Научная статья на тему 'Тенденции в исследовании корпоративной социальной ответственности: библиометрический анализ'

Тенденции в исследовании корпоративной социальной ответственности: библиометрический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / WEB OF SCIENCE / VOSVIEWER И CITNETEXPLORER / КЛАСТЕР / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / BIBLIOMETRIC ANALYSIS / VOSVIEWER AND CITNETEXPLORER / CLUSTER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бахматова Татьяна Георгиевна, Самбаева Цындыма Баировна

Концепция корпоративной социальной ответственности становится все более влиятельной в мировом академическом и бизнес-сообществе, оставаясь при этом предметом многочисленных дискуссий. Для понимания направленности исследований важное значение имеет картирование науки с помощью инструментов библиометрического анализа, включающее определение кластеров публикаций, наиболее «влиятельных» ученых, исследовательских структур и т.п. Анализ структуры и динамики исследований корпоративной социальной ответственности был проведен в марте 2019 года на основе базы данных (и аналитических ресурсов) платформы Web of Science, а также программ CitNetExplorer, VOSviewer. Описаны сущностные характеристики корпоративной социальной ответственности в ее современном понимании. Проанализированы самые резонансные (наиболее цитируемые) публикации, определены наиболее значимые направления (кластеры) исследований и дискуссионные проблемные поля. Выявлены перспективные области исследования по проблемам корпоративной социальной ответственности в мировой академической науке, связанные с новыми требованиями и стандартами, необходимостью вовлекать в социальную ответственность организации малого и среднего бизнеса, механизмами продвижения концепции. Применение инструментов библиометрического анализа подтвердило их эффективность при обработке большого массива данных для отображения тенденций и перспектив научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бахматова Татьяна Георгиевна, Самбаева Цындыма Баировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE RESEARCH OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY: BIBLIOMETRIC ANALYSIS

The concept of corporate social responsibility is becoming increasingly influential in the global academic and business community, while remaining the subject of much debate. To understand the focus of research, science mapping with the help of bibliometric analysis tools is important, including the definition of clusters of publications, the most «influential» scientists, research structures, etc. The analysis of the structure and dynamics of corporate social responsibility research was conducted in March 2019 based on the database of Web of Science platform and CitNetExplorer, VOSviewer programs. The essential characteristics of corporate social responsibility in its modern sense are described. The most cited publications are analyzed, the most significant areas (clusters) of research and debatable problem fields are specified. The authors also identify some promising areas of research on corporate social responsibility in world academic science related to new requirements and standards and to the need of involving small and medium-sized businesses in social responsibility, as well as mechanisms to promote the concept. The use of bibliometrics instruments confirmed their effectiveness in analyzing a large body of data for showing trends and prospects for scientific research.

Текст научной работы на тему «Тенденции в исследовании корпоративной социальной ответственности: библиометрический анализ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 3 (55), с. 18-25

УДК 338

ТЕНДЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2019 г. Т.Г. Бахматова, Ц.Б. Самбаева

Бахматова Татьяна Георгиевна, к.э.н.; доц.; доцент кафедры социологии и психологии Байкальского государственного университета, Иркутск bakhmat@mail.ru

Самбаева Цындыма Баировна, студент Байкальского государственного университета, Иркутск

sambaevatsyndyma@mail.ru

Статья поступили еродикцию 19.04.2019 Статья принята к публикации 31.07.2019

Концепция корпоративной социальной ответственности становится все более влиятельной в мировом академическом и бизнес-сообществе, оставаясь при этом предметом многочисленных дискуссий. Для понимания направленности исследований важное значение имеет картирование науки с помощью инструментов библиометрического анализа, включающее определение кластеров публикаций, наиболее «влиятельных» ученых, исследовательских структур и т.п. Анализ структуры и динамики исследований корпоративной социальной ответственности был проведен в марте 2019 года на основе базы данных (и аналитических ресурсов) платформы Web of Science, а также программ CitNetExplorer, VOSviewer. Описаны сущностные характеристики корпоративной социальной ответственности в ее современном понимании. Проанализированы самые резонансные (наиболее цитируемые) публикации, определены наиболее значимые направления (кластеры) исследований и дискуссионные проблемные поля. Выявлены перспективные области исследования по проблемам корпоративной социальной ответственности в мировой академической науке, связанные с новыми требованиями и стандартами, необходимостью вовлекать в социальную ответственность организации малого и среднего бизнеса, механизмами продвижения концепции. Применение инструментов библиометрического анализа подтвердило их эффективность при обработке большого массива данных для отображения тенденций и перспектив научных исследований.

