Научная статья на тему 'Тенденции развития рынка банковских услуг в регионе'

Тенденции развития рынка банковских услуг в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / СПРОС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / КОНЦЕНТРАЦИЯ / КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабаданова Д. А.

В статье проводится факторный анализ состояния рынка банковских услуг, на основе которого дается оценка уровню развития банковского обслуживания и конкурентоспособности регионального банковского сектора. Для оценки экспансии инорегиональных банков рассчитаны индекс количества банковских учреждений в регионе, доля кредитов в активах банковской системы региона, широта объема банковских услуг в регионе. На основе мониторинга предприятий исследованы тенденции спроса на банковские услуги в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития рынка банковских услуг в регионе»

Банковское дело

Удк 336.71

тенденции развития рынка банковских услуг в регионе

Д. А. РАБАДАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и страхования Е-mail: [email protected] Дагестанский государственный университет

В статье проводится факторный анализ состояния рынка банковских услуг, на основе которого дается оценка уровню развития банковского обслуживания и конкурентоспособности регионального банковского сектора. Для оценки экспансии иноре-гиональных банков рассчитаны индекс количества банковских учреждений в регионе, доля кредитов в активах банковской системы региона, широта объема банковских услуг в регионе. На основе мониторинга предприятий исследованы тенденции спроса на банковские услуги в регионе.

Ключевые слова: рынок, банковские услуги, спрос, конкурентоспособность, банковский сектор, концентрация, капитал.

Сфера услуг является ведущим сектором экономики большинства развитых стран. Одной из составляющих сферы услуг, наиболее быстро растущей в мировой экономике, является индустрия банковских услуг [2].

В связи с этим актуальным вопросом развития современной российской экономики несомненно является состояние конкурентоспособности рынка банковских услуг. Это связано с тем, что конкуренция является наиболее важным фактором развития рыночных отношений. От конкурентоспособности российской банковской системы напрямую зависит устойчивость национальной экономики. Конкуренция обеспечивает повышение эффективности функционирования банковской сферы [7].

Особенности развития российского рынка банковских услуг и его конкурентоспособность

определяются состоянием банковской системы и ее ролью в экономике. Развитие же регионального рынка банковских услуг - состоянием банковского сектора региона.

Важнейшей характеристикой банковского сектора региона является макроэкономический вес банков в региональном разрезе. Так, отношение суммарных активов региональных банков Республики Дагестан к ВРП составило:

- на 01.01.2009 - 19,4 %;

- на 01.01.2010 - 28,7 %.

Этот показатель существенно вырос - на 48 %. Однако в сравнении он существенно уступает показателю в целом по банковскому сектору РФ - более чем в 2,5 раза.

Доходность российского банковского сектора за 2008-2009 гг. снизилась значительно. На 01.01.2010 рентабельность активов сократилась в 2 раза - до 0,7 %, рентабельность капитала упала почти в 2,5 раза и составила 4,4 %. Такая же тенденция снижения рентабельности активов и капитала банковского сектора наблюдается в регионе. Однако в сравнении с общероссийскими показателями их значения на 01.01.2010 выше: 0,9 и 11,3 % соответственно.

Несмотря на последствия финансового кризиса, в последние годы сохраняется тенденция роста вкладов населения в банки как в целом по банковскому сектору России, так и по Республике Дагестан. Депозиты физических лиц в регионе за последние три года выросли почти в 2 раза, средства, привлеченные от предприятий и организаций, - более чем в

36

финансы и кредит

1,6 раза. Одновременно растет количество кредитов, выданных коммерческими банками Республики Дагестан. Прирост составил почти 2 раза (табл. 1).

На уровень развития рынка банковских услуг в регионе оказывает влияние множество факторов. К основным из них можно отнести:

- структуру банковской системы;

- степень концентрации банковского капитала;

- уровень развития банковских технологий;

- соотношение региональных и инорегиональ-ных кредитных организаций.

Определяющее влияние на состояние банковской системы в регионе оказывает структура последней. В структурном аспекте банковская система Республики Дагестан на 01.01.2011 насчитывала 283 кредитно-кассовых учреждения и включала:

- 28 кредитных организаций;

- 3 расчетные небанковские кредитные организации;

- 59 филиалов региональных банков;

- 17 филиалов Сбербанка России;

- 59 дополнительных офисов кредитных организаций;

- 100 дополнительных офисов филиалов региональных банков;

- 6 кредитно-кассовых офисов;

- 1 операционный офис;

- 7 операционных касс;

- 3 представительства трех кредитных организаций [5].

