УДК 37.014
Научная специальность 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЮАР.
МЕСТО РЕЛИГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА1
Т.А. Силич*, Н.А. Воронина**
Аннотация. Рассматриваются сильные и слабые стороны образовательной системы ЮАР. Выявлены и проанализированы ее проблемы, основанные на социально-экономических и культурных противоречиях, отмечены тенденции ее развития. Сделаны выводы о необходимых условиях поступательного развития системы школьного и высшего образования в стране.
Ключевые слова: ЮАР, национальная система образования, школьное и высшее профессиональное образование, социально-экономические и культурные противоречия, африканерское сообщество, религия.
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN MODERN SOUTH AFRICA.
THE PLACE OF RELIGION IN THE EDUCATIONAL POLICY OF THE STATE
T.A. Cilich*, N.A. Voronina**
Abstract. The strengths and weaknesses of the educational system of South Africa are considered. Its problems based on socioeconomic and cultural contradictions have been identified and analyzed, and tendencies of its development have been noted. Conclusions are drawn about the necessary conditions for the progressive development of the system of school and higher education in the country.
Keywords: South Africa, the national education system, school and higher professional education, socio-economic and cultural contradictions, the Afrikaner community, religion.
Национальная система образования закладывает фундамент будущего страны, который определяет социально-экономическое устройство, политическое и культурное развитие общества в целом. Тренды в современном образовании сегодня предвосхищают развитие общества завтра — его успехи или провалы. Изучение национальной образовательной системы может оказаться весьма эвристичным для оценки текущей внутриполитической обстановки в стране и перспектив ее развития.
Под термином «национальная система образования» мы понимаем учет исторических, социальных, экологических, религиозных и этнокультурных реакций в организации образования в конкретной стране. В настоящей работе мы сосредоточили внимание на возможных политических и экономических последствиях развития образования в ЮАР, определении места религии в нем.
Позиционируя себя как континентального лидера, ЮАР и в самом деле имеет несколько наиболее важных открытий и разработок в области науки. Здесь была разработана технология по превращению угля в дизельное топливо. Высоко оценены и заслуги ЮАР в области литературы и медицины. Так Нобелевской премии были удостоены писатели Дж. Кутзее и Н. Гар-димер и исследователи в области медицины С. Бремер и Ал. Кормак. Именно в этой стране доктором К. Барнардом была проведена первая в мире операция на сердце. А по уровню оказания неотложной медицинской помощи ЮАР и по сей день является признанным мировым лидером.
Вместе с тем, с падением режима апартеида и приходом в 1994 г. к власти общенационального прави-
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-07-00038 2016-2018 «ЮАР — стратегический партнер России»
* Силич Татьяна Аркадьевна,
доцент дирекции дистанционных программ и технологий обучения, доцент факультета международных отношений и геополитики, кандидат философских наук Институт мировых цивилизаций
Контакты: 1-й Басманный пер., д. 3, стр. 1, Москва, Россия, 107078 E-mail: [email protected] ** Воронина Наталья Александровна,
младший научный сотрудник
Институт Африки Российской академии наук
Контакты: ул. Спиридоновка, д. 30/1, Москва, Россия, 123001
E-mail: [email protected]
* Tat'yana A. Cilich,
Associate Professor of the Directorate of Distance Learning Programs and Technologies, Associate Professor of the Faculty of International Relations and Geopolitics, Candidate of Philosophy Institute of World Civilizations
Contacts: 1-j Basmannyj per., d. 3, str. 1, Moscow, Russia, 107078 E-mail: [email protected]
** Natal'ya A. Voronina, Junior Researcher
The Institute for African Studies (IAS)
Contacts: ul. Spiridonovka, d. 30/1, Moscow, Russia, 123001
E-mail: [email protected]
MODERN SCIENCE. 2017;8(1-3)
DOI 10.24411/2079-4401-2017-10015
тельства возникла потребность структурных реформ в системе образования, обусловленная рядом проблем, возникших при попытке обеспечить высокий уровень образования и профессиональной подготовки всех юж-ноафриканцев, а не только небольшой группы белой элиты, составляющей 8,9% населения страны [11, с. 26]. Перед образовательными учреждениями была поставлена задача работать на благо всех групп населения: дискриминация по расовому или религиозному признаку запрещалась. В реальности подобная кардинальная перестройка занимает не один год и неизбежно сопровождается активными спорами по поводу выбора вектора перемен.
