Научная статья на тему 'Тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе'

Тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тенденция / совмещение / трудовая деятельность / работа / учеба / вуз / tendency / combination / labor activity / work / study / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна

В статье дано описание такого явления как совмещение студентами учебы в вузе с трудовой деятельностью. Приведено описание причин совмещения учебы и работы, описаны тенденции, характеризующие такое совмещение: увеличение доли работающих студентов, сокращение среднего числи лет обучения до выхода на рынок труда, трансформация мотивов трудоустройства, структурные и содержательные изменения рынка труда, развитие гибких дистанционных способов овладения образовательными программами и развитие служб поддержки трудоустройства в университетах. Сделаны выводы о дальнейшем усилении описанных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF WORKING COMPETENCE AND EDUCATION IN UNIVERSITY

The article describes such a phenomenon as the combination of students studying at a university with work. A description of the reasons for combining study and work is described, the trends characterizing such a combination are described: an increase in the proportion of working students, a reduction in the average number of years of study before entering the labor market, a transformation of employment motives, structural and substantial changes in the labor market, development of flexible distance learning methods and educational programs. development of employment support services in universities. The conclusions about the further strengthening of the described trends.

Текст научной работы на тему «Тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе»

УДК 364

ТЕНДЕНЦИИ СОВМЕЩЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И УЧЕБЫ В ВУЗЕ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье дано описание такого явления как совмещение студентами учебы в вузе с трудовой деятельностью. Приведено описание причин совмещения учебы и работы, описаны тенденции, характеризующие такое совмещение: увеличение доли работающих студентов, сокращение среднего числи лет обучения до выхода на рынок труда, трансформация мотивов трудоустройства, структурные и содержательные изменения рынка труда, развитие гибких дистанционных способов овладения образовательными программами и развитие служб поддержки трудоустройства в университетах. Сделаны выводы о дальнейшем усилении описанных тенденций.

Ключевые слова: тенденция, совмещение, трудовая деятельность, работа, учеба, вуз.

Введение

Совмещение трудовой деятельности и учебы в вузе представляет собой характерное явления для образования стран с развитой экономикой и выступает одним из проявлений концепции «образование через всю жизнь». Совмещение трудовой деятельности и учебы оказывает влияние как на развитие института профессионального образования, так и экономики в целом посредством возникновения новых способов освоения образовательных программ; влияния на качество получаемого образования, структуру занятости и рынка труда [2, 12].

Это обуславливает интерес к исследованию существующей ситуации в вопросах масштабов, интенсивности, направлений совмещения трудовой деятельности и образования в университетах.

Методика исследования

Изучение тенденций и проблем, связанных с совмещением трудовой деятельности студентов с учебой в высших учебных заведениях, одушевлено нами на основе анализа статистических данных и изучения вторичных источников - публикаций по данной проблеме.

Целью данной работы являлась систематизация информации о масштабах и проблемах совмещения трудовой деятельности студентов с учебой в вузе.

Результаты и обсуждение

Для начала стоит отметить, что увеличение масштабов и интенсивности совмещения учебной и трудовой деятельности студентов вузов является общемировой тенденцией, характерной для большинство стран мира [1, 5]. В первую очередь, это объясняется высшего массовизацией образования и получение к доступа к нему большого количества потребителей. Основными мотивами такого совмещения выступают необходимость оплатить высшее образование, стремление получить опыт и начать раньше трудовую карьеру, наличие высоких карьерных притязаний, разочарование в выбранном направлении профессиональной подготовки и попытки найти себя в другой профессиональной области [3, 8, 10].

Изучение работы и исследований, посвященных данной проблеме, позволяет констатировать, что авторы часто рассматривают совмещение трудовой и учебной деятельности студентов с позиций их влияния на академическую успеваемость [20], выбор карьерной траектории [19], размер будущих доходов [13].

В соответствии с целями нашей работы были выявлены тенденции, характеризующие совмещение учебы и работы студентами российских вузов:

1. Увеличение масштабов трудовой занятости среди студентов отечественных вузов, которые обусловлены, в частности, сокращением бюджетных мест. Согласно исследованию, проведенному в 2013 г. в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», более 65 % обучающихся старших курсов имели опыт совмещения учебы и работы. При этом у 41,26 % работа носила постоянный характер, а 32 % работали временно по договору [11, С. 161].

2. Наблюдается сокращение среднего числа лет обучения до выхода на рынок труда. По данным исследования, этот срок составляет в среднем 2,7 года, что свидетельствует о существовании широких возможностей для такого совмещения [13].

3. Среди мотивов трудоустройства, кроме необходимости оплачивать обучение, все больший вес приобретают мотивы, связанные с поддержанием высоких стандартов потребления и качества жизни: стиль жизни молодежи изменился, их потребительские предпочтения, сформированные обществом потребления, требуют немалых затрат [4].

