Научная статья на тему 'Тенденции развития розничной торговли пищевыми продуктами'

Тенденции развития розничной торговли пищевыми продуктами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ТОВАРООБОРОТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МЕТОД ПРОСТОЙ СРЕДНЕЙ / RETAIL TRADE / TRADE ACTIVITY / ECONOMIC INDICATORS / TURNOVER / FORECASTING / SIMPLE AVERAGE METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куленцан А. Л., Марчук Н. А.

Введение . Розничная торговля пищевыми продуктами является одной из важнейших отраслей экономики РФ, в ней как минимум занято 5 % рабочей силы населения нашей страны. В данной работе в качестве объекта исследования рассматривалась розничная торговля. Целью исследования был анализ развития розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном округе, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях. Задачами исследования являлись: оценка тенденций развития розничной торговли, вычисление индекса сезонности и прогнозирование оборота розничной торговли пищевыми продуктами в данном округе и областях. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что розничная торговля пищевыми продуктами для данных областей является одним из наиболее перспективных секторов экономики. Авторами выполнен сравнительный анализ основных экономических показателей, характеризующих динамику товарооборота розничной торговли пищевыми продуктами и рассчитан прогноз этих показателей. Материалы и методы . Методика основана на использовании автокорреляционного анализа. Результаты исследования, обсуждения. Проводились сравнительные исследования индекса сезонности оборота розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном округе, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях, определялся спрос оборота розничной торговли, наименьшие результаты которого приходились на январь - февраль, а наибольший - ноябрь - декабрь. Проведенные исследования позволили произвести прогноз оборота розничной торговли пищевыми продуктами в исследуемых областях. Заключение . Несмотря на экономическую ситуацию, которая складывается в Российской Федерации, полученные результаты свидетельствуют о том, что будет наблюдаться небольшой рост оборота розничной торговли пищевыми продуктами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куленцан А. Л., Марчук Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD RETAIL TRENDS

Introduction . Food retail is one of the most important sectors of the Russian economy, it employs at least 5% of the labor force of the population of our country. In this paper, retail was considered as the object of research. The purpose of the study was to analyze the development of food retail in the Central Federal District, in the Ivanovo, Vladimir and Yaroslavl regions. The objectives of the study were to assess retail development trends, calculate the seasonality index and forecast the turnover of food retail in this district and regions. The relevance of this study is due to the fact that food retail for these areas is one of the most promising sectors of the economy. The authors performed a comparative analysis of the main economic indicators characterizing the dynamics of food retail turnover and calculated the forecast of these indicators. Materials and methods . The technique is based on the use of autocorrelation analysis. Research results and discussions . Comparative studies of food retail turnover seasonality index were conducted in the Central Federal District, in the Ivanovo, Vladimir and Yaroslavl regions. The demand for retail turnover was determined, with the lowest results in January - February and the highest in November - December. The conducted research made it possible to forecast the food retail turnover in the studied areas. Conclusion . Despite the economic situation in the Russian Federation, the results obtained indicate that there will be a slight increase in food retail turnover.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития розничной торговли пищевыми продуктами»

Т. 6. № 2. 2020

Vol. 6, no. 2. 2020

Экономические науки

Е conomics

УДК 338.001.36+332.144

DOI: 10.30914/2411 -9687-2020-6-2-235-243

Тенденции развития розничной торговли пищевыми продуктами А. Л. Куленцан, Н. А. Марчук

Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново, Россия

Введение. Розничная торговля пищевыми продуктами является одной из важнейших отраслей экономики РФ, в ней как минимум занято 5 % рабочей силы населения нашей страны. В данной работе в качестве объекта исследования рассматривалась розничная торговля. Целью исследования был анализ развития розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном округе, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях. Задачами исследования являлись: оценка тенденций развития розничной торговли, вычисление индекса сезонности и прогнозирование оборота розничной торговли пищевыми продуктами в данном округе и областях. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что розничная торговля пищевыми продуктами для данных областей является одним из наиболее перспективных секторов экономики. Авторами выполнен сравнительный анализ основных экономических показателей, характеризующих динамику товарооборота розничной торговли пищевыми продуктами и рассчитан прогноз этих показателей. Материалы и методы. Методика основана на использовании автокорреляционного анализа. Результаты исследования, обсуждения. Проводились сравнительные исследования индекса сезонности оборота розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном округе, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях, определялся спрос оборота розничной торговли, наименьшие результаты которого приходились на январь - февраль, а наибольший - ноябрь - декабрь. Проведенные исследования позволили произвести прогноз оборота розничной торговли пищевыми продуктами в исследуемых областях. Заключение. Несмотря на экономическую ситуацию, которая складывается в Российской Федерации, полученные результаты свидетельствуют о том, что будет наблюдаться небольшой рост оборота розничной торговли пищевыми продуктами.

Ключевые слова: розничная торговля; торговая деятельность, экономические показатели, товарооборот, прогнозирование, метод простой средней.

Для цитирования: Куленцан А.Л., Марчук Н.А. Тенденции развития розничной торговли пищевыми продуктами // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 235-243. DOI: 10.30914/2411-9687-2020-6-2-235-243

Introduction. Food retail is one of the most important sectors of the Russian economy, it employs at least 5% of the labor force of the population of our country. In this paper, retail was considered as the object of research. The purpose of the study was to analyze the development of food retail in the Central Federal District, in the Ivanovo, Vladimir and Yaroslavl regions. The objectives of the study were to assess retail development trends, calculate the seasonality index and forecast the turnover of food retail in this district and regions. The relevance of this study is due to the fact that food retail for these areas is one of the most promising sectors of the economy. The authors performed a comparative analysis of the main economic indicators characterizing the dynamics of food retail turnover and calculated the forecast of these indicators. Materials and methods. The technique

Food retail trends

A. L. Kulentsan, N. A. Marchuk

Ivanovo State University of Chemical Technology, Ivanovo, Russia

Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки» . Т. 6. № 2. 2020

is based on the use of autocorrelation analysis. Research results and discussions. Comparative studies of food retail turnover seasonality index were conducted in the Central Federal District, in the Ivanovo, Vladimir and Yaroslavl regions. The demand for retail turnover was determined, with the lowest results in January - February and the highest in November - December. The conducted research made it possible to forecast the food retail turnover in the studied areas. Conclusion. Despite the economic situation in the Russian Federation, the results obtained indicate that there will be a slight increase in food retail turnover.

Keywords: retail trade; trade activity, economic indicators, turnover, forecasting, simple average method.

Citation for an article: Kulentsan A.L., Marchuk N.A. Food retail trends. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2020, vol. 6, no. 2, pp. 235-243. DOI: 10.30914/2411-9687-2020-6-2-235-243 (In Russ.).

Введение

На сегодняшний день розничная торговля представляет собой один из самых быстро развивающихся секторов экономики Российской Федерации. Но в то же самое время в данной отрасли возникает много различных проблем связанных с тем, что потребительский рынок очень зависит от доходов населения и роста цен на продукты, товары и услуги [1; 7]. В 2014 года Европейские страны и США приняли первые решения о введении антироссийских санкций. Вследствие чего впервые за многие годы в России была зафиксирована двухзначная инфляция —11,5 % а в 2015 году ~13 % соответственно. В результате чего проблема, связанная с недостаточным качеством пищевой продукции, вышла на новый уровень. Так, например, в 2019 году, доля фальсификата произведенной в РФ молочной продукции, по словам замруководителя Россельхознадзора Николая Власова, достигла 24 %. Однако нужно сказать и о том, что контрсанкции привели к существенному сокращению экспорта продовольственных товаров из Европейских стран в Российскую Федерацию, так, например, в 2015 году сокращение составило — 30 %, следствием чего явилось то, что европейские производители недополучили более 2 млрд евро прибыли.

По мнению различных экспертов, главным позитивным результатом введения санкций для России явилось существенное увеличение собственного производства пищевой продукции и соответственно снижение импортных товаров пищевой продукции [6; 3].

