Научная статья на тему 'Тенденции развития сферы услуг в Оренбургской области'

Тенденции развития сферы услуг в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
979
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ / ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Береза А.В.,

Актуальность темы обусловлена спецификой и динамикой развития сферы услуг за последнее десятилетие. Сфера услуг является одним из важных социально-экономических показателей развития региона. Цель статьи показать основные тенденции и оценить уровень развития сферы услуг в Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития сферы услуг в Оренбургской области»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК-33

А.В. Береза

магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «ОГУ»,

г. Оренбург, РФ E-mail: klybni4ka404@ mail.ru Научный руководитель: А.М. Ситжанова к.эк.н., доцент кафедры управления персоналом,

сервиса и туризма ФГБОУ ВО «ОГУ», г. Оренбург, РФ E-mail: sithanovak@bk.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Актуальность темы обусловлена спецификой и динамикой развития сферы услуг за последнее десятилетие. Сфера услуг является одним из важных социально-экономических показателей развития региона. Цель статьи показать основные тенденции и оценить уровень развития сферы услуг в Оренбургской области.

Ключевые слова

Сфера услуг, тенденции развития сферы услуг, платные услуги населению, предприятия сферы услуг занимающиеся предпринимательской деятельностью, объем платных услуг населению.

В рамках социально-экономического развития сфера услуг приобретает всю большую значимость и становится одним из крупных секторов развития рыночных отношений на современном этапе, вовлекая значительную часть населения в экономическую деятельность.

В связи с этим сфера услуг в России с каждым годом увеличивает своё присутствие среди платных услуг населению и занимает достойное место среди других отраслей экономики (таблица 1).

Таблица 1

Объем платных услуг населению в Российской Федерации на 2010 - 2017гг.[3]

Годы Млн. руб. В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

2010 4943482 101,5

2011 5540654 103,2

2012 6036839 103,5

2013 6927482 102,0

2014 7467521 101,0

2015 8050808 98,9

2016 8636277 100,7

2017 9211441 101,4

Объем платных услуг населению за последние десять лет имел скачкообразный характер, что связано с изменениями в экономике, росте цен, снижением покупательской активности, денежными доходами населения. Однако, начиная с 2014г. отмечена положительная тенденция к повышению объема платных услуг и на 2017г. составляет 9211441 млн.руб.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3 / 2019

Тем не менее, существует ряд специфических особенностей, обусловленных: неоднородными климатическими условиями, обширной территорией, многообразием социально культурных особенностей населения страны.

Для многих регионов, как составляющих экономики страны, были свойственны те же тенденции развитии, в частности и для Оренбургской области, что и для всей страны.

Главными тенденциями выступили: неравномерное развитие регионального рынка услуг, рост иностранной экспансии, быстрое распространение новых технологий, рост спроса на туристические услуги и распространения системы кредитования граждан (рисунок 1).

Тенденции развития сферы услуг

Быстрое

распространение новых технологий

Z

Совершенствование традиционных услуг (интернет-продажи)

Ускорение процесса обслуживания (сервисы денежных переводов)

Неравномерное развитие регионального рынка

Z

Лидирующее положение в функционировании сферы услуг занимают города миллноннки

Рост спроса на туристические услуги

Л.

Рост иностранной .экспансии

Г

Появление иностранных сетей в сфере торговли и общественного питания (IKEA, Metro AG: Auchaa, LEROY MERLIN, SUBWAY)

Распространение системы кредитования граждан

л.

Расширяется спектр предлагаемых услуг, наблюдается рост числа занятых в этой сфере

Получение кредитов на оплату дорогостоящих услуг (путешествия)

Рисунок 1- Тенденции развития сферы услуг в России и регионах

Большую часть предприятий оказывающих платные услуги являются организации малого и среднего бизнеса. По данным УФНС по Оренбургской области на 01.01.2018 года в городе зарегистрировано 30,1 тыс. субъектов МСП (на 01.01.2017 года - 32,6 тыс., снижение на 7,8%), в т.ч. 14,4 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса (снижение на 8,8%) и 15,6 тыс. предпринимателей без образования юридического лица (снижение на 7%).

Общее количество субъектов предпринимательства составляет 30 071 ед. на 2017г. (рисунок 2).[2]

Рисунок 2 - Предприятия сферы услуг занимающиеся предпринимательской деятельностью

в г. Оренбург на 2017г.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X

№ 3/2019

В целом, в сравнении с показателями 2016 года, отмечено снижение общего количества субъектов предпринимательства на 7,8% (падение показателя на 2583 ед.), в том числе количества предприятий, занятых в малом секторе экономики города на 9% (уменьшение на 1440 ед.), количества индивидуальных предпринимателей на 7% (уменьшение на 1173 ед.). Сравнивая приведенные данные за последние три года, можно сделать вывод, что сфера услуг в Оренбурге на 2017г. по сравнению с 2015г. увеличилась на 5 %, что является значительным относительно других отраслей (рисунок 3).

