

Преодоление психологического барьера подобного типа является сложной проблемой. Решение подобных задач требует развития нового типа инженерного мышления, специальной психолого-педагогической подготовки, формирования разносторонних личностных и социальнопрофессиональных компетенций выпускников вузов. Процессом трансформации знаний в компетенции должен управлять преподаватель. Знания, приобретаемые в процессе обучения, преобразуют-

44

ся в компетенции только в том случае, если преподаватель «встраивает» их в структуру формирующегося профессионального поведения специалиста. Функционально активные знания не забываются, а «присваиваются», последовательно пополняя личностный интеллектуальный капитал, необходимый для творческой работы инженера. Таким образом, актуален междисциплинарный синергетический подход к высшему техническому образованию [2].

Статистические данные показывают, что в развитых странах средний возраст инженерного состава в таких важных отраслях, как горнодобывающая промышленность, энергетика, строительство весьма высок. Вот несколько примеров. Через 10-15 лет 50 % инженеров Австралии достигнут пенсионного возраста [3]; в Германии прогнозируется нехватка 42 000 инженеров к 2014 году [4]; по данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, в Канаде к 2050 году доля пенсионеров (старше 65 лет) возрастет по отношению к трудоспособному населению с 20 % до 45 %. Кроме прямой потери кадров, «старение» инженерного корпуса приводит к утрате накопленного опыта и преемственности поколений.

Как отмечают многие исследователи проблем инженерного образования, интерес к естественным наукам, математике и инженерной профессии падает среди молодежи развитых стран, но остается высоким в развивающихся странах. Следствием этого является недостаток желающих поступать в технические вузы на востребованные на рынке труда инженерные специальности (исключением являются специальности, связанные с компьютерами). Таким образом, можно констатировать, что в среде молодежи, желающей получить высшее инженерное образование, наметилось разделение на «белых воротничков» — компьютерщиков и «синих воротничков» — инженеров, связанных непосредственно с промышленным производством, строительством, добычей полезных ископаемых и т. д. Это показывает, что менталитет молодого поколения формируется под воздействием реалий постиндустриального общества, но он не позволяет удовлетворить потребности существующего рынка труда путем сбалансированного по отраслям выпуска специалистов.

Учитывая ментальные установки национальных абитуриентов, правительства экономически развитых стран рассчитывают заполнить дефицит кадров в указанных отраслях за счет привлечения студентов из стран Азии и Африки, многие из которых по окончании вузов останутся в стране, где получили высшее образование.

Рост численности приезжающих на обучение зарубежных студентов и повышение конкурентоспособности национального образования на мировом рынке образовательных услуг зависит от ряда факторов. Например, в США — это активная политика правительства, в Великобритании — ак-

тивность Британского совета, во Франции и Финляндии — бесплатность обучения, в странах континентальной Европы — преподавание в вузах на английском языке и т. д.

Возможным решением «проблемы поколений» на национальном уровне, кроме привлечения иностранных студентов, является сотрудничество между промышленностью, образованием, правительством и широкой общественностью. Необходимо шире пропагандировать непрестижные инженерные профессии в средствах массовой информации, проявлять другие полезные инициативы.

Проблема поколений, проявляющаяся также в низком интересе к точным наукам и недостаточном уровне подготовки по этим дисциплинам для обучения в техническом вузе, исследована автором статьи в работе [5].

При обсуждении проблем математической и естественно-научной подготовки студентов технических специальностей в соответствующих публикациях отмечается общая проблема — низкая мотивация студентов к учебе. В свою очередь, формирование и развитие мотивации—это системный процесс, определяемый воспитанием, осуществляемым в условиях определенной социальной обстановки. Очевидно, что в значительной степени корректировка недостатков в развитии мотивации студентов младших курсов может быть осуществлена за счет грамотной профессиональной ориентации абитуриентов, а также путем внедрения методик преподавания, целенаправленно ориентированных на развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.

Следовательно, одни и те же объективные и субъективные негативные факторы, влияющие на качество высшего инженерного образования, действуют во многих европейских странах, что позволяет объединить их усилия в преодолении этих факторов.

В Российской Федерации начиная с 2000 года происходит неуклонное снижение численности студентов, обучающихся по направлению подготовки «технические науки». Если в 1999/2000 учебном году таких студентов было 140 993 чел., то в 2003/2004 — только 119 416 чел. (количество инженерных вузов осталось практически неизменным). Одновременно растет число студентов в гуманитарных и социально-экономических вузах. На фоне демографического спада это может привести к растущим диспропорциям в экономике, дефициту квалифицированных специалистов в высокотехнологичных отраслях экономики, усугублению социального противоречия между потребностями рынка труда, с одной стороны, и предложениями рынка образовательных услуг — с другой.

В условиях начавшегося в 2008 году мирового экономического кризиса высшей технической школе предстоит решать в ближайшее время следующие задачи.

