Научная статья на тему 'Тенденции развития организационных форм образовательной деятельности'

Тенденции развития организационных форм образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATION PROCESSES / EDUCATION / WORLD UNITED EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлюченко Елена Ивановна, Атаханов Руми Абдулзагирович

В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся прежде всего в гармонизации образовательных стандартов, методических подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Россия с началом демократических реформ стала активно интегрироваться в мировое образовательное пространство через интернационализацию связей, гармонизацию учебных программ высших учебных заведений, создание предпосылок для взаимного признания документов о высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tendency of the development of the educational activity organizational form

The world united educational space, first of all, expressed in the harmonization of educational standards, technical approaches, academic curricula and specialties in different countries of the world, is being formed. From the beginning of democratic reforms Russia is not an exclusion, it has become to integrate actively to the world educational space through entering the global net of the universities, internationalizing of communications, harmonizing the educational programmes of higher schools, developing the preconditions for mutual acceptance of the documents on higher education.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития организационных форм образовательной деятельности»

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

ПАВЛЮЧЕНКО Е.И.,АТАХАНОВ Р.А.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся прежде всего в гармонизации образовательных стандартов, методических подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Россия с началом демократических реформ стала активно интегрироваться в мировое образовательное пространство через интернационализацию связей, гармонизацию учебных программ высших учебных заведений, создание предпосылок для взаимного признания документов о высшем образовании.

Ключевые слова: интеграционные процессы, образование, единое мировое образовательное пространство.

PAVLUCHENKO Е.1.,ATAKHANOV ЯЛ.

THE TENDENCY OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY ORGANIZATIONAL FORM

The world united educational space, first of all, expressed in the harmonization of educational standards, technical approaches, academic curricula and specialties in different countries of the world, is being formed. From the beginning of democratic reforms Russia is not an exclusion, it has become to integrate actively to the world educational space through entering the global net of the universities, internationalizing of communications, harmonizing the educational programmes of higher schools, developing the preconditions for mutual acceptance of the documents on higher education.

Kewwords: integration processes, education, world united educational space

Международный опыт развития крупных образовательных систем свидетельствует о стремительном нарастании интеграционных процессов и создании новых организационных форм образовательной деятельности в России. Новые запросы рынка труда, становящиеся важнейшим фактором формирования индивидуальных потребностей обучающихся, приводят к сближению и объединению ресурсов образовательных учреждений различных уровней образования.

В процессе интеграции на территории региона формируется единое образовательное пространство, устраняются межведомственные барьеры для решения вопросов развития образования. Происходит оптимизация сети образовательных учреждений, обеспечивается внутренняя преемственность между сегментами и уровнями системы образования, формируется новый тип многоуровневых учебных заведений - образовательных комплексов, которые могут максимально полно удовлетворить потребности в обучении с учетом специфики регионального рынка труда.

Интеграционные процессы являются закономерным этапом развития системы образования, представляют собой положительные явления, поскольку наращивают учебный и научный потенциалы и расширяют возможности учебных заведений по оказанию образовательных, научных и иных услуг, способствуют более эффективному использованию ресурсов. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование в таких образовательных комплексах реализуется посредством разработки сопряженных учебных планов по родственным специальностям различных уровней профессионального образования и преемственных рабочих программ учебных дисциплин. Интеграция вузов обеспечивает большую устойчивость каждого вуза -участника на рынке образовательных услуг, увеличивает его продуктовый портфель, усиливает социальную значимость предлагаемых проектов. В условиях открытого образования интеграционные процессы получают более широкое распространение, способствуют развитию экономических отношений в образовании.

Рассматривая интеграционные процессы в системе высшего образования, можно утверждать, что университеты уже идут по пути адаптации опыта организационных слияний, разработанных «пионерами» управленческих инноваций - промышленными и коммерческими корпорациями.

