ОФШОРНЫЙ БИЗНЕС
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОФШОРНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ УЖЕСТОЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ
Н.В ВОРОНИНА,
кандидат экономических наук,доцент кафедры «Мировая экономика»
А.М. ВОРОНИНА
Государственный университет управления
Международное антиофшорное регулирование в самом начале XXI в. вошло в новую, активную фазу. Последние пять лет в большей части офшорных юрисдикций были реализованы реформы законодательства, позволяющие им адаптироваться к современным условиям, характеризующимся существенно более жестким регулированием.
Все существующие ныне «налоговые гавани» и офшорные юрисдикции в соответствии с их реакцией на новые, более жесткие требования со стороны мирового сообщества можно разделить на три основные группы. В первую входят юрисдикции, по тем или иным причинам уходящие из офшорного бизнеса. Во вторую — государства, которым удалось сохранить свое положение международных финансовых центров; в третью группу входят государства, впервые выходящие на рынок бизнес-услуг уже в новых условиях сегодняшнего дня.
По мнению авторов, в категорию «уходящих» стран можно включить: Британские Виргинские острова, Люксембург, Гибралтар, остров Мэн, острова Гернси и Джерси, Науру, острова Кука, Сент-Винсент и Гренадины, Невис, Гренаду, Кипр, Мальту. Следует отметить, что сокращение офшорного сектора в каждом из этих государств обусловлено своими причинами и имеет свои особенности.
В частности, Науру является единственным государством, попавшим сразу во все существующие «черные списки» — изданные ОЭСР, ФАТФ, FinCEN1. Кроме того, к этому государству были применены санкции FinCEN и это единственное государство, против которого были применены санкции ФАТФ. Вышесказанное означает, что в
настоящий момент использование офшорных компаний, зарегистрированных в этой юрисдикции, фактически очень затруднено и даже невозможно. Офшорная компания, зарегистрированная в Науру, не сможет открыть счет практически ни в одном банке мира, а, соответственно, не сможет осуществлять ни торговую, ни финансовую деятельность. Для того чтобы понять причины столь жесткой позиции международных организаций по отношению к Науру, проведем анализ его законодательства и иных факторов, связанных с этим государством.
Эта маленькая республика расположена на острове в Тихом океане — одном из самых изолированных и удаленных от цивилизации мест планеты. Ее население составляет на конец 2005 г. около 13 тыс. человек, площадь — 21 кв. км2. Остров находится в 41 км к югу от экватора и значительно удален от других островов, почти в 4 000 км к северо-востоку от Сиднея (Австралия). Самые близкие соседи Науру
— Банаба в Кирибати в 306 км к востоку3.
В соответствии с данными Международного валютного фонда и Центрального разведывательного управления США, по размеру ВВП Науру, по итогам 2004 г., заняло 191-е место из 192 стран, и ее ВВП составил 60 млн долл. США4.
Крошечный островок Науру между Новой Гвинеей и Гавайями был открыт едва ли не последним из островов южных морей (в 1798 г.) мало известным и тогда, и сейчас англичанином Джоном Фирном. На протяжении всего XIX в. остров интересовал только беглых каторжников и матросов-
1 http://www. fincen. gov/advis21.pdf
2 http://www. karliki. ru/nauru/index. htm
3 http://www kommersant. ru/k-money-old/story. asp?m_id=15599
4 The World Factbook, Центральное разведывательное управление США, Май 2005 г.
дезертиров, считавших Науру местом, приятным во всех отношениях. Такое он и имел наименование — Приятный остров (Pleasant Island). Местное население, не насчитывавшее и тысячи человек, по свидетельству современников, «постоянно пьяных от кокосового вина», принимало новых поселенцев настолько радушно, что в 1881 г. один из каторжни -ков стал королем острова. Власть криминала закончилась, после того как в 1888 г. кайзер Вильгельм аннексировал Науру к Германской империи5.
В 1914 г. перешел под управление Австралии. С 1920 г. совместная подмандатная территория Британии, Австралии и Новой Зеландии. 31 января 1968 г. стал независимым государством6. Республика Науру — член Британского Содружества наций, с 1999 г. — член ООН7.
Эксплуатация богатейших залежей фосфатов началась еще до первой мировой войны, когда остров был германской колонией, затем ее продолжили японские корпорации.
Еще одним немаловажным доходом Науру были офшорные банки. На острове проводился эксперимент по введению «экономики пожизненной ренты». Государство Науру процветало, занимая с размером ВВП — в 1975 г. — около 35 тыс. долл. США на душу населения, первое место в Океании. В 2000 г. на 10 тыс. населения приходилось 15 тыс. частных автомобилей (при этом протяженность дорожной сети официально не превышает 20 км).
Программа регистрации офшорных структур была открыта в Науру в 1975 г. и к 1997 г. там зарегистрировано более 250 одних только банков, а к июлю 2000 г. — уже более 4008. После истощения месторождения фосфатов именно офшорный банковский сектор был специализацией этой юрисдикции.
Акт о лицензировании деятельности коммерческих, торговых и сберегательных банков, регулирующий вопросы, связанные с ведением офшорной банковской деятельности на Науру, был принят парламентом республики 24 июня 1975 г. В соответствии с этим актом банковская лицензия на Науру может быть выдана не только банку или финансовому институту, но и торговой или холдинговой компании, зарегистрированной в соответствии с законами Республики Науру. В лицензии оговариваются размеры минимального уставного капитала, размеры и условия хранения требуемых резервов.
5 http://www. kommersant. ru/k-money-old/story. asp?m id=15599
6 http://www. karliki. ru/nauru/index. htm
7 http://www. kommersant. ru/k-money-old/story. asp?m id=15599
8 http://www. fincen. gov/advis21.pdf
При получении лицензии собственник компании оплачивает регистратору республики пошлину, размер которой определяется кабинетом министров (в момент ее выдачи, затем ежегодно, пока лицензия остается действительной). По решению кабинета пошлина может изменяться в зависимости от общей суммы операций, осуществляемых владельцем лицензии. Кабинет министров в каждом конкретном случае определяет размер пошлины и может, если сочтет это целесообразным, отказаться от ее получения, отсрочить оплату или распорядиться об оплате меньшей суммы. Никаких других налогов, сборов и иных платежей для банков и компаний, зарегистрированных на Науру, не предполагается.
