Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУБКУЛЬТУР СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУБКУЛЬТУР СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
364
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ХИППИ / ЯППИ / ПАНКИ / МЕТАЛЛИСТЫ / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / АФГАНЦЫ / БАЙКЕРЫ / БРЕЙКЕРЫ / ВОЛОСАТЫЕ / ВОЛНИСТЫЕ / ГОПНИКИ / МАЖОРЫ / КИБЕРПАНКИ / НОСТАЛЬГИСТЫ / ОПТИМИСТЫ / ПАЦИФИСТЫ / ПОППЕРЫ / РЕСТАВРАТОРЫ / РОКЕРЫ / РОЛЛЕРЫ / YOUTH SUBCULTURE / INFORMAL ASSOCIATIONS / HIPPIES / YUPPIES / PUNKS / METALLERS / WESTERNIZATION / AFGHANS / BIKERS / BREAKERS / HAIRY / WAVY / GOPNIK / MAJORS / CYBERPUNKS / NOSTALGISTS / OPTIMISTS / PACIFISTS / POPPERS / RESTORERS / ROCKERS / ROLLER SKATERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухенко Р.С., Никитина Т.В., Косинский Г.М.

В данной работе рассмотрены понятие и виды субкультур, существующих или существовавших на территории России, а также их отличительные особенности; были рассмотрены тенденции развития субкультур среди молодежи, а также предложены определенные возможные меры по решению проблемы субкультур как частей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF SUBCULTURES DEVELOPMENT AMONG YOUTH IN MODERN RUSSIA

In this article the concept and types of subcultures existing in Russia and their distinctive features are considered; trends of these subcultures development among young people were examined, and certain possible measures were proposed to solve the problem of subcultures as parts of culture.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУБКУЛЬТУР СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 316

Сухенко Р. С. студент 3 курса направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» Никитина Т.В. студент 4 курса направление подготовки «Филология»

Косинский Г.М. студент 4 курса направление подготовки «География» МГУ им. М.В.Ломоносова филиал в г. Севастополе Россия, г. Севастополь ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУБКУЛЬТУР СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Аннотация: в данной работе рассмотрены понятие и виды субкультур, существующих или существовавших на территории России, а также их отличительные особенности; были рассмотрены тенденции развития субкультур среди молодежи, а также предложены определенные возможные меры по решению проблемы субкультур как частей культуры.

Ключевые слова: молодежная субкультура, неформальные объединения, хиппи, яппи, панки, металлисты, вестернизация, афганцы, байкеры, брейкеры, волосатые, волнистые, гопники, мажоры, киберпанки, ностальгисты, оптимисты, пацифисты, попперы, реставраторы, рокеры, роллеры.

Sukhenko R.S. student

3 year, «Public Administration» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol Nikitina T. V. student 4 year, «Philology» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol Kosinskiy G.M. student 4 year, «Geography » Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol

TRENDS OF SUBCULTURES DEVELOPMENT AMONG YOUTH

IN MODERN RUSSIA

Annotation: In this article the concept and types of subcultures existing in Russia and their distinctive features are considered; trends of these subcultures development among young people were examined, and certain possible measures were proposed to solve the problem of subcultures as parts of culture.

Key words: youth subculture, informal associations, hippies, yuppies, punks, metallers, westernization, Afghans, bikers, breakers, hairy, wavy, gopnik, majors, cyberpunks, nostalgists, optimists, pacifists, poppers, restorers, rockers, roller skaters.

Исследования молодёжных культур практически всегда начинаются с изучения межпоколенческих конфликтов, конфликтов отцов и детей. Эти конфликты представляют собой слабую интеграцию между обществом и возрастными категориями. Эта проблема прочно основалась в науке в середине 50-х годов XX века. Обычные, традиционные общества развиваются, ссылаясь на опыт старших поколений, поэтому термин «молодёжная культура» может быть применён только к обществам, которые отличаются своей динамичностью и сложностью. Раньше не было смысла делить культуру, но в середине XX века у «отцов» и «детей» уже были слишком явные отличия в ценностных ориентирах, в коммуникации, да и в образе жизни тоже [2].