Организационное слияние рассматривается как один из возможных путей решения проблем развития в условиях усиливающейся конкуренции вузов. Полные поглощения могут происходить с целью вертикальной интеграции, то есть объединения образовательных учреждений, предлагающих разные уровни образования по одной и той же специальности. Объединение позволяет сократить разрыв между колледжами одного уровня обучения и двухуровневыми, поскольку обеспечивает студентам возможность получить степень postgraduate в том же колледже, где они получили степень бакалавра.

Весьма специфической формой, встречающейся в практике организационной интеграции зарубежных вузов, являются частичные слияния, когда происходит объединение отдельных подразделений разных университетов. Такие слияния носят горизонтальный характер и приводят к полному административному слиянию факультетов двух и более разных независимых вузов. Это организационное решение оправданно в случае проблемы дублирующих специальностей, которые предлагают вузы одного города или региона.

Следует обратить внимание на то, что мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому необходимо говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином рынке образовательных услуг при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В настоящее время в развитии мировой системы образования наблюдаются определенные глобальные тенденции:

- стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

- обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

- значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

- увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

- разрастание рынка образовательных услуг;

- расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

- в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

- образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

- постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

- отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования;

- поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей -инвалидов.

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.

В решении проблем мирового образования особое значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.

К крупным международным проектам относятся:

- ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);

- ЛИНГВА - это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;

- ЭВРИКА, задача которого состоит в координации исследований со странами Восточной Европы;

- ЭСПРИТ - проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании информационных технологий;

- ЕИПДАС - это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;

- ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;

- ИРИС - это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.

Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.

Полиструктурность мирового рынка образовательных услуг позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах. Так, в мире выделяют типы регионов по признаку сближения и взаимодействия образовательных систем.

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах. Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».

Значение европейских интеграционных процессов не исчерпывается территорией Западной Европы. Опыт и импульсы интернационализации позитивно сказываются на ходе взаимодействия национальных образовательных систем в других частях мира.

К первому типу регионов можно также отнести США, Канаду, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.

В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования. В большинстве стран АТР сформировалась развитая система высшего образования. Например, в Корейской Республике около 1/3 всех выпускников средней школы поступают в университеты. Свыше 30 % тайваньских школьников также идут учиться в университеты (для сравнения: в Германии - 18%, Италии - 26%, Великобритании -7%). Ныне каждый третий иностранный студент в мире -выходец из стран АТР. К концу XX века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира - 68 %, для сравнения - 25 % в США. Республика Корея занимает первое место в мире из расчета на душу населения по числу лиц, получивших степени доктора наук. Государственные расходы на образование в развитых странах составляют около 950 млрд. долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем-1620 долларов.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки. Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы. Географически это воплотилось в участии этого региона в интеграционных процессах Западного полушария на общеамериканском, региональном и суперрегиональном уровнях и включении стран Латинской Америки в реализацию ряда международных проектов со странами Европы.

Страны Латинской Америки рассматривают связи с Европой как средство ослабления экономической и политической зависимости от США, а также как возможность оградить от тотального североамериканского воздействия развивающийся процесс культурообразования, главными элементами которого остаются европейские культурные традиции и остаточные элементы индейских культур. По сравнению с другими развивающимися странами для данного региона характерен более высокий уровень элементов инфраструктуры образования. Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассейна».

На субрегиональном уровне интеграционные процессы охватывают группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность: «Андская группа», «группа Контадора», «группа Рио», «группа трех» - Мексика, Колумбия, Венесуэла. Процессы данного уровня содержательно направлены на координацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского образования, качество подготовки специалистов, предотвращение «утечки умов». Проект «Общего рынка знаний» латиноамериканских государств реализуется на региональном уровне. Для его координации создан соответствующий орган - Совещание министров образования, заседания которого проходят в разных странах.

