УДК 004.4
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА
КОНТЕНТА В WEB СРЕДЕ
А. В. Цышук
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрена история развития технологий воспроизведения, проведен исторический анализ эволюции технологий воспроизведения мультимедиа контента, проведена попытка выявить тенденции дальнейшего развития данного направления. Выявлены ключевые характеристики технологий современного пространства интернета тематических сайтов.
Ключевые слова: технологии воспроизведения, мультимедиа, интернет. TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF WEB CONTENT PLAYBACK TECHNOLOGIES
А. V. Tzyshuk
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, KrasnoyarskyRabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
This article considers the history of the development of playback technologies, conducted a historical analysis of the evolution of multimedia content reproduction technologies, an attempt was made to identify trends in the further development of this direction. The key characteristics of modern Internet technologies for themed sites
Keywords: playback technology, multimedia, internet.
Вопрос раскрытия понятия «мультимедийный контент» часто встречается, и не всегда находит однозначный ответ. Мультимедиа контент представляет собой место на диске или в сети, которое заполнено разнообразной информацией, которая очень часто используется обычными пользователями. На данный момент существует ряд классификаций мультимедийного контента.
По виду информации выделяется:
• Графическая. К такому виду информации относят рисунки, картины, фотографии. Самый распространенный контент на сегодняшний день.
• Текстовая. К этому пункту стоит отнести различные книги и пособия, которые скачиваются из контента постоянно. Этот контент обычно используется на электронных книгах.
• Анимация. К контенту такого типа относятся музыкальные клипы и новинки фильмов. Чаще всего этот тип распространяется для скачивания на стационарных устройствах.
• Звук. Тут можно сразу представить себе различные музыкальные новинки, которые с легкостью прослушиваются в сети.
По востребованности информация ориентирована:
• На конечного потребителя.
• На специалиста.
• На подготовленного потребителя.
Для прослушивания и просмотра мультимедиа файлов непосредственно в процессе их получения из сети в режиме реального времени были разработаны специальные методы, реализующие технологию потокового сжатия, передачи и воспроизведения звуковых и видеоданных.
Секция «Фундаментальнееиприкладньшпроблемыгуманитарныхнаук»
Независимо от того, какую возрастную категорию можно рассматривать, видео смотрит большинство пользователей. При этом стоит отметить, что интервал потребления контента немного отличается на разных устройствах. Так, максимальная длительность просмотров у стационарного интернета превышает длительность просмотра на мобильном устройстве. Крупнейшими поставщиками мультимедийного контента в сфере видео можно назвать You Tube и IVI. Только тут большинство пользователей постоянно смотрят и скачивают ролики на мобильные устройства [1].
Рассматривая историю развития интернета, как глобальной сети можно отметить этапы развития, с точки зрения богатства мультимедиа-контента:
- HTML G.9-1 - первые версии гипертекстовой разметки не поддерживают воспроизведения мультимедиа контента;
- HTML 2.G - первый официальный стандарт HTML, появляется возможность отображения изображений в браузере, иной мультимедиа контент оставался доступным исключительно для скачивания посредством ftp протокола;
- HTML 3.2 - появляется возможность воспроизведения видео в браузере с помощью встраивания flash, однако в отсутствие потокового воспроизведения видео по-прежнему должно скачаться на компьютер перед воспроизведением;
- HTML 4.G - появляется возможность создавать внедрённые документы, появляется возможность вставки изображений-карт [2]. Параллельно появляется поддержка прогрессивного потокового аудио и видео, что позволяет воспроизводить онлайн любую аудио/видео информацию;
- HTML 5 - возможность воспроизведения аудио, видео контента встраивается в сам язык разметки. Отпадает необходимость в использовании дополнительных программ, плагинов под данные нужды. Включена библиотека webGl для воспроизведения 3d контента.
Можно отследить закономерность - любая появляющаяся технология в начале своего существования является отдельной утилитой, позднее становится компонентом стандарта web.
Данная закономерность соответствует общему принципу современных технологий, стремящихся к универсализации собственного функционала, в рамках одного программного средства.
Можно предположить дальнейшее развитие функционала web-приложений, рассмотрев существующие уже на сегодняшний день операционные системы, действующие в браузере:
- Zero PC. Одна из самых функциональных облачных операционных систем в сети Интернет. После регистрации в Zero PC пользователь получает готовый рабочий стол с окнами, ярлыками, папками и кнопкой «Apps» по аналогии с «Пуск» у Windows;
- CloudMe и CloudTop — мощная облачная операционная система со стильным дизайном, работающая на всех популярных устройствах — Windows, Mac OS, Linux, iPhone, iPad, Android, BlackBerry. Сервис также построен на языке HTML5 и включает в себя рабочий стол, ярлыки, виджеты, панели управления и кнопку «Пуск». Интерфейс разработан на HTML5 и Java без использования Adobe Flash. При нажатии на правую клавишу срабатывает традиционное контекстное меню, которое выполняет все основные функции операционной системы — копирование, вставка, перемещение, удаление, архивация.
Glide OS - облачная оперативная система, полностью построенная на Adobe Flash. Сервис не имеет отдельных приложений на смартфонах, однако располагает отдельной мобильной версией на HTML с урезанным функционалом;
AstraNOS создана по подобию операционной системы Mac OS. Сервис написан на языке программирования JavaScript. Интерфейс имеет ленточную панель с иконками приложений;
Joli OS - Joli OS - основана на ядре Linux и может запускаться даже на устаревших компьютерах. Интерфейс построен на современных технологиях HTML5, что обеспечивает высокую скорость работы [3]. А также многие другие.
Изучая функционал данных систем, можно предположить окончательный уход цифровой среды в облачное хранение и формирование операционной системы, интегрированной в сам стандарт HTML. Данный процесс эволюции цифровой среды позволяет развиваться мультимедийным технологиям, развитие которых в свою очередь в дальнейшем стимулирует развитие облачной среды, как среды не только хранения, но и воспроизведения любого мультимедиа контен-
11G9
та. Сетевые приложения и браузеры превращаются в средство работы с мультимедиа. В будущем возможно вытеснение ими классических десктопных приложений с аналогичными задачами.
Библиографические ссылки
1. Иванов С. Всё о копирайтинге [Электронный ресурс] business-text.com: мультимедийный контент. 2014. URL: http://business-text.com/blog/vse-o-kopiraytinge/multimediyniy-kontent (дата обращения 1.04.2017).
2. Справочник по HTML [Электронный ресурс] Различия между HTML 3.2 и 4.0. 2002. URL: http://html.find-info.ru/html/008/html-3-4.htm#h-A.8 (дата обращения 2.04.2017).
3. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/WebOS (дата обращения 2.04.2017).
© Цышук А. В., 2017