Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
791
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишниязова Альбина Радиковна, Андронова Светлана Андреевна, Юнусова Ильсияр Ильдусовна

Статья посвящена изучению состояния потребительского рынка в современной России, определению тенденций его развития в зависимости от реализуемых стратегий поведения граждан в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Отмечается ориентированность потребителей на товары здоровьесберегающего направления (средства гигиены, поддержания чистоты, санитайзеры, медицинскую технику и т. д.) и экологически чистые продукты питания. Определено влияние информационных технологий на сферу потребления в условиях пандемии, подчеркивается необходимость интенсификации функционирования торговых онлайн-платформ и сервисов повышения эффективности взаимодействия субъектов рынка. Подчеркивается высокий потенциал интернет-торговли для российского потребительского рынка. Выявлена стабильность спроса на товары первой необходимости вне зависимости от уровня сложности эпидемиологической ситуации. Отмечается целесообразность перспективного изучения тенденций функционирования потребительского рынка в России в постпандемийный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ишниязова Альбина Радиковна, Андронова Светлана Андреевна, Юнусова Ильсияр Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE CONSUMER MARKET OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS OF THE PANDEMIC

The article studies the state of the consumer market in modern Russia, determining the trends of its development depending on the implemented strategies of citizens' behavior in the face of the threat of spreading of a new coronavirus infection. It is noted that consumers are focused on health-saving products (hygiene products, cleanliness maintenance, sanitizers, medical equipment, etc.) and environmentally friendly food. The influence of information technologies on the sphere of consumption in the conditions of a pandemic is determined, the need to intensify the functioning of online trading platforms and services to increase the efficiency of interaction between market entities is emphasized. The high potential of e-commerce for the Russian consumer market is emphasized. The stability of demand for essential goods has been revealed, regardless of the level of complexity of the epidemiological situation. The expediency of a prospective study of the trends in the functioning of the consumer market in Russia in the post-pandemic period is noted.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 121-127. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 12. P. 121-127.

Научная статья УДК 338.27

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.15

Тенденции развития потребительского рынка России в современных условиях пандемии

Альбина Радиковна Ишниязова1, Светлана Андреевна Андронова2, Ильсияр Ильдусовна Юнусова3

123Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия 1econ3812@gmail.com, http://orcid.org/0000-0001-9032-6730 2svetlana14andronova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3873-9279 3avtouniversal69@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-1688-2154

Аннотация. Статья посвящена изучению состояния потребительского рынка в современной России, определению тенденций его развития в зависимости от реализуемых стратегий поведения граждан в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Отмечается ориентированность потребителей на товары здоровьесберегающего направления (средства гигиены, поддержания чистоты, санитайзеры, медицинскую технику и т. д.) и экологически чистые продукты питания. Определено влияние информационных технологий на сферу потребления в условиях пандемии, подчеркивается необходимость интенсификации функционирования торговых онлайн-платформ и сервисов повышения эффективности взаимодействия субъектов рынка. Подчеркивается высокий потенциал интернет-торговли для российского потребительского рынка. Выявлена стабильность спроса на товары первой необходимости вне зависимости от уровня сложности эпидемиологической ситуации. Отмечается целесообразность перспективного изучения тенденций функционирования потребительского рынка в России в постпандемийный период.

Ключевые слова: потребительский рынок, COVID-19, пандемия, информационные технологии, оптовая торговля, розничная торговля, реальные доходы

Для цитирования: Ишниязова А.Р., Андронова С.А., Юнусова И.И. Тенденции развития потребительского рынка России в современных условиях пандемии // Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 121-127. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.15.

Original article

Trends in the development of the consumer market of Russia in modern conditions of the pandemic

Albina R. Ishniyazova1, Svetlana A. Andronova2, Ilsiyar I. Yunusova3

123South Ural State University (NIU), Chelyabinsk, Russia 1econ3812@gmail.com, http://orcid.org/0000-0001-9032-6730 2svetlana14andronova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3873-9279 3avtouniversal69@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-1688-2154

Abstract. The article studies the state of the consumer market in modern Russia, determining the trends of its development depending on the implemented strategies of citizens' behavior in the face of the threat of spreading of a new coronavirus infection. It is noted that consumers are focused on health-saving products (hygiene products, cleanliness maintenance, sanitizers, medical equipment, etc.) and environmentally friendly food. The influence of information technologies on the sphere of consumption in the conditions of a pandemic is determined, the need to intensify the functioning of online trading platforms and services to increase the efficiency of interaction between market entities is emphasized. The high potential of e-commerce for the Russian consumer market is emphasized. The stability of demand for essential goods has been revealed, regardless of the level of complexity of the epidemiological situation. The expediency of a prospective study of the trends in the functioning of the consumer market in Russia in the post-pandemic period is noted.