1. Оптимизация трудоустройства выпускников. Безусловно, в условиях сокращающегося производства выпускникам технических вузов будет сложно устроиться на работу. Правительство РФ предлагает увеличить прием выпускников вузов на обучение по программам магистратуры и аспирантуры, т. е. готовить кадры высшей квалификации, делая акцент именно на технических специальностях.

2. Ориентация выпускников технических вузов на занятие научно-исследовательской работой, привлечение молодых талантливых людей в ряды преподавателей технических дисциплин. Это поможет «омолодить» преподавательский корпус и решить проблемы конкурентоспособности российского высшего образования.

3. Участие высшей технической школы в реализации региональных программ содействия занятости, расширение работы по оказанию помощи в переквалификации, получении дополнительного образования населением.

В США и во многих европейских странах считается, что расширение приема в технические вузы и пополнение инженерного корпуса возможно за счет более широкого привлечения женщин в инженерные профессии, которые традиционно принято считать «неженскими».

В 2008 году, по официальным данным Госкомстата, численность населения РФ составила 142 млн чел. Из них женщин более чем на 10 млн больше. Однако численность занятых в экономике мужчин и женщин была уже почти равная. Среди специалистов высшего уровня квалификации в области естественных и технических наук соотношение мужчин и женщин составляет примерно 2:1.

Для системы подготовки высококвалифицированных технических кадров в РФ также характерна гендерная асимметрия, которая проявляется в том, что при общей большей численности женщин, обучающихся в вузах, 58 %, по техническим и физикоматематическим специальностям обучаются в основном мужчины. Наибольшая асимметрия в пользу мужчин наблюдается по таким специальностям, как «Энергетика, энергетическое машиностроение и материалообработка», — 84 0%, «Транспортные средства» — 84 %, «Авиационная и ракетнокосмическая техника» — 83 % и др.

Образование, будучи профессионально организованным процессом приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры, представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. Образование связано с другими сферами общественной жизни: экономикой, политикой, духовной сферой. Для реализации концепции непрерывного образования необходимо считать элементами подсистемы «образование» сети образовательных учреждений по уровням образования (начальное, среднее, высшее, послевузов-

ское). Каждый из элементов может быть рассмотрен как подсистема, связанная с остальными элементами более широкой системы взаимодействиями различной природы.

Для получения модели, адекватной действительности, необходимо учитывать внешние связи и воздействия, поступающие из других сфер общественной жизни. Использование теории систем может позволить разработать принципы целенаправленного управления. Управление системой на основе обратной связи, согласно теории, должно быть построено на принципах системных приоритетов. Для института высшего образования, который играет важную роль в современном «обществе знаний», системные приоритеты формируются исходя из хорошо известных социальных функций образования: гуманистической, профессионально-экономической, социально-политической, культурной и адаптационной. Эти приоритеты накладывают свои особенности на формирование системных целей, формулировка которых необходима для выработки управляющих воздействий. При заключении современных международных соглашений в области высшего образования и обсуждении хода их реализации данным приоритетам уделено большое внимание.

В преамбуле к Лиссабонской конвенции 1997 года записано, что «право на образование является одним из прав человека и высшее образование, которое служит ключевым фактором расширения и развития знаний, представляет собой исключительно ценное культурное и научное достояние как для каждого человека, так и для общества».

Профессор Жозе Медем, являвшийся президентом Всемирной федерации инженерного образования WFEO до 2002 года, в 2000 году на симпозиуме Ю1Р в Биле (Швейцария) сформулировал следующие требования к инженеру и соответственно к инженерному образованию:

• применение математики, науки и технологии для планирования своей деятельности и конструирования систем, процессов и машин;

• формулировка и решение комплексных инженерных проблем;

• учет влияния деятельности инженера на окружающую среду, а также возможных экономических и социальных последствий;

• эффективность и понятность предлагаемых инженерных решений;

• совершенствование своего профессионального образования в течение всей жизни;

• действия согласно служебной этике. Необходимость учета упомянутых соображений

отражена, в частности, в резолюции совещания министров образования в Левене (апрель 2009 г.), посвященного ходу реализации Болонского процесса.

Ярким примером такого сотрудничества институтов инженерного образования, промышленности

46

и науки является созданная в 2005 году Международная федерация обществ по инженерному образованию (IFEES), которая включает в себя не только различные образовательные сообщества, но и промышленные корпорации.

В рамках одной страны эта идея была реализована в Австралии, которая стремится занять одно из лидирующих положений на международном рынке образовательных услуг. В Австралии создана [3] структура под названием «Advanced Engineering Capability Network», которое можно перевести на русский язык как «Интернет-сообщество по развитию инженерных ресурсов».

