Научная статья на тему 'Тенденции развития рынка коньяков'

Тенденции развития рынка коньяков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1382
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЬЯК / АЛКОГОЛЬНЫЙ НАПИТОК / АССОРТИМЕНТ / РЫНОК КОНЬЯКА / КОНЬЯЧНЫЙ СПИРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грязина Ф.И., Данилова О.А., Ямбулатова Е.И.

Коньяк относится к пищевому продукту с высокой органолептической ценностью. Это обусловлено тем, что в напитке очень велико разнообразие оттенков вкуса, запаха, цвета, их насыщенность, гармоничность и типичность. Это в полной мере позволяет отнести напиток к группе особо ценных продуктов. Коньяк является крепким алкогольным напитком, который получают путем смешивания коньячного спирта, спиртованной воды, сахарного сиропа. Коньячный спирт получается перегонкой сухих белых виноматериалов при длительной выдержке в дубовых бочках. На стадии этой выдержки формируются все потребительские свойства коньяка. После розлива в бутылки они не улучшаются. Среди алкогольных напитков нет другого, более именитого, чем коньяк. Этот напиток занимает особое положение, обусловленное его высокими вкусовыми достоинствами. Коньяк это крепкий алкогольный напиток янтарно-золотого цвета, обладающий сложным ароматом с оттенками ванили и мягким гармоничным вкусом, получаемый двойной перегонкой сухого виноградного вина с последующей выдержкой отгона в дубовых бочках. Технология коньяка является самой четкой и жестко регламентированной. Производство коньяков, в частности, выдержка коньяка, является одним из самых сложных и дорогостоящих направлений виноделия. В России, как, впрочем, и в целом ряде других стран, коньяком до сих пор принято называть любой крепкий спиртной напиток, производимый путем дистилляции вина с последующей выдержкой спиртов в дубовых бочках. Приходится признать, что сегодня даже специалистам, не говоря уже о потребителях, весьма сложно разобраться в том изобилии коньячных товаров, производимых в России и за рубежом, которые выходят на рынок под названием «коньяк». Сегодня эта категория весьма обширна и объединяет продукцию самого различного происхождения, следовательно, актуальность изучения рынка коньячных товаров очевидна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грязина Ф.И., Данилова О.А., Ямбулатова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития рынка коньяков»

УДК 338.4:663.241

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОНЬЯКОВ

Ф. И. Грязина1, О. А. Данилова1, Е. И. Ямбулатова2

1Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола 2Обществе с ограниченной ответственностью «Лента», г. Йошкар-Ола

DEVELOPMENT TRENDS OF MARKET OF COGNAC

1 1 2 F. I. Grazina', O. A. Danilova', E. I. Yambulatova2

1Mari State University, Yoshkar-Ola 2Limited liability company "Lenta ", Yoshkar-Ola

Коньяк относится к пищевому продукту с высокой ор-ганолептической ценностью. Это обусловлено тем, что в напитке очень велико разнообразие оттенков вкуса, запаха, цвета, их насыщенность, гармоничность и типичность. Это в полной мере позволяет отнести напиток к группе особо ценных продуктов. Коньяк является крепким алкогольным напитком, который получают путем смешивания коньячного спирта, спиртованной воды, сахарного сиропа. Коньячный спирт получается перегонкой сухих белых виноматериалов при длительной выдержке в дубовых бочках. На стадии этой выдержки формируются все потребительские свойства коньяка. После розлива в бутылки они не улучшаются. Среди алкогольных напитков нет другого, более именитого, чем коньяк. Этот напиток занимает особое положение, обусловленное его высокими вкусовыми достоинствами. Коньяк - это крепкий алкогольный напиток янтарно-золотого цвета, обладающий сложным ароматом с оттенками ванили и мягким гармоничным вкусом, получаемый двойной перегонкой сухого виноградного вина с последующей выдержкой отгона в дубовых бочках. Технология коньяка является самой четкой и жестко регламентированной. Производство коньяков, в частности, выдержка коньяка, является одним из самых сложных и дорогостоящих направлений виноделия. В России, как, впрочем, и в целом ряде других стран, коньяком до сих пор принято называть любой крепкий спиртной напиток, производимый путем дистилляции вина с последующей выдержкой спиртов в дубовых бочках. Приходится признать, что сегодня даже специалистам, не говоря уже о потребителях, весьма сложно разобраться в том изобилии коньячных товаров, производимых в России и за рубежом, которые выходят на рынок под названием «коньяк». Сегодня эта категория весьма обширна и объединяет продукцию самого различного происхождения, следовательно, актуальность изучения рынка коньячных товаров очевидна.