Как показывает анализ, банковская система республики представлена достаточно широкой разновидностью кредитных организаций и при-

звана выполнять роль финансового посредника в региональной экономике. В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Республика Дагестан лидирует по числу кредитных организаций, что создает в регионе сильное конкурентное давление в борьбе за потребителя банковских услуг. Это в свою очередь способствует расширению спектра банковских услуг и качества обслуживания.

Существенной характеристикой регионального банковского сектора с точки зрения расширения рынка банковских услуг является степень концентрации банковского капитала. Сохраняя лидирующие позиции по числу действующих кредитных организаций среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа, банковский сектор Республики Дагестан характеризуется неравномерным распределением кредитных учреждений. Из 283 пунктов банковского обслуживания - 107 действуют в столице республики (г. Махачкала). Это почти 40 % от их общего числа. В столице республики сосредоточено:

- 82 % от объема уставного капитала действующих кредитных организаций республики;

- 93,4 % от общего объема активов (с учетом филиалов банков других регионов);

- 84,3 % от объема собственных средств [8].

Следует отметить, что концентрация банковского капитала ведет к уменьшению числа конкурентов, что в свою очередь вносит существенные коррективы в конкурентную борьбу [4]. Важно и то обстоятельство, что укрупнение капитала региональных коммерческих банков объективно необходимо для выживания в конкурентной борьбе

Таблица 1

Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора Республики Дагестан в 2009-2011 гг.

Показатель 2009 2010 2011

Совокупные активы (пассивы) банковского сектора, млн руб. 40 860,8 57 168,3 78 797,3

Капитал банковского сектора, млн руб. 2 391,4 4 419,8 5 067,3

В процентах к активам банковского сектора 5,9 7,7 6,4

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность, млн руб. 16 622,9 22 197,6 31 463,7

В процентах к активам банковского сектора 40,7 38,8 39,9

Ценные бумаги, приобретенные банками, млн руб. 555,5 980,4 1057,4

В процентах к активам банковского сектора 1,4 1,7 1,3

Депозиты физических лиц, млн руб. 9 625,1 13 161 19 203,2

В процентах к пассивам банковского сектора 23,6 23,0 24,4

Средства, привлеченные от предприятий и организаций, млн руб. 932,1 969,3 1 546,8

В процентах к пассивам банковского сектора 2,3 1,7 2,0

Финансовый результат банковского сектора, млрд руб. 643,5 497,7 542,9

В процентах к активам банковского сектора 1,6 0,9 0,7

В процентах к капиталу банковского сектора 26,9 11,3 10,7

в условиях экспансии инорегиональных кредитных организаций.

В современных условиях все большее влияние на развитие рынка банковских услуг оказывают инновационные процессы. Коммерческие банки, которые проявляют способность освоить и использовать новейшие продукты, приобретают большую устойчивость на рынке. Одновременно это позволяет им активно влиять на формирование конкурентных отношений посредством участия в регулировании банковской деятельности [3]. Состояние регионального рынка банковских услуг не отличается большим разнообразием банковского обслуживания своих клиентов. В основном регионы (Республика Дагестан, в частности) предлагают своим клиентам достаточно традиционный набор банковских услуг. Данные процессы наглядно демонстрирует структурный анализ активных и пассивных операций кредитных организаций Республики Дагестан за 2010 г. Так, в структуре привлеченных ресурсов коммерческих банков Республики Дагестан:

- депозиты физических лиц - 56,1 %;

- средства клиентов на счетах (кроме физических лиц) - 36,3 %;

- другие источники привлеченных ресурсов -менее 10 %.

Структура активных операций банков республики на 52,5 % состоит из кредитов и прочих размещенных средств, на 16,5 % - из средств в расчетах. На долю операций с ценными бумагами приходится менее 2 % вложений банков.

При всей активизации работы банков по развитию рынка пластиковых карт более 50 % из них являются «спящими» (карты, по которым в течение 3 мес. не было проведено ни одной операции). Несмотря на рост количества банковских карт и операций, совершенных с их использованием, соотношение объема безналичных платежей и операций по снятию наличных денег практически не меняется. На протяжении ряда лет менее 1 % от общей суммы операций с использованием банковских карт приходится на безналичные платежи в торгово-сервисной сети и более 99 % - на операции по снятию наличных денег.

