Научная статья на тему 'Тенденции в развитии видов туризма в Пермском крае'

Тенденции в развитии видов туризма в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1230
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ВИДЫ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ / СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА В ПЕРМСКОМ КРАЕ / TOURISM / LIFE CYCLE / TYPES OF TOURISM / LIFE CYCLE OF TYPES OF TOURISM / TOURISM IN PERM REGION / STAGES OF LIFE CYCLE / STAGES OF DEVELOPMENT OF TYPES OF TOURISM

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Зырянов Александр Иванович, Мышлявцева Светлана Эдуардовна, Болдырева Злата Валерьевна, Воробьева Анастасия Сергеевна, Дмитренко Любовь Юрьевна

В статье рассматриваются тенденции развития видов туризма, представленных в Пермском крае, путем изучения их жизненного цикла. Проанализировав современное состояние востребованных видов туризма, присущих территории Пермского края, и определив стадии их развития, авторы обозначили современный этап в жизненном цикле некоторых видов туризма. Эти характеристики позволят предприятиям туризма продлевать, по возможности, жизненный цикл, а также минимизировать потери на определенных стадиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Зырянов Александр Иванович, Мышлявцева Светлана Эдуардовна, Болдырева Злата Валерьевна, Воробьева Анастасия Сергеевна, Дмитренко Любовь Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES IN DEVELOPMENT OF TYPES OF TOURISM IN PERM REGION

This article considers some features in development of types of tourism in Perm Region, by means of studying of their life cycle. Each type of tourism has the life cycle, as well as tourist product. During this life cycle each type of tourism is demanded by society. This life cycle includes the following stages: origin, development, saturation, stagnation, decline, disappearance or repeated development. Authors of this article analysed modern features of types of tourism in Perm Region and defined stages of their development. Then authors defined modern situation in life cycle of types of tourism. This distribution can help to extend life cycle to the tourism enterprises and also to minimize losses at certain stages.

Текст научной работы на тему «Тенденции в развитии видов туризма в Пермском крае»

ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ

796.5 (470.53)

А.И. Зырянов, С.Э. Мышлявцева, З.В. Болдырева, A.C. Воробьева, Л.Ю. Дмитренко ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ВИДОВ ТУРИЗМА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

В статье рассматриваются тенденции развития видов туризма, представленных в Пермском крае, путем изучения их жизненного цикла. Проанализировав современное состояние востребованных видов туризма, присущих территории Пермского края, и определив стадии их развития, авторы обозначили современный этап в жизненном цикле некоторых видов туризма. Эти характеристики позволят предприятиям туризма продлевать, по возможности, жизненный цикл, а также минимизировать потери на определенных стадиях.

Ключевые слова: туризм; жизненный цикл; виды туризма; туризм в Пермском крае; стадии жизненного цикла; стадии развития видов туризма в Пермском крае

Изучение развития отдельных видов туризма территории интересная практическая задача. К ее решению можно подойти с позиций теории жизненного цикла. В теории жизненного цикла выделяют следующие стадии - зарождение, развитие, насыщение, стагнация, упадок, исчезновение. Применив положения этой теории к характеристике видов туризма, существующих в Пермском крае, пришли к выводу, что все они находятся на разной стадии развития.

Анализ, проведенный в работе, затрагивает продолжительный период времени с момента зарождения того или иного вида туризма до его современного состояния, для некоторых видов он составляет сто лет. В силу специфики объекта, а так же продолжительного временного существования того или иного вида туризма провести анализ жизненного цикла возможно при использовании ряда качественных критериев, а так же с применением метода экспертных оценок. Каждая стадия может быть диагностирована по следующим признакам:

1. Зарождение. На этом начальном этапе появляются первые упоминания о туристских путешествиях данного вида в путеводителях и других средствах туристской информации. Появляющаяся информация связана не с описанием маршрутов, а с характеристикой объектов и общих туристских возможностей. Организуются единичные путешествия. Появляются первые транспортные пути в районе путешествия или подъезды к нему с точки зрения путешествий данного вида туризма. Устойчивые маршруты пока не сложились, поскольку интерес в обществе к данному виду туризма и спрос на него не появились. Есть лишь предвестники зарождающейся потребности в виде интереса в среде творческих людей из сферы науки, искусства или бизнеса.

