Научная статья на тему 'Тенденции современного терроризма: постановка проблемы'

Тенденции современного терроризма: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / TERRORISM / SECURITY / CRIMINAL LAW / CRIME / TERRORIST CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косарев Максим Николаевич

В статье рассматриваются вопросы комплексного применения концептуальных и правовых основ для противодействия терроризму. Называются особенности общественной опасности терроризма. Предлагаются пути совершенствования действующего законодательства относительно рассматриваемой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of modern terrorism: problem

The article deals with the integrated application of the conceptual and legal framework for combating terrorism. Called particular social danger of terrorism. Suggests ways to improve the current legislation concerning this sphere.

Текст научной работы на тему «Тенденции современного терроризма: постановка проблемы»

УДК 343.326

Тенденции современного терроризма: постановка проблемы

Косарев Максим Николаевич, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: kmn8@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы комплексного применения концептуальных и правовых основ для противодействия терроризму. Называются особенности общественной опасности терроризма. Предлагаются пути совершенствования действующего законодательства относительно рассматриваемой сферы.

Ключевые слова: терроризм; безопасность; уголовное право; преступление; преступления террористической направленности.

Trends of modern terrorism: problem

Kosarev Maksim Nikolaevich,

Assistant Professor of the Department of Criminal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of Russian Federation, Candidate of juridical sciences, Associate professor

The article deals with the integrated application of the conceptual and legal framework for combating terrorism. Called particular social danger of terrorism. Suggests ways to improve the current legislation concerning this sphere.

Key words: terrorism; security; criminal law; crime; terrorist crimes.

Современному обществу наряду с позитивными явлениями присущи и негативные процессы. Одним из актуальных социально опасных явлений выступает терроризм, который стал активно влиять на конфигурацию безопасности мира в целом, сопровождаясь синергетическим отрицательным воздействием на многие стороны социума. Общественная опасность рассматриваемого явления заключается в том, что массово нарушаются базисные принципы безопасности общества, права и свободы людей, в частности право человека на жизнь и здоровье, личную свободу, причиняется существенный материальный ущерб физическим и юридическим лицам, государствам, происходит уничтожение культурных, исторических, религиозных памятников и объектов, также дестабилизируется деятельность органов власти отдельных государств и международных организаций, возрастают общее психологическое напряжение и агрессивность в обществе.

Описание терроризма как общемировой угрозы для безопасности российского общества встречается в документах стратегического планирования. Так, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - РФ) одним из источников угроз национальной безопасности называется деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезор-

ганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в т. ч. путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ [1].

Военная доктрина РФ рассматривает угрозу терроризма как составную часть военной угрозы. Военная угроза представляет собой состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию). Одной из основных внешних военных опасностей доктрина называет растущую угрозу глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальную угрозу проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего,

незаконного оборота оружия и наркотиков. Терроризм учитывается и как внутренняя военная опасность, выражающаяся в деятельности террористических организаций и отдельных лиц, направленной на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности РФ [2].

Концепция общественной безопасности РФ также содержит положения, связанные с противодействием терроризму. Так, уровень террористической угрозы на территории РФ продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительными. Террористы стремятся расширить географию своей деятельности, в разных регионах страны отмечается активность международных террористических организаций, которые привлекают наемников и боевиков, состоящих в экстремистских организациях, и оказывают им финансовую помощь, поставляют оружие. В сложившихся обстоятельствах необходима реализация комплекса мероприятий в области противодействия терроризму и разрушения его основ. Повышенного внимания требует обеспечение безопасности граждан, защиты потенциальных объектов террористических посягательств, в т. ч. критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей [3].

Специализированным документом стратегического планирования в рассматриваемой области выступает Концепция противодействия терроризму, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму [4].

Межотраслевым правовым инструментом, описывающим явление терроризма и устанавливающим систему противодействия, является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [5].

Прежде чем останавливаться на тенденциях терроризма, стоит рассмотреть само явление и определиться с его понятием, включающим наиболее полный перечень признаков. По мнению А. И. Долговой, «...криминологические и социально-правовые исследования в России показывают, что если не определен содержательный отличительный признак терроризма от иных социально негативных явлений, с высокой степенью неопределенности описываются и конкретные преступления, характеризуемые в правовых актах как преступления террористического характера. Существуют серьезные проблемы с квалификацией таких деяний, а также иных, связанных с ними» [6, с. 3-4].

Согласно ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Идеология представляет собой систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения

людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений [7, с. 199].

Насилие же - это физическое или психическое воздействие одного человека на другого [8, с. 433].

Таким образом, идеология насилия подразумевает систему взглядов и идей, в которых осознаются социальные конфликты и предлагаются варианты применения насильственных средств для их решения.

