Научная статья на тему 'Тенденции развития торгового оборудования'

Тенденции развития торгового оборудования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
353
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития торгового оборудования»

Механизация и автоматизация торгово-технологических процессов

Т. П. Иваниенко,

доцент кафедры технологического оборудования и инженерных коммуникаций ДВГАЭУ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Повышение уровня механизации и автоматизации торгово-технологических процессов, особенно тяжелых и трудоемких физических работ, связанных с погрузкой и разгрузкой, перемещением грузов, является актуальной социальной и экономической задачей в торговле, решение которой возможно лишь п\тем широкого применения современной торговой техники, машин, оборудования.

Основными направлениями повышения технического уровня торгового оборудования являются увеличение его работоспособности, скорости действия, точности, надежности и долговечности.

Четкую границу между техникой для оптовых и розничных торговых предприятий можно установить только по некоторым видам торговой техники и оборудования, а основные ее виды применяются в обоих случаях.

Наиболее широкую группу оборудования представляют весоизмерительные устройства (весы). Анализ зарубежной документации, патентов. результатов международных выставок и практики торговли показали, что наиболее перспективными являются электронные весоизмерительные устройства. Электронные весы обладают высокой точностью и скоростью взвешивания, они более технологичны из-за возможности ввода в память данных о стоимости товара, наличия цифровой системы автоматической регистрации и определения стоимости товара, что позволяет сократить время, затрачиваемое покупателем на приобретение товаров, и повысить культуру обслуживания.

Отечественная промышленность выпускает настольные электронные весы с наибольшим пределом взвешивания - 3 и 6 кг , а также на их базе весоизмерительный чекопечатающий комплекс. Однако эти устройства имеют ряд недостатков. В настоящее время усилия их создателей направлены на совершенствование элементной базы, расширение функциональных возможностей, повышение помехозащищенности и точности взвешивания, внедрение этикетированной бумаги, дальнейшую проработку эргономических свойств и дизайна. Предполагается выпускать настольные электронные весы с более широким диапазоном предела взвешивания. Для определения больших масс товаров предназначены весы электронные товарные стационарные и передвижные типов ВТС и ВТП. Максимальный предел взвешивания товарных передвижных весов расширен от 30 до 3000 кг, товарных стационарных - от 600 до 3000 кг.

Весы предназначены для взвешивания различных грузов при коммерческих, учетных и технологических операциях, отличаются высокой

точностью, широким диапазоном рабочих температур (от -10 до ЫО имеют четкую цифровую индикацию, интерфейсы для вывод! нж шш и связи с ЭВМ.

Все весы состоят из грузоприемного устройства н хтсгтровюго блока индикации, связанных через соединительный кабель. Ллнна ъжклл от 3 до 100 метров. Электронный блок индикации может быть члжртжп на стене, установлен на столе или на специальной стойке. К блоку индикации может быть подключено дублирующее табло.

Следующей широко используемой в торговле группой торгового оборудования являются контрольно-кассовые аппараты и электронные контрольно- регистрирующие машины (ЭКРМ). Механизация и автоматизация расчетных операций характеризуется быстродействием этих машин, количеством выполняемых функций и скоростью обслуживанил покупателей. Электронные аппараты оснащены блоком памяти и выполняют функции поиска стоимости товара, относящегося к различным торговым отделам, легко изменяют цену товара. Помимо указанного, машины могут вычислять процент-скидку, процент-надбавку, производить умножение, корректировать ошибочное накопление, вычислять НДС, осуществлять программирование цен товаров, программирование режима работы, оплату как наличными, так и чеком, купонами и в кредит, а также производить смешанную оплату в рамках одного счета. Современные ЭКРМ имеют сканирующие устройства, позволяющие определить стоимость товара автоматически без набора ее на клавиатуре. Кроме того, новые ЭКРМ должны будут использоваться в качестве кассового терминала с выполнением функции головного устройства, управляющего работой нескольких кассовых аппаратов. Все это позволит увеличить скорость обслуживания покупателей, автоматизировать расчетные и учетные операции, обеспечить безошибочную работу контролеров-кассиров, оперативно контролировать торгово-технологические процессы и осуществлять связь с ЭВМ.