Для более адекватного осмысления проблем образования в ЮАР, разведем проблемы школьного и высшего образования.
К проблемам школьного образования в ЮАР можно отнести низкий уровень подготовки большинства преподавателей и низкие академические результаты у большинства учеников в государственных школах при высокой успеваемости в малочисленных частных школах. Также остро стоит вопрос с оснащенностью отдельных школ, лишенных даже базового оборудования.
Говоря о причинах сложившейся ситуации в школьном образовании, в первую очередь стоит отметить, что в некоторой степени эти проблемы являются наследием режима апартеида. Напомним, что согласно Закону образования Банту 1953 г., уровень образования у белых должен быть значительно выше, чем уровень образования у местного африканского населения, удел которого «рубить дрова и носить воду». Африканских школьников практически не обучали точным и естественным наукам. Правительство апартеида выделяло на одного белого ребенка в четыре — пять раз больше, чем на одного африканца. Естественно, когда государство придерживается такого подхода в определении образова-
тельной политики на протяжении нескольких поколений, препятствием к высоким академическим результатам станет не только нехватка финансирования, но и невысокий уровень образования у подавляющего большинства населения. Как результат, и сегодня академические результаты у белого населения в ЮАР несравненно выше, чем у африканского, а число белых людей с высшим образованием значительно превышает этот показатель среди черных и цветных.
Согласно переписи населения 2011 г., несмотря на увеличение доли людей с высшим образованием среди всех этнических групп — черных, цветных, индийцев и белых, по сравнению с результатами переписи 1996 г., черное население остается наименее, а белое наиболее образованным среди всего населения страны, что подтверждается данными (табл. 1), заимствованными нами из отчета Census 2011 [12, c. 40].
Показатели по отдельным группам отражают общую тенденцию по стране. Из нижеследующей диаграммы (рис. 1), отражающей результаты переписи населения за 1996 г. и 2011 г., видно, что число людей с высшим образованием или окончивших старшие классы школы стабильно росло, в то время как численность населения без образования и с начальным образованием устойчиво падала.
Следующая диаграмма (рис. 2) свидетельствует о динамике государственных расходов на образование в ЮАР за период с 1987 г. по 2014 г. Самый высокий показатель — около 6,4% — пришелся на 2012 г., а самый низкий — 4,7% — на 2003 г. В последний исследуемый 2014 г. было потрачено чуть больше 6% от ВВП. Мы видим, что несмотря на падение в 2013 г. после резкого скачка в 2012 г., ЮАР удерживает достаточно высокие показатели расходов на образование. Это 32 место из 132 стран в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование по данным Всемирного Банка за 2014 г.
Таблица I. Уровень высшего образования среди населения ЮАР от 20 лет и старше
по результатам переписи населения в 1996 и 2011 гг.
1996 2011 1996 2011 1996 2011 1996 2011
Черные Цветные Индийцы/азиаты Белые
Высшее образование 3,6 8,3 4,9 7,4 11,6 21,6 26,8 36,5
Старшая школа 12 26,9 12,3 25,2 29,9 40 39,3 39,5
Оконченное среднее 32,6 35,5 42,2 42 39,3 26,1 31,6 21,4
Оконченное начальное 8,3 4,9 11,1 7,4 4,9 2,8 0,5 0,7
Неоконченное начальное 19,5 13,9 19,6 13,8 8 6,6 0,7 1,3
Без образования 24 10,5 10 4,2 6,3 2,9 1,1 0,6
40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
Без школьного образования
Неокончили начальную школу
Окончили начальную школу
Не окончили среднюю школу
Окончили старшую школу
Высшее образование
1996
19,1
16,6
7,4
33,6
16,3
7,1
2001
17,9
16,0
6,4
30,8
20,4
8,4
2011
8,6
12,3
4,6
33,9
28,9
11,8
Рис. 1. Диаграмма: «Уровень высшего образования среди населения от 20 лет и старше по результатам переписи населения в 1996, 2001 и 2011 гг.» [18]
(для сравнения Россия по этой версии заняла лишь 98 место с 4,1%) [10].
Большая часть средств идет на развитие школьного образования, в то время как на высшее образование ЮАР тратит только 0,75%, что меньше показателей на африканском континенте и в мире в целом [17, с. 2].
