Тенденции развития рынка авиационной техники военного назначения
А.М. Николаев
Современное состояние российского рынка авиационной техники (здесь и далее рассматривается авиационная техника - АТ только военного назначения) характеризуемое в первую очередь несоответствием структуры выпуска продукции авиационной промышленности структуре рыночного спроса, является закономерным результатом трансформации российского ОПК на протяжения последних тридцати лет, происходившей под влиянием политических, экономических, научно-технических и других факторов. Комплексный подход к описанию данных факторов обусловливает необходимость изучения российского рынка АТ как подсистемы международного рынка вооружения и военной техники (ВВТ), предполагает анализ основных тенденций развития международно-экономических связей в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) России с другими странами.
Влияние изменений в геополитической картине мира на состояние отечественного ОПК и, в частности, авиационной промышленности наиболее сильно проявилось в конце 80-х гг. в связи с разрушением двухполярной мировой
системы, прекращением существования Варшавского договора и СЭВ, что привело к сокращению поставок АТ в страны, находившиеся ранее в военно-политической и экономической зависимости от СССР. Как следствие, резкое падение объемов экспорта военной техники (с 16,3 млрд долл. в 1990 до 7,1 в 1991 и 2,3 в 1992) после дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ, сокращение государственного оборонного заказа (практически в 10 раз) привели к возникновению структурных диспропорций между спросом и предложением на АТ, которые представляют сегодня основную проблемную область отечественного ОПК. Положительные сдвиги в развитии ВТС России с другими странами, обострение политической обстановки в мире (события в Югославии, вооруженный конфликт Индии с Пакистаном в 1999 г.), увеличение платежеспособности стран Ближнего и среднего Востока, Северной Африки, обусловившие постепенный рост экспорта ВВТ начиная с 1995 г., сформировали базовые направления развития авиастроения России, предопределили структуру и географию спроса на АТ [1] (см. таблицу 1).
Таблица 1
Ретроспективная динамика российского экспорта вооружений в2000-2007 гг. млн долл. в
текущих ценах
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Всего 3681 3750 4800 5400 5780 6126 6460 7200-7500
В том числе по линии “Росвооружения'’’/“Рособоронэкспорта”
2970 3300 4000 5075 5120 5226 5300 6200
Источник: Центр анализа стратегий и технологий
Примечательным является тот факт, что период до 2005 г. характеризуется относительно устойчивым спросом на военную технику со стороны Индии и Китая, в совокупности обеспечивших 80% экспортных поставок российской АТ. Сочетание крупносерийных и срочных заказов КНР, реализация которых практически не содержала рисков, со сложными контрактами Индии на высокотехнологичные системы явилось в некоторой степени стимулом для гармоничного развития отдельных отраслей ОПК и, в частности, военного авиастроения, на которое в разные периоды приходилось не менее 50% общего экспорта ВВТ. Демонстративным в этом случае будет пример заключения договора с КНР (1999 г.) на разработку относительно простой модификации истребителей Су-30 МКК, которая была осуществлена в беспрецедентно короткие сроки (поставка уже в 2000 г.), а также, для сравнения - пример заключения договора с Индией на 32 истребителя Су-30МКИ, предусматривавшего проведение значительного объема НИОКР, связанных с серьезным техническим риском.
Вместе с тем высокая зависимость отечественного экспорта АТ от спроса всего двух заказчиков на фоне постепенного насыщения рынка КНР, высокой конкуренции на рынке военной техники Индии, который всегда был открыт для британских, немецких, французских и шведских поставщиков, обозначила объективную потребность в расширении географии сбыта и диверсификации поставок. Следует отметить, что определенные успехи в данном направлении были достигнуты в 2003 году после заключения договоров с Вьетнамом на 4 истребителя Су-30МК2, с Малайзией на 18 истребителей Су-30МКМ, с Индонезией на 4 истребителя Су-27/30 и 10 вертолетов на общую сумму около 2 млрд долларов. Тем не менее, о начале второго этапа развития ВТС целесооб-
разно вести речь с момента заключения в 2006 году пакетных сделок с Алжиром (стоимостью 7,5 млрд долларов) и Венесуэлой (до 3 млрд долларов) [2]. Среди объективных причин развития второго этапа ВТС следует выделить, прежде всего, резкое обострение военно-политической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке вследствие американской операции в Ираке в 2003 году и давлении США на Иран и Сирию, что предопределило рост антиамериканских настроений в мире, левый поворот ряда латиноамериканских стран, в том числе Венесуэлы.
