Научная статья на тему 'Тенденции трансформации партийной системы современной Германии'

Тенденции трансформации партийной системы современной Германии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1372
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПАРТИЯ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА ФРГ / TRENDS / TRANSFORMATION / PARTY / PARTY SYSTEM OF GERMANY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синякова Наталья Сергеевна

Освещены основные тенденции трансформации партийной системы современной Германии. Прослеживается эволюция партийной системы страны, включающая переход от партийной системы «двух с половиной партий» до многопартийной. Современное демократическое общество Германии стало более взыскательным и требовательным. Народные партии столкнулись с современными вызовами. Свободная демократическая партия утратила роль универсального «младшего» партнера при формировании федеральных правительственных коалиций, а партия «Союз 90 / Зеленые» укрепил свои позиции. Региональные успехи отдельных малых партий указывают на то, что не все избиратели удовлетворены деятельностью традиционных партий. Анализируется изменение роли основных партий Германии и перспективы их дальнейшего развития. В условиях обострившейся конкуренции партии вынуждены искать новые возможности для привлечения избирателей. Делается вывод о том, что в современной Германии есть потенциал для развития новых партий и дальнейшей плюрализации партийной системы. Современная многопартийная система характеризуется большей вариативностью возможных коалиций, что делает современные политические процессы более сложными и динамичными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Синякова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF TRANSFORMATION OF PARTY SYSTEM IN MODERN GERMANY

This work highlights key trends of the transformation of the party system in modern Germany. The work shows the evolution of the party system, including the transition from a two-and-a-half party system to a multi-party one. Modern democratic society of Germany has become more exacting and demanding. The biggest parties have faced with current challenges. The FDP has lost universal role of “junior” partner in the formation of federal government coalitions, whereas Alliance '90/The Greens strengthened its position. Regional successes of some small parties indicate that not all voters are satisfied with the traditional parties. The author analyses the changing role of the main parties of Germany and the prospects of their further development. In the conditions of severe competition largest parties have to look for new opportunities to attract voters. The author makes a conclusion that modern Germany has the potential for the new parties’ development and further intensification of pluralism in the party system. Modern multi-party system is characterized by a greater variety of possible coalitions that makes modern political processes more complicated and dynamic.

Текст научной работы на тему «Тенденции трансформации партийной системы современной Германии»

УДК 329.05

ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

© Наталья Сергеевна СИНЯКОВА

Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, преподаватель кафедры международных отношений и мировой политики, e-mail: sinyakova_nata@mail.ru

Освещены основные тенденции трансформации партийной системы современной Германии. Прослеживается эволюция партийной системы страны, включающая переход от партийной системы «двух с половиной партий» до многопартийной. Современное демократическое общество Германии стало более взыскательным и требовательным. Народные партии столкнулись с современными вызовами. Свободная демократическая партия утратила роль универсального «младшего» партнера при формировании федеральных правительственных коалиций, а партия «Союз 90 / Зеленые» укрепил свои позиции. Региональные успехи отдельных малых партий указывают на то, что не все избиратели удовлетворены деятельностью традиционных партий. Анализируется изменение роли основных партий Германии и перспективы их дальнейшего развития. В условиях обострившейся конкуренции партии вынуждены искать новые возможности для привлечения избирателей. Делается вывод о том, что в современной Германии есть потенциал для развития новых партий и дальнейшей плюрализации партийной системы. Современная многопартийная система характеризуется большей вариативностью возможных коалиций, что делает современные политические процессы более сложными и динамичными.

Ключевые слова: тенденции; трансформация; партия; партийная система ФРГ.

На протяжении долгого времени партийная система ФРГ оставалась мало подверженной изменениям, сохраняя доминирующие позиции народных партий и уникальную роль Свободной демократической партии (СвД11) как универсального «младшего» партнера при формировании правительственных коалиций на федеральном уровне. Такая конфигурация партийной системы закрепила за собой название партийной системы «двух с половиной партий». Довольно высокие результаты народных партий на выборах, но недостаточные для формирования однопартийного правительства, сделали неолибералов особой партией, которая порой имела возможность влиять на состав будущего правительства.