Сегодня мы не успеваем следить за бесконечным потоком инноваций, прочно входящих в нашу жизнь, изменяющих культуру и традиции. Человек уже не может так быстро найти себя, занять свою нишу, как мог это сделать раньше, потому что у него есть из чего выбирать. Проблема выбора во многом и создаёт этот поколенческий конфликт, который ярко отражается на молодёжных субкультурах. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», — сетовал Сократ еще в 470 г. до н. э. [3].

Учёные считают, что сегодня молодёжная субкультура - это определённая и, безусловно, необходимая фаза развития, через которую должен пройти абсолютно каждый. Благодаря субкультурам люди учатся подстраиваться, выполнять какие-то определённые задачи - это всё им пригодится в дальнейшей жизни.

Под молодежной субкультурой в данном контексте будем понимать следующее определение. Молодёжная субкультура - феномен, характерный для индустриальной и постиндустриальной стадии развития культуры. Она возникает как реакция на конфликт поколений и является специфической формой социализации молодёжи в обществе [3].

Таким образом, обозначенная область анализа исследований является предметом исследования в настоящей работе. Так же в работе преследуется цель рассмотреть и изучить виды и особенности субкультур, и на основе

анализа выявить тенденции развития субкультур среди молодёжи современной России

Сегодня семья частично или даже полностью утратила функцию социализации личности. Произошло это вследствие того, что темпы развития становятся причиной несоответствия опыта старшего поколения реалиям современного мира. Причиной послужило и то, что молодёжь, вступая в юношеский возраст, покидает семьи и ищет те контакты, которые помогут ему занять в жизни свою нишу. В этих нишах у человека появляется определённый социальный статус, что сегодня является немаловажным. Из -за наличия собственной культуры, такие группы часто бывают маргинальными, и их образ жизни отклоняется от общепринятого.

С этой точки зрения следует сразу сказать о молодёжных контркультурах, возникших на Западе в 1960-е годы. Молодёжь отказывалась от Долга в пользу Удовольствий. Как объясняет Ю.Н. Давыдов, «... контркультура оказалась, в конечном счете, моделью идеологии и поведения тех слоев молодежи индустриально-развитых стран, которые оказались «выпавшими» из процесса социализации, предполагающего принятие младшим поколением социокультурных обязанностей" и обязательств старшего поколения »[4].

История существования молодёжных культур в нашей стране гораздо меньше, чем на Западе. В 1970-х начали организовываться неформальные группы, выступающие за собственные взгляды на жизнь. Пик развития субкультур пришёлся на 1989-1990-е годы. После этого неформальная активность утихла, в связи с этим многие молодёжные культуры исчезли. Однако не стоит считать, что субкультуры совсем исчезли. Предлагаем далее рассмотреть существующие направления неформальных объединений.

Существовала группировка, характерная только для жителей России и стран СНГ. Её члены называют себя афганцами. Появилась она во второй половине 80-х - начале 90-х годов и состояла из воинов, которые участвовали в боевых действиях в Афганистане. Объединяло членов группировки неприятие аморальных и деструктивных явлений окружающего общества, готовность бороться с неприятелями любым способом. Особую неприязнь у афганцев вызывали бюрократизм и недостаточно эффективная работа властей.

Следующая группировка - байкеры, или мотоциклисты. Они предпочитают носить кожаные куртки с заклёпками, джинсы, делают себе татуировки и отращивают волосы. Истинные байкеры настоящие бунтари, которые чувствуют единство своего «железного коня» и дороги, предпочитают собираться в «стаи» и гнать, куда глаза глядят. Байкеры пришли в Россию из США в 80-х годах. Люди вступают в это братство, потому что ощущают в нём дух свободы, риска, жаждут приключений, хотят делать сумасшедшие поступки, что как раз свойственно молодёжи.

