ния научно-инновационной модернизации НГД отрасли, что позволит провести инновационное обновление и перераспределить инновационный эффект на смежные отрасли, дать импульс их инновационному развитию и последовательно перейти от сырьевой ориентации к построению высокотехнологичной экономики. Сегодня, например, российская промышленность просто не готова к участию в разработке шельфа - нет ни оборудования, ни технологий. В результате, нам необходимо привлекать зарубежных партнеров, а это расходы на оплату технологической ренты и возможные потери при совместной разработке, не говоря уже о потенциально мизерной доле отечественных поставщиков оборудования. Чтобы это исключить, необходимо научиться производить и активно внедрять новые технологии.
Библиографический список
1. Антониади Д.Г. Проблемы повышения добычи нефти в условиях месторождений России // Нефть. Газ. Новации. - 2010. - № 12. - С. 61.
2. Боуш Г.Д. Новый подход к управлению развитием инновационных кластеров с учетом внутрисистемных противоречий // Инновации. - М., 2012. - № 1. - С. 58.
3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев. - М.: Экономика, 2010.
4. Дементьев В.Е. Длинные волны экономического развития и финансовые пузыри / В.Е. Дементьев. - М.: ЦЭМИ РАН, 2009.
5. Зибаров В.А., Белякова В.А. Состояние конкуренции в условиях постиндустриального периода развития человечества // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 5. - С. 7.
6. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии // Вопросы экономики. - 2004. - № 8.
7. Цветков В.А. Модернизация национальной экономики: теоретико-практический подход // Инновации. - 2012. - № 3. - Ч. 1; 2. - С. 16-17.
8. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2004. -С. 439.
9. Официльный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://minenergo.gov.ru
10. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. Аналитический бюллетень / РИА-Аналитика. - 2012. - № 6. - С. 41-43.
11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия-2020» [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.economy.gov.ru
В.А. Жуков
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ДЕЛОВЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ В РОССИИ
Ключевые слова: туризм, деловые путешествия, выставки, конгрессы, инсен-тив-туризм.
Анализ выявления тенденций развития индустрии деловых путешествий целесообразно рассматривать по ее сегментам.
© Жуков В.А., 2013
Уникальная роль конгрессных мероприятий пока еще плохо осознается в России, как государственными структурами, так и частными компаниями, поэтому отечественный рынок конгрессных мероприятий складывается пока стихийно. Кроме того, очень остро в нашей стране стоит проблема проведения крупномасштабных деловых мероприятий из-за отсутствия крупных конгрессных центров. Сегодня страны Запада и Востока стремятся привлечь на свою территорию как можно больше мероприятий, но Россия уступает всем ведущим игрокам рынка конгрессных мероприятий. Официальная статистика конгрессов и учет доходов именно от этого сегмента рынка деловых путешествий в нашей стране фактически не ведется. Поэтому, чтобы представить положение дел в России, приходится пользоваться данными иностранных источников. Так, Россия в 2011 г. в рейтинге 1ССА занимает лишь 40-е место. За десять последних лет количество крупных мероприятий в нашей стране увеличилось на 282 %. Эти показатели могли бы выглядеть отрадно, если не знать абсолютное количество конференций: в 2000 г. было проведено всего 17 крупных встреч (которые по масштабам и прочим критериям попадают в статистику 1ССА), а в 2009 г. - 48, в 2011 г. - 69 крупных встреч. Понятно, что отрыв от лидера рейтинга - США, где в 2011 г. состоялось 759 подобных мероприятий, так велик, что о конкуренции даже говорить не приходиться [3]. Из всех российских городов лучшие показатели у Москвы (76-е место, 27 крупных международных мероприятий прошло в 2011 г.) и Санкт-Петербурга (состоялись 26 крупных международных встречи, 78-е место). По миру лидируют Вена - 181 встреча, Париж - 174, Барселона - 150 [4].