Ключевые слова: коньяк, алкогольный напиток, ассортимент, рынок коньяка, коньячный спирт.

Cognac refers to a food product with high organoleptic value. This is because this drink has very large variety of flavors, odors, colors, saturation, harmony and typicality. This fully allows you to carry a drink to the group, especially valuable products. Cognac is a strong alcoholic beverage, which is prepared by mixing ethyl alcohol, alcohol water, and sugar syrup. The cognac alcohol obtained by the distillation of dry white wine with prolonged aging in oak barrels. At the stage of this extract formed all qualities of cognac. After bottling they do not improve. Among alcoholic beverages there is no other, more famous than cognac. This drink has a special position due to its high taste qualities. Cognac is a strong alcoholic drink amber-golden color with a complex aroma with hints of vanilla and soft harmonious taste, obtained by double distillation of dry wine, followed by aging of the distillate in oak barrels. The technology of cognac is the clearest and strictly regulated. The production of cognac, in particular, the aging of cognac is one of the most complex and expensive areas of wine production. In Russia, as well as in several other countries, cognac is still called any strong alcoholic drink produced by distilling wine, followed by aging of alcohols in oak barrels. We have to admit that today, even the experts, not to mention consumers; it is difficult to understand the abundance of cognac goods produced in Russia and abroad, which come to the market under the name "cognac". Today, this category is very extensive and combines products of different origin, hence the relevance of studying the market of goods and brandy are evident.

Keywords: alcohol, alcoholic beverage, range, market of cognac, cognac spirit.

Коньяк - крепкий алкогольный напиток, спрос на который стабилен у отечественных по-

требителей. В сравнении с традиционным русским спиртным напитком - водкой, коньяк

© Грязина Ф. И., Данилова О. А., Ямбулатова Е. И., 2017

Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. Т. 3. № 2 (10)

по праву можно отнести к напитку более высокого класса1.

Рост доходов населения влияет на потребительские предпочтения коньяка в пользу более качественной продукции. Данный фактор берется для прогноза экспертами, согласно которому ожидается положительная динамика в темпах роста потребления коньяка в ближайшее время.

Коньяк один из немногих продуктов мирового и российского рынка алкоголя, в кризисный период (2014-2015 гг.) спрос на который начал внезапно расти. В настоящее время не наблюдается стремительного увеличения продаж, что связано с наличием на рынке в достаточном количестве близких аналогов: водки, виски и т. д. [1].

Производители вынуждены корректировать ценовую политику и повышать качество из-за постоянного конкурентного давления. В кризисный период наиболее слабые участники покидают рынок коньяка, тем самым предоставляя возможность распределить оставляющие свои доли между крупными игроками, которые более стойко держатся на рынке.

В России в настоящее время производство коньяка составляет около 10 млн в год [2].

В процессе теоретического исследования применялись теоретические методы: анализ и обобщения научной и учебной литературы по теме исследования, материалы периодической печати; эмпирические методы: опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование), их оформление в виде таблиц, диаграмм, рисунков.

Наблюдается незначительная тенденция роста рынка за последние 3 года. Прирост рынка коньяка в России составил около 4 %2.

Причинами такого «торможения» динамики являются:

- сотрудничество относительно развития виноградной отрасли между заводами-производителями, законодательным органом (Росалкоголь регулирования) и государственной программой выстроено неправильно;

- сокращается импорт коньяка на юг страны;

- жесткие меры по борьбе с фальсифицированным коньячным продуктом приводят к торможению, но укреплению позиции на рынке добросовестных производителей;

- отсутствует минимальная фиксированная розничная цена [3].

1 Голубенко О. А., Новопавловская В. П., Носова Т. С. Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие. М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

2 ГОСТ Р 51698-2000 Водка и спирт этиловый из пищевого сырья. Газохроматографический экспресс-метод определения содержания токсичных микропримесей.

Российский рынок коньяка отражает ежегодный стабильный рост. Но при этом растет и доля фальсификатов (их доля на рынке до 40 %). Легальная часть выпускаемого в России коньяка на 2012 год составила 6,8 млн дал., к 2016 году ожидается увеличение этого показателя до 10,5 млн дал., то есть на 33 %. Несмотря на это планируется увеличить объем коньяка на 33 % - с 3 до 4 млн дал., который будет произведен из российского коньячного спирта.