Ярые поклонники «тяжёлого рока» тоже объединились в неформальную группу - бешеные металлисты. Отличаются они тем, что

носят чёрную одежду, браслеты и ошейники с шипами, которые часто используют в драках. Группа представляет некоторую опасность для общества. Во-первых, потому что в связи с развитием средств массовой коммуникации подобные группы могут возникнуть в любом городе, во-вторых, «бешеные металлисты» относятся достаточно агрессивно к окружающим, в-третьих, нередко в подобных группировках лидерами выступают те, кто ранее привлекался к суду.

Любители необычных танцев в середине 80-х годов объединились в группу под названием «брейкеры». Поклонники брейка имитируют движения роботов и даже показывают элементы акробатики. Носят представители этой культуры узкие черные очки, белые перчатки, облегающую спортивную одежду. Брейкеры очень спокойные, однако негативно относятся к тем, кто вредит своему здоровью - курят, употребляют алкоголь и наркотики.

Тесно связана с брейкерами молодёжь, которая увлекается граффити. Изначально изображения были нанесены на поезда и станции метро простыми маркерами и аэрозолями. Граффити было частью хип-хоп культуры.

В конце 60-х годов в Англии выходцы из рабочих кварталов создали общество бритоголовых. Основными целями этого общества были сохранение ценностей упорного труда, патриотизм, защита «своей территории», борьба с маргиналами и хиппи. Бритоголовые были ярыми поклонниками футбола, часто вступали в драки на трибунах, из-за чего и заработали печальную славу. Следует сказать, что бритоголовые были аполитичными.

Группировка, интересующаяся современной музыкой - «волосатые». Культура этого объединения призывает делать добро и помогать тем, кто не нашел общий язык с окружающим обществом, не может ужиться с родителями.

Любители музыки и танцев в стиле «новая волна» называют себя волнистами. Общаются они исключительно с теми, кто разделяет их взгляды и вкусы. Представителей этой культуры в России немного, в основном это студенты факультетов культуры и искусства.

Молодёжная группировка, занимающаяся криминальной деятельностью - это гопники. Они добывают деньги не очень честным и законным путём. Подтверждением этому могут послужить слова из их гимна: «Гоп-стоп! Мы подошли из-за угла...»

Искателей сокровищ и подземных ценностей называют диггерами. В крупных городах нашей страны диггеры исследуют подземные городские коммуникации. Специалисты считают, что диггеры знают подземелья намного лучше профессиональных рабочих.

Всем нам известно, что существуют группировки мажоров -молодёжь, чаще всего, из не очень обеспеченных семей, стремящаяся с помощью различных махинаций жить «красиво» и на широкую ногу. Они не

общаются с людьми «второго сорта» и «быдлом». В советские времена мажоры зарабатывали с помощью спекуляций и фарцовки.

Достаточно необычная группировка - киберпанки. Эта субкультура сформировалась на основе научно -технического прогресса. Её члены страстно увлекаются новейшими разработками, новомодной техникой и презирают традиционные способы её применения.

Интерес к духовным ценностям предшествующих исторических периодов объединил вокруг себя группу ностальгистов. Среди них -«шестидесятники», «пятидесятники», «тридцатники», «пушкинисты». Ностальгисты носят одежду, которая соответствует предпочитаемой ими эпохе, слушают соответсвующую музыку, читают литературу тех лет, оформляют свои автомобили «под эпоху». Считается, что у представителей этой организации очень занижена самооценка и они предпринимают такие действия только для того, чтобы привлечь к себе внимание [5,6,7].

Следующее направление - оптимисты. Молодёжь интересуется злободневными проблемами внутренней и международной жизни. Члены этой группировки очень начитанны, они пытаются рассуждать самостоятельно, видят смысл отношений в обществе в дискуссиях и спорах. Однако каждый считает себя единственным правым. Эта группировка состоит только из парней, они не принимают в свои ряды девушек, считая их недостаточно сообразительными. Основная масса оптимистов - студенты вузов, не приемлющие наркотики и алкоголь.

Молодые люди, которые объединены целью протеста против меркантильных отношений в обществе - это панки. Они любят очень много рассказывать о своей цели, приводя примеры бюрократизма и расчётливости. Истинная цель этого объединения - утверждение в обществе путем отрицания общепринятых правил.