На этапе зарождения в Пермском крае находится сельский туризм. Информация о данном виде туризма представляет собой сведения о зарубежных достижениях и о программах его развития в некоторых регионах России, относительно удаленных от Пермского края (Калининградская область, республика Алтай). Вместе с тем есть понимание перспективности данной деятельности в регионе: появляются отдельные публикации научного характера; выставляется информация на туристских выставках. Конкретные туристские предложения в регионе пока единичны, но появляются яркие

* Зырянов А.И., Мышлявцева С.Э., Болдырева З.В., Воробьева A.C., Дмитренко Л.Ю.., 2012

Зырянов Александр Иванович, доктор географических наук, доцент, профессор, декан географического факультета, заведующий кафедрой туризма Пермского государственного национального исследовательского университета; 614990 Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15; ziryanov@psu.ra

Мышлявцева Светлана Эдуардовна, кандидат географических наук, доцент кафедры туризма Пермского государственного национального исследовательского университета; 614990 Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15; mushl_sve@mail.ru; turizml@psu.ru

Болдарева Злата Валерьевна, магистрант кафедры туризма Пермского государственного национального исследовательского университета; 614990 Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15; zlatik07@mail.ru Воробьева Анастасия Сергеевна, магистрант кафедры туризма Пермского государственного национального исследовательского университета; 614990 Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15; nasti-i-i.88@mail.ru Дмитренко Любовь Юрьевна, магистрант кафедры туризма Пермского государственного национального исследовательского университета; 614990 Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15; lyubochka.perm@gmail.com

(Кунгурский район), однако устойчивого спроса нет несмотря на то, что потребность есть. Абсолютный объем туристского потока в сельском туризме в Пермском крае относительно численности городского населения не просто незначителен, а незаметен. Инфраструктура в виде средств размещения почти не создается. Не сформировалась благоприятная социально-экономическая среда сельского туризма в крае, так как опыта и культуры работы в сельском туризме в Пермском крае не накоплено.

2. Развитие. Этап развития можно разделить на стадии: слабого развития, развития и расцвета (устойчивое развитие сформированной отрасли). На этом этапе информация в путеводителях и других источниках о данном виде туризма распространяется все активнее, появляются маршруты, они становятся популярнее. Формируется туристская маршрутная сеть на территории. Появляется туристская инфраструктура для данной туристско-рекреационной деятельности. Все активнее обеспечивается инвестициями строительство туристских объектов. Появляются крупные девелоперские проекты для развития данного вида туризма. Объемы туристских потоков вырастают до значительной доли данного вида туризма (от 5 до 25%) в общих туристских перемещениях. Интерес в обществе к данному виду туризма высок и не снижается. Много туристских предложений на рынке. Большой слой людей включает данный вид деятельности в свои планы. Эта деятельность становится модной, современной, привлекательной.

На этапе развития в Пермском крае находится горнолыжный туризм. Потребности в данном виде туристско-рекреационной деятельности в регионе высокие и спрос устойчивый. Специализированная туристская инфраструктура создана и расширяется. Почти ежегодно вводятся в эксплуатацию новые горнолыжные базы. Создаются проекты крупных горнолыжных комплексов и центров зимнего отдыха в крае. Рассматривается возможность вывода данного вида деятельности на более высокий уровень (всероссийский, международный). Ведется новое строительство сразу в нескольких местах края. Высока степень загруженности горнолыжных подъемников и трасс в зимний сезон, который имеет лишь небольшие спады в объемах обслуживания, особенно в морозные, дождливые или малоснежные периоды. Устойчив спрос на снаряжение для зимнего отдыха. Число людей, пользующихся данным видом туризма и отдыха в Пермском крае, превышает аналогичный показатель во многих других регионах Европейской части России. Информирование о предложениях осуществляется по различным средствам информации и формам коммуникаций. К электронным и бумажным носителям информации нередко добавляется наружная, уличная реклама. В Пермском крае сложилась горнолыжная рекреация как массовая деятельность людей и как отрасль экономики (при этом ежегодно объемы растут, а потребность и спрос не ослабевают).

