Научная статья на тему 'Тенденции становления детских садов Приамурья в 20-30 гг. ХХ века'

Тенденции становления детских садов Приамурья в 20-30 гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / ОЧАГ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.. / ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД.. / ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. / "КАРЛИКОВЫЕ" ДЕТСКИЕ САДЫ / KINDERGARTEN "OCHAG" / "DWARFISN" / PRESCHOOL BRINGING UP / MODEL KINDERGARTEN DEPARTMENT OF PUBLIC EDUCATION / KINDERGARTENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скляр Татьяна Вячеславовна

В статье проанализированы организационно-педагогические и организационно-административные тенденции становления в организации детских садов Амурской области для детей дошкольного возраста в трудные для страны 20-30-е годы. Представлена динамика их развития и определены ее тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of kindergartens derelopment in the Amur region in 20-30-ss of the 20-th centuru

The article touches upon organizational pedagogical and organizational administrative tendencies of kindergartens development in the Amur region during hard for the country 20-30-ss. In the article the dynamics of kindergartens development and tendencies of this process are revealed.

Текст научной работы на тему «Тенденции становления детских садов Приамурья в 20-30 гг. ХХ века»

Списо

к лит

1. Клочко В. Е., Галажинский Э. взгляд. Томск : Изд-во Томского унив

2. Коростылева Л. А. Проблема са человеке // Психологические пробл А. А. Крылова. СПб., 1997.

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. ние. СПб. : Изд-во СпбГу, 2001. 232 с.

4. Маркова А. К. Психология труда

5. Михайлова Е. С. О структуре ком Психологический анализ учебной де

6. Пиаже Ж. Психология интеллек М. : Международная педагогическая

Самореализация личности: системный ерситета, 2000. 153 с. мореализации личности в системе наук о емы самореализации личности / под ред.

В., Погольша В. М. Межличностное обще-

учителя. М., 1993. 45 с. дмуникативных способностей педагога // ятельности. М., 1991. С. 46-62. га // Избранные психологические труды. академия, 1994. С. 51-236.

ературы

УДК 372(09)

opment in the Amur region during hard for

ББК Ч413

the country 20-30-ss. In the article the dy-

Т. В. Скляр

namics of kindergartens development and

tendencies of this process are revealed.

Тенденции становления

Key words: kindergarten «Ochag», pre-

детских садов Приамурья

school bringing up, model kindergarten

в 20-30 гг. XX века

department of public education, «dwarf-

isn», kindergartens.

В статье проанализированы организа

ционно-педагогические и организаци

В настоящее время педагогические и

онно-административные тенденции ста

организационные проблемы дошколь-

новления в организации детских садов

ного образования нуждаются в осмыс-

Амурской области для детей дошколь

лении. Для успешного их решения не-

ного возраста в трудные для страны 20

обходим глубокий и всесторонний ана-

30-е годы. Представлена динамика их

лиз не только современного опыта, но

развития и определены ее тенденции.

и историко-педагогического наследия

Ключевые слова: детский сад, очаг, до-

прошлого. Критический анализ исто-

школьное воспитание, образцово-показа

рического опыта способствует лучшему

тельный детский сад, отдел народного об-

пониманию и решению современных

разования, «карликовые» детские сады.

педагогических проблем в системе до-

школьного образования. Проведенный

T. V. Sklyar

анализ нормативно-правовой базы и ар-

хивных документов, характеризующих

Tendencies of kindergartens

организацию детских садов Приаму-

derelopment in the Amur region

рья в 20-30 гг. XX в., позволил выявить

in 20-30-ss of the 20-th centuru

тенденции становления и развития до-

школьного образования в Амурской об-

The article touches upon organizational

ласти в период с 1917 по 1940 гг., связан-

pedagogical and organizational adminis

ные с политическими, экономическими

trative tendencies of kindergartens devel

и культурными событиями региона.

Период гражданской войны и япон- суждением и внедрением лучших идей

ской интервенции (1918-1922 гг.) в ре- в работу других детских садов. Газета

гионе характеризуется годами оккупа- «Амурская правда» за 6 февраля 1926 г.

Г Г У ^ У ционного режима. Промышленность и по этому поводу писала, что составлен-

сельское хозяйство находились в полной ная программа «совершенно совпадала

разрухе. Гражданская война и интервен- с той, которую прислали позже из цент-

ция привели к разорению того немно- 7 г J г ра» [13, с. 83].

