Научная статья на тему 'Тенденции развития образования как важнейший фактор политики сотрудничества стран БРИКС'

Тенденции развития образования как важнейший фактор политики сотрудничества стран БРИКС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
884
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БРИКС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОЛИТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / САММИТ БРИКС / УНИВЕРСИТЕТ СЕТИ БРИКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федчук Александр Александрович

В статье рассматривается процесс и основные тенденции развития образования как фактора политики сотрудничества стран БРИКС. Проводится анализ основных стратегических документов саммитов БРИКС с целью выявления тенденций развития сферы образования. Кроме того, дана характеристика направлений разработки общей стратегии развития стран БРИКС, нацеленной на создание единого информационного образовательного пространства Сетевого Университета БРИКС. В исследовании сделаны выводы о ключевом тренде в развитии образования стран-членов БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION AS AN IMPORTANT FACTOR OF THE POLICY OF COOPERATION OF BRICS COUNTRIES

The article discusses the process and the main trends of development of education policy as a factor of cooperation of BRICS countries. The analysis of the basic strategic documents of BRICS summits to identify directions of development of the education sector. In addition, the characteristic directions of the development of the overall development strategy of the BRICS countries in the establishment of a unified educational information environment and institutional education University network for the BRICS. In conclusion, the research conclusions are made about the key trend in the development of education of member countries of the BRICS.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития образования как важнейший фактор политики сотрудничества стран БРИКС»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОЛИТИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС

Аннотация. В статье рассматривается процесс и основные тенденции развития образования как фактора политики сотрудничества стран БРИКС. Проводится анализ основных стратегических документов саммитов БРИКС с целью выявления тенденций развития сферы образования. Кроме того, дана характеристика направлений разработки общей стратегии развития стран БРИКС, нацеленной на создание единого информационного образовательного пространства - Сетевого Университета БРИКС. В исследовании сделаны выводы о ключевом тренде в развитии образования стран-членов БРИКС.

Ключевые слова: БРИКС, образовательные программы, политика сотрудничества, саммит БРИКС, Университет сети БРИКС.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION AS AN IMPORTANT FACTOR OF THE POLICY OF COOPERATION OF BRICS COUNTRIES

Annotation. The article discusses the process and the main trends of development of education policy as a factor of cooperation of BRICS countries. The analysis of the basic strategic documents of BRICS summits to identify directions of development of the education sector. In addition, the characteristic directions of the development of the overall development strategy of the BRICS countries in the establishment of a unified educational information environment and institutional education - University network for the BRICS. In conclusion, the research conclusions are made about the key trend in the development of education of member countries of the BRICS.

Keywords: BRICS, educational programs, policy cooperation, BRICS summit, University network of the BRICS.

Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), несмотря на имеющиеся различия, обладают схожими вызовами и проблемами, связанными, прежде всего, с наличие потребностей в проведении масштабной модернизации экономической и социальной сфер. Кроме того, у всех стран БРИКС присутствует стремление к реформированию устаревшей международной финансово-экономической архитектуры, не учитывающей возросший экономический потенциал стран с формирующейся рыночной экономикой и потребностями развивающихся стран. В основе сотрудничества стран БРИКС заложены стратегические интересы. БРИКС является, с одной стороны, символом многополярного мира, а, с другой, генератором его развития [1].

При этом необходимо учитывать, что важнейшей предпосылкой экономического развития, повышения конкурентоспособности стран-членов БРИКС является наличие развитой образовательной системы, формирующей новый слой молодых высококвалифицированных специалистов, способных успешно работать в рамках партнерства. В современном обществе процессы производства, расширения и использования знаний становятся все более сложными и требуют специалистов высокого класса. При этом «иерархия знаний, умений, талантов не исчезает, а становится все более изощренной» [7, с. 95], а процессы демократизации культуры и всех сфер жизни общества приводят к возрастанию роли элит и профессиональности на различных уровнях бытия социума и субъекта.

В целях выработки единой консолидированной политики в сфере развития образования страны-члены БРИКС постепенно создают правовые основы, а также неформальные институциональные источники для обозначения границ сотрудничества в данной сфере. Так, в важнейших документах по итогам саммитов БРИКС зафиксированы стратегические ориентиры совместного взаимодействия.