Согласно статистике ООН, в относительных показателях ЮАР выделяет на образование в целом больше, чем такие страны, как США, Великобритания, Германия [10, с. 2]. Как прогнозирует китайский исследовательский институт Yidan Foundation в своем докладе
«Образование к 2030 г.», расходы правительства на образование в ЮАР вырастут как минимум еще на 1% ВВП с 2015 г. до 2030 г. [24, с. 8] (для сравнения: по прогнозам государственные расходы на образование в России снизятся на 1,5%).
Тем не менее, при таких высоких отчислениях на обеспечение образования средний уровень подготовки в школе оставляет желать лучшего. Низкий уровень знаний школьников хорошо иллюстрирует анекдотичный случай, имевший место в провинции Лимпопо в 2010 г. во время исследования, проводимого предста-
Рис. 2. Диаграмма: «Данные the Global Economy UNESCO о расходах ЮАР на образование, в % от ВВП» [19]
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2017. Т. 8. № 1 -3
80 - OPEN ACCESS
Педагогические науки
вителями Мирового банка. 400 детям 12-летнего возраста было дано задание умножить 7 на 17. Чтобы получить ответ, каждый из учеников начертил 17 палочек и пересчитал их семь раз. Однако и при таком способе решения задачи только 130 учеников из 400 смогли получить правильный ответ. Когда перед другой аналогичной группой была на английском языке сформулирована задача «В ряду 17 стульев. Сколько стульев в 7 рядах?», то никто из учащихся не смог ответить правильно. Стоит отметить, что в ЮАР 11 официальных языков, но именно английский является общим, на нем разговаривает все население. Такие удручающие результаты свидетельствуют и о низком уровне языковой подготовки, и о низком уровне преподавания [15, с. 2]. В качестве другого примера можно привести неспособность студентов г. Дурбана найти месторасположение их города на карте.
Проблемы со школьным образованием осознаются в ЮАР на самом высоком уровне. Так в своем выступлении в конце 2016 г. министр образования Э. Мотшека заявила, что страна находится «на пороге национального кризиса», ведь 25% учащихся не набирают проходной балл на выпускных экзаменах и что, согласно статистическим данным, 213 тыс. из 800 тыс. (26,6%) обучающихся вообще не смогли сдать выпускные экзамены [14, с. 2].
Частично такую ситуацию можно объяснить тем, что долгое время основная часть инвестиций в образование уходила не на повышение качества преподавания, а на создание образовательной инфраструктуры, в частности на строительство новых школ. Другой нерешенной проблемой несмотря на усилия правительства является до сих пор существующая переполненность школ. Родителям приходится записываться в начальную и среднюю школу за несколько лет вперед: в начальную школу надо записываться, когда ребенку около двух лет (в нулевой класс дети поступают в шесть лет), а в старшую за два года до поступления в нее. В случае неудачи многим приходится выбирать домашнее обучение, частную школу или школу в другом районе. Правительство строит в тауншипах (крупные поселки с чернокожим населением) новые школы, но многие проблемы, связанные с уровнем преподавания и структурой образовательного процесса, остаются нерешенными. Несмотря на высокие траты правительства на образование, проблема финансирования решена не везде. Еще одной в ряду многочисленных проблем является разная оснащенность школ. В то время как в провинции Западный Кейп можно найти хорошо оснащенные школы даже с лужайками для гольфа, в гораздо более бедной провинции Восточный Кейп около 500 школ построены из глины [23, с. 2].
В ЮАР остро стоит проблема квалификации учителей. В 2007 г. проверка преподавателей математики на предмет их уровня владения дисциплиной показала, что у 79% подвергнутых процедуре оценки результаты оказались ниже, чем минимально требуемый результат их учеников [23, с. 1]. Оказалось, что ввести систему контроля и проверки уровня квалификации преподавателей не так-то просто из-за традиционно сильной системы профсоюзов. Интересы учителей, в частности, представляет Профсоюз учителей Южной Африки (South African Democratic Teachers Union (SADTU)). Так, например, благодаря лоббированию профсоюзом SADTU интересов своих подопечных проверяющие должны предупреждать школу о проверке за год [23, c. 2], что ставит под вопрос смысл такой проверки. При этом многие учителя могут позволить себе просто не являться на часть уроков по расписанию, зная, что не понесут за это никакой ответственности.