Keywords: consumer market, COVID-19, pandemic, information technology, wholesale, retail, real income For citation: Ishniyazova, A.R., Andronova, S.A., Yunusova, I.I. (2021) Trends in the development of the consumer market of Russia in modern conditions of the pandemic. Theory and Practice of Social Development. (12), 121-127. Available from: doi: 10.24158/tipor.2021.12.15 (In Russian).

© Ишниязова А.Р., Андронова С.А., Юнусова И.И., 2021

Мало кто сегодня может объяснить, как COVID-19 может формировать потребительские тенденции, особенно в свете технологий, появившихся в последние годы. Необходим сбор данных, чтобы понять новые тенденции рынка, распространенные до 2022 года и ожидаемые в последующий период. Определение закономерностей развития российского потребительского рынка в условиях пандемии является достаточно актуальной задачей, поскольку оно позволяет оценить уровень влияния COVID-19 на качество жизни граждан нашей страны. Изучению особенностей функционирования потребительского рынка в современной России, взаимосвязи тенденций его развития с моделями поведения граждан в условиях угрозы распространения новой ко-ронавирусной инфекции и посвящена настоящая статья.

Исследование потребительского рынка в разное время становилось предметом научных изысканий известных экономистов - А.О. Курно, Г.Г. Госсена, К. Маркса, Т. Веблена, Ф. Котлера, М. Вебера, П. Бурдьё, И. Гофмана, Ж. Бодрийяра.

В современных экономических источниках потребительский рынок - это структура, в рамках которой отдельными экономическими субъектами осуществляются операции купли-продажи товаров и услуг в личных целях (Ускова и др., 2012). Для ее функционирования определяющими являются следующие факторы: соотношение спроса и предложения, количество денежной массы у населения, величина оплаты труда, темпы инфляции и различные виды и формы дотаций.

Потребительский рынок - структура подвижная, чутко реагирующая на любые социальные изменения. Глобализация привнесла в него элемент унификации, в частности это касается различий, существовавших на уровне федеральных и региональных потребительских рынков. Особый интерес у людей вызывают товары, которые призваны повысить качество жизни покупателей. Многие территории пытаются сохранить самобытность и индивидуальность своего народа и предлагают поддержать оптовую продажу своих товаров и технологий.

Оптовая торговля на потребительском рынке - это деятельность по продаже крупных партий товаров с последующей их перепродажей в розницу или использованием в профессиональных целях, которые определяют повышенную потребность в товарах одного типа1.

Динамика развития оптовой торговли в России в предпандемийный период в зависимости от актуальных тенденций в обществе (трендов) показана на рис. 1. Как видим, максимальные значения оборота оптовой торговли пришлись на 2018 год - период определенной стабильности на потребительском рынке, который позволил усилить позиции опта.

125 120 115 110 105 100 95 90 85

оборот оптовой торговли

с исключением основного фактора

тренд

85 2017 г.

2018 г.

2019 г.

Рисунок 1 - Динамика оборота оптовой торговли в России за 2017-2019 годы

Розничная торговля - деятельность по реализации товаров населению с целью обеспечения его потребностей. Принципами совершенствования розничной торговли принято считать размещение торговых предприятий на разных рынках; развитие интернет-магазинов, обеспечивающих доступность товаров для всех категорий граждан без необходимости посещения торговой точки лично; оборудование мест реализации.

Анализ предпандемийных показателей развития розничной торговли в России свидетельствует о достаточно высоком уровне ее объемов (рис. 2)2.

1 Саталкина Н.И., Герасимов Б.И., Терехова Г.И. Экономика торговли : учебное пособие. М., 2010. 232 с.

2 Розничная торговля, услуги населению, туризм [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1 (дата обращения: 05.04.2021).

125 120 115 110 105 100 95 90 85

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Рисунок 2 - Динамика оборота розничной торговли в России за 2017-2019 годы

Разразившаяся в 2020 году пандемия COVID-19 подвергла экономику страны серьезным испытаниям. По информации Всемирного банка, падение уровня ВВП в России составило 14 % (Солдатова, Пивкина, 2020). Изменение уровня доходов, нестабильность экономико-политического положения в стране, «ситуативное» государственное управление, определяемое эпидемиологическим мониторингом как по стране в целом, так и в отдельных регионах, туманность перспектив в плане работы и улучшения благосостояния, отсутствие уверенности в завтрашнем дне - все это обусловило трансформационные процессы на потребительском рынке.