3. Насыщение. Эта стадия характеризуется сильным замедлением роста объемов туристских потоков. Рынок устоялся; новые субъекты в данном виде туризма на рынке не появляются. Принципиально новых предложений, касающихся дестинаций или туристских программ, на рынке нет. Спрос большой, и доля рынка данного вида туризма велика, но доходы компаний, занимающихся этой деятельностью, не растут, а несколько снижаются. Сокращаются инвестиции в туристскую инфраструктуру. Средства тратятся в основном на ее поддержание.

На стадии насыщения находится в Пермском крае водный туризм, т.е. сплавы по рекам. Это очень популярный вид туристско-рекреационной деятельности. В водных спортивных путешествиях по рекам региона участвует более 100 тыс. чел. в год. Сформировались традиции и мода на этот вид отдыха в регионе. Однако водный туризм, несмотря на большую массовость, связан лишь с рядом устоявшихся районов. Активно используются только определенные, одни и те же участки одних и тех же рек. Туристская емкость этих участков почти исчерпана. Остро стоит проблема замусоренности берегов и утилизации бытовых отходов в населенных пунктов и в местах стоянок по маршрутам. При этом не предлагаются новые дестинации, не осваиваются новые реки и интерес к данному виду туризма не возрастает. Информационная поддержка данного вида туризма начинает ослабевать. Выставочная активность высока, но не обновляется по предложениям. Доходы туристских компаний, отправляющих в водные путешествия, растут слабо. Число официальных туроператоров, действующих на этом рынке, почти не увеличивается, но и не сокращается. Наступает время, когда водному туризму в Пермском крае требуются изменения в географическом, технологическом и маркетинговом отношениях.

4. Стагнация. Для вида туризма на этой стадии характерна смена роста размера туристского потока на некоторый спад. Отмечается отсутствие не только новых предложений, но и заметного развития интереса в обществе в целом и в бизнесе в частности к данному виду туризма. Этот вид

туризма может быть особенно важным для каких-то определенных сегментов и групп людей, поскольку здесь мало туристских инноваций. Почти не вводятся в строй новые объекты туристской инфраструктуры. Туристские компании и территориальные органы управления начинают рассматривать такие виды туризма как традиционные, а иногда и дополнительные. Туристская информация специализирована и относительно экономна по затратам.

В стадии стагнации, по-видимому, находится в Пермском крае познавательный туризм. Это связано с тем, что размер туристского потока не увеличивается. Число популярных музеев в регионе не велико. Традиционно число посещений музеев и других экскурсионных объектов в Пермском крае значительно - около 900 тыс. чел. в 2009 г. Однако новые музеи открываются редко, новые площади и помещения почти не сдаются в эксплуатацию, а старые ветшают. Потребности в познавательном туризме по-прежнему велики. Об этом свидетельствует значительный постоянный поток экскурсантов в некоторые музеи и объекты региона, а также положительная реакция на некоторые новые предложения, появляющиеся в регионе, однако спрос в целом не увеличивается, а сокращается.

5. Упадок. Это стадия спада интереса к данному виду туризма, резкого сокращения числа подобных путешествий. Информирование для данного вида туризма происходит в основном не специально, а в общем и автоматически. Сеть маршрутов заменяется отдельными маршрутами. Протяженные в недалеком прошлом маршруты трансформируются в их действующие небольшие отрезки. Территории, вчера представляющие собой туристские районы для данного вида туризма, сегодня выведены из туристского пользования по причинам другого хозяйственного использования или в результате заповедования. Транспортная сеть изменяется таким образом, что не способствует проведению подобных путешествий. Сокращается число путешествий, численность туристов. Туроператоры предлагают малое разнообразие путешествий данного вида туризма. Сокращается сегмент участников такой деятельности.