Рынок коньяка России привлекателен, поэтому его рост будет продолжаться и в дальнейшем. Но компании, работающие на французском сырье, будут завозить коньячный спирт из Франции намного меньше, чем производят коньяк. Отсюда и рост фальсификатов.

Коньячный рынок подразделяется на следующие сегменты [1]:

1. К первому сегменту относится элитный импортный коньяк. По производству это преимущественно Франция. Цены розничные на данный сегмент составляют не менее 2500 руб. за 1 литр.

К данной группе относятся следующие марки: «Реми Мартин» (VSOP), «Гастон де Лангранж» С^ОР, ХО, «Отард» ^ОР, ХО), «Мартель» VSOP**), «Курвуазье» VSOP, ХО***), «Хеннесси» С^, VSOP).

2. Ко второму сегменту относится качественный, импортный коньяк производства Грузии, Армении, в меньшей степени Молдовы. Цены средние розничные на данный сегмент составляют 1000 руб. за 1 литр. Возраст данных коньяков идет от 5 лет.

К данной группе относятся следующие марки: «Васпуракан» (8 л. в.), «Ахтамар» (8 л. в.), «Дружба» (8 л. в.), «Операнда» (7 л. в****.), «Маршал» (7 л. в.), «Чезар» (5 л. в.), «Арарат» (5 л. в.), «Арома», «Ани», «Белый Аист», «Отборный».

3. К третьему сегменту относится качественный коньяк российского производства. Цены розничные на данный сегмент колеблются в диапазоне от 300 до 600 руб. за 1 литр.

К данной группе относятся следующие популярные марки: «КУЮТ 5 зв.» (Тираспольский ВКЗ КУЮТ, Молдова), «Лезгинка» (Кизлярский КЗ), «Московский» 4 л. в. («МВКЗ «КиН»), «Арарат 3 зв.» (ЕКЗ «Арарат»), «KVЮТ 3 зв.».

Третий сегмент занимает 70 % от общего объема рынка.

В третий сегмент входят и фальсифицированные напитки. Но точное количество фальсифицированного напитка на российском рынке неизвестно, поэтому в России сформировалась структура рынка, сильно дифференцированная по цене.

Представим анализ предпочтений покупателей по цене на коньяк емкостью бутылки 0,5 литра на рисунке 1 [4].

Многие аналитики прогнозируют рост сегмента коньячного алкогольного рынка. Причиной

10%

23%

в первую очередь является - потребление элитных коньяков. Но элитный коньяк пока не может иметь массовый спрос в России, где уровень жизни не очень высокий, за исключением столицы.

43%

24%

Рис. 1. Структура предпочтений покупателей по

Этот фактор заставляет многих российских производителей ориентироваться на платежеспособность населения, поэтому российские производители изготавливают более доступный для потребления коньяк. Импортные производители изготавливают более элитный коньяк, который имеет более высокую цену. Но это не означает, что высококачественный коньяк только зарубежный, а коньяк российского производства более низкого сорта.

На рынке коньяка в России проблема обусловлена сырьевой составляющей. Сырьевая база в России для коньяка находится фактически в зачаточном состоянии. В России нет должного количества виноградников или производственных баз с налаженным выпуском доброкачественных коньячных спиртов. В целом же современный российский рынок коньяка можно охарактеризовать одним словом - «стабильность» [4].

Что касается прогнозов, то стремительных темпов роста не прогнозируется. Можно ожидать поэтапного восстановления спроса на докризисный уровень на ряд марок коньяка.

Анализ рынка коньяка России позволяет отметить, что в стране увеличивается выпуск коньяков, несмотря на снижение доли крепких алкогольных напитков (в 2010 году она снизилась до 55,5 % против 57,9 % в 2014 году).

Данные Национальной алкогольной ассоциации (НАА) показывают, что за 5 месяцев 2014 года, рост выпуска коньяка в России составил 34,4 %, что составляет 3,6 млн дал.

□ менее 300 руб.

□ 300-500 руб.

□ 500-1000 руб. ■ от 1000 руб.

цене на коньяк (руб./0,5 литра) за 2015 год

Известным фактом является то, что завоевание продуктом уверенной позиции на рынке должно сохранять качество, что является залогом устойчивого спроса.

