Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1432
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ВЕТЕРИНАРНЫЕ УСЛУГИ / УЧАСТНИКИ ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ / МАРКЕТИНГ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА / REGIONAL MARKET / VETERINARY SERVICES / PARTICIPANTS OF VETERINARY SERVICES / MARKETING / REGIONAL MARKET DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Гончаренко О.Н., Краснолобова Е.П., Агапитова Л.Г.

Проблема формирования и развития клиник на рынке ветеринарных услуг сейчас имеет особую актуальность, так как наблюдается ужесточение конкуренции, а также в связи с кризисом - замедление темпов роста рынка ветеринарных услуг. Цель - изучение тенденций регионального рынка ветеринарных услуг. Для реализации цели использовались данные, собранные из различных открытых источников государственных ветеринарных учреждений и коммерческих ветеринарных клиник за период 2005 - 2018 гг. Объект - региональный рынок ветеринарных услуг г. Тюмени. В ходе исследования авторы выделили следующие черты рынка ветеринарных услуг: во-первых, разнообразные организационно-правовые формы ветеринарных клиник; во-вторых, появление филиальной сети коммерческих ветеринарных клиник, сочетающих торговлю зоологическими товарами и ветеринарными препаратами; в-третьих, стремительное расширение перечня предоставляемых услуг с одновременным повышением их качества; в-четвертых, несопоставимая ценовая политика в государственных и частных ветеринарных учреждениях; в-пятых, поведение потребителей основывается на социальной ответственности перед животными, что дает основание полагать о стабильности обращений к ветеринарным врачам; в-шестых, количество потребителей ветеринарных услуг, имеющих непродуктивных животных в разы больше, чем тех, кто имеет продуктивных животных. Подтвердили, что в данном бизнесе существуют лидеры; претендующие на лидерство; «новички» и «доживающие свой век» ветеринарные учреждения. Научная новизна заключается в поэлементном применении научных методов исследования. В результате определены основные тенденции регионального рынка ветеринарных услуг г. Тюмени: рост числа ветеринарных клиник, расширение спектра оказываемых ветеринарных услуг; повышение спроса на услуги коммерческих платных ветеринарных учреждений непродуктивной группы животных; снижение уровня доходности деятельности ветеринарных клиник; стабильность уровня расходов населения на ветеринарные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET OF VETERINARY SERVICES

The Problem of formation and development of clinics in the market of veterinary services is now of particular relevance, as there is a tightening of competition, as well as in connection with the crisis, the slowdown in the growth of the market of veterinary services. The goal is to study trends in the regional market of veterinary services. To achieve this goal, we used data collected from various open sources of state veterinary institutions and commercial veterinary clinics for the period 2005-2018. The object is the regional market of veterinary services in Tyumen. In the study, the authors identified the following features of the market for veterinary services: first, a variety of legal forms of veterinary clinics; second, the emergence of a branch network of commercial veterinary clinics, Zoological combining trade in goods and veterinary products; third, the rapid expansion of the services provided while increasing their quality; fourth, non-comparable pricing/

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ»

УДК: 332:619

ББК: 65.04

Гончаренко О.Н., Краснолобова Е.П., Агапитова Л.Г.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ

Goncharenko O.N., Krasnolobova E.P., Agapitova L.G.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET OF VETERINARY SERVICES

Ключевые слова: региональный рынок, ветеринарные услуги, участники ветеринарных услуг, маркетинг, развитие регионального рынка.

Keywords: regional market, veterinary services, participants of veterinary services, participants of veterinary services, marketing, regional market development.

Аннотация: проблема формирования и развития клиник на рынке ветеринарных услуг сейчас имеет особую актуальность, так как наблюдается ужесточение конкуренции, а также в связи с кризисом - замедление темпов роста рынка ветеринарных услуг. Цель -изучение тенденций регионального рынка ветеринарных услуг. Для реализации цели использовались данные, собранные из различных открытых источников государственных ветеринарных учреждений и коммерческих ветеринарных клиник за период 2005 - 2018 гг. Объект - региональный рынок ветеринарных услуг г. Тюмени. В ходе исследования авторы выделили следующие черты рынка ветеринарных услуг: во-первых, разнообразные организационно-правовые формы ветеринарных клиник; во-вторых, появление филиальной сети коммерческих ветеринарных клиник, сочетающих торговлю зоологическими товарами и ветеринарными препаратами; в-третьих, стремительное расширение перечня предоставляемых услуг с одновременным повышением их качества; в-четвертых, несопоставимая ценовая политика в государственных и частных ветеринарных учреждениях; в-пятых, поведение потребителей основывается на социальной ответственности перед животными, что дает основание полагать о стабильности обращений к ветеринарным врачам; в-шестых, количество потребителей ветеринарных услуг, имеющих непродуктивных животных в разы больше, чем тех, кто имеет продуктивных животных. Подтвердили, что в данном бизнесе существуют лидеры; претендующие на лидерство; «новички» и «доживающие свой век» ветеринарные учреждения. Научная новизна заключается в поэлементном применении научных методов исследования. В результате определены основные тенденции регионального рынка ветеринарных услуг г. Тюмени: рост числа ветеринарных клиник, расширение спектра оказываемых ветеринарных услуг; повышение спроса на услуги коммерческих платных ветеринарных учреждений непродуктивной группы животных; снижение уровня доходности деятельности ветеринарных клиник; стабильность уровня расходов населения на ветеринарные услуги.