На стадии спада, по нашему мнению, в Пермском крае находится классический вид туризма -пешеходный туризм. Пешеходный туризм переживал расцвет в регионе в 60-е - 70-е гг. В это время вся горная территория Пермской области была покрыта сетью маршрутов. Были нахожены тропы. Многочисленные клубы самодеятельного туризма отправляли в пешеходные путешествия основную массу активных туристов в Прикамье. В это время были созданы классические путеводители, которые не потеряли актуальность и по сей день, а по замыслу и качеству являются непревзойденными до сих пор. Туристские пешеходные маршруты выходного дня и немногодневные были проложены и использовались на территориях почти всех административных районов. Сейчас по различным причинам число пешеходных путешествий резко сократилось, протяженность маршрутов упала, тропы исчезли, превратившись в короткие тропинки от автодорог и рек к экскурсионным объектам. Лесовозная дорожная сеть и множество узкоколеек - удобный путь подъездов непосредственно к туристским районам сократилась или свелась на нет. Туристские клубы промышленных предприятий и вузов модифицировались или исчезли. Популярные туристские районы превратились в государственные заповедники и стали недоступны или не очень доступны для туристов-пешеходников.

6. Исчезновение. Некоторые виды туризма, развитые в Пермском крае ранее, сейчас не существуют или практически не существуют. При этом для исчезновения каждого из таких видов туризма в Пермском крае есть свои причины. Они связаны с изменением ориентиров и потребностей в обществе, с изменением в распространении транспортных средств и т.д. Это выражается в отсутствии какого-либо туристского предложения. По нашему мнению, на стадии исчезновения в Пермском крае находится конный туризм, что связано с резким падением коневодства в регионе, сокращением поголовья лошадей и в целом с социально-экономическими изменениями в сельской местности.

Стадии циклов развития и современное положение видов туризма в Пермском крае показаны в таблице (таблица).

Исследование жизненного цикла видов туризма осложняется тем, что отдельный вид трудно выделяем. Одно конкретное путешествие можно иногда отнести сразу к нескольким видам.

Как было отмечено, понимание ситуации в каждом виде туризма позволяет планировать туристский бизнес, развивать территорию, масштабно продвигать туристские продукты. И если туристский продукт - это ряд компонентов, то отметим, что виды туризма очень тесно взаимодействуют друг с другом, поэтому вычленить какой-то конкретный бывает сложно. Также не

всегда отдельный вид туризма существует автономно, встречаясь исключительно в комплексе с другими видами туризма.

Стадии развития видов туризма в Пермском крае

Стадия развития Вид туризма

Зарождение Сельский туризм Культурно-событийный туризм Туризм на снегоходах и другие экстраприключенческие виды

Рост Велотуризм Экологический туризм Паломнический туризм Событийный туризм

Расцвет Горнолыжный туризм Автотуризм

Насыщение Деловой туризм Водный спортивный туризм Рыболовный туризм Охотничий туризм

Стагнация Бальнеологический туризм Познавательный туризм

Спад Речные круизы Спелеотуризм Пешеходный туризм Лыжный туризм

Исчезновение Конный туризм

Сложно пытаться анализировать жизненный цикл вида туризма при условии, что за взятый период времени меняются люди, техника, наука. В настоящее время сложно представить какой-либо туристский продукт без автомобиля, но можно ли считать перемещение в каком-либо туристском продукте из пункта А в пункт Б отдельным видом туризма?

Могут быть варианты поездок, включающие комбинированные виды передвижения. Распространены туры с арендой автомашин на месте. Есть турпакеты услуг, включающие перевозку туристов на самолете и аренду автомашины в аэропорту прибытия. Какие средства перевозки являются предпочтительными - решают многие факторы экономики и состояния инфраструктуры дестинации, системы сообщений, предмет и цель туристского путешествия. В общем случае для туриста важен именно временной фактор и для значительной части туров этап перевозки является вспомогательным (транспортным) элементом тура. Иными словами, можем ли мы выделить из данных пакетов отдельно такой вид туризма, как автотуризм?