Сложившаяся в послевоенный период система «двух с половиной партий» была поколеблена в 1998 г. созданием правительственной коалиции Свободной демократической партии Германии (СДПГ) и Зеленых, которая возобновилась и после федеральных выборов 2002 г. Таким образом, неолибералы не сумели сохранить свою привычную роль «осевой» партии, в то время как «Союз 90 / Зеленые» проделал эволюцию от антипартийного образования до члена федеральной правительственной коалиции.

Развитие партийной системы следует рассматривать в контексте актуальных соци-

ально-экономических условий. Одним из основных вопросов, который приходится решать ведущим политическим партиям ФРГ с начала нового века, является вопрос о судьбе сложившейся в послевоенной Германии модели социального государства. Этот вопрос не находил однозначного решения, и поиск оптимального пути развития был особенно сложным для ведущих политических сил ФРГ.

Парадоксально, но именно правительству социал-демократов и зеленых пришлось принимать непопулярные меры по адаптации немецкой модели социальной политики к вызовам современного мира. С одной стороны, решительные меры по реформированию социальной сферы вызвали волнение среди населения. По свидетельству Э. Фрица, депутата Бундестага, большинство граждан ФРГ даже в 2005 г., признавая необходимость социальных реформ, тем не менее, не были готовы к ним, в случае, если реформы затронут их непосредственно [1]. С другой стороны, реформы повлекли фрагментацию в левой части партийного спектра. По мере приближения очередных федеральных выборов 2006 г. СДПГ столкнулась с оппозицией слева. Избирательная альтернатива за труд и социальную справедливость конституировалась как политическая партия в январе 2005 г. на съезде в Геттингене. Она получила поддержку

профсоюзов. А дополнительные очки ей принес выход О. Лафонтена из СДПГ. Первый опыт участия в выборах партия получила в земле Северный Рейн-Вестфалия в мае 2005 г., набрав всего лишь 2,2 % голосов. Тем не менее, на досрочных выборах в Бундестаг она выступает совместно с партией демократического социализма (ПДС). Успех нового объединения предопределило широкое недовольство политикой красно-зеленой коалиции. Электоральный результат новых левых был впечатляющим - 8,5 % голосов.

Начатые красно-зеленой коалицией преобразования, несмотря на обилие критики и на вызванное ими падение популярности партий правящей коалиции, должны были найти свое продолжение в политике последующих правительств.

Земельные выборы 2005 г. показали, что падение красно-зеленой коалиции неизбежно, а еще один год работы непопулярного правительства только уменьшит шансы партии на получение максимального количества мандатов. В этих условиях лидеры СДПГ -Ф. Мюнтеферниг и Г. Шредер - выступили за досрочное проведение выборов в Бундестаг.

Результаты досрочных федеральных выборов показали невозможность строительства традиционной для ФРГ малой коалиции. Единственно возможным выходом из сложившейся ситуации было формирование правительства на основе «большой коалиции» СДПГ и альянса Христианского демократического союза / Христианского социального союза (ХДС / ХСС). Ранее подобная практика имела место всего раз в политической истории ФРГ в 1967-1969 гг.

Большая коалиция не могла игнорировать необходимость реформ. С другой стороны, партиям такого типа, ориентированным на поддержку широких слоев общества, сложно сохранить ее, проводя непопулярные преобразования. Поэтому ХДС / ХСС и СДПГ предпочитали «политику малых шагов», критикуемую как их противниками, так и сторонними наблюдателями. В этих условиях кризис доверия к ним был неизбежен.

Ответом на ожидания граждан, опасающихся серьезных социальных преобразований, стало создание новой партии, сделавшей критику реформ центром своей программы. Она была образована в результате объединения двух партий левого толка из Западной и Восточной Германии, сотрудничество которых началось еще на выборах в бундестаг в

2005 г. В июне 2007 г. на совместном съезде в Берлине была образована Левая партия.