Ключоеыо слоеа: корпоративная социальная ответственность, библиометрический анализ, Web of Science, VOSviewer и CitNetExplorer, кластер.

Введение

Термин «корпоративная социальная ответственность» впервые появился в 1953 г. в работе Г. Боуена «Социальная ответственность бизнесмена». Сущность социальной ответственности бизнеса, по мнению автора, «состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества» [1, р. 6]. Именно это время считается основанием концепции социальной ответственности бизнеса, а в дальнейшем -корпоративной социальной ответственности (КСО). «Возникновение и развитие социальной ответственности стало реакцией бизнеса на усиление конкуренции, с одной стороны, и давление социума - с другой» [2, а 165].

Практика зарубежных и крупных отечественных компаний свидетельствует о значительных возможностях КСО как механизме обеспечения устойчивого развития и повышения качества жизни населения: «привлечение компетентных и креативных сотрудников; управление экологическими и социальными

рисками; улучшение делового климата и имиджа организации; повышение уровня доверия со стороны общественности» [3, с. 18], при этом «экономическая и социальная функции предпринимательства не противопоставляются друг другу, социальная функция проистекает из партнерских отношений бизнеса и иных субъектов» [4, с. 70].

«Учет социального аспекта экономического развития является условием экономического прогресса, а также внутренним фактором устойчивого экономического роста предприятия» [5, с. 320], поэтому количество социально ответственных компаний в России постоянно растет, о чем свидетельствует динамика нефинансовой отчетности. Так, в Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчётов, который курирует РСПП, в настоящее время включены 174 компании, опубликовавшие 922 отчета (для сравнения - в 2001 году была только одна такая компания) [6].

Тем не менее, несмотря на значительное продвижение принципов социальной ответственности, развитие КСО в России обычно характеризуется как догоняющее. Кроме этого,

Тенденции в исследовании корпоративной социальной ответственности

19

«отечественные организации ...нуждаются в контроле за объективностью отраженных в такой отчетности показателей» [7].

Одновременно с ростом интереса к феномену КСО со стороны академических и неакадемических институтов (бизнес, СМИ, государство) увеличивается количество дискуссий по самым разным проблемам, связанным как с пониманием сущности КСО, так и с практическим внедрением идей социальной ответственности.

В связи с этим важно определить направления и перспективы исследования КСО в мировой академической науке. Для этого, в частности, целесообразно проанализировать научные статьи, которые опубликованы в наиболее цитируемых журналах и раскрывают усилия ведущих исследователей в изучении такого сложного и многоаспектного явления, как КСО.

Кластеризация научных публикаций является эффективным инструментом в библиометри-ческих исследованиях. С этой целью нами были применены программы VOSviewer и CitNetEx-plorer (Лейденский университет, Нидерланды).

Основной целью исследования является анализ структуры и динамики академических исследований, посвященных изучению КСО, за период с 2008 по 2018 г.; определение доминирующих исследователей в области социальной ответственности, представленных в Web of Science, и кластеризация публикаций. Это позволяет определить степень изученности КСО, проблемные поля и перспективные направления исследования.

Методология и методика исследования

Понятие «корпоративная социальная ответственность» является сложным и неоднозначным, включает в себя несколько направлений КСО. Так, согласно Социальной хартии российского бизнеса, такими направлениями являются: экономическая ответственность и свобода; акционеры, собственники, инвесторы; сотрудники; потребители; права человека; сохранение окружающей среды; участие в развитии местных сообществ [8].

Проблематика КСО описывается с использованием различных терминов. Так, в зарубежной и отечественной литературе часто применяется синоним КСО - «социальная ответственность» или «социальная ответственность бизнеса» (social responsibility или responsible business). Иногда вместо термина КСО используются понятия «корпоративное гражданство», «корпоративная гражданская позиция», «социально ответственная деятельность» и т.п.

Многообразие понятий во многом определяется тем, что концепции социальной ответ-

ственности и ее структуры изменялись под воздействием множества факторов на разных этапах развития общества, что дает основание говорить об эволюции данного феномена [9].