Ежегодно проводятся аудиторские проверки зарегистрированным аудитором либо лицом, утвержденным министром, к которому иностранная компания (банк) обратилась с просьбой утвердить выбранное лицо на должность аудитора компании или с использованием метода внутреннего аудита, утвержденного министром. Если у министра есть основания полагать, что какой-либо банк или финансовый институт осуществляет предпринимательскую деятельность неудовлетворительным образом, он может назначить для проведения инспекции ревизора, имеющего необходимые знания в области бухгалтерского учета. В ходе проверки отчетности и документации ревизор обязан избегать неоправданного вмешательства в повседневную деятельность банка или финансового института, ограничиваясь проверкой исключительно имеющих отношение к инспекции вопросов.
Сведения, предоставляемые регистратору банков, не могут передаваться третьим лицам, за исключением государственного чиновника или инспектора, назначенного в соответствии с указанным актом. Акт запрещает раскрытие информации банком, за исключением лица, от имени которого осуществляется банковская операция или на имя которого открыт счет, в отношении:
— счета любого лица в банке на Науру или какой-либо позиции этого счета, или того, что какое-либо лицо имеет в настоящее время или имело в прошлом такой счет;
— каких-либо осуществляемых на Науру банковских операций;
— переводов денежных средств и перемещения прав собственности в Науру или из нее в ходе осуществления банковских или иных операций.
Таким образом, заплатив 5 680 долл. США единовременно и подождав два месяца, желающий становится владельцем банка в независимом Науру. При этом нет никакой необходимости ехать туда лично — все можно решить через Интернет. Добрые
островитяне найдут вам не только секретаршу, но и акционеров, и даже номинального директора. Уставный капитал в размере 100 тыс. долл. США можно вносить в течение двух лет, причем не обязательно в денежной форме. Строго обязателен только ежегодный взнос — 4 980 долл. США.
Любое нарушающее этот закон лицо считается виновным в совершении преступления и может быть приговорено, если речь идет о физическом лице, к трем годам тюремного заключения и штрафу в 2 тыс. австралийских долларов или, если речь идет о юридических лицах, — к штрафу в размере 10 тыс. австралийских долларов.
Фактически из всех офшорных центров на Науру предусмотрено самое либеральное законодательство в отношении учреждения и функционирования банков и компаний, обеспечивающее максимальное сохранение тайны и конфиденциальность. Это обеспечивало республике популярность среди предпринимателей Австралии и Гонконга, а начиная с 90-х гг. прошлого века — и среди российских бизнесменов. Достаточно сказать, что в 1998 г. — году российского дефолта, в них поступило из России 70 млрд долл. США9. Вместе с тем очень быстро за банками из Науру закрепилась репутация инструмента, активно используемого для отмывания преступно полученных капиталов и обслуживания криминального бизнеса. По мнению Госдепартамента США, эти банки использовались российской организованной преступностью при отмывании капиталов, добытых криминальным путем, что частично было подтверждено скандалом с «Bank of New-York». После попадания Науру в «черный список» ФАТФ правительство Науру внесло ряд изменений в национальное законодательство, но они были признаны недостаточными, что и привело к применению санкций. Центральный банк РФ также запретил российским банкам без специального разрешения открывать корреспондентские счета в банках Науру10.
Так, в 2003 г. вступивший в полномочия президент Науру Довийого издал указ, предусматривающий создание специального органа по борьбе с отмыванием денег, облегчение обмена информацией с другими странами и предлагающий «провести полное расследование и судебное разбирательство всех незаконных действий, ранее совершенных с использованием банков, компаний и паспортов Республики Науру» 11.
Санкции, примененные против Науру, возымели свое действие.
9 http://www. ро1ії. т/еуепї/2004/08/15/тшт_ргтї. Ыт1
10 Указание Центрального банка РФ от 12.02.99 № 500-У, постановление Центрального банка РФ от 07.08.03 № 1317-П.
11 http://www. роїії.. т/еуепї/2004/08/15/пашт_ргтї. Ыт1
Еще в начале 1998 г. аудиторы из Азиатского банка развития сообщили, что запасы фосфоритов иссякают и были полностью исчерпаны в 2001 г. 12, а теперь, после принятия мер жесткого регулирования офшорной деятельности, некогда богатейшая в своем регионе страна в 2004 г. объявила о банкротстве. ВВП сократился с 35 тыс. долл. США до 4 700 долл. США на душу населения13.
Какое-то время Австралия оказывала помощь Науру, в том числе и по решению международных судов, но оказалось, что у крохотного государства в Тихом океане долгов столько, что никаких компенсационных выплат на их погашение не хватит. В частности, только долги по электроэнергии американской компании «Дженерал электрик кэпи-тал» составляют 169 млн долл. США и превышают суммарный размер внешней помощи Австралии почти в 3 раза14.
Так, предполагалось, что часть полученных средств (общий размер трастового фонда №иш Phosphat составлял 2,5 млрд долл. США) должна была пойти на длительные инвестиционные программы — рекультивацию почв, долгосрочные вложения в зарубежные активы, образование для детей островитян. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что эти деньги бездарно проедены или разворованы. Так, например, деньги, переведенные Тайванем на строительство 100 общественных зданий, были потрачены на строительство 3 бунгало.
Сейчас Науру представляет собой не более чем пустынный остров с огромными впадинами, занимающими 80 % поверхности территории, которые постепенно заполняются морской водой.
Отлаженная система взимания с международных (в основном австралийских и канадских) корпораций ренты и ее «справедливое» распределение между всеми гражданами острова начали давать сбои еще в прошлом году. Так, по сообщениям зарубежных СМИ, в январе 2003 г. с островом Науру была потеряна связь и в течение длительного времени была возможна лишь при заходе в порт судна со спутниковым телефоном. Тогда же прекратила свою деятельность авиакомпания Ак №ига, так как была не в состоянии платить за аренду единственного самолета Вое^ 737, находящегося в ее распоряжении15.
