Научная статья на тему 'Тенденции развития системы образования в России в условиях глобализации'

Тенденции развития системы образования в России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ / CULTURE / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / BOLOGNA PROCESS / COMPETITIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габитова Лязат Абаевна

В статье рассматриваются проблемы современной культуры России, и в частности функционирования системы российского образования в условиях глобализации. Обоснована важная роль интернационализации образования как инструмента, предполагающего взаимообмен и взаимодействие между разными странами по вопросам образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trends of the education system development in Russia in the context of globalization

The article deals with the problems of contemporary Russian culture, in particular, functioning of the Russian education system in the context of globalization. The author justifies the value of education internationalization as an instrument involving interchange and cooperation between countries on the issues of education.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития системы образования в России в условиях глобализации»

УДК 316.42:37(470 + 571)

Габитова Лязат Абаевна

Gabitova Lyazat Abayevna

переводчик лингвистического центра кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета

Translator, Linguistic Center, Foreign Languages Department, Tyumen Industrial University

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

THE TRENDS OF THE EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются проблемы современной культуры России, и в частности функционирования системы российского образования в условиях глобализации. Обоснована важная роль интернационализации образования как инструмента, предполагающего взаимообмен и взаимодействие между разными странами по вопросам образования.

The article deals with the problems of contemporary Russian culture, in particular, functioning of the Russian education system in the context of globalization. The author justifies the value of education internationalization as an instrument involving interchange and cooperation between countries on the issues of education.

Ключевые слова:

культура, интернационализация образования, система образования, Болонский процесс, конкурентоспособность российских вузов.

culture, internationalization of education, education system, Bologna process, competitiveness of Russian universities.

Keywords:

Современное состояние культуры России в XXI в. необходимо рассматривать многосторонне и основательно. Культура России является неотъемлемой частью мировой культуры. Она трансформируется, преображается, усваивает и поглощает новые тенденции. Поэтому, чтобы отследить все изменения, коснувшиеся развития современной культуры России, следует обратить внимание на мировые изменения в целом.

В настоящий момент проблемы современной культуры имеют первостатейную важность, ведь речь идет о социальном развитии. Культура затрагивает все аспекты жизнедеятельности человека, его функционирования в обществе, оказывает влияние на разрешение проблем в социальной сфере, воздействует на такие области, как становление государственности, развитие личности, поведения и образа жизни общества, мышление, быт, труд и многое другое.

В современном мире перед культурой стоит ряд вопросов и задач, целью которых является качественно новое изменение порядка и устоя жизни современного общественного человека. Происходит своеобразный перелом в понимании традиционных тенденций социального развития. На смену старым тенденциям приходят новые, формируются инновационные установки и ориентации на будущее. Появляется необходимость выхода за рамки привычных представлений и изменения привычных взглядов, а также трансформации мировоззрения согласно новым тенденциям.

Соответствующие преобразования коснулись и системы высшего образования. В условиях современной ситуации на мировой арене российское образование просто не может остаться неизменным, так как в случае непроведения соответствующих преобразований страна рискует остаться далеко на периферии мировой системы.

В связи с этим Минобразования России приняло Концепцию модернизации российского образования от 11.02.2002 г. № 393. В этой Концепции ставится задача по модернизации образования с обеспечением современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, государства и общества. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования [1].

Сложилось мнение, что традиционная «советская» система образования устарела, необходимы качественные изменения, для того чтобы Россия могла подняться на одну ступень с развитыми странами мира.

Современная система образования в России остается важным фактором сохранения места РФ в ряду ведущих стран Европы, престижа нашей страны, обладающей высоким уровнем науки, культуры и образования. Министерство образования РФ приняло решение о введении Бо-лонского процесса в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования [2].

Потребность в проведении модернизации системы российского образования возникла в результате осознания того, что продолжение обучения или трудоустройство по специальности

российских выпускников за границей сопряжено с рядом трудностей. Так, европейская система образования не имеет в перечне ступеней образования степени «специалист» [3].

