Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФУЛФИЛМЕНТ-ОПЕРАТОРОВ РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФУЛФИЛМЕНТ-ОПЕРАТОРОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фулфилмент / заказ / маркетплейс / интернет-магазин / fulfillment / order / marketplace / online store

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.О. Поморцева, Е.В. Авдейчикова

В статье рассматривается инновационное направление в сфере e-Commerce – использование «фулфилмент операторов». Приведены основные услуги данного вида посредников, указана статистика в период пандемии, а так же основные тенденции развития аутсорсингового фулфилмента. В заключении указаны прогнозы развития на ближайший год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE FULLFILMENT OPERATORS MARKET IN RUSSIA

The article discusses an innovative direction in the field of e-Commerce the use of "fulfilment of operators." The main services of this type of intermediaries are presented, statistics during the pandemic period are indicated, as well as the main main trends in the development of outsourcing fullfilm. The conclusion indicates the development forecasts for the coming year.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФУЛФИЛМЕНТ-ОПЕРАТОРОВ РОССИИ»

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

УДК 339.178

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФУЛФИЛМЕНТ-ОПЕРАТОРОВ РОССИИ

А. О. Поморцева Научный руководитель - Е.В. Авдейчикова

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет Российская Федерация, 644050, г. Омск, пр. Мира, 5 Е-mail:evageller16@gmail .com

В статье рассматривается инновационное направление в сфере e-Commerce -использование «фулфилмент операторов». Приведены основные услуги данного вида посредников, указана статистика в период пандемии, а так же основные тенденции развития аутсорсингового фулфилмента. В заключении указаны прогнозы развития на ближайший год.

Ключевые слова: фулфилмент, заказ, маркетплейс, интернет-магазин

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE FULLFILMENT OPERATORS MARKET IN

RUSSIA

A. O. Pomortseva Scientific Supervisor- E. V. Avdeichikova

Siberian state automobile-highway University 5, pr. Mira, Omsk, 644050, Russian Federation B-mail:evageller16@gmail .com

The article discusses an innovative direction in the field of e-Commerce - the use of "fulfilment of operators." The main services of this type of intermediaries are presented, statistics during the pandemic period are indicated, as well as the main main trends in the development of outsourcing fullfilm. The conclusion indicates the development forecasts for the coming year.

Keywords: fulfillment, order, marketplace , online store

Актуальность темы научно-исследовательской работы обусловлена тем, что в последние годы участники рынка электронной коммерции (e-Commerce) все чаще передают непрофильные операции логистической деятельности на аутсорсинг. Динамичное развитие интернет торговли привело к появлению на рынке специализированных посредников -«фулфилмент операторов», деятельность которых привлекательна не только крупным игрокам электронной коммерции, но и начинающим интернет-магазинам, так как позволяет передать на аутсорсинг опытным посредникам, логистические операции и процессы, протекающие в онлайн каналах продаж. [1]. По данным Data Insight рынок фулфилмента в России оценивается в 2019 году в 15 млрд рублей и 65 млн отправлений, а к концу 2020 года достигает 27,5 млрд рублей и 109 млн отправлений. Оценка не включает собственный фулфилмент маркетплейсов.

Данный термин появился от английского fulfillment - "выполнение". Под этим термином в развитых странах понимают комплексную услугу по передаче логистических функций интернет-магазинов и предприятий розничной торговли фулфилмент-оператору. С учетом того, что процесс доставки товара покупателю часто включает в себя множество видов

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

работ, фулфилмент-оператору может быть передана часть или полный процесс - от оформления заказа покупателем до выдачи товара.

Остановимся подробнее на основных услугах Фулфилмент-оператора:

• Транспортировка товара от поставщика до склада фулфилмент-оператора осуществляется либо интернет-магазином самостоятельно, либо эти операции поручают фулфилмент-оператору: забор и доставку товара от поставщика;

• Приемка товара на складе, где каждая единица продукции ставится на учет. Контроль осуществляется путем считывания заводского штрих-кода;

• Хранение на складе;

• Прием и обработка заказов осуществляется путем приема звонков покупателей в call-центре, или через заявки с сайта;

• Комплектация и упаковка поступившего заказа, который может включать в себя несколько товаров, хранящихся в разных местах;

• Отгрузка заказов службой доставки или Почтой России, самостоятельная доставка фулфилмент-оператором;

• Доставка продукции потребителю;

• Обработка возвратов.

Например, если упаковка не была нарушена, каждый товар в заказе повторно проходит операцию приемки. Если упаковка была вскрыта, до приемки товар проходит проверку качества.

Кроме перечисленных услуг, фулфилмент-оператор может оказывать дополнительные услуги:

• Проверка товара по качеству при поступлении;

• Вложение рекламных материалов в посылку;

• Фотопродакшн-профессиональная фотосъемка товаров для корзины на сайте;

• Трекинг посылки;

• Прием оплаты от клиента;

• Утилизация возвратов, которые не прошли по качеству и другие услуги.