Похожая ситуация наблюдается практически во всех юрисдикциях, попадавших и довольно долго продержавшихся в международных «черных списках»: Ангилья, Вануату, острова Кука, Сент-
12 http://www. kommereant. гu/k-money-old/stoгy. asp?m id=15599
13 http://www. kariiki. m/naum/index. htm
14 http://www. polit. m/event/2004/08/15/naum_print. html
15 http://www. polit. m/event/2004/08/15/naum_print. html
Винсент и Гренадины, Гренада, Монтсеррат. Либо эти офшоры теряют свою популярность из-за невозможности использовать зарегистрированные в них компании из-за принятых промышленно развитыми странами ограничений, либо под давлением этих же промышленно развитых стран и международных организаций они вынуждены повышать налоговые ставки и раскрывать информацию о зарегистрированных в них компаниях, что также снижает их привлекательность как офшоров. Таким образом, эти государства уходят из классического офшорного бизнеса и вынуждены искать новые ниши в мировой экономике.
Так, в докладе Бюро по вопросам международной борьбы с наркобизнесом и правоприменению Госдепартамента США говорится, что Ангилья предлагает регистрировать компании в режиме онлайн и продолжает использовать акции на предъявителя. Монтсеррат, по мнению США, не осуществляет достаточного регулирования. Правительству Монтсеррат посоветовали усилить контроль за сектором финансовых услуг и внести отмывание денег, связанное с контрабандой наркотиков, в разряд преступлений. Государство Теркс и Кайкос было названо перевалочным пунктом при контрабанде наркотиков, кроме того, что оно уязвимо для отмывания денег в нескольких областях16. Бюро по вопросам международной борьбы с наркобизнесом и правоприменению Госдепартамента США сообщило в своем отчете за 2005 г., что государство Антигуа и Барбуда открыто для деятельности, связанной с отмыванием денег17.
Интересная ситуация складывается вокруг такой юрисдикции, как Невис. Хотя некоторые российские и зарубежные агенты предлагают зарегистрировать там фирму, она фактически будет нелегитимна. Невис находится в составе Федерации Сент-Китс и Невис и не признан ООН (да и никаким другим государством) как самостоятельное государство. Поэтому легализация таких документов у специалистов вызывает большие сомнения18.
Так как современный офшорный бизнес имеет тенденцию к использованию исключительно законных схем, то все территории и юрисдикции, применение которых подразумевает в той или иной степени нарушение законодательства, можно отнести к группе уходящих с рынка. Помимо Невиса, это
16 США критикует зависимые территории Великобритании за недостаточную борьбу с отмыванием денег. 15 марта 2005. http://www. taxcons. com/ru/news-jurisdiction-old/28
17 США заявляют, что Антигуа и Барбуда открыты для отмывания денег. http://www. offshore. su/index. php?action=sho wcat&catid=3
18 По данным компании Таксконсалтинг ЮК (официальный
сайт компании http://www. taxcons. com).
относится и к американским корпорациям, и к так называемым «спящим» британским компаниям.
В течение довольно продолжительного периода времени российским бизнесом успешно применяются схемы с участием американских компаний. Очевидно, что страна, являющаяся одним из лидеров противодействия офшорному бизнесу, не может сама быть «налоговой гаванью». Вместе с тем в ряде штатов США (Делавэр, Невада и др.) принят уведомительный порядок постановки на налоговый учет. То есть регистратор выдает учредительные документы, после чего представитель компании должен самостоятельно обратиться в налоговые органы для дальнейшей регистрации.
За последующую непостановку на учет предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной, но фактически, если вся деятельность ведется за пределами США, преследование не осуществляется (да и практически трудноосуществимо, если не невозможно). Следовательно, возникает возможность открывать банковские счета (только не в банках США) и вести торговлю, не уплачивая вообще никаких налогов. Единственным, но весьма существенным недостатком такой схемы является ее полная противозаконность, что не было серьезным препятствием для ее применения в России эпохи «дикого капитализма» 90-х гг. прошлого века. В этом случае речь идет не об офшорном бизнесе (в США не предусмотрено льготных режимов для компаний, принадлежащих нерезидентам), а об уклонении от уплаты налогов, основанном на нарушении правил регистрации юридических лиц (tax avoidance). Затраты на создание такой компании составляют около 800 долл. США, но во время «офшорного бума» в нашей стране в начале-середине 1990-х гг. готовую (так называемую «полочную» — ту, документы на которую уже стоят на полке продавца) американскую корпорацию можно было купить и за 400 — 500 долл. США. Объяснялось это очень просто: при учреждении компании у регистратора в Америке можно получить несколько одинаковых комплектов документов (дубликатов). Затем эти комплекты продавались разным клиентам в России под видом различных юридических лиц. Следовательно, могло получиться, что в одном банке на одну компанию одновременно было открыто до 10 счетов с разными фактическими управляющими (собственниками). Последствия владения такой корпорацией оказываются трудно прогнозируемыми.
Использование компаний, зарегистрированных в некоторых штатах США, строится на нарушении правил постановки на налоговый учет в США. Аналогичный подход имеет место и при проведении операций через «спящую» компанию. При отсутствии деятельности на территории Со-
единенного Королевства и нулевом обороте на счете в британском банке, в налоговые органы подается «нулевой баланс», показывающий отсутствие какой бы то ни было предпринимательской активности. Отсутствие прибыли приводит к отсутствию налогов, подлежащих уплате. При этом от лица этой компании в других странах можно вести полномасштабную торговлю или осуществлять любые сделки. Так как умалчивание важной финансовой информации является нарушением налогового законодательства Великобритании, то в целом эта схема также является незаконной и ее следует отличать от вполне законного освобождения от налогов, основанного на правильном применении британских законов.
