Научная статья на тему 'Тенденции рынка печатных средств массовой информации в Республике Татарстан'

Тенденции рынка печатных средств массовой информации в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
385
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ МАССМЕДИА / РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК / РЕКЛАМНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вафина А.К.

В статье рассмотрены с какими трудностями сталкиваются печатные издания в Республике Татарстан в эпоху информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции рынка печатных средств массовой информации в Республике Татарстан»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. М.А. Разу Управление проектом, основы проектного управления. Учебник. Кнорус, 2015.

2. Т.С. Бронникова Разработка бизнес-плана проекта. Учебное пособие. Альфа-М, Инфра-М, 2014.

© Ватагина Э.Н., Кирбякова М.А., 2016

УДК 338.46, 659

А.К. Вафина

магистр 2 курса экономического факультета Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет Научный руководитель: Р.Р. Аетдинова к.п.н., доцент кафедры «Производственный менеджмент» Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет Г. Набережные Челны, Республика Татарстан

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Аннотация

В статье рассмотрены с какими трудностями сталкиваются печатные издания в Республике Татарстан в эпоху информационных технологий.

Ключевые слова

Печатные массмедиа, рекламный рынок, рекламные печатные издания.

Общий объем средств массовой информации на 2015 год на территории Республики Татарстан насчитывает 768 единиц [1, с. 35].

Печатные СМИ Республики Татарстан представлены следующими сегментами: бесплатные рекламные издания, платные рекламные издания, корпоративные издания, специализированные издания, журналы регионального уровня, информационные и информационно-развлекательные газеты, деловые газеты, муниципальные газеты.

Издания ведут острую конкуренцию за рекламодателя, имеют отработанные технологии привлечения рекламных заказов. Наиболее острыми направлениями конкуренции являются: цена размещения, география распространения и способ доставки [2, с. 39].

Наиболее рекламируемые категориями являются услуги - банки и связь (21,5 %), продукты питания (21%), а также парфюмерия, косметика (17%).

На сегодняшний день массовые бесплатные газеты занимают самый крупный сегмент рынка печатных СМИ Татарстана. Как известно, бесплатная пресса не зависит от читательского спроса, а существует на доходы, получаемые от продажи рекламных площадей. Лидерами среди бесплатных газет в Казани являются «Pro Город», «Metro», «Ва-банкъ». Еженедельный тираж газеты «Ва-банкъ» составляет 284 тыс. экземпляров, газета «Pro Город» еженедельно распространяется по почтовым ящикам во всех районах города Казани тиражом 290 тыс. экземпляров. Газета «Metro» - 150 тыс. экземпляров каждую неделю.

В Набережных Челнах бесплатно распространяются газета «Единство» (тираж 133 тыс. экземпляров), газета «Капитал-Закамье» (тираж газеты составляет 70 000 экземпляров еженедельно. Также в регионе представлены бесплатные глянцевые журналы (например, «Я покупаю», «Выбирай»).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

Платные издания можно приобрести по подписке и в розницу. Неуклонное падение тиражей платных изданий и, как следствие, снижение объемов подписки в современных условиях является общенациональной тенденцией.

Проанализируем печатные СМИ АО «Татмедиа», АО «Татмедиа» - крупнейшая региональная медиакомпания в РТ. Печатные СМИ АО «Татмедиа» выходят на татарском, русском, чувашском и удмурстком языках.

Подписной тираж изданий АО «Татмедиа» по Татарстану на 2 полугодие 2016 года составляет 288 555 экземпляров, это на 5,2% меньше, чем годом ранее и на 7,6% меньше, чем за 1 полугодие 2016 года. В том числе: по районным и городским газетам — 194 443 экземпляра, на 5,9% меньше, чем годом ранее и на 8,3% — чем в 1-м полугодии 2016 года; по республиканским газетам — 37 001 экземпляр, на 10,8% меньше, чем годом ранее и на 10,6% — чем в 1 полугодии 2016 года; по журналам — 57 111 экземпляров, на 1,2% больше, чем годом ранее и на 3,3% меньше, чем в 1 полугодии 2016 года [3].

Согласно результатам исследования, влияние кризиса отразилась на печатные СМИ следующим образом: произошло снижение тиражей и доходов от рекламы, сократилась финансовая поддержка учредителей и спонсоров, обострилась конкуренция, партнеры (распространители, полиграфисты, поставщики бумаги) увеличили расценки.

Помимо снижения тиражей, отрицательно сказывается на развитии рынка печатных СМИ и сокращение объектов розничной торговли прессой. За последние годы количество киосков в Казани сократилось вдвое. Такая же тенденция наблюдается и в других городах РТ.

В числе ключевых антикризисных мер можно выделить: увеличение объемов скрытой рекламы, сокращение персонала, уменьшение объема заработной платы.

Несмотря на кризис, ряд изданий продолжают работать успешно. Например, газета «Аргументы и факты», это говорит о том, что потребитель готов платить за оригинальную идею и ценный контент в полиграфическом оформлении.

Если говорить о ситуации в целом, то печатные издания столкнулись с большой конкуренцией со стороны электронных СМИ. Многие новости устаревают ещё до выхода газет. Рекламные бюджеты частично переходят из прессы в Интернет. Интересно, что многие издания направили свои усилия на создание своей электронной версии. Все большее количество людей отдает предпочтение именно интернет-версиям изданий.

Стоить отметить, что позитивными факторами влияющими на рынок СМИ, является разработка маркетинговых стратегий, детальное изучение потребительских предпочтений, увеличение оборотов газетного рынка и рост конкурентоспособности отдельных издательств вследствие их дифференциации. Потенциал традиционных печатных СМИ, несмотря на переживаемый кризис, остается высоким. Разработка новых подач форм контента, новации в организации труда с параллельным развитием печатной версии СМИ позволяет редакциям расширить аудиторию и получит новые доходы. Платным печатным изданиям важно точно очертить свою целевую аудиторию, чтобы отвечать ее запросам.

Список использованной литературы

1. Гильманова А. Н. Развитие специализированных СМИ в Республике Татарстан / А. Н. Гильманова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14-15 апреля 2016 года. — Екатеринбург, 2016. — С. 35-39.

2. Коробов О.В. Тенденции рынка печатных средств массовой информации в волгоградской области // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. Выпуск №2, том, 2010 г. - с. 39-45.

3. URL: https://kazanfirst.ru/article/330312. (дата обращения: 7.10.2016 г).

© Вафина А.К., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.