Abstract: the Problem of formation and development of clinics in the market of veterinary services is now of particular relevance, as there is a tightening of competition, as well as in connection with the crisis, the slowdown in the growth of the market of veterinary services. The goal is to study trends in the regional market of veterinary services. To achieve this goal, we used data collected from various open sources of state veterinary institutions and commercial veterinary clinics for the period 2005-2018. The object is the regional market of veterinary services in Tyumen. In the study, the authors identified the following features of the market for veterinary services: first, a variety of legal forms of veterinary clinics; second, the emergence of a branch network of commercial veterinary clinics, Zoological combining trade in goods and veterinary products; third, the rapid expansion of the services provided while increasing their quality; fourth, non-comparable pricing/

Институциональные преобразования экономики, начавшиеся с 1990 года, приве-

ли к формированию института частной собственности на все основные средства произ-

водства, создание абсолютно новых моделей управления не только производством1, но и сферой услуг, в том числе ветеринарных. В условиях существующего финансового кризиса, который не привел к «проседанию» рынка ветеринарных услуг, а лишь несколько замедлил темпы его роста, наблюдается ужесточение конкуренции, борьба ветеринарных клиник за потребителей ветеринарных услуг, что является одной из актуальнейших проблем современности, с которой сталкиваются лечебные учреждения.

Цель статьи - изучение тенденций регионального рынка ветеринарных услуг. Для реализации поставленной цели нами использовались данные, собранные из различных открытых источников государственных ветеринарных учреждений и коммерческих ветеринарных клиник за период 2005 - 2018 гг. Работа основывается на системном подходе, применяются методы сравнительного и статистического анализа, социологического опроса.

Объектом изучения выступил региональный рынок ветеринарных услуг г. Тюмени.

По оценкам BusinesStat, численность оказанных в России ветеринарных услуг в 2016-2018 гг. ежегодно росла. Стабильный рост сопровождался такими факторами, как расширение спектра ветеринарных услуг, увеличение численности домашних животных, неправильный уход и некачественные корма для животных. В 2016 г. численность оказанных услуг в России снизилась на 1,7% и составила 22,7 млн услуг2. Снижение количества оказанных ветеринарных услуг было обусловлено в первую очередь снижением реального благосостояния населения в условиях кризиса. В подобной ситуации некоторые владельцы сочли ненужным отправлять своих питомцев на профилактические осмотры к ветеринарам.

1 Медведева Л.Б. Формирование условий функционирования малых форм хозяйствования / Медведева Л.Б., Гончаренко О.Н. // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. -2017. - № 4. - С. 26.

2 BusinesStat: Католог. - [Электронный ресурс] -URL:https://businesstat.ru/catalog/id9707/ (дата обращения 15 мая 2020 г.)

Большинство россиян держат дома каких-либо питомцев, причем, чем больше в семье человек, тем больше любимцев в этой семье, выяснили социологи. Так, домашнее животное есть у 57% граждан с семьей из пяти и более человек, у 56% - из четырех человек, у 51% - из трех человек, у 41% - из двух человек3.

По проведенному социологами ROMIR Monitoring всероссийскому опросу выяснилось, что домашних животных заводят около трети одиноких людей (28%)4.

По данным опроса, проведенного среди более 10 тысяч жителей крупных российских городов, две трети наших сограждан (69%) заводят кошек, треть (33%) предпочитают содержать собак5.

Согласно ряду российских исследований, в среднем в год численность животных в России, которым оказывается ветеринарная помощь, составляет 9 млн особей в год. Это на 5,5% животных больше, чем было в 2014-2015 гг.

Объясняется это тем, что в последние годы наблюдался стабильный рост численности домашних животных, вызванный:

- во-первых, желанием горожан в условиях урбанистической среды приблизить себя к природе, так как сегодняшние горожане - это, в основном, выходцы из сел во втором и третьем поколении ;

- во-вторых, скрасить свое одиночество, так как современный мир - мир лич-ностно атомизированный;

- в-третьих, большую роль в некоторых социальных кругах играет имиджевая составляющая - престижность иметь того или иного животного (мода на животного);

3 Анализ рынка ветеринарных услуг в России в 2014-2018 гг., прогноз на 2019-2023 гг. // BusenesStat / Обзор рынков [Электронный ресурс]. -URL: https://businesstat. ru/images/demo/veterinary_servi ces_russia_2019 _demo_businesstat.pdf (дата обращения 30 октября 2019 г.)

4 Домашние любимцы в России// Живая планета. [Электронный ресурс]. - URL: http://animalworld.com. ua/news/new_48 (дата обращения 31 октября 2019 г.)

5 Кошки и собаки: любим и кормим// ВЦИОМ. Пресс-выпуск. 2016. 22 ноября [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=465(дата обращения 30 октября 2019 г.)

6 Гончаренко О.Н. Вектор развития российского села // Аграрный вестник Урала. - 2009. - № 10 (64). - С. 69.

- в-четвертых, одним из очень важных, но все никак не вступающих в силу факторов является принятие федерального закона об ответственном обращении с животными.

Подавляющее большинство в этом количестве приходится именно на домашних животных традиционных и экзотических. Определенно, вся эта живность нуждается в медицинском наблюдении. Средние годовые затраты на ветеринарные услуги в России за последние 5 лет увеличились на 56,4% и достигли 1236,8 руб. в 2015 г.1 При этом среднее число оказанных услуг растет достаточно медленно, а как показывает динамика и вовсе снижается.

