Научная статья на тему 'Тенденции реформирования арбитражной процедуры в Китае'

Тенденции реформирования арбитражной процедуры в Китае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ВНУТРЕННИЙ АРБИТРАЖ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ АРБИТРАЖНОЕ РЕШЕНИЕ / ВЕРХОВНЫЙ НАРОДНЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Русакова Екатерина Петровна

В статье анализируются изменения, касающиеся арбитража в Китае. В первую очередь это касается вынесенных за последнее время постановлений Верховного народного суда, разъясняющие правила применения норм закона об арбитраже, а также обобщающие практику признания и приведения в исполнения арбитражных решений. Анализируются положения Верховного народного суда, касающиеся признания и приведения в исполнение арбитражных решений, их оспаривания в народных судах, а также запрет вынесения «предварительных арбитражных решений». Нужно отметить, что стремление Китая стать мировым арбитражным центром реализуется за счет создания необходимых относительно либеральных условий для арбитражной процедуры разрешения споров, что на практике создает ряд трудностей, которые необходимо преодолевать за счет принятия быстрых и четких решений [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Русакова Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRENDS OF ARBITRATION REFORM IN CHINA

The article analyzes the changes regarding arbitration in China. First of all, this concerns recent decisions of the Supreme People’s Court, explaining the rules for applying the provisions of the law on arbitration, as well as generalizing the practice of recognizing and enforcing arbitral awards. The provisions of the Supreme People’s Court relating to the recognition and enforcement of arbitral awards, their challenging in people's courts, and the prohibition of «preliminary arbitral awards» are analyzed. It should be noted that China’s desire to become a world arbitration center is realized by creating the necessary relatively liberal conditions for the arbitration procedure for resolving disputes, which in practice creates a number of difficulties that must be overcome by making quick and clear decisions [5].

Текст научной работы на тему «Тенденции реформирования арбитражной процедуры в Китае»

Русакова Е. П.

ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АРБИТРАЖНОЙ ПРОЦЕДУРЫ В КИТАЕ

17. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

17.1. ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АРБИТРАЖНОЙ ПРОЦЕДУРЫ В КИТАЕ1

Русакова Екатерина Петровна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права

Место работы: Российский университет дружбы народов

[email protected]

Аннотация: в статье анализируются изменения, касающиеся арбитража в Китае. В первую очередь это касается вынесенных за последнее время постановлений Верховного народного суда, разъясняющие правила применения норм закона об арбитраже, а также обобщающие практику признания и приведения в исполнения арбитражных решений.

Анализируются положения Верховного народного суда, касающиеся признания и приведения в исполнение арбитражных решений, их оспаривания в народных судах, а также запрет вынесения «предварительных арбитражных решений».

Нужно отметить, что стремление Китая стать мировым арбитражным центром реализуется за счет создания необходимых относительно либеральных условий для арбитражной процедуры разрешения споров, что на практике создает ряд трудностей, которые необходимо преодолевать за счет принятия быстрых и четких решений [5].

Ключевые слова: Китай, внутренний арбитраж, международный коммерческий арбитраж, предварительное арбитражное решение, Верховный народный суд.

THE TRENDS OF ARBITRATION REFORM IN CHINA

Rusakova Ekaterina P., PhD, Professor of Civil Procedural Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law

Work place: the Law Institute of the RUDN University

[email protected]

Annotation: the article analyzes the changes regarding arbitration in China. First of all, this concerns recent decisions of the Supreme People's Court, explaining the rules for applying the provisions of the law on arbitration, as well as generalizing the practice of recognizing and enforcing arbitral awards.

The provisions of the Supreme People's Court relating to the recognition and enforcement of arbitral awards, their challenging in people's courts, and the prohibition of «preliminary arbitral awards» are analyzed.

It should be noted that China's desire to become a world arbitration center is realized by creating the necessary relatively liberal conditions for the arbitration procedure for resolving disputes, which in practice creates a number of difficulties that must be overcome by making quick and clear decisions [5].