За последние годы из-за неразвитости инфраструктуры деловых путешествий российский турбизнес упустил огромные суммы. Учитывая отсутствие необходимой инфраструктуры в России, некоторые мероприятия отечественные организаторы пытаются проводить на Западе. В таком решении проблем проведения когрессных мероприятий есть как положительные, так и отрицательные стороны. Проведение корпоративных мероприятий (семинаров, конференций) в других странах - это мировая тенденция. Многие компании стремятся не только обсудить какие-то проблемы или организовать обучение своих сотрудников, но и поощрить их, предоставив сотрудникам возможность совместить мероприятие или учебу с отдыхом или познавательным туризмом. По данным 1ССА в последние два года 45-47 % корпораций проводили свои мероприятия за рубежом на курортах [5].
С другой стороны, проведение мероприятия за границей влечет для участника большие затраты на переезд и проживание плюс визовые ограничения, которые увеличивают время на принятие решения об участии. То есть, учитывая стоимость перелета, визовые формальности и прочие трудности, участники рынка придерживаются мнения, что перенос мероприятия за рубеж ведет к увеличению затрат на проведение мероприятий. Финансово-экономический кризис заставил сократить расходы организаторов конгресс-ных мероприятий и тем самым подхлестнул интерес к вебинарам. В связи с нехваткой средств все чаще организаторы мероприятий стали задумываться о замене встреч в реальности виртуальным общением.
Понятно, что и для участников, и для организаторов вебинары обходятся намного дешевле, чем конференции в реальном пространстве. Первым не нужно тратить деньги на билеты и гостиницы, регистрационный сбор для подобных мероприятий тоже обычно ниже. Основные затраты устроителей заключаются лишь в расходах на организационную подготовительную работу и обеспечение бесперебойной интернет-трансляции. При этом, даже уменьшая регистрационные сборы, они все равно получают более высокую прибыль. Иностранные компании все активнее используют интернет-общение для эко-
номии средств. В то же время большинство специалистов конгрессного бизнеса считают, что любые, даже самые совершенные технологии способны облегчить, усилить коммуникацию, но никак не заменить человеческое общение. Например, среди 2300 участников опроса, проведенного среди работников индустрии деловых путешествий США, 79 % опрошенных считают, что личные встречи являются наиболее эффективным способом установить контакт с клиентом; 95 % опрошенных полагают, что встречи лицом к лицу являются ключевым фактором в поддержании долгосрочных связей [1].
К сожалению, в России в настоящее время сектор инсентив-путешествий развит очень слабо по сравнению с другими странами. В России инсентив-поездками занимается незначительное число компаний, пионерами среди которых были ВАО, «Интурист», «Академсервис» и «КМП групп». Продолжительность туров составляет в среднем четыре дня, группы насчитывают по 100-120 чел. Основными регионами выездных инсен-тив-поездок для российских бизнесменов являются Франция, Нидерланды, Швейцария, Испания, Турция, Кипр, Тунис, Египет [6]. В отличие от полноценных инсентив-про-грамм, в России в основном наблюдается спрос на комбинированные программы: обучение плюс отдых, семинары плюс отдых/экскурсии. Причины такого своеобразного спроса кроются в неразвитости корпоративной культуры коммерческих компаний и, как следствие, отсутствии серьезных мотивационных программ. Сокращение в последнее время соответствующих статей расходов предприятий связано с желанием корпоративных заказчиков совместить поощрение сотрудников с деловыми мероприятиями - выставкой или конгрессной деятельностью. Спрос на комбинированные поездки отчасти определяется экономическими соображениями - возможностью списать расходы по приобретению такого тура на себестоимость.
Опрос крупных российских фирм, специализирующихся на въездном туризме, показал, что количество иностранных граждан, совершающих инсентив-поездки в Россию, очень мало. Стандартное предложение инсентив-поездки в Россию имеет продолжительность 4-5 дней и более всего похоже на стандартную программу с элементами VIP-обслуживания. В московскую программу входят: посещение Кремля, ужин в ресторане «Царская охота», спектакль в Большом театре (предоставляется возможность встретиться с балетной труппой), поездка в Звездный городок. У зарубежных заказчиков востребованы также инсентив-поездки в Санкт-Петербург и по городам Золотого кольца России. Обычно российские туристские фирмы при организации инсентив-поездок могут предложить в основном только туристское обслуживание, а мероприятия заказывают у местной принимающей компании.