Пацифисты - школьники и студенты с наивными политическими взглядами. Они объединены взглядами на борьбу за мир, против угрозы войн, на отношения между молодёжью и властью. У членов этой группировки очень потребительский взгляд на жизнь.

Люди, стремящиеся модно одеваться, - попперы. Они ведут праздный образ жизни и посещают разнообразные вечеринки. Сегодня эта организация приобрела большое развитие, в основном она распространена в крупных городах. У этих людей две цели - наслаждаться жизнью, получать от неё всё и быть материально независимым и построить великолепную карьеру.

Реставраторы - интеллектуалы, занимающиеся восстановлением и изучением памятников старины. В основном в данную группу входят молодые люди от 18 до 28 лет. Реставраторы благодаря своим хобби уходят от действительности, которую они не приемлют. А увлечение стариной помогает им найти необходимые контакты и установить дружеские связи.

Любителей техники называют рокерами. Они объединяются в группы и катаются по ночам с бешеной скоростью. В основном эта организация характеризуется антиобщественным поведением, откровенностью и

примитивизмом.

Любители роликовых коньков, роллеры, не боятся сломанных частей тела, они агрессивно катаются по улицам города. Многие катаются в своё удовольствие, чтобы самореализоваться и доказать себе, что ты можешь. У них есть определённый стиль одежды - широкие джинсы, кеды, свободные футболки или свитера.

Система - субкультура, не имеющая чёткой структуры, а объединяющая людей, которые жаждут обновления общественных отношений в стране посредством бескорыстия. Достичь этого можно путем поддержания добрых отношений с окружающими.

Страстные поклонники чего-либо, фанаты, - самая многочисленная субкультура. Фанаты есть практически во всех городах Российской Федерации. В группу входят люди, чьи предметы поклонения превращаются для них в смысл жизни. Они знают практически всё о предмете своего поклонения. Лидеры этих группировок умеют хорошо организовывать толпу.

Дети обеспеченных родителей называются хайлафистами. Обычно это школьники и студенты, которые никогда не знали отказа. Они хорошо образованы, начитаны, потому что считают, что получить престижное образование - залог успеха во взрослой жизни. Представители этого общества одеваются в импортную одежду и проводят время в театрах, кафе, ресторанах и ночных клубах.

Хиппи - молодёжь, отвергающая нравственные устои, ведущая бродяжнический образ жизни. Хиппи ведут себя распущенно и одеваются небрежно и претенциозно. Впервые хиппи появились в начале 60-х годов в США.

И последняя группировка, о которой мы расскажем, - это яппи. Яппи -амбициозные люди, стремящиеся к успеху, желающие сделать отличную карьеру. Они противопоставляют себя хиппи. [8,9,10]

Сегодня ситуацию в России можно оценить как стадию перехода от старой системы ценностей, которая уже становится не актуальной, к новой, которая только начинает зарождаться. Молодым людям на пороге жизни больше не будут давать готовую модель жизни, им придется самим учиться методом проб и ошибок стоить свою жизнь, примерять социальные роли и делать выбор.

Сегодня перед нами есть большое многообразие политических, моральных, эстетических, культурных и прочих ценностей. Каждый из нас вправе выбирать то, что ему по душе. Однако уже сейчас существуют общепринятые нормы и правила, в рамках которых мы и должны делать выбор. И именно поэтому этот выбор даётся очень тяжело молодёжи, которая ещё не познала взрослую жизнь.

Мы знаем, что несколько поколений россиян в силу исторических причин были оторваны от истоков своей культуры. Ещё Н. Бердяев отмечал, что пропасть между верхним и нижним этажами русской культуры,

изолированность элиты от других слоёв общества с каждым моментом всё больше усугубляются [11].

Молодёжи красиво преподносят суррогат культур, различные часто противоречащие себе идеологические, политические и религиозные идеи. Ценностная система, которую мы видим сегодня, через несколько лет может стать ядром нашей культуры.

Молодёжные субкультуры не возникают спонтанно. Огромное влияние на молодёжь оказывают взгляды взрослых людей, находящихся рядом. Молодёжь не может производить что-то новое, пока не поймёт уже существующие законы и правила. Она старается улучшить уже существующие основы, исходя из своих потребностей, а не придумать что-то кардинально новое.

