Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная реальность / дополненная реальность / AR/VR / информация / ресурсы / технологии / virtual reality / augmented reality / AR/VR / information / resources / technologies

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А.П. Гладких, А.Н. Городищева

Внедрение технологий виртуальной реальности показало, что существуют как технологические так и психологические проблемы принятия ВР. При этом в военно-прикладной области, нефтегазовой отрасли, телекоммуникаций и металлургии ВР имеет перспективы быстрого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALITY TRENDS

The introduction of virtual reality technologies has shown that there are both technological and psychological problems in accepting BP. At the same time, in the military-applied field, oil and gas industry, telecommunications and metallurgy, BP has prospects for rapid development.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 004.8

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

А. П. Гладких Научный руководитель - А. Н. Городищева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: alina_gladkikh@bk.ru

Внедрение технологий виртуальной реальности показало, что существуют как технологические так и психологические проблемы принятия BP. При этом в военно-прикладной области, нефтегазовой отрасли, телекоммуникаций и металлургии BP имеет перспективы быстрого развития.

Ключевые слова: виртуальная реальность, дополненная реальность, AR/VR, информация, ресурсы, технологии.

VIRTUAL REALITY TRENDS

A. P. Gladkikh Scientific supervisor - A.N. Gorodishcheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: alina_gladkikh@bk.ru

The introduction of virtual reality technologies has shown that there are both technological and psychological problems in accepting BP. At the same time, in the military-applied field, oil and gas industry, telecommunications and metallurgy, BP has prospects for rapid development.

Keywords: virtual reality, augmented reality, AR / VR, information, resources, technologies.

По данным Ассоциации AVRA, сегодня в России зарегистрировано более 400 VR/AR-компаний (VR англ. «virtualreality» - виртуальная реальность, AR англ. «augmentedreality» -дополненная реальность).Более половины из них занимаются разработкой программного обеспечения для игр, а остальные - проектами B2B для маркетинга, медицины, промышленности, культуры, розничной торговли, дошкольного образования и бизнес-образования. В этом году первые лица государства, крупнейшие компании, представители средних и даже небольших компаний заявляли о необходимости внедрения цифровых технологий в той или иной сфере. В связи с растущим спросом на очки многие ИТ-компании, включая Google, Apple, Amazon, Microsoft, Sony и Samsung, HTC, Sony и другие, начали разрабатывать свои собственные устройства.Однако по статистике компании KPMG в перечне используемых технологий VR/AR по популярности занимают предпоследнее (7-ое) место [1]. Цель работы проанализировать перспективы использования технологий VR/AR в России, оценить тенденции проникновения VR/AR в различные отрасли народного хозяйства.

Виртуальная реальность в последнее время имеет повышенный интерес у общественности, но еще вначале второго тысячелетия не имела никакой популярности. История создания виртуальной реальности начинается не в компьютерную эпоху, а еще в

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

средние века, когда чтобы привлечь человека к происходящему на картине создавались вогнутые фрески. Когда был открыт принцип стереовидения в 1830-х годах появились первые стереоскопы, принцип действия которых размещение двух изображений, представляющих одну и ту же ситуацию с разных позиций в пространстве, в разных окулярах. В настоящее время этот же принцип используется для получения трехмерного изображения [2]. В 1982 году в США была основана первая в мире лаборатория для исследования и разработки устройств виртуальной реальности. Тогда же и был введен в эксплуатацию термин «виртуальная реальность».

Для создания виртуальной реальности применяются специальные очки, изображение в которых разделено на две отдельные картинки для каждого глаза и специально модифицировано, чтобы создать для пользователя иллюзию трехмерного пространства. В приложениях для дополненной реальности действительное изображение, например, с камеры смартфона, дополняется некими виртуальными объектами, при этом у пользователя создается впечатление, что он видит реальные предметы [3]. В последнее десятилетие, благодаря уменьшению стоимости устройств, обе технологии стали доступны широкому кругу пользователей, но не приобрели массового признания. Как показывают исследования Gartner Group, с 2018 года технология VR созрела с точки зрения ожиданий пользователей и реализованных функций и, следовательно, больше не является развивающейся. На графиках 2019 года данная технология отсутствует В 2019 году Gartner Group прогнозировала пять основных направлений: зондирование и мобильность, расширенные возможности человека, постклассические вычисления и связь, цифровые экосистемы, а также передовые ИИ и аналитика [4]. С точки зрения исследователей это означает, что технология VR достигла «плато производительности» и оказалась «за горизонтом» после его пересечения. Однако вместо VR на карте появилась технология «Смешанная реальность» (MR), которая, по словам аналитиков, находится в убывающей ветви траектории после «пика высоких ожиданий» и движется к «провалу разочарования» и имеет прогноз по достижение зрелости 5 до 10 лет [5].