Критика в адрес профсоюзов звучит довольно часто при обсуждении задач в сфере южноафриканского образования. Многие утверждают, что профсоюз защищает неквалифицированных педагогов, чем только усугубляет ситуацию. Тем не менее, проблема является более многогранной и не может быть решена в какой-то одной плоскости. Зарплата преподавателя и в школе, и в институте является достаточно конкурентоспособной. Вместе с тем, в рамках программы BEE (Black Economic Empowerment) предпочтение при приеме на работу будет отдаваться именно африканскому населению, а не белым. Но хорошо подготовленные, образованные африканцы скорее будут стремиться реализовать себя в бизнесе и на государственной службе, где значительно шире веер возможностей и выше уровень дохода.
Несмотря на все существующие противоречия, можно найти школы, которые являются исключением из правил. Так в средней школе Мбилви (Mbilwi Secondary School), расположенной в небогатой провинции Лимпопо в городе Сибаса (Sibasa), 100% учащихся успешно сдали выпускные экзамены. [16, c. 4]. Этот пример в очередной раз доказывает, что существующие проблемы связаны не только с уровнем финансирования, но и с тяжелым историческим наследием в виде нежелания/неумения учителей учить, а школьников учиться, которое еще только предстоит полностью преодолеть.
Текущая ситуация со школьным образованием является бомбой замедленного действия. Ведь молодежь с качественным школьным образованием является необходимым условием для дальнейшего экономического развития и модернизации экономики. Если уровень школьной подготовки не повысится, то экономика не
досчитается квалифицированных рабочих рук, а улицы пополнят новые отряды безработных, озлобленных и отчаявшихся, готовых на совершение противоправных действий против личности и государства.
Таким образом, активно инвестируя в школьное образование, государство пока что сталкивается с рядом нерешенных проблем в виде низкого уровня академической успеваемости большинства обучающихся, последствий наследия режима апартеида, благоволившего к образованию белого меньшинства, деятельности нелояльных к государству учительских профсоюзов. Вместе с тем правительство понимает, что структурная перестройка школьного образования займет много лет и требует еще больших денежных вливаний, а также правильной стратегии развития и постоянного контроля со стороны соответствующих ведомств.
Что касается высшего образования, то более миллиона студентов обучается как в государственных 11 университетах, шести технических институтах и шести общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования, так и в негосударственных самоуправляемых структурах. Стоит отметить, что качественный уровень, как и количество студентов, повышается год от года, а среди 24 вузов Южноафриканской Республики присутствует несколько университетов мирового уровня, например, таких как Университет Кейптауна, Претории или Университет имени Нельсона Манделы [3, с. 1].
Безусловной признанной проблемой является платность высшего образования. Государственные субсидии, которые университеты получают от правительства, не покрывают расходы государственного вуза. Университеты обязаны полагаться на доходы, полученные от студентов за оплату за обучение и жилье, и иные источники [1, с. 1]. Однако далеко не каждый юж-ноафриканец может себе позволить роскошь платного высшего образования. Поэтому, когда в 2015 г. университеты заявили о планах поднять на следующий год плату за обучение, по стране прошли массовые митинги под лозунгом «Снизить плату за обучение» (Fees must fall). Все началось с того, что руководство Университета Витватерсранда объявило о планах увеличить плату за обучение на 10,5% несмотря на то, что ожидаемая инфляция была только на уровне 6% [23, с. 2]. Протесты начались в октябре 2015 г. в Университете Витватерсранда, а далее распространились на Университет Кейптауна, Университет Родса и прокатились по остальным университетам страны. Утихли протесты лишь тогда, когда правительство пообещало, что в 2016 г. повышения платы за высшее образование не будет за счет софинансирования затрат на образование
из государственного бюджета. Протесты происходили действительно масштабно, охватили всю страну и стали причиной многомиллионной порчи имущества. В 2016 г. протесты разразились вновь, когда министр образования сообщил, что университеты могут самостоятельно принять решение о повышении платы за обучение в пределах 8% [2, с. 1]. Стоит отметить, что в частных беседах с одним из авторов данной статьи многие студенты все же признают, что высшее образование должно или может быть платным.
В действительности, протесты были вызваны не только повышением платы за обучение, а всей сложившейся ситуацией — необоснованно высокой зарплатой руководства университетов [21, с. 1], снижением государственной поддержки высшего образования [10, с. 2], социально-экономическими проблемами, сохранением разрыва в уровне образования между белым и африканским населением, не говоря уже о росте недовольства правящей партией АНК (Африканский национальный конгресс) и президентом страны Д. Зумой в связи с рядом коррупционных скандалов. Остро стоит и еще одна проблема, связанная с размещением студентов. Распространены случаи, когда студенты не могут позволить себе снимать жилье и им приходится ночевать в библиотеке. Естественно, в таких условиях крайне непросто сосредоточиться на учебе и добиться высоких показателей успеваемости.