Данная проблема вызвала исследовательский «бум» в отечественном научном сообществе. Так, вопросам влияния пандемии на экономику России посвящена работа М.Ю. Головнина, С.А. Никитиной (2020); социально-экономическое положение населения в период коронавирус-ных ограничений сделали предметом своего исследования Т.М. Малева, Е.Е. Гришина, А.Я. Бур-дяк, Ю.Б. Чумакова (2020). В свете нашей работы интересными представляются труды, посвященные изменениям на потребительском рынке России (Смирнов, 2020), а также содержащие в себе анализ особенностей покупательской способности населения и потребительского поведения граждан (Панькина, Гончарова, 2021; Беджанян, 2021; Фицурина и др., 2020; Бакланова, 2020; Ухова и др., 2021). Ученые обращают внимание на способы адаптации бизнес-структур к новым требованиям потенциальных покупателей продвигаемых товаров (Захарова, 2020; Князева, Куб-лин, 2020), в том числе за счет разработки манипулятивных методик для управления поведением потребителя в условиях действия коронавирусных ограничений (Звягин, 2020) и за счет цифро-визации сферы торговли (Агейкина, 2021).

Такое количество разноплановых работ не вызывает удивления в свете серьезных изменений в обществе, спровоцированных пандемией. По официальным данным, 49 % домохозяйств с начала распространения коронавирусной инфекции столкнулись со снижением реальных доходов. В период официально объявленных нерабочих дней около 14 % трудоспособного населения страны было отправлено в неоплачиваемые отпуска, и еще 15 % работников переведены на неполный рабочий день. Часть граждан сменили статус и оказались безработными (Камдина, 2020). Все это не могло не сказаться на потребительском рынке. Предметы первой необходимости -категория товаров, наиболее стабильная по востребованности у населения, несмотря на все перипетии пандемийного периода. В некоторых регионах расходы на них даже выросли, что обусловлено, видимо, увеличением количества времени, проводимого россиянами дома в свете действовавших ограничительных мер. Другие категории товаров во время пандемии демонстрировали явно меньшую востребованность со стороны населения, что отразилось в уровне расходов на них среди граждан. Открытием для аналитиков потребительского рынка страны стал интерес россиян к предметам роскоши. И это обстоятельство, скорее всего, носит характер психологической компенсаторности в условиях стрессовой ситуации резкого изменения образа жизни.

Представляется целесообразным сформулировать и охарактеризовать основные тенденции функционирования современного потребительского рынка России. Прежде всего они непосредственно связаны с поведением потенциальных покупателей.

1. Ориентация на товары здоровьесберегающего направления: средства гигиены, лекарства, антисептики, аэраторы, очистители воздуха, медицинскую технику домашнего использования и т.д. Данное обстоятельство легко объясняется стремлением людей максимально обезопасить себя от заражения новой коронавирусной инфекцией. Так, результаты исследования Nielsen, проведенного в виде опроса граждан, свидетельствуют о том, что граждан стали чаще

по общему обороту

105

105

с исключением сезонного фактора

■тренд

мыть руки, убрать в доме, больше следить за чистотой одежды1, что влечет за собой потребность в товарах, обеспечивающих возможность реализации такой модели поведения (рис. 3).

15

Чаще моют руки

Чаще используют санитайзер

Чаще убирают дома Чаще стирают одежду

Рисунок 3 - Опрос граждан о влиянии на их жизнь эпидемиологической ситуации

в обществе, 2020 г., %

2. Цифровизация потребительского рынка, выражающаяся в использовании виртуальных торговых платформ в виде интернет-магазинов и развитии электронных систем обеспечения досуга граждан (социальные сети с возможностью прослушивания музыкального контента или просмотра видеороликов с развлекательной, познавательной или иной целью, развитие цифровых библиотек для обеспечения потребности людей в чтении (Литрес, Литмир, Книжник.ру и т. д.)). Данная тенденция в развитии потребительского рынка обусловлена ограничительными мерами, введенными на территории России с целью сдерживания распространения ковидной инфекции, под девизом «Будь дома!». Опрос Nielsen Company подтверждает зависимость потребительского поведения с вынужденным пребыванием людей в самоизоляции: было выявлено, что 21 % респондентов чаще стали обращаться к изучению электронных изданий; от 12 % до 20 % участников опроса предпочитают больше времени находиться в социальных сетях и покупать товары через сайты или интернет-магазины2 (рис. 4).