Настоящий период развития отечественного рынка ВВТ отмечается экстенсивным расширением политических и экономических взаимосвязей России с другими странами, характеризуется такими доминирующими тенденциями как [3]:
- повышение требований стран-импорте-ров к эффективности ВТС с точки зрения обеспечения экономической выгоды и обороноспособности;
- усиление конкуренции между основными странами-экспортерами, вызванной стремлением закрепить свои позиции на мировом рынке продукции военного назначения в условиях превышения ее предложения над спросом;
- появление на мировом оружейном рынке новых стран-экспортеров;
- стремление стран-импортеров максимально диверсифицировать источники поставок ВВТ;
- рост спроса на высокотехнологичную продукцию военного назначения и увеличение ее удельного веса в общем объеме закупок;
- сокращение объемов закупок новых типов вооружения государствами с ограниченной платежеспособностью (они будут ориенти-
№ 5 (Май) 2010 Российский внешнеэкономический вестник
33
роваться на проведение работ по модернизации ранее закупленной продукции);
- усиление у стран-импортеров тенденций к приобретению современных технологий, проведению совместных НИОКР;
- использование более гибких форм расчетов за поставки продукции военного назначения, расширение практики заключения офсетных соглашений и расчетов на компенсационной основе;
- сохранение поставок продукции военного назначения как формы расчетов по погашению государственной задолженности.
Последовательное расширение географии поставок, рост конкуренции и, как следствие, усложнение системы рыночных отношений России с другими странами в рамках ВТС, предопределили качественные изменения в структуре спроса и предложения, многообразие форм осуществления сделок, а также повышение требований к качеству продукции, соответствие которым является сегодня обязательным условием стабильного функционирования и дальнейшего развития отечественного ОПК. Речь идет о расширении номенклатуры выпускаемой продукции, усилении специализации производителей и сужении сегментов рынка ВВТ, который сегодня включает в себя первичный рынок (поставки новой техники), вторичный рынок (поставки самолетов, находившихся в эксплуатации) и модернизированной продукции, а также расширение перечня используемых форм коммерческих сделок.
На фоне достаточно устойчивых тенденций на первичном рынке АТ, которые в совокупности формируют базовый вектор развития смежных сегментов, весьма динамичной выглядит сфера послепродажного обслуживания (ППО), которая, по оценкам специалистов, обладает емкостью 8-10% мирового рынка ВВТ. Динамичность проявляется, прежде всего, в экстенсивном и интенсивном расширении рынка пос-
лепродажных услуг, которые образуют гибкую структуру товарного портфеля поставщиков, обеспечивают возможность дифференциации их предложения в рамках достигнутого технологического уровня создания АТ. Среди основных причин такого роста также следует выделить высокую рентабельность ППО (например, цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза выше, чем на те же комплектующие, используемые для сборки новой АТ), возможность установления долгосрочных партнерских отношений с заказчиками АТ, обеспечивающих стабильный спрос на ППО для данной техники. Так, по оценкам специалистов общий пул обеспечения жизненного цикла экспортируемых боевых самолетов отечественного производства, которые в настоящее время состоят на вооружении более чем в 50 странах, составляет не менее 7,5 млрд долл. с учетом текущего периода жизненного цикла каждого самолета и расходов на его обеспечение [4].