УДК 327 А.А. Федчук

Alexander Fedchuk

© Федчук А.А., 2015

Обзор ключевых стратегических документов с позиции освещения вопроса сотрудничества в сфере образования между странами БРИКС, а также создания соответствующей для этого институциональной основы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Результаты саммитов БРИКС по тематике образования

Документы

Место

Содержание

Совместное заявление лидеров стран БРИКС

г. Екатеринбург, Россия,

16 июня 2009 г.

Страны-члены БРИКС подтвердили намерение продвигать сотрудничество в области науки и образования, а также в целях проведения фундаментальных исследований и разработки передовых технологий

Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц Второго саммита БРИКС

г. Бразилиа, 15 апреля 2010 г.

Члены объединения приветствуют секторальные инициативы, которые нацелены на укрепление сотрудничества между странами БРИКС, в частности, запланировано проведение конференции исследовательских центров. Страны подтвердили намерение продвигать сотрудничество стран БРИКС в области науки

Декларация по итогам саммита БРИКС

г. Санья,

о. Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 г.

Государства договорились активизировать существующие программы сотрудничества в рамках продолжения практики проведения симпозиумов научных центров БРИКС; изучения вопроса о создании сети исследовательских центров государств БРИКС

Делийская декларация

Принята по итогам IV саммита БРИКС 29 марта 2012 г.

В декларации зафиксирована поддержка расширения каналов связи, программ обменов и контактов между гражданами стран в рамках БРИКС в области молодежных обменов и образования

Форталезская декларация

Принята по итогам

шестого саммита

БРИКС,

г. Форталеза,

Бразилия,

15 июля 2014 г.

Декларация содержит положение о запланированной встрече министров образования стран БРИКС. В частности, планируется изучение возможностей взаимного сотрудничества в вопросе признания документов о высшем образовании и дипломов. А также указано стратегически важное значение образования для обеспечения устойчивого развития и инклюзивного экономического роста. Страны-члены заявляют о решимости добиться ускорения прогресса по достижению к 2015 г. целей программы «Образование для всех» и образовательных целей развития, которые провозглашены в Декларации тысячелетия. Также подчеркивается, что такие цели положены в основу повестки дня в области развития на период после 2015 г. для обеспечения для всех равного, инклюзивного и качественного образования и возможностей для обучения. Предполагается расширить сотрудничество в этой области в рамках БРИКС и намечается проведение в 2013 г. в Париже совещания министров образования. Также поддерживается дальнейшее сотрудничество с международными организациями и инициатива по созданию Сетевого университета БРИКС

Окончание таблицы 1

Документы Место Содержание

Уфимская декларация Принята по итогам седьмого саммита БРИКС, г. Уфа, Российская Федерация, 09 июля 2015 г. В декларации отмечается взаимосвязь между инвестициями в образование, развитием человеческого капитала и приростом экономических показателей. Подтверждается необходимость равнодоступного, высококачественного образования, согласно Целям развития на период после 2015 г. Также поддерживаются усилия, которые направлены на обеспечение всеобъемлющего и равноправного качественного образования и признается важность профессионально-технического образования в качестве инструмента расширения возможностей трудоустройства молодежи, мобильности студентов. Поощряется изучение возможностей сотрудничества в подготовке квалифицированных кадров путем использования лучших практик, в том числе в рамках WoridSkШs. При этом подчеркивается первостепенное значение высшего образования и научных исследований, необходимость обмена опытом по вопросам взаимного признания дипломов об образовании и ученых степеней. Страны-члены БРИКС зафиксировали в декларации необходимость поддержки инициатив по учреждению Сетевого университета БРИКС и Лиги университетов БРИКС

Как видно из данных таблицы, с 2011 г. постепенно степень сотрудничества в сфере образования между странами БРИКС все более возрастает. Важнейшими и стратегически важными документами, способствующими взаимодействию в данной области, являются Форталезская и Уфимская декларации. Так, Форталезская декларация принята по итогам шестого саммита БРИКС в бразильском городе Форталеза в 2014 г. и дополняется материалами заседания Рабочей группы по образованию (2015 г.). Именно в этом документе впервые масштабно обозначены точки взаимодействия между членами БРИКС в вопросе образования [8].

Ключевой тенденцией в образовательной политике стран БРИКС можно назвать также появляющиеся в сфере образования тенденции к интеграции образовательных систем стран-участниц. Так, одним из ключевых мероприятий в данном направлении можно назвать создание Сетевого Университета БРИКС (далее - СУ БРИКС), что стало важнейшим решением VI саммита БРИКС в 2014 г. Кроме того, здесь прослеживается тенденция к информатизации образовательной системы, суть которой состоит в определении ценностных оснований и принципов организации открытых информационных образовательных проектов [8].