Возникающие сезонные колебания на предприятиях негативно сказываются на результатах их производственной деятельности в течение всего года. Так как практически все отрасли экономики РФ взаимосвязаны, проблема сезонно-

сти - это общая проблема Российской экономики [5; 9]. Данную проблему полностью устранить невозможно, но предприятия стараются ее уменьшить, благодаря закупкам оборудования и так далее [10]. По этой причине сезонные колебания необходимо изучать и измерять.

Целью данной работы был анализ развития розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном округе, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях. Задачами исследования являлись: оценка тенденций развития розничной торговли, вычисление индекса сезонности и прогнозирование оборота розничной торговли пищевыми продуктами в данном округе и областях.

Материалы и методы

Исследования проводились с использованием автокорреляционного анализа. Рассматривалась автокорреляционная функция (АФ), которая представляет собой скалярное произведение двух сигналов.

J s(t)2 dt = Es (1)

—ю

Спектральная плотность АФ будет определяться с помощью уравнения (2), при этом сигнал будет смещен на интервал т [4]:

Bs (т) = (s(t), s(t — т)> (2)

Связь же АФ и спектральной плотности может быть представлена уравнением (3):

I I?

Bs (т) ^ SИ = Ws И) (3)

Задача прогнозирования розничной торговли пищевыми продуктами является сложной задачей, для ее решения требуется тщательно исследовать

набор исходных данных, а также применить метод автокорреляционного анализа.

Результаты исследования, обсуждения

С точки зрения общего количества действующих торговых площадей по итогам I полугодия 2019 г. наиболее насыщенными регионами являются Центральный и Приволжский федеральные округа (38 % и 16 % от общего количества площадей качественных ТЦ), а наименее обеспеченными -Северо-Кавказский (1 %) и Дальневосточный (2 %). Полученные данные показали, что для Центрального федерального округа количество торговых площадей составляет 285 кв. м на 1000 человек, во Владимирской области - 463 кв. м, в Ивановской области - 701 кв. м., в Ярославской Области -966 кв. м. Такие данные можно объяснить тем, что особенность развития торгового предпринимательства в Ивановском, Владимирском и Ярославском регионах является следствием значи-

тельной зависимости от поставок товаров из других регионов, что и создало благоприятные условия для организации, формирования и развития сетевого рынка [2; 8].

Авторы в данной статье рассматривали вопросы, связанные с вычислением индекса сезонности оборота розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном округе, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях. Полученные расчеты показали следующее. Индексы сезонности показывают, что наименьший спрос оборота розничной торговли пищевыми продуктами приходится на январь - февраль, а наибольший ноябрь - декабрь (табл. 1-4). Для наглядности был построен график сезонной волны реализации оборота розничной торговли пищевыми продуктами в центральном федеральном округе, а также, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях, результаты представлены на рисунке 1.

Таблица 1 / Table 1

Результаты расчета индекса сезонности оборота розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном округе / Results of calculating the seasonality index of food retail turnover in the Central Federal District

Месяцы / Months Оборот розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном округе, млн рублей / Food retail turnover in the Central Federal District, million rubles Индексы сезонности №), % / Seasonality index №), %

2016 г. 2017 г. 2018 г. среднемесячная за три года / monthly average for three years

Январь 378302,4 390769,5 412214 393762 92,84

Февраль 370563,9 377166,2 397673,1 381801,1 90,02

Март 393851,2 417361 442634,6 417948,9 98,54

Апрель 383866,3 411020,9 437973,8 410953,7 96,89

Май 380596,7 411596 439729,2 410640,6 96,82

Июнь 379838,2 405749,8 435598,7 407062,2 95,98

Июль 389815,6 416826,2 439757 415466,3 97,96

Август 391118,2 423071,6 444225,1 419471,6 98,90

Сентябрь 395845 427782,5 447488,3 423705,3 99,90

Октябрь 412141 437746,1 463465,5 437784,2 103,22

Ноябрь 413074 437968,5 475787,2 442276,6 104,28

Декабрь 486463,2 522996,9 576436,5 528632,2 124,64

Итого 4775476 5080055 5412983 5089505

Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки» . Т. 6. № 2. 2020

Таблица 2 / Table 2

Результаты расчета индекса сезонности оборота розничной торговли пищевыми продуктами в Ивановской области / Results of calculating the seasonality index of food retail turnover in the Ivanovo region