Высшее образование продолжает оставаться привилегией обеспеченных граждан, а его несовершенство тесно переплетается с другими социально-экономическими проблемами общества.
Анализ проблем, возникающих в образовательном пространстве ЮАР, показывает, что они являются структурными и обусловлены целым рядом исторических и социально-экономических причин. Для поиска ответов на вызовы времени необходима кардинальная перестройка, которая, среди прочего, охватывает и те ценности, которые закладывает школьное образование. Развитие и трансформация новой системы возможна лишь на основе прочной идеологической базы, отличной от той, на которой строился режим апартеида. Долгое время такой базой являлась религия белого меньшинства — кальвинизм, но с приходом к власти нового демократического правительства задается новый вектор развития.
Стоит напомнить, что в XX в. христианские церкви занимали значимое место в школьном образовании, а христианская доктрина проповедовалась в школах как единственно верная. Согласно Акту о стратегии христианского образования (Christian Ed^a^on РоИсу Ad), принятому в 1967 г., все школьное образование
должно было носить исключительно христианский характер и основываться на Библии, а изучение религии являлось обязательным, хотя экзамены по религии при этом не проводились. В школах, где доминировали приверженцы других религий, изучение христианства не было обязательным, но возможности изучать другие религии отсутствовали.
Со сменой режима в 1994 г. и принятием новой конституции в 1996 г. христианство теряет привилегированное положение, и все религии получают равный статус. Хотя согласно официальной статистике различные формы христианства исповедуют более 60% населения страны, в ЮАР широко распространены традиционные культы и верования, а также проживают приверженцы таких религий, как: буддизм, индуизм, ислам, иудаизм.
В разд. 15 Билля о правах действующей Конституции ЮАР 1996 г. закреплено право каждого гражданина на «свободу вероисповедования, религии, мысли и мнения». Согласно этому документу, при соблюдении установленных правил в государственных и поддерживаемых государством образовательных учреждениях могли проводиться религиозные обряды [4, разд. 19].
С 1996 г. по 2003 г. вопрос о преподавании религии в государственных школах широко обсуждался в социальных и политических кругах ЮАР. Дискуссии проходили на фоне структурных реформ всей образовательной системы. В то время как основные реформы образования были завершены еще к 1996 г., стратегические решения по поводу религиозного образования были приняты только несколько лет спустя. Так, в 2003 г. была принята Национальная политика по вопросам религии и образования [15] на базе Закона о школьном образовании в Южной Африке 1996 г. и ст. 108 Конституции ЮАР.
В новой концепции образования вводятся различные формы религиозного образования: религиозное образование (Religion Education), Закон божий (Religious Instruction), религиоведение (Religious Studies) и проведение религиозных обрядов (Religious Observance) [15].
Закон божий представляет ознакомление с основами религии с вовлечением в данную религию. Согласно концепции образования, Закону божьему можно обучать дома или в церкви, но этот предмет не должен являться официальной частью школьной программы [15].
Религиоведение является самостоятельной академической дисциплиной, которую преподают в высших учебных заведениях, а также в старших классах школы. Религиоведение выводит за скобки вопрос о существовании бога. В данном курсе изучаются различные ре-
лигиозные доктрины и практики. При этом предпочтение какому-либо религиозному направлению не отдается [15].
Религиозное образование подразумевает ознакомление в нейтральной форме с основными религиями. Условно можно выделить три основные черты религиозного образования:
1) задачей религиозного образование является ознакомление учеников с богатством различных религиозных учений;
2) религиозное образование имеет целью объединение представителей разных верований и этнических групп;
3) образование должно укреплять традиционные ценности, без которых невозможно воспроизведение моральных норм [15].
В целом, документ проводит разделительную черту между религиозными и образовательными целями ознакомления с религиозными доктринами, признавая критическое осмысление религиозного разнообразия частью обязательной школьной программы и оставляя проповеди и обряды семье и церкви. Преподавание религии имеет образовательные, просветительские, а не прозелитские цели и служит, в конечном итоге, делу строительства новой консолидированной поликультурной нации.
