Научная статья на тему 'Тенденции развития рынка интернет-бронирования гостиничных'

Тенденции развития рынка интернет-бронирования гостиничных Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6118
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / БРОНИРОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-БРОНИРОВАНИЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / HOTEL BUSINESS / BOOKING / INTERNET BOOKING OF HOTEL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюков В. Ю.

Анализируются наиболее важные тенденции, обусловливающие развитие рынка интернет-бронирования гостиничных услуг в России. Характеризуется сущность интернет-бронирования, его история и актуальные тенденции развития, выделяются структура и количественные характеристики рынка интернет-бронирования гости ниц в России, предполагаются перспективы его дальнейшего развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития рынка интернет-бронирования гостиничных»

ру» участвовала в совместных рекламных акциях.

Так же как «Магазин горящих путевок» и «Чиптрип», сеть «Куда.ру» сотрудничала с большинством российских туроператоров. Ассортимент был одинаковым, но клиенты сети выбирали более дорогие и престижные туры. Точность брендинга была высокой.

К сожалению, из-за слишком активной и дорогостоящей политики продвижения сети, роста бюрократического аппарата управляющей компании и внутренних противоречий между владельцами проекта сеть обанкротилась.

Ниша розничных продаж престижных туров в настоящий момент свободна, но в этом направлении развиваются несколько сетей, действующих

под брендами известных туроператоров, - например TUI Club. Очевидно, что с ростом экономического благополучия в стране в этой нише будут продвигать свои бренды и другие игроки.

Сегодня туристский рынок укрупняется, и эта тенденция сохранится в будущем. Малые и средние туроператорские компании уйдут в турагентский бизнес, крупные туроператоры будут объединяться или поглощать друг друга, создавая розничные сети под собственным брендом. Задача каждой такой сети будет состоять в привлечении своей определенной группы потребителей. С помощью брендинга будет создаваться конкурентный, т.е. понятный и привлекательный для целевой аудитории, продукт.

УДК 640.41

В.Ю. КРЮКОВ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-БРОНИРОВАНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Анализируются наиболее важные тенденции, обусловливающие развитие рынка интернет-бронирования гостиничных услуг в России. Характеризуется сущность интернет-бронирования, его история и актуальные тенденции развития, выделяются структура и количественные характеристики рынка интернет-бронирования гостиниц в России, предполагаются перспективы его дальнейшего развития. Ключевые слова: гостиничный бизнес, бронирование, интернет-бронирование гостиничных услуг.

The author analyzes the most important tendencies of the Internet booking of hotel services in Russia. Article characterizes the nature of Internet booking, history of the service and actual tendencies of its development in Russia and gives the perspectives of future development.

Key words: hotel business, booking, internet booking of hotel services.

© Крюков В.Ю., 2013

В последние годы гостиничный бизнес (как российский, так и зарубежный) столкнулся с воздействием новых факторов, которые существенно меняют сложившуюся структуру продаж. В частности, глубокое проникновение информационных технологий в жизнь современного общества способствует появлению различных технологических ^ауе1-решений. Как следствие - покупка большинства ^ауе1-продуктов (авиа- и железнодорожные билеты, страхование, отели) постепенно уходит в режим онлайн.

Так, по данным зарубежных исследований, в США более 80% ^ауе1-продуктов уже покупается в Интернете - через сайты многочисленных онлайн-агентств или сайты самих поставщиков отельного размещения. В странах Европы эта цифра колеблется от 30 до 50%, в Индии - более 23% [2]. В России число ^ауе1-продуктов, продаваемых через Интернет, составляет около 20-25%, однако эта цифра стремительно растет. Реальная доля продаж именно гостиничных услуг в этих цифрах несколько уступает, например, интернет-бронированию авиаперевозок, однако и она возрастает.

По сути, интернет-бронирование гостиниц осуществляется в целях резервирования номеров определенной категории на определенную дату, под конкретную заявку клиента, переданную через Интернет [3, с. 12].

Интернет-бронирование осуществляется при наличии возможности размещения/оказания услуги, а также при условии предоставления бронирующей стороной достаточной и необходимой для этого информации, согласия с тарифами и правилами бронирования и предоставления услуг в гостинице.