Месяцы / Months Оборот розничной торговли пищевыми продуктами в Ивановской области, млн рублей / Food retail turnover in the Ivanovo region, million rubles Индексы сезонности (Is), % / Seasonality index (Is), %

2016 г. 2017 г. 2018 г. среднемесячная за три года / monthly average for three years

Январь 5682,7 6088,9 6278,5 6016,7 92,64

Февраль 5688,1 6114,5 6181,3 5994,6 92,30

Март 5847,3 6685 6817,8 6450 99,31

Апрель 6316 6625,5 6603,5 6515 100,31

Май 6289,1 6753,4 6967 6669,8 102,69

Июнь 6228,6 6646,5 7000,6 6625,2 102,01

Июль 6364,6 6568,5 6980,3 6637,8 102,20

Август 6321,2 6353,8 6885 6520 100,39

Сентябрь 6032,6 5999,3 6632,3 6221,4 95,79

Октябрь 6174,8 6321,1 6804,4 6433,4 99,06

Ноябрь 6112,6 6241,6 6764,6 6372,9 98,13

Декабрь 6931,1 7576,5 7928,9 7478,8 115,15

Итого 73988,7 77974,6 81844,2 77935,8

Таблица 3 / Table 3

Результаты расчета индекса сезонности оборота розничной торговли пищевыми продуктами во Владимирской области / Results of calculating the seasonality index of food retail turnover in the Vladimir region

Месяцы / Months Оборот розничной торговли пищевыми продуктами во Владимирской области, млн рублей / Food retail turnover in the Vladimir region, million rubles Индексы сезонности (Is), % / Seasonality index (Is), %

2016 г. 2017 г. 2018 г. среднемесячная за три года / monthly average for three years

Январь 8038 8379,9 8663,5 8360,5 90,70

Февраль 8189,9 8131,3 8420,4 8247,2 89,48

Март 8300,4 8889,4 9402 8863,9 96,17

Апрель 8417,7 8796,4 9237,4 8817,2 95,66

Май 8723,4 9469,6 10031,7 9408,2 102,08

Июнь 8868,3 9513,3 10121,4 9501 103,08

Июль 9032,2 9873,5 10382 9762,6 105,92

Август 8961,2 9677,2 10284,3 9640,9 104,60

Сентябрь 8317,1 9173,1 9647 9045,7 98,14

Октябрь 8370,1 9171,1 9710,7 9083,9 98,56

Ноябрь 8502,2 8966,8 9840,2 9103,1 98,77

Декабрь 10249,2 10655,5 11395,5 10766,7 116,82

Итого 103969,7 110697,1 117136,1 110601

Таблица 4 / Table 4

Результаты расчета индекса сезонности оборота розничной торговли пищевыми продуктами в Ярославской области / Results of calculating the seasonality index of food retail turnover in the Yaroslavl region

Месяцы / Months Оборот розничной торговли пищевыми продуктами в Ярославской области, млн рублей / Food retail turnover in the Yaroslavl region, million rubles Индексы сезонности (Is), % / Seasonality index (Is), %

2016 г. 2017 г. 2018 г. среднемесячная за три года / monthly average for three years

Январь 8643,2 8984,4 8761,2 8796,3 93,74

Февраль 8534,2 9059,5 8919,4 8837,7 94,18

Март 8899,9 9423,6 9760,7 9361,4 99,76

Апрель 8975,8 9837,6 9840,6 9551,3 101,78

Май 9199,5 10174,7 10066,6 9813,6 104,58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Июнь 9084,7 9897,5 10129,4 9703,9 103,41

