Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2020
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
А.С. ДМИТРИЕВ
экономист территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградсгат)
А.А. НАЗАРОВА
студентка 4 курса факультета экономики и управления Волгоградского государственного технического университета
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В работе рассматривается процесс развития российского рынка страховых услуг по нескольким направлениям, включающим анализ конкуренции, институциональной среды и особенностей осуществления предпринимательской деятельности в России. Методология исследования включает в себя структурный и статистический анализ и синтез полученных результатов с целью объективной оценки состояния рынка. Оценка уровня рыночной концентрации осуществлялась при помощи трех основных показателей: абсолютного уровня концентрации (K), индекса рыночной концентрации (CR5) и индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Результаты исследования свидетельствуют о тенденции к укреплению рыночных позиций компаний-лидеров вкупе со сжатием рынка, выражающемся в снижении количества действующих на нем субъектов.
Ключевые слова: страхование, рынок, рыночная концентрация, конкуренция, страховые премии, финансовый сектор, трансплантация институтов. JEL: L13, G22.
DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10009
Обеспечение устойчивого развития финансового сектора отечественной экономики на сегодняшний день является одной из приоритетных задач национального развития. Это обусловливается наличием выраженной взаимосвязи между состоянием финансового и реального секторов. Страховые компании, наряду с кредитными организациями являются важнейшими субъектами финансового сектора. Одной из наиболее важных задач в области стимулирования их развития является обеспечение добросовестной конкуренции на рынке страховых услуг и дальнейшее совершенствование конкурентоспособной сферы. Набирающая обороты конкурентная борьба побуждает организации
к диверсификации направлений осуществляемой деятельности, расширению номенклатуры предоставляемых услуг и повышению качества оказания последних, выработке уникальных предложений, не имеющих аналогов на рынке.
Целью настоящей работы является обзор состояния конкурентной среды на российском рынке страховых услуг, как в статике, так и в динамике, а также выявление основных тенденций развития отечественного страхового рынка, в том числе с помощью структурного и статистического анализа. Исследование рынка в период 2015-2019 гг. осуществляется с использованием трех основных показателей: абсолютного уровня концентрации (К), индекса концентрации (СЯ5) и индекса Херфиндаля-Хиршмана (НН1).
Исследованиями проблем конкуренции на страховом рынке страны в разное время занимались такие ученые, как А.В. Румянцева [8], М.С. Оборин [6], Д.Б. Гасанова [2], Е.Ю. Агешина [1], И.А. Судари-кова [9], О.В. Чернова [13] и другие [5; 7; 21]. Однако динамичное развитие этого рынка приводит к необходимости постоянного обновления инструментария его анализа и учета быстро устаревающих сведений как на страховом рынке в целом, так и на его региональных сегментах.
Институт страхования в современном виде был фактически трансплантирован из западной практики в 90-е годы XX в. в ходе российских реформ. В советское время страхования как вида экономической деятельности, способной приносить доход предпринимателю (как и самого предпринимательства), в России не существовало - вся страховая деятельность (не отличавшаяся многообразием предоставляемых услуг) осуществлялась централизованно - силами Госстраха. Перестроечный период принес с собой полное преобразование институциональной среды, в рамках которого институты заимствовались и трансплантировались из практики более развитых стран. Процесс перехода к рыночной экономике в России, по мнению В.М. Полтеро-вича, был излишне стремительным: не создавались промежуточные институты (как это было, например, в Китае), в связи с чем у значительной части населения не было ни времени, ни возможности разобраться в происходящем [19, с. 28]. Отголоски столь быстрого перехода по сей день не позволяют отдельным отраслям национальной экономики развиваться в полную силу, и страхование является одной из таких проблемных отраслей.
Стремительная трансплантация в страну-реципиент «чистых» институтов, выращенных в иной институциональной среде, очень редко оказывается эффективной: это обусловливается т. н. эффектом сопряженности, который выражается во взаимосвязанности каждого отдельного института с множеством смежных институтов (этот механизм, вкупе с эффектами координации, обучения и культурной
инерции, обеспечивает «удержание» акторов в рамках норм, лежащих в основе института). Отсутствие стабильной институциональной среды обусловило низкую эффективность института страхования на первых этапах его адаптации - институту страхования попросту некуда было «встроиться», поскольку финансовая система в своем современном виде только начинала зарождаться (или, скорее, трансплантироваться, поскольку отечественные финансовые инициативы того периода были откровенно неудачными: чековые инвестиционные фонды [19, с. 29], ваучерная система приватизации и др.).