Keywords: China, interior arbitration, international commercial arbitration, preliminary arbitration decision, Supreme People's Court.

В настоящее время Китай реализует новую экономическую стратегию «Один пояс и один путь», в которую вовлечены более шестидесяти стран мира. Основной идей является создание всех необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций и экономического развития страны. Китай планирует стать центральным звеном между странами Азии и Африки. Не обошли стороной реформы, касающиеся арбитражного законодательства, делая данную процедуру более либеральной, предсказуемой и независимой от юрисдикции государства.

Планомерно, шаг за шагом происходит внесение изменений в арбитражное и процессуальное законодательство. Происходит заметное расширение компетенции арбитражей: предме-

1 Статья подготовлена в ходе работы над научно-исследовательским проектом РФФИ ^ 16-33-01005»а2» «Рассмотрение частноправовых споров в странах БРИКС»

том рассмотрения могут быть все гражданские дела, за исключением:

1. Споры по вопросам брака, усыновления, алиментов, наследования;

2. Административные споры, разрешение которых в соответствии с законодательством должно осуществляться органами государственного управления.

Распространение данной процедуры разрешения спора повлекло ее проникновение во многие сферы общественных отношений, в том числе финансовую сферу [5].

Верховный народный суд Китая анонсировал создание Международных коммерческих судов, пока это: Международный коммерческий суд в Шэньчжэне и второй Международный коммерческий суд в Сиане.

Данные суды будут рассматривать только международные, частноправовые, коммерческие споры. Под международными понимается, что одна из сторон является иностранным лицом, или обе, когда предмет спора находится за пределами терри-

Проблемы экономики и юридической практики

5'2018

тории КНР, или юридические факты, которые создают, изменяют или устраняют коммерческие отношения, наступили за пределами территории КНР[3].

Суды будут ориентироваться на разрешение следующих видов международных коммерческих споров:

во-первых, споры, рассматриваемые в соответствии со статьей 34 Гражданского процессуального кодекса Китая, а сумма иска превышает 300 млн юаней;

во-вторых, споры, которые должны рассматриваться в Верховном народном суде;

в-третьих, споры, которые оказывают влияние общенациональные интересы страны;

в-четвертых, споры, в которых одна из сторон ходатайствует о принятии обеспечительных мер с целью содействия арбитражу, а также признании и приведении в исполнение арбитражных решений [3].

Кроме того, в декабре 2017 года Верховный народный суд опубликовал Положение по ряду вопросов, касающихся судебного пересмотра арбитражных решений, которое может повлиять на арбитражную процедуру в Китае. Ключевыми являются следующие положения:

1. Сторона судебного разбирательства может ходатайствовать о признании иностранного арбитражного решения, когда от этого зависит исход дела, даже, если ни ответчик, ни имущество ответчика не находится на территории Китая;

2. Заявитель, обращающийся в суд с заявлением о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения (или внутреннего арбитражного решения), получивший отказ в этом, теперь вправе обратиться в вышестоящую судебную инстанцию для обжалования такого решения;

3. Верховный народный суд еще раз подтвердил про-арбитражную позицию по отношению к арбитражному соглашению, даже, если у сторон отсутствует соглашение о применимом праве к соглашению, суд применит то, право в соответствии с которым, арбитражное соглашение является действительным [1].

В марте 2018 года вступили в силу положения Верховного народного суда по вопросам признания и приведения в исполнение арбитражных решений народными судами, согласно которым, лица, не являющиеся участниками дела, вправе обратиться в суд с ходатайством о неисполнении арбитражного решения, если есть основания подозревать, что арбитражное разбирательство возбуждается со злым или мошенническим умыслом. Расширение прав и возможностей лиц, не участвующих в деле для оспаривания арбитражных решений заполняет законодательный пробел в отношении средств правовой защиты от фиктивных арбитражей.