4. Структурные и содержательные изменения самого рынка труда предоставляют обучающимся большие возможности для совмещения учебы и работы: развиваются дистанционные и новые формы занятости (например, частичная занятость, гибкий график, удаленная работа, работа на условиях аутсорсинга и фриланса) [9, 14]. В связи с этим студенческая занятости становится обычным явлением.

5. Интенсивное развитие гибких дистанционных образовательных программ, позволяющих учиться в любом месте и в любое время. Это относится не только к развитию электронных образовательных сред вузов, включающих комплекс ресурсов и сервисов по организации образовательного процесса, но и к новым формам организации практической подготов-

ки студентов. Так, совмещение работы и учебы может быть организовано в рамках практик при сетевом сотрудничестве образовательных организаций с внешними компаниями [15, 16,17,18, 21].

6. Увеличение внимания вузов к вопросам поддержки трудоустроенных студентов, что проявляется в развитии специальных служб для поддержки трудоустройства обучающихся и выпускников. По данным мониторинга, проведенного по результатам вхождения России в европейское образовательное пространство в 2015 г., 99 % российских вузов имеют службы поддержки трудоустройства студентов, к ним относятся институты методической поддержки (кураторство, тьюторство) (91%), службы профориентации (98%) и консультирования (70%) [11, С. 35]. О регулярном отслеживании карьеры выпускников заявили 84 % вузов.

Выводы и заключение

Таким образом, можно заключить, что перечисленные тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе в целом свидетельствуют о постепенном снижении стандартов качества высшего образования и его ценности для обучающихся. Студенты стремятся подкрепить наличие диплома опытом работы, начать раньше трудовую карьеру, демонстрируют способность совмещения различных видов деятельности. Перечисленные тенденции будут получать дальнейшее развитие, поскольку активно развиваются дистанционные формы получения профессионального образования, вузы предлагают все более широкий спектр гибких программ дополнительного образования для разных категорий обучающихся, в основном уже трудоустроенных, расширяется сетевое взаимодействие вузов.

Список литературы

1. Антропова Н.М. Исследование проблемы занятости студенческой молодежи в сфере социально-трудовых отношений // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3.

2. Апокин А. Ю., Юдкевич М. М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. 2008. Т. 6. С. 98-110.

3. Борисова А.А. Стратегии трудоустройства студентов вузов // Известия ИГЭА. 2012. №4. С.96-100.

4. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.

5. Демидов Р.С. Оценка качества подготовки выпускников вуза с позиций полноты их трудоустройства // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. №11. С.9-15.

6. Картавых М.А., Прохорова И.В. Организация непрерывных практик обучающихся: учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.

7. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Развитие университета с новые управленческие подходы // Интеграция образования. 2005. №4. С.7-12

8. Миляева Л.Г., Борисова О.В. Где востребованы молодые специалисты? // Служба занятости. 2007. №1. С.58-62

9. Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 8.

10. Прохорова М.П., Григорян Н.М., Емелина Е.М. Трудоустройство и переход на рынок труда выпускников вузов // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 156-158.

11. Россия в Европейском пространстве высшего образования. Под редакцией: Артамоновой Ю.Д., Демчука А. Л., Караваевой Е.В., Муравьевой А. А. М.: Издательство Московского университета, 2015. 64 с.

12. Рощин С. Ю. От учебы к работе: трудности перехода // Отечественные записки. 2006. № 30 (3). С. 134-151.

13. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. №2. С. 152-179.

14. Сеселкин А.И. Багин В.В.. Кондяков В.А. Модели построения открытой системы дополнительного профессионального образования в вузе // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина».

2013. № 2. С. 127-135.

15. Сликишина И.В. Реинжиниринг бизнес-процессов в вузе при внедрении основ дистанционного обучения. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. Новокузнецк. 2013 No 5(27). С. 8-10.

16. Фламгольц Э. Управление стратегическими изменениями: от теории к практике / пер. с англ. Н.Г. Яцюк. М.: Эксмо, 2012. 320 с.

17. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. No 2. С. 159-191.

18. Холмогорова Е.А. Развитие системы открытого образования на основе информационных технологий // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. С.133-139.

19. Шинкаренко Е.А. Взаимодействие вузов и бизнеса в трудоустройстве студентов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.

2014. №2. С.156-162

20. Янбарисова Д. М. Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? // Вопросы образования. 2014. № 1. C. 213-237.

21. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

TENDENCIES OF WORKING COMPETENCE AND EDUCATION IN UNIVERSITY

Abstract. The article describes such a phenomenon as the combination of students studying at a university with work. A description of the reasons for combining study and work is described, the trends characterizing such a combination are described: an increase in the proportion of working students, a reduction in the average number of years of study before entering the labor market, a transformation of employment motives, structural and substantial changes in the labor market, development of flexible distance learning methods and educational programs. development of employment support services in universities. The conclusions about the further strengthening of the described trends. Key words: tendency, combination, labor activity, work, study, university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.