Фулфилмент включает в себя оборудование, склады, обученный персонал, различные

логистические мощности, а также все затраты электронной торговли. Создание собственной инфраструктуры - сложный и затратный процесс, который удается далеко не всем мелким предприятиям. Вся необходимая интернет-магазину инфраструктура стоит намного дороже, чем будущая прибыль, которую может обеспечить уровень продаж в регионе. И в таком случае, фулфилмент для интернет-магазина - это компромисс для большинства участников рынка электронной торговли [2]. Самое легкое в создании своего интернет-магазина - это создание сайта. Для этого можно нанять соответствующего специалиста или сделать это самостоятельно. Но существует ряд других вопросов, на которые должен ответить начинающий предприниматель. Каким образом следует доставлять товары от поставщика? Доставлять самому или использовать службу доставки? Какого подрядчика в этом случае выбрать? Есть вопросы, связанные со складированием. Где хранить товар? На своём собственном складе или стоит применить аутсорсинг? Как упаковать и оформить посылку, чтобы соответствовать правилам курьерской службы или Почты России?

По данным статистики на 2020 год, около 20 миллионов граждан России заняты в малом и среднем бизнесе. Говоря о e-Commerce, небольшим интернет-магазинам проще весь комплекс операций по работе с покупателем после совершения им заказа на сайте передать компаниям профессионалам, имеющим опыт работы на данном рынке.

Рынок e-commerce и в докоронавирусный период демонстрировал стабильный рост. По данным аналитиков Data Insight, в 2019 году количество заказов в российских интернет-магазинах выросло на 41%, а прирост прибыли составил 25%. Пандемия и последовавший за

Секция «Актуальные ароблемы в логаатиае и управлении цепями поставок»

ней карантин лишь усилили интерес продавцов и покупателей к дистанционной торговле [4]. Те бизнесы, которые еще не вышли в онлайн, начали поспешно искать возможность влиться в этот рынок. Для них этот неоцененный ранее канал стал способом выживания при чрезвычайных обстоятельствах. Покупатели начали пользоваться онлайн-магазинами, а особенно доставкой продуктов и лекарств. Магазины больше не могут позволить себе не развивать интернет-направление, и фулфилмент-операторы, и логистические службы по-прежнему ощущают приток клиентов.

К тенденциям данного рынка можно отнести:

• усиление активности на рынке аутсорсингового фулфилмента крупных интернет-ритейлеров, вложивших серьезные инвестиции в инфраструктуру в качестве логистических операторов;

• маркетплейсы изменили структуру клиентов фулфилмент-операторов: теперь маленькие магазины чаще начинают работу с сотрудничества с ними;

• рост количества заказов из зарубежных интернет-магазинов привел к тому, что часть зарубежных компаний строит собственный фулфилмент-бизнес в России, другая часть ищет себе партнеров;

• стремительный рост доли заказов из регионов России и увеличение количества покупателей должно привести к улучшению качества услуг в обслуживании клиентов;

• отсутствие стандартов в определении услуг фулфилмента. Поскольку на рынке отсутствуют стандарты в определении услуг фулфилмента, каждый оператор формирует свой собственный набор услуг, который зависит от типа потенциальных клиентов: их текущего бизнеса, размера, товарных категорий;

• в ближайшее время можно будет наблюдать децентрализацию интернет-торговли, когда в городах-миллионниках начнут появляться фулфилмент-центры, обслуживающие свой регион.[5]

Логистические возможности торговых онлайн-площадок не успевают за быстрым ростом продаж, что становится драйвером для внедрения фулфилмент-операторов и курьерских компаний в цепочку поставок. В 2021-2022гг фулфилмент-операторы могут начать напрямую доставлять заказы со своего склада до конечного покупателя или в пункт выдачи заказов. Таким образом, в настоящее время прослеживается положительная динамика деятельности фулфилмент-операторов в России, что обеспечивает их ключевым клиентам повышение уровня логистического сервиса и конкурентоспособности на рынке.

Библиографические ссылки

1. Авдейчикова Е.В. Логистические процессы, протекающие в онлайн каналах продаж. //Norwegian Journal of development of the International Science.-№25, 2018г.-С.7-11.

2. Фулфилмент способствует развитию российской интернет торговли [Электронный ресурс]. URL: https://www.finansy.asia/news/fulfilment-sposobstvuet-razvitiyu-rossiyskoy-internettorgovli (дата обращения 11.03.2021).

3. Путь до покупателя: инфографика Data Insight [Электронный ресурс]. URL: https://zao-sdt.ru/news/novosti-otraslevogo-rynka/put-do-pokupatelya-infografika-data-т^^И^дата обращения 15.03.2021).

4. E-commerce: жизнь после пандемии [Электронный ресурс] URL: https://www.moysklad.ru/poleznoe/shkola-torgovli/e-commerce-zhizn-posle-pandemii/(дата обращения 15.03.2021).

5. Перспективы развития фулфилмента в России [Электронный ресурс] // Газета новостей ComNews. - URL : https://www.comnews.ru/node/88372 (дата обращения 20.03.2021).

© Поморцева А. О., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.