Помимо этого, разные субъекты по-разному интерпретируют социальную ответственность, делая акцент на тех или иных аспектах. Анализ формулировок КСО различными субъектами (академическое сообщество, частные компании, государственные структуры, некоммерческие организации, международные организации) показал, что, несмотря на отличия, можно выделить общие характеристики КСО, представленные как в современных академических концепциях, так и в современных стратегиях устойчивого развития.

Прежде всего, отмечаются соблюдение законодательства и дополнительные действия, которые становятся проявлением доброй воли (например, улучшения качества жизни людей не только на территории хозяйствования, но и за ее пределами).

Во-вторых, подчеркивается значение КСО для достижения устойчивого развития бизнеса и общества в целом.

В-третьих, практически все определения содержат «тройной подход» (triple bottom line), то есть необходимость достижения баланса экономических, экологических и социальных целей бизнеса и общества. Это является отражением одной из современных концепций корпоративной устойчивости Дж. Элкингтона [10], которая, в том числе, используется при подготовке нефинансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

В-четвертых, присутствует ориентация на интересы множества сторон. КСО включает рассмотрение воздействий с учетом потребностей различных заинтересованных сторон, помимо просто акционеров. Хотя КСО может выходить за рамки узкой ориентации на акционеров и прибыльность, многие считают, что это, тем не менее, не должно противоречить повышению прибыльности.

В-пятых, ценностное измерение КСО, соблюдение этических норм, достижение справедливости также является значимой характеристикой КСО.

Эмпирическое исследование было проведено на основе базы данных Web of Science (WoS): Core Collection в марте 2019 года в несколько этапов. На первом этапе были отобраны документы по таким ключевым словам, как corporate social responsibility и CSR. Затем поиск был сужен до категорий: business, management, economics, так как, во-первых, именно в этих категориях сгруппировано самое большое количество документов по КСО и, во-вторых, их

Рис. 1. Динамика публикационной активности по проблемам КСО

объединяет общая методологическая направленность в изучении КСО.

Третий этап - ограничение поиска периодом с 2008 по 2018 г., так как именно в 2008 г. произошло принципиальное повышение интереса к проблемам КСО со стороны как практиков, так и научного сообщества.

На следующем этапе из всех документов были выбраны статьи (article) и научные обзоры (review) - 4238 документов, которые затем были рассмотрены более подробно, прежде всего на основе аналитических инструментов, предлагаемых WoS.

Последним шагом было применение программ VOSviewer 1.6.10 и CitNetExplorer 1.0.0. -инструментов для визуализации, построения и анализа сетей цитирования, карт, кластеров научных публикаций.

Результаты и обсуждение

Анализ публикационной активности по данным Web of Science показал, что до 2000 года было опубликовано всего около 30 статей по проблемам КСО, в то время как с 2000 года количество публикаций стабильно возрастало, достигнув пика в 2018 году (700 документов) (рис. 1).

Среди исследовательских организаций несомненным лидером по публикационной и научной активности в предметной области КСО является University of London. Что касается активности ученых из различных стран, то самый большой вклад в развитие представлений о КСО вносят исследователи из США, опубликовавшие 892 работы (21.0% от общего числа публикаций по проблемам КСО), второе место занимают ученые Великобритании - 572 работы (13.5%), третье - Испании - 371 работа (8.7%).

Наибольший интерес с точки зрения выявления самых значимых и обсуждаемых проблем КСО представляют исследования, публикация которых вызвала резонанс в академической науке (табл. 1).

Первое место в рейтинге занимает исследование Matten и Moon (2008) [11], направленное

на изучение институциональных основ КСО на сравнительном анализе, преимущественно, американской и европейской моделей социальной ответственности. Значение данной работы в развитии представлений о КСО состоит в поиске ответа на вопрос о причинах отличий национальных моделей КСО в их институциональном контексте. Данное исследование процитировано наибольшее количество раз c 2008 года по настоящее время, по данным как WoS, так и Академии Google.

Следующим по значимости является достаточно резонансное исследование Carroll и Shabana (2010) [12], посвященное поиску ответа на вопрос: что же бизнес-сообщество и организации извлекают из КСО? То есть - что они выигрывают от участия в практике КСО? Авторы исследования выделяют узкий и широкий подходы к экономическому обоснованию КСО. Узкий состоит в том, что КСО имеет положительное влияние на финансовые показатели фирмы. Широкий взгляд на экономическое обоснование учитывает устойчивое развитие и необходимость сближения между экономическими целями фирмы и социальными целями общества.

