Научная статья на тему 'Тенденции развития страхового рынка Российской Федерации'

Тенденции развития страхового рынка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2573
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ / ОСАГО / КАСКО / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / СЕГМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук Фёдор Андреевич

Статья посвящена обзору тенденций развития рынка страховых услуг Российской Федерации. Сохранение лидирующих позиций страхования жизни на рынке, упор на автоматизацию страхования и введение новых технологий являются основными тенденциями развития рынка страхования на ближайшие годы. Полученные данные позволяют понять, что страховой рынок в России постепенно выходит из стагнации и с нынешними тенденциями к развитию страхование может достичь успеха и в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития страхового рынка Российской Федерации»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ Жук Ф.А.

Жук Фёдор Андреевич — магистрант, Балтийская академия туризма и предпринимательства, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена обзору тенденций развития рынка страховых услуг Российской Федерации. Сохранение лидирующих позиций страхования жизни на рынке, упор на автоматизацию страхования и введение новых технологий являются основными тенденциями развития рынка страхования на ближайшие годы. Полученные данные позволяют понять, что страховой рынок в России постепенно выходит из стагнации и с нынешними тенденциями к развитию страхование может достичь успеха и в нашей стране.

Ключевые слова: страхование, страховой рынок, страхование жизни, ОСАГО, КАСКО, инновации, технологии, сегмент.

УДК 368.01

Страхование является одной из самых древних категорий отношений в обществе. Оно является значимым элементом в отношениях производства, и связано с возмещением материальных утрат в процессе воспроизводства [1].

Современный рынок страхования Российской Федерации находится в двояком положении. С одной стороны, развитие и популярность страхования жизни является основной точкой роста страхового рынка и на протяжении уже двух лет показывает ежегодные темпы роста на уровне выше 30%. Остальные же сегменты рынка, такие, как КАСКО, ОСАГО и страхование имущества, показывают спад по сборам премий. В условиях остановившегося роста рынка страхования в целом основными тенденциями для страховщиков видятся сохранение уровня сегмента страхования жизни и введение инноваций на рынок страховых услуг.

Новые технологии, как драйвер роста страхового рынка, по данным сети "КМПГ\ являются первостепенной тенденцией в развитии страхования [2]. Введение электронного страхования, которое с 2017 года небольшими шагами помогает сегменту ОСАГО выйти из кризиса, необходимо связать и с остальными популярными страховыми продуктами.

Страховщиками же в первую очередь рассматриваются технологические инновации, например, приложения на электронные носители, которые могут помочь с продажей различных страховых продуктов онлайн и с анализом поведения и интересов пользователя. Вторым по важности выделяется улучшение серверов со страховыми данными для увеличения скорости обработки больших данных при андеррайтинге и скорринге. Роботизация труда в страховании, как в развитых странах, также является одной из тенденций развития страхования в России. Например, 2017-й год в Японии ознаменовался механизированным страхованием на уровне отказа от персонала (страховые агенты, операторы, андеррайтеры) [3]. Были разработаны автоматы для хранения различных данных (медицинские справки, опыт вождения, количество безаварийных лет за рулем) и моментальной выдачи страховых полисов. Данная система позволила японскому рынку страхования достичь увеличения производительности на 30% и сэкономить около 140 млн йен (около 1,2 млн долларов США) в год на заработной плате персоналу.

Перечисленные меры в введении новых технологий окажут только позитивное влияние на рентабельность и продажи полисов на российском рынке страхования.

Сохранение уровня сегмента страхования жизни, как лидера всего российского рынка, также является одной из основных тенденций развития страховых услуг в России. На вид страхования жизни приходится четверть взносов всего рынка [4]. Такой активный рост сегмента страхования жизни стал возможен благодаря введению и развитию инвестиционного страхования жизни — продукта, завоевавшему популярность из-за снижения процентных ставок и правильной системе продажи. Полисы инвестиционного страхования жизни завоевали лидерство среди всех сегментов рынка страхования с помощью продажи через банки, которые были заинтересованы в сотрудничестве со страховыми компаниями, получая дополнительный доход от продаж. Страхователи, оформляя полис страхования жизни через банки, стали рассматривать страхование жизни, как возможность возврата капитала и способ сбережения своих средств. Через банки страховщики жизни получили 90% от всех взносов [5]. В ближайшем будущем, страховыми компаниями и государством планируется регулировать продажи инвестиционного страхования жизни и сокращать комиссии банков, иначе при окончании сроков действия полиса возможно массовое разочарование клиентов,

приобретавших полисы страхования жизни, как альтернативу депозитам, в отсутствии ожиданий и обещаний, которые не оправдались.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что рынок страховых услуг хоть и имеет свои недостатки, но является одной из главных сфер экономики в Российской Федерации. Планируемые государством и страховыми компаниями тенденции развития, направленные на внедрение новых технологий и сохранение позиций лидирующих сегментов рынка страховых услуг позволят рынку страхования благополучно развиваться и усиливать роль страхового рынка, которая необходима для развития всей экономики Российской Федерации.

Список литературы

1. Скамай Л.Г. Страховое дело. М.: Инфра-М, 2016. 300 с.

2. Обзор российского рынка страхования за 2018 г. // КМПГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2018/07/insurance-survey-2018.html/ (дата обращения: 18.05.2019).

3. Японская страховая компания заменяет 34 сотрудника на роботов // Страхование сегодня: пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.insur-info.ru/press/122670/ (дата обращения: 22.05.2019).

4. Страхование жизни становится лидером рынка вместо автострахования // АКРА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/research/104/ (дата обращения: 22.05.2019).

5. В жизни есть место росту. Какие сегменты страхового рынка оказались наиболее прибыльными в прошлом году // РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/04/05/5ca5ded59a7947785d0f827a/ (дата обращения: 24.05.2019).

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА Пивоварова Е.А.

Пивоварова Евгения Александровна — магистрант, кафедра экономики, финансов и права, филиал в г. Пятигорске

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Пятигорск, Ставропольский край

Аннотация: в статье рассматриваются сущность эффективности бизнеса, основные подходы и показатели оценки эффективности предприятия.

Ключевые слова: эффективность, экономическая эффективность, показатели эффективности, подходы к оценке эффективности бизнеса.

Привлекательность предпринимательской деятельности зависит от степени удовлетворения ее результатами лиц, инвестирующих в конкретный бизнес. Каждый инвестор имеет собственные цели и предпочтения, рассчитывает на определенный конечный результат, открывая свое дело. В общем смысле, насколько бизнес удовлетворяет потребности инвестора, настолько он и является эффективным.

Само понятие «эффективность» трактуется различным авторами в зависимости от сферы его применения. С экономической точки зрения эффективность представляет собой соотношение показателей результата (эффекта) и затрат (или суммы ресурсов), используемых для его достижения [2, с. 705].

Рассмотрим еще одно определение понятия «эффективность» - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата, к затратам, расходам, обусловившим, обеспечивающим его получение [1, с. 507].

Таким образом, экономическая эффективность отражает связь между результатами деятельности и произведенными для ее осуществления затратами.

Общая классификация показателей, используемых для оценки эффективности бизнеса приведена ниже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.