Июль 9001,3 9782,8 10278,6 9687,6 103,24

Август 8945,4 9531,2 10159 9545,2 101,72

Сентябрь 8373,3 9357,8 9819,7 9183,6 97,87

Октябрь 8319,3 9264,3 9868 9150,5 97,51

Ноябрь 8105 9078,6 9879,9 9021,2 96,14

Декабрь 8931,7 9945,4 10983,9 9953,7 106,07

Итого 105013,3 114337,4 118467 112605,9

I, % 125

120

115

110

105

100

95

90

85

Рис. 1. Сезонная волна реализации оборота розничной торговли пищевыми продуктами: 1 - Центральный федеральный округ, 2 - Ивановская область, 3 - Владимирская область, 4 - Ярославская область / Fig. 1. Seasonal wave of food retail turnover: 1 - Central Federal District, 2 - Ivanovo region, 3 - Vladimir region, 4 - Yaroslavl region

240 Вестник Марийского государственного университета

Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». Т. 6. № 2. 2020

Из результатов исследования показателей оборота розничной торговли пищевыми продуктами следует, что для Центрального федерального округа и рассмотренных областей наблюдается достаточная стабильность в показателях индекса сезонности. Результаты прогноза оборота роз-

ничной торговли пищевыми продуктами представлены в таблице 5 и 6. На основании полученных данных можно прогнозировать достаточно стабильное поведение показателей розничной торговли в рассматриваемых областях (рис. 2).

Таблица 5 / Table 5

Результаты итогового прогноза оборота розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном округе, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях / Results of the final forecast of food retail turnover in the Central Federal District, Ivanovo, Vladimir and Yaroslavl regions

Месяцы 2020 г. / Months of 2020 Прогноз оборота розничной торговли пищевыми продуктами, млн рублей / Forecast of food retail turnover, million rubles

Центральный федеральный округ / Central Federal district Ивановская области / Ivanovo region Владимирская область / Vladimir region Ярославская область / Yaroslavl region

Январь 475495 6555 8442 8658

Февраль 459616 6647 8199 8743

Март 510753 7265 9162 9451

Апрель 504745 7144 9028 9514

Май 506965 7300 9796 9991

Июнь 500092 7250 9918 9961

Июль 506703 7295 10155 9979

Август 510393 7235 10015 9914

Сентябрь 516118 6954 9430 9635

Октябрь 535966 7147 9517 9682

Ноябрь 543605 7088 9507 9601

Декабрь 651143 8319 11174 10505

Таблица 6 / Table 6

Прогнозируемый индекс сезонности в Центральном федеральном округе, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях в 2020 г. / Projected seasonality index in the Central Federal District, Ivanovo, Vladimir and Yaroslavl regions in 2020

Месяцы / Months Индекс сезонности (Is), % / Seasonality index (Is), %

Центральный федеральный округ / Central Federal district Ивановская области / Ivanovo region Владимирская область / Vladimir region Ярославская область / Yaroslavl region

1 2 3 4 5

Январь 91,78 92,29 89,38 90,93

Февраль 88,63 92,39 86,79 92,03

Март 98,41 101,29 96,28 98,62

Апрель 97,19 99,37 94,90 100,54

Май 97,52 102,53 102,74 104,12

Июнь 96,31 101,93 103,64 103,28

Окончание табл. 6

1 2 3 4 5

Июль 97,87 101,67 106,65 103,46

Август 98,91 99,86 105,13 101,95

Сентябрь 99,89 95,53 99,07 99,23

Октябрь 103,18 98,88 99,59 99,24

Ноябрь 104,63 98,01 99,29 98,36

Декабрь 125,68 116,21 116,52 108,26

I , %

s

125 120 115 110 105 100 95 90 85

_L

_L

_L

_L

л

ST

a

M

<u

•e

H

ST

Л

<u

IT

'та

Л

н о

ET Si

л a

Ю

i

<u о

Л

a

Ю

e

о

Л

a

Ю «

о X

Л

a

ю

T

w <u 4

Рис. 2. Прогнозируемая в 2020 г. сезонная волна оборота розничной торговли пищевыми продуктами: 1 - Центральный федеральный округ, 2 - Ивановская область, 3 - Владимирская область, 4 - Ярославская область / Fig. 2. Seasonal wave of food retail turnover projected in 2020: 1 - Central Federal District, 2 - Ivanovo region, 3 - Vladimir region, 4 - Yaroslavl region

