INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A
PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" _4 JUNE, 2024_
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ
ТЕХНОЛОГИИ IVEN
Тураева Ойгул Сирож кизи
Базовый докторант Бухарского государственного университета https://doi.org/10.5281/zenodo.11506159
Аннотация. В данной статье раскрыты тенденции развития педагогических исследований на основе совершенствования методики развития профессиональных навыков будущих воспитателей средствами технологии IVEN.
Ключевые слова: развитие, педагогика, исследование, методика, развитие, навык, будущий воспитатель, технология.
Annotatsiya. Ushbu maqolada IVEN texnologiyasidan foydalangan holda bo'lajak o'qituvchilarning kasbiy mahoratini rivojlantirish metodologiyasini takomillashtirish asosida pedagogik tadqiqotlarni rivojlantirish tendentsiyalari ochib berilgan.
Kalit so'zlar: rivojlanish, pedagogika, tadqiqot, metodika, ishlanma, mahorat, bo 'lajak tarbiyachi, texnologiya.
Abstract. This article reveals trends in the development of pedagogical research based on improving the methodology for developing the professional skills offuture educators using IVEN technology.
Keywords: development, pedagogy, research, methodology, development, skill, future educator, technology.
Современные тенденции образования характеризуются переходом его на новый качественный уровень, основанный на тенденциях развития педагогических исследований с учётом международного опыта.
Применение современных педагогических технологий в учебном процессе высшего образовательного учреждения создает возможность для эффективной организации учебных занятий, внеаудиторных занятий, самостоятельных работ, что требует кардинальных изменений в процессе профессиональной подготовки будущего воспитателя [1]. Реформирование высшего образования сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в практике.
Соотношение теории и практики является одним из основных философских положений. Различаясь по сути, теория и практика всегда тесно взаимосвязаны между собой. Говоря о характере этого взаимодействия, К.Поппер указывал на недопустимость разрушения единства теории и практики, подчеркивая, что практика - не враг теоретического знания, «а наиболее значимый стимул к нему» [2]. Теория ориентирована на удовлетворение потребностей людей, служит практике, из которой она порождается, направляя ход практики, выступая в качестве регулятора практических действий. Как известно, теория сама по себе ничего изменить не может. Она становится материальной
INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A
PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" _4 JUNE, 2024_
лишь тогда, когда воспринимается сознанием людей, которые должны употребить практическую силу, и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность.
Как доказывают философы, теория воздействует на ход практических процессов не непосредственно, а через опосредование технологическими разработками. Именно на этапе технологизации совершается переход от научного описания к нормативной системе, имеющей целевое и практическое назначение.
В настоящее время интерес к технологическим подходам возрос и в педагогической науке. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса, на развитие и становление нравственного облика личности.
Отмечая новое содержание, новые подходы, новые отношения, новый педагогический менталитет, следует подчеркнуть, что сегодня понимание образования наполняется новым смыслом. В связи с новыми парадигмами образования в педагогической науке и дошкольной практике важное место занимает личностно-ориентированный подход, суть которого заключается в построении такого педагогического процесса, который способствует развитию, саморазвитию и самореализации личностных свойств ребёнка.
В педагогической науке и практике много внимания уделяется особенностям современных подходов к обучению и воспитанию, к постепенному преодолению единообразия в практике работы, к появлению различного рода воспитательных систем, созданию авторских проектов, и особенно, новым педагогическим технологиям, адекватным уровню общественного развития.
В педагогическом плане основные тенденции совершенствования педагогических технологий характеризуются переходом: от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Разнообразие подходов к определению понятия «педагогическая технология», многочисленность их разновидностей, концептуальных основ и характеристик вызывает необходимость, как в теоретическом, так и в практическом плане сосредоточить внимание на анализе сущности этого феномена. Активное использование современных педагогических технологий вызвано стремлением большинства будущих воспитателей организовать обучение и воспитание подрастающего поколения более процессуально, более системно, более эффективно.
Разработка научных основ современных педагогических технологий в системе профессиональной подготовки будущих воспитателей требует основательного рассмотрения теоретических аспектов этого понятия.
Для ясности изложения остановимся вкратце на этимологии понятия «технология», которое вошло и прочно утвердилось не только в производственной сфере, но и в педагогической теории и практике.
Слово технология в переводе с греческого языка (techne - искусство, мастерство + logos - учение) означает: а) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства,
INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A
PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" 4 JUNE, 2024
например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ; б) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства [3].
Технология - одно из фундаментальных общенаучных понятий, которое представлено как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
В «Словаре русского языка» это понятие характеризуется следующим образом: «Технология - 1) Совокупность знаний о способах ... осуществления каких-либо производствебных процессов. 2) Совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс» [3].
В педагогической литературе также стали использоваться различные инварианты этого термина как «технология обучения», «технология воспитания», «образовательные технологии» и т.д.
В отличие от производственных условий технологии обучения и воспитания не могут быть застывшими. Они учитывают уникальность каждой ситуации, особенности детейчающихся и динамику их самовыражения, изменений, складывающихся отношений и т.д.
В «Большом энциклопедическом словаре» дается такое определение: «Технология обучения и воспитания, как и любая технология, своей основой имеет последовательность процедур использования тех или иных средств для преобразования обучаемых или воспитуемых в рамках определенной цели» [4].
В истории развития педагогической науки в течение многих десятилетий продолжается дискуссия вокруг вопросов, связанных с технологией обучения. Многие исследователи задавались вопросом о том, можно ли овладеть технологией обучения как определенным инструментом в педагогической деятельности или нет. В разные периоды развития педагогической науки выдающиеся педагоги давали разные ответы на эти вопросы. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием», - писал классик педагогики Я.А.Коменский, - только при этом условии его работа будет высокорезультативной. Школа - мастерская, она «живая типография», которая печатает людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания, образования людей, какими пользуются типографские работники, создавая книгу».