Что касается фактора проникновения инорегио-нальных банков на региональный рынок банковских услуг, то он заслуживает отдельного, более пристального внимания. Для оценки влияния данного фактора предлагается использовать следующие показатели:

- индекс количества банковских учреждений в регионе;

- доля кредитов в активах банковской системы региона;

- широта объема банковских услуг в регионе (степень ориентированности региональных банковских систем на обслуживание финансовых потоков своего или иных регионов).

Индекс количества банковских учреждений в регионе, выраженный в процентах, рассчитывается как отношение количества банковских учреждений в данном регионе к аналогичному среднероссийскому показателю. Он используется при расчете индекса концентрации финансовых потоков. Количество банковских учреждений в регионе рассчитывается суммированием числа банков, зарегистрированных в регионе, и количества их филиалов. Исходя из этого можно рассчитать несколько показателей (табл. 2).

Как показал анализ данных, представленных в табл. 2, наиболее существенно на увеличение уровня концентрации кредитных учреждений в Республике Дагестан в 2008-2010 гг. повлиял рост числа филиалов региональных банков, в меньшей степени -рост количества филиалов инорегиональных банков, действующих на территории республики.

Таблица 2

Динамика концентрации кредитных учреждений

в регионе в 2009-2011 гг.

Показатель 2009 2010 2011

Количество действующих кредитных организаций в РФ 1 108 1 058 1 012

Количество действующих кредитных организаций в Республике Дагестан 33 32 31

Количество филиалов региональных банков Республики Дагестан 55 59 59

Количество филиалов инореги-ональных банков, действующих на территории Республики Дагестан 17 16 17

Количество филиалов региональных банков Республики Дагестан, действующих в других субъектах РФ 4 7 7

Индекс количества банковских 2,97 3,02 3,06

учреждений в регионе

Индекс количества банковских 7,9 8,6 8,9

учреждений в регионе, включая филиалы региональных банков

Индекс количества банковских 9,7 10,1 10,6

учреждений в регионе, включая филиалы региональных и инорегиональных банков

Практически не имело влияния увеличение числа действующих кредитных организаций региона.

Следовательно, расширение масштаба банковских операций и услуг в Республике Дагестан было связано с ростом уровня концентрации кредитных учреждений региона за счет открытия их филиалов в регионе.

При определении доли кредитов в активах банковской системы региона используется показатель объема кредитных вложений региональных банков. При этом наиболее наглядное представление дает доля кредитов в активах, рассчитанная путем деления объема кредитных вложений банков, зарегистрированных в регионе, на общий объем их активов. В динамике он отражает тенденции развития банковской системы данной территории. Чем выше показатель, тем перспективнее региональные кредитные организации, устойчивее региональная банковская система и, следовательно, более привлекательна рассматриваемая территория с точки зрения создания новых филиалов (табл. 3).

Как показывает анализ данных табл. 3, доля кредитов региональных коммерческих банков в активах банковской системы Республики Дагестан за 2009-2010 гг. при абсолютном их росте на 35 % осталась практически неизменной.

Вместе с тем при проведении исследования широты объема банковских услуг значительное внимание следует уделять выяснению фактического преобладания типа финансовых потоков в регионе. В общем виде они могут быть разделены на две группы:

Таблица 3

Динамика кредитных вложений в активах банковской системы Республики Дагестан в 2009-2011 гг., млн руб.

- финансовые потоки своего региона;

- финансовые потоки иных регионов. Произведенные расчеты показали, что при росте инвестиционной активности региональных банков кредитные вложения инорегиональных банков в Республике Дагестан также растут. За прошедшие два года их прирост составил 15 %.

Таким образом, показатель доли кредитных вложений региональных банков в банковской системе Республики Дагестан свидетельствует об уязвимости региональных кредитных организаций, несмотря на значительное число их филиалов в регионе. Вместе с тем явно прослеживается тенденция зависимости банковской системы региона от уровня кредитных вложений коммерческих банков других субъектов РФ. Следовательно, филиалы инорегио-нальных банков в современных условиях играют активную роль в банковской системе региона:

- влияют на объемы, стоимость и качество оказываемых банковских услуг;

- создают конкуренцию региональным кредитным организациям.