Заключение

Таким образом, в данной статье представлены результаты темпов роста и снижения оборотов розничной торговли пищевыми продуктами. Произведен расчет индекса сезонности и построен прогноз оборота розничной торговли пищевыми продуктами в Центральном федеральном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

округе, в Ивановской, Владимирской и Ярославской областях за период: январь - декабрь 2020 года. На основании полученных результатов можно прогнозировать небольшой рост оборота розничной торговли пищевыми продуктами несмотря на экономическую ситуацию в РФ.

Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки» . Т. 6. № 2. 2020

Литература

1. Александров Е.Л., Гришковская Ю.Н., Кузнецов А.О. Состояние розничной торговли современной России: проблемы и перспективы // Символ науки. 2016. № 12-1. С. 23-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28322292 (дата обращения: 1.02.2020).

2. Бодрягин В.И. Развитие внутренней торговли в условиях рыночной экономики // Российское предпринимательст -во. 2015. Т. 16. № 11. С. 1533-1542. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23765998 (дата обращения: 3.02.2020).

3. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Новые тенденции развития розничной торговли в России // Экономические системы. 2017. Т. 10. № 4(39) С. 38-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32460047 (дата обращения: 1.02.2020).

4. Куленцан А.Л., Марчук Н.А. Куленцан А.Л., Марчук Н.А. Анализ прогнозирования индекса промышленного производства // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2019. № 03 (41). С. 68-73. URL: https://wwweHbrary.ru/item.asp?id=41102939 (дата обращения: 5.02.2020).

5. Наумов Е.Ю. Анализ современного состояния, проблем и перспектив развития рынка розничной торговли в России: сб. статей. М., 2019. С. 203-205. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41231979 (дата обращения: 5.02.2020).

6. Певцова Т. А. Вычисление индекса сезонности // Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы: сб. науч. тр. Междунар. конф. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та. 2014. С. 403-414. URL: http://vestnik.mrsu.ru/ content/pdf/15-4/18-36.pdf (дата обращения: 8.02.2020).

7. Певцова Т. А., Рябухина Е. А., Гущина О. А. Вычисление индекса сезонности // Вестник Мордовского университета. 2015. Т. 25. № 24. С. 18-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25407921 (дата обращения: 8.02.2020).

8. Рычкова Е. С., Тафинцева Т. В. Оценка тенденций развития розничной торговли в Амурской области // Науковедение. 2016. Т 8. № 3. С. 1-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26535124 (дата обращения: 8.02.2020).

9. Щеголев А. Е., Щеголева Э. Н., Щеголев А. А. Экономико-статистический анализ современного состояния розничной торговли в России // Oeconomia et jus. № 3. 2016. С. 32-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26746986 (дата обращения: 8.02.2020).

10. Avagyan M.A. Remittances as a factor for development of integration cooperation of the EAEU countries. vol. X. no. 3. 2019. P. 60-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37393340 (дата обращения: 3.02.2020).

References

1. Aleksandrov E.L., Grishkovskaya Yu.N., Kuznetsov A.O. Sostoyanie roznichnoi torgovli sovremennoi Rossii: problemy i perspektivy [The state of retail trade in modern Russia: problems and prospects]. Simvol nauki = Symbol of Science, 2016, no. 12-1, pp. 23-25. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28322292 (accessed 1.02.2020). (In Russ.).

2. Bodryagin V.I. Razvitie vnutrennei torgovli v usloviyakh rynochnoi ekonomiki [Development of internal trade in the conditions of the market economy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo = Russian Entrepreneurship, 2015, vol. 16, no. 11, pp. 1533-1542. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23765998 (accessed 3.02.2020). (In Russ.).

