Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация / инновации / информационно-коммуникационные технологии / большие данные / антимонопольное регулирование / digital transformation / innovation / information and communication technologies / big data / antitrust regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лагкуев Р.М., Уварова Г.Г.

При активном участии государства в России за прошедшие годы были созданы многие элементы национальной инновационной системы и осуществлены преобразования по многим направлениям. Тем не менее, инновации в стране не выступали ключевым драйвером экономического роста. Сегодня инновации должны выступить на первый план, так как возможности других драйверов практически исчерпаны. И поскольку базовым элементом экономики, является субъект хозяйствования, одной из ключевых точек приложения усилий государства сегодня становится формирование условий для цифровой трансформации предприятий, повышения эффективности их деятельности на основе технологий работы с данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лагкуев Р.М., Уварова Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN REGULATION OF INNOVATION POTENTIAL OF COMPANIES IN CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF NATIONAL ECONOMY: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

With the active participation of the state in Russia over the years, many elements of the national innovation system have been created and transformations have been carried out in many areas. However, innovation in the country did not act as a key driver of economic growth. Today, innovation should come to the fore, as the capabilities of other drivers are almost exhausted. And since the basic element of the economy is the economic entity, one of the key points of the state's efforts today is the formation of conditions for the digital transformation of enterprises, increasing the efficiency of their activities based on data technologies.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

УДК 338.1

Лагкуев Р.М. студент магистратуры Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Южно-Российский институт-филиал Россия, г.Ростов-на-Дону Научный руководитель: Уварова Г.Г., д.п.н.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ Южно-Российский институт-филиал Россия, г.Ростов-на-Дону

ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация: При активном участии государства в России за прошедшие годы были созданы многие элементы национальной инновационной системы и осуществлены преобразования по многим направлениям. Тем не менее, инновации в стране не выступали ключевым драйвером экономического роста. Сегодня инновации должны выступить на первый план, так как возможности других драйверов практически исчерпаны. И поскольку базовым элементом экономики, является субъект хозяйствования, одной из ключевых точек приложения усилий государства сегодня становится формирование условий для цифровой трансформации предприятий, повышения эффективности их деятельности на основе технологий работы с данными.

Ключевые слова: цифровая трансформация, инновации, информационно-коммуникационные технологии, большие данные, антимонопольное регулирование.

Lagkuev R.M. master's student

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation South Russian Branch Institute Russia, Rostov-on-Don Supervisor: Uvarova G.G., d.p.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation South Russian Branch Institute

TRENDS IN REGULATION OF INNOVATION POTENTIAL OF COMPANIES IN CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF NATIONAL ECONOMY: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Abstract: With the active participation of the state in Russia over the years, many elements of the national innovation system have been created and transformations have been carried out in many areas. However, innovation in the country did not act as a key driver of economic growth. Today, innovation should come to the fore, as the capabilities of other drivers are almost exhausted. And since the basic element of the economy is the economic entity, one of the key points of the state's efforts today is the formation of conditions for the digital transformation of enterprises, increasing the efficiency of their activities based on data technologies.

Key words: digital transformation, innovation, information and communication technologies, big data, antitrust regulation.

Глобальная цифровая трансформация сегодня определяет направления развития экономических отношений, способы производства товаров и услуг и удовлетворения общественных потребностейх.

Вместе с тем, инновации, вытекающие из информационно -коммуникационных технологий могут обеспечивать инклюзивный рост, оказывая фундаментальное воздействие на экономику. «Цифровые инновации», определяемые как новые продукты и процессы в отрасли, основанные на программном коде и данных, или воплощенные в них, приводят к экономике с экстремальными масштабами и сетевыми эффектами, которые, в свою очередь, позволяют решить общие пробелы в развитии инновационного потенциала стран мира. Например, Facebook и Google предоставляют бесплатные сервисы для пользователей, с помощью которых формируют наборы данных — на основе этих данных компании разрабатывают продукты, генерирующие прибыль.

