УДК 378
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Колдина Маргарита Игоревна, к.пед.н.
(e-mail: [email protected]) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: [email protected]) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант
(e-mail:[email protected]) Максимова Ксения Алексеевна, студент (e-mail: [email protected]) Бакулина Наталья Александровна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина г. Нижний Новгород, Россия
В данной статье рассматриваются тенденции развития системы профессионального образования в Великобритании. Высокое качество в течение длительного времени является одной из отличительных черт, конкурентных преимуществ и ресурсов британской высшей школы. Но стоит отметить, что как и в другой стране британская система профессионального образования имеет свои проблемы. В системе высшего образования Соединенного Королевства созданы разнообразные условия и гарантии обеспечения равноправия и доступности высшего образования при высоком качестве предоставления образовательных услуг, остаются значительные проблемы как с точки зрения религиозной, расовой, гендерной дискриминации в системе высшей школы, так и с точки зрения обеспечения качества и эффективности получаемого высшего образования. Одной из тенденций развития высшего образования в Великобритании является стремление удовлетворить запросы промышленности и торговли, и в кратчайшие сроки предоставить им высококвалифицированные кадры.
Ключевые слова: профессиональное образование, британская высшая школа, проблемы, профессия, педагог, развитие.
Высокое качество в течение длительного времени является одной из отличительных черт, конкурентных преимуществ и ресурсов британской высшей школы. Но стоит отметить, что как и в другой стране британская система профессионального образования имеет свои проблемы.
Одной из серьезных проблем, подрывающих традиционно высокое качество и репутацию британской высшей школы, является проблема «инфляции оценок». Данная проблема вышла на министерский уровень, поскольку в начале 2018/19 учебного года правительство объявило о новом плане по борьбе с инфляцией оценок. Именно новые критерии рейтинга университетов могли спровоцировать университеты и колледжи на повышение
оценок за результаты обучения, хотя данная тенденция носит достаточно длительный и универсальный характер (затрагивая системы высшего образования многих государств, в том числе Россию) [1]. Проблема инфляции оценок очень важна, поскольку «никто не хочет, чтобы ценность получаемых университетских дипломов снижалась: ни работодатели, ни выпускники или их родители, ни, конечно, университеты». Сами по себе последние тенденции, не доказывают, что оценки искусственно завышены. Однако многие выпускники школ, поступающие в университет в настоящее время, имеют более высокие оценки в школе, чем их предшественники.
Еще одной важной проблемой британской профессиональной системы является проблема доступности образования. Главным препятствием на пути решения этой проблемы, как и прежде, является высокая стоимость образовательных услуг. Так, плата за обучение в 2019-2020 гг. обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры варьировалась в среднем от 7000 до 35000 фунтов стерлингов за учебный год. Поэтому для студентов открыт доступ к средствам финансовой помощи, как студенческий заем, грант или социальная стипендия. Кроме того, поскольку зачастую к получению базовой степени стремятся уже работающие специалисты, за их обучение или переобучение может заплатить сам работодатель.
Другой проблемой современной британской системы высшего образования является обеспечение его доступности для всех лиц, независимо от каких-либо социальных, экономических, культурных, языковых и иных оснований. Согласно отчету, опубликованному фондом Саттона, дети из семей рабочего класса продолжают избегать высокоселективных университетов. Данная ситуация существует и в Оксфордском университете, где студенты из рабочего класса по-прежнему лишены тех же возможностей, которыми пользуются их более обеспеченные сверстники в университете [1]. У них нет доступа к сообществам или возможности создать семейные «кланы», так как никто в их семьях не имеет высшего образования. Они часто живут за пределами Лондона и поэтому не могут проходить стажировку, не имея ни денег, чтобы финансировать себя, ни места для проживания во время обучения. Кроме того, значительно различается оплата труда выпускников из рабочего класса, которые будут зарабатывать значительно меньше, чем их более состоятельные коллеги.
Другим важным направлением обеспечения доступности и равноправия в системе высшего образования Соединенного Королевства является противодействие расовой и религиозной дискриминации. Действительно, несмотря на то, что британская высшая школа считается одной из наиболее толерантных к представителям различных рас, национальностей, языковых и религиозных групп, в ней все же находится место некоторым проявлениям неприятия.
Таким образом, несмотря на то, что в системе высшего образования Соединенного Королевства созданы разнообразные условия и гарантии обеспечения равноправия и доступности высшего образования при высоком
качестве предоставления образовательных услуг, остаются значительные проблемы как с точки зрения религиозной, расовой, гендерной дискриминации в системе высшей школы, так и с точки зрения обеспечения качества и эффективности получаемого высшего образования [2].
Другой проблемой, угрожающей стандартам качества британской высшей школы, является тенденция сокращения сроков образовательных программ. Британское правительство вводит программы ускоренных курсов по получению степени бакалавра, что позволит студентам сэкономить до 25 000 фунтов стерлингов, и тем самым будет способствовать дополнительному притоку абитуриентов как со стороны социально-экономически уязвимых групп населения в самой Великобритании, так и со стороны иностранцев. В соответствии с данными предложениями студентам может быть предоставлено более 25 000 фунтов стерлингов, если они выберут ускоренную двугодичную программу бакалавриата вместо традиционного трехлетнего курса. Ускоренные степени предлагают ту же квалификацию и гарантируют качество, соответствующее стандартному трехгодичному обучению, но предоставляется оно в течение более короткого, обычно двухлетнего периода времени. Таким образом, общая сумма экономии студента в размере 25 000 фунтов стерлингов включает 5500 фунтов стерлингов экономии из общей стоимости обучения в сравнении со стандартным трехлетним курсом, а также сумму средней зарплаты в 19 000 фунтов стерлингов в первый год после выпуска. Несмотря на то, что данная схема позволяет учебным заведениям взимать на 20 % больше каждый год за ускоренную программу, общая стоимость платы за обучение для учащегося в целом составит на 20 % ниже подобной трехлетней образовательной программы. Университеты, уже предлагающие ускоренные дипломы, сообщают о большем количестве заинтересованных студентов, положительных отзывах работодателей и возможности привлечь более широкий круг абитуриентов, в том числе зрелого возраста, которые часто хотят быстрее получить образование с целью скорейшего трудоустройства.