На непосредственный анализ дефиниций направлено третье по цитируемости исследование Dahlsrud [13], в котором было проанализировано 37 определений КСО (27 авторов, период времени - с 1980 по 2003 год). Определения КСО анализировались по пяти аспектам (частота встречаемости): экологический, экономический, социальный аспекты, добровольность, учет интересов заинтересованных сторон. Чаще всего в определениях КСО встречаются такие составляющие КСО, как учет интересов заинтересованных сторон, социальный аспект, а относительно реже - экологический. Основный вывод исследования состоит в следующем: путаница в понятиях КСО заключается не в том, как определяется КСО, а в том, как выглядит определение в контексте.

Поэтому от анализа определений необходимо переходить к пониманию того, как КСО социально конструируется в конкретном контексте. «Прояснение смысла терминов, используемых в научной литературе, не является только схоластической задачей» [17, с. 90]. Подобная неоднозначность создает определенные трудности в понимании сущности этого феномена и практическом применении принципов КСО.

Значительный вклад в систематизацию представлений о КСО вносит исследование Aguinis и Glavas [14]. В отличие от ранее опубликованных обзоров, результатом исследования является интеграция большого объема гетерогенной информации по КСО (588 журнальных статей и

Тoндoнции ц иccлoдoцинии кopnopиmицнoй тциильюй omцomcmцoннocmи

21

Тиблици 1

Рейтинг публикаций по количеству цитирований за 2008-2018 гг._

Название статьи Авторы Год публикации Количество цитирований Oбласть исследования (журнал)

«Implicit» and «explicit» CSR: A conceptual framework for a comparative understanding of corporate social responsibility [11] Matten, Dirk; Moon, Jeremy 2008 1267 Business & Economics (Academy of Management Review)

The business case for corporate social responsibility: a review of concepts, research and practice [12] Carroll, Archie B.; Shabana, Kareem M. 2010 843 Business & Economics (International Journal of Management Reviews)

How corporate social responsibility is definied: an analysis of 37 definition [13] Dahlsrud Alexander 2008 839 Business & Economics; Environmental Sciences & Ecology (Corporate Social Responsibility and Environmental Management)

What we know and don't know about corporate social responsibility: a review and research agenda [14] Aguinis Herman; Glavas Ante 2012 782 Business & Economics; Psychology (Journal of Management)

The new political role of business in a globalized world: a review of a new perspective on CSR and its implications for the firm, governance, and democracy [15] Scherer, Andreas Georg; Palazzo, Guido 2011 548 Business & Economics (Journal of Management Studies)

Maximizing business returns to corporate social responsibility (CSR): the role of CSR communication [16] Du Shuili; Bhattacharya C.B.; Sen, Sankar 2010 535 Business & Economics (International Journal of Management Reviews)

102 книги) из разных областей знания на основе авторской модели для синтеза работ на институциональном, организационном и индивидуальном уровнях анализа. Кроме этого, данный обзор раскрывает критические пробелы в знаниях и конкретные направления для будущих исследований, чем, в том числе, определяется интерес к данному исследованию.

Исследование Scherer и Palazzo [15] посвящено «политической концепции» КСО в условиях глобализации в дополнение к более распространенной экономической концепции КСО. «Политическая» КСО предполагает расширенную модель управления, при которой коммерческие фирмы вносят свой вклад в глобальное регулирование и предоставление общественных благ. Эти идеи могут обогатить теорию фирмы более сбалансированным взглядом на политическую и экономическую ответственность в глобализированном мире.

Следующим этапом нашего исследования было выявление тематических направлений в

исследовании КСО. Для этого с помощью программы VOSviewer была построена ментальная карта терминов. При построении карты VOSviewer извлекает термины из аннотаций и ключевых слов статей и добавляет их в единый текстовый корпус. Одним из условий поиска было задано упоминание термина в тексте не менее 30 раз.

Таким образом программой было выделено 3 кластера, окрашенных в разные цвета, объединенных совместностью применения терминов. Чем больше узел в кластере, тем чаще употребляется этот термин (рис. 2).