Безусловно, существенную роль в устойчивости и развитии ветеринарных клиник, а также в продвижении услуг, в условиях жесткой конкуренции играет эффективная коммуникативная политика, в частности маркетинговая составляющая. Именно маркетинговая составляющая «ориентирует владельцев лечебниц на потребителя, на поиск и эффективного разрешения его проблем, на удовлетворение его потребностей»2. Как утверждает признанный экономист в области организации ветеринарного дела И.Н. Никитин , именно маркетинг «позволяет ветеринарным врачам-предпринимателям стать более информированными, избирательными и эффективными в своей работе».

Составляющими маркетингового мониторинга является: оценка качества услуг потребителями, степень и надежность выполнения взятых на себя обязательств, современное техническое оснащение, ценообразование.

Социально-экономические изменения российского общества конца ХХ - начала XXI вв. внесли коррективы в лечение животных: практически исчезли бесплатные

1 Анализ рынка ветеринарных услуг в России в 2014-2018 гг., прогноз на 2019-2023 гг. // BusenesStat / Обзор рынков [Электронный ресурс]. -URL:https://businesstat.ru/images/demo/veterinary_servi ces_russia_ 2019_demo_businesstat.pdf(дата обращения 30 октября 2019 г.)

2 Гончаренко О.Н., Титовская Е.В. Маркетинг в России: современное состояние и перспективы развития // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 162.

3 Никитин И.Н. Организация и экономика ветери-

нарного дела: Учебник для вузов / И.Н. Никитин,

В.А. Апалкин. - М.: Колос, 2006. - С.62.

ветеринарные клиники. В связи с этим, только в первое десятилетие XXI века в РФ количество оказываемых ветеринарных услуг в платном секторе, по утверждению уральского исследователя Е.А. Фесенко, «выросло в 20 раз. При этом многие из них производятся на возмездной основе» .

Тюмень — углеводородная столица России, Тюменская область вместе с автономными округами (ХМАО и ЯНАО) даёт стране около 70% нефти и более 90% газа. От этих потоков немного перепадает и местным жителям. Основу экономики собственно города Тюмень составляют нефте-и газопереработка, машиностроение, деревообработка и строительство. Эти отрасли в прошлом году показали прирост от 6 до 60%. На юге области созданы гигантские сельскохозяйственные предприятия, особенно отличаются размерами животноводческие — поэтому в Тюмени хорошо развита пищевая промышленность. Большие масштабы приняла в Тюмени и торговля — город занимает третье место в России по торговым площадям на каждого жителя.

Тюменская область является одной из самых благополучных в РФ. В том числе и по заработной плате, которая год от года продолжает в регионе стабильный рост. По оценке Тюменьстата, в I квартале 2018 года среднемесячная зарплата в области составила 41,6 тыс. рублей в месяц. За год этот показатель увеличился на 12%. Кроме этого, в реальном выражении зарплата населения региона с начала года выросла на 8,7%.

Наиболее высокий уровень оплаты труда сохранялся в организациях, которые осуществляют добычу полезных ископаемых (159 тысяч рублей), на предприятиях, ведущих научные исследования и разработки (95,3 тысячи рублей), в организациях финансовой и страховой деятельности (69,7 тысяч рублей)5.

4 Фесенко, Е.А. Актуальные проблемы ветеринарии: состояние и пути решения / Е.А. Фесенко // Аграрный вестник Урала. - 2010. - № 11-1(77). - С. 42.

5 Благосостояние жителей Тюменской области продолжило свой рост — заработная плата за год увеличилась на 12% // ТюменьPRO.2019 г. 5 ноября. [Электронный ресурс]. - URL: https://www. tumenpro.ru/2018/05/25/blagosostoyanie-zhiteley-tyumenskoy-oblasti-prodolzhilo-svoy-rost-zarabotnaya-plata-za-god-uvelichilas-na-12/ (дата обращения 5 ноября 2019 г.

Благосостояние жителей Тюмени, если оценивать средние показатели, выше, чем в большинстве городов России — здесь велика доля населения с высокими доходами. По данным Росстат, средняя зарплата в Тюменской области в 2018 году составила 44 031 руб. В 2019 году средняя заработная плата в Тюмени составила 47 364,4 руб. за первый квартал. Это усредненный показатель заработков, фиксируемых на территории РФ, не включая автономные округа. Для административного центра области, города Тюмени, средняя заработная плата составила меньше — 31 тысячу рублей, как сообщает независимый источник trud.com1. Но около 50% горожан живут не лучше, чем везде. Численность населения стабильно растёт с 2005 года, тогда в Тюмени проживали 538 тыс. человек, а сейчас уже 720. Тюмень занимает лидирующие позиции в рейтинге российских городов, наиболее благоприятных для переезда — и высокооплачиваемую работу здесь можно найти, и масштабное жилищное строительство набирает обороты, и городская инфраструктура развита. Тюмень — это современный, зажиточный и благоустроенный город2.

