ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА МОРСКИХ
ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
Маргарян Яна Артуриковна
студент 4 курса, ДВФУ, РФ, г. Владивосток E-mail: yan13051993@mail. ru Овчинникова Наталья Геннадьевна
студент 4 курса, ДВФУ, РФ, г. Владивосток E-mail: [email protected] Хузиятов Тагир Даутович
научный руководитель, канд. экон. наук, профессор кафедры «Мировой
экономики »ДВФУ, РФ, г. Владивосток E-mail: tagirkh5@hotmail. com
DEVELOPMENT TRENDS OF THE WORLD MARKET OF THE SEA
TRANSPORT
Yana Margaryan
4th year student, Far Eastern Federal University, Russia Vladivostok
Natalia Ovchinnikova
4th year student, Far Eastern Federal University, Russia Vladivostok
Tahir Huziyatov
candidate of Economic Sciences, professor Department of World Economy, Far
Eastern Federal University, Russia Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Целью данной работы является определение роли морского транспорта в международной торговле, а так же тенденций развития контейнерных перевозок. Наиболее удобным способом доставки генеральных грузов на большие расстояния в настоящее время является использование морской контейнерной перевозки. Преимущества морских грузоперевозок:
1. низкая стоимость;
2. достаточная мобильность;
3. возможность перевозки очень больших объемов и масс грузов;
4. обеспечения высокой безопасности грузов в пути. ABSTRACT
The purpose of this work is to determine the role of Maritime transport in international trade, as well as development trends of container transportation. The most convenient way of delivery of General cargoes for long distances at the present
time is the use of sea transportation of containers. Advantages of sea cargo transportation:
1. low cost;
2. sufficient mobility;
3. ability to transport very large volumes and masses of cargoes;
4. high safety of cargo in transit.
Ключевые слова: Контейнерные перевозки; Инкотермс; «MAERSK».
Keywords: ^ntainer Shipping; Incoterms; «MAERSK».
В основе всех внешнеторговых операций лежат коммерческие сделки с зарубежными контрагентами по купле-продаже товаров. Проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления. Морскому транспорту принадлежит основная роль в межконтинентальном обмене товарами, что обусловлено тем, что среди различных видов транспорта морской является самым массовым и дешевым. Это обеспечивается, прежде всего, несравнимо большей грузоподъемностью судов относительно небольшими капиталовложениями в оборудование морских путей.
Мировой океан является глобальной транспортной артерией, по которой осуществляется до 80 % общего объема перевозок, следовательно, морской транспорт является основной сферой транспортных услуг в международной торговле [3].
Для того чтобы систематизировать все возможные формы базы поставки товара и унифицировать обязанности сторон в каждом варианте, Международная торгово-промышленная палата в 1936 г. разработала типовые правила, которые были сведены в специальный документ — Инкотермс-1936. По мере развития международной торговли в правила Инкотермс вносились необходимые дополнения и изменения — в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг. [2].
Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле. Таким образом можно избежать или, по крайней мере, значительно снизить неопределенность различного толкования таких терминов в отдельных странах [2].
Как и на любом рынке, на рынке контейнерных перевозок есть свои компании лидеры. На начало сентября 2012 года главным лидером на рынке морских грузоперевозок являлась компания "АРМ-МЛЕЯЗК", которая оперировала 2,6 миллионами ТЕи и занимала 16 % рынка [1]. Во владении "Маегек" числится 611 судов, из которых 234 принадлежат непосредственно компании [1].
Рисунок 1. Лидеры морских грузоперевозок
На втором месте компания "Меёйеггапеап8Ь§Со", которая зафиксировала грузооборот в 2,12 миллионов ТЕИ и контролировала 13,1 % рынка. Ее флот
насчитывает 457 кораблей, 193 находятся в собственности. На третьем месте — "СМЛСОМОгоир" с 1,35 миллионами ТБИ и 8,1 % рынка. Флот этой компании насчитывает 405 судов, из которых 89 принадлежат компании. На четвертом месте находится "С08С0Соп1атегЬ" с 0,72 миллионами ТБИ, а на пятом — "Буе^геепЫпе" с чуть меньшим объемом. Однако, исходя из количества заказанных кораблей "Буе^геепЫпе" в ближайшее время обойдет "С08С0СоШашегЬ" [1].