На основе встречаемости различных терминов в кластерах им были даны условные названия (табл. 2).

Программное обеспечение VOSviewer позволяет не только создать ментальную карту терминов, но и отразить хронологические изменения в их использовании. Синим цветом обозначаются более ранние термины, желтым -появившиеся недавно (рис. 3).

Рис. 2. Ментальная карта терминов, встречающихся в исследованиях КСО

2012 2013 2014

Рис. 3. Хронологическое отображение ментальной карты терминов

Кластеризация исследований в предметном поле КСО

Таблица 2

Кластер Цвет Количество терминов Наиболее часто встречающиеся термины Условное название

1 Красный 87 Бизнес, принципы, концепция, процесс, пути, основы, проблемы, экономика, эволюция и т.п. Концептуальные основы КСО

2 Зеленый 44 Взаимоотношения, восприятие, аттитюд, влияние, результат, репутация, стремление, персонал, эффект и т.п. Социальное влияние и восприятие КСО

3 Синий 44 Фирма, производительность, образец, информация, доказательства, характеристики, отчет, раскрытие и т.п. Взаимосвязь КСО с финансовыми показателями, отчетность по КСО

Рис. 4. Сети цитирования научных публикаций по проблеме КСО

Первоначально исследователи делали акцент на сущности КСО, ее видах, принципах и методах исследования. Далее фокус сместился на социальную деятельность, социальную политику и ее результативность, стейкхолдеров, глобализацию. Самыми недавними по времени являются проблемы, связанные с индексами оценивания КСО, необходимостью вовлекать в социальную ответственность организации малого и среднего бизнеса.

Более подробно возникновение и развитие тематических направлений исследования КСО можно проанализировать с использованием программы CitNetExplorer. Было выбрано 100 самых цитируемых публикаций, чтобы выявить основополагающие («классические») работы и дальнейшие направления развития идей. Построенная карта цитирований включает 4 группы исследований (рис. 4).

Тенденции в исследовании корпоративной социальной ответственности

23

Таблица 3

Характеристика кластеров__

Кластер Условное название Самая цитируемая статья в кластере Количество статей в кластере

1 Концептуальные основы КСО (синий) «Implicit» and «explicit» CSR: A conceptual framework for a comparative understanding of corporate social responsibility [11] 40

2 Социальное влияние КСО и взаимодействие со стейкхолдерами (зеленый) The relationship between corporate social responsibility and shareholder value [21] 16

3 Виды КСО и отчетность (фиолетовый) Corporate social responsibility: a process model of sensemaking [22] 15

4 Продвижение концепции КСО (оранжевый) Using corporate social responsibility to win the war for talent [23] 11

Основополагающими и наиболее востребованными являются исследования Margolis, Walsh (2003) [18] и Orlitzky, Schmidt, Rynes (2003) [19], которые изучали взаимосвязь КСО и финансовых результатов деятельности организации. Эта проблема является одной из самых неоднозначных в предметной области КСО.

В работе Margolis, Walsh было проанализировано 127 исследований, обобщение которых показывает наличие преимущественно положительной связи и множество свидетельств положительного влияния социальных показателей компании на ее финансовые показатели. К таким же выводам приходят и Orlitzky, Schmidt, Rynes на основе метаанализа 52 исследований (33 878 наблюдений). Объясняется это тем, что «первые исследования такого рода проводились для того, чтобы подготовить научное обоснование эффективности реализации принципов КСО и убедить управленцев в существовании весомой финансовой выгоды от инвестирования в общественно- и экологоориентированные проекты и направления» [20].

Тем не менее Margolis, Walsh делают вывод, что не все так однозначно. Между социальными и финансовыми целями существует фундаментальное противоречие, и корпоративное участие может усугубить проблемы или даже создать новые, одновременно снижая эффективность компаний как экономических инструментов [18].

Визуализация кластеров анализируемых публикаций позволяет увидеть фамилии авторов, чьи работы оказали наибольшее влияние на развитие представлений о КСО в хронологическом порядке (вертикальное расположение), а также можно увидеть взаимосвязи между кластерами.

На первом месте по количеству статей стоит кластер «Концептуальные основы КСО». Исследования, объединенные в этот кластер, направлены на рассмотрение сущности социальной ответственности, эволюцию представлений о КСО, анализ теорий развития КСО (табл. 3).