В отличие от Науру, Британские Виргинские острова покидают офшорный бизнес по совсем другим основаниям. Эта юрисдикция обладает тщательно проработанным законодательством и деловой репутацией респектабельного финансового центра, она на протяжении многих лет была лидером по количеству ежегодно регистрируемых корпораций. Правильно вложив полученные от офшорного сектора доходы, направив их на развитие промышленных отраслей национальной экономики и поддержку туризма, правительство Британских Виргинских островов провело успешные внутренние реформы. К настоящему моменту доля доходов от предоставления офшорных услуг снизилась с 60 до 20 % ВВП, и многими специалистами ожидается, что уже в ближайшее время будет принят закон о прекращении регистрации офшорных компаний и объявлена информация о сроках закрытия или перерегистрации открытых ранее компаний19.
Так, уже с 1 июля 2005 г. Британские Виргинские острова ввели налог у источника на банковские проценты и иные сбережения резидентов ЕС, полученные в результате инвестирования за пределы стран их резидентства, включая другие страны ЕС, а также зависимые и заморские территории20.
1 января 2005 г. на Британских Виргинских островах вступил в силу новый закон о коммерческих компаниях, принятый в 2004 г. По новому законодательству, 31 декабря 2005 г. прекращается возможность для регистрации коммерческих компаний в соответствии со старым Законом о Международных коммерческих компаниях 1984 г.
Компании, зарегистрированные в соответствии со старым законом, могут сохранять свой статус до 31 декабря 2006 г. Однако начиная с 1 января 2006 г
19 Чернявский Д. Итоги уходящего 2001 rofla//Offshore News. — 2001. - № 12.
20 На Британских Виргинских островах планируется ввести налог у источника. 28апреля 2005http://www. taxcons. com/ru/ news-jurisdiction-old/48
по 31 декабря 2006 г. таким компаниям предлагается сделать выбор: либо продолжать свою деятельность до 1 января 2007 г. в прежнем статусе, либо перерегистрироваться в соответствии с новым законом, либо перейти под действие другой юрисдикции21.
Тем не менее с 1 января 2007 г. действие нового закона будет распространяться абсолютно на все коммерческие компании, зарегистрированные в Британских Виргинских островах22.
Необходимо также отметить, что новый закон предоставляет регистратору больше прав как в отношении ликвидации компаний, в том числе за непредоставление налоговых деклараций, так и в отношении наложения штрафных санкций, в случае если, по мнению регистратора, компания не ведет предпринимательской деятельности23.
По тем же основаниям покидает офшорный бизнес и Люксембург. В этой стране были внесены изменения в банковское и налоговое законодательство, фактически делающие невозможным использование люксембургских компаний и холдингов в качестве офшорных структур. По политическим мотивам возможно прекращение существования офшорных центров на островах Гернси и Джерси, на острове Мен и на Гибралтаре, которые находятся под протекторатом Великобритании. Великобритания, усиливая нажим на власти Нормандских островов (Гернси и Джерси) и острова Мэн, требует от них ужесточения контроля за местными компаниями и расширения сотрудничества с зарубежными органами правопорядка и финансового контроля. Основные рекомендации на этот счет содержатся в докладе бывшего чиновника министерства финансов Великобритании Эндрю Эдвардса, опубликованном 19 ноября 1998 г. 24. Пока что эти рекомендации не воплощены в жизнь, но если хотя бы часть из них будет реализована, это приведет к серьезным изменениям даже в наиболее простых местных офшорных структурах и поставит под вопрос целесообразность их использования.
На Гибралтаре ситуация осложняется неопределенностью его политической судьбы как отдельного государства. В 2001 г. было достигнуто предварительное соглашение между Великобританией и Испанией, призванное разрешить многолетнее противостояние за право контроля за полуостровом25. Согласно
21 Реформа законодательства о Международных коммерческих компаниях на Британских Виргинских островах (BVI). 30 ноября 2005 http://www. taxcons. com/ru/news-jurisdiction-old/106/print/
22 Там же.
23 Там же.
24 Сведения компании Offshore Services (Официальный сайт htpp://www. offshoreservices. com. ua)
25 См., в частности, официальный сайт правительства Гибралтара htpp://www. gibraltar. gov. gi
указанному предварительному соглашению, Гибрал -тар переходит сначала под совместное управление двух стран, а впоследствии должен перейти под юрисдикцию Испании. Испания, как известно, является основным противником офшорного статуса Гибралтара, поэтому возможно прекращение регистрации там безналоговых компаний и прекращение деятельности Гибралтара как офшорной юрисдикции. Реализации этого соглашения активно противодействует правительство Гибралтара. Оно провело национальный референдум, показавший, что подавляющая часть населения выступает за государственную независимость полуострова с сохранением протектората Великобритании. Насколько мнение жителей сможет повлиять на будущее Гибралтара, на данный момент неизвестно.
Следовательно, первую группу составляют две различные подгруппы стран. Одни были успешны в офшорном бизнесе и проводили разумную политику реформирования внутренней экономики, так что сейчас могут позволить себе отказаться от офшорного бизнеса как источника национального дохода. Другие, напротив, были менее успешными, делая ставку на максимально либеральное законодательство, и оказались недостаточно гибкими в политическом плане, чтобы адекватно приспособиться к новым условиям ведения бизнеса в рамках ужесточения государственного и международного регулирования. Теперь они вынужденно уходят из офшорного бизнеса, так как фактически использование этих юрисдикции невозможно или крайне затруднено.
Вместе с тем даже в условиях наблюдаемого ужесточения условий функционирования офшорного бизнеса целый ряд государств, уже много лет предоставляющих налоговые льготы нерезидентам или же зарегистрированным у них офшорным компаниям, смогли нужным образом реорганизовать национальное законодательство и остаться на офшорном рынке (хотя некоторые частично утратили свои позиции). Это относится к таким традиционным офшорным центрам, как Белиз, Панама и, отчасти, Кипр, Багамские острова, а также к узкоспециализированным юрисдикциям — Малайзия, ОАЭ, ЮАР.
В качестве примера такой офшорной юрисдикции целесообразно рассмотреть подробнее политику и законодательство, являющуюся основой регистрации офшорных компаний в государстве Панама.