Под практикой понимается деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют его; деятельность по применению чего-нибудь в жизнь, опыт [9, с. 595] .

В философском энциклопедическом словаре деятельность раскрывается как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность [7, с. 151].

Итак, практика террористического воздействия основывается на осознанном субъектом выборе насилия как инструмента достижения своих целей.

В российском антитеррористическом законе практика терроризма раскрывается с помощью такого понятия, как «террористическая деятельность», под которой понимается деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Связующим элементом террористической деятельности и противодействия терроризму является террористический акт.

Законодателем дается понятие террористического акта - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Данная формулировка полностью совпадает с диспозицией ч. 1 ст. 205 УК РФ.

Из анализа текста Федерального закона «О противодействии терроризму» можно сделать вывод о том, что понятие «террористический акт» имеет расширительное значение и под ним законодатель подразумевает практику совершения различных преступлений, способствующих террористическим целям.

Таким образом, общеправовое понятие террористического акта стало больше по объему, чем его уголовно-правовое значение. При ином толковании все силы и средства государства и общества в России по противодействию терроризму будут направлены только против единственного преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Несомненно, что ст. 205 УК РФ является базисным уголовно-правовым запретом практики терроризма, однако не единственным [10, с. 509] , т. к. она не включает в себя самостоятельные составы преступлений. Например, при совершении участником незаконного вооруженного формирования конкретного преступления его действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 УК РФ и соответствующей статьей УК РФ (например, ст. 205, 205.1, 205.2 или 206 УК РФ) [11]. Поэтому такие общепризнаные проявления терроризма, как захват заложников (ст. 206 УК РФ) или угон воздушного судна (ст. 211 УК РФ), осуществленные участниками незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ) в целях воздействия на органы власти, по буквальному толкованию уголовного закона не будут являться террористическими актами, а следовательно, может возникнуть проблема в проведении комплекса организационно-правовых мер, направленных на пресечение преступлений, обезвреживание террористов, обеспечение безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также на минимизацию последствий преступлений. Несмотря на это, в правоохранительной практике мы наблюдаем активное применение контртеррористических мер против лиц, совершающих различные преступления в террористических целях, и не всегда эти деяния включают совершение террористических актов. Это же подтверждается и в совместном указании от 31 декабря 2014 г. Генеральной прокуратуры РФ № 744/11 и МВД России № 3 «О введении в действие перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» [12], в котором в п. 1 перечня № 22 «Преступления террористического характера» перечисляются преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 277, 281, 360 УК РФ.

Анализ нормативных актов позволяет сделать вывод о существовании группы преступлений, совершаемых в рамках практики терроризма. При этом такие преступления называют как преступлениями террористической направленности [11], так и преступлениями террористического характера [12]. Последнее понятие закрепилось и осталось в практике борьбы с терроризмом еще из определения, данного в ст. 3 ранее действовавшего Федерального закона от 25 июля

1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом». В ныне действующем законодательстве обобщающего понятия преступлений, связанных с терроризмом, не дается.

Толкование понятия террористического акта не всегда позволяет нам в полной мере применять предусмотренные правовые средства противодействия терроризму и для решения данного противоречия. Также по аналогии с понятием преступлений экстремистской направленности, по нашему мнению, следует ввести в антитеррористическую практику понятие преступлений террористической направленности, под которыми следует понимать преступления, совершаемые для устрашения населения в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений (курсив наш. - М. К.).

Следует признать, что общественная опасность практики терроризма в существующих правовых конструкциях может быть закреплена только в рамках УК РФ либо быть еще не криминализированной в том случае, когда возникают новые формы ее проявлений, которые законодатель не успел описать и закрепить в уголовном законодательстве. Примером может служить включение Федеральным законом от 2 ноября

2013 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [13] в УК РФ ст. 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности».

В качестве вывода следует отметить, что опасность такого социально негативного явления, как терроризм в России осознается и закрепляется в соответствующих документах стратегического планирования, в связи с чем анализ явления и точное описание его признаков способствуют формированию эффективной системной деятельности по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию в отношении терроризма, а также реализации комплекса мер, направленных на противодействие этой угрозе.

Список литературы

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2015).

2. Военная доктрина Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря

2014 г. № Пр-2976. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2015).

3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2015).

4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утверждена Президентом Россий-

ской Федерации 5 октября 2009 г. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2015).

5. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2015).

6. Долгова А. И. Терроризм и организованная преступность / А. И. Долгова // Организованный терроризм и организованная преступность. - М., 2002.

7. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

8. Большой юридический словарь. - М., 2006.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1992.

10. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / отв. ред. В. М. Лебедев. - М., 2004.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности». - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2015).

12. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: указание от 31 декабря 2014 г. Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 744/11 и МВД России № 3. -[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 25.02.2015).

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.