В 2018 году было принято положение Верховного народного суда об учреждении Международного коммерческого трибунала (International Commercial Tribunal), комитета экспертов по международной торговле, а также профессиональных международных посреднических и арбитражных учреждений для реализации глобальной цели стать ведущим арбитражным центров во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе [4], можно утверждать, что сделан еще один шаг для этого.

Если спор будет рассматриваться в арбитраже Китая, то они могут обратиться в Международный коммерческий трибунал для принятия обеспечительных, а также мер по сохранению доказательств как до начала арбитража, так после. Одним из наиболее важных является решение вопросов отмены или

приведение в исполнение арбитражного решения, е вынесенного международным коммерческим арбитражем.

Основной проблемой всех этих изменений в области арбитража является вопрос о том, относятся ли они к иностранным арбитражным решениям.

Наибольшее значение эти решения суда имеют в части устранения различий между внутренними и международными арбитражами, в случае судебного пересмотра, а также для того, чтобы сократить количество обращений в народные суды для обжалования иностранных арбитражных решений за счет точного указания права, подлежащему применению.

Кроме этого, планируется сделать более понятную и прозрачную процедуру обжалования, за исключением решений Верховного народного суда Китая.

Ранее существовавшая система обжалования арбитражных решений привела к тому, что для внутреннего арбитража была своя процедура, а для международного арбитража другая. Более того, судебная практика была противоречивой, что приводило к различным правовым коллизиям.

Для иностранных решений и решений международных арбитражей существовала следующая процедура: суд, принимая решение об отмене арбитражного решения, должен сообщить Высшему народному суду, а тот должен получить согласие с доводами и одобрить такое решение Верховный народный суд. Однако теперь такая процедура предусмотрена и для решений внутреннего арбитража. Принятие такого механизма должно привести к большей согласованности и единообразию в судебной практике по данному вопросу.

Кроме того, Верховный народный суд получил возможность осуществлять надзорную функцию за деятельностью судов по вопросам признания и приведения в исполнение не только иностранных или арбитражных решений международных арбитражей, но и внутреннего арбитража. На практике возникает огромное количество споров, по которым одновременно выносятся решения, как международных арбитражей, так и внутреннего арбитража, и их противоречие друг другу, за частую, приводит к неразберихи в лучшем случае, а в худшем страдает престиж, доверие и репутация арбитражей Китая.

В настоящее время правительство Китая создает все условия для того, чтобы арбитражная процедура была прозрачной.

Особо будут проверяться арбитражные решения, которые были отменены на основании нарушения публичного порядка страны [4]. Данная оговорка, которая нашла свое закрепление во многих конвенциях, в судебной практике многих стран создает множество проблем с признанием и приведением в исполнение арбитражных решений. Но и уменьшать значение оговорки о публичном порядке не представляется возможным, в виду сохранения суверенитета, государственной собственности и интересов государства.

Некоторых юристов-практиков, наоборот, беспокоит это нововведение, в виду того, что срок проведения такой процедуры будет увеличен, в виду большой загруженности Верховного народного суда, при том, что и сейчас они затягиваются. Проверка отмены арбитражных решений нижестоящими судами станет обычным делом, а следовательно, еще одной стадией судебного разбирательства. Существуют опасения так же в том, что признание арбитражных решений может быть осложнено усмотрением Верховного народного суда.

В настоящее время в связи с распространением арбитражной процедуры необходима выработка единого подход для обобщения и единообразия арбитражной практики.

Русакова Е. П.

ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АРБИТРАЖНОЙ ПРОЦЕДУРЫ В КИТАЕ

Однако наибольшее беспокойство вызывает внутренний арбитраж, такой либеральный подход к арбитражной процедуре, создает лазейки для обхода судебной системы Китая.