Вместе с этим, в 2014-2015 гг. можно наблюдать значительное расширение с точки зрения ассортимента коньячного рынка1 [6].

Ассортимент и импорт коньяка в 2015 году представим на рисунке 2 [1].

60%

50%

40%

30%

20%

10%

Рис. 2. Импорт коньяка в 2015 году, %

1 Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов. М.: Норма, 2009.

Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. Т. 3. № 2 (10)

Рассмотрим наиболее распространенные места покупок коньяка (рис. 3).

Итак, наиболее популярным местом приобретения коньяка являются супермаркет (38 %), магазины рядом с домом (26 %), фирменные магазины

(15 %) и рестораны (11 %). Реже всего приобретают коньяк на рынке.

Залогом успешности и прибыльности любого предприятия является грамотно продуманный сбыт деятельности.

15%

4%

3% 2% 1%

26%

□ Супермаркет

□ Магазин рядом с домом

□ Фирменный магазин

□ Ресторан, клуб

□ Кинотеатр, театр

□ Оптовый рынок

□ Торгово -развлекательный центр

Рис. 3. Места покупок коньяка, %

Главный фактор, способствующий реализации спиртного напитка, партнерских взаимоотноше-

коньяка в России и за ее пределами, - это соответст- ний и маркетинговой политики. вие произведенного товара потребительским ожи- Таким образом, основополагающими задача-

даниям. Это повлечет за собой повышение имиджа ми современных заводов-производителей долж-

производителя, увеличение динамики рынка1. ны быть достойное качество коньяка и приемле-

Следует заметить, что наблюдается также по- мая цена. степенное улучшение и технологии изготовления

Литература

1. Коник Н. В. Товароведение продовольственных товаров. М.: Инфра-М, 2009.

2. Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Норма, 2012.

3. Оселедцева И. В. Легколетучие идентификационные показатели качества коньячной продукции // Плодоводство и виноградарство. № 7. 2011. С. 82-95.

4. Павлова А. Н., Агеева Н. М. Сравнительная оценка качества коньяков различных производителей по составу летучих примесей // Плодоводство и виноградарство. 2011. № 7. С. 96-101.

References

4. Konik N. V. Tovarovedenie prodovol'stvennyh tovarov [Merchandising for food products]. Moskow: Infra-M, 2009.

5. Nikolaeva M. A. Tovarovedenie potrebitel'skih tovarov. Teoreticheskie osnovy [Merchandising for consumer goods. Theoretical basis]. Moskow: Norma, 2012.

7. Oseledceva I. V. Legkoletuchie identifikacionnye pokazateli kachestva kon'jachnoj produkcii [Volatile identification parameters of quality cognac production]. Plodovodstvo i vinogradarstvo = Fruit growing and viticulture, no. 7, 2011, pp. 82-95.

8. Pavlova A. N., Ageeva N. M. Sravnitel'naja ocenka kachestva kon'jakov razlichnyh proizvoditelej po sostavu letuchih primesej [Comparative evaluation of the quality of cognacs from different manufacturers on the composition of the volatile impurities]. Plodovodstvo i vinogradarstvo = Fruit growing and viticulture, 2011, no. 7, pp. 96-101.

Статья поступила в редакцию 21.03.2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Submitted 21.03.2017.

1 Драмышева С. Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: учебник. М.: Экономика, 2011.

Для цитирования: Грязина Ф. И., Данилова О. А., Ямбулатова Е. И. Тенденции развития рынка коньяков // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. Т. 3. № 1 (9). С. 11-15.

Citation for an article: Grjazina F. I., Danilova O. A., Jambulatova E. I. Development trends of market of cognac. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2017, vol. 3, no. 1 (9), pp. 11-15.

Грязина Фаина Ивановна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, 320255@mail.ru

Данилова Оксана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, 320255@таИ ги

Ямбулатова Екатерина Ивановна,

мерчандайзер алкогольной продукции, общество с ограниченной ответственностью «Лента», г. Йошкар-Ола, 320255@mail.ru

Grazina Faina I., Ph. D. (Agriculture), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, 320255@mail. ru

Danilova Oksana A., Ph. D. (Economics), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, 320255@mail. ru

Yambulatova Ekaterina I., merchandiser alcoholic beverages, Limited liability company "Lenta", Yoshkar-Ola, 320255@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.