Общеамериканский уровень развития интеграции образования находится в процессе зарождения и во многом будет определяться задачами формирующегося экономического пространства Западного полушария и преодолением политико-культурной экспансии со стороны США. Все современные модели латиноамериканского образования представляют собой американские прототипы или их модификации. Среди латиноамериканских стран Бразилия и Аргенти-

на уже давно ориентируются на американскую модель образования. Мексика и Коста-Рика ищут другие пути развития образовательной системы, опираясь на тесный контакт с Европой. Развивающаяся сеть «открытых» университетов также способствует уменьшению влияния США. Такие университеты действуют при университете г. Бразилиа, Национальном автономном университете Мексики, при университетах Коста-Рики и Колумбии. Латиноамериканские государства (особенно Мексика и Чили) в вопросах образования и культуры развивают сотрудничество с Японией и странами Азиатско-тихоокеанского региона.

Государственные расходы на образование в странах Латинской Америки и государств Карибского бассейна в среднем составляют около 50 млрд. долларов в год, а расходы на образование одного ученика соответственно составляют около 500 долларов.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов. В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального - 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. Например, около 140 млн. африканцев, проживающих южнее Сахары, остаются безграмотными. Самая низкая продолжительность школьного обучения в Нигерии - 2,1 года затем в Буркина-Фасо - 2,4 года, в Гвинее - 2,7 года, в Джибути - 3,4 года. По данным ЮНЕСКО, в начальных школах таких стран, как Нигерия или Гвинея, учебники есть только у 30% детей. Материальная база образования чрезвычайно низка. Соотношение «учащийся-учитель» (среднее число учащихся на 1 учителя) в странах этого региона является одним из самых высоких в мире. Например, в Бурунди этот показатель равен 49, в Кении -39, в Намибии - 38; при среднемировом показателе - 16, а в развитых странах мира - 23.

В данных регионах нет предпосылок для формирования жизнеспособных национальных систем высшего образования. Реальную возможность поддержки связей стран данного региона с мировым научным и образовательным сообществом видят в направлении студентов на учебу за границу. В таких странах, как Буркина-Фасо, Мозамбик, Руанда, число студентов в расчете на 100 000 жителей колеблется от 16 до 60 человек. Для сравнения: в Республике Корея - около 4000, Ливане - более 3000, Аргентине - 3300, Венесуэле - около 3000, США -около 6000. Между югом и севером Африки наблюдается гигантский разрыв в качественном уровне образования. В странах Африки (к югу от Сахары) государственные расходы на образование в среднем составляют около 9 млрд. долларов США в год; а на образование одного учащегося - около 70 долларов.

К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех субрегионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образования. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд. долларов в год (по данным начала 1990-х годов), а на образование одного учащегося - около 300 долларов.

В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюдается спад в развитии образования, которое финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалистов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.

Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточной Европы и бывшего СССР сохраняют общие элементы инфраструктуры образования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уровня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других развитых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство.

Формированию единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения. Системы дистанционного обучения основаны на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Они позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов. Именно в связи с развитием методов дистанционного обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования единого образовательного пространства. Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов, выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

Проведенное исследование показало, что для мирового образования характерны весьма важные тенденции.

Первая тенденция - это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран, и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентируется на:

- создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

- обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

- вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

- исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;

- пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

- сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

ЮНЕСКО утверждает международную значимость образования в качестве важнейшей составляющей экономического, социального и культурного развития современного общества. Международные правовые акты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач воспитание людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других народов, сохранения окружающей среды.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели.

Американская модель: младшая средняя школа - средняя школа - старшая средняя школа -колледж двухгодичный - колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура. Французская модель: единый коллеж - технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей - университет, магистратура, аспирантура. Немецкая модель: общая школа - реальное училище, гимназия и основная школа - институт и университет, аспирантура. Английская модель: объединенная школа - грамматическая и современная школа-колледж - университет, магистратура, аспирантура. Российская модель: общеобразовательная школа - полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж - институт, университет и академия - аспирантура - докторантура.

Пространственная структура мирового рынка образовательных услуг воплощает территориальные и статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов.