гого, что было до революции. В начале В архивах Амурской области сохра-

20-х годов область переживала большие нились немногочисленные документы

изменения в утверждении политичес- о содержании работы дошкольных уч-

кой власти и в восстановлении промыш- г 1 ' г реждений, но тем не менее удалось со-

ленности. Активное восстановление на- X ' . ставить определенное представление о

родного хозяйства в области началось с том, что лежало в основе работы детских

1924 г. Все эти события оказали влияние садов Приамурья в 20-е годы.

на образовательную политику в области Более 60% всех учебных заведений

Г J и дошкольного воспитания. области находились в наемных поме-

Точное время открытия детских са- щениях. Помещения, в которых разме-

дов в Приамурье и их количество труд- щались детские сады, зачастую были

но установить, так как только с 1923 г. приспособленными, плохо оборудован-

начало свою деятельность статистичес- ными, вместо стульчиков стояли длин-

кое бюро Дальнего Востока. Однако ные крестьянские скамейки и высокие

отдельные архивные документы дают столы. Дети пользовались деревянными

возможность утверждать, что в 1921 г. чашками, ложками, глиняными стака-

в области действовал один детский сад нами. Иногда из-за нехватки столов и

под руководством Першиной [9, с. 91, а посуды детей кормили в две смены. Не-

в 1924 г. - три [10, с. 25-26]. Все они на- смотря на бытовые трудности, питом-

ходились в Благовещенске: один - при цам прививали трудовые навыки, при-

доме пролеткульта, один - при школе учали их после игры убирать на место

1 Л 7 ^ I и один - при доме лишения свободы. 3 г } г игрушки, накрывать на стол и убирать

Один детский сад располагался по ули- посуду после еды.

це Ремесленной, д. 44 (ныне Пушкина) Вплоть до конца 20-х годов в работе

на 68 человек и заведовал им Ефимов. дошкольных учреждений Приамурья

Первые воспитатели Бобенко, Бурако- ^ J г г ^ J г не было определенной системы воспи-

ва, Вебер, Безрукова работали в очень тания. Воспитатели попросту наблю-

трудных условиях: неприспособленное дали за детьми. Лишь в образцово-по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здание, нехватка оборудования, игру- казательном детском саду проводили

шек, отсутствие программы, четких ука- занятия и игры. На содержание работы

заний о содержании и объеме работы с накладывали отпечаток идеологические

детьми и др. [11, с. 320]. противоречия старого и нового, связан-

В 1926/27 учебном году открыли дет- ные с изменением целей обучения и вос-

ский сад в Зейском округе, в г. Рухлово питания детей. Не имея достаточного

[12, с. 24]. Для повышения уровня учеб- опыта, практические работники не сов-

но-воспитательной работы детских уч- сем ясно и порой по-разному понимали

реждений в 1928 г. в Благовещенске, формы и содержание работы с детьми.

по улице Зейской, д. 44 организовали В условиях сложного социально-эко-

опытно-показательный детский сад. В номического развития детские сады

детском саду проводили открытые по- испытывали недостаток квалифициро-

казательные занятия с последующим об- ванных воспитателей, инструкторов.

Отсутствие технического персонала не ющихся в г. Благовещенске, подобные

позволяло широко развиваться сфере учреждения появились в Куйбышеве,

дошкольного образования в регионе. Свободном и в Зейской области.

Специальной подготовки дошкольных Стационарными дошкольными уч-

работников в области не проводилось. реждениями страны в то время являлись

Работники в сферу дошкольного воспи- детский сад и детский сад «очаг». Такое

тания набирались из случайных людей, деление на детский сад и детский сад

не знающих специфики развития детей «очаг» существовало до 1936 г. В Амур-

дошкольного возраста. У ^ ] г ской области в 30-е годы четкого разгра-

Следует отметить, что сеть детских ничения в стационарных дошкольных

садов Амурской области в 20-е годы раз- учреждениях не было и по всем доку-

вивалась очень медленно и преимущест- У Г ^ ] ментам они проходили как детский сад.