Искусственное вовлечение акторов в сформированные институты (в первую очередь за счет безальтернативности) не дало желаемых результатов, что выразилось, в частности, в снижении интереса граждан к деятельности разного рода структур, возникших в российской экономике. Это обусловило низкий спрос на услуги страховых компаний в тот период, и последствия данного явления до сих пор полностью не устранены. Вместе с тем современный страховой рынок активно развивается - об этом свидетельствует положительная динамика объемов собранных страховых премий (см. табл. 1).
В табл. 1 отражены данные по объемам страховых премий, собранных ведущими российскими компаниями, которые в 2015-2018гг. входили в пятерку наиболее крупных по данному показателю.
В 2015 г. крупнейшей компанией на рынке было ПАО СК «Росгосстрах», объем собранных страховых премий которой составил 14,5% от общего количества премий по рынку. На втором месте было АО «СОГАЗ» с 12% от совокупного объема. СПАО «РЕСО-Гарантия» оказалось на третьем месте рейтинга (7,6% их общего объема), далее следовали СПАО «Ингосстрах» и группа «АльфаСтрахование» (7,2% и 5,3% соответственно). В 2015 г. на рынке действовало 288 компаний, а совокупный объем собранных страховых премий составлял 1023819,3 млн руб.
В 2016 г. лидером рынка стало АО «СОГАЗ», поднявшееся на одну строку рейтинга по сравнению с прошлым годом. Доля собранных страховых премий компании составила около 12,1% от общего количества премий. На второй строчке оказалось ПАО СК «Росгосстрах» (9,6% общего объема рынка). Третье место снова оказалось за СПАО «РЕСО-Гарантия» (с долей рынка в 6,9%). СПАО «Ингосстрах» и СК «Сбербанк страхование жизни» собрали 6,8% и 5,1% совокупного объема страховых премий соответственно. Количество действующих на рынке компаний снизилось до 229 (79,5% от показателя 2015 г.), а совокупный объем собранных премий, напротив, увеличился до 1180631,6 млн руб. (прирост составил 15,3%).
АО «СОГАЗ» сохранил лидерские позиции на рынке и в 2017 г. (12,4%), а на второе место вышла СК «Сбербанк страхование жизни»,
On Ы
Таблица 1
Объем страховых премий, собранных ведущими страховщиками, 2015-2018 гг.
№ п/п Компания 2015 2016 2017 2018
Объем премий, млн руб. Доля рынка, % Объем премий, млн руб. Доля рынка, % Объем премий, млн руб. Доля рынка, % Объем премий, млн руб. Доля рынка, %
1 Росгосстрах 148 862,00 14,5 123 121,50 9,6 78 842 6,2% 60 806,77 3,9%
2 СОГАЗ 123 217,00 12 142 818,60 12,1 158 075,40 12,4 160 525,40 10,8
3 РЕСО-Гарантия 77 875,30 7,6 88 347,70 6,9 89 328,50 7 91 493,80 6,2
4 Ингосстрах 73 573,00 7,2 86 629,30 6,8 79 014,00 6,2 79 014,00 6,2
5 Альфа Страхование 54 008,10 5,3 62 769 5,2% 72 523 5,7% 101 480,20 6,9
6 Сбербанк страхование жизни 44 042 4,3% 86 629,30 5,1 102 075,50 8 181 515,90 12,3
7 ВТБ Страхование 47 505 4,6% 62 096 5,2% 79 773,80 6,2 125 108,90 8,5
8 Другие 546 283,90 53,31 674 221,10 59,40 770 574,79 60,08 819 402,50 49,06
os
CD
Q «
s
«
S «
Q s
4
H
SU
Щ
«
о g
о
s g
« g
о n
n g
g<
^ n s
b-1 о • g<
g»
ni b^ g
U1 g 40 «
1 ? I_l JD
ON^C
00 w
Источник: составлено авторами по: [16].