Так, микрокредитные организации с помощью китайских арбитражных комиссий создали новый механизм взыскания долга, получивший название «предварительного арбитражного решения». Сторона заключая кредитный договор с такой организацией сразу соглашалась на арбитражное разрешение спора, а следовательно, происходил обход судебного разбирательства. Указанный в договоре арбитраж сразу при обращении кредитора до возникновения спора выносил арбитражное решение в пользу кредитора о взыскании с заемщика суммы долга или утверждал мировое соглашение, подготовленное кредитором. Получив такое решение или утвержденное арбитражем мировое соглашение, кредитор в случае невыплаты кредита мог бы предъявить уже принятый арбитражем документ о взыскании долга для исполнения, а должник не смог бы оспорить такое решение. Таким образом, мошеннические компании нашли лазейку для принудительного взыскания долгов с заемщиков. Столкнувшись с потоком таких дел, народные суды обратились за разъяснением в Верховный народный суд, который в своем постановлении указал, что такие арбитражные решения являются недействительными, так как противоречат нормам права, и запретил принимать к рассмотрению такие заявления о вынесении «предварительного арбитражного решения»[2].

Действительно, вынесение таких «предварительных арбитражных решений» противоречит всем процессуальным нормам права: сторона лишается своего права на защиту, выбора процедуры, представления доказательств и т.д.

Несмотря на все сложности, возникающие на пути реализации новой экономической стратегии «Один пояс и один путь» Китаем, необходимо отметить, динамичность, точность, а главное планомерное и поэтапное достижение поставленных целей и задач.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,42%.

Список литературы:

1. Hung Tao, liu Yuwu, Zhang Mei, Zhang Shouzhi. Law and Practice. China: International. Governing Law. Changes to National Law. King & Wood Mallesons. https://practiceguides.chambers.com/practice-guides/ inter-national-arbitration-2019/china-international/22-changes-to-national-law Дата обращения 07.10.2018

2. Данные сайта «блог о законодательства КНР: https://cnlegal.ru /china_dispute_resolution/preliminary_arbitral_award_2018/ (дата обращения: 15.10.2018)

3. Wei Sun (Zhong Lun)/July 4, 2018 /Leave a comment/ International Commercial Court in China: Innovations. Misunderstanding and Clarifications URL: http://arbitrationblog.kluwerarbitration.com /2018/07/04 /international-commercial-court-china-innovations-misunderstandings-clarifications/ (дата обращения 15.10.2018)

4. Ермакова Е. П., Русакова Е.П, Мендоса-Молина С.В. Актуальные проблемы гражданского процесса. Учебное пособие. Изд.: Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва - 2017. 82 с.

5. Фролова Е.Е., Ермакова Е.П., Артемьева Ю.А., Ивановская Н.В., Протопопова О.В., Русакова Е.П., Ситкарева Е.В. Разрешение финансовых споров в странах АТР. Монография. Изд.: Ифотропик, Москва - 2019. 368 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата юридических наук, доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права РУДН Русаковой Екатерины Петровны «Тенденции реформирования

арбитражной процедуры в Китае» Е.П. Русакова в рецензируемой статье продемонстрировала глубокое понимание изменений законодательства об арбитраже. Автором статьи исследованы последние важные положения, вынесенные Верховным народным судом Китая, затрагивающие арбитражную процедуру, как внутренних, так и международных коммерческих арбитражей.

Автор обратил внимание на реализацию новой экономической стратегии «Один пояс и один путь», принятой правительством Китая, которая затрагивает все сферы общественных отношений, в том числе и арбитраж, как наиболее приемлемый способ разрешения международных частноправовых коммерческих споров. Целью данной стратегии является стать центром двух экономических и инвестиционных цепочек «сухопутной» и «морской».

Особо хочется отметить, что Е.П. Русакова использовала актуальную информацию, ранее не встречающуюся в русскоязычных текстах.

Автор предлагает воспользоваться зарубежным опытом: Китая и Индии по реформированию арбитражного законодательства в Российской Федерации.

Также хочется отметить, что выбранная тема статьи интересна и достойна внимания. Считаю, что рецензируемая статья интересна в научном и практическом отношении, производит положительное впечатление и заслуживает опубликования в научных изданиях ВАК.

Рецензент

Доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов

Ермакова Е.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.