Зообизнес в Тюмени, как и везде, зарождался в начале 90-х, но долгое время не отличался размахом. Первый частный вет-кабинет «Айболит» открыл примерно в 1993 году ныне покойный Александр Власов. Первая хорошая ветклиника появилась только в 2003-м. В 2005-м в городе существовало не более десяти зоомагазинов, и ни одного — с самообслуживанием. За последние 10 лет многое изменилось. Сегодня в Тюмени более 40 пунктов оказания ветпо-мощи, более 100 зоомагазинов, 17 кабинетов и салонов груминга. Правда, качественный уровень развития зообизнеса здесь не столь высок. Выражение «Тюмень — столица деревень» появилось неспроста. Стремительный прирост населения города про-

исходит ещё и путем поглощения окрестных деревень. Отсюда и отношение к домашним животным. Культура их содержания остаётся низкой, и чтобы зообизнес развивался качественно, необходимо просвещение и воспитание потребителя3.

До 2003 года в городе не было ни одной полноценной частной клиники со стационаром и хорошим оборудованием. Первой частной клиникой стала ветеринарная клиника Евгении Мамоновой. К числу лучших сегодня относятся Ветеринарная клиника Дарьи Суховой, а также «Ветеринарный центр пластической хирургии, травматологии и интенсивной терапии», открытый в 2012 году кандидатом ветеринарных наук Ильясом Бакировым. Клиника занимает помещение площадью 150 кв. м, располагает современным хирургическим оборудованием и экспресс-лабораторией, специализируется на травматологии, лечении врождённых дефектов и инфекционных заболеваний. Именно сюда чаще всего обращаются владельцы выставочных животных для исправления эстетических дефектов.

По данным агентства ZOON [https://tyumen.zoon.ru/vet/] в городе Тюмени на сегодняшний день существует 123 част-

4

ных ветеринарных учреждения .

Наряду с частными клиниками действует и государственное учреждение-городская станция по борьбе с болезнями животных, Тюменская областная ветеринарная лаборатория.

Ветеринарные услуги в учреждениях обоего типа платные, разница лишь в том, что за счет бюджетных средств городская станция по борьбе с болезнями животных и Тюменская областная ветеринарная лаборатория проводят комплекс противоэпизооти-ческих мероприятий, в частности прививок против бешенства. По сути, приносить прибыль этому рынку призвано две трети городского населения.

Средняя зарплата в Тюмени [Электронный ресурс]. - URL: https://mainfin.ru/wiki/term/srednaa-zarplata-v-tumeni (дата обращения 5 ноября 2019 г.)

2 Численность населения Тюмени. Географическое

положение, экономика и администрация города Тюмени. Нефтегазовая столица России // SYL.ru: https://www.syl.ru/article/317364/chislennost-naseleniya-tyumem-geograficheskoe-pok>jenie-ekonomika-i-administratsiya-goroda-tyumeni-neftegazovaya-stolitsa-rossii

Титаны и герои зоорынка Тюмени // ZOOINFORM.RU 2016 г. 19 октября [Электронный ресурс]. - URL: https://zooinform.ru/business/articles/ titany_i_geroi_zoorynka_tyumeni/ (дата обращения 30 октября 2019 г.)

4 Tyumen.zoon.ru - vet. [Электронный ресурс]. -URL: https://tyumen.zoon.ru/vet/ (дата обращения 15 февраля 2020 г.)

Удовлетворено ли население г. Тюмени ветеринарными услугами, их качеством, объемом, по каким критериям осуществляется выбор ветеринарной клиники хозяевами домашних животных? На эти вопросы призвано было ответить исследование, проведенное в феврале 2019 года в форме анкетного опроса жителей города Тюмени (анкета «Клиент ветеринарной клиники») в момент посещения ими пяти клиник, составляющих друг для друга конкурентоспособность на рынке ветеринарных услуг. Выбраны были для изучения мнения клиентов следующие ветеринарные клиники: ООО «Доктор А-вет», ветеринарная клиника Евгении Мамоновой, компания ООО «ПРИЗВАНИЕ», ветеринарная клиника на Олимпийской, ветеринарная клиника Дарьи Суховой на Широтной - одни из самых популярных в городе. Данный вывод был нами сделан в результате контент-анализа региональной интернет-

информации о ветеринарных лечебных учреждениях, содержащийся на сайте отзывов (https://ufo.spr.ru/tyumen-i-tyumenskiy-rayon/otzyvy/otzyvy-o-vetklinikah/). Как утверждают респонденты данного сайта, это обусловлено:

- во-первых, их местоположением -расположены в спальных районах;

- во-вторых, наличием диагностической аппаратуры;

- в-третьих, квалифицированными специалистами;

- в-четвертых, историей развития;

- в-пятых, наличием определенных специалистов, своей работой доказавших неординарность и высокий уровень профессионализма.

Ветеринарная клиника Евгении Мамоновой функционирует с 2002 года. В состав клиники входит несколько лечебных учреждений, предоставляющих все виды ветеринарной помощи и диагностику, в том числе стационар, сеть зоомагазинов в 11 районах г. Тюмени. В клинике работают высококвалифицированные специалисты. Существует электронная система ведения карт пациентов, что оптимизирует работу врачей, сокращает количество ошибок и потерь информации. Процент положительных отзывов клиентов - 92%.