При оценке степени ориентированности региональных банковских систем на обслуживание финансовых потоков иных регионов представляется целесообразным использование показателя «присутствие инорегиональных банков». В общем виде он может быть определен по формуле:

ПИБ = (К. .- К < ) : (К.й +К ) 100 %,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у ф.и.б. м. ф/ у ф.б.р. б.р/ '

где ПИБ - показатель присутствия инорегиональ-ных банков в регионе, %;

Кф.и.б. - количество филиалов инорегиональных банков в регионе;

Кмф - количество филиалов «местных» банков с учетом их расположения в других регионах; Кфбр - общее количество филиалов банков на территории региона;

Кб.р. - количество банков данного региона. Значение данного показателя заключается в определении степени банковской экспансии в рассматриваемом регионе со стороны других регионов.

Расчеты показателя ПИБ в Республике Дагестан (табл. 4) свидетельствуют о наметившейся тенденции увеличения доли присутствия инорегиональных банков в регионе. В результате коммерческие банки республики испытывают сильное конкурентное давление со стороны филиалов инорегиональных банков. Это не может не отразиться на качестве, объемах и стоимости предоставляемых банковских услуг.

Показатель 2009 2010 2011

Общий объем активов банковского сектора Республики Дагестан 40 860,8 57 168,3 78 797,3

Кредитные вложения региональных банков Республики Дагестан 12 323 12 363,3 16 743,6

Кредитные вложения иноре-гиональных банков в Республике Дагестан 9 180 12 874,8 14 823,8

Доля кредитов региональных банков в активах банковской системы Республики Дагестан, % 30,2 21,6 21,2

Доля кредитов инорегиональ-ных банков в активах банковской системы Республики Дагестан, % 22,5 22,5 18,8

Таблица 4

Анализ показателя присутствия инорегиональных банков

в Республике Дагестан в 2009-2011 гг.

Период Присутствие инорегиональных банков ПИБ, %

На 01.01.2009 12,3

На 01.01.2010 8,4

На 01.01.2011 9,3

В связи с этим кредитным организациям Республики Дагестан необходимо обеспечивать постоянный мониторинг факторов, влияние которых преимущественно уменьшает использование банковских услуг в регионе (ставки по кредитам, ставки по депозитам, наличие других источников средств) с целью создания условий для повышения привлекательности банковских операций со стороны организаций и населения республики.

Проанализируем состояние спроса на банковские услуги предприятий Республики Дагестан на основе данных мониторинга.

В 2010 г. по сравнению с прошлым годом спрос предприятий - участников мониторинга Банка России на услуги кредитных организаций характеризовался:

- более низким уровнем потребности предприятий республики в банковских услугах по сравнению с возможностью их получения;

- относительно невысокой в целом активностью предприятий в использовании банковских услуг.

Наиболее значимыми факторами, повлиявшими на изменение спроса предприятий на банковские услуги, явились:

- деятельность организаций;

- ставки по кредитам;

- доверие к кредитной организации;

- набор услуг кредитной организации;

- налогообложение предприятий;

- запросы на информацию при оказании услуг;

- уровень тарифов;

- ставки по депозитам в кредитной организации;

- процедуры оформления документации при оказании услуг.

Следует отметить, что предприятия Республики Дагестан стабильно используют ограниченный набор следующих банковских услуг:

- расчетно-кассовое обслуживание;

- кредитование;

- выпуск ценных бумаг;

- инкассация.

Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что структура предпочтений при выборе банковских услуг у предприятий сохранится.

С точки зрения качества банковского обслуживания спрос на банковские услуги был в различной степени удовлетворен у 90,8 % предприятий, участвовавших в опросе. На высокую степень удовлетворенности спроса указало только 3,6 % предприятий.

Таким образом, по оценкам большинства предприятий - участников мониторинга, на начало 2011 г. сложился средний уровень обслуживания и качества банковских услуг: 65,4 % и 69 % соответственно.

По данным опроса, 31,4 % предприятий дали высокие оценки банковскому сервису, а 1,5 % респондентов указали на низкий уровень обслуживания и качества услуг.

Анализ потребности в услугах кредитных организаций и степени удовлетворенности спроса показал, что на начало 2011 г. 30,5 % (по России в целом - 34,5 %) опрошенных предприятий республики испытывают определенную потребность в кредитных ресурсах. При этом 24 % предприятий требуются долгосрочные кредиты. Усредненная величина единичного краткосрочного кредита составит 12 млн руб., по долгосрочным кредитам сумма единичной ссуды варьируется от 50 тыс. до 500 млн руб. [6].