В настоящее время производятся программно-технические средства и комплексы для межотраслевой интегрированной АСУ товародвижением на основе штрихового кодирования.

В этом случае наиболее перспективен переход к компьютерным технологиям, охватывающим весь торговый процесс, т.е. переход к концепции комгшексного управления торговым предприятием, включающей как учет денежных средств, так и учет товародвижения. Для автоматизации торгового предприятия существуют законченные отечественные программные разработки. К их числу следует отнести, например, многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации фирмы (корпорации) различных форм собственности "Галактика", программный комплекс управления торговлей "Trade Assistant for Windows", система комплексной автоматизации торговой деятельности предприятия "Торговля и учет для Windows", универсальная программа для учета торговой деятельности 1С ¡Торговля, программа автоматизации торговли и складского учета "Аспект версия 4".

В оптовой торговле с развитием складского хозяйства основное внимание уделяется использованию высокомеханизированных и автоматизированных складских комплексов с применением прогрессивной технологии складирования и хранения товаров.

В настоящее время основная деятельность разработчиков направлена:

1) на увеличение высоты подъема груза на складах высотой до 18 м при одновременном увеличении производительности кранов - штабеле-ров за счет повышения их скорости на 20-30%;

2) выполнение двойных циклов "погрузка - выгрузка" за один ход;

3) повышение надежности и долговечности оборудования при наработке на отказ не менее 200 ч;

4) снижение трудоемкости и металлоемкости кранов-штабелеров.

Выбор механизмов в каждом конкретном случае зависит от объемов и ассортимента грузов, расстояния их перемещения, высоты складирования, ширины и высоты проходов. В настоящее время все чаще применяются передвижные и проходные стеллажи, элеваторы и четырехцеп-ные вертикальные подъемники. При межэтажной транспортировке грузов используются лифты. Однако на складах оптовой торговли основным средством механизации остаются электропогрузчики и автопогрузчики.

Электропогрузчик является автономной специально созданной грузоподъемной машиной для работ в стесненных условиях, где свободные площади незначительны. Электропогрузчик используют не только для выполнения операций с грузами на поддонах, но и для работы с грузами любой формы без поддонов, в упаковке или без нее. Электропогрузчик способен выполнять и вспомогательные операции: захват груза, сжатие, сдвиг, сталкивание и т.д. Для этого его оснащают боковыми и клещевыми захватами, прижимными устройствами и сталкивателями, захватами -кантователями, захватами с плавающими зажимами и др.

Однако отечественные электропогрузчики имеют недостатки: малый запас энергии (без зарядки аккумуляторных батарей они могут работать не более 5 час) и низкую проходимость. Для обеспечения устойчивости при штабелировании грузов их оснащают колесами с жесткими шинами, а в задней части машины устанавливают противовес. В результате большая масса электропогрузчика, малый диаметр колес, литые (жесткие) шины резко снижают его проходимость по сравнению с обычными транспортными устройствами. Перспективными являются разработки более легких электропогрузчиков с кабельным питанием.

Электроштабелеры по сравнению с электропогрузчиками имеют меньшую массу, которая, как правило, не превышает их грузоподъемности. В то же время маневренность и высота подъема груза (до 9-11 м) у электроштабелеров больше. Вследствие малой массы электроштабелеры могут перемещаться по перекрытиям, не выдерживающим большой удельной нагрузки.

С целью улучшения параметров и технического уровня машин напольного безрельсового электротранспорта созданы новые конструкции тиристорно-импульсных регуляторов, грузоподъемников с повышенной высотой подъема груза (до 5600 мм), улучшенным обзором, электронной выдержки времени пуска электродвигателя передвижения, который обеспечивает заданное ускорение при разгоне независимо от скорости нажатия на педаль контролера.

Электротележки с ручным управлением можно разделить на две группы: с неподъемной платформой и подъемной платформой или вилами.

Электротележки с неподъемной платформой предназначены для транспортировки грузов в складских помещениях и на открытых пло-

щадках с твердым дорожным покрытием. Их грузоподъемность - 1-10 т. Однако погрузка и разгрузка этих тележек производится вручную или с использованием электропогрузчиков, что повышает трудоемкость погру-зочно-разгрузочных работ.