Целью СУ БРИКС является формирование нового поколения мотивированных профессионалов высокой квалификации, которые получили навыки критического мышления и способны найти нестандартные решения относительно экономических и социальных проблем. При этом он представляет собой сетевой проект, который не включает учреждение строгих организационных форм, таких как ректорат, секретариат и т.д. и представляет собой консорциум университетов, разрабатывающий программы в различных дисциплинах, управляемый совместными стандартами на основе равноправия участников, автономности и независимости [9, р. 1-2]. Важным принципом в деятельности Сетевого Университета является обеспечение гарантии высокого качества образовательных программ. Сотрудники СУ БРИКС должны отвечать самым высоким мировым стандартам качества образования и активно использовать методы проектного обучения.

Решая проблему соответствия развития СУ БРИКС основным стратегическим направлениям развития стран БРИКС, были указаны дисциплинарные приоритеты деятельности СУ БРИКС. Дисциплинарные приоритеты были одобрены Международным Правлением БРИКС. Эти направления должны соответствовать приоритетам и главным областям экономического сотрудничества, исследований и инноваций. В настоящий момент дисциплинарные приоритеты включают ряд областей, но ими не ограничены: энергия, информатика и информационная безопасность, исследования БРИКС, экология и изменение климата, водные ресурсы и лечение загрязнения, экономика [9, р. 3].

Принципы управления Университета БРИКС включают ряд важных положений. В Университете создана прозрачная управляющая структура, служащая задачам всей сети, принимая во внимание приоритеты национальных систем высшего образования. Общая ответственность Университета за стратегическое развитие и оценку действий лежит на International Governing Board (IGB) - Международном Совете управляющих. На национальном уровне работа университета будет скоординирована National Coordination Committee (NCC) - Национальным координационным комитетом. Международный Совет управляющих состоит из одного университетского представителя и одного представителя Министерства образования каждого Национального координационного комитета. Состав Национального координационного комитета определен каждой участвующей страной. В университете должен быть создан Консультативный совет, состоящий из всемирно признанных экспертов [9, р. 3].

Следующая тенденция - формирование собственных образовательных стратегий стран БРИКС. Основной задачей таких стратегий уже является не совершенствование национальных образовательных систем, а формирование такой стратегии развития образования, которая бы соответствовала ключевым тенденциям и в соответствующих сферах деятельности других стран-членов, что будет способствовать созданию единых высоких критериев качества образования в странах БРИКС и единого образовательного пространства. Кроме того, необходимо отметить, что главной переменой, которая произошла в области высшего образования в странах БРИКС, являются растущие различия между массовыми вузами и колледжами, которые сами вбирают в себя большинство студентов в странах группы БРИКС, и элитными университетами, которые, особенно в Китае и России, все чаще становятся исследовательскими университетами мирового класса [10].

Еще одной тенденцией является активная информационная политика в образовательной стратегии стран БРИКС. Данный вопрос все активнее исследуется современными учеными. Так, общетеоретические вопросы, связанные с осмыслением феномена информационного пространства и виртуальной реальности как новой формы социальной коммуникации, представлены в работах исследователей Н. Носова, Е.Е. Таратуты. А проблемы стратегического развития информационного взаимодействия стран БРИКС в образовательном и инновационном поле рассматривались группой исследователей в составе А.А. Акаева, А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова и В.А. Садовничего [4].

Сегодня развитие компьютерных информационных технологий не сталкивается с какими-либо барьерами. Интернет становится порожденной этими технологиями системой поиска и передачи информации, которая в самое ближайшее время приобретет абсолютный набор степеней свободы. Вместе с развитием информационной структуры следует также развитие взаимосвязанной с ней системы виртуальной реальности [6, с. 121]. Глубокое и всестороннее изучение информатизации общества постепенно открывает большие возможности для творчества и обучения, а также развития других областей [2, с. 217].

При этом информационная политика является необходимым элементом и других направлений сотрудничества стран БРИКС. Так, осознание важности и необходимости всемерного развития взаимодействия в области информационных технологий отмечалось в решениях саммитов стран БРИКС: «Важным направлением партнерства стран БРИКС является гуманизация информационных каналов,

особенно Интернета, наполнения его научными и образовательными программами, материалами по всемирному культурному наследию. Было бы целесообразно организовать циклы образовательных программ по диалогу и партнерству цивилизаций и сделать российский телеканал «Культура» международным - по крайней мере, для БРИКС и ЕАЭС» [4, с. 35].