3. Deputatova E.Yu., Ilyashenko S.B. Novye tendentsii razvitiya roznichnoi torgovli v Rossii [New trends in the development of retail trade in Russia]. Ekonomicheskie sistemy = Economic Systems, 2017, vol. 10, no. 4(39), pp. 38-41. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32460047 (accessed 1.02.2020). (In Russ.).

4. Kulentsan A.L., Marchuk N.A. Analiz prognozirovaniya indeksa promyshlennogo proizvodstva [Industrial production index forecasting analysis]. Izvestia vysshikh uchebnykh zavedenii. Seriya "Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom" = News of Higher Educational Institutions. A Series "Economy, Finance and Production Management", 2019, no. 03(41), pp. 68-73. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41102939 (accessed 5.02.2020). (In Russ.).

5. Naumov E.Yu. Analiz sovremennogo sostoyaniya, problem i perspektiv razvitiya rynka roznichnoi torgovli v Rossii: sb. statei [Analysis of the current state, problems and prospects of development of the retail market in Russia: coll. of articles]. Moscow, 2019, pp. 203-205. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41231979 (accessed 5.02.2020). (In Russ.).

6. Pevtsova T.A. Vychislenie indeksa sezonnosti [Seasonality index calculation]. Energoeffektivnye i resursosberegayushchie tekhnologii i sistemy: sb. nauch. tr. Mezhdunar. konf. = Energy and resource saving technologies and systems: collection of scientific works of the International conf., Saransk, Publishing house of Mordovia State University, 2014, pp. 403-414. Available at: http://vestnik.mrsu.ru/content/pdf/15-4/18-36.pdf (accessed 8.02.2020). (In Russ.).

7. Pevtsova T.A., Ryabukhina E.A., Gushchina O.A. Vychislenie indeksa sezonnosti [Calculation of seasonality index]. Vestnik Mordovskogo universiteta = Mordovia University Bulletin, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 18-36. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25407921 (accessed 8.02.2020).

8. Rychkova E.S., Tafintseva T.V. Otsenka tendentsii razvitiya roznichnoi torgovli v Amurskoi oblasti [Assessment of the development trends of the retail in the Amur region]. Naukovedenie = Naukovedenie, 2016, vol. 8, no. 3, pp. 1-11. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26535124 (accessed 8.02.2020).

9. Shchegolev A.E., Shchegoleva E.N., Shchegolev A.A. Ekonomiko-statisticheskii analiz sovremennogo sostoyaniya roznichnoi torgovli v Rossii [Economic and statistical analysis of modern state of retail trade in Russia]. Oeconomia et Jus, 2016, no. 3, pp. 32-41. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26746986 (accessed 8.02.2020).

10. Avagyan M. A. Remittances as a factor for development of integration cooperation of the EAEU countries. Vol. X, no. 3, 2019, pp. 60-71. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37393340 (accessed 3.02.2020). (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 5.03.2020 г.; принята к публикации 4.06.2020 г.

Submitted 5.03.2020; revised 4.06.2020. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах Куленцан Антон Львович

кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информационных технологий и цифровой экономики, Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново, Россия, ОЯСГО ГО: 0000-0002-4012-9218, кы1впсап@ша11. ги

Марчук Наталья Александровна

старший преподаватель, кафедра информационных технологий и цифровой экономики, Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново, Россия, ОЯСГО ГО: 0000-0002-2024-0920, сИук85@гашЫгг. ги

About the authors Anton L. Kulentsan

Ph. D. (Physics and Mathematics), Associate Professor, Department of Information Technology and Digital Economy, Ivanovo State University of Chemical Technology, Ivanovo, Russia, ORCID ID: 0000-0002-4012-9218, kulencan@mail.ru

Natalia A. Marchuk

Senior Lecturer, Department of Information Technology and Digital Economy, Ivanovo State University of Chemical Technology, Ivanovo, Russia, ORCID ID: 0000-0002-2024-0920,

chyk85@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.