Общеизвестно, что Республика Панама занимает узкий перешеек, который соединяет Центральную Америку с Южной, и одновременно отделяет Атлантический океан от Тихого. Наибольшую известность стране принес Панамский канал — один из самых протяженных искусственных водных
путей в мире. Страна является членом ООН, МВФ, Всемирного банка, Организации американских государств. Свободная зона Колон (Colon Free Zone) — крупнейший в западном полушарии и второй в мире после Гонконга международный центр свободной торговли, предоставляющий многие дополнительные льготы, как в части налогообложения, так и в части транзита капиталов. Около трех четвертей национального ВВП (76 % в 2003 г 26) приносит сфера услуг. При этом экономика Панамы стабильно растет: за первые 9 мес. 2005 г. рост в годовом исчислении достиг 6,1 %27. Считается, что зона свободной торговли произвела в 2005 г. 7,4 % ВВП Панамы28. Панама обладает прекрасно развитой инфраструктурой: на высочайшем мировом уровне представлен весь перечень телекоммуникационных услуг, налажено прекрасное транспортное сообщение со всеми странами мира. Панама является международным банковским центром, в котором находятся более 140 крупнейших банковских групп, таких как Citigroup, Lloyds TSB Group и других; 4 американские авиакомпании имеют ежедневное воздушное сообщение с Панама-Сити. Страновые рейтинги Панамы находятся на уровне Ва1 (Moody’s) и ВВ+ (Standard&Poors).
Регистрация компаний осуществляется по законодательству, действующему с незначительными изменениями с 1927 г., что говорит об очень высокой стабильности и большом опыте в этом вопросе. Панамские законы позже были скопированы при организации офшорного сектора в Белизе, на острове Мен, Багамах и в других офшорных юрисдикциях. К настоящему моменту в Панаме зарегистрировано 350 тысяч компаний29.
Эта страна является практически абсолютным «налоговым раем»: международные бизнес-компании (в терминологии панамского законодательства IBC — international business company), принадлежащие нерезидентам, не платят вообще никаких налогов и не сдают отчетности местным органам власти. Годовая государственная пошлина составляет 150 долл. США. В стране отсутствует валютный контроль, и нет ограничений на ввоз-вывоз капитала. При учреждении IBC не требуется оплачивать уставной капитал. Отсутствие требования об обязательном наличии панамского гражданства у директоров компании дает клиенту большую
26 Статистика ЦРУ — CIA World Factbook (htpp://www. cia. gov/cia/publications/factbook)
27 Экономика Панамы по-прежнему растет. 26 декабря 2005 http://www. taxcons. com/ru/news-jurisdiction-old/118
28 В зоне свободной торговли Колоне, Панама, наблюдается экономический бум http://www. offshore. su/index. php?action= showcat&catid=36
29 По данным компании Panama Offshore Services (официальный сайт htpp://www. businesspanama. com).
гибкость в использовании номинального сервиса, который в этом случае может предоставляться адвокатским бюро любого государства. Требуется только иметь резидентного агента, предоставляющего юридический адрес в Панаме и осуществляющего собственно все процедуры по регистрации компании. Местные законы до сих пор, несмотря на ужесточение контроля в глобальном масштабе, предусматривают возможность выпуска акций на предъявителя, гарантирующих анонимность владельцев панамских офшорных компаний.
У Панамы не заключено двухсторонних международных договоров об обмене банковской и налоговой информацией ни с одной страной мира. Нарушение банковской тайны является уголовным преступлением и влечет за собой наказание вплоть до тюремного заключения. Единственным исключением являются расследования по делам об отмывании преступных капиталов и обороту наркотиков.
Из изложенного следует, что в современных условиях офшорный режим Панамы можно назвать исключительным. Отсутствие этой юрисдикции в «черных» списках ФАТФ и ОЭСР при минимальных уступках в области раскрытия информации и абсолютном отсутствии налогов для офшорных компаний является несомненным успехом панамской дипломатии. Причины столь либерального отношения мирового сообщества к этой стране кроются как в хорошей репутации респектабельного делового центра, так и в тесных торговых и политических отношениях с США. На долю Соединенных Штатов приходится около 30 % импорта в Панаму и 45 % экспорта из нее, а американский доллар имеет официальное хождение в Панаме как средство платежа30.
Практически аналогичных условий добился для себя и Белиз, чье законодательство в области учреждения офшорных компаний практически полностью идентично законам Республики Панама.
В отличие от Панамы и Белиза другим офшорным юрисдикциям нередко приходится идти на серьезные внутренние реформы, чтобы избежать введения санкций и исключения из всевозможных «черных списков». Одним из самых успешных примеров в этой области может считаться Республика Кипр, вынужденная серьезным образом пересмотреть свою политику в области привлечения предпринимателей в свой офшорный сектор не только из-за общемирового ужесточения регулирования, но и из-за вступления в мае 2004 г. в Европейский союз. В течение многих лет Кипр был страной с чрезвычайно выгодной системой льготного налого-
30 Статистика ЦРУ — С1А Woгld Factbook (htpp://www. ша. gov/cia/publications/factbook)
обложения нерезидентных компаний. Эффективно используя преимущества своего географического положения, стабильной экономики (инфляция — около 2 %, рост ВВП — в среднем от 3 до 5 % в год, ВВП на душу населения — около 14 000 долл. США) и продуманного законодательства, остров добился репутации важного финансового и делового центра. С 1975 г. на Кипре можно зарегистрировать компанию международного бизнеса (1ВС), деятельность которой регулируется законом о компаниях.
При создании 1ВС на Кипре предусмотрена оплата минимального уставного капитала — 1 000 кипрских фунтов (около 2 000 долл. США), или же
10 000 кипрских фунтов, если на Кипре будет открыт полноценный офис и планируется воспользоваться преимуществами беспошлинного ввоза товаров. Каждая компания на Кипре обязана была ежегодно (первый раз в течение 18 мес. со дня регистрации) представить годовой бухгалтерский отчет, проверенный аудиторами, имеющими лицензию. Если такой отчет не будет предоставлен своевременно, компания может быть исключена из реестра, либо регистрат компаний может отказать в выдаче любых документов относительно данной организации.