Ветеринарная клиника на Олимпийской функционирует с 2004 г., предоставляя все виды ветеринарной помощи для животных в одном месте (УЗИ экспертного класса, рентген с цифровой обработкой снимков, гастроскопия, эндоскопия, лапароскопия, хирургия, остеосинтез - простой и сложный). В клинике имеется хорошо оборудованная лаборатория (анализы крови, мочи, электронная микроскопия). Осуществляется хирургия различной сложности (в т.ч. удаление инородных тел бескровно -гибкая эндоскопия, стерилизация через один прокол). Здесь есть единственный в Тюмени специализированный эндоскоп ОНтрш, долгое время и лапароскоп был только тут, к тому же лишь в этой клинике можно получить полноценные стоматологические услуги. Процент положительных отзывов клиентов - 90%.

Компания ООО "Призвание" зарегистрирована 14 августа 2008 г. Клиника предлагает владельцам животных широкий спектр ветеринарных услуг: терапия, хирургия и травматология, стоматология, акушерство и гинекология, дерматология, вакцинация и чипирование. Кроме того, на территории зооцентра осуществляется рентген, УЗИ и ЭКГ диагностика, а также биохимический анализ крови, общий анализ крови и мочи. Процент положительных отзывов клиентов - 70%.

Ветеринарная клиника Дарьи Суховой на Широтной. Ветеринарная клиника работает с 2012 г. Оказывает помощь мелким домашним животным, мелкому рогатому скоту, сельскохозяйственной птице, экзотическим животным. Для льготных категорий населения имеются скидки, для всех желающих проводится час приема за 200 рублей по воскресеньям, по четвергам стрижка когтей 100 рублей. В штате имеются узкие специалисты: кардиолог, хирург, стоматолог, дерматолог, терапевт. В клинике имеется собственная лаборатория. Операционные и кабинеты приема оснащены современным оборудованием. На протяжении всех лет оказываются клиентам такие услуги, как осмотр и консультация, диагностика, вакцинация животных, выезд ветеринара на дом и многие другие. Отзывы посетителей исключительно положительные.

ООО «Доктор А-вет» (2012 г.) Клиника оказывает различные ветеринарные услуги как амбулаторно, так и в условиях стационара. Осуществляются различные виды диагностики. В клинике работают высококвалифицированные специалисты. Директор клиники - доктор ветеринарных наук. Здесь ведет прием один из самых востребованных хирургов. Отзывы клиники положительные на 90%.

Переходя к анализу анкеты, отметим, что всего было опрошено 350 человек (по 70 выходящих из зданий пяти выбранных клиник). Ответы респондентов (таблица 1) были практически тождественны отзывам горожан с интернет-сайта отзывов.

Исходя из данных таблицы 1, мы видим, что мужчин и женщин, посещающих ветеринарные клиники, практически равное количество, так же, как и представителей разных возрастов. Любовь к животным в одинаковой степени присутствует у всех и по гендерному и по возрастному различию. Говоря о социальных различиях, бросается в глаза, что коммерческие клиники в большей степени посещают представители, имеющие высшее образование (67,2%),

ощущающие более высокую степень социальной ответственности. А также респонденты со средним уровнем достатка (68,9%). Среди имеющих домашних животных достаточно большая группа тех, кто заботится о них из-за собственного одиночества (25,5%), то есть в данном случае животные выполняют вполне социальную функцию - скрасить жизнь человека, обогреть своим теплом, любовью и вниманием. Выбор ветеринарной клиники зависит, по мнению респондентов, от квалификации специалистов, имиджа клиники, наличия диагностической и лечебной базы, внимательного отношения сотрудников, отсутствия очередей, наличия современных средств коммуникации, от места проживания. Количество опрошенных, имеющих непродуктивных животных (96%) и обращающихся в городские ветеринарные клиники, в разы больше, чем тех, кто имеет продуктивных животных (4%). Владельцы непродуктивных животных очень трепетно относятся к своим любимцам и готовы в большинстве своем оплачивать качественные ветеринарные услуги.

Вопрос Варианты ответов

Ваш пол Женщины (54,3%) Мужчины (45,7%)

Ваш возраст 18-45 лет (52,8%) 45 и старше (41,2%)

Образование Высшее (67,2%) Среднее специальное (32,8%)

Почему вы содержите домашнее животное? Из-за любви к животным (74,5%) Из-за одиночества (25,5%)

«Что побуждает Вас пользоваться платными ветеринарными услугами?». «Репутация клиники и более качественная ветеринарная помощь» (72 %) 22% - «Отсутствие возможности получить данную услугу бесплатно» 6 % - «Быстрота обслуживания» и «Более удобное месторасположение»

Почему вы выбрали именно эту клинику «Близко к дому» -48,8% «Высококвалифицированные специалисты» - 34,1% «Внимательное отношение персонала» - 17,1%

Какие критерии работы клиники Вам необходимы? «Профессионализм ветеринарных врачей и обслуживающего персонала» (64,8%) «Длительность работы клиники на рынке» (28,45%) «Получаемые пациентом гарантии на оказанные услуги» (5,75%)

Что включает в себя понятие «Высокий уровень обслуживания? «Внимательное отношение ветеринарных врачей» (58,4%) «Отсутствие очередей, предварительная запись, консультации по телефону» (26,9%) «Получение дополнительных ветеринарных услуг» (14,7%)

Таблица 1 - Распределение ответов по анкете «Клиент ветеринарной клиники»

Продолжение таблицы 1

Назовите вид своего домашнего питомца «Собаки» (52 %) «Кошки» (44%) «Иные виды, в том числе сельскохозяйственные» - (4%)

Как вы оцениваете свое материальное положение? Очень хорошее (15%) Хорошее (68,9%) Удовлетворительное (16,1%)

Итак, ответы потребителей ветеринарных услуг говорят, что качество обозначенных услуг находится в прямой зависимости от квалификации и профессионализма ветеринарного специалиста, от наличия современного технического оснащения, от получаемых пациентом гарантий на оказанные услуги, от научно-обоснованных приемов лечения и общепризнанных методов ухода за больным. Более того, качество оказания ветеринарных услуг напрямую зависит от качества медицинских препаратов. Вместе с тем, ежегодно появляющиеся на рынке новые частные ветеринарные клиники создают жесткую конкурентную среду, выиграть в которой можно за счет ценообразования.