■ Чаще читают онлайн-книги

■ Больше сидят в соцсетях

■ Чаще смотрят видео

Чаще слушают радио и музыку

Рисунок 4 - Опрос граждан на предмет использования интернет-пространства

в период пандемии, 2020 г.

3. Расширение перечня товаров, входящих в число потенциально-интересных для потребителей. В апреле 2020 года, в период ограничений пространственных перемещений граждан, многие из них вынужденно обратились к услугам интернет-магазинов, опробовали специально разработанные мобильные приложения по доставке товаров «до двери», бесконтактную куплю-продажу. Исследования показывают, что среди всех потребителей впервые воспользовались возможностями удаленных покупок 15 % граждан3. Постепенно, по мере повышения доверия

1 Мир после СОУЮ-19: 5 трендов потребления [Электронный ресурс] // Ме^епЮ. https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2020/mir-posle-covid-19-5-trendov-potrebleniya/ (дата обращения: 01.12.2021).

2 Там же.

3 Там же.

населения к интернет-торговле, ассортимент приобретаемых товаров расширяется и уже включает скоропортящуюся продукцию, а также товары, которые ранее не были популярны на онлайн-рынках. Можно с уверенностью сказать, что после эпидемии COVID-19 индустрия электронной коммерции будет закреплена на новом уровне (Агейкина, 2021). В этой связи для ключевых акторов цифрового потребительского рынка важно и дальше развивать онлайн-сервисы, чтобы окончательно закрепить за собой тех потребителей, которые впервые отправились за покупками в Интернет во время пандемии. Стоит также предположить, что повышение внимания к качеству продукции поможет сохранить эту тенденцию. Традиционные маркетинговые каналы будут по-прежнему размываться, поскольку розничные торговцы и производители примут на вооружение модель прямого обращения к потребителю.

4. Повышение роли рекламных акций и промо-мероприятий. Товары, участвующие в подобных акциях, как правило воспринимаются потребителем, как более качественные и дорогие, что интересно определенной категории покупателей, ориентирующихся на бренд, известность марки, отзывы других потребителей. Кроме того, в ходе промо-мероприятий у производителя имеется возможность подробно рассказать о характеристиках товара, его преимуществах, выставить его в выгодном свете, что способствует повышению спроса на него в потребительской среде.

5. Размытость ценовой политики. Инфляционные ожидания россиян влияют на характер потребительского спроса. Большинство участников опроса Nielsen1 (89 %) прогнозируют кризис в отечественной экономике в ближайшем будущем, на выход из которого уйдет не менее полутора лет. Это означает, люди находятся в ситуации экономии и, как следствие, ограничения потребления товаров. В результате потребители в основной своей массе особое внимание уделяют анализу стоимости предлагаемых им товаров.

Проводить маркетинговый анализ и выявлять целевые аудитории становится все сложнее. Покупатель может приобрести товар как высокого, так и низкого качества. На покупки людей влияют эмоции и чувства. Не имея эмоциональной связи с одним товаром, потребитель выберет самый дешевый продукт. Покупая товары роскоши, люди могут руководствоваться желанием порадовать себя в условиях ограничений или же оценить уникальность товара и отраженные в нем традиции и мастерство. Благодаря внедрению информационных технологий и использованию торговых площадей в социальных сетях можно говорить об индивидуализации товаров и услуг на современном потребительском рынке. В ближайшее время ситуация будет быстро меняться, но эти конкретные тенденции, вероятно, сохранятся.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы, касающиеся современного состояния потребительского рынка, обусловленного пандемийными факторами:

1. Расходы на товары первой необходимости остаются стабильными вне зависимости от экономической ситуации в стране.

2. Онлайн-покупки оказались удобной формой потребления для большинства субъектов рынка. Кроме того, поход в интернет-магазин для многих выступает средством «психологического» бегства из реальности, что приводит к росту продаж.

3. Здоровьеориентированная направленность потребительского поведения выражается в повышении на рынке количества предложений товаров для поддержки чистоты окружающего пространства, осуществления гигиены. Эта же тенденция лежит в основе приоритетности экологически чистых продуктов для покупателей.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы развития потребительского рынка состоят в более детальном изучении способов его функционирования в изменяющихся условиях и определении приоритетных направлений взаимодействия основных его субъектов в постпанде-мийный период.