При этом следует отличать бронирование в режиме онлайн (с мгновенным подтверждением бронирования услуги) от бронирования услуги на сайте гостиницы, которая подразумевает, что окончательное подтверждение своей брони клиент получает только после обработки заявки оператора [8, с. 18]. Оператор-менеджер не всегда имеет возможность моментального подтверждения бронирования, в то время как для современных пользователей важна система, которая в ту же минуту ответит на все запросы потенциального клиента. Последний способ немногим отличается от традиционного офлайн-бронирования гостиничного номера, например с помощью телефона. Отличительная черта последнего способа также заключается в невозможности (для клиента) сравнить бронируемую услугу с предложениями других гостиничных операторов.

Возрастающая популярность первого способа интернет-бронирования (онлайн) гостиничных услуг связана в первую очередь с действием объективных факторов.

Исследователи вопроса [1, с. 37] определили, что интернет-бронирование в гостиничном бизнесе дает возможность конечному пользователю выбирать реально свободные даты и номера, дополнительные услуги и самое главное - предоставляет возможность моментального подтверждения бронирования. Кроме того, как показало проведенное недавно маркетинговое исследование, для современного пользователя также очень важно наличие функции отмены бронирования, не прибегая к общению с сотрудниками гостиниц [6, с. 121].

Еще одна важнейшая особенность онлайн-бронирования, определяющая

его возрастающую популярность, заключается в том, что в системах бронирования представлены тарифы сразу множества отелей, и клиент имеет возможность мгновенно сравнить цены конкурентов и выбрать подходящее по стоимости предложение. Заметим, что именно поэтому в данной отрасли наиболее «выигрышные» позиции занимают те участники рынка, которые в полной мере учитывают в своей работе (на регулярной основе) динамическое ценообразование.

К настоящему времени современные системы интернет-бронирования гостиничных услуг уже имеют достаточно длительную историю, связанную с развитием глобальных систем бронирования, которое происходило еще до создания глобальной сети.

Глобальные системы бронирования (GDS) возникли в 1950-х гг. как системы бронирования авиабилетов [4, с. 36]. Позже к перечню их услуг добавились и отели. В настоящее время известны четыре основные GDS-системы: «Amadeus», «Galileo/Apollo», «Sabre» и «Worldspan». Эти системы являются связующим звеном между гостиницами и их постояльцами. Однако связь здесь происходит не напрямую, а через туристские агентства.

Именно поэтому GDS относится к самым дорогим каналам дистрибуции, который подходит в основном наиболее «дорогим» представителям сегмента. Это связано с тем, что при бронировании через систему GDS гостиница платит сразу трем посредникам - агенту, который провел бронирование, системе GDS и посреднику, который представляет отель в системе GDS.

Системы интернет-бронирования (ADS или IDS) появились гораздо позже - в 1990-x гг. Свое второе на-

звание - альтернативные системы бронирования (ADS) они получили благодаря тому, что выступили альтернативой GDS и предоставили частным лицам возможность бронирования туристских услуг. Сегодня существует несколько сот международных систем интернет-бронирования, самые известные из которых - «expedía. com», «orbitz.com», «travelocity.com» -в основном бронируют авиаперелеты, но также предоставляют бронирование гостиниц и отелей.

Существует несколько международных систем, специализирующихся на продвижении только гостиниц и отелей. В развитых зарубежных странах это в первую очередь «hotels.com» (принадлежит американской компании «Expedia.com»), «booking.com» (принадлежит американской компании «Priceline.com»), «hotelopia.com» (принадлежит английской компании «TUI Travel PLC», входящей в немецкий туристский концерн «TUI AG».

Наиболее актуальная тенденция рассматриваемого рынка в глобальном масштабе - увеличение каналов продаж со стороны конкретных представителей гостиничного бизнеса. Это связано с тем, что гостиницы, работающие только с одной системой интернет-бронирования, могут столкнуться с проблемой потери значительной части дохода - ведь единственный канал может существенно повысить комиссию при увеличении количества своих продаж. По этой причине гостиницы стараются как можно больше диверсифицировать продажи между разными каналами.