Именно правильно установленная цена обуславливает эффективность деятельности частной ветеринарной клиники, в том числе ее экономические показатели, степень и надежность выполнения взятых на себя обязательств.

Рассматривая вариацию уровня цен на несколько основных ветеринарных процедур в обследуемой совокупности ветеринарных клиник (таблица 2), видно, что в целом разница в уровнях цен в обследованных ветеринарных клиниках незначительна. Владельцы клиник осуществляют мониторинг цен конкурентов для сохранения конкурентоспособности и снижения риска потери клиентов.

Таблица 2 - Цены на ветеринарные услуги по группе ветеринарных клиник

Ветеринарная клиника Стоимость вете ринарных процедур, руб.

Кон- Узи Общий Кастра- Анесте-

сульта- брюшной анализ ция кота зия

ция полости крови

1.Ветеринарная клиника на Олим- 500 900 500 1000 1300

пийской

2.Ветеринарная клиника Евгении 500 900 500 1000 1300

Мамоновой

3. Компания ООО "Призвание" 400 800 550 1000 900

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ветеринарная клиника Дарьи Су- 500 800 550 1500 1000

ховой

5. ООО «Доктор А-вет» 460 960 390 880 950

Следует отметить, что по расценкам государственные учреждения находятся на уровне с некоторыми частными клиниками, а иногда и превышают их. Однако есть частные клиники, в которых цены на оказываемые услуги достаточно высоки. Результаты исследования также показали, что уровень цен на ветеринарные услуги при обслуживании непродуктивных животных формируется по аналогии с расценками на обслуживание мелких домашних животных, которые, в свою очередь, установлены на основании соответствующих нормативно-правовых актов РФ и Тю-

менской области: Гражданского и Налогового кодексов, закона РФ N 4979-1 "О ветеринарии" федерального законодательства в сфере ветеринарии, закона № 304 «О ветеринарии в Тюменской области», Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг", Положения о платных и бесплатных ветеринарных услугах и других. Кроме того, несмотря на единые федеральные нормативно-правовые акты, в разных клиниках расценки на одни и те же виды ветеринарных услуг при обслуживании животных имеют существенные различия. Это

обусловлено воздействием следующих факторов ценообразования:

различиями в уровнях производственных и коммерческих издержек при формировании и оказании ветеринарных услуг, в том числе уровня оплаты труда ветеринарных специалистов, которая колеблется в пределах от 8 500 до 50 000 руб. в месяц, что в свою очередь зависит от установленного размера должностных окладов по каждой штатной единице, а также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу1; имеющихся арендных платежей за имущество, коммунальных платежей, транспортных и прочих расходов;

- колебаниями рыночного спроса на ветеринарные работы (услуги);

- возрастающей конкуренцией как между частными, так и между государственными и частными ветеринарными клиниками;

- региональными различиями в уровнях доходов и платежеспособности населения;

- проработанностью региональных нормативных актов в данной сфере.

Таким образом, результаты проведенного исследования отражают влияние региональных аспектов при подходах к научному обоснованию уровня цен на обслуживание домашних животных, а также нормативный подход при формировании нормативов времени на отдельные ветеринарные услуги для данных животных и, соответственно, планирование штатной численности необходимого персонала. Также это позволяет обоснованно подходить к планированию и обоснованию расходов на выполнение государственных заданий в государственных ветеринарных учреждениях.

Таблица 3 - Взаимосвязь параметров качества и доходности ветерина

Ветеринарная клиника Годы Выручка Прибыль Качество Услуг (max 10) Спектр услуг Уровень цен Соотношение цена-качество (max 10)

1. Ветеринарная клиника на Олимпийской 2016 153 993 9 средний средний 8

2017 4100 -58

2018 9100 -10

2. Ветеринарная клиника Евгении Мамоновой 2016 182000 5700 7 широкий выше среднего 7

2017 146000 3600

2018 61000 -6300

3. Компания ООО "Призвание" 2016 525 117 6 узкий средний 5

2017 565 184

2018 573 -181

4. Ветеринарная клиника Дарьи Суховой 2016 11000 1800 7 широкий выше среднего 8

2017 16000 5100

2018 16000 1300

5. ООО «Доктор А-вет» 2016 5000 708 10 широкий выше среднего 8

2017 6400 513

2018 3900 -558

рных клиник

1 Агапитова Л.Г. Аналитические аспекты оплаты труда ветеринарных работников в бюджетной сфере // В сборнике национальной (Всероссийской) научной конференции: Теория и практика современной аграрной науки. Новосибирский государственный аграрный университет. 2018. С. 460-463.

