Научная статья на тему 'Тенденции развития систем активной безопасности'

Тенденции развития систем активной безопасности Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
206
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Гринцевич Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития систем активной безопасности»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Совершенствование электронных систем активной безопасности непрерывно продолжается и развивается в настоящее время по двум основным направлениям. Во-первых, постоянно возрастает количество и качество специальных датчиков, передающих бортовому компьютеру все более полную и точную информацию. Современные автомобили буквально напичканы всевозможными электронными рецепторами, причем, если раньше они сообщали компьютеру только данные о состоянии самого автомобиля, то теперь передают и параметры окружающей среды, например, атмосферное давление, освещенность, интенсивность осадков и т.п. Во-вторых, наблюдается четкая тенденция роботизации автомобильной техники, другими словами, - «передачи» функций по контролю над автомобилем от водителя к бортовой электронике. Поскольку «человеческий фактор» является, как показывают результаты исследований, самым «слабым звеном» в системе «водитель - автомобиль», ученые, конструкторы и инженеры, работая в направлении повышения безопасности автомобилей, стараются всячески оградить людей от необходимости принимать единоличные решения и самостоятельно действовать в нестандартных дорожных ситуациях. На многих современных автомобилях не существует прямой механической связи между педалью газа и дроссельной заслонкой, да и дроссельной заслонки как таковой уже тоже нет. Есть только датчик, который фиксирует скоростные намерения водителя, и компьютер, который каждый раз решает, стоит ли согласиться с человеком или нет. На очереди - рулевое управление и тормоза, причем датчики сближения будут действовать на опережение, не дожидаясь, пока водитель соизволит заметить препятствие, повернуть руль или нажать на педаль тормоза. Также проводятся эксперименты по созданию автомобиля, управляемого при помощи одного-единственного «джойстика», как это сделано в компьютерных тренажерах и игровых автоматах. Возможно, в недалеком будущем появятся такие системы искусственного интеллекта и глобальной спутниковой навигации, которые позволят полностью освободить человека от обязанностей водителя, и тогда все мы станем просто пассажирами но уже не авто, а кибермобилей.

В каком направлении движется процесс развития систем регулирования тормозов, видно на примере новых поколений автомобилей. Соединение ESP с активной системой "рулевого управления в новом BMW 5-й серии, например, явно свидетельствует о том, что в будущем следует ожидать более "плотного" объединения различных автомобильных систем в единую сеть. CAPS (Combined Active Passive Safety Systems) — так у Bosch называется единая система активной и пассивной безопасности, что означает ни много ни мало, как объединение ESP, тормозной системы, активной системы рулевого управления, системы удержания тела от перемещения при ДТП и систем ассистирования водителю для повышения активной и пассивной безопасности автомобиля.

Новое поколение системы ESP в масштабах серийного производства можно ожидать в 2005 г. Как заявляют представители фирмы Bosch, расширенная система ESPIus будет базироваться на традиционной тормозной системе и оснащаться многочисленными интересными дополнительными функциями.

Одна из них — Hill Hold Control, которая уже имеется в серийном оснащении родстера smart. Она предотвращает нежелательный откат автомобиля назад при трогании с места на уклоне и, по прогнозам Bosch, в ближайшие годы получит широкое распространение в среднем и компактном классе.

Другая функция — Electronic Brake Prefill. В данном случае речь идет о предварительном заполнении тормозного контура при внезапном сбросе "газа", что в ситуации экстренного торможения сокращает время срабатывания тормозов (заполнение

тормозной системы и наложение тормозных накладок) и тем самым уменьшает тормозной путь.

Функция Brake Disc Wiping также предназначена для сокращения тормозного пути, а именно на мокрой проезжей части. При включенных стеклоочистителях тормозные накладки через равномерные интервалы времени прижимаются к тормозным дискам, и таким образом диски поддерживаются в сухом состоянии. Данная функция также уже имеется в серийном оснащении — в электрогидравлической тормозной системе с электронным управлением Sensotronic Brake Control (SBC) в новом Mercedes-Benz класса Е.

На измерении частоты вращения колес основана работа еще одной "побочной" системы: это система контроля давления в шинах Tire Pressure Monitoring System (TPMS). Опосредованно, на основании сложных алгоритмов система распознает по различной частоте вращения колес спад давления в шине и выдает соответствующее указание водителю.

Для автомобилей высшего класса и класса люкс фирма Bosch разработала максимально расширенную систему регулирования тормозов — электрогидравлическую тормозную систему Elektrohydraulische Bremse 3 (ЕНВ 3). В отличие от установленной на Mercedes-Benz класса Е системы SBC, в которой многие механические детали заменены электроникой, система ЕНВ 3 вновь базируется на традиционной тормозной системе, правда, с добавлением регулируемых электрогидравликой или электроникой дополнительных функций комфорта, таких как Soft Stop и Stop & Go. Функция Soft Stop путем снижения тормозного давления незадолго перед остановкой колес обеспечивает плавную, без рывков остановку автомобиля. Функция Stop & Go работает совместно с ограничителем скорости и дистанции (Tempomat) и при движении в колонне обеспечивает автоматическое затормаживание автомобиля вплоть до полной остановки. Кроме того, инженеры фирмы работают над тем, чтобы производимые при регулировке тормозов шумы сделать еще более неслышными и не воспринимаемыми для водителя. Появление ЕНВ 3 в серийном производстве можно ожидать с 2006 г. Далее, с 2005 г. Bosch планирует выпуск автоматического стояночного тормоза automatischc Parkbremse, при котором можно отказаться от рычага включения и троса привода стояночной тормозной системы. Вместо этого ESP создаст на заднем мосту давление, которое посредством электромеханического клапана аккумулируется в особых суппортах дисковых колесных тормозных механизмов.

Литература

1. Базров Б.М. Модульная технология в машиностроении.- М.:Машиностроение, 2006.

368 с.

2. Справочник технолога машиностроителя /Под ред. А.М. Дальского. - М.: Машиностроение, 2007. 912 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.