Таким образом, на основе анализа видов субкультур и их специфического содержания в настоящей работе выявлены следующие тенденции развития субкультур, что и отражает основной предмет исследования.

Наряду с коммуникацией, любимым делом молодёжи является ещё и «ничегонеделание». Исходя из этого появляется тенденция развлекательно -рекреативной направленности. Вместе с этим, получается, что познавательная, креативная и другие функции остаются нереализованными. Молодёжь нацеливает себя не на самореализацию и саморазвитие, а на пассивное потребление образования и прочих благ.

Наши ценностные ориентиры постоянно вытесняются чётко продуманными схематизированными стереотипами - «американским образом жизни». Образцами для подражания становятся телевизионные кумиры, знаменитые спортсмены или героини мыльных опер. Такой процесс называется «вестернизацией» культурных потребностей.

Ещё одна тенденция - стремление к материальному благополучию. К примеру, среди студентов нормальным считается взаимовыгодная помощь -написание рефератов, курсовых работ за определённую плату. Многие считают, что добрые деяния обязательно должны быть вознаграждены. Кроме этого, среди молодёжи наблюдается тенденция презрения многих культурных ценностей: вежливости, уважения. Молодёжь не верит в то, что кто-то может за них решить какие-то проблемы, поэтому они предоставлены сами себе.

Среди многих групп молодёжи возникают свои ценности, свои стереотипы. Тех, кто не согласны с таким ходом вещей, автоматически начинают презираться обществом. Подобная стереотипность мышления обусловлена уровнем образования, половой принадлежностью, в некоторых случаях - даже местом жительства и национальностью.

Всё реже молодёжь стала посещать учреждения культуры. Её досуг в основном реализуется за счёт воздействия кино и телевидения. А в этих источниках наблюдается дегуманизация и деморализация. В основном это можно заметить в сценах увеличения жестокости и насилия, именно это

противоречит человеческой нравственности и оказывает негативное влияние на психику молодёжи.

Сегодня среди молодёжи отсутствует этнокультурная самоидентификация. Некоторые стараются создать новые ценности и прочно установить их в современном обществе, а кто-то пытается сохранять то, что датируется веками - в основном это состоит из пропаганды древнерусских обычаев и православия.

Всё это ещё раз подтверждает то, что следует терпимо относиться к существующим молодёжным субкультурам, стараться разработать такую молодёжную политику, которая бы соответствовала ценностным ориентирам современной молодёжи и не противоречила обществу в целом.

Таким образом, на основании вышеуказанного можно сделать следующий вывод: в современной России существует множество субкультур, зарождение которых в основном началось в конце прошлого века, причем каждая из них имеет свои отличительные особенности и тенденции развития. Именно субкультуры являются основными составляющими культуры страны в целом, именно они задают вектор развития культуры в дальнейшем.

Использованные источники:

1. Токова Н.Ю. Молодежная субкультура: становление теоретико -методологических основ исследования: историографический аспект // Социология. 2004. № 1. С. 59-66.

2. Социология молодежи: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Социология», специальностям «Социология», «Организация работы с молодежью» / М. Ю. Попов [и др.]; под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007.

3. Манько Ю. В., Оганян К. М. Социология молодежи: учебное пособие. -СПб: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.

4. История теоретической социологии: в 4 т. Т. 4 / отв. ред. и сост. Ю.Н.Давыдов. М.: Канон+: Реабилитация, 2002.

5. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. № 9. с. 79-88.

6. Громов Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. с. 3-7.

7. Белоусова М.М., Сасс О.Н. Молодежная мифология и субкультурные формы религиозности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 3. с.35-40.

8. Левикова С.И. / Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2005. с. 11.

9. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. / Социология контркульутры. М., 1980. с. 57.

10. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. / Кто есть кто? М., 1990. 188 с.

11. Бердяев Н. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь»//Бердяев Н. О русской философии. Т. 2. М., 1991. С. 226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.