Анализ взаимосвязи доходности и качественных параметров ветеринарных клиник (таблица 3) позволяет сделать следующие выводы:

- ухудшение качества оказываемых услуг отражается отрицательно на величинах выручки и прибыли, несмотря на широкий спектр услуг. Показатели ветеринарной

клиники №2 (им. Евгении Мамоновой) подтверждает данную взаимосвязь;

- наблюдается ухудшение экономического состояния ветеринарных клиник -снижение выручки и прибыли, а в большинстве случаев, и получение убытков.

Рассмотрим сводные показатели доходности по группе обследуемых ветеринарных клиник (таблица 4).

Таблица 4 - Динамика показателей доходности по группе ветеринарных клиник

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г., +,- 2018 г. к 2017 г., +,- 2018 г. к 2016 г., % 2018 г. к 2017 г., %

Выручка 198 678 173 065 90 573 -108 105 -82 492 45,6 52,3

Затраты 189 360 163 726 96 322 -93 038 -67404 50,8 58,8

Прибыль 9 318 9 339 -5 749 -15 067 -15 088 х х

Рентабельность, % 4,9 5,7 -5,9 -10,8 -11,6 х х

Как видно из таблицы 4 «Динамика показателей доходности по группе ветеринарных клиник», совокупная динамика доходности ветеринарных клиник, вошедших в обследуемую совокупность ветеринарных клиник, имеет тенденцию снижения. За 3 года произошел спад объема выручки и прибыли клиник. Данная тенденция обусловлена следующими факторами:

- ростом числа количества ветеринарных клиник;

- ростом конкуренции между ветеринарными клиниками, что ведет к поиску жителями ветеринарных клиник с более компетентным персоналом, соответственно ряд клиник теряет определенную долю клиентуры.

Снижение объемов прибыли также связано с превышением роста затрат (50,8%) над ростом выручки (45,6%), что указывает на увеличение себестоимости ветеринарных услуг, тогда как ценовая политика достаточно стабильна, во избежание потери клиентуры.

По оценкам аналитиков IBISWorld, устойчивость рынка ветеринарных услуг в глобальном аспекте связана прежде всего с ростом благосостояния населения, что отражается как на повышении платежеспособности клиентов, так и на росте имущественного потенциала ветеринарных клиник. Это утверждение подтвердилось в ходе экспертного опроса ветеринарных врачей (п-50) частных клиник г. Тюмени в марте 2019 г. Развитие технологий, в том числе медицинских, позволило оснащать клиники современным оборудованием и диагностировать все более сложные заболевания, что отражается на качестве результатов лечения, продолжительности жизни животных и доверии клиентов. Исходя из данных опроса в ветеринарных клиниках, клиентопоток и количество осматриваемых животных растет, если в будущем данная тенденция сохранится или окажется стабильной, это простимулирует как клиентов, так и владельцев клиник на оказание новых профилактических и хирургических услуг.

Таблица 5 - Динамика расходов населения Тюменской области на ветеринарные услуги

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г., % 2018 г. к 2017 г., %

Средняя номинальная начисленная заработная плата, тыс. руб./мес. 60,0 63,7 68,6 114,3 107,7

Расходы на платные ветеринарные услуги на душу населения, тыс. руб./мес. 1,18 1,27 1,37 116,1 107,8

Удельный вес платных ветеринарных услуг в структуре заработной платы 0,2 0,2 0,2 100 100

Уровень средней заработной платы в Тюменской области имеет стабильный рост - за 3 исследуемых года на 14,3% при среднегодовом темпе прироста 6,9%. Анализ динамики средних расходов населения на пользование ветеринарными услугами показывает рост расходов в абсолютном выражении, средний ежегодный темп роста за 3 года составил 107,7%. При этом доля средних расходов на ветеринарные услуги на протяжении длительного периода времени неизменна - 0,2% от всех потребительских расходов.

Изучив рынок ветеринарных услуг в г. Тюмени, можно выделить следующие его черты, отчасти согласующиеся с общероссийскими1:

- во-первых, разнообразные организационно-правовые формы ветеринарных клиник;

- во-вторых, появление филиальной сети коммерческих ветеринарных клиник, сочетающих торговлю зоологическими товарами и ветеринарными препаратами;

- в-третьих, стремительное расширение перечня предоставляемых услуг с одновременным повышением их качества;

- в-четвертых, несопоставимая ценовая политика в государственных и частных ветеринарных учреждениях;

- в-пятых, потребители ветеринарных услуг представлены, в основном, людьми с высшим и средним образованием, среднего уровня достатка, осознающими свою социальную ответственность перед животными. Это дает основание полагать о стабильности обращений к ветеринарным врачам и, следовательно, сформированной клиентской базе приносящей регулярный доход;

- в-шестых, количественно потребителей ветеринарных услуг, имеющих непродуктивных животных (96%) и обращающихся в городские ветеринарные клиники в разы больше, чем тех, кто имеет продуктивных животных (4%).

Анализируя основных «игроков» рынка: ветеринарных учреждений и спе-

1 Трофимова Е.Н. Научные основы совершенствования ветеринарного обслуживания мелких домашних животных // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - Т.213. - С. 316.