Формирование учредительных документов (подписание устава и выпуск свидетельства о регистрации компании) происходит с разрешения Центрального банка Кипра. Отдельные разрешения Центрального банка требуются для регистрации подразделений компаний, для регистрации партнерств с участием иностранных физических лиц, для создания траста, владеющего кипрскими компаниями. Хотя имена бенефициарных владельцев раскрываются, их личность защищается согласно правилам коммерческой и банковской тайны. В соответствии со своим статусом Центральный банк Кипра не может действовать в качестве источника информации по физическим и юридическим лицам, кроме случаев расследования дел об отмывании преступных капиталов. В государственном реестре хранится информация о зарегистрированных акционерах и директорах международных компаний. Сам реестр является открытым и выписку из него может получить любой желающий, уплатив пошлину в размере 5 кипрских фунтов. Такое положение влечет за собой использование номинального сервиса практически во всех случаях регистрации кипрских компаний, при этом разрешается указывать в качестве директоров и секретарей другие компании, вне зависимости от места их регистрации.
Особые, существенно более жесткие, требования предъявляются при регистрации международных банковских структур, офшорных страховых и финансовых корпораций. В частности, еще до
Таблица 1
Сравнительный анализ законодательства о регистрации офшорных банков в Науру и Кипре
Требование Республика Кипр Республика Науру
Требования к учредителям Учредителем может быть лишь банк, входящий в число 500 крупнейших мировых банков, имеющий устойчивое финансовое положение Банковская лицензия может быть выдана любой компании, зарегистрированной в соответствии с законами острова (в том числе и не банковской)
Физическое присутствие Необходимо открыть на острове офис и нанять персонал Не требуется
Отчетность Ежегодно сдается бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, проверенный лицензированными аудиторами Ежегодно проводится аудиторская проверка зарегистрированным аудитором или с использованием метода внутреннего аудита
Конфиденциаль- ность Открыты сведения о зарегистрированных директорах и акционерах. В Центральный банк Кипра предоставляются сведения о бенефициарных владельцах. Конфиденциальная информация может быть разглашена только в случае проведения Интерполом расследования об отмывании денег Информация, предоставляемая Регистратору банков, не может быть передана третьим лицам
Международное сотрудничество Член Европейского Союза с мая 2004 г. Находится в «черных списках» ОЭСР, ФАТФ, КпСЕ^ Применены санкции ФАТФ
Источник: Составлено автором на основе законодательных актов Кипра и Науру (Republic of Cyprus Companies Act 1975 и The Republic of Nauru Finance Corporation Act dated 24 June 1975).
изменения требований под влиянием международных организаций и ЕС, для открытия офшорного банка необходимо было соблюсти следующие условия (сравнение с этими же требованиями в Науру проведено в табл. 1):
1. Банк-учредитель должен входить в число 500 самых крупных мировых банков.
2. Предоставить рекомендательное письмо от Центрального банка страны регистрации (происхождения) банка-учредителя.
3. Банк-учредитель должен иметь устойчивое финансовое положение.
4. Вновь создаваемый офшорный банк должен был физически присутствовать на острове, т. е. иметь работающий офис и персонал.
5. Резиденты Кипра не могли принимать участие в капитале офшорного банка (быть его акционерами или совладельцами).
6. Офшорный банк должен был вести операции исключительно с нерезидентами Кипра.
Как наглядно следует из таблицы, законодательство Кипра в части банковского регулирования даже во время либерального отношения к офшорным юрисдикциям было достаточно строгим. Для того чтобы воспользоваться преимуществами кипрских компаний, необходимо было предоставлять информацию об истинных владельцах, а также вести документацию и сдавать отчетность. И даже учитывая это, Европейский союз в качестве обязательного условия принятия Кипра в свои члены поставил требование о реформе кипрского законодательства в целях ликвидации нечестной налоговой конкуренции.
Желая сохранить важный источник национального богатства (а доходы от сферы услуг составляют 63 % ВВП острова31), правительство Кипра решило уровнять в статусе местные резидентные компании и 1ВС (офшорные компании). До 2003 г. офшорные компании на Кипре уплачивали налог на прибыль по ставке 4,25 %. С 1 января 2003 г. была введена новая ставка по налогу на прибыль — 10 % для всех компаний. Однако фактическая ставка значительно ниже из-за наличия существенных льгот на вычет расходов при исчислении налогооблагаемой базы. Так, компании, ведущие международную торговлю, могут вычитать расходы, понесенные за рубежом, из налогооблагаемой прибыли на Кипре. Следует отметить, правда, что такая практика присутствует практически во всех странах, и в России также закреплены такие положения. Вместе с тем уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на расходы, понесенные за рубежом, нередко затрудняется из-за необходимости должного (требуемого в данной конкретной стране) документального подтверждения таких расходов.
Следовательно, даже после налоговой реформы Кипр сохранил статус юрисдикции, благоприятной для ведения международной торговой и инвестиционной деятельности. Предприниматели, использующие в своем бизнесе посредничество кипрских компаний, получают возможность использовать все преимущества Кипра, включая широкую сеть
31 Данные компании PricewaterhoшeCoopers (Материалы семинара «Эффективное использование Кипра при осуществлении инвестиций российскими компаниями», прошедшего
17 декабря 2002 г. в Гранд Отеле «Европа», Санкт-Петербург).
соглашений об избежании двойного налогообложения и низкие местные налоги, при этом иметь статус резидента Европейского союза.
Кроме того, в 2005 г. наблюдался приток офшорного капитала на Кипре. Так, благодаря притоку капитала и депозитам офшорных компаний прибыль Налогового управления Кипра выросла на 8,9 % в годовом исчислении с января по сентябрь 2005 г., несмотря на прогнозы министерства финансов о том, что она упадет в этом году. Считается, что прибыль повысилась как результат возросшей активности офшорных компаний, благодаря им на 16,5 % выросла прибыль от корпоративного налогообложения (до 146,2 млн кипрских фунтов), и на 20,8 % выросла прибыль от специального налога, который взимается с корпоративных дивидендов и процентов по депозитам (до 81,7 млн кипрских фунтов)32.
По схожей схеме были осуществлены реформы и в другой юрисдикции, входящей в состав ЕС, — на острове Мадейра (территория Португалии). Специальный налоговый режим этой юрисдикции был приостановлен в 2001 г., а к 2011 г. ожидается завершение тотальной реформы офшорного бизнеса33.