Заняв позицию на крайне левом фланге германской политики, Левая партия смогла достичь электорального успеха, критикуя реформы, проводимые либерально ориентированными и прагматичными левыми силами.

Народные партии, переживающие кризис доверия, в этот период стремятся к обновлению. Снижение доверия являлось не только ситуативной реакцией, а, скорее, проявлением изменения отношения к институту политических партий и - шире - ко всей государственной системе. Прежде всего, кризис выразился в том, что модель народных партий, ориентированных на широкие слои электората, «середину общества», использующих достаточно размытые идеологические установки, стала давать сбои. Две ведущие партии вместе набирали все меньше голосов от выборов к выборам: на выборах 2005 г. это были рекордно низкие для ФРГ 70 % [2, с. 133]. Само общество в период глобализации подверглось глубоким изменениям, становясь менее однородным. В этих условиях партии, претендующие на «всеохватность» проигрывают.

Притязания на широкий охват социальных интересов и, особенно, работа в рамках большой коалиции делали позиции основных партий трудноразличимыми для рядового избирателя, зачастую отдающего свои предпочтения партиям с более выраженной идеологической позицией, выдвигающим конкретные требования. Поэтому в данный период партии предпринимают шаги по обновлению своих программ.

К концу правления «большой коалиции» стало ясно, что ей не удалось разрешить проблему безработицы. Тем не менее, наблюдатели отмечали, что в период экономического кризиса правительство «большой коалиции» проявило решительность и действовало скоординировано и эффективно, опровергнув прогнозы о вероятности досрочных федеральных выборов [3]. При этом ХДС и лично А. Меркель получили большую поддержку, чем СДПГ, во многом за счет успешных выступлений на внешнеполитической арене.

Парламентские выборы, прошедшие в ФРГ 27 сентября 2009 г., продемонстрировали несколько тенденций развития партийно-политической системы страны. Во-первых, следует сказать о достаточно высоком для ФРГ уровне абсентеизма - явка составила

70,8 %, хотя и намного превысила явку на предыдущие выборы в Европарламент. Это сочеталось с очевидным падением популярности «народных партий». Особенно очевидным было снижение поддержки СДПГ - набранные 23 % голосов говорят о самом серьезном в истории партии поражении. Возглавивший правящую коалицию союз ХДС / ХСС также показал не лучший результат -33,8 % (всего лишь один раз до этого партия получала меньший процент голосов на общенациональных выборах). Выборы 2009 г. окончательно закрепили тот факт, что партийная система ФРГ от системы «двух с половиной партий» успешно эволюционирует в сторону многопартийной.

В период с 1995 по 2009 г. уровень доверия «народным партиям» снизился, упав с 41 до 17 % [4, с. 11].

Ограниченная монополизация ведущими партиями политического пространства стала одной из причин неудовлетворенности граждан партиями [5, с. 52]. Каждая из народных партий претендовала на роль народной или же «всеохватной» в терминологии О. Кирк-хаймера партии, ориентируя свою позицию на ожидания «среднего избирателя» [6]. В период правления «большой коалиции» в ФРГ проявилась, выделенная П. Майером, тенденция «картелизации» [7].

Партии теряли свое идеологическое лицо, а когда их позиции становятся менее различимыми, уровень их постоянной поддержки снижается. В таких условиях становится очевидной тенденция возрастания зависимости от ситуативных или личностных факторов.

Перед правительственной коалицией ХДС / ХСС и СвДП 2009-2013 гг. стоял ряд таких социальных вопросов, по которым в условиях кризиса достижение договоренностей стало проблематичным. Постоянные разногласия партнеров по коалиции негативно отражались на рейтингах партий. Отчетливо проявилась тенденция персонализации. При этом А. Меркель стала олицетворением «канцлерской демократии», она показала себя как сильный политик, способный справиться с внутрипартийной оппозицией и проводить свои решения даже вопреки значительному сопротивлению самых разнообразных сил. Популярность Вице-канцлера и министра иностранных дел Г. Вестервелле среди граждан и его поддержка со стороны однопартийцев, напротив, постепенно снижались. Г. Вестервелле был вынужден уйти в

отставку с поста председателя партии после поражения СвДП на региональных выборах весной 2011 г.