За последние десятилетия российская система образования претерпела ряд изменений. Под такими преобразованиями можно понимать рост количества внебюджетных мест и последующий перевод обучения на полностью платную основу; ослабление роли участия государства в деятельности вузов; появление коммерческих вузов, что спровоцировало обострение конкурентной борьбы зачастую за счет качества предоставляемых образовательных услуг; использование маркетинговых работ в управлении вузами и ряд других.

Присоединение России к Болонскому процессу с 2003 г. до сих пор является спорным вопросом. По сей день не утихают споры о правильности включения в этот процесс, продолжают вестись дискуссии на тему положительных и отрицательных сторон Болонской конвенции. Противники присоединения утверждают, что мы разрушаем традиционную систему образования в угоду чуждой России системе европейского пространства. Сторонники приводят доводы о гибкости и мобильности такой системы. Результатом присоединения и взаимодействия со странами -участницами Болонского процесса стало формирование общеевропейского пространства высшего образования. А это значит, что российские студенты, окончившие ступени бакалавриата и магистратуры, станут подготовленными к меняющимся запросам современного рынка труда, будут конкурентоспособными в свете мировых преобразований.

По мнению В.И. Байденко, сторонники Болонского процесса главными его результатами считают блага для российской высшей школы, среди которых мобильность студентов, преподавателей и исследователей, признание российских дипломов на европейском рынке труда, возможность трудойстройства выпускников российских вузов в любой европейской стране и т. д. Противники Болонской системы предупреждают о ее негативных последствиях для России, например утрате основного достоинства - фундаментальности отечественного образования, снижении качества и ослаблении конкурентоспособности [4].

Последние десятилетия весь мир в целом и Россия в частности подвержены влиянию процессов глобализации. Изменения в сферах международных отношений, экономики, процессы миграции и эмиграции, трансформации в области политики и многое другое являются результатом глобализации деятельности мирового сообщества. Развитие данных процессов приводит к своеобразному «стиранию» границ между странами, что в свою очередь влечет за собой интернационализацию образования.

Под интернационализацией образования следует понимать активное взаимодействие различных стран с целью обмена опытом в образовательной среде. Процессам интернационализации подвержены так или иначе все высшие учебные заведения профессионального образования.

С ростом популярности и спроса на высшее образование увеличивается количество учебных заведений, а ввиду стремительного развития информационных технологий возрастает потребность в постоянном обновлении собственных знаний. В настоящее время недостаточно пройти обучение в университете и работать со знаниями, полученными в учебном заведении, выросла потребность в непрерывном образовании. В связи с этим, а также с проникающей во все сферы жизнедеятельности глобализацией многие зарубежные университеты предлагают свои услуги и стараются привлечь новых абитуриентов. В такой ситуации российским вузам предстоит выстоять в жесткой конкуренции с западными и не только вузами. На помощь российским университетам приходит интернационализация образования, имеющая своей целью взаимообмен и взаимодействие в образовательной сфере.

Процесс интернационализации - не новое явление в нашей стране, ведь еще начиная с времени правления Бориса Годунова, а затем Петра I студенты направлялись в Европу для получения новых знаний. В советский период в страну прибывало огромное количество студентов из разных стран с целью получения высшего образования, поэтому оно считалось одним из самых лучших в мире. Но значительные изменения, произошедшие в начале 1990-х, как, впрочем, и «железный занавес» в свое время, прервали дальнейшее развитие образования по пути интернационализации. В настоящий момент Россия только набирает обороты в развитии образования и постепенно встраивается в международное образовательное пространство, что в итоге должно привести к повышению конкурентоспособности российских вузов на мировом образовательном рынке.

Ссылки:

1. О реформе российского образования [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index.htm (дата обращения: 27.12.2016).

2. Краткая справка о Болонском процессе [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/content/bolonia/index.htm (дата обращения: 27.12.2016).

3. Вахрушева Е.В., Крапивина К.Н. Изменения в системе национального российского образования // Молодой ученый. 2013. № 1 (48). С. 326-328.

4. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2. С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.