Список источников:

Агейкина А.А. Пандемия как катализатор роста рынка электронной коммерции // Современные вызовы экономики и управления в России в условиях многополярного мира : сборник статей и тезисов докладов Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов. СПб., 2021. С. 6-9.

Бакланова В.В. Потребительские ожидания как фактор формирования спроса на рынке продуктов питания в условиях пандемии // Экономика и бизнес: позиция молодых ученых : материалы XVIII международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Барнаул, 2020. С. 33-36.

Беджанян Д.А. Специфика потребительского поведения в условиях пандемии и ажитации на рынке // Вектор экономики. 2021. № 3 (57). С. 1-15. https://doi.org/10.51691/2500-3666_2021_3_1

1 Мир после СОУЮ-19: 5 трендов потребления [Электронный ресурс] // Ме^епЮ. https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2020/mir-posle-covid-19-5-trendov-potrebleniya/ (дата обращения: 01.12.2021).

Головнин М.Ю., Никитина С.А. Каналы воздействия пандемии Covid-19 на экономику России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 5. C. 9-23. https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10053

Захарова И.А. Влияние экономических кризисов на бизнес-решения компаний и поиск оптимальной бизнес-модели в результате современного кризиса, вызванного пандемией // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 82. С. 22-53. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10092

Звягин А.А. Методы управления потребительским поведением на рынке услуг общественного питания в условиях пандемии Covid-19 // Менеджмент и маркетинг: вызовы XXI века : материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. С. 49-51.

Камдина Л. В. Оценка влияния пандемии COVID-19 на качество жизни населения // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 11 (445). С. 224-230. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2020-11126

Князева М.А., Кублин И.М. Проблемы формирования лояльности покупателей на потребительском рынке в условиях пандемии // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов : сборник научных статей VI международной научно-практической конференции. Орел, 2020. С. 66-69.

Малева Т.М., Гришина Е.Е., Бурдяк А.Я., Чумакова Ю.Б. Эпидемиологический кризис в первой половине 2020 г.: социально-экономическое положение населения // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27, № 10. С. 60-72.

Панькина А.М., Гончарова А.А. Изменение потребительского поведения на рынке в период пандемии // Молодой ученый. 2021. № 7 (349). С. 164-166.

Смирнов С.Н. Влияние пандемии COVID-19 на потребительский рынок России: статистический анализ // Социальные новации и социальные науки. 2020. № 2 (2). С. 149-159. https://doi.org/10.31249/snsn/2020.02.09

Солдатова С.С., Пивкина К.Р. Экономические последствия пандемии «COVID-19» для России // Student. 2020. Т. 3, № 2. С. 260-263.

Ускова Т.В., Попова О.И., Воронцова Т.В. Потребительский рынок города: состояние и перспективы. Вологда, 2012. 111 с.

Ухова А.И., Окольнишников А.Д., Беляев Н.А. Трансформация потребительского поведения россиян в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2021. Т. 15, № 1. С. 176-181. https://doi.org/10.14529/em210118

Фицурина М.С., Чекменева Е.В., Бженникова Д.Г., Кузнецова О.А. Основные изменения в потребительских предпочтениях и продвижении товаров на рынок в условиях пандемии // Экономика и предпринимательство. 2020. № 6 (119). С. 1297-1300. https://doi.org/10.34925/EIP.2020.119.6.276

References:

Ageikina, A. A. (2021) Pandemiya kak katalizator rosta rynka elektronnoi kommertsii [Pandemic as a Catalyst of the Growth of the E-Commerce Market]. In: Sovremennye vyzovy ekonomiki i upravleniya v Rossii v usloviyakh mnogopolyarnogo mira : sbornik statei i tezisov dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, magistrantov, aspirantov i prepo-davatelei vuzov. Saint-Petersburg, рр. 6-9 (in Russian).

Baklanova, V. V. (2020) Potrebitel'skie ozhidaniya kak faktor formirovaniya sprosa na rynke produktov pitaniya v usloviyakh pandemii [Consumer Expectations as a Factor in the Formation of Demand in the Food Market in Pandemic]. In: Ekonomika i biznes:pozitsiya molodykh uchenykh : materialy XVIII mezhdunarodnoi konferentsii studentov, magistrantov i aspirantov. Barnaul, рр. 33-36 (in Russian).