Пока ведущие партии были заняты обновлением своих программ, тенденция плюрализации в партийно-политическом пространстве ФРГ продолжилась. Партии второго эшелона активизировались. В особенности это справедливо по отношению к «зеленым», которые укрепили свои позиции за счет обсуждения темы о запрете атомных станций, получившей новый поворот в связи с событиями в Японии [8]. В рядах «Левых» выявились серьезные противоречия, проявившиеся в принятой в октябре 2011 г. программе, которая содержала как жесткую критику капитализма и существующей системы, так и более компромиссные предложения по ее гуманизации [9]. Партия не смогла войти ни в одно земельное правительство и осталась в оппозиции. Примечательна тенденция появления и роста популярности таких новых политических сил, как «Свободные избиратели Баварии», «Партия пиратов» и «Альтернатива для Германии». Данные партии сумели завоевать симпатии той части избирателей, которая недовольна деятельностью традиционных партий, и занять свободные идеологические ниши. Тенденции развития современного демократического общества требуют от партий установления нового типа связей с избирателями, что удалось воплотить отдельным новым партиям. Таким образом, в современной Германии есть потенциал для развития новых партий и дальнейшей плюрализации партийной системы.

В первое десятилетие XX в. процесс трансформации партийной системы ФРГ, ранее казавшейся более стабильной по сравнению с партийными системами других европейских демократий, стал более активным. Политическим партиям ФРГ, прежде всего народным партиям пришлось принимать решения, способствовавшие смещению их идеологических позиций и изменению устоявшихся коалиционных предпочтений. Новые условия создали дополнительные возможности для малых партий. Содержанием этой трансформации стали фрагментация и поляризация, а итогом - формирование многопартийной системы вместо сложившейся в послевоенный период системы «двух с половиной партий». При этом идеологический и организационный кризис народных партий

привел также к увеличению роли лидеров в немецкой политике.

Для сформировавшейся многопартийной системы ФРГ характерны более сложное образование коалиций при более высокой динамичности и вариативности союзов [10, с. 109]. По итогам федеральных выборов 2013 г. и последовавших за ними переговоров о создании правительственной коалиции народные партии вновь, лишь спустя 4 года договорились о создании «большой коалиции», которая ранее могла показаться малореальной для ФРГ. При составлении прогнозов о формировании будущих коалиций стоит принимать во внимание повышение шансов малых партий на прохождение в федеральные органы власти и перспективную возможность формирования сильного левого большинства.

1. Фриц Э. Германия: есть ли выход из кризиса? Актуальное состояние экономических и политических реформ. Материалы международного «круглого стола», состоявшегося в Институте Европы РАН 23 марта 2005 г. // Доклады Института Европы РАН. № 160. М., 2005.

2. Иерусалимский В. ФРГ: партийный ландшафт накануне выборов. Ч. 1 // Современная Европа. 2009. № 2.

3. Грэслер Б., Евдокимова О. Итоги «большой коалиции»: кризис заставил правительство Германии действовать сообща // Портал "Deutsche Welle". URL: http://www.dw.de (дата обращения: 09.04.2014).

4. Германия. 2010. Доклад Института Европы РАН № 267 / под ред. В.Б. Белова. М., 2011.

5. Синякова Н.С. Изменения партийной системы ФРГ как предпосылки идеологической трансформации партий Германии // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 5 (133). С. 52.

6. Kirchheimer O. The Transformation of the Western European Party System // Political Parties and Political Development. Princeton; N. J., 1966.