Анализ огромного арсенала литературных источников позволяет сделать вывод о том, что в последние годы возрос интерес к технологическому подходу в обучении и воспитании. Но в истории педагогики также известны противоположные мнения по поводу
INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A
PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" 4 JUNE, 2024
технологизации образования, утверждавшие неправомерность использования в такой гуманной науке как педагогика технократического термина «технология».
Представители такого направления, как «педагогика творчества», считали преступной саму попытку с помощью технологии воздействовать на живую и неповторимую личность ребенка.
В век наукоемких технологий, по нашему мнению, невозможно не согласиться с необходимостью перехода на технологизацию образования, так как именно через нее осуществляется индивидуальный подход к развитию каждого ребенка, дифференциация образования, гуманизация и демократизация всей образовательной системы. Технологизацию педагогического процесса в современной педагогической науке мы связываем с поиском таких подходов, которые могли бы перевести обучение на субъектную основу с установкой на саморазвитие и самореализацию личности обучающих и обучаемых.
Понятие «образовательная технология» с начала 60-х годов появляется в печати некоторых зарубежных стран. С 1961 года в США начал издаваться журнал «Education Technology» (Технология образования), в Англии в 1964 году вышел в свет журнал «Educational Technology and Programmed Learning», (Образовательная технология и программированное обучение), с 1965 года в Японии издается журнал «Педагогические технологии». В 60-е годы прошлого века оформляется технологический подход к обучению. Его становление тесно связано с программированным обучением, основоположником которого является американский психолог Б. Скиннер, предложивший повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля.
Сущность идеи обучения состоит в повышении знаний о специфике процесса учения, о ее закономерностях. Особенностями обучения являются уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижения.
Существовали и разные варианты в подходах к постановке цели обучения. Например, в одних случаях цель формулировалась как «знать определение», в других -«выработать представление», в-третьих - предполагалась основная цель, и при этом не говорилось о других целях. Так, возникла «информационная технология обучения», под которой понимается структура взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерных программных средств. Немного позже в сфере высшего образования одной из перспективных систем подготовки специалистов явились технологии дистанционного обучения, представляющ ие собой сложный комплекс аппаратных, программных, методических средств. Вследствие развития техники и компьютерных систем, понятия «педагогическая технология» и «технология обучения» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
В настоящее время многие воспитатели глубоко заинтересованы новыми педагогическими технологиями и считают, что технологический подход к образованию значительно эффективнее традиционного.
Термины «образовательная технология», «педагогическая технология» следует раскрыть более подробно.
Технология IVEN - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов
INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A
PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" 4 JUNE, 2024
обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Технология IVEN представляет педагогическую систему в виде двух основных частей: дидактической задачи и технологии решения данной задачи. Каждая дидактическая задача разрешима с помощью адекватной технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формы, дидактического процесса и квалификации воспитателя.
Технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология - область исследования теории и практики в рамках системы образования, имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов.
Технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных систем в целом и установление цели заново, как только становится известной новая информация об эффективности системы.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для дошкольников и воспитателяучащихся и учителя.
Технология IVEN - это радикальное обновление инструментарных методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и практики.
Ведущим принципом в проектировании технологии IVEN должна быть активность самого ребёнка. Главное здесь - наличие сформулированной внутренней мотивировки желания и умения приобретать знание.
Технология IVEN - это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе воспитателя на занятии, направленная на достижение программных требований по обучению и воспитанию детей.
Учет таких требований как системность, преемственность, эффективность, во взаимодействии с такими фундаментальными целями, как повышение качества обучения, реализация методики полного усвоения при определенных условиях может привести нас к методической технологии.
Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок: социального заказа, образовательных ориентиров, целей и содержания образования, а также системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Технология IVEN понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработки оптимальных систем по
INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A
PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" 4 JUNE, 2024
конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.
В педагогической литературе выделяются четыре уровня педагогических технологий: уровень теоретического представления о педагогическом процессе, принципах его организации и факторах успешности; уровень нормативного представления через правила, рекомендации, алгоритмы действия учителя и учащихся; уровень конкретного проекта; уровень описания последовательности и характера действий учителя и учащихся.
Технология IVEN - это правила организации деятельности и выбора средств ее осуществления. Педагогическая технология должна быть связана с соответствующей концепцией педагогического процесса, представлять один из его уровней (технологический); технология предназначена для реализации учебно-воспитательного процесса, его сущностных характеристик, т.е. является его инструментарием; структура технологии обучения может быть адекватной проекту (оригиналу) учебного процесса, т.е. связанной с организацией и реализацией совместной деятельности ее участников; педагогическая технология предполагает овладение инструментарием и воспитателем, и дошкольниками; педагогически правильно сконструированная технология повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, творческую активность воспитателей и детей.
Таким образом, обучение включает разнообразные методы выстраивает их в определенную логическую цепочку. Технология IVEN всегда предполагает определенный алгоритм, логику и последовательность приемов. Другими словами, можно сказать, что педагогические технологии являются средством развития личности детей и отражают сущностные характеристики педагогического процесса.
REFERENCES
1. Ибраимов Х. ва бош;. Ота-она - мураббий: Услубий кулланма. - Т.: Гафур Гулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2024. - 220-б.
2. https://www.google.com/search7sca esv
3. https://ru.wikipedia.org/wiki
4. https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy-i-ih-rol-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-uchiteley