Таким образом, «Национальная политика в области религии и образования» представляется нам неким компромиссом между светской и религиозной точками зрения, между свободой вероисповедования и сохранением религиозного и культурного разнообразия. Церковь не изгонялась из школы, но на место проповеди пришел лекционный формат, имеющий целью лишь ознакомление учащихся с различными религиями. Почему избран именно такой подход? Роль религии в образовательном пространстве южноафриканского общества долгое время была столь велика, что процесс переориентации происходит постепенно и не без известных трудностей. Перед правительством стояла непростая задача, с одной стороны, устранить дискриминацию по религиозному признаку, которая существовала в системе среднего образования во времена апартеида, а с другой стороны, сохранить религиозно-культурное разнообразие. Ни одна религия не могла более занимать привилегированное положение. Оптимальным вариантом представлялся отстраненный подход в изучении всех распространенных в стране религий. Помимо признания важности всех религиозных групп, такой подход помогает детям учиться понимать особенности других культур, иное мировоззрение, а также становиться более терпимыми и толерантными к иным традициям.
Сторонники нового подхода утверждают, что молодое поколение должно ознакомиться со всеми основными религиями, представленными в стране, с целью дальнейшего мирного и гармоничного сосуществования в «радужном» обществе (rainbownation). На их взгляд, религиозное образование должно помочь ученикам глубже понять разнообразие и многоцветье южноафриканского общества, но при этом не должно насаждать религиозные догмы. Подход к преподаванию религий изложен в статье группы южноафриканских исследователей «Дорога к религиозной толерантности в образовании в ЮАР (и других странах): возможная точка зрения марсианина», опубликованной в местном журнале «Религия и общество» [1, с. 32]. В статье утверждается, что религиозной толерантности и глубокому пониманию других религий следует обучать посредством методики так называемого «отстраненного любопытства». В соответствии с этой методикой, ученики представляют, что они прилетели из далекой галактики и не имеют никаких представлений о землянах и их религиях. Это позволяет освободиться от априорных знаний, суждений и укоренившихся стереотипов, чтобы не рассматривать другие религии сквозь призму своей собственной.
С данным подходом согласились не все заинтересованные лица, и он был подвергнут критике некоторыми христианскими организациями и деятелями. Они полагают, что такое отношение к религии нарушает закрепленное в конституции право на вероисповедование, что изучение религии и вопросов веры с критической точки зрения, выработка нейтрального объективного подхода к рассмотрению религиозных вопросов является ничем иным как насаждением атеистической точки зрения. Кроме того, по их мнению, религиозная структура преимущественно христианского южноафриканского общества не нашла должного отражения в религиозном образовании. В рамках такого взгляда на религию целью религиозного образования становится «очистка» полезных обществу моральных ценностей от истинной религиозности [2, с. 252]. По мнению одного из видных специалистов в этой области директора Католического института образования П. Фоллера (Paul Faller), новая политика «не призывает ученика к духовному и моральному развитию» [13, р. 2]. В конечном итоге, это может привести к нейтральному отношению к религии и потере, а не укреплению существующей системы ценностей.
Дискуссии по данному вопросу ведутся до сих пор. Тем не менее, наметившаяся еще в середине 1990-х гг. тенденция к сохранению религиозного разнообразия в образовательных программах укрепилась и получила устойчивое развитие.
Одним из примеров того, что вопросы религиозного школьного образования остаются остро актуальными и сегодня, являются события 2014 г., когда стало известно, что некоторые школы позиционируют себя как христианские. В центре внимания оказались шесть школ, преподавание в которых велось на языке африкаанс. Все эти школы ассоциируют себя с африканер-ским сообществом, и на официальных сайтах большинства из них информация размещена только на языке африкаанс. Если судить по фотографиям, размещенным на сайтах школ, подавляющее большинство учащихся — представители белого африканерского сообщества. Заметим, что язык африкаанс — язык буров, потомков голландских колонистов. Именно этот язык напрямую связан с привнесенным голландцами кальвинизмом, а также расистским режимом апартеида. Хотя на африкаанс говорят представители цветного и даже черного населения, он был и остается языком буров. Как следствие, можно сделать вывод о том, что упомянутые школы не разделяли идеалов культурного разнообразия и признавали лишь культуру, религию и язык белого меньшинства.
Некоммерческая организация «Организация по религиозному образованию и демократии» обратилась в Верховный суд провинции Хаутенг с требованием о прекращении дискриминационных практик по отношению к представителям других религий. Ее руководитель Х. Питерсен заявил, что выступает от имени родителей учащихся тех школ, которые обратились к нему с жалобами. Согласно его заявлению, в этих школах полагалось молиться перед спортивными матчами, гимн школ прославлял христианство, ученикам на уроках рассказывали о сотворении мира Творцом, а также о том, что неверующие отправятся в ад [20, с. 1].