Электротележки с подъемной платформой (вилами) в настоящее время являются наиболее оптимальным средством транспортировки грузов среди напольного безрельсового электротранспорта. Грузоподъемность этих тележек - 0,75-3,2 т. Наличие подъемной платформы (вил) обеспечивает быструю загрузку или разгрузку без применения ручного труда и электропогрузчиков (если груз уложен на поддоне, подставках или ножках). По сравнению с электропогрузчиками они имеют ряд преимуществ: лучшую маневренность, более простое уравнение, небольшую потребляемую мощность электродвигателя и большую безопасность при работе.

Электротележки, необходимый элемент механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, в последнее время автоматизируются. На современных складах все чаще применяются тележки с автоматическим управлением. Это перспективные тележки автоматического типа, команды которым подаются через устройство управления складской ЭВМ. Ручной ввод команд отсутствует. Поддоны забираются ими с места прибытия грузов и подаются к одному из мест пополнения запасов, в зону подборки заказов, либо к другому месту на маршруте движения, в зону хранения и на участки текущего расхода. В ближайшей перспективе возможно использование таких тележек в торговле.

За последние годы потребность торговых предприятий и общетоварных складов в напольном безрельсовом электротранспорте возросла почти вдвое и значительно опережает возможности отечественного производства. Поэтому проблема ускоренного развития производства этих машин в нашей стране сохраняет остроту и актуальность.

Наряду с перечисленными машинами на складах сохранится применение довольно большого количества тележек с ручным управлением, среди которых:

- грузовые двухколесные тележки, предназначенные для перевозки бочек, транспортировки грузов, упакованных в ящики, коробки, мешки и т.п. Их грузоподъемность - 130 до 400 кг;

- тележки ручные четырехколесные, предназначенные для перевозки тарно-штучных грузов на складах, автомобильных и железнодорожных рампах и предприятиях торговли. Грузоподъемность таких тележек - от 125 до 1000 кг;

- тележки ручные с водилом, предназначенные для перевозки тар-но- штучных грузов общей массы от 50 до 150 кг на складах и предприятиях торговли. Они более маневренны, состоят из платформы с водилом и четырех колес, из которых передние - сдвоенные поворотные.

Значительно расширяют функциональные возможности тележек с ручным управлением тележки-штабелеры и тележки с подъемными вилами. С их помощью можно осуществлять транспортировку и штабелирование тарных грузов на складах, погрузку, выгрузку и транспортировку грузов, уложенных на поддоны или типовую производственную тару, а также штучных грузов. Тележки ручные с подъемными вилами можно также использовать при погрузочно-разгрузочных операциях внутри железнодорожных вагонов, для маневрирования в тесных складских поме-

щениях или цехах, где невозможно использовать электро- и автопогрузчики.

На предприятиях торговли и общетоварных складах применяются ленточные конвейеры, стационарные и передвижные; горизонтальные и наклонные. Они используются для погрузки и разгрузки практически всех видов товаров из любых транспортных средств (железнодорожных вагонов, автомобилей, морских и речных судов и т. д.).

Для погрузки и разгрузки насыпных и штучных товаров в торговле особенно часто используют наклонные конвейеры с углом наклона 1530°. Они являются наиболее оптимальным средством для вертикального перемещения грузов там, где применение подъемников нецелесообразно. На многих из них можно установить различный угол наклона.

Разработаны и успешно используются телескопические конвейеры, предназначенные для погрузки и разгрузки сыпучих товаров, упакованных в мешки. Они оснащены выдвижной рампой и раздвижным механизмом, что позволяет увеличить длину такого конвейера на 1,5-2 м, расширить его эксплуатационные возможности. Для полной механизации погрузочно-разгрузочных работ в последнее время все чаще используют устройства, состоящие из двух и более конвейеров.

Представляет интерес так называемый "арбузный" конвейер, предназначенный для погрузки овощей и мелких штучных грузов в железнодорожные вагоны, автоконтейнеры, трюмы речных сухогрузных судов и др. Особенностью этого конвейера является наличие на брезентовой ленте карманов для фиксации груза, что снижает возможность его потери при транспортировке.