венно в городской местности. Причины Анализ архивных документов пока-

виделись в следующем: неравномерная зывает, что 80% детских садов прина-

плотность населения, острая нехватка длежали различным ведомствам и лишь

денежных средств, помещений, квали- небольшая часть отделам народного об-

фицированных кадров, методического разования. Такое положение имело на

обеспечения. тот момент определенные особенности,

В начале 30-х годов в стране наблю- а именно отсутствие единого контроля

дается массовое привлечение женщин в над деятельностью дошкольных учреж-

промышленное производство и сельское дений области. Как свидетельствуют

хозяйство. Это послужило увеличению документы, «органы Народного обра-

потребности населения в дошкольных зования практически не проводят пе-

учреждениях [14, с. 321]. дагогическую работу среди родителей

На местном уровне вопросы дошколь- по дошкольному воспитанию [17, с. 20].

ного воспитания постоянно обсужда- Из-за слабого финансирования многие

лись на различных краевых, областных, дошкольные учреждения сворачивали

районных и городских совещаниях. Так, ^ ^ Г г свою деятельность. План открытия де-

после очередного совещания отдел на- тских садов постоянно срывался и вы-

родного образования провел с 1 августа полнялся в среднем примерно на 60%.

по 15 сентября 1931 г. смотр дошколь- Таким образом, быстрый рост детских

ного воспитания с целью проверки его садов в первой половине 30-х годов, осо-

качества. бенно в период «дошкольного похода»,

В 1933 г. в области было решено про- привел к появлению множества учреж-

вести кампанию, обеспечивающую со- дений, недостаточно обеспеченных в

здание дошкольных учреждений с мак- материальном, кадровом и методичес-

симальным привлечением обществен- ком отношениях. Когда очередная кам-

ности и минимальными затратами из пания по организации дошкольных уч-

госбюджета. Эта кампания получила реждений заканчивалась, начиналась

название «дошкольный поход». В Амур- их частичная ликвидация.

ской области данная акция прошла Серьезные изменения в системе до-

с 15 августа по 15 сентября 1933 г. школьного воспитания Амурской об-

В продолжение агитационной работы ласти произошли после постановления

по дошкольному воспитанию в 1934 г. СНК СССР «О мероприятиях по упо-

в области был организован конкурс на I I J рядочению работы детских садов» от

«Лучшее воспитание ребенка». В сере- 6 июля 1935 г. Было предусмотрено все

дине 30-х годов в области созданы пока- дошкольные учреждения, находящие-

зательные детские сады. Кроме уже име- ся при предприятиях и учреждениях в

городах и совхозах, передать в ведение Например, в 1937 г. в г. Благовещенске

отделов народного образования с обес- вновь открыли четыре детских сада, в

печением единого руководства. Мазановском леспромхозе появился пер-

Данная акция получила широкий вый детский сад на 40 мест. Уже к янва-

размах только в областном центре (Бла- рю 1939 г. в области функционировало

говещенске), где было передано отделу 63 детских сада. Характерной особен-

народного образования семь ведомс- ностью второй половины 30-х годов яв-

твенных детских садов: № 3 бисквитной ляется расширение сети дошкольных

фабрики, № 4 благовещенского вокзала, учреждений. Так, например, за два года

№ 7 спичечной фабрики, № 13 завода (1933-1935 гг.) их количество увеличилось

«Металлист», №14 завода «Судоверфь», на 27, а в 1935 г. их насчитывалось уже

№ 15 «Лензатон», № 27 транспортного 68 детских садов. После постановления

хозяйства. Другие ведомственные де- 1935 г. количество детских садов сократи-

тские сады города принадлежали воен- лось, хотя потребность населения в них

ному ведомству и управлению НКВД, ко- постоянно росла, и уже в 1939 г. в области

торые не попадали под постановление. функционировало 63 детских сада.

В других районах Амурской области Анализ архивных документов пока-

акция передачи дошкольных учрежде- зал, что в конце 30-х гг. 35% всех детских

ний не имела положительного отклика; садов области находились в областном

а уже открывшиеся многие детские сады центре. Из всех детских садов области

были ликвидированы [19, с. 1-3]. 25% принадлежало отделу народного

Следующий шаг по стабилизации образования, а 75% - различным ведомс-

функционирующих дошкольных уч- твам. Более половины ведомственных

ТУ ^ I У 1 ' 1 У реждений как в стране, так и в регионе, детских садов принадлежали военному

связан с Постановлением СНК СССР от ведомству и управлению НКВД. Боль-

27 июля 1936 г. «О запрете абортов, уве- < ' у У 1 1 1 шое количество военных частей и от-

личении материальной помощи роже- рядов НКВД можно объяснить тем, что

ницам, установлении государственной область была расположена на границе с

7 . ' у г помощи многодетным, расширении Китаем, а также на ее территории раз-

сети родильных домов, детских яслей и мещались лагеря для заключенных.