В России рынок интернет-бронирования гостиниц имеет свои особенности. В первую очередь это связано с тем, что число российских отелей

и гостиниц, представленных в системах GDS и ADS, невелико. По подсчетам специалистов РБК, на 2013 г. в этих системах было зарегистрировано около 1400 гостиниц [6, с. 76-78], тогда как их общее количество на территории страны, по данным Комиссии по туризму и индустрии гостеприимства Российского союза промышленников и предпринимателей, составляет 11 682 [9].

Для сравнения: в США более 30 000 гостиниц подключены к системам GDS и ADS и доступны для бронирования через Интернет. В Европе цифры несколько меньше. Лидером среди европейских стран по количеству зарегистрированных в системах онлайн-бронирования является Испания (10 000 гостиниц в GDS/ADS), на втором месте - Италия (6 500 отелей) и замыкает тройку лидеров Франция (4 500 отелей, доступных для бронирования в режиме реального времени).

Около 60% бронирования гостиниц в режиме онлайн в России проходят через такие каналы, как «booking.com», «HRS», «Островок», «Expédia», «Oktogo», «HotelBeds», «HostelWorld». Причем «booking.com» сегодня имеет более 30% рынка продаж объектов размещений [7, с. 32].

Относительно недавно появились русифицированные сайты «hotels-combined.com» или «trivago.com», а в начале текущего года сайт «aviasales. ru» объявил о создании своего собственного метапоисковика отелей «hotellook.ru».

С недавним возникновением этого рынка связана еще одна особенность. Впервые существенный рост по направлению онлайн-бронирования гостиниц в России был отмечен специалистами в 2010 г., когда произошло

резкое увеличение количества туристов, использующих этот сервис.

Увеличение заявок на онлайн-бронирование гостиниц в России, как и за рубежом, связано с развитием систем бронирования, которые имеют удобный и простой интерфейс, предоставляя комплексное обслуживание клиентов. Таким образом, путешественники получают возможность с помощью одного веб-ресурса сразу забронировать и авиабилеты, и гостиницу. Это значительно упрощает процедуру и экономит много времени.

Кроме того, нельзя забывать, что с помощью одного и того же онлайн-сервиса туристы могут одновременно выбрать наиболее привлекательное направление для отдыха, заказать авиабилеты, выбрав даты поездки, а также забронировать номер в гостинице, учитывая условия проживания, сервис и стоимость. Таким образом, все больше российских путешественников стали самостоятельно организовывать свою поездку, а эксперты прогнозируют только самые положительные тенденции развития этого направления в России.

Тем не менее российский рынок интернет-бронирования гостиничных услуг существенно уступает рынкам США и Европы. На 2012 г. общая структура рынка интернет-бронирования в России выглядела так: 0,3 млрд долл. продаж приходится на туры, 0,9 млрд долл. - на железнодорожные билеты, 2,4 млрд долл. - на отели и 4,7 млрд долл. - на авиабилеты. Общая сумма этих продаж достигла 36% всех интернет-продаж в России [6, с. 120].

По итогам 2013 г. в России рынок онлайн-бронирований гостиниц вырос на 50%, что свидетельствует о его

значительной доле в туристской индустрии России в целом. По экспертным оценкам, к 2015 г. с учетом положительных тенденций объем российского туристского онлайн-рынка составит 8-10 млрд долл. [6, с. 122]. Ежегодный прирост онлайн-бронирования (для гостиничного сектора), сохраняя текущую тенденцию, может составить от 30 до 50%.

Еще одна особенность российского рынка связана с тем, что 85% онлайн-бронирований гостиниц совершают иностранцы, которые заказывают через зарубежные системы онлайн-бронирования размещение в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточена большая часть зарегистрированных в ОБЗ/АББ гостиниц - 20,50 и 38,64%, соответственно. Такое соотношение легко объяснимо - основную долю гостиниц, представленных в системах онлайн-бронирования, составляют отели, не отмеченные категорией звездно-сти (44,52%). Это сектор частных отелей и мини-гостиниц, который хорошо развит в Санкт-Петербурге [5, с. 19].