собравшая 8% от общего объема страховых премий по рынку. СПАО «РЕСО-Гарантия» сохранил третью позицию в рейтинге, собрав 7% от общего объема страховых премий. Финансовое положение ПАО СК «Росгосстрах», в предыдущие периоды занимавшего первые позиции рейтинга, сильно ухудшилось, что привело к тому, что в топ лидеров рынка вошла компания «ВТБ Страхование», вместе с «Ингосстрахом» собравшая в 2017 г. 6,2% премий от их общего количества. Количество субъектов рынка сократилось на 9,2% по сравнению с 2016 г. и составило 208. Объем страховых премий, собранных всеми действующими компаниями, составил 1180631,6 млн руб. (прирост по сравнению с показателем 2016 г. составил 8,3%).
СК «Сбербанк страхование жизни» по итогам 2018 г. занял лидирующую позицию на рынке с 12,3% доли рынка. АО «СОГАЗ» сместилось на одну позицию, собрав 160,5 млрд руб. страховых премий (10,8% от общего объема). «ВТБ-Страхование» поднялось на одну строку рейтинга по сравнению с предыдущим периодом (собрано 8,5% совокупного объема). «АльфаСтрахование» впервые с 2015 г. появилось в топе компаний-лидеров с 6,9% собранных страховых премий. Пятерку лидеров замкнуло СПАО «РЕСО-Гарантия» с долей рынка в 6,2%. По состоянию на конец 2018 г. страховой рынок был представлен 188 компаниями (90,4% от уровня 2017 г. или 65,3% от уровня 2015 г.). В то же время совокупный объем собранных страховых премий составил 1479526,8 млн руб. (прирост к 2017 г. составил 15,7%, а к 2015 - 44,5%). Структура российского страхового рынка в период 2015-2018 гг. представлена на рис. 1.
Источник: составлено авторами по: [16].
Рис. 1. Структура российского рынка страховых услуг, 2015-2018 гг.
Период 2015-2017 гг. характеризовался снижением совокупной доли рынка, контролируемой ведущими компаниями. Однако
в 2018 г. (во многом за счет продолжающегося сжатия рынка) компании-лидеры несколько расширили сферу своего влияния. Это привело к некоторому повышению рыночной концентрации. Ниже приведены расчеты по различным показателям, отражающим динамику уровня концентрации на российском рынке страховых услуг в течении рассматриваемого периода.
Абсолютный уровень концентрации (К) (определяется как отношение единицы к количеству действующих на рынке организаций) демонстрирует среднюю рыночную долю каждой компании на рынке, при условии наличия на нем совершенной конкуренции.
К15 = — = 0,00347, (1.1)
15 288
К16 = — = 0,00437, (1.2)
16 229
К17 = — = 0,00481, (1.3)
17 208
К18 = — = 0,00532. (1.4)
18 188
В целом количество действующих на рынке компаний свидетельствует о потенциальной возможности наличия на нем совершенной конкуренции, однако при этом просматривается выраженная нисходящая тенденция - число субъектов страхового рынка сокращается.
Индекс концентрации (СЯ5) отражает сумму рыночных долей пяти ведущих компаний, а его критическим значением считается превышение 70. Данный показатель, несмотря на простоту в расчете и наглядность, обладает рядом недостатков, главным из которых является игнорирование весов показателей. Тем не менее индекс концентрации активно используется в практике консалтинговых компаний и маркетинговых агентств для быстрой оценки состояния рынка и составления его общей характеристики. Для отечественного страхового рынка данный показатель по годам составлял:
СЯ515 = 14,5 +12 + 7,6 + 7,2 + 5,3 = 46,6, (1.5)
СЯ516 = 12,1 + 9,6 + 6,9 + 6,8 + 5,1 = 40,5, (1.6)
СЯ517 = 12,4 + 8 + 7 + 6,2 + 6,2 = 39,8, (1.7)
СЯ518 = 12,3 +10,8 + 8,5 + 6,9 + 6,2 = 44,7. (1.8)
Динамика значений индекса концентрации свидетельствует, как упоминалось ранее, о снижении уровня концентрации в период 20142017 гг. и о последующим его некоторым увеличении в 2018 г. Ни одно из значений индекса не выходит за пределы критического значения,
свидетельствующего о наличии на рынке олигополии. Согласно общепринятой шкале, все значения интервала соответствуют монополистической конкуренции.