В это сообщество, созданное на основе информационного портала, входят инженерные организации, промышленные и профессиональные ассоциации, правительственные агентства, университеты, исследовательские организации, техникумы, школы, общественные союзы. В наши дни это действительно эффективный путь для внедрения инноваций в инженерное образование и решения проблем развития инженерного потенциала за счет использования резервов взаимодействия производства, государства, образования, бизнеса и широкой общественности. Особенно важным представляется вывод Д. Радклифа [3] о том, что развитие инженерных ресурсов включает в себя не только само инженерное образование, но и предшествующую ему школьную подготовку, а также процесс постоянного повышения квалификации.

Исходя из того, что проблемы, возникающие в высшем техническом образовании разных стран идентичны, можно использовать сходные системные подходы для их решения.

Основными концепциями, господствующими в настоящее время, можно считать:

1. Приверженность гуманистическим принципам.

2. Переход к «студентоцентрированному» образованию, т. е. от научения к приобретению знаний.

3. Схема «LLL» — обучение в течение всей жизни.

Успешность реализация этих концепций определяется наличием достаточно сильной мотивации у обучающихся, реальным объединением усилий государства, бизнеса, промышленности, науки и образования (без упрощенного подхода, что «заказчик», т. е. бизнес-структуры, промышленность, должен диктовать условия по содержанию высшего технического образования).

Для успешного совершенствования инженерного образования на основе сформулированных концепций необходимо [5]:

• создание положительного имиджа технического образования;

• мотивация школьников к изучению математики и естественных наук (например, положи-

тельный опыт физико-математических школ в СССР или активно пропагандируемая «программа К-12» в США);

• создание в стране реальной системы «LLL».

Список литературы

1. Новиков, А.М. Труд в обществе знаний / А.М. Новиков // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2009. — № 5(36). — С. 9-13.

2. Кубрушко, П.Ф. Новые аспекты анализа содержания образования / П.Ф. Кубрушко // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2009. — № 5(36). — С. 14-17.

3. Radcliffe, D.F. Global Challenges Facing Engineering Education: Opportunities for Innovation / D.F. Radcliffe // 35 International IGIP Symposium. Book of Abstracts. Tallinn, 2006. — P. 27-43.

4. Ruhland W., Bieber R., Porzig F. «Shortage ofEngineers in Germany Shortage ofEngineering Students at German Universities. What Can Be Done?» Engineering Competencies — Traditions and Innovations / W. Ruhland, R. Bieber, F. Porzig // Proc. Of the 37th International IGIP Symposium, 2008. — P. 80-81.

5. Соловьев, А.Н. Анализ факторов, влияющих на математическую подготовку во втузе в современных условиях / А.Н.Соловьев // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2009. — № 5(36). — С. 36-41.

УДК 378+371

Н.Н. Иванова, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Быстро изменяющиеся требования к содержанию и результатам труда, появление на предприятиях и в организациях потребности в самоуправляющихся командах ставят перед системой профессионального образования задачу подготовки специалистов, обладающих лидерскими качествами. Так как человеческие ресурсы составляют основу производственного процесса, то наличие таких людей в организации — одно из условий успешности функционирования бизнеса в современных условиях, поскольку определяет эффективность работы персонала, что приводит в конечном счете к повышению производительности труда и определяет эффективность деятельности организации.

Развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности определяет ее профессиональное становление [1]. Изменения, которые происходят с личностью в ходе этого процесса, отражаются в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передавать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями. Техникотехнологический уровень деятельности, компетентность, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал специалиста, а противоречие между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем деятельности становится движущей силой его развития.

Сегодня для профессионального успеха человека все большее значение имеют индивидуальнопсихологические факторы. Важны не только интел-

лектуальные способности (^) специалиста, но и такие способности, как умение слушать собеседника и точно выражать свои мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах (EQ — эмоциональный интеллект). Индивидуальнотипологические особенности взаимодействия человека с окружающей средой определяют индивидуальный стиль деятельности, который является средством эффективного приспособления к профессиональной деятельности и ее объективным требованиям. Несмотря на то, что современная концепция обучения ориентирована на личность, на продвижение людей, обладающих талантом руководителя, она не гарантирует подготовку специалистов с заданными профессиональными качествами. Поэтому особое значение для любой современной организации имеет профессиональный отбор претендентов на вакантные должности и прежде всего на должности руководителей разного уровня.

Проблеме профессионального становления личности уделяли внимание такие ученые, как

Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, Е.М. Иванова, Е.А.Кли-мов, А.К. Маркова, А.Ю. Панасюк, В.Д. Шадриков и другие.

Проблемой выявления лидерских качеств у человека занимались многие ученые, среди них М.Ве-бер, К. Левин, Дж. Граен, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт, П. Херши, К. Бланшар, Ф. Фидлер, Т. Бэсс, Р. Блейк, Д. Моутон и другие.

Проблемой развития эмоционального интеллекта, обеспечивающего способность хорошего организатора к бесконфликтному поведению, зани-

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.