Еще одним новым трендом является усиление сотрудничества в сфере образования путем создания соответствующих специализированных площадок для диалога и выявления проблематики сферы образования. Так, проведение встреч рабочей группы по образованию является первым шагом к обеспечению сетевого взаимодействия внутри экспертного сообщества БРИКС по широкому кругу вопросов, которые представляют интерес для всех стран, решение которых в перспективе способно привести к созданию общего образовательного пространства БРИКС. А в 2015 г. запланированы масштабные мероприятия по проведению глобального университетского саммита стран БРИКС на площадке МГИМО и вузов-партнеров [5]. Кроме того, сотрудничество в сфере общего образования предполагает проведение сравнительных исследований качества образования на основе национальных докладов о системах образования.

Большую роль в образовательной политике стран БРИКС имеет система взаимного сотрудничества при подготовке кадров инженерных специальностей для построения технологического и инновационного партнерства между странами БРИКС для развития среднего бизнеса, направленного на создание Технологической платформы БРИКС.

Подобная система должна соответствовать ключевым положениям целевых программ развития БРИКС, а также связанных с формированием институциональной основы национальной инновационной системы повышения квалификации на базе вузов, которые внедряют новые образовательные технологии непрерывного профессионального образования и развивают интеграцию образовательных учреждений. В качестве примера такого сотрудничества служат международные программы подготовки и переподготовки кадров для производства стали и проката, которые реализованы Международным союзом «Металлургмаш» вместе с членами союза - МГТУ им. Г.И. Носова (Россия) и компанией Danieli (Италия) [3]. При этом необходимость сотрудничества в сфере обеспечения высококвалифицированными инженерными кадрами подтверждается тем предположением, что если страны БРИКС смогут подготовить достаточное количество высококвалифицированных инженеров и ученых, то полюса технических инноваций постепенно могут переместиться сюда из США, Европы и Японии [10].

Таким образом, на сегодняшний день ключевые стратегические тенденции сотрудничества стран БРИКС направлены на формирование собственного научно-технического потенциала и воспитание научных кадров, поскольку без задействования интеллектуального потенциала стран - членов БРИКС стоящие перед этой организацией общие глобальные и региональные проблемы, а также поступательное развитие стран в рамках принципа равновесия и диалога невозможно. Несомненно, что реализация намеченных планов по созданию Сетевого университета, совместных площадок для диалога специалистов сферы образования, а также признания дипломов и других инициатив сможет обеспечить более тесные информационные, образовательные контакты как студентам России, так и студентам, преподавателям вузов других государств, расширит возможности для развития информационно-образовательного поля БРИКС.

Библиографический список

1. Луков, В. Н. Сотрудничество стран БРИКС в построении устойчивого будущего / В. Н. Луков // Мосты. -2014. - № 14. - С. 5.

2. Носов, Н. А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. - М. : Аграф, 2000. - 427 с.

3. Перспективы международного промышленного сотрудничества стран БРИКС в области металлургии // ЮНИДО в России. - 2014. - № 9. - С. 36-45.

4. Садовничий, В. А. Комплексное моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС в контексте мировой динамики / В. А. Садовничий, А. А. Акаев, А. В. Коротаев [и др.]. - М. : Наука, 2014. - 382 с. -ISBN 978-5-9902331-1-9.

5. Сетевой Университет стран БРИКС могут учредить в сентябре [Электронный ресурс] / Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС. - Режим доступа : http://www.brics2015.ru/news/ (дата обращения : 12.09.2015).

6. Таратута, Е. Е. Философия виртуальной реальности / Е. Е. Таратута. - СПб. : СПбГУ, 2007. - 147c. -(АПОРИИ. Вып. 2). - ISBN 978-5288-04291-1.

7. Философия и литература: проблемы взаимных отношений (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. - 2009. - № 9. - С. 56-97.

8. Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.brics.mid.ru/ (дата обращения : 12.09.2015).

9. Meeting of the BRICS working group on education Moscow [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://enstage.proxycentre.ru/news (дата обращения : 12.09.2015).

10. Carnoy, М. University Expansion In A Changing Global Economy. Triumph Of The BRICs? / М. Carnoy, P. Loy-alka, M. Dobryakova [et al.]. - Stanford : Stanford University Press, 2013. - 404 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.