детских садов, усилении уголовного на- Таким образом, можно сказать, что

казания за неплатеж алиментов и о не- на протяжении 2-3-го десятилетия ХХ в.

которых изменениях в законодательстве в Амурской области активно открыва-

о разводах» [20, с. 67], в соответствии с У I 1 лись детские сады различных ведомств

которым все дошкольные учреждения, и народного отдела образования. В силу

Г ^ У Г ' 1 ' в которых воспитывались дети работни- Г ' ' ' Г У ряда причин часть учреждений быстро

ков хозяйственных наркоматов, вновь закрывалась, иногда в течение одного

передавались в ведение этих наркома- года. Причинами нестабильности сети

тов. Непосредственное руководство де- детских садов являлись: неравномерная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г г у тскими садами передавалось предпри- плотность населения, слабая организа-

ятиям, а за наркомпросами оставалось ция и руководство их деятельностью,

«общее педагогическое руководство и недостаточное финансирование, нехват-

контроль над правильным построени- ка специалистов, отсутствие учебно-ме-

ем сети детских садов и подготовка пе- тодического материала, принятие Пос-

дагогических кадров» [21, с. 154-156]. В тановления СНК СССР в 1935 и 1936 гг.

результате этого в области стали откры- Несмотря на трудности в работе детских

ваться закрытые прежде и новые детские садов, в рассматриваемый период все же

сады с единым 9-часовым рабочим днем. наблюдается тенденция их роста.

Списо

к литературы

коль] ошко. дош й об равле щенс муре 2х деп евос

та 2-му

1. От дошкольного отдела Государе Сборник декретов и постановлений по народному образованию. М., 1919

2. О дошкольном воспитании. 1917г. / документов. 1917-1973 гг. М., 1974.

3. Из резолюций первого Всероссийско нию // Всероссийский съезд по дош

4. Альмединген Н. А. Что такое д нию Сов. Педагогического института

5. Государственный архив Амурско

6. Центральное статистическое уп ского статистического бюро. Благове

7. Два года Советской власти в А бернского исполнительного комите чих, крестьянских и красноармейски

8. Народное просвещение в Дальн Благовещенск,1929.

9. Ветчинкина, Р.Р. Дошкольное об говещенск, 2001.

10. Еженедельник Наркомпроса РСФС

11. Педагогическая энциклопедия. Т. 2

12. Народное образование в СССР. Сб.

13. Отчет о состоянии народного обра 1935 уч.г. Благовещенск, 1936.

14. Государственный архив Амурс

15. Литвин Л.Н. Общественное до Мурманск : Изд-во МГПИ. 1992. С. 15

16. Государственный архив Амурс

17. Государственный архив Амурс

18. Государственный архив Амурс

19. Государственный архив Амурс

20. Государственный архив Амурс

твенной комиссии по просвещению. 1917 / / рабочего и крестьянского правительства

Народное образование в СССР : сб.

го съезда по дошкольному воспита-ному воспитанию. М., 1921. льное воспитание / сост. по поруче-кольного образования. М., 1923. отасти. Фонд 69, опись 3, дело 5. ние. Материалы Амурского губерн-к, 1924.

кой губернии. Отчет Амурского гу-губернскому съезду советов рабо-утатов. Благовещенск, 1925. точном крае (1927-28 гг.) Хабаровск-

шк

кой оль 4-155 кой кой кой кой кой

разование : история и современность. Бла-

Р. М., 1929. № 28.

. М., 1928.

документов, 1917-1973 гг. М., 1974. зования в Амурской области в 1934-

области. Ф. 69. Оп. 1. Д. 17-а.

ное воспитание в РСФСР. 1917-1940 гг.

области. Ф. 69. Оп. 1. Д. 4-а. области. Ф. 69. Оп. 3. Д. 11. области. Ф. 69. Оп. 3. Д. 34. области. Ф. 69. Оп. 6. Д. 2. области. Ф. 69. Оп. 1. Д. 17-г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.