Принято считать автотуризм как разновидность спортивного туризма, а соответственно вид спорта, по которому проводятся соревнования, присуждаются разряды и звания. Для этого необходимы наличия препятствий, которыми в данном случае могут быть качество дороги, пересеченность местности и абсолютная высота. В спортивных целях организуются сложные туристские маршруты и соревнования. Self-drive tour - тур, в котором туристу предоставляется возможность взять в аренду автомобиль или следовать на собственном по согласованному маршруту. Туристское агентство заказывает для туристов стоянки в кемпингах, отели, питание, предоставляет подробные карты, рекомендует наиболее выгодный и интересный маршрут путешествия, оформляет транзитные визы, страховку транспорта, отслеживает передвижение путешественников, организует помощь при необходимости. Но есть категория путешественников, для которых целью путешествия не является автотуризм, но они не способны расстаться со своей любимой автомашиной даже в отпуске. Они, получив массу транзитных виз, едут по сложным маршрутам через несколько стран. Здесь автомобиль выступает всего лишь как механизм для достижения цели путешественника, поэтому можно ли говорить в данном случае об автотуризме? Ведь никто не говорит о железнодорожном туризме или авиатуризме, хотя зачастую до места отдыха люди добираются

именно самолётом. Но существует такое понятие, как автобусные туры, где не преследуется цель -катания на автобусах, но тем не менее как отдельный вид туризма он имеет право на жизнь.

Итак, некоторые виды туризма встречаются, как правило, в совокупности с другими, зачастую с познавательным. Вычленить их, обозначить границы и понять, когда операция по достижению цели становится видом туризма, сложно.

Если рассматривать виды туризма с позиции жизненных циклов, то можно проследить одну уникальную особенность, которая не присуща жизненным циклам продуктов. Заключается она в том, что виды туризма проходят все аналогичные стадии, как и любой продукт, но после стадии упадка может наступить не стадия исчезновения, а снова стадия расцвета. Это может быть связано с изменением моды и предпочтений людей. Происходят модернизация оборудования, изменение маршрутов, и вновь начинает расти его популярность. Примером волнообразного развития может служить познавательный туризм, который имел пик своего развития в 80-е гг., но уже через 10 лет интерес к нему пошел на спад. В настоящее время мы можем наблюдать вторую волну развития данного вида туризма, поскольку восстанавливаются разрушенные музеи и создаются новые оснащенные всеми возможными техническими приспособлениями, что делает их посещение более удобным и приятным.

Резюмируя сказанное, можно предположить, что изучение жизненного цикла видов туризма на каждой территории позволит более обоснованно выстроить стратегии их туристского развития.

A.I. Zyrianov, S.E. Myshlyavtseva, Z.V. Boldareva, A.S. Vorobyova, L.Y. Dmitrenko

TENDENCIES IN DEVELOPMENT OF TYPES OF TOURISM IN PERM REGION

This article considers some features in development of types of tourism in Perm Region, by means of studying of their life cycle.

Each type of tourism has the life cycle, as well as tourist product. During this life cycle each type of tourism is demanded by society. This life cycle includes the following stages: origin, development, saturation, stagnation, decline, disappearance or repeated development.

Authors of this article analysed modern features of types of tourism in Perm Region and defined stages of their development. Then authors defined modern situation in life cycle of types of tourism.

This distribution can help to extend life cycle to the tourism enterprises and also to minimize losses at certain stages.

Keywords: tourism, life cycle, types of tourism, life cycle of types of tourism, tourism in Perm Region, stages of life cycle, stages of development of types of tourism.

Aleksandr I. Ziryanov, Doctor of Geography, Reader, Professor, Head of Department of Tourism, Dean of Faculty of Geography, Perm State University; 15 Bukireva, Perm, Russia 614990; ziryanov@psu.ru

Svetlana E. Myshlyavtseva, Candidate of Geography, Reader, Department of Tourism, Perm State University; 15 Bukireva, Perm, Russia 614990; mushl_sve@mail.ru; turizml@psu.ru

Zlata V. Boldareva, Master's Degree Student, Department of Tourism, Perm State University; 15 Bukireva, Perm, Russia 614990; zlatik07@mail.ru

Anastasiya S. Vorobyova, Master's Degree student, Department of Tourism, Perm State University; 15 Bukireva, Perm, Russia 614990; nasti-i-i.88@mail.ru

Lubov Yu. Dmitrenko, Master's Degree Student, Department of Tourism, Perm State University; 15 Bukireva, Perm, Russia 614990; lyubochka.perm@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.