Прецедент с этими школами, продемонстрировал отсутствие какого-то бы ни было консенсуса в обществе относительно нового подхода к преподаванию религии в школе. Другими словами, становится очевидным, что идеи раздельного развития культур (напомним, что идейное содержание режима апартеида сводилось к сохранению культурного разнообразия, культурной идентичности и избегания смешения культур) продолжают находить отклик в сердцах белых африканеров, бывших бенефициаров системы апартеида, не готовых полностью интегрироваться в современное южноафриканское общество. Основные противоречия остаются на уровне базовых ценностей, в том числе религиозных представлений, формирующих общий взгляд на мир. Таким образом, недавний прецедент с углубленным изучением христианства говорит о том, что
раскол в южноафриканском обществе находит отражение и в образовательном процессе.
Анализ тенденций, происходящих в образовательном пространстве нынешней ЮАР, позволяет авторам сделать следующие выводы.
1. Проблемы в системе образования ЮАР на современном этапе являются своеобразным отражением социально-экономических трудностей, с которым сталкивается южноафриканское общество. Эти проблемы имеют структурный характер. Их невозможно решить исключительно директивным путем или только с помощью дополнительного финансирования системы образования и создания ее инфраструктуры, которые, тем не менее, являются необходимыми, но далеко недостаточными условиями эффективного поступательного процесса преобразования всего образовательного пространства страны.
2. Необходимо отметить значимый, но явно недостаточный прогресс в выравнивании расовых диспропорций в уровне образования разных групп обучающихся. Решение проблем, связанных с качеством образования возможно лишь в условиях введения строгого контроля за учебным процессом со стороны управленческих структур и создания стимулов для преподавателей в деле повышения их профессиональной квалификации, а также обеспечения учащимся достойных условий обучения и проживания.
В условиях, когда по разным оценкам безработица среди молодежи в ЮАР составляет от около 28% по официальной статистике до 40-45% по неофициальной, стратегия повышения занятости и создания рабочих мест может быть успешно реализована исключительно на основе подготовки высококвалифицированных местных
кадров. Будущее ЮАР во многом зависит от того, как правительство и страна в целом смогут повысить уровень в первую очередь школьного образования, а также организовать подготовку квалифицированных кадров в высшей и средней профессиональной школе.
3. Помимо социально-экономической составляющей, противоречия в образовательной системе носят и культурный характер, что находит проявление в спорах по поводу преподавания религии в школе. Одной из особенностей современной системы образования является то, что новое южноафриканское общество, в отличие от общества режима апартеида, не может ставить в привилегированное положение какую-либо одну религию. Правительство в своем стремлении взрастить толерантное отношение нового поколения к различным религиозным доктринам выбирает прагматичный подход, стремясь лишь частично удовлетворить запрос как религиозного лобби, так и сторонников светского образования. Противоречия, возникшие в обществе по вопросу религиозного образования, неизбежны при полном перекраивании сложившейся и функционирующей на протяжении десятилетий системы.
4. В заключение необходимо отметить, что сильные и слабые стороны южноафриканской образовательной системы открывают новые горизонты для российско-южноафриканского сотрудничества. Так, например, преподавание математики, ядерной физики и ряда естественных наук в российских школах и университетах ведется на уровне, обеспечивающем высокую конкурентоспособность российских специалистов на мировом рынке. ЮАР же в свою очередь может предложить новые методики и подходы в сфере оказания неотложной медицинской помощи.
Литература/References
1. Johannes L. Van der Walt, Ferdinand J. Potgieter & Charl C. Wolhuter. The Road to Religious Tolerance in Education in South Africa (and Elsewhere): a Possible 'Martian Perspective'. Religion, State and Society. 2010;38(1):29-52. DOI: 10.1080/09637490903500507.
2. Malherbe R. The right to freedom of religion in South African schools: Recent disturbing events. International Journal for Educational Law and Policy. 2004;(1):248-57.
3. National Policy on Religion and Education. Government Gazette. 2011;459(25459):3-28.
4. Walt J. Religion in education in South Africa: was social justice served? South African Journal of Education. 2011;(31):381-93.
5. Бадат С. Бесплатное высшее образование в Южной Африке? / Международное высшее образование от 25.08.2016. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/104/995/ [Saleem B. Free higher education in South Africa? [Internet]. 2016 Aug. 25 cited 2017 Sep. 20]. Available from: http://ihe.nkaoko.kz/archive/104/995/ Russian].