В 2012 году в Российской Федерации наблюдался рост общего числа образовательных

учреждений среднего профессионального образования. По сравнению с 2011годом их число возросло на 1,9% и составило 2981 единицу, причем число государственных и муниципальных учреждений выросло на 60, а негосударственных - сократилось на 4. В 2012 году число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) сократилось (на 3,0%) и составило 45746 единиц. В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,6%), лицеев (на 2,2%) и численность обучающихся в них (соответственно на 2,8% и 3,8%). По сравнению с 2011 годом число негосударственных общеобразовательных учреждений увеличилось на 4,1% и составило 715 единиц. Сохраняется тенденция оптимизации числа учреждений высшего профессионального образования: число государственных и муниципальных образовательных учреждений уменьшилось на 25 единиц, а негосударственных - на 9.

Таблица 1.

Отдельные показатели деятельности организаций образования*

Показатели 2012 г. В % к 2011 г. Справочно

2011 г. в % к 2010 г.

Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)

число учреждений, единиц 45031 96,9 46459 95,2

из них: гимназии 1446 100,6 1438 100,9

лицеи 1098 102,2 1074 101,5

численность обучающихся, тыс. человек 13445,4 100,6 13362,3 100,9

из них: в гимназиях 1086,0 102,8 1056,0 104,0

в лицеях 764,4 103,8 736,2 105,4

Негосударственные общеобразовательные учреждения

число учреждений, единиц 715 104,1 687 103,3

из них: гимназии 128 110,3 116 150,6

лицеи 39 92,9 42 100,0

численность обучающихся, тыс.человек 91,9 110,0 83,5 113,6

из них: в гимназиях 20,8 121,3 17,1 156,6

в лицеях 6,7 106,3 6,3 139,4

Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования

число учреждений, единиц 2725 102,3 2665 103,1

численность студентов, тыс.человек 1984,4 100,0 1984,0 97,9

прием, тыс.человек 620,8 98,7 628,8 93,6

выпуск, тыс.человек 454,9 94,0 484,2 90,4

Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования

число учреждений, единиц 256 98,5 260 98,5

численность студентов, тыс.человек 102,7 105,1 97,7 98,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прием, тыс.человек 35,4 114,9 30,8 91,9

выпуск, тыс.человек 31,4 92,7 33,8 92,6

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования

число учреждений, единиц 609 96,1 634 97,1

численность студентов, тыс.человек 5143,8 94,3 5453,9 93,2

прием, тыс.человек 1110,6 105,0 1057,7 88,5

выпуск, тыс.человек 1127,1 97,4 1157,3 98,3

Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования

число учреждений, единиц 437 98,0 446 96,5

численность студентов, тыс.человек 930,1 89,8 1036,1 86,3

прием, тыс.человек 186,6 124,7 149,7 73,4

Выпуск, тыс.человек 271,9 95,2 285,6 98,4

*По данным статистического сборника «Социально-экономическое положение России - 2012 год»

Образовательные учреждения среднего Образовательные учреждения высшего

профессионального образования - 620,8 профессионального образования - 1110,6

596,5

114,2 406,3

■ федерального бюджета □ бюджетов субъектов Российской Федерации

□ местных (муниципальных) бюджетов ■ с полным возмещением затрат на обучение

Рис. 1. Диаграмма «Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования в 2012 году, тыс. человек».

Нам представляется, что необходимым условием развития академической мобильности, несомненно, является такое личностное качество молодого человека, как толерантность к другим культурам и их представителям. Проблема формирования толерантности еще более актуализируется в связи с присоединением России к Болонской конвенции по высшему образованию, с установлением на новом уровне контактов с зарубежными партнерами в образовательной и научной деятельности.

Управление интеграционными процессами в системе высшего образования идет при взаимодействии всех заинтересованных структур и совершенствовании социального партнерства. Происходит интенсивное формирование и развитие гибких технологий профессионального образования. Это отражается в интегрированных образовательных программах, в создании комплексных курсов и занятий, в организации производственной практики, обеспечивающей взаимосвязь теоретической, профессиональной, научно-исследовательской деятельности студентов.

Литература

1. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова, И. А. Майбуров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун -та, 2006. - 219 стр.

2. Статистический сборник «Социально-экономическое положение России - 2012 год», Росстат РФ, 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.