В свою очередь, граждане России в 2013 г. бронировали гостиницы по России через Интернет на сумму менее 1 млрд руб. в год. Однако эта цифра имеет тенденцию к увеличению и по некоторым прогнозам увеличится не менее чем в 5-6 раз к 2015 г. Этому способствует растущий интерес российских отелей к эффективной работе с каналами электронной дистрибуции, а также повышение доверия россиян к системам онлайн-бронирования. В деле развития российского рынка электронной дистрибуции важную роль играют и все более совершенствуемые сервисы онлайн-бронирования.

К 2015 г. эксперты ожидают рост объема рынка онлайн-заказов на гости-

ничном рынке на 40%. Однако нельзя не отметить, что даже при условии прогнозируемого роста процент интернет-бронирования гостиничных услуг не достигнет показателей США или Европы. На наш взгляд, дальнейшие перспективы интернет-бронирования гостиниц в режиме онлайн для России связаны с рядом условий:

• российские гостиницы должны глобально учитывать тенденции рынка интернет-бронирования. В первую очередь - научиться грамотно работать с различными тарифами - контрактными ценами, ценами BAR (best available rate) и RAC (цена на стойке) - и соответствующим образом поддерживать различные каналы, которые работают с тем или иным тарифным типом. Сегодня российские гостиницы плохо отслеживают попадание контрактных офлайн-цен в онлайн-каналы, и паритет цен для большинства отелей не является главным принципом работы. Все это снижает эффективность работы рынка онлайн-бронирования гостиниц;

• большинство российских гостиниц под интернет-бронированием гостиничных услуг подразумевают лишь наличие инструмента для бронирования на своем интернет-сайте, однако эффективность такой системы без ее связи с крупными онлайн-сервисами невысока. Исходя из этого, подключение к крупным операторам - в том числе и к представителям GDS и ADS -важнейшее условие дальнейшего распространения онлайн-бронирования гостиниц в России;

• подключаясь к крупным онлайн-сервисам, российским гостиницам следует диверсифицировать свои продажи между разными каналами.

Рынок онлайн-бронирования отелей России развивается стремитель-

ными темпами и не отстает от западно- носимые с рынками США и Европы),

го рынка по уровню используемых тех- на наш взгляд, возможны лишь при уче-

нологий, отставая при этом по степени те глобальных тенденций представите-

распространенности среди населения. лями рынка - как онлайн-сервисов, так

Дальнейшее его развитие и рост (соот- и непосредственно гостиниц.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бальба Н.Г. Современные тенденции информационных технологий гостиничного управления // Стандарт 5 звезд. Отели. Рестораны. Туризм. 2009. № 3.

2. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: Приор, 2011.

3. Заведений М.А., Мороз Н.С., Морозова Н.С. Информационные технологии в туризме. М.: Академия, 2008.

4. Егорова Л.И., Захарова Д.А. Российский туристский продукт на международном рынке: состояние и перспективы//Теория и практика общественного развития. 2013. № 5.

5. Российский рынок интернет-торговли:

платные услуги. Маркетинговое исследование. М.: РБК, 2013.

6. Рынок гостиниц в России. Маркетинговое исследование. М.: РБК, 2013.

7. Румянцев Е.А. Маркетинговые стратегии управления малыми гостиницами в России: дис.... канд. экон. наук. М, 2009.

8. Всемирная туристская организация. Пресс-релиз № 13006. URL: http://media.un-wto.org/ru/press-release/2013-01-29/v-2013-godu

9. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. URL: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/

УДК 338.48(470):332.146

О.В. ЯРЫГИНА

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Автор анализирует инвестиционную привлекательность российского гостиничного бизнеса, оценивает регионы по инвестиционной привлекательности и соответствующий уровень развития туризма в этих регионах.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, инвестиции, инвестиционная привлекательность, виды инвестиций, структура инвестиций.

The author analyses the attractiveness of the investment climate in Russian hotel industry, evaluates several regions by the factors of institutional attractiveness and the levels of tourism development.

Key words: hotel business, investment, investment attractiveness, types of investments, structure of investments.

© Ярыгина О.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.