Определенный интерес представляют оценки рыночной ситуации с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана (ИНГ). Первоначальный вариант данного индекса был предложен в 1945 г. А. Хиршманом в [18, с. 98]. В 1950 г. формула была приведена к современному виду О. Хер-финдалем. На сегодняшний день индекс Херфиндаля-Хиршмана используется антимонопольными органами США с целью выявления возможностей осуществления на рынках сделок слияния и поглощения. Банком России данный индекс также используется для определения уровня концентрации рынка. В рамках рассматриваемого временного интервала концентрация отечественного страхового рынка была довольно высока, но не критична:
ИШ15 =Х14>52 +12' + 7,62 + 7,22 + 5,32 = 493,6, (1.9)
ИИ116 =^12,12 + 9,62 + 6,92 + 6,82 + 5,12 = 358,9, (1.10)
НН117 =^12,42 + 82 + 72 + 6,22 + 6,22 = 342,4, (1.11)
НН118 = ^12,32 +10,82 + 8,52 + 6,92 + 6,22 = 426,2. (1.12)
Индекс Херфиндаля-Хиршмана является взвешенным показателем, а потому он более точно характеризует уровень рыночной концентрации. На российском страховом рынке имеет место монополистическая конкуренция, однако наличие нисходящей тенденции числа действующих на рынке субъектов позволяет предположить, что в перспективе уровень рыночной концентрации будет повышаться.
В этой связи представляется возможным сформулировать ряд рекомендаций, выполнение которых позволит поддержать существующую на рынке конкурентную модель с целью планомерного развития страховой деятельности и финансового сектора экономики в целом.
1. Необходима экспертная проверка допустимости сделок слияния и поглощения, осуществляемых на страховом рынке. Несмотря на то что показатели концентрации не соответствуют критическим значениям, общая тенденция к снижению числа действующих субъектов свидетельствует о необходимости государственного вмешательства в процессы осуществления сделок слияния и поглощения. Это позволит развиваться компаниям, не входящим в группу лидеров рынка. В условиях цифровизации экономики упор будет сделан на интенсивное развитие путем задействования в деятельности инновационных технологий и создания уникальных страховых продуктов.
2. Назрела реализация мероприятий по повышению финансовой грамотности населения. Особенности сложившейся институци-
ональной среды не способствуют стремительному развитию страхования в России - значительная часть населения имеет слабое представление об особенностях страховой деятельности и тех преимуществах, которые она способна предоставить. Личное страхование пользуется спросом исключительно среди обеспеченных категорий граждан, в то время как оставшаяся часть населения просто не видит необходимости в страховании (или не может себе его позволить). По данным опроса, проведенного Левада-Центром в августе 2019 г., всего 6% респондентов имели заключенные договоры добровольного медицинского страхования и 4% респондентов - договоры личного страхования [14]. Повышение финансовой грамотности позволит повысить спрос на услуги страхования, однако по-настоящему ощутимые результаты возможны только при глобальном перестроении экономической системы и сокращении разрыва между богатыми и бедными.
3.Необходимо стимулирование развития региональных страховщиков с целью оздоровления конкурентной среды в отдельных рыночных сегментах. По данным ранее проведенных исследований на некоторых региональных сегментах страхового рынка складывается олиго-полистическая ситуация, препятствующая полноценному развитию местных страховых компаний. В этой связи необходимо предоставление льгот (в т. ч. и налоговых) для региональных страховщиков, начинающих свою деятельность. Помимо этого, объективной необходимостью является развитие институтов гражданского общества с целью установления общественного контроля [4, с. 75] и предупреждения возможных коррупционных связей между представителями отдельных компаний и региональными властями (в частности, в целях противодействия незаконному лоббированию).
Таким образом можно утверждать, что российский рынок страховых услуг, по-прежнему является развивающимся. При этом развитие, главным образом, состоит в постепенном повышении популярности страховых услуг среди населения. Приоритетной задачей государственной политики в этой области является устранение финансовой безграмотности населения путем проведения массовых мероприятий в финансовых учреждениях (дни открытых дверей), повышения транспарентности деятельности государственных финансовых органов и активного взаимодействия со СМИ в рамках данной темы. Очень важным моментом является обоснование необходимости страхования - это позволит значительно повысить уровень спроса на соответствующие продукты. Продолжающееся сжатие рынка может быть приостановлено путем государственного регулирования сделок слияния и поглощения, а также повышения степени проникновения инновационных технологий в деятельность страховщиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агешина Е.Ю. Страховой рынок России: становление и тенденции развития // Вестник ДВО РАН. 2005. № 5.