Исследования во втором кластере обращают внимание на восприятие концепции КСО в обществе и анализируют поведение потребителей, отношение к бренду, позиционирование предприятий, проводят исследования мнений о социальной ответственности среди стейкхолдеров и т.д.

В третьем кластере рассматриваются следующие проблемы: устойчивое развитие, индексы отчетности, экологическая направленность, социальная направленность отчетов, благотворительность как механизм КСО и т.д.

Последний кластер объединяет исследования, связанные с влиянием КСО на местное сообщество и его реакцию: готовность населения к социальной ответственности, социальная активность, оптимизация социальной ответственности под нужды местного сообщества, продвижение и популяризация социальной ответственности среди населения, изучение мнений местного сообщества о КСО в разных регионах, различия социальной ответственности в зависимости от местонахождения компании и т.д.

Заключение

Академическая публикационная активность по проблемам КСО во всем мире неуклонно возрастает, что свидетельствует о повышающейся значимости этой области знания. Самый большой вклад в развитие научных представлений о КСО вносят ученые, работающие в университетах США и Великобритании. На третьем месте находятся Испания и различные университеты Европы.

Анализ пяти наиболее цитируемых публикаций по проблемам КСО за период с 2008 по 2018 год показал, что самыми резонансными и дискуссионными темами являются: развитие концепций КСО в их институциональном и социальном контексте; влияние КСО на финансовые показатели деятельности; влияние глобальных изменений и политических факторов на роль КСО.

Программные средства VOSviewer и CitNet-Explorer позволили агрегировать исследования КСО в тематические кластеры. Кластеризация и визуализация 4238 статей и обзоров с помощью программы VOSviewer выявили 3 группы исследований: концептуальные основы социальной ответственности бизнеса; социальное влияние и восприятие КСО различными субъектами; взаимосвязь КСО с финансовыми показателями, отчетность по КСО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная кластеризация была дополнена группировкой 100 самых рейтинговых (из 4238 документов) исследований с помощью инструментов CitNetExplorer. Изучение теоретических основ КСО является самым значимым направлением (как и кластер, выявленный с помощью программы VOSviewer). Вторым по значимости является кластер, объединяющий исследования по проблемам восприятия концепции КСО различными стейкхолдерами. Исследования третьего кластера (виды КСО и отчетность) являются наиболее актуальными в настоящее время, так как появляются новые требования и стандарты, которые необходимо учитывать при подготовке нефинансовой отчетности (GRI Standards).

Перспективными являются исследования, связанные с развитием механизмов продвижения концепции КСО на различных уровнях, в том числе глобальном (четвертый кластер).

Исследование подтвердило целесообразность и результативность совместного применения инструментов поисковой интернет-платформы Web of Science, объединяющей базы данных публикаций, учитывающих взаимное цитирование, и программ визуализации и кластеризации (VOSviewer и CitNetExplorer). Преимущества использования этих инструментов анализа и визуализации особенно очевидны в случае необходимости обработки большого количества гетерогенной информации, выявления направлений и тенденций исследований.

Список литературы

1. Bowen H.R. Social responsibilities of the businessman. N.-Y.: Harper & Row, 1953. 266 р.

2. Озерникова Т.Г. Тенденции трансформации социальной ответственности бизнеса в условиях экономического кризиса // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет). 2010. № 4. С. 165-176.

3. Жойдик А.П. Развитие методов оценки корпоративной социальной ответственности российских компаний: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2015. 198 с.

4. Якимова Е.М. Социальная и экономическая функции предпринимательской деятельности в отражении конституционно-правовых норм // Журнал российского права. 2018. № 9 (261). URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/sotsialnaya-i-ekonomicheskaya-funktsii-pred

prinimatelskoy-deyatelnosti-v-otrazhenii-konstitutsionno-pravovyh-norm (дата обращения: 26.03.2019).

5. Метелева Е.Р. Роль корпоративной социальной политики в обеспечении благосостояния общества // Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов». Иркутск, 2018. Ч. 1. С. 320-326.

6. Российский союз промышленников и предпринимателей. Нефинансовая отчетность. URL: http:// rspp.ru/simplepage/475.