Bedjanyan, D. A. (2021) Specifics of Consumer Behavior in the Context of a Pandemic and Market Agitation. Vektor ekonomiki. (3 (57)), 1-15. Available from: https://doi.org/10.51691/2500-3666_2021_3_1 (in Russian).

Fitsurina, M. S., Chekmeneva, E. V., Bzhennikova, D. G. & Kuznetsova, O. A. (2020) Major Changes in Consumer Preferences and Product Market Entry in the Context of the Pandemic. Ekonomika ipredprinimatel'stvo. (6 (119)), 1297-1300. Available from: https://doi.org/10.34925/EIP.2020.119.6.276 (in Russian).

Golovnin, M. Yu. & Nikitina, S. A. (2020) Kanaly vozdeistviya pandemii Covid-19 na ekonomiku Rossii [Channels of Impact of the Covid-19 Pandemic on the Russian Economy]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk. (5), 9-23. Available from: https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10053 (in Russian).

Kamdina, L. V. (2020) Assessing the Impact of the Covid-19 Pandemic for the Quality of Life of the Population. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. (11 (445)), 224-230. Available from: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2020-11126 (in Russian).

Knyazeva, M. A. & Kublin, I. M. (2020) Problemy formirovaniya loyal'nosti pokupatelei na potrebitel'skom rynke v usloviyakh pandemii [Problems of Forming Customer Loyalty in Consumer Market in the Context of a Pandemic]. In: Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v oblasti ekonomiki i finansov : sbornik nauchnykh statei VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Orel, рр. 66-69 (in Russian).

Maleva, T. M., Grishina, E. E., Burdyak, A. Y. & Chumakova, Y. B. (2020) Epidemiological Crisis in the First Half of 2020: Socio-Economic Situation. Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 27 (10), 60-72 (in Russian).

Pan'kina, A. M. & Goncharova, A. A. (2021) Izmenenie potrebitel'skogo povedeniya na rynke v period pandemii [Changing Consumer Behavior in the Market During the Pandemic]. Molodoi uchenyi. (7 (349)), 164-166 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Smirnov, S. N. (2020) The Impact of the Covid-19 Pandemic on the Russian Consumer Market: Statistical Analysis. Sotsi-al'nye novatsii i sotsial'nye nauki. (2 (2)), 149-159. Available from: https://doi.org/10.31249/snsn/2020.02.09 (in Russian).

Soldatova, S. S. & Pivkina, K. R. (2020) Economic Consequences of the Pandemic «Covid-19» for Russia. Student. 3 (2), 260-263 (in Russian).

Ukhova, A. I., Okolnishnikov, A. D. & Belyaev N. A. (2021) Transformation of Consumer Behavior in Russia Under the Conditions of the Spread of the New Coronavirus Infection (Covid-19). Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment. 15 (1), 176-181. Available from: https://doi.org/10.14529/em210118 (in Russian).

Uskova, T. V., Popova, O. I. & Vorontsova, T. V. (2012) Potrebitel'skii rynok goroda: sostoyanie i perspektivy [Consumer Market of the City: State and Prospects]. Vologda. 111 р. (in Russian).

Zakharova, I. A. (2020) Economics Crisis Influence on Company Business Decisions and Possibility to Revise the Business Model as a Result of the 2020 Crisis Caused by the Pandemic. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. (82), 22-53. Available from: https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10092 (in Russian).

Zvyagin, A. A. (2020) Metody upravleniya potrebitel'skim povedeniem na rynke uslug obshchestvennogo pitaniya v usloviyakh pandemii Covid-19 [Methods of Managing Consumer Behavior in Catering Market in the Context of Covid-19 Pandemic]. In: Menedzhment imarketing: vyzovyXXI veka : materialy VIII Vserossiiskoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg, рр. 49-51 (in Russian).

Информация об авторах А.Р. Ишниязова - старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета (НИУ), Челябинск, Россия.

ttps://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=651830.

С.А. Андронова - студент Южно-Уральского государственного университета (НИУ), Челябинск, Россия.

И.И. Юнусова - магистрант Южно-Уральского государственного университета (НИУ), Челябинск, Россия.

Information about the authors A.R. Ishniyazova - Senior lecturer of South Ural State University (NIU), Chelyabinsk, Russia. ttps://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=651830.

S.A. Andronova - Student of South Ural State University (NIU), Chelyabinsk, Russia. I.I. Yunusova - Master's student of South Ural State University (NIU), Chelyabinsk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.11.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.11.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.