Основной вопрос заключается в том, смогут ли более мелкие компании собрать достаточный объем аналогичных данных для разработки конкурирующих продуктов? Кроме того, будет ли такой сбор экономически целесообразным? Во -первых, сетевые эффекты указанных бесплатных сервисов достаточно высоки, что затрудняет выход на рынок новых игроков. Во-вторых, суперплатформы имеют историческое преимущество: они уже располагают данными, с помощью которых могут развивать и совершенствовать свои сервисы, и уже имеют необходимые трудовые ресурсы и мощности для обеспечения работы системы сбора

1 Бросалина А.А. Некоторые правовые аспекты цифровизации государственного управления (на примере предоставления государственных услуг)// Державинский форум. 2020. Т. 4. № 16. С. 11.

данных. В-третьих, такой сбор данных будет являться дублированием издержек.

Опираясь на данные аргументы, некоторые эксперты предлагают считать большие данные естественно-монопольным ресурсом, соответственно, регулировать доступ к ним в соответствии с законодательством о естественных монополиях. Движение в эту сторону заметно, например, в Евросоюзе: регулирующими органами рассматривается возможность создания «черного списка» технологических гигантов, для которых будут применяться более строгие правила антимонопольного регулирования, чем для остальных участников рынка. В частности, предполагается обязать компании из списка предоставлять конкурентам доступ к данным.

На данный момент прецеденты, когда регулирующие органы приняли решение ограничить рыночную власть компании и обязать ее предоставлять конкурентам доступ к большим данным, отсутствуют. Однако указанный подход может быть применен в случае слияний и поглощений — антимонопольный орган может включить предоставление доступа к определенным базам данных в перечень условий, которые необходимо соблюсти для получения согласования сделки2. Например, в 2018 году ФАС России согласовала приобретение немецкой компанией Bayer американского производителя гербицидов и генетически модифицированных семян Monsanto, но, в числе прочих, выдвинула несколько условий, направленных на создание механизма трансфера технологий российским компаниям:

- обеспечить передачу российским компаниям молекулярных средств селекции и гермоплазмы, необходимых для создания высокопродуктивных семян;

- предоставить недискриминационный доступ к цифровым платформам точного земледелия, в том числе доступ к историческим данным, относимым к Российской Федерации, и данным, которые будут собираться после коммерциализации компанией своих программных продуктов на территории России. В целях обеспечения выполнения указанных требований компания Bayer заключила с НИУ ВШЭ гражданско-правовой договор об организации Центра технологического трансфера.

Таким образом, хотя сейчас нельзя дать однозначного ответа на вопрос, стоит ли (и если да, то в каких случаях) обязывать компании предоставлять доступ конкурентам к большим данным, опыт, накопленный

2 Комплексный мониторинг системы оценки эффективности инновации" на предприятиях: оценка трансфера технологии- и возможностей региональной политики// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusnatt.ru/novosti-natt/opublikovan-kompleksnyy-monitoring-sistemy-otsenki-eifektivnosti-innovatsii-na-predpriyatiyakh-otsen/ (дата обращения 10.11.2021)

в кейсах слияний и поглощений, поможет более качественно оценить возможности и риски такого подхода.

Признаки доминирования, установленные для традиционных рынков, могут оказаться несостоятельными для цифровых платформ, следовательно, их формальное использование может привести к антиконкурентным решениям. Например, в 2011 году казалось, что стриминговые сервисы не могут полноценно конкурировать с кабельным телевидением, поскольку сами не производят контент, а только предоставляют доступ к видео, права на распространение которого приобретают у тех же кабельных каналов. В связи с этим при слиянии компаний кабельного телевидения Comcast Corporation и NBC Universal Inc. суд округа Колумбия в США выдал более 150 предписаний, соблюдение которых должно было ограничить антиконкурентный эффект слияния. А в 2013 году стриминговый сервис Netflix выпустил первый оригинальный сериал, что стало началом кардинального изменения структуры рынка. В 2019 году Netflix потратил 15 млрд долл. на производство оригинального контента, что практически равно аналогичным расходам Comcast (15,4 млрд долл.)3.