2. Гасанова Д.Б., Ашурбекова З.Н., Магомедова П.А. Современное состояние страхового рынка России // РППЭ. 2019. № 2 (100).
3. Денисов СЛ. Демпинг в страховании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 4.
4. Дмитриев А.С., Евстратов А.В. Особенности финансирования программ в рамках стратегии развития муниципального образования (на примере Волгограда) // Экономист. 2019. № 12.
5. Лобанов С.Ю. Угрозы финансовой безопасности рынка страховых услуг и методы ее обеспечения // Вестник ГУУ. 2018. № 7.
6. Оборин М. С., Райнхардт Р. О. Системообразующая роль предприятий-монополистов российского страхового рынка // Управленец. 2018. № 3.
7. Ованесян Н.М., Сопельник Е.Ю. Рынки страхования жизни в РФ: особенности и перспективы // KANT. 2018. № 1 (26).
8. Румянцева А.В, Румянцев Е. И. Социально-экономические аспекты развития страхового рынка: современные инструменты продвижения // Дискуссия. 2019. № 2.
9. Сударикова И.А. Добровольное страхование в России: тенденции, проблемы, перспективы развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 5 (74).
10. Харламова Е.Е., Батюк Н.С. Анализ проблем и перспектив развития интернет-страхования в России и за рубежом // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9. С. 736-739.
11. Цыганов А.А., Кириллова Н.В. Страховой рынок Российской Федерации: региональный аспект // Экономика региона. 2018. № 4.
12. Чернова О.В. Концентрация рынка страхования жизни в России как один из факторов прогнозируемого замедления темпов роста отрасли // Вестник ВГУИТ. 2017. № 1 (71).
13. Большая российская энциклопедия: индекс Херфиндаля-Хиршмана. bigenc.ru/ economics/text/4664610 (дата обращения: 28.01.2020).
14. Отношение россиян к страхованию недвижимости и страховые случаи. Левада-Центр. www.levada.ru/2019/08/02/otnoshenie-rossiyan-k-strahovaniyu-nedvizhimosti-i-strahovye-sluchai (дата обращения: 30.01.2020).
15. Официальный сайт Росстата. www.gks.ru (дата обращения: 28.01.2020).
16. Рейтинг российских страховых организаций. www.banki.ru/insurance/ratings (дата обращения: 28.01.2020).
17. Karavaev A.N. Insurance issues in Russia: development prospects / A.N. Karavaev // Contemporary problems of social work. 2015. № 4. Р. 81-88.
18. Hirschman A. National Power and the Structure of Foreign Trade. University оf California Press, 1945.
19. Polterovich V.M. Институциональные ловушки и экономические реформы // Economics and Mathematical Methods. 1999. Vol. 35. № 2.
20. Prokopjeva E.L. Life insurance in Russia: features of regional development // Экономика региона. 2015. № 1. С. 223-233.
ABOUT THE AUTHORS
Dmitriev Alexey Sergeevich - Economist of the Territorial Body of the Federal State Statistic Service for the Volgograd Region (Volgogradstat), Russia, Volgograd, Russia [email protected]
Nazarova Alena Aleksandrovna - 4th year Student of the Faculty of Economics and Management of Volgograd State Technical University, Russia, Volgograd, Russia [email protected]
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE INSURANCE MARKET IN RUSSIA: INSTITUTIONAL ASPECT
The paper considers the development process of the Russian market of insurance services in several areas, including analysis of competition, the institutional environment and the characteristics of entrepreneurial activities in Russia. The research methodology includes structural and statistical analysis and synthesis of the results, obtained with the aim of an objective assessment of the market condition. The assessment of the level of market concentration was carried out, using three main indicators: the absolute concentration level (K), the market concentration index (CR5) and the Herfindahl-Hirschman index (HHI). The results of the study indicate a trend towards strengthening the market positions of leading companies, coupled with a contraction in the market, expressed in a decrease in the number of entities, operating on it.
Keywords: insurance, market, market concentration, competition, insurance premiums, financial sector, transplantation of institutions. JEL: L13, G22.