Рисунок 3 - Распределение субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности в Оренбурге на 2015-2017гг.

За отчетный период (2017 год) в бюджет города Оренбурга от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило 2 133,29 млн. рублей, что составляет 49,4% от суммы всех налоговых поступлений, в то время как за 2016 год поступило 1 852,466 млн. рублей, составив 47,5% от общей суммы налоговых поступлений.[5]

Для потребительского рынка Оренбургской области характерно стабильное развитие, высокая насыщенность и разнообразие предоставляемых услуг, рост производства товаров потребительского рынка, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, а так же положительная динамика развития.

К положительным тенденциям можно отнести следующие: строительство и ввод в эксплуатацию крупных предприятий современного формата, увеличение количества предприятий потребительского рынка, высокий уровень насыщенности товарами и услугами.

За последние три года Оренбургская область сделала несколько огромных шагов в направлении повышения покупательской способности населения. На данный момент в этом области широко развит не только промышленный, но и сервисный сектор. В области развиваются свыше двух сотен торговых сетей, такие как ColorGlo, Acoola, Cilek, Juicy Couture и другие. Помимо этого в области существует множество торговых центров современного образца (ТЦ Кит, ТЦ Гулливер, ТЦ Новый Мир,ТЦ Армада, ТЦ Север; предприятий общественного питания (KFC, Macdonalds, Subway и др.), предприятий размещения (открытие отеля мировой сети «Hilton Garden Inn»).

Основные проблемы отрасли заключаются в недофинансированности сектора и нехватке собственных ресурсов предприятию. Недостаток ресурсов проявляется в недоосвоении новых технологий, разработке инновационных проектов, оборудования, а также не маловажный фактор как недоступность долгосрочных кредитов из-за высоких ставок и риске невозврата средств.

Также сдерживающим фактором является и покупательская способность, которая напрямую зависит от уровня заработной платы в регионе, постоянном росте цен на товары и услуги, а также возрастающие цены на аренду помещений, коммунальных платежей и т.д.

Таким образом, российская сфера услуг претерпела многочисленные изменения, за последние годы, общемировые социально-экономические тенденции и процессы реформирования отечественной экономики

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

поспособствовали тому, что сфера услуг приобрела высокие темпы роста и предпосылки для её дальнейшего развития. Однако, не во всех регионах страны складывается положительная динамика.

Оренбургская область имеет достаточное количество сервисных организаций, которые не только являются в достаточной степени сформировавшимися, но и имеют благоприятные перспективы развития. И хотя поставка услуг на рынок области пока не в полной мере соответствует имеющемуся у России потенциалу, можно определенно говорить о наметившихся в этом направлении позитивных сдвигах в рамках отдельных отраслей сферы услуг.

Список использованной литературы:

1.Маннапов Р.Г. Экономика и управление в сфере услуг / Р.Г. Маннапов, Л.А Берешева // Проблемы современной экономики. -2013. -№1(45) - С. 205-208.

2.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 1266 с. -ISBN 978-5-89476-411-5. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения 24.01.2019).

3.Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017. - 728 с. - ISBN 978-5-89476412-2.- Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения 25.01.2019).

4.Расулова З.М. Особенности инновационного развития предприятий сферы услуг в современной России //Социология власти. 2006. № 6. С. 126-130.

5.Официальный портал г. Оренбурга. [Электронный ресурс]- Режим

доступа:http://orenburg.ru/activities/entrepreneursЫp/analiz_razvitiya_malogo_i_srednego_predprinimatelstva_g oroda_orenburga/?special=Y (дата обращения 26.01.2019 )

© Береза А.В., 2019

УДК 65

Васина Ю. Д.

студентка, РУДН, г. Москва, РФ E-mail: vasinayd@mail.ru

КАК СМОДЕЛИРОВАТЬ ИМПУЛЬСИВНУЮ ПОКУПКУ У ПОТРЕБИТЕЛЯ?

Аннотация

Статья посвящена импульсивным покупкам. Описана статистика совершения незапланированных покупок. Отражены основные положения для мотивации потребителя совершить покупку.

Ключевые слова: Импульсивная покупка, креатив, потребители, эмоции, маркетинг

Импульсивный покупатель- это и радость, и боль маркетолога. С одной стороны, людей проще мотивировать на покупки, которые изначально не были запланированы. С другой, важно, чтобы предложение было сделано вовремя и от него не смогут отказаться.

Сейчас наибольшее количество импульсивных покупок происходит в розничных магазинах, но не смотря на это, шоппинг в онлайн пространстве неуклонно растет и игрокам e-commerce нужно задуматься над способами, чтобы привлечь внимание к импульсивным покупкам. При грамотном маркетинге значительная часть прибыли от случайных покупок клиентов.

Большинство покупателей подвержены спонтанным покупкам- их совершают около 84% людей. При этом совершается минимум 3 импульсивные покупки в 4 из 10 походов по магазинам.

В онлайн-магазинах случайные покупки совершаются гораздо реже-всего 40%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.