Аналогичные изменения происходят и в такой офшорной зоне, как Багамские острова. Так, по сообщениям Международного валютного фонда, регулирование и надзор за внутренним и офшорным финансовым сектором Багамских островов стали лучше в последние два года, включая выполнение основных принципов Базельского соглашения о банковском надзоре.
В докладе также говорится, что в 2003 — 2004 гг были приняты меры по выполнению рекомендаций доклада, включая закрытие всех банков без значительного физического присутствия. Кроме того, показатели устойчивости банков улучшились в 2004 г., поскольку доля безнадежных кредитов упала до уровня 5 %. Тем не менее МВФ одобрил попытки властей диверсифицировать экономику, включая разработку Национальной программы информации и коммуникаций в целях продвигать на Багамских островах электронную коммерцию34.
При этом наблюдается рост в 2005 — 2006 гг. прибыли от гербового сбора (основного дохода бюджета от офшорного бизнеса), которая составит 219 млн долл. США, что на 35 млн долл. США больше, чем за год до этого. Прибыль от трастовых компаний и банков вырастет на 300 тыс. долл.
32 Приток офшорного капитала повысил налоговую прибыль на Кипре http://www. offshoгe. su/index. php?action=showcat&c аМ=21
33 Мадейра — территория вечной весны// Русский 1т^ог — 2003. - №6.
34 МВФ хвалит Багамские острова за регулирование, но
советует быстрее ввести НДС http://www. offshoгe. su/index. php?action=showcat&catid=6
США, до 11,8 млн долл. США, а от страховых — на 286 500 долл. США до 12,2 млн долл. США35.
Кроме упомянутых классических офшорных юрисдикций, в группу стран, сохранивших свои позиции на рынке международных финансовых услуг, можно отнести несколько юрисдикций, имеющих чрезвычайно узкую специализацию. В частности, Лихтенштейн, несмотря на общее ужесточение законодательства и необходимость разглашать сведения о бенефециарных владельцах компании и источниках средств на их счетах, по-прежнему может использоваться как транзитная страна при построении трастовых схем, на которых он специализируется. В то же время стоимость организации компании или взаимного фонда в Лихтенштейне всегда была довольно высока, что ограничивает их применение только очень сложными схемами, разрабатываемыми под особо крупные инвестиционные проекты. Некоторые юрисдикции ориентированы на работу с определенным географическим регионом. Так, законодательство Малайзии предоставляет выгодные условия регистрации холдингов, через которые можно осуществлять торговлю в государствах ЮгоВосточной Азии. Объединенные Арабские Эмираты являются удобным плацдармом для построения бизнеса в странах Ближнего Востока, но в этом случае абсолютно необходимо наладить контакт с квалифицированным местным адвокатом, так как в стране действует исламское право, существенно отличающееся как от англо-американской, так и от романо-германской систем права.
Общая картина складывается таким образом, что офшорным юрисдикциям, находящимся в зоне влияния США, удалось сохранить свои позиции в офшорном бизнесе и национальное законодательство практически без изменений. Положение узкоспециализированных региональных финансовых центров также остается стабильным. Напротив, юрисдикции, относящиеся к зоне Европейского союза, были вынуждены пойти на радикальные реформы, и теперь они представляют на рынке офшорных услуг новый продукт — низконалоговые резидентные компании.
В третью группу входят государства, принявшие в последнее время специальные налоговые льготы для компаний, контролируемых нерезидентами. Здесь в первую очередь необходимо назвать две восточноевропейские страны: Венгрию и Черногорию.
Черногория уже успела заслужить репутацию «налоговой гавани» из-за ее особой популярности в российских банковских кругах. Венгрия пока не
35 Правительство Багамских островов представляет бюджет на 2005 — 2006 г. http://www. offshore. su/index. php?action=sho wcat&catid=6
Таблица 2
Факторы успеха и провала офшорных юрисдикций в новых условиях
Факторы успеха Факторы провала
Стабильность внутренней политической и экономической ситуации Политические и экономические кризисы
Политическая гибкость, готовность идти на компромисс Чрезмерная жесткость позиции, консерватизм, отказ от сотрудничества
Сотрудничество с международными организациями (ОЭСР, ФАТФ) Попадание в «черные списки»
Реформы национального законодательства в сторону достижения большей прозрачности офшорного сектора. Сохранение инструментов полной анонимности владения компаниями (номерные счета, акции на предъявителя, закрытость реестра компаний)
Использование доходов от регистрации офшорных компаний для развития других отраслей национальной экономики Специализация исключительно на предоставлении финансовых услуг
имеет репутации офшорной зоны ни в нашей стране, ни за рубежом. Вместе с тем Закон о корпоративном налоге и налоге на дивиденды 1996 г., вкупе с Законом о налоге на прибыль 1994 г. фактически позволяют регистрировать в стране офшорные фирмы36.
Офшорная фирма может быть зарегистрирована как в виде общества с ограниченной ответственностью, так и в виде акционерного общества. Она освобождается от валютного контроля и подлежит обложению налогом на прибыль по ставке 3 % от прибыли. Распределяемые фирмой дивиденды облагаются дополнительным 20 %-ным налогом, который может быть снижен до 5 — 10 % при применении договоров об избежании двойного налогообложения (они заключены с 45 странами, включая США, Великобританию, Германию, Россию, Кипр). Компании разрешена любая не запрещенная законом деятельность, за исключением ведения банковской, страховой деятельности и оказания иных финансовых услуг.
Минимальный размер уставного капитала установлен на уровне 3 млн форинтов (около
11 000 долл. США). Не менее половины должно быть внесено при регистрации, остальная часть
— в течение года. При этом сумма, внесенная денежными средствами, не может быть менее 30 %. Компания должна иметь юридический адрес и уполномоченного агента на территории Венгрии и может иметь счета только в банках Венгрии. Кроме того, по меньшей мере, один из директоров компании должен быть резидентом Венгрии. Иностранное лицо может быть участником (собственником) только одной офшорной фирмы.