По мнению специалистов одной из российских компаний, работающих на рынке VR/AR, такая терминологическая замена для России явно преждевременна. Клиенты только начали привыкать к терминам VR/AR и дифференцировать их, поэтому смена имени может не лучшим способом повлиять на восприятие новых технологий и их готовность приобретать решения на основе этих технологий [1]. В этом году правительство, корпорации и частные образовательные учреждения сделали особую ставку на VR-обучение. Впервые в России был выражен интерес правительства к технологиям VR / AR, связанным с трансформацией и цифровым контентом обучения детей. Проекты появились или были одобрены с использованием технологий VR/AR в школьной программе, и была написана первая в России «дорожная карта» по VR/AR.

Не потеряют своей актуальности технологии VR/AR в промышленном и военном секторе. Так как технология VR может поддерживать широкий спектр приложений для моделирования и обучения, включая специальное обучение и реагирование на необычные события, то развертывается ее применение в Вооруженных силах РФ. Постепенно разворачивается использование симуляторов с «виртуальной реальностью», которые дают эффект погружения в окружающую среду, способны вырабатывать кинестетические ощущения и обеспечивают переход от визуальной памяти к механической, моторной [6]. Авторы исследования [6] считают, что симуляторы помогают в освоении необходимых военно-технических навыков, но уровня погружения не хватает, чтобы симуляторами можно было заменить реальные действия.

VR также может сократить циклы проектирования благодаря совместной работе и расширить пользовательский интерфейс для визуализации и научного образования. Анализ использования VR/AR в зарубежных компаниях показывает, что компании получат

преимущества от иммерсивиых интерфейсов виртуальной реальности, которые помогают повысить эффективность задач или сократить расходы, связанные с разработкой нового продукта, также могут улучшить понимание информации с помощью передовых технологий визуализации и графического моделирования.Например, компания Уо1уосовместно с корпорацией Microsoft использует систему технологической поддержки производства, когда с при сборке автомобилей на конвейере, где работник с помощью AR может видеть перед собой данные телеметрии собираемого узла, а также оперативно отслеживать наличие брака или снижение качества своего труда, получая аналитические данные, проецируемые непосредственно на собираемый узел, комплектующее изделие и т.д.[7] В России из числа подобных проектов можно выделить партнёрский проект «Газпромнефть — смазочные материалы», HTC и ModumLab, которые работают над образовательной программой для сотрудников компании, рабочих и инженеров. Стоимость проекта — более 20 млн Р.

Стоит также отметить, что популярность VR/AR как технологического направления в России (по мнению KPMG) значительно уступает популярности VR/AR в глобальном масштабе (по данным Gartner) - в России VR/AR являются на восьмом месте из восьми, а в мире на шестом месте из десяти.

Только 21% участвующих компаний, опрошенных KPMG, указали, что планируют внедрить решения с использованием технологии VR/AR в течение следующих 2 лет. По-видимому, такая относительно низкая доля означает, что компании еще не понимают (или не имеют убедительного технико-экономического обоснования), какие конкретные преимущества могут предоставить бизнес-решения на основе VR/AR.

Библиографические ссылки

1. Исследование TAdviser. Рынок промышленных VR/AR-решений в России, 2019. URL:http://www.tadviser.ru/index.php/Cтaтья:Pынoк_пpoмышлeнныx_УR/AR-perneHHft_B_P0CCHH_(HC^efl0BaHHe_TAdviser)

2. Трехмерные дисплеи: обзор технологий. URL:https://itc.ua/artic1es/trehmernye_disp1ei_ obzor_tehno1ogij_7438/

3. Варламова К. С., Глечик Д. А., Рыбаков А. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ АСТРОНОМИИ //Перспективы и возможности использования информационных технологий в науке, образовании и управлении. -2019. - С. 50-53.

4. Trends Emerge in the Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies, 2019.URL: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-trends-appear-on-the-gartner-hype-cyc1e-for-emerging-technologies-2019/

5. Trends Emerge in the Gartner Hype Cyc1e for Emerging Techno1ogies, 2018.URL: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-trends-emerge-in-gartner-hype-cyc1e-for-emerging-techno1ogies-2018/

6. Городецкий С. С., Беляков В. А. Перспективы использования виртуальной реальности и 3d-тexнoлoгий в военно-прикладных целях //HOMOCYBERUS. - 2018. - С. 35-38

7. Фролов В. А. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ //ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. - 2016. - С. 304-306.

© Гладких А. П., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.