6. Рейтинг стран мира по уровню дохода на образование (30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/ratings/ex-penditure-on-education/info (дата обращения: 27.07.2017). [Ranking of the countries of the world by level of income for education [Internet]. 2016 Oct. 30 cited 2017 Jul. 27]. Available from: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info Russian].
7. Система образования в ЮАР. (16 сентября 2015 г.) // Отдел образования за рубежом. URL: http://diplomab-road.ru/yuar/istema_obrazovaniya_v_yuar/ (дата обращения: 27.07.2017). [The education system in South Africa [Internet]. 2015 Sep. 16 cited 2017 Jul. 27]. Available from: http://diplomabroad.ru/yuar/istema_obrazovaniya_v_yuar/ Russian].
8. Bill of rights, section 15. [Internet]. cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://www.gov.za/documents/con-stitution/chapter-2-bill-rights# 15
9. Blade Nzimande says fees can go up, but not beyond 8%. [Internet]. 2016 Sep. 19 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: https://mg.co.za/article/2016-09-19-blade-nzimande-says-fees-can-go-up-but-not-beyond-8].
10. Bozzoli B. Behind the university funding crisis [Internet]. 2015 Oct. 19 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://www.politicsweb.co.za/news-and-analysis/behind-the-university-funding-crisis].
11. Census 2011 in Brief, Report no.: 03-01-41 Statistics South Africa [Internet]. 2012 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://www.statssa.gov.za/census/census_2011/census_products/Census_2011_Census_in_brief.pdf].
12. Cohen M. South Africa school grades improve as education spending climbs [Internet]. 2017 Jan. 4 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-01-04/south-africa-school-gra-des-improve-as-education-spending-climbs].
13. Faller P. Address to Principals and RE Coordinators, Durban Archdiocese, St. Henry's Marist Brothers' College. Catholic Institute of Education. [Internet]. 2001 May 15 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://www.cie.org.za/cie/cie_re/arch2001 .htm].
14. Masondo S. Angie reads riot act. City Press [Internet]. 2016 Jan. 24 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL:http://city-press.news24.com/News/angie-reads-riot-act-20160123].
15. National Policy on Religion and Education. Government Gazette. 2011;459(25459):3-28.
16. Nkosi M. Is South Africa's education system really in crisis? World Africa. bbc.com. [Internet]. 2016 Jan. 29 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://www.bbc.com/news/world-africa-35427853]
17. PreezM. Protesting students need our support. News24. [Internet]. 2015 Oct. 20 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://www.news24.com/Columnists/MaxduPreez/Protesting-students-need-our-support-20151020?isapp=true].
18. Report on Census 2011, Statistical Release P0301.4. Statistics of South Africa. [Internet]. 2012 Oct. 30 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://www.statssa.gov.za/publications/P03014/P030142011.pdf].
19. South-African Education spending. Global Economy. [Internet]. cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://www.theglobaleconomy.com/South-Africa/Education spending/].
20. Thamm M. Religion in schools: Watershed Case (03.09.2016). Daily Maverick. [Internet]. 2016 Sep. 03 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://www.dailymaverick.co.za/article/2014-09-03-religion-in-schools-waters-hed-case-to-ensure-teaching-and-not-preaching/#.V3J9IenVx9A].
21. What vice-chancellors at South Africa's top universities earn. Business Tech. [Internet]. 2015 Oct. 20 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: https://businesstech.co.za/news/general/101654/what-vice-chancellors-at-south-africas-top-universities-earn/].
22. Why is it bottom class? South Africa has one of the world's worst education. Economist. [Internet]. 2017 Jan. 07 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: https://www.economist.com/news/middle-east-and-Africa/21713858-why-it-bottom-class-south-africa-has-one-worlds-worst-education].
23. Wits University suspends 10.5 percent fee hike. (17 October 2015). Eye Witness News. [Internet]. 2017 Oct. 15 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: http://ewn.co.za/2015/10/17/Wits-University-suspends-10-point-5-per-cent-fee-hike].
24. Yidan Foundation Education 2030 Forecast. [Internet]. 2016 cited 2017 Jul. 27]. Available from: URL: https://perspectives.eiu.com/sites/default/files/EIU_Yidan%20prize%20forecast_Education%20to%202030.pdf].
© Силич Т.А., Воронина Н.А./Cilich T.A., Voronina N.A., 2017. Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. [This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License].