Нацеленность на реализацию эффективной политики в сфере ППО обусловливает смещение стратегических приоритетов в деятельности поставщиков АТ от предложения техники с высокими тактико-техническими характеристиками (ТТХ) к предложению целостных решений, учитывающих экономические и политические интересы заказчиков-субъектов ВТС [5]. Целостность подразумевает системную увязку условий договоров поставок АТ, наличие пространства варьируемых характеристик сопутствующих услуг (таблица 2), которые при соответствующем управлении обеспечивают адаптацию предложения поставщиков к потребностям заказчиков.
Анализ доминирующих тенденций очерчивает контур исследуемой проблемной области, обозначает ее специфику, которая также должна быть дополнена обобщением основных конъюнктурных факторов, влияющих на спрос и предложение АТ и соответствующее ППО в рамках ВТС (рисунок 1).
Таблица 2
Основные критерии, используемые заказчиками-субъектами ВТС для оценки качества
послепродажного обслуживания
Характеристика Описание
Сроки В условиях повсеместной глобализации рынка ВВТ, появления новых конкурентов и сокращения сроков производства АТ соблюдение сроков поставки является базовым критерием качества предоставляемых поставщиком услуг (и вместе с тем наиболее проблемным вопросом для отечественных поставщиков)
Полная стоимость владения (Life Cycle Cost - LCC) Для определения соотношения “цена/качество ” заказчиком принимается в расчет общая стоимость владения АТ, которая наряду с продажной ценой включает расходы на эксплуатацию АТ
Инфраструктура Наличие сервисных центров поставщика в стране заказчика (либо их удаленность от заказчика), возможность предоставления поставщиком лицензии заказчику на производство запасных частей
Техническая адекватность Соответствие ППО качеству и техническому уровню производства АТ, широта и гибкость ассортимента услуг, в т.ч. готовность поставщика адаптировать характеристики ППО к конкретным условиям эксплуатации АТ (например, климатическим), специфическим требованиям заказчика
Интерактивный доступ к информации Возможность прямого и оперативного доступа к информации, наличие у поставщика интегрированной системы логистической поддержки (ИЛП) АТ, количество уровней согласования заявок заказчика
Пред оставление государственных гарантий Определенную значимость для заказчика имеет предоставление государством поставщика гарантий, обеспечивающих защиту его интересов в случае невыполнения поставщиком закрепленных в контракте обязательств
Характеристики АТ, влияющие на оценку ППО
Модульное проектирование АТ Предусматривает возможность замены отказавших и/или ограниченных по времени работы частей АТ, что позволят сократить время на восстановительные работы, уменьшить транспортные расходы и т.д.
У нивер сальность Совместимость узлов и деталей АТ с комплектующими изделиями различных поставщиков
Возможность реконструкции и восстановления Возможность проведения технического обслуживания и ремонта, демонтирования, проведения восстановительных работ и последующего монтирования АТ
Уровень гарантийной надежности АТ Устанавливаются определенные обязательства в отношении среднего времени безаварийной эксплуатации АТ, определяется допустимое число отказов АТ в единицу времени
Автодиагностика Предусматривается интеграция в АТ средств автодиагностики, которые отражают ее текущую исправность, сигнализируют о необходимости проведения технического обслуживания и ремонта
В результате, правомерным будет вывод о том, что имеет место объективная необходимость в разработке целостной стратегии реализации отечественной АТ и соответствующего ППО, системно увязывающей разнонаправленные усилия, предпринимаемые в этой области, что в условиях постоянного повышения требований к срокам и качеству ППО в рамках международной конкуренции и технологической кооперации приобретает принципиальную значимость для дальнейшего развития авиационной промышленности России.
Библиография:
1. Центр АСТ. Предварительные итоги ВТС России с иностранными государствами в 2007 году // Экспорт вооружений ноябрь-декабрь 2007 г.
2. РыбасА.Л. Прорыв на мировой рынок вооружений”Россия в глобальной политике”. № 2, Март - Апрель 2008
3. Хозяинов Ю. Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы Журнал “Экспорт вооружений” № 4 2002
N З (Май) 2Q1Q Российский внешнеэкономический вестник
35