В рамках рассмотрения дела по объединению Facebook и WhatsApp Европейская комиссия пришла к выводу: хотя коммуникационные приложения характеризуются наличием сетевого эффекта и совокупная рыночная доля Facebook и WhatsApp на рынке коммуникационных приложений составляла (по минимальной оценке) около 30-40%, после слияния объединенная компания продолжит сталкиваться с серьезной конкуренцией, а потребители смогут переключаться на другие коммуникационные приложения без существенных издержек, поскольку все коммуникационные приложения: 1) предлагаются бесплатно или по очень низкой цене; 2) легко загружаются на смартфоны и могут сосуществовать на одном телефоне; 3) характеризуются простыми пользовательскими интерфейсами, поэтому издержки обучения при переходе на новое приложение минимальны для потребителей. Действительно, слияние не стало барьером для развития конкурентов и выхода на рынок новых приложений с похожими функциями: аудитория мессенджера Telegram через полгода после появления (на конец марта 2014 г.) составляла более 35 млн активных пользователей в месяц и 400 млн в июле 2020 г., при том что на рынке уже были довольно популярные приложения (WhatsApp действует с 2009 года, аудитория в июле 2020 г. -

2 млрд активных пользователей).

Численность аудитории сервиса для создания и просмотра коротких видео TikTok (стал доступен на мировом рынке летом 2018 г.) к июлю

3 Регулирование цифровых платформ - обеспечение конкуренции при сохранении стимулов для развития. Бюллетень о развитии конкуренции, декабрь 2020//[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/konkurencia/Konk_december_2020.pdf (дата обращения 15.11.2021)

2020 г. достигла 800 млн активных пользователей в месяц. Феномены многосторонних рынков и сетевых эффектов не являются порождением цифровой эпохи: так, платформами являются ярмарки, аукционы, торговые центры, телефонные справочники.

Вопросы необходимости оценки сетевых эффектов стояли перед антимонопольными регуляторами и ранее. В 2008 году состоялось слияние крупнейших аукционных домов Нидерландов Floraholland и Bloemenveiling Aalsmeer. Исследуя рынок цветочных аукционов, Служба по контролю рынков и защите потребителей Нидерландов выявила, что данный рынок характеризуется высокими сетевыми эффектами: благодаря им слияние компаний должно привести к увеличению полезности продавцов и потребителей (за счет расширения противоположной стороны рынка), а также увеличить конкуренцию между участниками торгов, организованных объединенным предприятием. Положительный эффект слияния перевесил риски возможных последствий увеличения концентрации и сделка была одобрена. Однако цифровизация дала развитию платформ новый виток и рынки с сетевыми эффектами перестали быть частным случаем.

Следовательно, возникла потребность упорядочивания процесса выявления и учета сетевых эффектов при анализе рынков.

Использованные источники:

1.Бросалина А.А. Некоторые правовые аспекты цифровизации государственного управления (на примере предоставления государственных услуг)// Державинский форум. 2020. Т. 4. № 16. С. 10-16.

2.Комплексный мониторинг системы оценки эффективности инновации" на предприятиях: оценка трансфера технологии" и возможностей региональной политики// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusnatt.ru/novosti-natt/opublikovan-kompleksnyy-monitoring-sistemy-otsenki-effektivnosti-innovatsii-na-predpriyatiyakh-otsen/ (дата обращения 10.11.2021)

3.Регулирование цифровых платформ - обеспечение конкуренции при сохранении стимулов для развития. Бюллетень о развитии конкуренции, декабрь 2020// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/konkurencia/Konk_december_2020.pdf (дата обращения 15.11.2021)

4.Цифровая Россия: новая реальность // Экспертная группа Digital McKinsey [Электронный ресурс] URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/locations/europe%20and%20mid dle%20east/russia/our%20insights/digital%20russia/digital-russia-report.ashx (дата обращения 05.11.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.