Общей тенденцией для всех компаний стало увеличение ставки фрахта. Из-за высоких издержек в 2011 году, в первую очередь, вызванных повышением цен на бункерное топливо, а также из-за низких ставок фрахта, компании не могли компенсировать себестоимость перевозок. Согласно данным, в середине декабря 2011 г. средние спотовые ставки на контейнерные перевозки в направлении Дальний Восток — Северная Европа/Средиземное море находились на уровне 499—626 $/ТБИ, в то время, как себестоимость одной ячейки вместимости, на том же направлении, оценивалась специалистами на уровне 650—1200 $/ТБИ [1].
Операционные потери перевозчиков в 4 кв. 2011 года (млн. долл.}
АР Molier-Maersk (container activities} APL
NYK (liner trade) Hyundai Merchant Marine (container) Hanjin Shipping (container) CSAV Yang Ming Zim CMA CGM Wan Hai Hapag-Uoyd
-100 0 100 200 300 400 500 600 700
Рисунок 2. Потери перевозчиков за четвертый квартал 2011 года
Чтобы такого не произошло, компании приняли решение повышать ставку фрахта. В течение первого и второго этапа — с декабря 2011 года по март 2012 года ставки были повышены. Рост составил около 27 %. Однако к апрелю 2012
года данная мера показала результаты отрицательные. Компания Maersk Line показала убыток в размере $ 599 млн. Подобный результат показали также: Neptune Orient Line, Hapag Lloyd, Hanjin Shipping, CSAV и др. [1].
Далее в апреле 2012 г. был предпринят третий, а затем и четвертый этап повышения ставок. В начале мая в направлении Шанхай — Северная Европа/Средиземное море уровень ставок, согласно SCFI, достиг рекордного уровня в 1934—2033 $/TEU.
В августе-сентябре также прогнозировалось провести повышение ставок, но этого не произошло. Шанхайский фрахтовый индекс контейнерного тоннажа (SCFI), составлявший в начале августа 1369,57 пункта к середине сентября составил 1285,63 пункта, снизившись на 83,94 пункта [1]. Далее к концу года наблюдалось снижение ставки фрахта.
В результате этого, по сравнению с 2011 годом положительные результаты достигнуты все же были. В 2012 году клиенты ведущих компаний стали доверительнее относится к перевозчикам, т.к. увеличилась надежность перевозок. Об этом говорит и отраслевой график надежности судов, который публикуется компанией DrewryMaritimeResearch.
Компании "Maersk" и "Hanjin" не только сохранили свои лидирующие позиции в качестве двух наиболее надежных крупных перевозчиков, но и улучшили свои показатели в первом квартале. На основании обследований, "Maersk" имела лучшие в мире показатели во втором квартале 2012 года на уровне 91,4 процента, при этом в прошлом квартале эта оценка оставляла 89,8 процента [1].
Семнадцать из двадцати семи основных контейнерных линий получили показатель надежности выше 75,7 процентов, что составляет средний уровень по отрасли [1]. Только семи компаниям не удалось улучшить свои оценки по сравнению с предыдущим кварталом. Однако аналитики делают неутешительные прогнозы. Из-за давления со стороны экологических организаций при росте фрахтовых ставок, расходы на экологическую
модернизацию будут обременительны, и данный индекс покажет снижение
надежности.
Список литературы:
1. Быркова Е. Рынок международных контейнерных перевозок: основные игроки и тенденции развития: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://провэд.рф/analytics/research/6274-rinok-konteinerov.html (дата обращения — 22.12.2013 г.).
2. Зеркалов Д.В. Тимощук Е.Н. Международные перевозки грузов. Киев: Изд-во «Основа», 2009 — 475 с. (дата обращения — 20.12.2013 г.).
3. Николаева Л. Л. Цымбал Н.Н. Морские перевозки: учебник. Одесса. Изд-во «Феникс», 2005 — 421 с. (дата обращения — 19.12.2013 г.).