В России исторически сложилась ситуация, в результате которой выставки Москвы и в меньшей степени Санкт-Петербурга охватывают практически весь экономический рынок страны. На 2012 г. в Москве прошло примерно около 400 выставок. В 2012 г., по имеющимся данным, впервые прошли 16 специализированных торгово-промышленных выставок [7]. На начало 2012 г. организацией выставок в Москве занимаются 134 компании (на тот же период 2011 г. их насчитывалось 141). При этом 92 компании проводят по одной-две выставки (всего 121 мероприятие, что составляет 29 % от их общего числа). Часть этих организаторов не являются специализированными выставочными компаниями, они представляют отраслевые ассоциации или являются специально созданной дирекцией одной выставки. Некоторые из них проводят выставки не только в столице, но и в других городах России. 7 ведущих компаний, каждая из которых организует не менее 10 выставок, проводят в сумме 159 мероприятий, что составляет 34 % от общего числа выставок в столице [7].
По данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии Знак UFI имеют 96 российских выставок, в том числе 64 московских (66,7 %). Членами UFI в настоящее время являются 36 российских компаний, в том числе 22 московские (61 %). Знака Российского Союза выставок и ярмарок удостоены 65 выставок Москвы (53,7 % всех выставок, имеющих этот Знак) [2]. Таким образом, статистика еще раз подтверждает очевидный факт, что выставочный бизнес России сконцентрирован в столице.
Одной из основных задач участия российских компаний в зарубежных выставках является привлечение в Россию крупных международных конгрессов, которые, в свою очередь, являются генератором экономического роста и развития делового туризма. Союз международных ассоциаций Unionof International Associations (UIA) и Международная ассоциация конгрессов и конференций International Congress and Convention Association (ICCA) осуществляют постоянный мониторинг международных конгрессных мероприятий, ведут статистику и публикуют ежегодные статистические отчеты. Несмотря на различные критерии, применяемые при анализе конгрессов, можно проследить определенные тенденции и констатировать тот факт, что наша страна не занимает лидирующих позиций в представленных рейтингах. Задача, которая стоит перед всем профессиональным сообществом, заключается в активной работе по продвижению России на всех профессиональных выставках, что позволит привлечь большее количество международных мероприятий и в дальнейшем улучшить позиции в международных рейтингах.
Библиографический список
1. Жуков В.А. Разработка концепции формирования региона в качестве делового центра // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 3. - С. 3437.
2. Каурова О.В., Канина Т.И. Факторы, сдерживающие развитие сферы туризма // Сервис plus. - 2012. - № 2. - C. 37- 42.
3. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Новая парадигма развития туризма в условиях креативной экономики // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 3. - С. 9-13.
4. Конференции и конгрессы // BusinessTravel. - 2012. - № 6. - C. 24-29.
5. Морозова Н.Н. Деловой туризм как социально-экономический инструмент инновационного развития региона // Вестник Донского государственного технического университета. -2012. - № 3. - C. 94-101.
6. Очирова Т.Б. Формирование и развитие делового туризма (MICE) в России // Журнал правовых и экономических исследований. - 2010. - № 1. - C. 83-85.
7. Рынок MICE - курс на креатив // BusinessTravel. - 2012 . - № 9. - С. 10-15.
М.А. Жукова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ИНДУСТРИИ
ТУРИЗМА
Ключевые слова: управление, организация, мотивация, индустрия туризма, личность, способности управленца.
Модель развития личности управленцев организации индустрии туризма можно представить следующим образом (см. рис.). Модель является многоуровневой системой
© Жукова М.А., 2013