7. Mair P. Party System Change: Approaches and Interpretations. Oxford, 1997. P. 107-120.

8. Синякова Н.С. Политические изменения в Баден-Вюртемберге по итогам региональных выборов 2011 года. / Проблемы международной политики и безопасности. Сборник ста-

тей / под общ. ред. А.А. Слинько; отв. ред. С.И. Дмитриева. Воронеж, 2013. С. 56-60.

9. Programm der Partei DIE LINKE. URL: http:// www.die-linke.de/fileadmin/download/dokumente /programm_der_partei_die_linke_erfurt2011.pdf (accessed: 10.04.2013).

10. Иерусалимский В. ФРГ: партийный ландшафт накануне выборов. Ч. 2 // Современная Европа. 2009. № 4.

1. Frits E. Germaniya: est' li vykhod iz krizisa? Aktual'noe sostoyanie ekonomicheskikh i politicheskikh reform. Materialy mezhdunarodnogo "kruglogo stola", sostoyavshegosya v Institute Evropy RAN 23 marta 2005 g. // Doklady Instituta Evropy RAN. № 160. M., 2005.

2. Ierusalimskiy V. FRG: partiynyy landshaft nakanune vyborov. Ch. 1 // Sovremennaya Evropa. 2009. № 2.

3. Gresler B., Evdokimova O. Itogi "bol'shoy koalitsii": krizis zastavil pravitel'stvo Germanii deystvovat' soobshcha // Portal "Deutsche Welle". URL: http://www.dw.de (data obrashcheniya: 09.04.2014).

4. Germaniya. 2010. Doklad Instituta Evropy RAN № 267 / pod red. V.B. Belova. M., 2011.

5. Sinyakova N.S. Izmeneniya partiynoy sistemy FRG kak predposylki ideologicheskoy transformatsii partiy Germanii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2014. Vyp. 5 (133). S. 52.

6. Kirchheimer O. The Transformation of the Western European Party System // Political Parties and Political Development. Princeton; N. J., 1966.

7. Mair P. Party System Change: Approaches and Interpretations. Oxford, 1997. P. 107-120.

8. Sinyakova N.S. Politicheskie izmeneniya v Ba-den-Vyurtemberge po itogam regional'nykh vyborov 2011 goda. / Problemy mezhdunarodnoy politiki i bezopasnosti. Sbornik statey / pod obshch. red. A.A. Slin'ko; otv. red. S.I. Dmitrie-va. Voronezh, 2013. S. 56-60.

9. Programm der Partei DIE LINKE. URL: http:// www.die-linke.de/fileadmin/download/dokumente/ programm_der_partei_die_linke_erfurt2011 .pdf (accessed: 10.04.2013).

10. Ierusalimskiy V. FRG: partiynyy landshaft nakanune vyborov. Ch. 2 // Sovremennaya Evropa. 2009. № 4.

Поступила в редакцию 11.05.2014 г.

UDC 329.05

TRENDS OF TRANSFORMATION OF PARTY SYSTEM IN MODERN GERMANY

Natalya Sergeyevna SINYAKOVA, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation, Lecturer of International Relations and World Politics Department, e-mail: sinyakova_nata@mail.ru

This work highlights key trends of the transformation of the party system in modern Germany. The work shows the evolution of the party system, including the transition from a two-and-a-half party system to a multi-party one. Modern democratic society of Germany has become more exacting and demanding. The biggest parties have faced with current challenges. The FDP has lost universal role of "junior" partner in the formation of federal government coalitions, whereas Alliance '90/The Greens strengthened its position. Regional successes of some small parties indicate that not all voters are satisfied with the traditional parties. The author analyses the changing role of the main parties of Germany and the prospects of their further development. In the conditions of severe competition largest parties have to look for new opportunities to attract voters. The author makes a conclusion that modern Germany has the potential for the new parties' development and further intensification of pluralism in the party system. Modern multi-party system is characterized by a greater variety of possible coalitions that makes modern political processes more complicated and dynamic.

Key words: trends; transformation; party; party system of Germany.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.