Профессия педагога не только одна из самых благородных и уважаемых в обществе, но ещё и достаточно востребованная на рынке труда. Основные задачи учителя в Великобритании — сформировать сильную, уверенную в своих знаниях и способностях личность, раскрыть потенциал и творческие способности каждого подопечного. В течение учебного процесса преподаватели внедряют персональные методики обучения, выступают с предложениями по улучшению качества знаний, разрабатывают инновационные неординарные способы преподнесения материала. В Великобритании существует порядка 10 вариантов получения педагогического образования. Система подготовки квалифицированных учителей в Великобритании двухступенчатая (бакалавр, магистратура). Степень бакалавра -начальная ступень высшего образования, которая присуждается после обучения по педагогическим программам в колледже университетского типа. Существует три типа бакалавриата будущих учителей: бакалавр искусств,
бакалавр наук, бакалавр образования. Модель обучения, приводящая к первой степени бакалавриата, обычно занимает три года [3]. Данный статус в России Вы можете получить в институте или университете, а в Великобритании в педагогическом колледже. После степени бакалавра следующей ступенью подготовки учителей является степень магистра. Всего существует две программы, позволяющих получить звание магистра. Одна из них направлена на совершенствование профессионального уровня выбранной специализации, вторая заключается в исследовательской деятельности. Структура заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области педагогики: четырёхлетние институты и колледжи высшего образования; однолетние институты педагогики при университетах; двухлетние факультеты педагогики политехнических университетов; двухлетние технические колледжи. Педагоги не обязаны проходить курсы для повышения квалификации. Однако, если Вы хотите добиться карьерного роста и повышения заработной платы, придётся ежегодно посещать курсы повышения квалификации.
Британское образование предоставляет широкие возможности для каждого абитуриента. В колледжах и университетах Великобритании применяются особенные образовательные программы, направленные на обучение людей с различным уровнем базовых знаний и на студентов со всех уголков мира. К учебному процессу привлекаются лучшие педагоги и практикующие специалисты из различных областей. И стоит ли напоминать, что получение образования в Великобритании - это замечательная возможность в дальнейшем получить работу в этой стране.
Таким образом, одной из тенденций развития высшего образования в Великобритании является стремление удовлетворить запросы промышленности и торговли, и в кратчайшие сроки предоставить им высококвалифицированные кадры. Введение базовой степени способствует наиболее быстрому решению этой задачи, так как работодатель в итоге «получает» своего работника в более короткие сроки за меньшие деньги [5]. Кроме того, базовая степень позволяет быстро переквалифицировать сотрудника. Таким образом, данная промежуточная степень позволяет решить не только проблему «кадрового голода», но и снизить социальную напряженность. Очевидно, что базовая степень является довольно привлекательной для иностранных граждан и мигрантов, стремящихся как можно скорее найти работу и обеспечить себе относительно стабильное положение в Соединенном Королевстве.
Список литературы
1. Джуринский А.Н Развитие образования в современном мире/ А.Н.Джуринский.-М.: ВДАДОС, 1999.-195 с.
2. Барбарига А. А., Федорова Н.В. Британские университеты: учеб. пособие для студ. пед.институтов/А.А. Барбарига, Н.В.Федорова - М.: Высшая школа, 1979. - 127 с.
3. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России/Л.Шпаковская.-СПб.: Норма, 2007.- 55 с.
4. Тарасюк Л. Н. Высшее образование Великобритании в контексте Болонского про-цесса/Л.Н.Тарасюк.- М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.-29 с.
5. Николаев, Б. В. Современные тенденции развития системы высшего образования в Великобритании : монография / Б. В. Николаев, Н. А. Павлова, А. К. Дятлова. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. - 130 с.
Koldina Margarita Igorevna, candidate of pedagogical sciences
(e-mail: [email protected])
Nizhny Novgorod State Pedagogical
Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate
(e-mail: [email protected])
Nizhny Novgorod State Pedagogical
Barabina Irina Evgenievna, undergraduate
(e-mail: [email protected])
Nizhny Novgorod State Pedagogical
Maksimova Ksenia Alekseevna, student
(e-mail: [email protected])
Nizhny Novgorod State Pedagogical
Bakulina Natalia Alexandrovna, student
(e-mail: [email protected])
Nizhny Novgorod State Pedagogical
University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia
TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE UK
Abstract: This article discusses the development trends of the vocational education system in the UK. High quality for a long time is one of the hallmarks, competitive advantages and resources of British higher education. But it is worth noting that, as in another country, the British vocational education system has its own problems. The United Kingdom's higher education system has created a variety of conditions and guarantees for ensuring the equality and accessibility of higher education with a high quality of educational services; significant problems remain both in terms of religious, racial, gender discrimination in the higher education system, and in terms of quality assurance and the effectiveness of higher education. One of the trends in the development of higher education in the UK is the desire to satisfy the needs of industry and trade, and to provide them with highly qualified personnel as soon as possible
Keywords: professional education, British higher school, problems, profession, teacher, development.