Для механизации погрузки и разгрузки мясных туш в настоящее время разработаны манипуляторы РМШ-160, устройство для выгрузки мороженого и охлажденного мяса УВМ-2 и разгрузочно-погрузочное устройство РГ1У-250.

Подъемники по характеру работы можно разделить на две группы: непрерывного (валковый, вилочный, люлечный) и периодического (грузовой лифт) действия. В ряде случаев используются наклонные подъемники периодического действия. Представляют интерес гидравлические, винтовые и шагающие подъемники. Основное внимание в разработках машин для вертикального перемещения грузов уделяется повышению износостойкости, безопасности в работе и улучшению эксплуатационных характеристик. Наряду с традиционными цепными и канатными подъемниками последнее время все чаще применяются бесканатные.

Для вертикальной транспортировки грузов в промышленных, складских, торговых и других зданиях и сооружениях предполагается широко использовать грузовые лифты. По сравнению с подъемниками они обладают большим диапазоном грузоподъемности (от 100 до 5000 кг) и большей скоростью и высотой подъема - до 45 м. Учитывая, что часть грузовых лифтов используется и для перевозки людей, основное внимание в их разработках уделяется повышению безопасности. Это связано главным образом с предотвращением самопроизвольного опускания при загрузке, превышающей предельную эксплуатационную грузоподъемность.

При доставке продуктов в магазины и на торговые базы, где отсутствуют погрузочные рампы, необходимо иметь устройства, с помощью которых можно опустить грузы с борта машины до уровня земли, а также

поднять их с уровня земли на борт машины. Эти функции в большинстве случаев выполняют подъемные столы, у некоторых столов подъемные площадки способны передвигаться не только в вертикальном, но и горизонтальном направлениях (выдвижные площадки), уравнительные загрузочные столы оснащены вилочным захватом. Данные конструктивные проработки подъемных столов, например, ПС-630 расширяют их функциональные возможности. Из простейших уравнительных площадок наиболее перспективна УГП-1150.

Таким образом, в развитии техники для подъема грузов преобладают следующие тенденции:

- расширение функциональных возможностей и улучшение эксплуатационных характеристик;

- повышение безопасности в работе.

При выборе подъемников и подъемных столов необходимо учитывать следующее:

1. Использование гидравлических подъемников позволит снизить энергоемкость ПРТС работ и обеспечить подъем грузов по криволинейным поверхностям и по трассам со сложным профилем пути.

2. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ в магазинах и на торговых базах, где погрузочные рампы отсутствуют, наряду с подъемными столами целесообразно использовать автомобили с подъемным бортом и автомобили-самопогрузчики. Применение этих автомобилей позволит сократить продолжительность погрузочно-разгрузочных работ.

Производимое в настоящее время холодильное оборудование (прилавки, витрины, шкафы и т.д.) имеет довольно широкую гамму типоразмеров.

В зависимости от назначения холодильное оборудование применяют как в магазинах самообслуживания, так и в магазинах с традиционной формой обслуживания. Кроме этого, отдельные виды холодильного оборудования применяют в столах заказов, сок-барах и кафетериях. Перечисленные виды оборудования предназначены для кратковременного хранения, демонстрации и продажи скоропортящихся продуктов.

Конструктивно холодильное оборудование выполняется со встроенным или централизованным холодоснабжением, а открытые проемы витрин, как правило, оборудуются воздушной завесой.

Сравнивая отечественные виды торгового холодильного оборудования с лучшими зарубежными образцами, следует отметить ограниченное применение пенополиуретановой заливки теплоизоляции. К характерным недостаткам можно отнести также низкий технический уровень элементной базы, применяемой в холодильном оборудовании, и малую степень остекления дверей или проемов.

Технический прогресс в торговле не ограничивается хранением, доставкой и предпродажной обработкой товаров. Широко внедряются прогрессивные методы продажи, чему способствует ряд машин и механизмов (для перемотки тканей, демонстрации ковров и телевизоров, нарезки сыра и др.).Так хорошо себя зарекомендовал комплект оборудования для хранения, демонстрации и продажи телевизоров, в состав' которого входят стеллажи для хранения и демонстрации телевизоров, манипулятор, устройство для укладки и выемки телевизоров из упаковки, тележки для их перемещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.