циалистов на рынке ветеринарных услуг в г. Тюмени, мы согласимся с выделенными группами казанского исследователя Е.Н.Трофимовой.2 Действительно, по-прежнему в данном бизнесе существуют лидеры: в г. Тюмени это клиники «Ветеринарная клиника на Олимпийской» и «Ветеринарная клиника Евгении Мамоновой»; претендующие на лидерство: «Ветеринарная клиника Дарьи Суховой» и «ООО «Доктор А-вет»; «новички» (за последние пять лет открылось 12 клиник в г. Тюмени) и «доживающие свой век» ветеринарные учреждения.

Таким образом, комплексный анализ регионального рынка ветеринарных услуг г. Тюмени позволяет определить основные тенденции, к которым относятся:

- рост числа ветеринарных клиник, расширение спектра оказываемых ветеринарных услуг;

- повышение спроса на услуги коммерческих платных ветеринарных учреждений непродуктивной группы животных;

- снижение уровня доходности деятельности ветеринарных клиник;

- стабильность уровня расходов населения на ветеринарные услуги.

Данные тенденции в условиях растущей конкуренции и нарастающего экономического кризиса вследствие пандемии требуют от владельцев ветеринарных клиник взвешенных подходов к формированию элементов ценовой политики (уровня цен, скидок, бонусов и пр.), оптимизации затрат деятельности, расширения ассортимента оказываемых услуг, а самое главное - повышения профессионализма и качества оказываемых ветеринарных услуг.

2 Трофимова Е.Н. Научные основы совершенствования ветеринарного обслуживания мелких домашних животных // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - Т.213. - С. 316.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агапитова, Л.Г. Аналитические аспекты оплаты труда ветеринарных работников в бюджетной сфере // Теория и практика современной аграрной науки: сборник трудов национ. (Всеросс.) науч. конф. - Новосибирск, 2018. - С. 460-463.

2. Анализ рынка ветеринарных услуг в России в 2014-2018 гг., прогноз на 2019-2023 гг. // BusenesStat/ Обзор рынков [Электронный ресурс]. - URL: https://businesstat.ru/images/demo/veterinary_services_russia_2019_demo_businesstat.pdf(дата обращения 30 октября 2019 г.).

3. Благосостояние жителей Тюменской области продолжило свой рост - заработная плата за год увеличилась на 12% // ТюменьPRO.2019 г. 5 ноября [Электронный ресурс]. -URL: https://www.tumenpro.ru/2018/05/25/blagosostoyanie-zhiteley-tyumenskoy-oblasti-prodolzhilo-svoy-rost-zarabotnaya-plata-za-god-uvelichilas-na-12/ (Дата обращения 5 ноября 2019 г.).

4. ВЦИОМ: 60% россиян имеют домашних животных // Общество. - 2016. 25 ноября [Электронный ресурс]. - URL: https://kuban24.tv/item/vciom-60-rossiyan-imeyut-domashnih-zhivotnyh-162743 (Дата обращения 31 октября 2019 г.).

5. Гончаренко, О.Н. Вектор развития российского села // Аграрный вестник Урала. -2009. - № 10 (64). - С. 69-71.

6. Гончаренко, О.Н. Маркетинг в России: современное состояние и перспективы развития / О.Н. Гончаренко, Е.В. Титовская // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 161-162.

7. Домашние любимцы в России // Живая планета [Электронный ресурс]. - URL: http://animalworld.com.ua/news/new_48 .(Дата обращения 31 октября 2019 г.).

8. Кошки и собаки: любим и кормим // ВЦИОМ. Пресс-выпуск. - 2016. 22 ноября [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=46 (Дата обращения 30 октября 2019 г.).

9. Медведева, Л.Б. Формирование условий функционирования малых форм хозяйствования / Л.Б. Медведева, О.Н. Гончаренко // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2017. - № 4. - С. 26-30.

10. Никитин, И.Н. Организация и экономика ветеринарного дела: учебник для вузов / И.Н. Никитин, В.А. Апалкин. - М.: Колос, 2006. - 368 с.

11. Средняя зарплата в Тюмени [Электронный ресурс]. - URL: https://mainfin.ru/ wiki/term/srednaa-zarplata-v-tumeni (Дата обращения 5 ноября 2019 г.).

12. Титаны и герои зоорынка Тюмени // ZOOINFORM.RU. - 2016. 19 октября [Электронный ресурс]. - URL: https://zooinform.ru/business/articles/titany_i_geroi_zoorynka_ tyumeni/ (Дата обращения 30 октября 2019 г.).

13. Трофимова, Е.Н. Научные основы совершенствования ветеринарного обслуживания мелких домашних животных // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - Т.213. -С. 315-320.

14. Фесенко, Е.А. Актуальные проблемы ветеринарии: состояние и пути решения / Е.А. Фесенко // Аграрный вестник Урала. - 2010. - № 11-1(77). - С. 42-44.

15. Численность населения Тюмени. Географическое положение, экономика и администрация города Тюмени. Нефтегазовая столица России // SYL.ru [Электронный ресурс]. -URL: https://www.syl.ru/article/317364/chislennost-naseleniya-tyumeni-geograficheskoe-polojenie - ekonomika-i-administratsiya-goroda-tyumeni-neftegazovaya-stolitsa-rossii (Дата обращения 30 октября 2019 г.).

16. BusinesStat: Католог [Электронный ресурс]. - URL: https://businesstat.ru/catalog/ id9707/ (дата обращения 15 мая 2020 г.).

17. Tyumen.zoon.ru - vet. [Электронный ресурс]. - URL: https://tyumen.zoon.ru/vet/ (Дата обращения 15 февраля 2020 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.