Средний уровень заявленных предприятиями ставок по кредитам составил 14,1 %. При этом об острой необходимости в заемных средствах свидетельствует их высокая стоимость, которую предприятия готовы заплатить (в среднем свыше 20 %) в условиях низкой рентабельности (или убыточности) активов большинства предприятий - участников мониторинга. Данная информация подтверждает данные о глубокой нехватке собственных оборотных средств у предприятий и их готовности ради поддержания бизнеса платить за заемные средства несопоставимо высокую цену. В такой ситуации риски невозврата кредитов существенно возрастают, поскольку предприятия вынуждены ориентироваться на цену предложения услуги, которую формируют кредитные организации республики.

Таким образом, вопросы увеличения доходности банковских услуг в регионе тесно связаны с необходимостью выделения коммуникаций с клиентами в отдельные объекты программ повышения эффективности.

В условиях финансовой нестабильности основные резервы повышения эффективности банковских услуг необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:

- оптимизация банковских бизнес-процессов;

- развитие банковского маркетинга;

- повышение качества обслуживания клиентов.

В связи с этим требуются изменения в акцентах оптимизации банковского бизнеса, связанные со спецификой, определяющейся двойной природой услуг: наличие не только услуги (деятельности, направленной на человека), но и процесса обслуживания. В современных условиях основные направления повышения эффективности работы банков сосредоточены в индивидуализации и повышении качества обслуживания наиболее прибыльных клиентов, развитии наиболее эффективных продуктов и жестком контроле собственных затрат. Известно, что только 5-10 % клиентской базы банка приносят 80-90 % его общего дохода. При этом привлечение нового клиента для банка затратнее, чем поддержание отношений с уже имеющимися у банка клиентами в 6-7 раз [1]. В этих условиях представляется необходимым направить действия банков на увеличение доли комиссионных доходов в общей структуре. Этой цели успешно служит введение гибких тарифов на обслуживание, которые позволяют варьировать уровень тарифной нагрузки на клиента в зависимости от его типа, финансового положения, потребностей.

В свете развития банковской деятельности и рынка банковских услуг в регионе особое внимание следует уделить совершенствованию системы управления банковскими рисками, а также обеспечению защиты вкладов. Для повышения привлекательности региональных коммерческих банков для населения необходимо обеспечить реализацию эффективной депозитной политики.

Во-первых, важно сделать работающими процентные ставки по вкладам населения. Для этого их следует постепенно повышать по всей продуктовой линейке.

Во-вторых, необходимо обеспечить гибкие условия по вкладам. Действенной мерой для привлечения клиентов могут стать депозиты с капитализацией процентов, которые в отличие от обычных вкладов предполагают увеличение суммы вложений на величину начисленных процентов, обеспечивая, таким образом, дополнительной доход.

В-третьих, следует расширять банковские предложения, которые бы предусматривали возможность досрочного изъятия вкладчиком части суммы без потери процентов.

Таким образом, модернизация и оптимизация банковских бизнес-процессов, услуг, повышение качества обслуживания в сочетании с низкими затратами ресурсов являются залогом успешного развития банков в современных условиях.

Список литературы

1. Абелев О. А. Совокупность видов банковских продуктов как фактор развития коммерческого банка (российский опыт) // Банковские услуги. 2007. № 3.

2 . Гурьянов С. А. Маркетинг банковских услуг. М.: ЭКМОС. 2003.

3. Дремина Г. А. Инструменты повышения эффективности банковских услуг в условиях финансовой нестабильности // Вестник ОГУ. Серия «Экономика». 2010. № 3.

4. Лобачева Т. А. Оценка качества банковских услуг. Екатеринбург: ИЭУРоРАН. 2008.

5 . Маммаева Д. С. Банковское кредитование реального сектора экономики региона. Махачкала: Наука ДНЦ. 2011. 6. Национальный банк РД // Анализ состояния экономики и банковской системы Республики Дагестан. 2011. № 1. 7 . Тавасиев А. М. Конкуренция в банковском секторе России. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. 8. Цапиева О. К. Взаимодействие банковского сектора и реальной экономики: вопросы теории // Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала. 2010. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.