7. Сорокина Е.М., Дубровская Е.И. Современное состояние отчетности в области устойчивого развития // Baikal Research Journal. 2012. № 6. URL: https://cyberleni nka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-otchetnosti-v-obla sti-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 26.03.2019).

8. Социальная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс] / Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://www.rspp.ru/ simplepage/474.

9. Горошилов А.А., Карибов А.П. Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2007. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7evolyutsiya-kon tseptsii-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa (дата обращения: 26.03.2019).

10. Elkington J. Towards the sustainable corporation: win-win-win business strategies for sustainable development // California Management Review. 1994. № 36 (2). Р. 90-100.

11. Matten D., Moon J. «Implicit» and «explicit» CSR: A conceptual framework for a comparative understanding of corporate social responsibility // Academy of Management Review. 2008. № 33 (2). Р. 404-424.

12. Carroll A.B., Shabana K.M. The business case for corporate social responsibility: A review of concepts, research and practice // International Journal of Management Reviews. 2010. Vol. 12. № 1. Р. 85-105.

13. Dahlsrud A. How corporate social responsibility is defined: an analysis of 37 definitions // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2008. № 15 (1). Р. 1-13.

14. Aguinis H., Glavas A. What we know and don't know about corporate social responsibility: A review and research agenda // Journal of Management. 2012. Vol. 38. № 4. Р. 932-968.

15. Scherer A.G., Palazzo G. The new political role of business in a globalized world: A review of a new perspective on CSR and its implications for the firm, governance, and democracy // Journal of Management Studies. 2011. № 48 (4). Р. 899-931.

16. Du S., Bhattacharya C.B., Sen S. Maximizing business returns to corporate social responsibility (CSR): The role of CSR communication // International Journal of Management Reviews. 2010. № 12 (1). Р. 8-19.

17. Метелева Е.Р. Определение ключевых терминов в социальной сфере // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. № 26 (1). С. 90-98.

18. Margolis J.D., Walsh J.P. Misery loves companies: Rethinking social initiatives by business // Administrative Science Quarterly. 2003. № 48 (2). Р. 268-305.

19. Orlitzky M., Schmidt F.L., Rynes S.L. Corporate social and financial performance: A meta-analysis // Organization Studies. 2003. № 24 (3). Р. 403-441.

Тoндoнции ц иccлoдoцинии кopnopиmицнoй тциильюй oтцoтcтцoннocти

25

20. Кежапкина О.В. О связи между корпоративной социальной ответственностью компании и ее финансовыми результатами // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/artic le/n/o-svyazi-mezhdu-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstve nnostyu-kompanii-i-ee-finansovymi-rezultatami (дата обращения: 26.03.2019).

21. Godfrey P.C., Merrill C.B., Hansen J.M. The relationship between corporate social responsibility and

shareholder value: An empirical test of the risk management hypothesis // Strategic Management Journal. 2009. № 30 (4). P. 425-445.

22. Basu K., Palazzo G. Corporate social responsibility: A process model of sensemaking // Academy of Management Review. 2008. № 33 (1). P. 122-136.

23. Bhattacharya C.B., Sen S., Korschun D. Using corporate social responsibility to win the war for talent // MIT Sloan Management Review. 2008. № 49 (2).

TRENDS IN THE RESEARCH OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY: BIBLIOMETRIC ANALYSIS

T.G. Bakhmatova, T.B. Sambaeva

Baikal State University

The concept of corporate social responsibility is becoming increasingly influential in the global academic and business community, while remaining the subject of much debate. To understand the focus of research, science mapping with the help of bibliometric analysis tools is important, including the definition of clusters of publications, the most «influential» scientists, research structures, etc. The analysis of the structure and dynamics of corporate social responsibility research was conducted in March 2019 based on the database of Web of Science platform and CitNetExplorer, VOSviewer programs. The essential characteristics of corporate social responsibility in its modern sense are described. The most cited publications are analyzed, the most significant areas (clusters) of research and debatable problem fields are specified. The authors also identify some promising areas of research on corporate social responsibility in world academic science related to new requirements and standards and to the need of involving small and medium-sized businesses in social responsibility, as well as mechanisms to promote the concept. The use of bibliometrics instruments confirmed their effectiveness in analyzing a large body of data for showing trends and prospects for scientific research.

Keywords: corporate social responsibility, bibliometric analysis, Web of Science, VOSviewer and CitNetExplorer, cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.