Секция «Теория и практика коммуникаций»
УДК 338.46, 659
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЕЧАТНЫХ СМИ
С.М. Тиманюк Научный руководитель - Е. А. Чижова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: sawa5k@yahoo.com
Статья посвящена обзору тенденций развития рынка печатных СМИ. Рассматривается эффективная дистрибуция контента как определяющий фактор успешности данных медиа.
Ключевые слова: печатные СМИ, аудитория, тенденции, контент.
PRINT MEDIA MARKET DEVELOPMENT TRENDS
S.M. Timaniuk Scientific Supervisor - E.A. Chizhova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail:sawa5k@yahoo.com
The article is devoted to the review of trends in the development of the print media market. The effective distribution of content is considered as a determining factor in the success of these media.
Keywords: Print Media, audience, trends, content.
Современный мир характеризуется бурной видоизменяемостью, которая выражается не только изменением структуры рынка труда: исчезновение целых групп профессий, упадок спроса на различные энергоресурсы в силу появления более эффективных и безопасных, но и изменением поведения человека и его спроса на блага.
Информация является одним из важнейших ресурсов для человека в современном мире. Ее главное отличие от материальных ресурсов выражено в том, что она хранится с минимальными затратами, транспортируется, неограниченно копируется и неограниченно используется. Необходимо оценить эффективность печатных СМИ как с точки зрения эффективного распространения информации, так и экономической привлекательности.
Следует отметить, что в условиях глобализации общества конкуренция среди массмедиа многократно возрастает [1, 2]. Представители потенциальной аудитории, благодаря интернету неограниченны в выборе СМИ географическими и иными рамками и могут выбирать именно тот информационный товар, который им более всего подходит. Поэтому необходимым условием для выживания традиционных изданий в среде свободного информационного рынка становится их гибкостьи способность улавливать информационные запросы аудитории и чутко реагировать на них.
Приверженцев традиционных СМИ становится меньше, соответственно, падают тиражи газет и уменьшается количество подписчиков [3]. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в течение нескольких последних лет рынок подписки сокращается в среднем на 3-4% ежегодно, а сегмент розничного распространения прессы - до 7%. Вместе с
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
тем, продавать свои услуги в электронном виде в должном объеме российские региональные СМИ этой категории еще не научились, кроме того, их аудитория к этому пока не готова [4].
Остановить тенденции изменения потребительского поведения на рынке информации немного. И все же у печатных СМИ есть возможность подстроиться под постоянно изменяющиеся запросы. Как один из вариантов, жизненно необходимых для большинства печатных изданий - наличие электронной версии их издания.
Электронные издания имеют ряд преимуществ перед консервативными печатными периодическими изданиями: Оперативный доступ к информации, большая возможность использования графических приёмов, таких как, например, видеоматериалы, контекстная реклама в виде «игры», с которой возможно взаимодействие, способствует расширению целевых аудиторий. Интернет-издание может быть не привязано к определенному региону, либо захватывать ближайшие территории к «главному» рынку определенного издания.
Согласно статистике, большинство периодических изданий являются коммерческими и существуют на деньги от размещаемой рекламы. Таким образом, главным источником доходов для печатных СМИ является аудитория, которая одновременно платит как за контент, так и определяет степень популярности издания у заказчиков рекламных материалов [3].
Еще одной большой проблемой, связанной с упадком платного сегмента рынка периодических изданий является распространение бесплатной периодики. Это связано с привыканием аудитории к бесплатной информации в Интернете. Читатели по всему миру ждут от газет бесплатного контента.
Способом увеличения продаж либо аудитории (если речь идет о бесплатном распространении) у определенного печатного периодического издания является бесконечное стремление к максимальному удовлетворению потребности аудитории в соответствии запрашиваемой информации в издании. Это возможно с помощью использования «диалоговых» возможностей, а также маркетологических исследований с изучением целевых аудиторий и их спросом на определенную информацию. Под «диалоговыми» возможностями я подразумеваюопросы, форумы, технические возможности: отображение количества просмотров публикаций и комментариев к ним, возможности цитирования материалов на сайте, присутствие печатных изданий в социальных сетях, наличие специальных приложений для мобильных устройств [2].
На основании вышесказанного, можно заключить, что упадок рынка печатной периодической прессы связан с глобальными изменениями технологий: появлением новых носителей электронного контента, их многообразие и удобство; возрастающая актуальность получения оперативной информации. Способом уменьшения деградации рынка периодики является использование «диалоговых» возможностей и реализация потенциала издания на рынке digital с помощью создания интернет-версий издания.
Библиографические ссылки
1. Что происходит с издательским бизнесом в мире [Электронный ресурс]. URL: https://jrnlst.ru/isdatelskie-tendencii-v-mire-perelom-nastupaet (дата обращения: 01.04.21)
2. Ильиных Д.Г.: Информационный потенциал и диалоговые возможности региональных печатных средств массовой коммуникации и сетевых изданий. ФГБОУ : 2014. 136 с.
3. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции перспективы развития». М. : 2013. 14 с.
4. Барташевич Д, Ребрикова Н. Рынок печатных СМИ в эпоху диджитализации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета : 2020. 5 с.
© Тиманюк С. М., 2021