Для офшорных компаний, зарегистрированных в Венгрии, необходимым условием является ведение бухгалтерского учета, аудит, а также формирование и представление годового отчета. В свободном доступе находится информация об именах и адресах дирек-
36 Мещеряков С. Офшорные компании в Венгрии// Ваш консультант: Приложение к газете «Экономика и жизнь». — 997. — № 1.
торов и участников компании, регистрационный адрес, устав или учредительный договор. Обеспечивается лишь конфиденциальность информации о банковских операциях организации.
В целом можно констатировать, что создаваемый в Венгрии налоговый режим в целом соответствует режиму таких офшорных юрисдикций, как Кипр, после реформ, проведенных там в последние годы. Поэтому на текущий момент венгерские компании имеют солидную репутацию и пользуются спросом на офшорном рынке.
В результате проведенного анализа политических стратегий государств, предоставляющих офшорные услуги, автором выявлены факторы успеха и неудач для юрисдикций, желающих сохранить и улучшить свои позиции на этом рынке. Они представлены в табл. 2. Учитывая общие тенденции развития офшорного бизнеса, можно дать некоторые прогнозные оценки перспектив и направлений развития офшорных юрисдикций.
Страны, находящиеся в «черных списках», имеющие плохую репутацию (Науру, Вануату, Гренада, Острова Кука, Сент-Винсент и Гренадины), а также инструменты офшорного бизнеса, в той или иной мере подразумевающие нарушение национального или международного права (американские корпорации, не проведшие постановку на налоговый учет; британские «спящие» компании; компании, зарегистрированные в самопровозглашенном государстве Невис), вне всякого сомнения, в ближайшем будущем покинут офшорный бизнес или же должны будут существенно изменить свое законодательство и искать новые ниши на офшорном рынке. Предпринимателям, владеющим такими компаниями, на настоящий момент можно рекомендовать незамедлительно вывести все активы с их банковских счетов, если это еще практически осуществимо.
Юрисдикции, уходящие из офшорного бизнеса по политическим мотивам (Британские Виргинские острова, Люксембург, остров Мен, острова Гернси и Джерси, Мальта), имеют хорошую репутацию и сильное законодательство. Поэтому владельцам
компаний даже в случае изменения законодательства и прекращения офшорного бизнеса можно не опасаться за свою собственность. Таким образом, офшорными инструментами этих юрисдикций можно пользоваться вплоть до окончательного завершения реформ в этих государствах.
Среди стран и территорий, сохранивших свое положение на рынке, наиболее сильны конкурентные позиции тех юрисдикций, где уже проведены преобразования национального законодательства в соответствии с новыми условиями более жесткого регулирования. Это, например, Кипр, а также классические офшорные юрисдикции, добившиеся уступок со стороны мирового сообщества за счет политических связей (Панама, Белиз). Они могут использоваться для кратко- и среднесрочных операций, но в долгосрочном периоде, при переходе к фазе синтеза, давление на них все же усилится и им тоже придется либо проводить реформы и менять условия, либо покинуть офшорный бизнес.
Новые государства на рынок офшорных услуг пока представляются «темными лошадками» и их перспективы пока трудно спрогнозировать. Многое будет зависеть от способности национального правительства учесть существующий мировой опыт ведения офшорного бизнеса и не повторить ошибок прежних юрисдикций.
* *
*
Международное регулирование офшорной деятельности — новое явление в мировой экономике. На практике оно осуществляется по двум направлениям: борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией и противодействие финансированию криминальной деятельности.
Регулирование офшорного бизнеса в целях предотвратить недобросовестную налоговую конкуренцию является следствием локационной конкуренции между промышленно развитыми странами, а также странами, обладающими богатыми ресурсами, и развивающимися странами, ресурсов не имеющими. По сути своей оно представляет собой инструмент политического давления и поэтому вызывает противодействие со стороны офшорных государств. На международном уровне в этом направлении работает ОЭСР, деятельность которой затрагивает не только собственно офшорные юрисдикции , но и преференциальные налоговые режимы промышленно развитых стран, в том числе США. На национальном уровне антиофшорное регулирование в этой сфере подразумевает построение законодательства таким образом, чтобы существенно
снизить или исключить возможности применения метода офшора. Антиофшорное регулирование в целях предотвращения отмывания капиталов и финансирования терроризма, наоборот, встречает полную поддержку со стороны большинства офшорных юрисдикции, добровольно согласившихся внести необходимые изменения в национальное законодательство. Органом, координирующим межгосударственные усилия в этом направлении, является ФАТФ, отслеживающая техники легализации незаконных капиталов и вырабатывающая соответствующие меры противодействия, а также специализированные подразделения федеральных служб США. На национальном уровне необходимо обеспечить прозрачность ведения бизнеса в целом, и в первую очередь финансовых расчетов.
Основными последствиями ужесточения государственного и межгосударственного регулирования офшорного бизнеса в глобальном масштабе стали:
— снижение уровня банковской тайны;
— расширение возможности доступа органов власти к информации о реальных владельцах офшорных инструментов;
— ограничение применения акций на предъявителя;
— расширение международного обмена информацией в части налогообложения;
— существенное ограничение офшорного банковского бизнеса;
— изменения в структуре офшорного бизнеса: уход из него одних юрисдикций, существенное изменение других и приход новых.
В настоящий момент происходит адаптация политики офшорных юрисдикций к условиям ужесточения контроля.
В современных условиях факторами успеха для офшорной юрисдикции будут: стабильность внутренней политической и экономической ситуации; политическая гибкость, готовность идти на компромисс; сотрудничество с международными организациями (ОЭСР и ФАТФ); реформы национального законодательства в сторону достижения большей прозрачности офшорного сектора; использование доходов от регистрации офшорных компаний для развития других отраслей национальной экономики.
Можно предположить, что в будущем будут наиболее активно развиваться юрисдикции, которые уже сейчас провели реформы национального законодательства. Страны, сохранившие законодательство о регистрации офшорных компаний без изменений, имеют нестойкое конкурентное преимущество (политические связи) и в дальнейшем их позиции на рынке могут ухудшиться.